Психологии и Социальной Работы
Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу
«Психология личности»
для студентов очной формы обучения
по специальности/направлению Психология
Щукина М.А., доцент
кафедры общей и
дифференциальной психологии
- Санкт-Петербург
2010
Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
МАТЕРИАЛЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Психология личности»
по направлению подготовки 030300 «Психология»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Разработчики:
к.пс.н. |
Щукина М.А. |
(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)
к.пс.н., доцент |
Ашанина Е.Н. |
(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)
к.пс.н. |
Бондырева М.О. |
(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)
старший преподаватель |
Марковская Г.Г. |
(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)
Санкт-Петербург
2011 Г. Структура материалов для работы студентов
1. Вопросы к итоговому контролю знаний
Модуль 1. Основные направления психологии личности: исторический экскурс и современное состояние
- Междисциплинарный статус понятия личности. Особенности рассмотрения личности в ряде наук: философии, социологии, истории, педагогике, медицине и др. Специфика психологического понимания личности.
- Проблема определения личности. Множество определений личности как следствие многогранности проявлений личности. Многомерность проявлений личности.
- Соотношение понятия «личность» с понятиями «индивид», «индивидуальность», «субъект», «человек», «социальный индивид».
- Личностный подход в психологии С.Л. Рубинштейна.
- Основные этапы становления психологии личности.
- Основные положения теории личности З. Фрейда.
- Основные положения теории личности К. Юнга.
- Основные положения теории личности А. Адлера.
- Сравнительный анализ теорий личности З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера: ведущая мотивация личности, структура личности, возрастно-психологическое развитие личности.
- Теория идентичности личности Э. Эриксона.
- Невротические потребности и стратегии межличностного поведения по К. Хорни.
- Гуманистический психоанализ Э. Фромма.
- Трансактный анализ Э.Берна.
- Психодинамические модели структуры личности.
- Основные положения Б.Ф.Скиннера и А.Бандуры относительно природы человека.
- Теория социального научения Дж.Роттера. Позитивная психология М.Селигмана.
- Поведенческие теории личности и психологическое консультирование.
- Основные концепции и принципы теории личностных конструктов Дж.Келли.
- Метод репертуарных решеток и его использование в исследованиях и в консультировании.
- Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры.
- Применение когнитивных теорий личности в психологическом консультировании.
- Основные положения теории личности А.Маслоу.
- Основные положения теории личности К.Роджерса.
- Теория бегства от свободы Э.Фромма.
- Теория поиска смысла В.Франкла. Логотерапия.
- Экзистенциальные проблемы клиента в психологическом консультировании.
- Типологические подходы к личности.
- Проективный подход и проективные методы исследования личности.
- Факторные подходы и факторные модели личности: теория личностных черт.
- Концепция личности А.Ф. Лазурского. Концепция личности В.Н. Мясищева.
- Деятельностный подход к личности: сравнительный анализ подходов С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева.
- Структурные концепции личности А.Г. Ковалева и К.К. Платонова.
- Системный историко-эволюционный подход к психологии личности А.Г. Асмолова.
- Современный субъектный подход к пониманию личности.
Модуль 2: Основные проблемы психологии личности
- Ориентации исследования развития личности: биогенетическая, социогенетическая и персоногенетическая ориентации.
- Представление о формировании личности в концепции А.Н. Леонтьева («первое» и «второе» рождение личности).
- Представления А.В. Петровского о развитии личности.
- Культурно-историческая концепция развития личности. Понятия социальной ситуации развития, возрастных новообразований, ведущей деятельности и «зоны ближайшего развития» в концепции Л.С. Выготского.
- Периодизация развития личности Д.Б. Эльконина.
- Эволюционные и кризисные формы развития и их роль в становлении личности.
- Жизненный путь человека как история индивидуальности (Б.Г. Ананьев).
- «Я-концепция» и проблема идентичности личности. Представление о структуре «Я» в подходах разных авторов.
- Психологические критерии зрелой личности. Зрелость личности и личностный застой.
- Социализация личности в культуре и в малых группах. Характер как результат социализации. Основные концепции характера.
- Жизненные стратегии и жизненная позиция личности. Организация личностью времени своей жизни.
- Проблема психологических механизмов самодетерминации и свобода человека. Дилемма свободы-детерминизма применительно к поведению человека. Основные подходы к проблеме личностного выбора, свободы и ответственности в зарубежной и отечественной психологии.
- Проблема воли. Личность как субъект регуляции активности, поведения, деятельности. Личностный смысл активности. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа.
- Смысловые образования в структуре личности. Уровни и виды смысловых образований по Б.С. Братусю. Потребность в смысле жизни.
- Теории механизмов психологической защиты.
- Представление о копинг-стратегиях. Особенности копинг-стратегий у людей разного возраста, разного пола, различных типов личности.
2. Список основной и дополнительной литературы
Модуль 1. Основные направления психологии личности: исторический экскурс и современное состояние
Тема 1. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
- Гуревич П.С. Психология личности. — М. : Юнити-Дана, 2009.
- Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
Тема 2. Психодинамические теории личности.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Психология личности: Хрестоматия: Т. 1. / Ред., сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : Бахрах-М, 2006.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
- Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — СПб. : Питер, 2008.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 2007.
- Фромм Э. Душа человека. – М., 2004.
- Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 2001.
- Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.
- Энциклопедия глубинной психологии. — М. : МГ Менеджмент: Когито-Центр, 2002.
Тема 3. Теории личности в бихевиоризме.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
- Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.
Тема 4. Когнитивные теории личности.
- Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. — СПб. : Речь, 2000.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
- Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.
Тема 5. Экзистенционально-гуманистические теории личности.
- Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования: как давать и обретать душевное здоровье. Институт Общегуманитарных Исследований : АПРЕЛЬ ПРЕСС, 2009.
- Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен ; ред. Д. А.Леонтьев. — М. : Смысл, 2004.
- Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Психология личности: Хрестоматия: Т. 1. / Ред., сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : Бахрах-М, 2006.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2005.
- Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.
Тема 6. Факторные подходы и факторные модели личности: теория личностных черт
- Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт ; общ. ред. Д. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 2002.
- Психологические типологии: учебное пособие / Ред. Ю. П. Платонов. — СПб. : Речь, 2004.
- Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : АСТ: Астрель, 2008.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
- Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.
Тема 7. Отечественные теории личности.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
- Гуревич П.С. Психология личности. — М. : Юнити-Дана, 2009.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. — М.: Смысл : Академия, 2005.
- Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
- Психология личности: Хрестоматия: Т. 2 / Ред., сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : Бахрах-М, 2006.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2008.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
Модуль 2: Основные проблемы психологии личности
Тема 8. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
- Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
Тема 9. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
- Психологические типологии: учебное пособие / Ред. Ю. П. Платонов. — СПб. : Речь, 2004.
- Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : АСТ: Астрель, 2008.
- Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
Тема 10. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
- Гуревич П.С. Психология личности. — М. : Юнити-Дана, 2009.
- Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
Тема 11. Персоногенез личности.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
- Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2008.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
Тема 12. Личностный выбор, свобода и ответственность.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
- Ильин Е.П. Психология воли: учебное пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2011.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. — М.: Смысл : Академия, 2005.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2007.
- Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
Тема 13. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2006.
- Ильин Е.П. Психология воли: учебное пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2011.
- Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2008.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
Тема 14. Психологическая защита и совладание — механизмы овладения поведением
- Психологическая защита: направления и методы: учебное пособие / Т. В. Маликова [и др.]. — СПб. : Речь, 2008. — 231 с.
- Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / ред. Л. А. Михайлов. — СПб. : Питер, 2009. — 256 с.
- Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
- Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — СПб. : Питер, 2008.
- Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.
-
Список основной литературы к курсу
- Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
- Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
- Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.
-
Список дополнительной литературы к курсу
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
- Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001.
- Гуревич П.С. Психология личности. — М. : Юнити-Дана, 2009.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2006.
- Ильин Е.П. Психология воли: учебное пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2011.
- Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. — СПб. : Речь, 2000.
- Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. — М. : Смысл, 2001.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. — М.: Смысл : Академия, 2005.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2007.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования: как давать и обретать душевное здоровье. Институт Общегуманитарных Исследований : АПРЕЛЬ ПРЕСС, 2009.
- Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен ; ред. Д. А.Леонтьев. — М. : Смысл, 2004.
- Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт ; общ. ред. Д. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 2002.
- Психологическая защита: направления и методы: учебное пособие / Т. В. Маликова [и др.]. — СПб. : Речь, 2008. — 231 с.
- Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / ред. Л. А. Михайлов. — СПб. : Питер, 2009. — 256 с.
- Психологические типологии: учебное пособие / Ред. Ю. П. Платонов. — СПб. : Речь, 2004.
- Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : АСТ: Астрель, 2008.
- Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Ред., сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : Бахрах-М, 2006.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2008.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2005.
- Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — СПб. : Питер, 2008.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 2007.
- Фромм Э. Душа человека. – М., 2004.
- Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 2001.
- Энциклопедия глубинной психологии. — М. : МГ Менеджмент: Когито-Центр, 2002.
3. Задания для самостоятельной работы
- Законспектируйте (с указанием выходных данных материала) один из текстов (на выбор) из нижеперечисленных хрестоматий (на выбор):
- Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
- Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
- Изложите содержание одной из статей, посвященных изучению проблем психологии личности, в научном журнале. Для выполнения задания выберите один из номеров за 2007-2011 годы следующих журналов: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Журнал практического психолога», «Консультативная психология и психотерапия», «Культурно-историческая психология», «Психология обучения», «Психология. Журнал Высшей Школы экономики», «Экспериментальная психология». Далее выберите заинтересовавшую Вас статью. Выполните ее описание по следующим пунктам.
- Сведения о статье: автор(ы), название, журнал, год и норе выпуска, номера страниц.
- Структура статьи (основные части, на которую делит статью автор).
- Определите, в рамках какого направления изучения личности выполнена работа автора статьи.
- Выделите имена ученых и их идеи, на которые опирается автор статьи в своих рассуждениях.
- Выделите имена ученых и их идеи, с которыми полемизирует автор статьи.
- Кратко сформулируйте позицию автора.
- Опишите кратко содержание проведенного автором исследования (теоретического или эмпирического) и его результаты.
- Оцените вклад изложенного в статье материала в решение проблем психологии личности (укажите каких именно и в какой мере).
- Выполните в таблице сравнительную характеристику двух теорий личности или позиций двух авторов (на выбор).
Сравнение (установление сходства и различия между теориями) можно проводить по следующим критериям: основные представители теоретического направления, предмет изучения (основные представления о личности в теории), структура личности, функции личности, развитие личности.
- Выполните проектную работу проблемно-творческого характера.
Цель: провести психологический анализ структуры и жизненного пути личности по материалам автобиографии.
Задачи:
- Выберите опубликованный в печатных или электронных источниках текст автобиографического характера.
- Создайте краткую справку относительно автора автобиографии и созданного им биографического текста.
- Выберите и укажите стратегию анализа: с помощью одного из направлений психологии личности либо с помощью различных теоретических направлений. Аргументируйте свою позицию.
- По материалам анализа автобиографии ответьте на следующие вопросы:
- Опишите организацию внутреннего мира или структуру изучаемой личности.
- Опишите развитие изучаемой личности: основные этапы жизненного пути; основные движущие силы; основные факторы развития.
- Выделите основную жизненную задачу (задачи) рассматриваемой личности.
- Выделите ведущие ценности личности.
- Обозначьте доминирующий локус контроля личности.
- Приведите примеры трудностей, страданий, которые испытывает личность. Выделите типичные для данной личности варианты жизненных затруднений.
- Опишите способы психологической самопомощи, копинг-стратегии, которые использует данная личность. Оцените эффективность данных способов. Обоснуйте наличие или отсутствие потребности в обращении за профессиональной психологической помощью.
4. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы
- Задание № 1 выполняется письменно от руки.
- Задания № 2-4 выполняются письменно предпочтительно с использованием компьютерной печати. Критериями оценки является краткость и логика изложения, аккуратное оформление, четкость соответствия ответов структуре задания, полнота ответа на все поставленные вопросы. Приветствуется умение сопоставлять различные позиции, формулировать свою точку зрения, делать аргументированные выводы.
- Задание № 4 носит проблемный характер и предполагают не односложный, а аргументарованный ответ с опорой на четко выбранные и обозначенные теоретические позиции. Сделанные выводы, обобщения и иные результаты анализа должны подкрепляться указанием ссылок на соответствующие фрагменты текста.
5. Дополнительные материалы Глоссарий Модуль 1. Основные направления психологии личности: исторический экскурс и современное состояние.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – теория личности Юнга, в которой придается большое значение противоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуации.
АРХЕТИП – термин аналитической психологии Юнга, ее центральное понятие – первообраз, структурный элемент психики, образец поведения, мышления, восприятия относительно какого-либо объекта или ситуации, скрытый в коллективном бессознательном.
БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОГА – в теории Хорни – всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире.
БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ – в теории Эриксона – внутреннее ощущение, что социальный мир — это безопасное и стабильное место, где люди заботливы и надежны.
БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ – по Фромму – понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие причины и механизмы действия динамических факторов психики, побуждающих человека к добровольному отказу от свободы с целью избавления от чувства одиночества и отчужденности от других людей.
ВОЛЯ (Will).
Способность организовать свое «я» таким образом, чтобы имело место движение в определенном направлении или к определенной цели. Воля требует самосознания (self-consciousness), подразумевает некоторую возможность и/или выбор, дает желанию направление и ощущение зрелости.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – теория Олпорта, особо выделяющая устойчивые черты личности, обеспечивающие постоянство поведения с течением времени и с изменением ситуаций.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого человека и тех процессов, с помощью которых люди стремятся к достижению жизненных целей.
ИНДИВИДУАЦИЯ – термин, использованный Юнгом для обозначения процесса интеграции противоположно направленных элементов личности на пути к преобразованию ее в единое целое.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (Intentionality).
Структура, в которой мы осмысляем свой прошлый опыт и соответственно представляем себе будущее. Вне этой структуры невозможен ни сам выбор, ни его дальнейшая реализация. Поступок подразумевает интенциональность, так же как и интенциональность подразумевает поступок.
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – по Юнгу – особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – в теории Адлера – глубокое чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми.
КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА – в теории Адлера – тенденция преувеличивать собственную значимость с целью преодоления постоянного ощущения неполноценности.
КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ – в теории Фрейда женский вариант Эдипова комплекса — бессознательное эротическое влечение девочки к отцу и связанные с ним негативные установки к матери.
КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ – концепция Мясищева, согласно которой психологическое ядро личности есть индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения.
ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ – в теории Келли — создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, посредством которого осуществляется интерпретация, понимание и оценка объектов мира, других людей и своего жизненного опыта.
ЛОГОТЕРАПИЯ – в теории Франкла — направление психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни.
НЕВРОТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА (Neurotic anxiety).
Реакция, непропорциональная угрозе, вызывающая подавление и другие формы внутрипсихических конфликтов (intrapsychic conflict) и управляемая разнообразными формами блокирования (blocking-off) действий и понимания.
НОРМАЛЬНАЯ ТРЕВОГА (Normal anxiety).
Реакция, пропорциональная угрозе, не вызывающая подавления, которой можно конструктивно противостоять на сознательном уровне. Нормальная тревога, согласно Мэю, — условие любого творчества.
САМОАКТУАЛИЗУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ – в теории Маслоу — человек, удовлетворивший свои дефицитарные потребности и развивший максимально свой потенциал; человек, вышедший на уровень самоактаулизации.
САМОСТЬ – в теории Юнга – своеобразный центр коллективного бессознательного, его центральный архетип — недостижимая инстанция в процессе индивидуализации, центр структуры личности, в котором интегрируются все противоборствующие силы.
СВОБОДА (Freedom).
Состояние личности, готовой к переменам, в ее способности знать о своей предопределенности.
СУДЬБА (Destiny).
Структура из ограничений и способностей, которые представляют собой «данные» нашей жизни. Судьба включает в себя биологические свойства, психологические и культурные факторы, не означая при этом тотальную предопределенность и обреченность..
ТРЕВОГА (Anxiety).
Опасение, вызванное угрозой каким-то ценностям, которые человек считает важными для своего существования как личности. Мэй выделяет два вида тревоги: нормальную и невротическую.
ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ – в теории Эриксона – совокупность представлений о себе, дающий возможность чувствовать свою уникальность и аутентичность.
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС – в теории Фрейда — бессознательное эротическое влечение мальчика к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу.
Модуль 2: Основные проблемы психологии личности
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ – понятие, описывающее прогресс индивидуального психологии развития человека">развития человека от рождения до смерти.
– в концепции Рубинштейна — это путь становления индивидуальности личности.
ИНДИВИД – биологическая сущность человека; по Ананьеву и Леонтьеву – понимание человека как представителя вида Homo sapiens.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это неповторимое сочетание в человеке его индивидных, личностных и субъектных черт.
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ – переживание повышенной личностной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.
ЛИЧНОСТЬ – (в широком смысле) – общественная сущность человека; социальный индивид, субъект общественных отношений. Определения личности: 1/ по Рубинштейну — целостная совокупность внутренних условий, определяющих закономерности психических процессов и их развития; 2/ по Мясищеву – система отношений, структурированных по степени обобщенности: от связей человека с отдельными сторонами действительности до связей со всей действительностью в целом; 3/ по Леонтьеву – качественно новое образование человека, формирующееся благодаря жизни в обществе через деятельность с другими людьми; 4/ по Ананьеву – социальный индивид, объект и субъект общественно-исторического процесса.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ – в теории социального научения Роттера – обобщенное восприятия того, в какой степени человек контролирует подкрепления в своей жизни.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ – уровень личностного развития, характеризующийся развитым чувством ответственности, способностью к активному участию в социальной жизни, эффективному использованию знаний и способностей, умением устанавливать близкие эмоциональные отношения с другими, способности к конструктивному решению различных жизненных задач на пути к полноте самореализации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – в отличие от возраста хронологического это понятие обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями развития личности, условиями жизни, обучения и воспитания.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
УСТАНОВКА – по Узнадзе – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основной целесообразной избирательной активности человека.
ЭКЗОПСИХИКА — в концепции Лазурского — внешний механизм человеческой психики, определяющейся отношениями личности со средой, зависит от внешних условий.
ЭНДОПСИХИКА – в концепции Лазурского – ядро личности; внутренний механизм человеческой психики, проявляющейся в психических функциях: внимании, памяти, эмоциональности, волевых усилиях, способностях, характере.