Санкт-Петербургский Государственный Институт 10

Психологии и Социальной Работы

Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу

«Психология личности»

для студентов очной формы обучения

по специальности/направлению Психология

Щукина М.А., доцент

кафедры общей и

дифференциальной психологии

  1. Санкт-Петербург

2010

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

МАТЕРИАЛЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Психология личности»

по направлению подготовки 030300 «Психология»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Разработчики:

к.пс.н.

Щукина М.А.

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

к.пс.н., доцент

Ашанина Е.Н.

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

к.пс.н.

Бондырева М.О.

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

старший преподаватель

Марковская Г.Г.

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

Санкт-Петербург

2011 Г. Структура материалов для работы студентов

1. Вопросы к итоговому контролю знаний

Модуль 1. Основные направления психологии личности: исторический экскурс и современное состояние

  1. Междисциплинарный статус понятия личности. Особенности рассмотрения личности в ряде наук: философии, социологии, истории, педагогике, медицине и др. Специфика психологического понимания личности.
  2. Проблема определения личности. Множество определений личности как следствие многогранности проявлений личности. Многомерность проявлений личности.
  3. Соотношение понятия «личность» с понятиями «индивид», «индивидуальность», «субъект», «человек», «социальный индивид».
  4. Личностный подход в психологии С.Л. Рубинштейна.
  5. Основные этапы становления психологии личности.
  6. Основные положения теории личности З. Фрейда.
  7. Основные положения теории личности К. Юнга.
  8. Основные положения теории личности А. Адлера.
  9. Сравнительный анализ теорий личности З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера: ведущая мотивация личности, структура личности, возрастно-психологическое развитие личности.
  10. Теория идентичности личности Э. Эриксона.
  11. Невротические потребности и стратегии межличностного поведения по К. Хорни.
  12. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.
  13. Трансактный анализ Э.Берна.
  14. Психодинамические модели структуры личности.
  15. Основные положения Б.Ф.Скиннера и А.Бандуры относительно природы человека.
  16. Теория социального научения Дж.Роттера. Позитивная психология М.Селигмана.
  17. Поведенческие теории личности и психологическое консультирование.
  18. Основные концепции и принципы теории личностных конструктов Дж.Келли.
  19. Метод репертуарных решеток и его использование в исследованиях и в консультировании.
  20. Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры.
  21. Применение когнитивных теорий личности в психологическом консультировании.
  22. Основные положения теории личности А.Маслоу.
  23. Основные положения теории личности К.Роджерса.
  24. Теория бегства от свободы Э.Фромма.
  25. Теория поиска смысла В.Франкла. Логотерапия.
  26. Экзистенциальные проблемы клиента в психологическом консультировании.
  27. Типологические подходы к личности.
  28. Проективный подход и проективные методы исследования личности.
  29. Факторные подходы и факторные модели личности: теория личностных черт.
  30. Концепция личности А.Ф. Лазурского. Концепция личности В.Н. Мясищева.
  31. Деятельностный подход к личности: сравнительный анализ подходов С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева.
  32. Структурные концепции личности А.Г. Ковалева и К.К. Платонова.
  33. Системный историко-эволюционный подход к психологии личности А.Г. Асмолова.
  34. Современный субъектный подход к пониманию личности.

Модуль 2: Основные проблемы психологии личности

  1. Ориентации исследования развития личности: биогенетическая, социогенетическая и персоногенетическая ориентации.
  2. Представление о формировании личности в концепции А.Н. Леонтьева («первое» и «второе» рождение личности).
  3. Представления А.В. Петровского о развитии личности.
  4. Культурно-историческая концепция развития личности. Понятия социальной ситуации развития, возрастных новообразований, ведущей деятельности и «зоны ближайшего развития» в концепции Л.С. Выготского.
  5. Периодизация развития личности Д.Б. Эльконина.
  6. Эволюционные и кризисные формы развития и их роль в становлении личности.
  7. Жизненный путь человека как история индивидуальности (Б.Г. Ананьев).
  8. «Я-концепция» и проблема идентичности личности. Представление о структуре «Я» в подходах разных авторов.
  9. Психологические критерии зрелой личности. Зрелость личности и личностный застой.
  10. Социализация личности в культуре и в малых группах. Характер как результат социализации. Основные концепции характера.
  11. Жизненные стратегии и жизненная позиция личности. Организация личностью времени своей жизни.
  12. Проблема психологических механизмов самодетерминации и свобода человека. Дилемма свободы-детерминизма применительно к поведению человека. Основные подходы к проблеме личностного выбора, свободы и ответственности в зарубежной и отечественной психологии.
  13. Проблема воли. Личность как субъект регуляции активности, поведения, деятельности. Личностный смысл активности. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа.
  14. Смысловые образования в структуре личности. Уровни и виды смысловых образований по Б.С. Братусю. Потребность в смысле жизни.
  15. Теории механизмов психологической защиты.
  16. Представление о копинг-стратегиях. Особенности копинг-стратегий у людей разного возраста, разного пола, различных типов личности.

2. Список основной и дополнительной литературы

Модуль 1. Основные направления психологии личности: исторический экскурс и современное состояние

Тема 1. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни.

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
  3. Гуревич П.С. Психология личности. — М. : Юнити-Дана, 2009.
  4. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
  5. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  6. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
  7. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.

Тема 2. Психодинамические теории личности.

  1. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  2. Психология личности: Хрестоматия: Т. 1. / Ред., сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : Бахрах-М, 2006.
  3. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
  4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — СПб. : Питер, 2008.
  5. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 2007.
  6. Фромм Э. Душа человека. – М., 2004.
  7. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 2001.
  8. Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.
  9. Энциклопедия глубинной психологии. — М. : МГ Менеджмент: Когито-Центр, 2002.

Тема 3. Теории личности в бихевиоризме.

  1. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  2. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
  3. Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.

Тема 4. Когнитивные теории личности.

  1. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. — СПб. : Речь, 2000.
  2. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  3. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
  4. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
  5. Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.

Тема 5. Экзистенционально-гуманистические теории личности.

  1. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001.
  2. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: как давать и обретать душевное здоровье. Институт Общегуманитарных Исследований : АПРЕЛЬ ПРЕСС, 2009.
  3. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен ; ред. Д. А.Леонтьев. — М. : Смысл, 2004.
  4. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
  5. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  6. Психология личности: Хрестоматия: Т. 1. / Ред., сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : Бахрах-М, 2006.
  7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
  8. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
  9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2005.
  10. Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.

Тема 6. Факторные подходы и факторные модели личности: теория личностных черт

  1. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт ; общ. ред. Д. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 2002.
  2. Психологические типологии: учебное пособие / Ред. Ю. П. Платонов. — СПб. : Речь, 2004.
  3. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : АСТ: Астрель, 2008.
  4. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  5. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
  6. Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.

Тема 7. Отечественные теории личности.

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
  3. Гуревич П.С. Психология личности. — М. : Юнити-Дана, 2009.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. — М.: Смысл : Академия, 2005.
  5. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
  6. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  7. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
  8. Психология личности: Хрестоматия: Т. 2 / Ред., сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : Бахрах-М, 2006.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2008.
  10. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.

Модуль 2: Основные проблемы психологии личности

Тема 8. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности.

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
  3. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
  4. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  5. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
  6. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.

Тема 9. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
  3. Психологические типологии: учебное пособие / Ред. Ю. П. Платонов. — СПб. : Речь, 2004.
  4. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : АСТ: Астрель, 2008.
  5. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
  6. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  7. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
  8. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.

Тема 10. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
  3. Гуревич П.С. Психология личности. — М. : Юнити-Дана, 2009.
  4. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
  5. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  6. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
  7. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.

Тема 11. Персоногенез личности.

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
  2. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
  3. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  4. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2008.
  6. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.

Тема 12. Личностный выбор, свобода и ответственность.

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
  2. Ильин Е.П. Психология воли: учебное пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2011.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. — М.: Смысл : Академия, 2005.
  4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2007.
  5. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
  6. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  7. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
  8. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.

Тема 13. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа.

  1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2006.
  2. Ильин Е.П. Психология воли: учебное пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2011.
  3. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
  4. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  5. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2008.
  7. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.

Тема 14. Психологическая защита и совладание — механизмы овладения поведением

  1. Психологическая защита: направления и методы: учебное пособие / Т. В. Маликова [и др.]. — СПб. : Речь, 2008. — 231 с.
  2. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / ред. Л. А. Михайлов. — СПб. : Питер, 2009. — 256 с.
  3. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
  4. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  5. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
  6. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — СПб. : Питер, 2008.
  7. Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.
  1. Список основной литературы к курсу

  1. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
  2. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  3. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.
  4. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие. / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.
  5. Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.
  1. Список дополнительной литературы к курсу

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учебник / А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Смысл, 2001.
  3. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001.
  4. Гуревич П.С. Психология личности. — М. : Юнити-Дана, 2009.
  5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2006.
  6. Ильин Е.П. Психология воли: учебное пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2011.
  7. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. — СПб. : Речь, 2000.
  8. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. — М. : Смысл, 2001.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. — М.: Смысл : Академия, 2005.
  10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2007.
  11. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: как давать и обретать душевное здоровье. Институт Общегуманитарных Исследований : АПРЕЛЬ ПРЕСС, 2009.
  12. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен ; ред. Д. А.Леонтьев. — М. : Смысл, 2004.
  13. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт ; общ. ред. Д. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 2002.
  14. Психологическая защита: направления и методы: учебное пособие / Т. В. Маликова [и др.]. — СПб. : Речь, 2008. — 231 с.
  15. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / ред. Л. А. Михайлов. — СПб. : Питер, 2009. — 256 с.
  16. Психологические типологии: учебное пособие / Ред. Ю. П. Платонов. — СПб. : Речь, 2004.
  17. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : АСТ: Астрель, 2008.
  18. Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Ред., сост. Д. Я. Райгородский. — Самара : Бахрах-М, 2006.
  19. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
  20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2008.
  21. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2005.
  22. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — СПб. : Питер, 2008.
  23. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 2007.
  24. Фромм Э. Душа человека. – М., 2004.
  25. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 2001.
  26. Энциклопедия глубинной психологии. — М. : МГ Менеджмент: Когито-Центр, 2002.

3. Задания для самостоятельной работы

  1. Законспектируйте (с указанием выходных данных материала) один из текстов (на выбор) из нижеперечисленных хрестоматий (на выбор):
  • Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. — М. : АСТ : Астрель, 2009.
  • Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2009.

  1. Изложите содержание одной из статей, посвященных изучению проблем психологии личности, в научном журнале. Для выполнения задания выберите один из номеров за 2007-2011 годы следующих журналов: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Журнал практического психолога», «Консультативная психология и психотерапия», «Культурно-историческая психология», «Психология обучения», «Психология. Журнал Высшей Школы экономики», «Экспериментальная психология». Далее выберите заинтересовавшую Вас статью. Выполните ее описание по следующим пунктам.
  • Сведения о статье: автор(ы), название, журнал, год и норе выпуска, номера страниц.
  • Структура статьи (основные части, на которую делит статью автор).
  • Определите, в рамках какого направления изучения личности выполнена работа автора статьи.
  • Выделите имена ученых и их идеи, на которые опирается автор статьи в своих рассуждениях.
  • Выделите имена ученых и их идеи, с которыми полемизирует автор статьи.
  • Кратко сформулируйте позицию автора.
  • Опишите кратко содержание проведенного автором исследования (теоретического или эмпирического) и его результаты.
  • Оцените вклад изложенного в статье материала в решение проблем психологии личности (укажите каких именно и в какой мере).
  1. Выполните в таблице сравнительную характеристику двух теорий личности или позиций двух авторов (на выбор).

    Сравнение (установление сходства и различия между теориями) можно проводить по следующим критериям: основные представители теоретического направления, предмет изучения (основные представления о личности в теории), структура личности, функции личности, развитие личности.

  2. Выполните проектную работу проблемно-творческого характера.

Цель: провести психологический анализ структуры и жизненного пути личности по материалам автобиографии.

Задачи:

  1. Выберите опубликованный в печатных или электронных источниках текст автобиографического характера.
  2. Создайте краткую справку относительно автора автобиографии и созданного им биографического текста.
  3. Выберите и укажите стратегию анализа: с помощью одного из направлений психологии личности либо с помощью различных теоретических направлений. Аргументируйте свою позицию.
  4. По материалам анализа автобиографии ответьте на следующие вопросы:
  1. Опишите организацию внутреннего мира или структуру изучаемой личности.
  2. Опишите развитие изучаемой личности: основные этапы жизненного пути; основные движущие силы; основные факторы развития.
  3. Выделите основную жизненную задачу (задачи) рассматриваемой личности.
  4. Выделите ведущие ценности личности.
  5. Обозначьте доминирующий локус контроля личности.
  6. Приведите примеры трудностей, страданий, которые испытывает личность. Выделите типичные для данной личности варианты жизненных затруднений.
  7. Опишите способы психологической самопомощи, копинг-стратегии, которые использует данная личность. Оцените эффективность данных способов. Обоснуйте наличие или отсутствие потребности в обращении за профессиональной психологической помощью.

4. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы

  1. Задание № 1 выполняется письменно от руки.
  2. Задания № 2-4 выполняются письменно предпочтительно с использованием компьютерной печати. Критериями оценки является краткость и логика изложения, аккуратное оформление, четкость соответствия ответов структуре задания, полнота ответа на все поставленные вопросы. Приветствуется умение сопоставлять различные позиции, формулировать свою точку зрения, делать аргументированные выводы.
  3. Задание № 4 носит проблемный характер и предполагают не односложный, а аргументарованный ответ с опорой на четко выбранные и обозначенные теоретические позиции. Сделанные выводы, обобщения и иные результаты анализа должны подкрепляться указанием ссылок на соответствующие фрагменты текста.

5. Дополнительные материалы Глоссарий Модуль 1. Основные направления психологии личности: исторический экскурс и современное состояние.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – теория личности Юнга, в которой придается большое значение противоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуации.

АРХЕТИП – термин аналитической психологии Юнга, ее центральное понятие – первообраз, структурный элемент психики, образец поведения, мышления, восприятия относительно какого-либо объекта или ситуации, скрытый в коллективном бессознательном.

БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОГА – в теории Хорни – всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире.

БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ – в теории Эриксона – внутреннее ощущение, что социальный мир — это безопасное и стабильное место, где люди заботливы и надежны.

БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ – по Фромму – понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие причины и механизмы действия динамических факторов психики, побуждающих человека к добровольному отказу от свободы с целью избавления от чувства одиночества и отчужденности от других людей.

ВОЛЯ (Will).

Способность организовать свое «я» таким образом, чтобы имело место движение в определенном направлении или к определенной цели. Воля требует самосознания (self-consciousness), подразумевает некоторую возможность и/или выбор, дает желанию направление и ощущение зрелости.

ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – теория Олпорта, особо выделяющая устойчивые черты личности, обеспечивающие постоянство поведения с течением времени и с изменением ситуаций.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого человека и тех процессов, с помощью которых люди стремятся к достижению жизненных целей.

ИНДИВИДУАЦИЯ – термин, использованный Юнгом для обозначения процесса интеграции противоположно направленных элементов личности на пути к преобразованию ее в единое целое.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (Intentionality).

Структура, в которой мы осмысляем свой прошлый опыт и соответственно представляем себе будущее. Вне этой структуры невозможен ни сам выбор, ни его дальнейшая реализация. Поступок подразумевает интенциональность, так же как и интенциональность подразумевает поступок.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – по Юнгу – особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – в теории Адлера – глубокое чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми.

КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА – в теории Адлера – тенденция преувеличивать собственную значимость с целью преодоления постоянного ощущения неполноценности.

КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ – в теории Фрейда женский вариант Эдипова комплекса — бессознательное эротическое влечение девочки к отцу и связанные с ним негативные установки к матери.

КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ – концепция Мясищева, согласно которой психологическое ядро личности есть индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения.

ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ – в теории Келли — создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, посредством которого осуществляется интерпретация, понимание и оценка объектов мира, других людей и своего жизненного опыта.

ЛОГОТЕРАПИЯ – в теории Франкла — направление психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни.

НЕВРОТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА (Neurotic anxiety).

Реакция, непропорциональная угрозе, вызывающая подавление и другие формы внутрипсихических конфликтов (intrapsychic conflict) и управляемая разнообразными формами блокирования (blocking-off) действий и понимания.

НОРМАЛЬНАЯ ТРЕВОГА (Normal anxiety).

Реакция, пропорциональная угрозе, не вызывающая подавления, которой можно конструктивно противостоять на сознательном уровне. Нормальная тревога, согласно Мэю, — условие любого творчества.

САМОАКТУАЛИЗУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ – в теории Маслоу — человек, удовлетворивший свои дефицитарные потребности и развивший максимально свой потенциал; человек, вышедший на уровень самоактаулизации.

САМОСТЬ – в теории Юнга – своеобразный центр коллективного бессознательного, его центральный архетип — недостижимая инстанция в процессе индивидуализации, центр структуры личности, в котором интегрируются все противоборствующие силы.

СВОБОДА (Freedom).

Состояние личности, готовой к переменам, в ее способности знать о своей предопределенности.

СУДЬБА (Destiny).

Структура из ограничений и способностей, которые представляют собой «данные» нашей жизни. Судьба включает в себя биологические свойства, психологические и культурные факторы, не означая при этом тотальную предопределенность и обреченность..

ТРЕВОГА (Anxiety).

Опасение, вызванное угрозой каким-то ценностям, которые человек считает важными для своего существования как личности. Мэй выделяет два вида тревоги: нормальную и невротическую.

ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ – в теории Эриксона – совокупность представлений о себе, дающий возможность чувствовать свою уникальность и аутентичность.

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС – в теории Фрейда — бессознательное эротическое влечение мальчика к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу.

Модуль 2: Основные проблемы психологии личности

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ – понятие, описывающее прогресс индивидуального психологии развития человека">развития человека от рождения до смерти.

– в концепции Рубинштейна — это путь становления индивидуальности личности.

ИНДИВИД – биологическая сущность человека; по Ананьеву и Леонтьеву – понимание человека как представителя вида Homo sapiens.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это неповторимое сочетание в человеке его индивидных, личностных и субъектных черт.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ – переживание повышенной личностной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

ЛИЧНОСТЬ – (в широком смысле) – общественная сущность человека; социальный индивид, субъект общественных отношений. Определения личности: 1/ по Рубинштейну — целостная совокупность внутренних условий, определяющих закономерности психических процессов и их развития; 2/ по Мясищеву – система отношений, структурированных по степени обобщенности: от связей человека с отдельными сторонами действительности до связей со всей действительностью в целом; 3/ по Леонтьеву – качественно новое образование человека, формирующееся благодаря жизни в обществе через деятельность с другими людьми; 4/ по Ананьеву – социальный индивид, объект и субъект общественно-исторического процесса.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ – в теории социального научения Роттера – обобщенное восприятия того, в какой степени человек контролирует подкрепления в своей жизни.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ – уровень личностного развития, характеризующийся развитым чувством ответственности, способностью к активному участию в социальной жизни, эффективному использованию знаний и способностей, умением устанавливать близкие эмоциональные отношения с другими, способности к конструктивному решению различных жизненных задач на пути к полноте самореализации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – в отличие от возраста хронологического это понятие обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями развития личности, условиями жизни, обучения и воспитания.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

УСТАНОВКА – по Узнадзе – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основной целесообразной избирательной активности человека.

ЭКЗОПСИХИКА — в концепции Лазурского — внешний механизм человеческой психики, определяющейся отношениями личности со средой, зависит от внешних условий.

ЭНДОПСИХИКА – в концепции Лазурского – ядро личности; внутренний механизм человеческой психики, проявляющейся в психических функциях: внимании, памяти, эмоциональности, волевых усилиях, способностях, характере.