С психологическим практикумом

Педагогическая психология

 

Учебно-методическое пособие

для студентов и преподавателей педагогических вузов

 

 

Бийск

АГАО им. В. М. Шукшина

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 4

1. Методические рекомендации для подготовки

к практическим занятиям……………………………………………… 6

2. Задания для самостоятельной работы,

вопросы к зачету, тестовые задания………………………………. 34

3. Рекомендуемая литература……………………………………….. 59

Литература………………………………………………………………….. 61

 
 


Введение

Курс «Педагогическая психология с психологическим практикумом»относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла дисциплин и является предшествующим для социальной психологии и различных курсов по выбору психологического цикла.

Основные разделы:

— педагогическая психология как отрасль психологических знаний;

— психология педагогической деятельности и личности учителя;

— психология воспитания;

— психология обучения;

Главная целькурса заключается в формировании представлений об общих закономерностях и механизмах освоения личностью социокультурного опыта в процессе обучения и воспитания.

Педагогическая психология является практически ориентированным курсом цикла психологических дисциплин. Основными задачами являются подготовка к решению профессиональных задач, овладение культурой интеллектуальной деятельности и педагогического общения в частности развитие организаторских и коммуникативных способностей, направленность на рефлексию собственной деятельности и ее результатов.

Учебно-методическое пособие составлено на основании федерального государственного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана (общий объем – 144 часа).

Структура курса (аудиторная часть) предусматривает лекции и практические занятия.

Задачи лекционных занятий: познакомить студентов с современной педагогической психологией, сформировать представления о содержании педагогической деятельности, требованиях к личности учителя, психологических механизмах воспитания и обучения, различиях психологических теорий обучения; механизмах научения.

Задачи семинарских занятий:

o подготовка к решению профессиональных проблем;

o формирование умения осуществлять психологический анализ урока;

o формирование умения интегрировать результаты, продукты педагогической деятельности и деятельности учащихся, и на их основе прогнозировать ход личностного развития субъектов образовательного процесса;

o развитие направленности на рефлексию собственной деятельности и ее результатов;

o создание условий для развития у студентов склонности и умений выделять в повседневной жизни и собственной педагогической деятельности явления психической реальности, выделять субъективную составляющую поведения школьников;

Областью профессиональной деятельности бакалавров, на которую ориентирует дисциплина «Педагогическая психология с психологическим практикумом», является образование.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки и компетенции, сформированные в процессе изучения общей и возрастной психологии. Они должны владеть понятийным аппаратом психологической науки, иметь систему теоретических знаний о психике и ее онтогенезе, уметь самостоятельно работать с психологической литературой, понимать механизмы перехода с одной возрастной стадии на другую; закономерности и показатели развития; новообразования каждого возрастного периода; условия и факторы, определяющие особенности развития в каждый возрастной период,

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения социальной психологии, специальных курсов психологического цикла; прохождения педагогической практики, подготовки к курсовому и дипломному исследованию

Весь материал преподносится с учетом общих требований стандарта.

Методические рекомендации для подготовки

К практическим занятиям

Практические занятия (30 часов)

Практическое занятие 1

Психологические аспекты труда учителя.

Цель: Овладеть умением выделять собственно психологические аспекты урока.

Ход:

1. Проведение деловой игры «Обратная связь».

2. Обсуждение и психологический анализ уроков, проведенных студентами в процессе игры.

Методические указания:

Учебной аудитории: специальной подготовки не требуется.

Участники игры:

· студенты, выполняющие роль учителя,

· студенты, выполняющие роль учеников,

· студенты, выполняющие роль экспертов (завуча, директора школы).

Общее описание игры:

Студенты, играющие роль учителя, проводят «уроки». Время для выполнения задания студенту — «учителю» – 10-15 мин. Студенты — «ученики» играют роль учеников.

 

Практическое занятие 2

Тема: Психология педагогической деятельности

Цель:рассмотреть строение педагогической деятельности в ее психологических аспектах.

Вопросы для обсуждения

Специфика педагогической профессии, ее отличия от других профессий. Психологическая характеристика педагогической деятельности — цели, функции, структура, педагогические умения. Уровни продуктивности педагогической деятельности.

Доклады по теме: методы психологии в деятельности учителя.

Классические методы – наблюдение, эксперимент (формирующий эксперимент), тестирование.

Специфические методы оказания психологической помощи и поддержки (психологическая коррекция, активное социальное обучение (тренинг); психологическое консультирование).

Методические указания:

Решая задачу в ходе подготовки к семинару, постарайтесь обосновать свое мнение

Задача. Проанализируйте по приведенным высказываниям те позиции, которые педагоги занимают по отношению к другому человеку. Какие из них вы находите оптимальными и почему?

1. Педагог — это профессия, формирующая личностные качества человека.

2. Деятельность педагога – это образовательная «услуга», ничем не отличающаяся от услуг таксиста, продавца, парикмахера.

3. Педагог — это профессия, предполагающая знание законов, особенностей психики разных типов людей и умение пользоваться своими знаниями для того, чтобы корректировать отношения, нежелательные моменты в поведении личности в сторону их улучшения.

4. Для педагога более значима большая практика и вера в себя, а не теоретическая профессиональная подготовка.

5. О талантливых музыкантах, артистах говорят, что в детстве их поцеловала муза музыки или театра. Муза педагогики позволяет стать «учителем от Бога».

6. Педагог — это профессия, требующая ответственности, терпимости, знания о другом человеке, о себе и т.п.

7. Педагог — это профессия одержимых увлеченно-вдохновенных людей.

8. Педагог — это профессия, которая позволяет глубже понять мотивы поступков и осознать все внутренние процессы, происходящие как с самим собой, так и с другим лицом.

9. Профессия педагога требует высокого уровня знаний, как профессиональных, так и общекультурных, а также таких качеств, как тактичность, внимательность.

10. Заниматься преподаванием можно и не имея специального педагогического образования

Практическое занятие 3

Личность учителя.

Цель:Выделить личностные особенности учителя как основные факторы продуктивности педагогической деятельности.

Ход работы:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Задание для обсуждения.

3. Дискуссия.

Вопросы для обсуждения

Динамика представлений о профессионально значимых личностных качествах (общепедагогический и системно-структурный подходы).

Идеи Л.С.Выготского о требованиях к личности учителя.

 

Методические указания:

При подготовке вопросов семинарского занятия необходимо законспектировать главу 9 «Психология и учитель» из книги Выготского Л.С.

 

При конспектировании нужно ответить на вопросы:

1. Чем, по мнению Л.С.Выготского, определяются требования к личности учителя? Приведите примеры разных представлений.

2. Почему представление о том, что учитель должен воспитывать Л.С.Выготский назвал предрассудком? Преодолен ли сейчас этот предрассудок?

3. В чем Л.С.Выготский видит опасность педагогической профессии? В каких случаях учитель выступает как нелепая, осмеиваемая, карикатурная фигура? Как избежать этой опасности?

4. Почему Л.С.Выготский считает требование от учителя вдохновения, воодушевления антипсихологичным?

5. Почему дружеские отношения между учителем и учеником Л.С.Выготский считает психологической проблемой?

6. Какие требования к учителю предъявляет Л.С.Выготский?

7. Как Вы относитесь к идее Л.С.Выготского о том, что в городе будущего не будет здания с названием «школа», а педагогическая профессия исчезнет?

8. Как Вы поняли мысль Л.С.Выготского о преподавании как о войне?

Практическое занятие 4.

Психологическое здоровье учителя.

Цель:Выделить личностные особенности учителя как основные факторы продуктивности педагогической деятельности.

Ход работы:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Заслушивание и обсуждение докладов

Вопросы для обсуждения

Проблема соответствия человека педагогической профессии. «Я-концепция» учителя и ее проявление в педагогической деятельности. Профессиональные деформации.

Тематика докладов

Синдром эмоционального сгорания в педагогической профессии

Профилактика профессиональной деформации педагога

Психологическое здоровье учителя

Практическое занятие 5

Тема: Педагогические способности

Цель:информационно-психологическое обеспечение саморазвития, рефлексии собственных психологических особенностей, их влияния на успех педагогической деятельности.

Ход:

1. Соотнесение различных видов педагогических способностей с разными сторонами педагогической деятельности (конструктивной, коммуникативной, организаторской, познавательной).

2. Самооценка уровня развития педагогических способностей.

3. Психологическая диагностика уровня развития педагогических способностей.

4. Проведение рефлексивного анализа полученных результатов.

5. Создание программы развития способностей.

Вопрос для обсуждения

Различные подходы к классификации педагогических способностей

 

Методические указания:

Для успешной работы на семинаре необходима информация не только о различных подходах к классификации педагогических способностей, но и материалы предыдущего семинара, а также сведения о категории «Способности» из курса общей психологии.

Практическое занятие 6

Тема: Профессионально-педагогическая направленность учителя.

Цель:рефлексия собственных психологических особенностей в сфере направленности личности, их влияния на успех педагогической деятельности. Анализ влияния профессионально-педагогической направленности учителя на продуктивность его деятельности.

Ход:

1. Обсуждение теоретического вопроса: Роль профессионально-педагогической направленности личности учителя в становлении профессионала.

2. Исследование общеличностной направленности.

3. Проведение рефлексивного анализа полученных результатов. Соотнесение общеличностной и вероятной педагогической направленности.

4. Обсуждение проявлений педагогической направленности в ситуациях педагогического общения.

Методические указания:

Для успешной работы на семинаре необходима информация не только о педагогической направленности, но и материалы, касающиеся продуктивности педагогической деятельности.

Вопросы для рефлексивного анализа:

Исходя из результатов, полученных при изучении общеличностной направленности, какой можно сделать прогноз о Вашей будущей педагогической направленности?

Как она будет проявляться в педагогической деятельности – в построении урока, взаимодействии с детьми, выборе средств воздействия?

Практическое занятие 7

Тема: Психология педагогического общения

Цель: рефлексия собственных психологических особенностей, их влияния на качество педагогического общения, овладение приемами исследования своих индивидуально-психологических особенностей для ориентации в вопросах информационно-психологического обеспечения саморазвития.

Вопросы для обсуждения

Содержательная характеристика педагогического общения. Понятие, структура, функции. Культура педагогического общения. Стили педагогического общения. Затруднения в педагогическом общении — барьеры и установки, оценочные стереотипы (психологическая характеристика, виды).

Литература:

Практическое занятие 8

Тема: Психология воспитания.

Цель: Рассмотрение проблематики психологии воспитания как раздела педагогической психологии, анализ воспитательных проблем, решаемых учителем

Ход:

1. Обсуждение теоретических вопросов:

2. Обсуждение материалов конспекта

3. Ролевая игра «Педагогическая оценка»

Вопросы для обсуждения.

Предмет, задачи и цели психологии воспитания. Проблема целей воспитания в психологии. Механизмы педагогического влияния (убеждение, внушение, заражение, подражание) и условия их реализации. Психология педагогической оценки.

Методические указания:

При подготовке вопросов семинарского занятия необходимо законспектировать главу 4 «Биологический и социальный факторы воспитания» из книги Выготского Л.С. Педагогическая психология. — М., 1976.

При конспектировании нужно ответить на вопросы:

1. Как, по мнению Л.С.Выготского, соотносятся биологический и социальный факторы воспитания?

2. В чем состоит двойственность педагогического труда?

3. Как Л.С.Выготский обосновывает недопустимость стихийности в воспитании?

4. Почему невозможно предвидеть заранее результат воспитания?

5. Какие психологические требования к определению целей воспитания формулирует Л.С.Выготский?

6. В чем суть определения воспитания как социального отбора?

Конспектирование позволит уяснить сложность постановки воспитательных целей, неоднозначность понимания этой категории в современной педагогике и психологии.

Практическое занятие 9

Тема: Психология воспитания.

Цель: Рассмотрение проблематики психологии воспитания как раздела педагогической психологии, анализ воспитательных проблем, решаемых учителем

Ход:

1. Заслушивание докладов или просмотр презентаций по теме «Осложненное поведение детей как воспитательная проблема».

2. Обсуждение книги Рубинштейна С.Л. Человек и мир.

3. Создание программ воспитательной работы с детьми с различными личностными нарушениями (агрессивность, лживость, неуверенность в себе, демонстративность, тревожность, гиперактивность и т.п.) по схеме: психологические причины, направления воспитательной работы, воспитательные средства адекватные для решения данной проблемы.

4. Представление и обсуждение программ

Литература для конспектирования

Глава «Психологическая наука и дело воспитания» в кн. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М. : Наука, 1998.

Вопросы для докладов или презентаций по теме

«Осложненное поведение детей как воспитательная проблема»:

Детская агрессивность и способы ее коррекции.

Детская лживость как воспитательная проблема.

Психологические причины неуверенности в себе.

Демонстративные дети и педагогическая работа с ними.

Психологические причины детской тревожности.

Гиперактивное поведение детей – способы коррекции

 

Практическое занятие 10

Тема: Способы педагогического воздействия

Цель: овладеть знаниями о целях, средствах, способах педагогического воздействия, педагогической этике.

Вопросы для обсуждения:

Категория субъекта в педагогической психологии.

Субъект — объектный и субъект — субъектный подходы в образовании.

 

Вопросы для рефлексивного анализа

Какие способы эффективнее?

Почему трудно пользоваться недирективными способами воздействия?

В чем причина предпочтения директивных способов?

Практическое занятие 11

Раздел 4. Тема 1. Школьник как субъект учебной деятельности.

Цель: структурирование знаний об индивидуальных и возрастных особенностях учебной деятельности детей как основе организации учебно-воспитательного процесса.

Вопросы для обсуждения

Содержание учебной деятельности и ее структура. Психологическая характеристика учебной деятельности младшего школьника. Психологическая характеристика учебной деятельности подростка. Психологическая характеристика учебной деятельности юноши.

Ход

1. Заслушивание докладов или просмотр презентаций

2. Заполнение таблицы при обсуждении вопросов

Вопросы для докладов или презентаций

Возрастная динамика мотивов учебной деятельности учащихся.

Формирование учебной мотивации школьников

Развитие саморегуляции и самоконтроля школьников

Литература для конспектирования

Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности (в кн. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.- С.285-295).

Методические указания

При подготовке необходимо воспользоваться материалами общей и возрастной психологии, интегрируя их в контексте проблематики семинара.

Возрастные и индивидуальные особенности школьников должны рассматриваться как субъектные характеристики, определяющие характер учебной деятельности.

Обязательным является конспектирование работы Эльконина Д.Б. О структуре учебной деятельности (в кн. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.- С.285-295).

Практическое занятие 12

Тема: Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Цель:получение представления о научении

Ход:

1. Обсуждение теоретических вопросов

Вопросы для обсуждения

Сущность научения. Типы научения. Закономерности усвоения социального опыта. Категория усвоения в психологии. Общая характеристика процесса усвоения. Понимание и усвоение. Формы проявления понимания. Усвоение знаний, умений, навыков. Виды знаний — эмпирические и теоретические знания. Этапы и уровни усвоения знаний. Умения и навыки. Навык в процессе усвоения. Этапы формирования навыков. Закономерности формирования навыков. Учет и развитие познавательных психических процессов в обучении.

Практическое занятие 13

Раздел 4. Тема 3. Психологические теории обучения.

Цель:Разобраться в содержательных характеристиках различных теорий обучения,оценить их потенциал, достоинства и недостатки.

Ход

1. Проведение конференции. Студенты, разделенные для подготовки к занятию на три группы, делают доклады о теориях программированного, проблемного и знаково-контекстного (игрового) обучения.

2. После докладов проводится дискуссия об эффективности обучения в рамках различных психолого-педагогических концепций.

Литература для конспектирования

Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития (в кн. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996. С. 321-336,. Или в кн. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. С374-390).

Методические указания

При конспектировании нужно разобраться, какое отношение имеют идеи Выготского Л.С. к теме семинара?

При подготовке к занятию необходимо разобраться в вопросах:

1. Что такое «теория обучения»?

2. Зачем они нужны?

3. Почему их много?

Студентам также необходимо ознакомиться с психологической характеристикой традиционного обучения.

При подготовке материалов по одной из теорий они должны раскрыть вопросы:

История возникновения теории, ее разработчики. Основные положения и основные понятия (содержание теории).

Достоинства и недостатки.

Практическое занятие 14

Тема: Психологический анализ урока.

Цель:получение навыков самостоятельного психологического анализа урока.

Ход:

2. Обсуждение схемы психологического анализа урока

3. Просмотр видеозаписи урока

4. Содержательное обсуждение урока.

5. Составление отчетов по схеме.

Схема анализа урока

Психологические особенности учителя.

— общеличностная и профессионально-педагогическая направленность учителя, ее проявление на уроке.

— общепедагогические и специальные способности учителя и их проявление на уроке

— индивидуально-психологические особенности учителя: темперамент, эмоциональность, тревожность, самооценка и т.п., их проявление на уроке.

Психологические особенности учебной деятельности учащихся, проявление их возрастных и индивидуально-психологических особенностей

— отношение учащихся к учебному предмету и характер проявления этого отношения на уроке.

— сформированность важнейших учебных действий (выделение существенных и несущественных признаков изучаемых явлений, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии, выдвижению гипотез в процессе решения учебной задачи).

— интеллектуальная активность учащихся на уроке (использование рациональных способов учебной деятельности, использование исследовательских методов, сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока)

— проявление возрастных и индивидуально-психологических особенностей и психических состояний (внимание, стресс, напряженность и пр.) учащихся на уроке.

— развитие познавательной деятельности: как расширяет и углубляет познавательные потребности данный урок, как развивает он интересы и вызывает интеллектуальное напряжение и интеллектуальные чувства, как создает стремление узнать новое, вызывает желание самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, как создает систему знаний (или хотя бы способствует этому).

Учебное взаимодействие в классе и особенности сотрудничества (позиция учителя).

— организация внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, использование игр, групповых и парных упражнений, коллективных форм деятельности

— использование обсуждения при решении проблемных вопросов

— создание ситуаций успеха

— осуществление обратной связи

— индивидуальный стиль поведения: отношение к ученикам, педагогический такт, выдержка, умение выйти из трудной ситуации

— приемы учителя по управлению поведением учащихся на уроке (создание рабочей обстановки).

— отношение учителя к своему учебному предмету. Проявление педагогического творчества учителя на данном уроке (оригинальные решения вопросов обучения и воспитания, педагогические находки).

Выводы, предложения, оценка урока.

Практическое занятие 15

Тема: Проблемы школьной неуспеваемости.

Цель:получение представления о психологической обусловленности уровней обученности школьника

Ход:

Обсуждение теоретических вопросов

Вопросы для обсуждения

Соотношение категорий «обучаемость» и «обученность». Характеристика способностей к обучению. Психологическая обусловленность уровней обученности школьников. Психологические причины неуспеваемости. Уровни детерминации школьной неуспеваемости: нейрофизиологический, психологический, педагогический. Типы неуспевающих школьников и работа с ними.

Понятие психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.Технологии психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса: моделирование, проектирование, экспертиза, мониторинг, психолого-педагогический консилиум, тьюторство, информационные технологии.

 

Задания для самостоятельной работы, вопросы к зачету, тестовые задания

Задания для самостоятельной работы (обязательные для выполнения)

1. Самостоятельная проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия.

2. Составление конспектов оригинальных трудов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн).

3. Решение психологических задач.

4. Подготовка к промежуточному и итоговому тестированию.

 

Список научных работ для конспектирования

1. Выготский Л. С. «Психология и учитель», глава 9 в кн. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.

2. Выготский Л. С. «Биологический и социальный факторы воспитания» глава 4 в кн. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.

3. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в кн. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.

4. Рубинштейн С. Л. глава Психологическая наука и дело воспитания в кн. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М. : Наука, 1998.

5. Эльконин Д. Б. О структуре учебной деятельности (в кн. Д. Б. Эльконин Психическое развитие в детских возрастах.- М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.- С.285-295).

 

Задания для индивидуальной работы

(обязательным является одно из заданий на выбор)

1. Составить аннотацию одного учебного пособия из предлагаемого списка дополнительной литературы.

2. Составить аннотацию статьи из научного журнала «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология и образование» и др. по проблематике педагогической психологии.

3. Подготовить презентацию.

4. Написать эссе.

5. Написать работу о вкладе одного из выдающихся психологов в развитие педагогической психологии.

Тематика презентаций

1. Теория содержательного обобщения (В.В. Давыдова).

2. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

3. Теория программированного обучения (Скиннер Б.Ф., Оконь В.).

4. Теории проблемного обучения (Л.В. Занков, А.М. Матюшкин).

5. Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения.

6. Психологический анализ новых технологий обучения.

7. Психологические основы обучения младших школьников.

8. Психологические основы обучения старших школьников.

9. Виды сотрудничества в учебной деятельности.

10. Контроль и его функции в учебном процессе.

11. Пути формирования учебной мотивации.

12. Проблема обучаемости в психологии.

13. Проблема усвоения знаний в учебной деятельности.

14. Учебные перегрузки как фактор неуспеваемости.

15. Основные причины неуспеваемости старшеклассников и пути предупреждения.

16. Мотивация – один из механизмов формирования личности.

17. Характеристика самостоятельной работы в учебной деятельности.

18. Влияние сотрудничества на учебную деятельность.

19. Психологические основы коллективной познавательной деятельности.

20. Обучение детей со сниженными интеллектуальными способностями.

21. Воспитание детей младшего школьного возраста.

22. Проблемы воспитания подростков и юношей.

23. Психологическая сущность оценочной деятельности учителя.

24. Способности в структуре личности учителя.

25. Характеристика профессионально значимых качеств педагога.

26. Характеристика педагогических умений.

27. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Проблема его формирования и передачи опыта.

28. Психология самовоспитания. Средства и приёмы самовоспитания.

29. Конфликты в педагогическом коллективе.

30. Оптимальные пути предупреждения и разрешения конфликтов.

31. Культура педагогического общения.

32. Проблема формирования коммуникативных умений и навыков школьников.

33. «Барьеры» педагогического общения.

34. Психологические требования к личности учителя.

35. Характеристика учебной деятельности.

36. Детская агрессивность и способы ее коррекции.

37. Детская лживость как воспитательная проблема.

38. Психологические причины неуверенности в себе.

39. Демонстративные дети и педагогическая работа с ними.

40. Психологические причины детской тревожности.

41. Гиперактивное поведение детей – способы коррекции

Тематика эссе

Педагогическая профессия в современном мире

Учитель с большой буквы

Современная школа и проблемы воспитания

Одаренный ребенок и школа

 

Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации

В соответствии с поставленными целью и задачами обучения студентов по данному курсу контроль и проверка ориентированы на выявление уровня профессионального и личностного развития студентов с помощью рейтингового контроля. Текущий и промежуточный контроль осуществляется с помощью разнообразных методов:

— устного контроля: выступление на практическом занятии, участие в дискуссии, деловых и ролевых играх и т. п.;

— письменного контроля: конспектирование научных текстов, отчёт об исследовательской работе, выполнение рефератов и презентаций и т. д.;

— тестового: выполнение контрольных заданий в тестовой форме;

— самоконтроля: рефлексия, самооценка.

Итоговый контроль по курсу проводится в форме зачёта.

Тестовая проверка знаний направлена закрепление и систематизацию учебного материала. Текущее тестирование является стимулом для регулярной подготовки к занятиям, позволяет студентам получить информацию об уровне усвоения, возможных пробелах в знаниях, помогает преподавателю выделить проблемные, трудные для усвоения области.

При тестировании используется закрытая форма заданий.

Видом промежуточной аттестации является экзамен.

Вопросы к экзамену

1. История развития педагогической психологии. Общедидактический этап. Этап оформления педагогической психологии в самостоятельную отрасль. Современный этап развития педагогической психологии.

2. Характеристика педагогической психологии. Предмет, структура и задачи, взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

3. Общая характеристика педагогической деятельности – содержание, цели, структура, функции, продуктивность. Мотивация педагогической деятельности.

4. Функциональные компоненты педагогической деятельности. Характеристика педагогических умений.

5. Современные требования к личности учителя.

6. Педагогические способности (характеристика, классификации, проявление в деятельности, возможности развития).

7. Я-концепция педагога и ее влияние на продуктивность педагогической деятельности.

8. Профессиональные деформации личности педагога (характеристика, причины, виды)

9. Профессиональное развитие учителя (содержание, этапы, линии развития)

10. Индивидуальный стиль педагогической деятельности (эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный).

11. Педагогическое общение как форма взаимодействия. Структура, функции педагогического общения.

12. Коммуникативная культура учителя. Стили педагогического общения.

13. Затруднения в педагогическом общении. Области затруднений. Барьеры в общении – психологическая характеристика, функции, виды.

14. Психологическая сущность оценочной деятельности учителя. Оценка и отметка. Психологическая характеристика педагогической оценки: виды, функции. Проблема эффективности педагогической оценки.

15. Предмет, задачи и цели психологии воспитания, как раздела педагогической психологии. Проблема соотношения психического развития человека и его воспитания и обучения (С. Л. Рубинштейн).

16. Дискуссионность проблемы целей воспитания — различия в определении целей воспитания в педагогических концепциях. Научная постановка целей воспитания (Л. С. Выготский).

17. Психологическая сущность воспитания – развитие мотивационно-потребностной сферы.

18. Психологическая характеристика способов педагогического воздействия (прямых и косвенных).

Механизмы влияния – убеждение, заражение, внушение, подражание.

19. Психология самовоспитания. Средства и приёмы самовоспитания.

20. Проблема соотношения обучения и развития в педагогической психологии. Категории «зона актуального развития», «зона ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

21. Соотношение категорий «обученность» и «обучаемость». Характеристика способностей к обучению. Психологическая обусловленность уровней обученности школьников.

22. Психологическая сущность и организация традиционного обучения.

23. Психологическая сущность и организация программированного обучения.

24. Теория поэтапного формирования умственных действий.

25. Концепции развивающего обучения для начальной школы (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков).

26. Психологическая сущность и организация проблемного обучения.

27. Психологическая сущность и организация знаково-контекстного обучения.

28. Психологическая сущность и структура учебной деятельности (Эльконин Д. Б.).

29. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Сущность научения. Типы научения.

30. Категория усвоения в психологии. Общая характеристика процесса усвоения. Этапы и уровни усвоения знаний.

31. Умения и навыки. Навык в процессе усвоения. Этапы формирования навыков. Закономерности формирования навыков.

32. Психологические причины неуспеваемости. Уровни детерминации школьной неуспеваемости: нейрофизиологический, психологический, педагогический.

33. Типы неуспевающих школьников и работа с ними.

34. Понятие и технологии психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. — 2-е изд., испр. и доп.и перераб. — М. : Логос : Университетская книга, 2008. — 384 с.

Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология : учеб. пос. для вузов / Л. Д. Столяренко. — 4-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 542 с.

Пастернак, Н. А. Психология воспитания : учеб. пос. для вузов / Н. А. Пастернак ; ред. А. Г. Асмолов. — М. : Академия, 2008. — 224 с..

Регуш Л. А., Орлова А. В. Педагогическая психология. Учеб. пос. — СПб. : Питер, 2010 г. — 416 с. — Электронное издание. — Гриф УМО. — ISBN 978-5-49807-200-5 http://ibooks.ru/reading.php?productid=21687

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология : схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 207 с. — (Схемы).

2. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология – Электронный ресурс —

3. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя : в 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. Кн. 1 : Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. — М., 2004. — 233 с.

4. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя : в 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. Кн. 2 : Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. — М., 2004. — 158 с.

5. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / Б. П. Бархаев. — СПб. ; М. ; Харьков : Питер, 2009. — 448 с.

6. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — 3-е изд., стереотип. — М. : Академия, 2005. — 368 с.

7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с. — ISBN 5-7155-0747-2 Эл ресурс: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-2532.htm

8. Ильин, Е. П. Психология для педагогов. — СПб. : Питер, 2012 г. — 640 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-459-00338-3 http://ibooks.ru/reading.php?productid=28551

9. Казанская, В. Г. Педагогическая психология : учебное пособие / В. Г. Казанская. — СПб. : Питер, 2005. — 366 с.

10. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 г. — 222 с. — Электронное издание. — ISBN 5-691-01322-X http://ibooks.ru/reading.php?productid=334257

11. Карандашев, В. Н. Педагогическая психология. Хрестоматия. — СПб. : Питер, 2005 г. — 416 с. — Электронное издание. — ISBN 5-469-00875-4 http://ibooks.ru/reading.php?productid=21493

12. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя / А. К. Маркова. — М. : Просвещение, 1983. — 96 с.

13. Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога : учебное пособие / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова ; ред. Л. М. Митина. — М. : Академия, 2005. — 363 с.

14. Новейший психолого-педагогический словарь / авт.-сост. Е. С. Рапацевич ; ред. А. П. Астахов. — Минск : Современная школа, 2010. — 928 с. –

15. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / ред.: З. И. Калмыкова, И. Ю. Кулагина. — М. : Педагогика, 1986. — 208 с.

16. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир. М. : Наука, 1998. – 179 с. Эл. ресурс: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti-s-l-rubin/chelovek-i-mir.html

17. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология: учеб. пособие. — М. : Флинта, 2011 г. — 320 с. — Электронное издание. — Гриф УМО РФ. — ISBN 978-5-9765-1011-1

18. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001- 416 с. Эл. ресурс http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-001.html

 

базы данных, информационно-справочные

и поисковые системы

 

1. Научные и образовательные ресурсы Межвузовской электронной библиотеки (МЭБ).

Доступ возможен со всех компьютеров библиотеки и вуза. МЭБ содержит издания преподавателей вузов-участниц проекта. http://icdlib.nspu.ru

2. Доступ к полнотекстовым электронным периодическим изданиям, предоставленным ООО «ИВИС». Для доступа к русскоязычным базам переход по ссылке http://dlib.eastview.com/ или http://www.ebiblioteka.ru/

3. Учебники по психологии — http://www.psihologu.ru/db/uch/

4. Электронные учебники по психологии и педагогике -http://www.oprave.ru/Philosohia-book.html

5. Психология: Интернет-библиотеки http://www.socioniko.net/ru/links/psy-lib.html

6. Книги по психологии и педагогике —

7. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология —

8. Хрестоматия по педагогической психологии — http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre.html

9. Библиотека http://ibooks.ru

10. Он-лайн тесты по педагогической психологии — http://www.psylist.net/testzna/