МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
_______________________ Л.М. Волосникова
__________ _____________ 2011г.
Экспериментальная психология
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов очной формы обучения
направления подготовки 030300.62 «Психология»
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Авторы работы ___________________И.А. Видт, __________________ В.В. Гришин
«7» июня 2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии,
«8» июня 2011г., протокол № 14
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем 28 стр.
Зав. кафедрой _____________________Е.Л. Доценко
«8» июня 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК ИПиП, протокол №___ от «___»_______2011
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ____________________А.В. Арефьева
«______»_____________201__ г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ__________________С.А. Федорова
«______»_____________201__ г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт психологии и педагогики
Кафедра общей и социальной психологии
Видт И.А., Гришин В.В.
Психология 39
... образования, продукты творческой, созидательной деятельности человека, а также животные и группы животных – выступают в качестве … +{00}объекта психологии Возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, медицинская психология ... задач, определяется понятием… +{00}надсознательное Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании ...
Экспериментальная психология
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов очной формы обучения
направления подготовки 030300.65 «Психология»
Тюменский государственный университет
2011
Видт И.А., Гришин В.В. Экспериментальная психология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300.65 «Психология» Тюмень, 2011, ___ стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Экспериментальная психология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
заведующий кафедрой общей и социальной психологии Доценко Е.Л.
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Видт И.А., Гришин В.В., 2011.
1.Пояснительная записка
- Цели и задачи курса
Цель курса– обеспечение освоения студентами представлений о сущности научно-исследовательской работы, знаний и умений по организации и проведению и описанию результатов научных исследований.
Задачами изучения курса являются:
Знакомство студентов с основными категориями и понятиями экспериментальной психологии.
Освоение студентами классических и современных подходов к решению некоторых психологических проблем.
Освоение и применение на практике студентами методов экспериментального исследования психики животных, сознания, поведения человека.
Формирование у студентов основ профессионального мышления психологов.
- Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Курс «Экспериментальная психология» предназначен для студентов 3-го курса Института психологии и педагогики. Данная дисциплина реализуется в рамках направления 030300.65 «Психология» и относится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины», федеральный компонент.
Компетенции выпускника ооп бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ооп впо
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5)
- описание структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
- выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
- ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8)
В результате освоения дисциплины «Экспериментальная психология» студент должен:
- Знать: основные понятия экспериментальной психологии, историю становления экспериментальной психологии, представления о различных экспериментальных планах (доэкспериментальные, экспериментальные, квазиэкспериментальные), иметь представление о сущности научно-исследовательской работы, принципам организации, проведения и описания результатов научных исследований.
- Уметь: самостоятельно работать с научной литературой по проблеме исследования, организовать и провести научное исследование, описать результаты научных исследований,написать научную статью по результатам исследования.
- Владеть: навыками поиска и работы с научной литературой по проблеме исследования, организации и проведения научного исследования, описания и интерпретации результатов научных исследований, написания научной статьи по результатам исследования
- Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 6. Форма промежуточной аттестации: экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов.
- Тематический план.
Таблица 1.
Тематический план
№ |
Тема |
недели семестра |
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. |
Итого часов по теме |
Итого количество баллов |
|||||
Лекции* |
Семинарские (практические занятия)* |
Лабораторные занятия* |
Самостоятельная работа* |
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
|
Модуль 1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
1. |
Введение в методологию науки |
1-3 |
6 |
6 |
6 |
9 |
27 |
0-15 |
||
2 |
Методология психологического исследования |
4-6 |
6 |
6 |
6 |
9 |
27 |
0-15 |
||
|
Всего |
1-6 |
12 |
12 |
12 |
18 |
54 |
0-30 |
||
|
Модуль 2 |
|
||||||||
1. |
Методология психологического исследования |
7-9 |
6 |
6 |
9 |
21 |
0-13 |
|||
2 |
Эксперимент как метод психологического исследования |
10-12 |
6 |
6 |
6 |
9 |
27 |
0-21 |
||
|
Всего |
7-12 |
6 |
12 |
12 |
18 |
48 |
0-34 |
||
|
Модуль 3 |
|
||||||||
1. |
Эксперимент как метод психологического исследования |
13-17 |
12 |
12 |
18 |
0-36 |
||||
|
Всего |
13-17 |
12 |
12 |
18 |
42 |
0-36 |
|||
|
Итого (часов, баллов): |
18 |
36 |
36 |
54 |
144 |
0 – 100 |
*- если предусмотрены учебным планом ООП.
Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы |
Устный опрос |
Письменные работы |
Информационные системы и технологии |
Итого количество баллов |
|||||
ответ на семинаре |
Деловая игра |
констект |
Задание для сам работы |
отчет |
Программа STATISTICA |
||||
Модуль 1 |
|||||||||
Введение в методологию науки |
0-3 |
0-6 |
|
0-6 |
|
|
0-15 |
||
Методология психологического исследования |
0-3 |
0-6 |
0-2 |
|
0-4 |
|
0-15 |
||
Всего |
0-6 |
0-12 |
0-2 |
0-6 |
0-4 |
|
0-30 |
||
Модуль 2 |
|||||||||
Методология психологического исследования |
0-3 |
0-6 |
|
0-4 |
|
|
0-13 |
||
Эксперимент как метод психологического исследования |
0-3 |
0-6 |
0-10 |
|
0-2 |
|
0-21 |
||
Всего |
0-6 |
0-12 |
0-10 |
0-4 |
0-2 |
|
0-34 |
||
Модуль 3 |
|||||||||
Эксперимент как метод психологического исследования |
0-6 |
0-8 |
0-6 |
|
0-6 |
0-10 |
0-36 |
||
Всего |
0-6 |
0-12 |
0-6 |
|
0-6 |
0-10 |
0-100 |
||
Итого |
0-18 |
0-32 |
0-18 |
0-10 |
0-12 |
0-10 |
0-100 |
Таблица 3.
Планирование самостоятельной работы студентов
№ |
Модули и темы |
Виды СРС |
Неделя семестра |
Объем часов |
Кол-во баллов |
||||||||
обязательные |
дополнительные |
||||||||||||
Модуль 1 |
|
|
|
|
|
||||||||
1.1 |
Введение в методологию науки |
|
Задание для сам работы |
1-3 |
9 |
0-6 |
|||||||
1.2 |
Методология психологического исследования |
Конспект отчет |
|
4-6 |
9 |
0-6 |
|||||||
|
Всего по модулю 1: |
|
0-12 |
||||||||||
Модуль 2 |
|
|
|
|
|
||||||||
2.1 |
Методология психологического исследования |
|
Задание для сам работы |
7-9 |
9 |
0-4 |
|||||||
2.2 |
Эксперимент как метод психологического исследования |
Конспект отчет |
|
10-12 |
9 |
0-12 |
|||||||
|
Всего по модулю 2: |
|
0-16 |
||||||||||
Модуль 3 |
|
|
|
|
|
||||||||
3.1 |
Эксперимент как метод психологического исследования |
Конспект Отчет Программа STATISTICA |
|
|
18 |
0-18 |
|||||||
Всего по модулю 3: |
|
0-18 |
|||||||||||
ИТОГО: |
54 |
46 |
- Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п |
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
||
1 |
2 |
3 |
||
1. |
Курсовая работа |
+ |
+ |
+ |
2. |
Производственная практика |
+ |
+ |
+ |
3 |
Преддипломная практика |
+ |
+ |
+ |
4 |
Выпускная квалификационная работа |
+ |
+ |
+ |
- Содержание дисциплины.
Тема 1. Введение в методологию науки
Наука как особая форма психологического познания. Основные парадигмы исследования в психологии. Идеографический и номотетический подходы к исследованию. Использование сложившихся нормативов научного мышления и критерии научности. Эмпирический и теоретический уровень познания. Научное сообщество, личность ученого.
Соотношение понятий “факт” и “явление”. Различные философские подходы к интерпретации понятия “факт”. Требования, предъявляемые к научному факту. Проблема взаимовлияния рационального и эмпирического, теории и регистрируемых фактов. Различие эмпирических и теоретических понятий, описательные и объяснительные термины.
Понятие метода науки. Требования, предъявляемые к научному методу. Основные методы психологии (классификации Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинина, Е.Л. Доценко).
Эксперимент как один из методов психологии. Специфика психологических экспериментов (в отличие от естественно-научных и поведенческих).
Психологическое понимание причинности. Взаимосвязи теоретической интерпретации и схемы исследования. Возможности и ограничения экспериментального метода.
Познание как процесс. Логика научного исследования. Эмпирический, теоретический и прикладной этапы процесса научного познания. Основные этапы исследования. Цели и задачи теоретических и эмпирического этапа исследования. Основные проблемы, возникающие на всех этапах проведения исследования. Проблема поиска темы (идеи) эксперимента. Технология обзора литературы по теме и выяснения степени разработанности проблемы. Принципы формирования выборки испытуемых. Стратегии отбора испытуемых в группы.
Тема 2. Методология психологического исследования
Объект и предмет психологии. Психическое и физическое в определении предмета психологии. Принятие решения с позиций логического позитивизма и философии прагматизма. Поведение в качестве предмета научной (экспериментальной) психологии. Вопрос о субъекте поведения. Личность, поведение, ситуация как ведущие концепты психологической науки. Понимание поведения в терминах взаимодействия личности и ситуации.
Понятие переменных. Виды переменных и способы их контроля. Виды независимых переменных. Понятие уровней независимых переменных. Специфика субъектных независимых переменных. Операционализация переменных как условие реализации экспериментального метода. Проблема репрезентативности «психологических» переменных и опытных данных.
Понятие гипотезы исследования. Требования к выдвижению гипотез. Индуктивные, дедуктивные и комбинированные по характеру выдвижения гипотезы. Теоретические, эмпирические и статистические гипотезы. Экспериментальные и альтернативные гипотезы. Виды гипотез с различным количеством переменных. Экспериментальные и квазиэкспериментальные гипотезы.
Проблема определения качества эксперимента. Мысленные образцы экспериментов (по Р. Готтсданкеру): безупречный эксперимент, идеальный и бесконечный эксперименты, эксперимент полного соответствия. Оценка реальных экспериментов на основе их сравнения с мысленными образцами. Понятие валидности и ее виды. Угрозы внутренней и внешней валидности (по Д. Кемпбеллу).
Эффект смешения и способы его контроля. Понятие репрезентативности и ее виды.
Специфика человека как субъекта и объекта исследования. Эффекты влияния экспериментатора и испытуемого на ход и результаты исследования. Способы контроля эффектов. Этические требования к психологу во время проведения эмпирических исследований на животных и человеке. Согласие на участие испытуемых в эксперименте. Этика отношений в научном сообществе. Этические стандарты Российского психологического общества и Американской психологической ассоциации.
Тема 3 Эксперимент как метод психологического исследования
Понятие экспериментальной схемы (плана, дизайна).
Доэкспериментальный, экспериментальный, квазиэкспериментальный планы (по Д. Кемпбеллу).
Основные экспериментальные планы: внутригрупповой и межгрупповой. Их преимущества и недостатки. Лабораторный и естественный эксперимент. Методы генетических исследований.
Исследование единичного случая. План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе. План с однократным итоговым тестированием неэквивалентных групп. Проблемы валидности, преимущества и недостатки различных доэкспериментальных планов.
План с контрольной группой и тестированием только после воздействия. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. План Соломона для 4-х групп.
Эксперимент по плану временных серий. Серии временных выборок. Серии эквивалентных воздействий. Эффект последовательности и способы его контроля. План с неэквивалентной контрольной группой. Сбалансированные планы. Планы с предварительным и итоговым тестированием на различных выборках. Проблемы валидности, преимущества и недостатки различных квазиэкспериментальных планов.
Специфика гипотеза, проверяемых в корреляционных исследованиях. Корреляция и каузальная связь. Специфика переменных в корреляционных планах. Типы корреляционных исследований. Особенности контроля в корреляционных исследованиях. Планы ex post facto.
Специфика гипотез и переменных в факторном плане. Принцип формирования групп испытуемых. Виды факторных планов и их схематичные изображения. Преимущества и недостатки планов. Интерпретация результатов факторных экспериментов. Графические иллюстрации эффектов.
Описательная статистика. Экспериментальные данные и их значения. Виды экспериментальных данных и типы используемых шкал (наименований, порядка, интервалов, отношений).
Операции, разрешенные для каждого типа шкал. Популяция или генеральная совокупность. Параметры распределения: мода, медиана, среднее арифметическое, размах вариаций, среднее отклонение, дисперсия, стандартное отклонение. Кривая нормального распределения и ее свойства. Проверка распределения на нормальность. Индуктивная статистика или статистическая проверка гипотез. Нулевая и альтернативная гипотеза. Параметрические и непараметрические критерии, область их применения. Корреляционный анализ. Дисперсионный анализ. Факторный анализ. Кластерный анализ.
Правила интерпретации. Ситуации подтверждения и неподтверждение гипотез. Выдвижение новых гипотез. Артефактные выводы. Условия реализации причинного вывода. Проблема специфики психологической причинности. Обобщение как цель любого эксперимента. Виды обобщений (для экспериментов с научными и практическими целями).
Экспериментальный контроль и контроль за выводом.
- Планы семинарских занятий.
Семинарское занятие №1 Специфика научного подхода к действительности (по теме 1. Введение в методологию науки)
Вопросы для обсуждения
- Какова задача исследователя: творение или обнаружение реальности?
- Психология – единая наука или конгломерат разных противоречащих друг другу наук (направлений)?
- Существуют ли в психологии законы?
- Является ли практика критерием истинности психологических законов?
- Выступают ли теории в качестве критериев оценки эффективности практической деятельности психолога?
- Каким образом в психологии сосуществуют вера и знание?
- Каковы границы человеческого познания в сфере психического?
- Возможно ли преодоление субъективности в гуманитарном познании?
Семинарское занятие №2 Проблема научного факта и метода исследования (по теме 1. Введение в методологию науки)
Вопросы для обсуждения
- Оформление психологии как экспериментальной науки
- Предпосылки становления экспериментального метода в психологических исследованиях
- Теоретические программы естественно-научной перестройки психологии
- Организация первых психологических лабораторий
- Первые экспериментальные изучения ощущений и восприятия
- Первые экспериментальные изучения эмоций
- Первые экспериментальные изучения ассоциаций и памяти
- Первые экспериментальные изучения мышления
Семинарское занятие №3 Этапы научного исследования (по теме 1. Введение в методологию науки)
Вопросы для обсуждения
- Познание как процесс. Логика научного исследования.
- Эмпирический, теоретический и прикладной этапы процесса научного познания.
- Цели и задачи теоретических и эмпирического этапа исследования.
- Основные проблемы, возникающие на всех этапах проведения исследования.
- Проблема поиска темы (идеи) эксперимента.
- Технология обзора литературы по теме и выяснения степени разработанности проблемы.
- Принципы формирования выборки испытуемых.
- Стратегии отбора испытуемых в группы.
Семинарское занятие №4 Проблема реального предмета психологии (по теме 2. Методология психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- Объект и предмет психологии.
- Психическое и физическое в определении предмета психологии.
- Принятие решения с позиций логического позитивизма и философии прагматизма.
- Поведение в качестве предмета научной (экспериментальной) психологии.
- Личность, поведение, ситуация как ведущие концепты психологической науки.
- Понимание поведения в терминах взаимодействия личности и ситуации.
Семинарское занятие №5 Виды переменных в психологическом исследовании (по теме 2. Методология психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- Понятие переменных. Виды переменных и способы их контроля.
- Виды независимых переменных. Понятие уровней независимых переменных. Специфика субъектных независимых переменных.
- Операционализация переменных как условие реализации экспериментального метода.
- Проблема репрезентативности «психологических» переменных и опытных данных.
Семинарское занятие №6 Гипотезы психологического исследования (по теме 2. Методология психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- Понятие гипотезы исследования.
- Требования к выдвижению гипотез. Индуктивные, дедуктивные и комбинированные по характеру выдвижения гипотезы.
- Теоретические, эмпирические и статистические гипотезы.
- Экспериментальные и альтернативные гипотезы.
- Виды гипотез с различным количеством переменных.
- Экспериментальные и квазиэкспериментальные гипотезы.
Семинарское занятие №7 Критерии оценки качества психологического эксперимента (по теме 2. Методология психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- Проблема определения качества эксперимента.
- Мысленные образцы экспериментов (по Р. Готтсданкеру): безупречный эксперимент, идеальный и бесконечный эксперименты, эксперимент полного соответствия.
- Оценка реальных экспериментов на основе их сравнения с мысленными образцами.
- Понятие валидности и ее виды.
- Угрозы внутренней и внешней валидности (по Д. Кемпбеллу).
- Эффект смешения и способы его контроля.
- Понятие репрезентативности и ее виды.
Семинарское занятие №8 Психология психологического эксперимента (по теме 2. Методология психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- Специфика человека как субъекта и объекта исследования.
- Эффекты влияния экспериментатора и испытуемого на ход и результаты исследования.
- Способы контроля эффектов.
Семинарское занятие №9 Психология и этика психологического эксперимента (по теме 2. Методология психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- Этические требования к психологу во время проведения эмпирических исследований на животных и человеке.
- Согласие на участие испытуемых в эксперименте.
- Этика отношений в научном сообществе.
- Этические стандарты Российского психологического общества и Американской психологической ассоциации.
Семинарское занятие №10 Классификация экспериментальных планов (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- Понятие экспериментальной схемы (плана, дизайна).
- Доэкспериментальный, экспериментальный, квазиэкспериментальный планы (по Д. Кемпбеллу).
- Основные экспериментальные планы: внутригрупповой и межгрупповой. Их преимущества и недостатки.
- Лабораторный и естественный эксперимент.
- Методы генетических исследований.
Семинарское занятие №11 Доэкспериментальные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- Исследование единичного случая.
- План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе.
- План с однократным итоговым тестированием неэквивалентных групп. Проблемы валидности, преимущества и недостатки различных доэкспериментальных планов.
Семинарское занятие №12 Истинные экспериментальные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- План с контрольной группой и тестированием только после воздействия.
- План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой.
- План Соломона для 4-х групп.
Семинарское занятие №13 Квазиэкспериментальные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- Эксперимент по плану временных серий. Серии временных выборок. Серии эквивалентных воздействий.
- Эффект последовательности и способы его контроля.
- План с неэквивалентной контрольной группой.
- Сбалансированные планы.
- Планы с предварительным и итоговым тестированием на различных выборках.
- Проблемы валидности, преимущества и недостатки различных квазиэкспериментальных планов.
Семинарское занятие №14 Корреляционные исследования (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- Специфика гипотеза, проверяемых в корреляционных исследованиях.
- Корреляция и каузальная связь.
- Специфика переменных в корреляционных планах. Типы корреляционных исследований.
- Особенности контроля в корреляционных исследованиях.
- Планы ex post facto.
Семинарское занятие №15 Факторные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- Специфика гипотез и переменных в факторном плане.
- Принцип формирования групп испытуемых.
- Виды факторных планов и их схематичные изображения.
- Преимущества и недостатки факторных планов.
- Интерпретация результатов факторных экспериментов.
- Графические иллюстрации эффектов.
Семинарское занятие №16 Методы статистической обработки данных. Описательная статистика (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- Экспериментальные данные и их значения.
- Виды экспериментальных данных и типы используемых шкал (наименований, порядка, интервалов, отношений).
- Операции, разрешенные для каждого типа шкал.
- Параметры распределения: мода, медиана, среднее арифметическое, размах вариаций, среднее отклонение, дисперсия, стандартное отклонение. Кривая нормального распределения и ее свойства.
- Проверка распределения на нормальность.
Семинарское занятие №17 Методы статистической обработки данных. Статистическая проверка гипотез (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- Индуктивная статистика или статистическая проверка гипотез.
- Нулевая и альтернативная гипотеза. Параметрические и непараметрические критерии, область их применения.
- Корреляционный анализ.
- Дисперсионный анализ.
- Факторный анализ.
- Кластерный анализ.
Семинарское занятие №18 Интерпретация и представление результатов исследования (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Вопросы для обсуждения
- Правила интерпретации.
- Ситуации подтверждения и неподтверждение гипотез. Выдвижение новых гипотез.
- Артефактные выводы.
- Условия реализации причинного вывода.
- Проблема специфики психологической причинности.
- Обобщение как цель любого эксперимента. Виды обобщений (для экспериментов с научными и практическими целями).
- Экспериментальный контроль и контроль за выводом.
- Темы лабораторных работ.
Лабораторная работа №1 Специфика научного подхода к действительности. (по теме 1. Введение в методологию науки)
В группах из 2-4 человек письменно составьте портрет:
ученого (исследователя), используя материалы художественных фильмов «9 дней одного года», «Монолог» или др.;
психолога-исследователя, используя выше составленный портрет и главу 1 из учебника А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского «Теоретическая психология».
В портрете должны быть учтены следующие уровни организации (по Грегори Бейтсону):
- миссия ученого (зачем, ради чего он проводит исследования);
- образ Я ученого (кто такой, каковы ключевые отличительные признаки);
- ценности (что важно и что второстепенно);
- стиль (стратегии, способы) деятельности (жизни);
- виды деятельности (что делает ученый?);
- контекст (с какой реальностью имеет дело, с чем сталкивается ученый?).
Лабораторная работа №2 Проблема научного факта и метода исследования (по теме 1. Введение в методологию науки)
Занятие проводится в виде деловой игры. Участники разбиваются на команды исследователей по 2-4 человека. Каждой команде дается комплекс заданий для выполнения.
- В течение 10 минут совершите мысленную “прогулку” по учебному корпусу или совершите путь от дома до института и назовите пять феноменов, которые проявляются в поведении людей.
- К каждому из феноменов придумайте пять вопросов, которые бы носили причинно-следственный характер, то есть были бы обращены к причинам наблюдаемых феноменов.
- Выберите для дальнейшей разработки (исследования) тот круг вопросов, который отвечает следующим критериям:
- носит в психологии проблемный характер;
- отличается субъективным интересом со стороны команды исследователей;
- доступен для эмпирического изучения;
- содержит проблему исследовательского, а не обследовательского характера.
- Обозначьте круг ключевых слов, которые нужно использовать для обзора литературы по выбранной теме.
Лабораторная работа №3 Этапы научного исследования (по теме 1. Введение в методологию науки)
Работа в интернете: фактуальное описание проблемы исследования
Лабораторная работа №4 Проблема реального предмета психологии (по теме 2. Методология психологического исследования)
Занятие проводится в виде деловой игры. Участники разбиваются на команды исследователей по 2-4 человека. Каждой команде дается комплекс заданий для выполнения.
В течение 10 минут совершите мысленную “прогулку” по учебному корпусу и назовите пять феноменов, которые проявляются в поведении студентов или преподавателей.
К каждому из феноменов придумайте пять вопросов, которые бы носили причинно-следственный характер, то есть были бы обращены к причинам наблюдаемых феноменов.
Выберите для дальнейшей разработки (исследования) тот круг вопросов, который отвечает следующим критериям:
- носит в психологии проблемный характер;
- отличается субъективным интересом со стороны команды исследователей;
- доступен для эмпирического изучения;
- содержит проблему исследовательского, а не обследовательского характера.
Обозначьте круг ключевых слов, которые нужно использовать для обзора литературы по выбранной теме.
Лабораторная работа №5 Виды переменных в психологическом исследовании (по теме 2. Методология психологического исследования)
Деловая игра (продолжение).
Выделите переменные, которые могут быть задействованы в вашем исследовании. Продумайте, какие из них будут носить статус зависимых, какие – независимых. Проведите операционализацию переменных. Выделите возможные уровни независимых переменных. Продумайте, какие методы можно применить для измерения зависимых переменных? Обозначьте круг побочных переменных в вашем исследовании. Выделите среди них учитываемые и неучитываемые переменные.
Лабораторная работа №6 Гипотезы психологического исследования (по теме 2. Методология психологического исследования)
Деловая игра (продолжение).
- Создайте гипотезу теоретического характера, которая может быть проверена для решения проблемы вашего исследования.
- Используя выделенные ранее переменные сформулируйте эмпирические гипотезы вашего исследования (о наличии связи между явлениями и/или о наличии причинно-следственной связи между явлениями).
- Сформулируйте альтернативные вышесоставленным предположениям гипотезы.
- Выберите рабочую гипотезу(ы) вашего исследования.
Лабораторная работа №7 Критерии оценки качества психологического эксперимента (по теме 2. Методология психологического исследования)
Занятие посвящается анализу проблем валидности в ряде экспериментов. Студентам предоставляется обзор экспериментов, в каждом из которых допущена как минимум одна ошибка планирования. Студентам предлагается конкретизировать данные ошибки и предложить способ их разрешения. Обзор экспериментов см.: Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 88-90, 100-102.
При выполнении задания необходимо выполнить следующее:
- выделить в описанном эксперименте независимую переменную и ее уровни;
- определить, являлась ли независимая переменная субъектной или она варьировалась самим экспериментатором;
- выяснить, присутствует ли в исследовании сравнение экспериментальных воздействий, необходимое для корректного планирования эксперимента;
- выделить в описанном эксперименте зависимую переменную и способы ее измерения;
- определить, было ли в эксперименте проконтролировано влияние побочных переменных;
найти ошибку в планировании и/или выводах экспериментатора;
- установить, какие виды валидности нарушены в эксперименте;
- предложить варианты исправления выявленных ошибок.
Лабораторная работа №8 Психология психологического эксперимента (по теме 2. Методология психологического исследования)
Занятие посвящается анализу проблем экологичности экспериментальных воздействий и соблюдения корпоративной научной этики в ряде экспериментов. Студентам предоставляется обзор экспериментов, в каждом из которых допущена как минимум одна ошибка этического характера. Студентам предлагается конкретизировать данные ошибки и предложить способ их разрешения. Обзор экспериментов см.: Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 52-55.
Лабораторная работа №9 Психология и этика психологического эксперимента (по теме 2. Методология психологического исследования)
Деловая игра (продолжение).
По образцу, который приведен в учебнике, создайте проект соглашения с испытуемыми об участии в вашем исследовании (См.: Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 52).
Лабораторная работа №10 Классификация экспериментальных планов (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Деловая игра (продолжение).
Выберите экспериментальный план, который соответствует гипотезам вашего исследования, то есть позволит проверить ваши предположения. Продумайте процедуру исследования: в каком порядке будут предъявляться уровни независимых переменных испытуемым, как будут контролироваться субъектные переменные. Подберите методы измерения зависимой переменной, способы фиксации эмпирических данных. Спланируйте, как вы проконтролируете влияние дополнительных переменных в вашем исследовании.
После завершения процедуры планирования приступайте к проведению исследования и обработке полученных данных.
Лабораторная работа №11 Доэкспериментальные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
На примере эксперимента Р. Новако (См.: Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 217-223) студентам предлагается обсудить проблемы, возникающие при проведении экспериментов на одном испытуемом в клинических условиях.
- Обсудите проблемы, связанные с объективным измерением зависимых переменных в клинических исследованиях.
- Почему автор не обсуждает результаты с точки зрения статистической достоверности?
- Зачем показания снимались до начала лечения?
- Почему исследователь решил использовать многомерные оценки поведения?
- Какие меры предосторожности были предприняты, чтобы обеспечить объективность поведенческих оценок?
- Почему составной частью этого исследования является подробная история болезни?
- Какие важные этические вопросы затронуты в этом исследовании?
Лабораторная работа №12 Истинные экспериментальные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
На примере эксперимента Д.Б. Голд и и Д.М. Венгер (См.: Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 151-154) студентам предлагается обсудить проблемы:
- В чем проблема исследования?
- В чем состоит гипотеза исследования?
- Выделите переменные исследования.
- Какие методы использовались авторами для разделения испытуемых на группы?
- Какой план эксперимента использовался авторами?
- Какова практическая значимость данного эксперимента?
Лабораторная работа №13 Квазиэкспериментальные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
На примере эксперимента Ф.Д. Тьюмена (См.: Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 134-139) студентам предлагается обсудить проблемы контроля, которые возникают при проведении внутригрупповых квазиэкспериментов.
- В чем состоит проблема исследования? В чем состоит гипотеза исследования?
- Выделите переменные исследования.
- Почему в эксперименте использовалось затемненное пространство? Как отразилось бы на результатах исследования изменение характера освещения?
- Почему испытуемый должен был каждый раз полоскать рот? Какая переменная контролировалась при этом автором?
Лабораторная работа №14 Корреляционные исследования (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Студентам предлагается обсудить возможности и ограничения корреляционных исследований на примере интерпретации их результатов.
Корреляция между переменными А и В может интерпретироваться несколькими способами: А является причиной В, В является причиной А, некоторый третий фактор С является причиной Аи В, или может быть сочетание этих вариантов. Ниже представлено несколько примеров положительных корреляций, полученных в реальных, исследованиях. Для каждого из примеров: а) предложите как можно больше правдоподобных объяснений (интерпретаций) данных корреляций; б) перечислите, какие дополнительные данные помогли бы вам остановиться на одном из возможных объяснений; в) предложите план экспериментального исследования, который бы мог проверить наличие каузального характера названной связи.
- Использование родителями физического наказания и агрессия ребенка.
- Разъяснение родителями норм поведения и просоциальное поведение ребенка.
- Физическая привлекательность и популярность.
- IQ и школьная привлекательность.
- Представление о себе как об учащемся и школьная успеваемость.
- Уровень активности и умственная сохранность в пожилом возрасте.
Лабораторная работа №15 Факторные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
На примере эксперимента Д.Н. Спрафкин и др. (1975 г.) (См.: Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 225-229) студентам предлагается обсудить вопросы, возникающие при проведении факторных экспериментов.
- В чем проблема исследования? В чем уникальность подхода авторов к решению данной проблемы?
- В чем состоит гипотеза исследования?
- Выделите переменные исследования.
- Какие средства использовались авторами, чтобы проконтролировать действие побочных переменных?
- Были ли соблюдены авторами этические принципы проведения экспериментов и экспериментов на детях?
- Остаются ли данные этого исследования надежными до сих пор? Что можно было бы изменить в эксперименте, если бы он проводился сейчас?
Лабораторная работа №16 Методы статистической обработки данных. Описательная статистика. (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Работа с программой STATISICA 6.0. Методы описательной статистики
Лабораторная работа №17 Методы статистической обработки данных. Статистическая проверка гипотез.
Работа с программой STATISICA 6.0. Параметрические, непараметрические критерии, кластерный, факторный, дисперсионный анализы
Лабораторная работа №18 Интерпретация и представление результатов исследования (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Деловая игра (продолжение). Проинтерпретируйте результаты вашего исследования. Будьте внимательны к требованиям по соблюдению внешней и конструктной валидности исследований. При обобщении результатов порассуждайте о том, возможно ли было бы в вашем исследовании получение иных результатов при изменении параметров выборки, места и времени проведения, методов сбора данных и т.п.?
После завершения этапа интерпретации и обобщения результатов приступайте к написанию отчета о проведенном исследовании.
Структура отчета
- Введение.
- Постановка проблемы (основной вопрос исследования).
- Краткий обзор литературы по теме (кто, когда и как подходил к решению этой проблемы).
- Цель (что именно планируется получить или определить).
- Задачи (этапы достижения цели).
- Гипотеза (ы).
- Организация и методы исследования.
- План исследования (независимые переменные; характер и последовательность процедур по проверке гипотез(ы)).
- Зависимые переменные и методы их измерения.
- Характеристики участников (важные с точки зрения данного исследования).
- Условия проведения исследования (когда и где проводилось).
- Оборудование и материалы.
- Результаты.
- Методы обработки данных и их обоснование.
- Результаты и их графическая иллюстрация.
- Интерпретация (обсуждение) результатов.
- Выводы (резюме).
- Литература.
- Приложения.
- Стимульный материал.
- Протоколы работы испытуемых.
Литература
Рекомендации по протоколированию хода исследования и составлению отчетов отражены в следующих источниках:
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 26-45.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – С. 203-220.
- Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 385-424.
- Миллер С. Психология развития: методы исследования. – СПб: Питер, 2002. – С. 210-220.
- Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 114-129.
Примеры описаний процедуры и результатов исследований можно найти в следующей литературе:
- Журналы, где публикуют статьи-отчеты отечественные ученые: «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Вестник МГУ. Серия 14: Психология» и др.
- Хок Роджер Р. 40 исследований, оторые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментов. — СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003.
- Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000.
- Общественное животное. Исследования / Под ред. Э. Аронсона. В 2-х томах. — СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003.
- Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2006. С. 130-263.
- Примерная тематика курсовых работ.
Курсовые работы не предусмотрены учебным планом ООП.
- Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
Задание для самостоятельной работы студентов №1 (по теме 1. Введение в методологию науки)
В группах из 2-4 человек письменно составьте сравнительную таблицу парадигм психологии, используя классификацию парадигм В.М. Аллахвердова. Критериями для сравнения могут выступить следующие параметры:
- круг проблем, решаемых в рамках парадигмы;
- базовые допущения и мире;
- на что претендует парадигма;
- методы, используемые в парадигме;
- науки, кроме психологии, где используется данная парадигма;
- сфера применения данной парадигмы в психологии;
- основные школы, направления, течения в психологии, которые работают (работали) в рамках данной парадигмы.
Задание для самостоятельной работы студентов № 2 (по теме 1. Введение в методологию науки)
Индивидуально или в диадах составьте сравнительную таблицу методов психологии (в классификации В.Н. Дружинина).
Критериями для сравнения могут выступить следующие параметры:
- в рамках каких методологий может быть использован метод;
- какого рода результат модно получить с помощью метода;
- необходимые и достаточные условия реализации (применения) метода;
- основные достоинства метода;
- недостатки и ограничения метода;
- примеры классических исследований, проведенных с помощью этого метода.
Задание для самостоятельной работы студентов №3 (по теме 1. Введение в методологию науки)
Проведите обзор литературы по выбранной вами для изучения проблеме. В ходе обзора ответьте на следующие вопросы.
- Когда данная проблема была впервые поднята в психологии?
- Когда, кем и какие аспекты данной проблемы изучались с помощью эмпирических методов? Какие были получены результаты?
- Какие аспекты данной проблемы можно назвать утратившими свой проблемный статус в силу изученности?
- Какие аспекты проблемы сохраняют характер противоречивости и нуждаются в дальнейших эмпирических исследованиях?
- Какой аспект проблемы вы выбираете для дальнейшей разработки в рамках игры? Сформулируйте основной вопрос исследования.
Задание для самостоятельной работы студентов №4 (по теме 2. Методология психологического исследования)
Сделайте конспект по главе №1 «Эксперименты, которые дублируют реальный мир» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.8-30.
Задания для самостоятельной работы студентов №5 (по теме 2. Методология психологического исследования)
Задание № 1
Задание выполняется в группах по 3-4 человека.
Просмотрите четыре блока телевизионных реклам на одном из федеральных телеканалов во время четырех категорий рекламного времени: будни-день, будни-вечер, выходной день-день, выходной день-вечер.
Подсчитайте:
- сколько всего сюжетов входит в блок;
- сколько из всех сюжетов построены на сюжете, использующем наукообразную тематику (использующем науку как архитипический образ);
- сколько из рекламных сюжетов построены как эксперименты.
Проанализируйте полученные результаты.
Задание № 2
Опишите пять телевизионных реклам, сюжеты которых напоминают вам проведение эксперимента. Для каждого из сюжетов:
- обоснуйте, что он похож именно на эксперимент;
- сформулируйте, с какой целью проводится эксперимент;
- выделите переменные (зависимую, независимую, побочные), которые задействованы в эксперименте;
- отметьте недостатки эксперимента, если таковые имеются.
Задания для самостоятельной работы студентов №6 (по теме 2. Методология психологического исследования)
Один и тот же конструкт может выступать в роли независимой и зависимой переменной, что определяется гипотезой исследователя. Возьмем в качестве примера следующие конструкты: тревожность, уровень активности, готовность к школьному обучению. Для каждого из конструктов спланируйте исследование, в котором бы он выступал в роли: а) независимой переменной, б) зависимой переменной, в) субъектной переменной, г) корреляционной переменой.
Задания для самостоятельной работы студентов №7 (по теме 2. Методология психологического исследования)
Сделайте конспект по главе №2 «Основы планирования эксперимента» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.31-66.
Задания для самостоятельной работы студентов №8 (по теме 2. Методология психологического исследования)
Сформулируйте теоретическое и операциональное определение следующих понятий:
Адаптация —
воля —
деятельность —
дружба —
конфликт —
личность —
любовь —
установка —
Задания для самостоятельной работы студентов №9 (по теме 2. Методология психологического исследования)
Сделайте конспект по главе №3 «Эксперименты, которые «улучшают» мир» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С67-104.
Задания для самостоятельной работы студентов №10 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Сделайте конспект по главе №4 «Эксперименты на представительных выборках» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.105-143.
Задания для самостоятельной работы студентов№11 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Сделайте конспект по главе №5 «Выделение независимой переменной» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.144-177.
Задания для самостоятельной работы студентов№12 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Сделайте конспект по главе №6 «Значимые результаты» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.178-203.
Задания для самостоятельной работы студентов№13 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Сделайте конспект по главе №7 «Многоуровневые эксперименты» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.204-247.
Задания для самостоятельной работы студентов№14 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Сделайте конспект по главе №8 «Факторные эксперименты» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.248-291.
Задания для самостоятельной работы студентов№15 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Сделайте конспект по главе №9 «Корреляционные исследования» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.292-327.
Задания для самостоятельной работы студентов№16 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
Подберите адекватный вашему исследованию математический метод обработки сырых данных и обработайте полученные вами экспериментальные данные.
Задание для самостоятельной работы студентов №17 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
После завершения этапа интерпретации и обобщения результатов приступайте к написанию отчета о проведенном исследовании.
Задание для самостоятельной работы студентов №18 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)
По результатам проведенного вами исследования напишите научную статью.
Вопросы к экзамену
- Основные формы познания, основные парадигмы познания.
- Наука как особая форма познавательной деятельности. Специфика психологии как науки.
- История становления психологии как экспериментальной науки.
- Классификация эмпирических методов психологии.
- Сравнительный анализ эксперимента и других методов психологии (одного на выбор).
- Общая характеристика эксперимента как метода.
- Преимущества метода эксперимента.
- Недостатки и ограничения метода эксперимента.
- Представления об эксперименте как активном методе исследования.
- Этика экспериментального исследования.
- Основные этапы эксперимента.
- Теоретический этап исследования: цели, задачи, этапы.
- Эмпирический этап исследования: цели, задачи, этапы.
- Эмпирический этап исследования: проблема зависимости результатов от методов и средств сбора данных.
- Эмпирический этап исследования: проблема зависимости результатов от способов обработки данных.
- Эмпирический этап исследования: проблема зависимости результатов от влияния личности экспериментатора и испытуемого.
- Понятие научной гипотезы.
- Виды психологических гипотез.
- Требования к формулировкам гипотез.
- Виды переменных в психологическом эксперименте.
- Психическая переменная как гипотетический конструкт. Проблема операционализации психических переменных.
- Проблема измерения психических переменных.
- Виды репрезентативности при оценке психологического эксперимента.
- Понятие безупречного эксперимента и его виды.
- Понятие валидности исследования. Виды валидности.
- Внутренняя валидность исследования.
- Внешняя валидность исследования.
- Требования, которые необходимо соблюдать для реализации валидных выводов.
- Артефактные выводы: понятие, типы, источники.
- Условия реализации каузального вывода в экспериментальных и корреляционных исследованиях.
- Эффекты смешения и схемы их контроля.
- Эффекты последовательности и их контроль.
- Понятие планирования эксперимента.
- Критерии классификации экспериментальных планов. Виды экспериментов.
- Доэкспериментальные планы.
- Квазиэкспериментальные планы.
- Статистический контроль ex-post-facto.
- Истинные экспериментальные планы.
- Межгрупповые и внутригрупповые схемы экспериментов.
- Межгрупповые схемы. Основные стратегии отбора и подбора испытуемых в группы.
- Лонгитюдные и «срезовые» исследования.
- Естественные и лабораторные эксперименты.
- Факторные эксперименты.
- Корреляционное и экспериментальное исследование: сравнительный анализ.
- Типы гипотез, проверяемых в корреляционном исследовании.
- Схемы корреляционных исследований.
- Образовательные технологии.
Деловая игра, работа в малых группах, разбор конкретных ситуаций.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
11.1. Основная литература:
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2001.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Акаадемия», 2005. ‑368с.
- Корнилова Т.Е. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ. — 2001.
- Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 81-114, 174-199.
- Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 104-114.
_______________________________________________________________________
11.2. Дополнительная литература:
- Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. – СПб.: «Издательство ДНК», 2000.
- Кун Т. Структура научных революций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 608 с.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1999.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных – СПб.: Речь, 2000. 392с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии– СПб.: Речь, 2008. 350с.
________________________________________________________________________
11.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
Программа STATISICA 6.0
________________________________________________________________________
- Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
Компьютеры
_____________________________________________________________________________