38. Интонация, паузы и их значение в ораторской речи.
Оратор владеет различными способами воздействия на аудиторию. Это звуковые каналы, которые, в свою очередь, разделяются на лингвистический (язык) и паралингвистический (голос оратора и его важнейшие свойства – сила, высота, тембр; а также интонация, темп речи, различные виды пауз – логические, психологические); второй канал воздействия на аудиторию -визуальный или кинетический (взгляд, мимика, поза, жесты).
В распоряжении оратора целый комплекс средств, используемых для передачи информации и для создания необходимой социально – психологической атмосферы, помогающих влиять на разум, и на чувства слушателей.
Интонация формирует речевое воздействие: она либо подчеркивает смысловое наполнение фразы, либо создает эмоциональную ауру, вхождение в которую заменяет для слушателя мыслительные операции.
Интонация ораторской речи обычно сопрягается с проблемами ритма, без которого целостное, продуманное в своей основе выступление невозможно. Ритм и его динамика должны параллельно с логикой и на равных правах с ней. Именно ритм «удерживает» слушателя в смысловом пространстве говорящего, если речь объемна по содержанию и длительна. Непродуманная ритмическая схема объемной речи приводит к минимализации ее воздействия, а зачастую и к нулевому эффекту выступления.
Интонационное оформление речи в эмоциональной ситуации обозначается термином эмфаза. Под эмфазой понимают ритмико-интонационное единство шести компонентов (высоты тона, силы голоса, темпа, акцентного выделения, паузации и тембра), выражающее эмоциональное содержание и имеющее многообразные способы реализации в различных коммуникативных ситуациях. Эмфаза может быть представлена каждым из своих возможных компонентов в отдельности и их разнообразными комбинациями. Достаточно часто эмфаза имеет особую форму организации — ритмическую. Интенсивное переживание эмоций оформляется ритмизованной интонацией. Это вполне логично: находясь на гребне «эмоциональной волны», человек выбирает простейший путь речевого оформления — повтор удачно найденного, с его точки зрения, интонационного хода, точно передающего внутреннее эмоциональное состояние. Названный повтор в относительно регулярном воспроизведении и образует ритм.
О более сложных движениях интонации в подобных ситуациях эмоционального напряжения (предельной эмоциональной интенсивности) человек просто не в состоянии думать. Если он испытывает эмоции факторной группы «отталкивание», то главным в его сознании становится стремление к избежанию эмоционального состояния; если это эмоции факторной группы «принятие», то адресат напряженно отслеживает произведенный на адресанта (адресантов) эффект, что целиком поглощает его сознание.
Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
... в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, ... преувеличение отдельных свойств, черт, проявляющиеся в избирательном отношении личности к определенным воздействиям при достаточной устойчивости к другим. К.Леонгард выделяет 12 типов акцентуации характера, ...
Таким образом, ритм естественной речи почти всегда отражает определенную эмфазу.
Редко кто из говорящих задумывается над тем, что такое пауза, для чего она нужна, какие паузы бывают. Иногда считают, что пауза особой роли в речи не играет, что она нужна исключительно для вдыхания воздуха в легкие. А почему же тогда, когда наш собеседник во время разговора вдруг делает паузу, мы испытываем чувство волнения: что это с ним произошло? Или он на что-то обиделся? И с нетерпением ждем, когда последует продолжение разговора.
Пауза — это молчание, но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть — паузология. Причина «пустых» пауз — это незнание текста, когда оратор вспоминает о том, что дальше говорить. «Пустые» паузы бывают и в обыденной речи, когда она заполняется паузами, ибо нет информации, которой можно было бы заполнить речь. С такой «пустой» паузой не следует смешивать паузы хезитации, т. е. паузы обдумывания, размышления. Есть еще логические паузы — выделяющие наиболее значимое слово в тексте. Например,
вот как изменится мораль басни И.А. Крылова, если изменить место паузы (обозначим ее символом //): 1. «А ларчик// просто открывался». 2. «А ларчик просто // открывался». В первом случае подчеркивается, что замок имеет нехитрое устройство, отсюда мораль — человек иногда сам усложняет обстановку, отношения. Во втором случае главное, что ларец вовсе не был закрыт, и мораль: нечего ломиться в открытую дверь. Выделяют еще психологическую паузу. Чем она отличается от логической? К.С. Станиславский на этот вопрос отвечает так: «… в то время как логическая пауза механически формирует тексты, целые фразы и тем помогает выяснить их смысл, психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе и тексту, стараясь передать их подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической паузы она безжизненна… Логическая пауза служит уму, психологическая — чувству..;». Есть еще интонационно-синтаксические паузы — они соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза на месте запятой, а самую длинную требует точка. Есть еще две разновидности пауз: физиологическая, или люфт-пауза, и ситуативная пауза, вызванная той или иной ситуацией (шум в метро, и вы делаете паузы, чтобы успеть сказать текст в перерыве между поездами).
В заключение приведем еще раз слова К.С. Станиславского: «Пауза — важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей». Поэтому будем внимательны к паузам, научимся ими
Особенности работы над выразительностью речи глухих учащихся начальных классов
... формируется сначала наглядно-практическое мышление, затем речь. У глухого, не владеющего устной речью, процесс формирования развития словесно-логического мышления будет отставать от слышащего ребенка. ... слова в нормальном темпе. г) сформированность умения членить паузами фразы. Выявить причины недостаточной выразительности устной речи у детей с нарушенным слухом. Разработать отдельные методические ...
пользоваться.