Оглавление
Введение 2
Глава 1. Проблема развития связной речи в норме и патологии 6
1.1. Онтогенез связной речи 6
1.2. Особенности речевого развития детей с ЗПР 10
1.3. Дизонтогенез связной речи при ЗПР 14
Глава 2. Обследование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 17
2.1 Цели и задачи обследования 17
2.2 Организация и содержание обследования 20
2.3 Результаты обследования 22
Глава 3. Формирование связной речи у старших дошкольников с ЗПР 33
3.1 Определение методических направлений по результатам обследования 33
3.2 Перспективное планирование работы по развитию связной речи у детей с ЗПР 37
3.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 40
Заключение. 50
Библиография 52
Приложения. 56
Введение
Актуальность темы дипломной работы «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» обусловлена следующими положениями.
Преодоление задержки психического развития (ЗПР) является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики, что обусловлено, с одной стороны, большой распространенностью этой формы психического дизонтогенеза, с другой — трудностями воспитания, образования, социальной адаптации и дальнейшей реабилитации данной категории детей. Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, дефицитарность высших корковых функций, обусловливающая низкую способность к переработке перцептивной информации, слабость аналитико-синтетической деятельности, стереотипность мышления, инертность волевых процессов, присущие детям с ЗПР, оказывают отрицательное влияние на процесс развития речи, усвоение языковых закономерностей, формирование языковых обобщений и в целом на уровень развития языковой способности (Демьянов Ю.Г., Ковшиков В.А. 1972; Тригер Р.Д. 1981; Соботович Е.Ф., Ушкалова Н.П. 1986; Лалаева Р.И. 1992; Стребелева Е.А. 1998 и др.).
Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи у детей с ЗПР отмечается многими авторами. У значительного количества детей с ЗПР наблюдается вариативность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений. Имеющиеся в отечественной науке исследования проблемы нарушений устной речи дошкольников с ЗПР в основном отражают особенности звукопроизношения, употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, состояние связной речи (Цыпина Н.А. 1984; Тригер Р.Д. 1987; Слепович Е.С. 1989; Мальцева Е.В. 1991; Лалаева Р.И. 1992; Голубева Г.Г. 1996; Зорина СВ. 1998; Борякова Н.Ю. 1999; Хохлова А.А. 1999; Малинович В.И. 2000; Кузнецова И.Г. 2003 и др.).
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим ...
... преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи проблема изучения и развития диалогической речи детей с ОНР в процессе игровой деятельности изучена ... введения, двух глав, заключения, библиографического списка (50 источников), приложений. 1. Теоретические основы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1 ...
При этом, особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития остаются практически неизученными.
Развитие языковой способности в дошкольном возрасте осуществляется только в процессе речевого общения, а это предполагает необходимость учитывать принципиальное отличие развития устной речи от речи письменной. Этот аспект изучения речи детей в логопедических исследованиях практически не принимается во внимание.
Существующие в настоящее время теоретико-экспериментальные исследования, посвященные комплексному изучению речи, а также рекомендации по коррекции речи детей с ЗПР не в полной мере учитывают специфику связной речи, а методы работы, используемые в логопедической практике, апеллируют преимущественно к перцептивным механизмам речевой деятельности. При таком подходе вне поля зрения остается взаимосвязь мыслительных, речемыслительных и собственно речевых процессов у детей с ЗПР. В связи с этим разработка научно обоснованной методики коррекционного обучения остается актуальной проблемой.
Значимость связной речи для развития языковой способности ребенка с ЗПР, формирования у него предпосылок успешного обучения в школе, а также недостаточная разработанность проблемы позволяет считать тему исследования актуальной.
Объект исследования – особенности связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития. Предмет исследования — содержание логопедического воздействия по развитию связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования — для старших дошкольников с задержкой психического развития характерна несформированность различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс связной речи, при доминирующих нарушениях смысловой и языковой составляющих, обусловливающих расстройство речи как сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятельности. Специально организованная логопедическая работа, основным содержанием которой является формирование речевой деятельности говорения, способствует более эффективному преодолению нарушений развития связной речи у данной категории детей.
Цель исследования: теоретическое обоснование и определение оптимальных путей развития связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
1) анализ научно-теоретических основ изучения связной речи;
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... уровни музыкально-творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей человека, ...
2) определение развития речи дошкольников в норме и при ЗПР;
3) изучение своеобразия различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс развития речи у дошкольников с ЗПР;
4) научное обоснование и проведение комплексного исследования с разработкой методики коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ЗПР.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• эмпирические — наблюдение, психолого-педагогический эксперимент;
• организационные — сравнительный, комплексный;
• биографические — изучение и анализ анамнестических данных и медико-педагогической документации;
• интерпретационные — метод логического анализа;
• статистические — t критерий Стьюдента, коэффициент линейной корреляции Пирсона, корреляционный анализ.
Методологическую основу исследования составили современные научные представления о процессе развития речи (Щерба Л.В. 1974; Зимняя И.А. 1976; Жинкин Н.И. 1982; Венцов А.В., Касевич В.Б. 1994; Горелов И.Н., Седов К.Ф. 1998; Залевская А.А. 1999; Леонтьев А.А 1999; Рубинштейн С.Л. 1999); положения о соотношении мышления и речи; о взаимосвязи когнитивного, общепсихического и речевого развития; об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формально-языковых средств (Жинкин Н.И. 1958; Слобин Д. 1984; Шахнарович A.M. 1991, 1995; Выготский Л.С. 1996; Лурия А.Р. 1998; Пиаже Ж. 1999; Рубинштейн С.Л. 1999); современные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта дошкольников с ЗПР (Лебединская К.С. 1982; Соботович Е.Ф., Ушкалова Н.П. 1986; Тригер Р.Д. 1987; Слепович Е.С. 1989; Ульенкова У.В. 1994, 1998; Лалаева Р.И. 1996; Зорина СВ. 1998; Борякова Н.Ю. 1999; Кузнецова И.Г. 2003 и др.); положения о поэтапном формировании умственных действий и о ведущей роли обучения в процессе развития (Выготский Л.С. 1956; Гальперин П.Я. 1966; Леонтьев А.Н. 1974).
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: осуществлено комплексное исследование развития связной речи у старших дошкольников с ЗПР; экспериментально выявлено своеобразие различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс развития речи у старших дошкольников с ЗПР; реализован междисциплинарный подход к изучению и преодолению нарушений развития связной речи у старших дошкольников с ЗПР; определены основные направления, содержание и этапы логопедической работы по коррекции нарушений.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Названия глав отражают их содержание………
Библиография
1) Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро — и патопсихологии. М., 1994
2) Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1978, стр. 237-240.
3) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4) Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.
5) Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.
6) Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1983. № 1.
7) Величко Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-ю МГУ, 1982. С.
Дидактические игры как средство развития речи у детей среднего ...
... дидактических игр на развитие речи у средних дошкольников. Объект исследования: процесс развитие речи у средних дошкольников. Предмет исследования:развитие речи у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Гипотеза исследования: развитию речи у детей среднего дошкольного ...
8) Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
9) Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997, С. 145.
10) Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр. соч. М., 1983 — т.5.
11) Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. … канд пед наук. СПб., 1996.
12) Голубева Г. Г. Формирование темповой организации высказывания у дошкольников с задержкой психического развития // Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб., 1997.
13) Гуревич М. О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930. Т. 1, 2.
14) Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной М., 1984.
15) Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999
16) Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста М., 1982. 399 с.
17) Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии 1967 №2. Стр. 8-10.
18) Коррекционная педагогика/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999
19) Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
20) Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176 с.
21) Лалаева Р. И. Нарушения речи у детей с ЗПР. СПб., 1992.
22) Лапшин В.Н., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М.-1990
23) Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. № 3.
24) Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
25) Лей Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.
26) Леонтьев А.Н. Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1999, С. 171.
27) Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989.
28) Львов М.Р. Тенденция развития речи детей. – М., 1987
29) Мальцева Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис…. канд. пед. наук. М., 1991.
30) Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР // Дефектология. 1990. № 3.
31) Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития (для членов МПК и работников специальных школ).
Составитель К. С. Лебединская М., 1980.
32) Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
33) Обухов Л.Ф. Концепция Шана Пиаже: за и против – М., 1981.
34) Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.
35) Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983.-148с.
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... до его реализации. 1. Развитие профессии «Психолог» Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком ... и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Основой возникновения невротических симптомов ... новые специальности - специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают пережить утрату близких. ...
36) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.
37) Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников. — М., 1989 г.
38) Слепович Е. С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии : Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1978.
39) Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.
40) Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976.
41) Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000
42) Торсуева И. Г. Некоторые вопросы методики обучения интонации // Иностранные языки в школе. 1976. № 2.
43) Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.
44) Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкин Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005
45) Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990.
46) Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
47) Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981.
48) Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995. – 416с.