Депрессия – особое эмоциональное состояние, явно выходящее за рамки обыденных колебаний настроения.
Хроническая неуспешность- психологический синдром, складывающийся в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте и проявляющийся в стойком снижении результатов, достигаемых ребенком.
Тотальный регресс — психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся в глубокой пассивности, утрате имевшихся ранее интересов, нарушениях общения со взрослыми сверстниками.
Уход от деятельности – психологический синдром, складывающийся в дошкольном или младшем школьном возрасте и проявляющийся в снижении внешних форм активности ребенка при высокой психической активности, в основном в форме фантазий.
Психологическая инкапсуляция — психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся в сосредоточенности подростка на своих переживаниях и фантазиях в ущерб активной внешней деятельности и общению.
Интровертность – это замкнутость, высокая избирательность в общении.
Экстравертность – это общительность, склонность к широким контактам.
Социальная дезориентация – психологический синдром, складывающийся в дошкольном или младшем школьном возрасте и проявляющийся в асоциальном поведении, причиной которого служит не владение социальными нормами (а не их сознательное нарушение).
Отверженность- психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся во враждебной установке по отношению к обществу и девиантном поведении.
Семейной изоляции– это «застревание» школьника в системе отношений, характерной для дошкольного возраста, когда основной сферой общения ребенка является его семья.
Групповая изоляция — психологический аспект: вынужденное длительное пребывание группы людей в условиях ограниченного пространства, скудости раздражителей сенсорных и постоянного общения с одними и теми же людьми.
Задержка психического развития – это локальное нарушение в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций.
Интеллектуализм– это особый тип, склад мышления, предпочитающего иметь дело с символами, логикой, идеальными и абстрактными объектами.
Вербализм- психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и характеризующийся резким преобладанием развития вербальной сферы (устной, а иногда и письменной речи, словесной памяти) над другими сторонами психического развития ребенка.
8 стр., 3934 слов
Психологические и педагогические особенности личности младшего школьника
... классах объем такого рода занятий сокращается. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», ... него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Младший школьный возраст предоставляет ...
2. Исследователи, занимавшиеся данным вопросом:
Еще в 1973 году А. Р. Лурия успешно использовал в своих исследованиях, посвященных нейропсихологическому анализу мозговых функций, термин «психологический синдром», который в медицине используется для обозначения комплекса связанных между собой симптомов, образующих то или иное заболевание.
Далее в психологии синдромный подход был намечен Л.С.Выготским уже 60 лет назад, однако он до сих нор оставался довольно слабо разработанным.
Выготский (1983) предложил использовать в качестве единицы психологического анализа не набор отдельных симптомов, а «психологический синдром», представляющий собой совокупность закономерно связанных между собой симптомов, имеющих свою логику развития. Он описал, в частности, ряд синдромов, характерных для аномального развития, в ходе которого первичный дефект приводит к появлению различных вторичных дефектов.
Психологический синдром представляет собой комплекс взаимосвязанных проявлений (симптомов).
Он характеризуется определенными условиями своего происхождения, высокой устойчивостью и специфическим направлением развития, в ходе которого одни симптомы закономерно сменяются другими.
Развитие психологического синдрома
Общая схема, отражающая развитие психологического синдрома
Источники синдрома — это те факторы, которые существенны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу — генетическую, социальную, медицинскую. Это могут быть личностные особенности ребенка; ожидания и установки родителей; условия жизни.
В процессе развития синдрома его источники не претерпевают каких-либо закономерных изменений.
Факторы, включенные в ядро психологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития. Эти 3 компонента, которые входят в ядро психологического синдрома, тесно взаимосвязаны. Картина поведения ребенка связана с психологическим профилем – психологический профиль ребенка определяет реакцию окружающих, а эта реакция обуславливает те или иные изменения психологических особенностей.
Психологический профиль ребенка — это совокупность как его личностных характеристик, так и показателей, относящихся к познавательным (когнитивным) процессам. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особенности психологического профиля. Как правило, наиболее важную роль играют те или иные акцентуации характера — как, например, тревожно-мнительный характер, истероидная или шизоидная акцентуации.
Особенности деятельности ребенка зависят от его психологического профиля. Эти особенности могут относиться к интенсивности и эффективности деятельности, ее успешности, степени ее соответствия социальным нормам и т.п. Особенно большое значение имеет основная направленность деятельности — направлена ли она, в первую очередь, на общение, на практические достижения, на познание или на какие-либо еще стороны действительности.
Методические рекомендации по воспитанию ребенка с синдромом дефицита ...
... а иногда сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности. Выявляют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей: 1. Беспокойные движения в кистях и стопах. ... трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания ...
Под реакцией социального окружения здесь понимается ответ социальной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности данного ребенка. Реакция социального окружения может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п. Очевидно, что связь этой реакции с самими проявлениями неоднозначна и зависит от взглядов, привычек, личностных особенностей и педагогических установок взрослых, воспитывающих ребенка.
Сравнительная характеристика психологических синдромов.
К синдромам с относительно благоприятным прогнозом относятся уход от деятельности, психологическая инкапсуляция, позитивное самопредъявление, гиперсоциальность, интеллектуализм, сужение сферы деятельности. Эти психологические синдромы при их сильной выраженности и отсутствии коррекционных мер могут приводить к неврозу или психопатоподобным проявлениям. Однако в большинстве случаев дело ограничивается некоторыми психологическими проблемами, не достигающими степени заболевания и не требующими медицинского вмешательства.
Ярко выраженный невротизирующий характер имеют хроническая неуспешность и тотальный регресс. Последний синдром, как правило, развивается на фоне уже имеющегося невроза. При обоих этих синдромах чисто медицинское вмешательство не может быть достаточно эффективным. Оно обязательно должно быть дополнено пеихокоррекционными воздействиями, направленными на нормализацию системы отношений ребенка с окружающими.
Психопатизирующее воздействие оказывают вербализм, социальная дезориентация и отверженность. Последняя часто развивается на фоне уже сложившихся психопатоподобных нарушений. Психопатоподобное поведение могут порождать также синдромы негативного самопредъявления и демонстративного нигилизма. Как и в случае невротизирующих синдромов, для преодоления негативных психологических последствий психопатизирующих синдромов необходима перестройка системы отношений ребенка с его социальным окружением.
Большинство описанных выше психологических синдромов образуют естественные пары: вариант, характерный для старшего дошкольного — младшего школьного возраста, и подростково-юношеский вариант. Однако для разных синдромов соотношения внутри такой пары различны. В некоторых случаях подростковый вариант является прямым продолжением ранее сложившегося синдрома. Таковы пары негативное самопредъявление — демонстративный нигилизм, позитивное самопредъявление — гиперсоциальность, уход от деятельности — психологическая инкапсуляция, интеллектуализм — сужение сферы деятельности.
Иногда синдром, для дошкольного или младшего школьного возраста, может сохраняться на протяжении подросткового и юношеского возрастов. Иногда, напротив, «подростковый'» синдром может сложиться уже в младшем школьном возрасте.
Типологическое различие между синдромами младшего школьного н подросткового возрастов:
Психологические синдромы младшего школьного возраста определяют специфику процесса учения и вхождения ребенка в социально организованную структуру, в школу как социальный институт. Психологические особенности, характерные для того или иного синдрома, воплощаются в особенностях позиции ребенка.
Синдром психологического выгорания, его характеристика и стадии.
... резерв сост-ют рук-ли разл-х рангов. Синдром психологического выгорания, его характеристика и стадии. Синдром психологического выгорания – состояние эмоционального, психического и физического ... специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности; молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку. Первый уровень резерва кадров — ...
Психологические синдромы подросткового возраста представляют собой различные формы построения системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Психологическая представленность разных синдромов определяется различиями в самосознании подростков. Вследствие этого психологические синдромы в подростковом возрасте значительно более интегративны, чем в младшем школьном, и охватывают личность в целом, во всем многообразии ее социальных связей и представлений о себе.
Полезно непосредственно сравнить между собой синдромы со сходными поведенческими и психологическими проявления. В частности, очень показательно сопоставление социальной дезориентации с негативным самопредъявлением. Различать эти синдромы очень важно поскольку педагогические рекомендации по их преодолению совершен различны. В обоих случаях основные жалобы — поведенческие. Однако ребенок с негативным самопредъявлением сознательно нарушает нормы: для него это способ привлечь к себе внимание. Потому-то он никогда не станет нарушать наиболее значимые из них. Он хорошо ощущает, какие нарушения достаточно безопасны, а какие чреваты серьезными последствиями. При социальной дезориентации правила нарушаются невольно — а значит, случайным образом. Отсюда — частое нарушение и существенных из них. Главные психологические критерии, дифференцирующие эти синдром —это высокий уровень демонстративности при негативном самопредъявлении и низкая социализированность — при социальной дезориентацией сочетании этих признаков можно говорить о сочетании элементов соответствующих синдромов.
Пассивность в сфере общения служит общим признаком таких разных по своей природе психологических синдромов как психологическая инкапсуляция, сужение сферы деятельности, тотальный регресс и отверженность. Психологическими критериями, помогающим дифференцировать эти синдромы, служат: преобладание интеллектуального развития над образно-эмоциональным при сужении сферы деятельнее противоположное соотношение этих сторон развития, а также склонности к защитному фантазированию — при психологической инкапсуляции: общая пассивность (включая умственную) — при тотальном регрессе; активная негативистическая установка — при отверженности,
Уход от деятельности нередко бывает близок по своим проявлениям к позитивному самопредъявлению. Основное различие между ними в том, что при позитивном самопредъявлении высок уровень социальной активности, тогда как при уходе от деятельности внешняя активность снижена и замещена защитным фантазированием. Уход от деятельности может приближаться по своим проявлениям также к хронической неуспешности. Основным дифференцирующим признаком в этом случае становится наличие или отсутствие демонстративности и защитного фантазирования.
Наиболее распространенные сочетания психологических синдромов — это:
Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел (ОВД)
... лекциях, вы познакомитесь с применением теории деятельности к решению фундаментальных психологических проблем, таких как предмет психологии, происхождение и развитие психики в фило - и онтогенезе, ... в нервной системе, могут в совокупности проявиться как "синдром профессиональной непригодности" к оперативно-розыскной деятельности. В психограмме дознавателя и следователя часто выделяют несколько ...
Ø позитивное + негативное самопредъявление;
Ø гиперсоциальность + демонстративный нигилизм;
Ø групповая изоляция + демонстративный нигилизм (+ гиперсоциальность);
Ø семейная изоляция и уход от деятельности (+ позитивное самопредъявление);
Ø семейная изоляция + интеллектуализм;
Ø вербализм негативное самопредъявление (+ позитивное самопредъявление);
Ø вербализм + социальная дезориентация;
Ø вербализм + отверженность;
Ø отверженность + тотальный регресс.
5. Список литературы:
· Венгер А.Л. На что жалуетесь? // — 2000г-С. 1-6, 30-34.
· Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии — 1994-№4. -С. 82-92.
· Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства// Собр. соч. в 6 т, Т. 5. -М., 1983. С. 257 — 321.
· Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избранные психологические произведения в 2-х т. Т. 1. -М, 1983. С. 281-302.
· Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, — М., 1989.