Развитие познавательных процессов подростка

В подростковом возрасте познавательные процессы подвергаются важных изменений, приближаясь в своих параметрах до \»взрослого\» уровня частности, получают дальнейшего развитияспецифически человеческие социально обусловленные виды познавательных процессов: произвольная и внутренняя внимание, наблюдательность, теоретическое мышление, словесно-логическая память, речь, воображение Совершенствуетсярегулируемость познавательных процессов, сознательное отношение подростка к их использованию при решении сложных учебно-познавательных задач

Важное влияние на познавательную сферу подростка оказывает мышления, вследствие чего происходитинтеллектуализация познавательных процессов Восприятие сопровождается поиском, соображениями Память построена на анализе и понимании материала и опирается на использование приемов запоминания

Внимание подростка становится необходимым компонентом его умений учиться Производится сознательное сосредоточение на определенных объектах отмечается продолжительностью и устойчивостью по отвлечений Растут возможности распределения т и переключения внимания, объема и ее концентрации Это касается не только внешней, но и внутренней внимания, которая особенно важна для овладения значительным по объему теоретическим материалом Показатели ув аги подростка могут быть достаточно высокими, но зависят от его личного состояния, которым ему не всегда удается управлять Такими ситуациями, затрудняющих всю познавательную деятельность подростка есть учебные испытания, когда повышается уровень мотивации, возрастает тревожность тощ тощо.

Развитие внимания в этом возрасте напрямую связан с формированием настойчивости, а ее растущая произвольность является прямым проявлением волевой активности подростка

Ощущение и восприятие Ощущение и восприятие выступают начальным этапом в процессе усвоения знаний Это способствует их тесным связям с мышлением подростка, которое сопровождает процесс первичного ознакомления с учебным материалом м Учитель учит учащихся осмысливать материал уже в ходе его восприятия, пытается подавать его доступно, объяснять непонятное Образы восприятия становятся более полными, детальными и содержательными Все это приводит к трансформации процессов ощущения и восприятия в целенаправленные сенсорно-перцептивные ди дії.

Дальнейшее развитие испытывает целенаправленное восприятие — наблюдение, которое характеризуется планомерностью, последовательностью и систематичностью, включая мыслительные операции сопоставления, сравнения, обобщим ния и классификации воспринимаемых объекте.

24 стр., 11607 слов

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой ...

... последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов. На основе поставленной цели, поставим следующие задачи: ·Провести психолого-педагогический анализ проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста в процессе познавательно- речевой ...

Память Постепенное накопление знаний учащимися опирается на рост объема памяти Такой рост отмечается не только количественными показателями, но и качественным преобразованиям материала, хранящегося в памяти и Он приобретает згорнутости, значительно возрастает его интегрированность с прошлым опытом учащихся Работа над запоминанием носит интеллектуальный характер, что одновременно обеспечивает и понимание материала Итак быстро формируется смысловая логическая памятью’ять.

Растет количество школьников, применяют приемы опосредованного запоминания Увеличивается число таких приемов, а их использование становится все усвидомленишим, довильнишим и целенаправленно

Мышление существенным изменением мышления подростка является приобретение последним качеств теоретичности, формальности, рефлексивности

Мышление подростка активное, самостоятельное, творческое, что позволяет использовать его как средство поисковой деятельности, направленной на познание нового Подросток приобретает способность производить гипотетически-дедуктивные мы иркування — то есть делать умозаключения на основе выдвинутых гипотез Развиваются умения, необходимые для умственных экспериментов, для теоретического решения задач на основе определенных предположений тощщо.

Спецификой этого уровня мышления и то, что его предметом становится не только решение внешних задач, но и сам процесс мышления, то есть оно становится рефлексивным

Воображение подростка играет важные функции, как в его учебной деятельности, так и в личной жизни В учебной деятельности функционирует репродуктивная и продуктивное воображение Значительно расширяется содержание ее образов что обусловлено значительным объемом и разнообразием учебного материала Умение пользоваться образами репродуктивной воображения позволяет подростку лучше воспроизводить усвоенный материал Это способствует большей дифер енцийованости и точности образов воображения, которые к тому же поддаются оценке подростка и неоднократном внесению изменений и уточнений Такая психическая деятельность над построением образов воображения свидетельствует о произвольности ь этого процесса, его постепенное превращение в особыеливі имажинативни действия

Обогащается арсенал способов создания образов воображения, ведущим среди которых становится речи, особенно внутреннее

Продуктивное воображение подростка проявляется в творческих видах учебных задач Разнообразят ее виды по содержанию образов: техническая, художественная, научная

Важную роль в личностном жизни подростка начинает играть мечта, которая создает образы желаемого будущего и влияет на определение жизненных планов подростка

Вещание В подростковом возрасте продолжается процесс овладения родным языком в ее основных функциях: общения, познания, самовыражения результате усвоения теоретических знаний \»языковых\» предметов у подростка решения виваеться сознательное отношение к пользованию языком, расширяется понимание значения и законов родного языка на основе сравнения ее с иностраннойз іноземною.

7 стр., 3230 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста ...

... p;            Васильевна Ярославль 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ: Введпознавательной деятельности 1.1.         Особенностивысшей нервной деятельности у детей         7-8          школьного возраста с дебильностью ...

Основным в этом возрасте является совершенствование речи как средства общения Усиливается интерес к овладению средствами выразительности речи, необходимыми для отстаивания собственного мнения, доказательства своей правоты и или опровержения позиции товарища Значительно возрастает лексический запас, пополняясь научными терминами, словами для обозначения абстрактных понятий и качеств межличностных отношений, психических состояний, инди видуальних особенностей людией.

Совершенствуется письменная речь подростков, приближаясь к литературному языку, формируется способность адекватно выражать абстрактные мысли Развивается чувствительность к художественному слову, часто возникает есть тяга к написанию стихов, дневников Языковые действия становятся более контролируемыми Уменьшается количество лишних всталвок

(\»ну\», \»вот\», \»значит\» и др.) время, в подростковых микрогруппах формируется своя особая \»язык\», который страдает лексической ограниченностью, наличием жаргонных слов и предназначена для сохранения групповых \»и аемницьзначена для збереження групових «таємниць».

Речь подростка, как и другие познавательные процессы, развивается под влиянием мышления, что находит выявления в накоплении опыта активного использования различных языковых категорий, осложнении г грамматической и синтаксической форм речи, в особой роли внутренней речи, как средства мышления и подготовки к общению Речь становится контекстным, все меньше связанным с конкретной ситуацией, хотя элементы ситуативности еще сохраняютсяя.

Заключение о развитии познавательных процессов подростка:

— наиболее заметного развития испытывают специфически человеческие, социально обусловленные виды познавательных процессов (произвольная и внутренняя внимание, наблюдательность, теоретическое мышление, словесно-логическая память, речь, воображение)

— совершенствуется управляемость и регулируемость познавательных процессов, сознательное отношение подростка к их использованию при решении сложных учебно-познавательных задач;

— важное влияние на познавательную сферу подростка оказывает мышления, вследствие чего происходит интеллектуализация познавательных процессов

24.Юность как социально-психологическое явление.

В юношеском возрасте отмечается философская направленность мышления, которая обусловлена развитием формально-логических операций и эмоциональными особенностями.

Юношам более свойственно абстрактное мышление, девушкам – конкретное. Поэтому девушки обычно лучше решают конкретные задачи, чем абстрактные, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированны, хотя при этом они, как правило, учатся лучше юношей. Художественно-гуманитарные интересы у девушек в большинстве случаев преобладают над естественно-научными.

Многие в этом возрасте склонны преувеличивать свои способности, знания, умственные возможности.

В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Но внимание становится более избирательным и зависящим от направленности интересов.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной ... и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за ...

Развиваются творческие способности. Поэтому в данном возрасте юноши и девушки не просто усваивают информацию, но и создают что-то новое.

Личностные свойства творчески одаренного человека могут быть разными. Это зависит от той сферы деятельности, в которой проявляется одаренность. Исследователи установили, что творчески одаренный человек может показывать обычные результаты в учебной деятельности.

Умственное развитие старшеклассника заключается как в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, так и в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Индивидуальный стиль умственной деятельности, по определению российского психолога Е.А. Климова, это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». Н. Коган считал, что в познавательных процессах индивидуальный стиль умственной деятельности выступает как стиль мышления, т. е. как устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Возможность интеллектуального продвижения в этом возрасте идет через развитие учебных умений при работе с текстами, литературой, отработкой формально-логических операций и т. д.

25.Профессиональное самоопределение старшеклассника.

В юношеском возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение, по И.С. Кону, подразделяется на несколько этапов.

1. Детская игра. Выступая в игре представителем различных профессий, ребенок «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

2. Подростковая фантазия. Подросток воображает себя в роли представителя той или иной привлекательной для себя профессии.

3. Предварительный выбор профессии. Многие специальности рассматриваются молодым человеком сначала с точки зрения интересов («Я люблю математику. Стану учителем математики»), затем с точки зрения способностей («У меня хорошо идет иностранный язык. Буду переводчиком»), а потом с точки зрения его системы ценностей («Я хочу работать творчески», «Хочу много зарабатывать» и т. д.).

4. Практическое принятие решения. Это уже непосредственно выбор специальности, который включает в себя два компонента: выбор конкретной профессии и определение уровня квалификации труда, объема и длительности подготовки к нему.

Выбор специальности характеризуется многоступенчатостью. К концу 9-го класса школьникам предстоит решить, что делать дальше: либо получить среднее образование, т. е. продолжить обучение в школе, либо начать профессиональное обучение, т. е. пойти в колледж или лицей, либо поступить на работу и продолжить обучение в вечерней школе. Тем, кто отдает предпочтение профессиональному обучению или работе, надо определиться со специальностью. Девятикласснику сделать это очень сложно, и выбор часто оказывается ошибочным, потому что выбор профессии предполагает наличие у школьника как информации о мире профессий, так и о самом себе, своих способностях и интересах.

9 стр., 4215 слов

Проблема выбора профессии у молодых людей

... деятельности в мире труда и мире профессий. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности. ... профессии и специальности можно разделить на пять типов: - "человек-техника" - "человек-природа" - "человек-знак" - "человек-человек" - "человек ... возраст ...

Выбор профессии зависит от социальных и психологических условий. К социальным условиям относится общеобразовательный уровень родителей. Если у родителей есть высшее образование, то вероятность того, что их дети захотят учиться в высшем учебном заведении, возрастает.

Психологические условия определяются тремя подходами к выбору профессии:

1) необходимо, чтобы личностные и деловые качества, от которых будет зависеть успех деятельности, уже сформировались и были неизменными и постоянными;

2) направленное формирование способностей, необходимых для деятельности. Существует мнение, что у каждого человека можно выработать нужные качества;

3) соблюдение принципа единства сознания и деятельности, т. е. ориентация на формирование индивидуального стиля деятельности.

Процесс профессионального самоопределения очень сложен и зависит от следующих факторов: возраста, в котором осуществляется выбор профессии; уровня информированности и уровня притязаний.

Для дальнейшей жизни большое значение имеет то, в каком возрасте был осуществлен выбор профессии. Считается, что чем раньше происходит самоопределение, тем лучше. Но это не всегда так, потому что, с одной стороны, в подростковом возрасте увлечения иногда бывают случайными, ситуативными. С другой стороны, подросток еще не очень хорошо знаком с миром профессий, их особенностями и, делая выбор, видит только положительные стороны профессии, а отрицательные остаются «в тени». Кроме того, в этом возрасте прослеживается некоторая категоричность, которая приводит к разделению профессий на «хорошие» и «плохие». Негативная сторона ранней профессионализации состоит еще и в том, что чем младше человек, тем большее влияние при выборе специальности на него оказывают взрослые, сверстники или более старшие знакомые. В дальнейшем это может вызвать разочарование в выбранной специальности. Поэтому раннее профессиональное самоопределение не всегда бывает правильным.

Важную роль в выборе специальности играет уровень информированности юношей и девушек о будущей профессии и о себе. Как правило, молодежь плохо информирована о рынке труда, характере, содержании и условиях труда, деловых, профессиональных и личностных качествах, необходимых при работе по той или иной специальности, что также отрицательно сказывается на правильности выбора.

При выборе профессии большое значение имеет уровень личностных притязаний. Он включает в себя оценку объективных возможностей, т. е. что человек действительно может делать (тому, кто не умеет рисовать, трудно стать художником) и способностей.

Так как профессиональная ориентация является частью социального самоопределения, то выбор профессии будет удачен только тогда, когда молодой человек сочетает социально-нравственный выбор с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я».