Тема 9. Теоретические подходы к психологическому консультированию в отечественной психологии
- Духовно-ориентированный подход к психологическому консультированию Т.А.Флоренской. «Эмпирическое обыденное Я» и «Духовное Я» в структуре личности человека. Осознание клиентом реальности своего «Духовного Я» как основная задача консультанта. Консультативные условия реализации данной задачи.
- Диалогический подход к психологическому консультированию А.Ф.Копьева. Достижение высших степеней диалогичности общения через самообнаружение личности. Формы блокады диалогической интенции: психологическая интоксикация, эстетизация личностных проблем, манипуляция-пристрастие.
- Реконструктивный подход к психологическому консультированию Б.М.Мастерова. Базовые элементы субъективной картины мира клиента и глубинные категории его бытия: пространство, время, оценка.
- Концепция деполяризации оценочных позиций С.А.Капустина. Понятие оценочной позиции, причины полярности оценочных позиций клиентов и способы их деполяризации.
- Взгляды на психологическое консультирование отечественных психологов Ю.Е.Алешиной, Г.С.Абрамовой, В.Ю.Меновщикова, Н.Н.Обозова и др.
Литература
Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2000.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. — М.: «Ось-89», 2003.
Капустин С.А Деполяризация оценочной позиции клиента как метод психологического консультирования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1994. № 3.
Копьёв А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал. -1992.-№2.
Меновщиков П.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 1998.
Обозов Н.Н Психологическое консультирование (методическое пособие).
-СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1993
Флоренская ТА. Диалог в практической психологии: Наука о душе. -М.:ВЛАДОС, 2001.
Сравнительный анализ приемов интерпретации речи в различных психологических ...
... психологических подходах. Объект исследования – интерпретация речи как элемент работы с клиентом в процессе консультационной работы. Предмет исследования – различные приемы интерпретации речи в практике психологического консультирования. ... Донской. – Мн.: Высш.шк., 1997. – 464 с. 16. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования [Текст]/ Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 1999. – 240 с. ...
Тема 10. Консультативный контакт
- Консультативный контакт как универсальный фактор эффективности консультативного взаимодействия, его определение.
- Особенности консультативного контакта: интимность, асимметричность, специфичность целей, эмоциональность, ограниченность по времени, динамичность, интенсивность, безопасность.
- Основные составляющие консультативного контакта: создание терапевтического климата и владение консультантом средствами (навыками) поддержания консультативного контакта.
- Характеристика физических составляющих терапевтического климата: оборудование места консультирования (сеттинг), структурирование пространства и времени.
- Основные терапевтические установки психолога-консультанта: эм-патия, безусловное положительное отношение, аутентичность (конгруэнтность).
Понятие терапевтической субличности консультанта.
- Средства поддержания контакта с клиентом: вербальные (прямые и косвенные), невербальные и паравербальные. Технология присоединения к клиенту («зеркализации»).
- Осознавание и свобода как два основных континуума пространства терапевтических отношений. Основные типы терапевтических отношений: манипуляция, конфронтация, опека и вдохновение.
- Понятие «присутствия» клиента в отношения. Доступность и экспрессивность как основные формы присутствия. Основные уровни ведения беседы в зависимости от глубины контакта (Дж.Бьютженталь).
Литература
Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
Бадхен А. А. Пространство терапевтических отношений // Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А.Бадхен, А.М. Родиной. — СПб.: Европейский дом, 2002.
БьюджентальДж. Искусство психотерапевта. — СПб.: Питер, 2001.
Гагин Т.В., Казакевич С.С. Модели НЛП в работе психолога. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
Кояюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999.
Тема 11. Типы клиентов и особенности отношений в системе «психолог — клиент»
- Характеристика основных мотивационных ориентации клиентов: деловая, рентная и игровая (В.В.Столин).
- Классификация типов клиентов по характеру запроса на психологическую помощь, особенностям восприятия психических явлений, способу работы со своими проблемами, в зависимости от пола и особенностей телосложения (Н.Н.Обозов).
Типология «трудных» клиентов.
- Позиции психолога консультанта в консультативном диалоге в зависимости от типа клиента (Н.В.Самоукина).
18 стр., 8707 слов
Специализированные психологические методики диагностики внутрисемейных отношений
... а предметом исследования – специализированные психологические методики диагностики внутрисемейных отношений. Учитывая актуальность проблемы межличностных внутрисемейных отношений на современном этапе развития общества, ... контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения ...
Особенности работы с различными категориями клиентов.
Литература
Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. — М.: «Ось-89», 2003.
Обозов Н Н Психологическое консультирование (методическое пособие).
-СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1993
Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. — М.: Интор, 1997.
Семья в психологической консультации / Под ред. Бодалева А.А., Столика В.В. — М.: Педагогика, 1989.
Тема 12. Этапы и фазы психологического консультирования
- Консультативная беседа как основной метод психологического консультирования. Типы консультативных бесед: начальная, процессуальная, завершающая и поддерживающая. Характеристика основных подходов к структурированию процесса психологического консультирования.
- Фазы психологического консультирования по В.В.Столину: определение проблемы, рабочая фаза, решение о действии. Эмоциональные феномены в процессе психологического консультирования: установление контакта с клиентом (раппорта), перенос и контрперенос, сопротивление, приобретение личного суверенитета. Типичные формы проявления переноса и сопротивления на разных этапах консультативной беседы, их функции и способы обращения с ними.
- Структура консультативной беседы по Ю.Е.Алешиной: знакомство с клиентом и начало беседы; расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; оказание психологического воздействия; завершение беседы.
- Пятишаговая модель интервью А.Е.Айви: установление взаимопонимания и структурирование отношений с клиентом; сбор информации, выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей клиента; определение желаемого результата; выработка альтернативных решений; обобщение и переход от обучения к действию.
- Место психодиагностики в психологическом консультировании.
- Терапевтическое соглашение, его содержание и функции. Психологический анамнез. Понятие консультативной гипотезы. Гипотеза о связях.
- Границы возможностей психологической помощи в рамках психологического консультирования. Возможные уровни коррекционной работы: уровень окружения, уровень поведения, уровень представления о возможностях, уровень убеждений и ценностей, уровень «Я» и уровень духовности (Т.В.Гагин).
Литература
Айви А.Е, Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники, практическое руководство. М.: б/и, 1999.
Алешина ЮЕ Консультативная беседа//Введение в практическую социальную психологию. — М.: Смысл, 1996.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
Гагин Т.В., Казакевич С С. Модели НЛП в работе психолога. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
Психологическая служба Microsoft Office Word
... действительности регуляцию поведения и деятельности. В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ... Цель психологической службы образования. Чем выше уровень профессионализма, тем более отчетливо и осознанно специалист понимает цель а, ...
Глэдинг С. Психологическое консультирование. — СПб.: Питер, 2002.
Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. — Киев, 1995.
Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. -М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.
Капустин С А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. 1993. №5.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999.
ЛосеваВ.К., ЛуньковАИ. Рассмотрим проблему… -М.: А.П.О., 1995.
Певзнер М.М. Процесс консультирования // Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А.Бадхен, А.М. Родиной. — СПб.: Европейский дом, 2002.
Тема 13. Технология консультативного взаимодействия
- Основные методы психологического консультирования: понимание, эм-патия, интерпретация, маевтика. Их связь с режимами работы сознания. Хронотоп психологической консультации: «там-и-тогда» / «здесь-и-теперь».
- Нерефлексивное и рефлексивное слушание как основные составляющие методов понимания и эмпатии. Приемы нерефлексивного слушания: поощрение/поддержки, угу-техника, техника минимальной поддержки, молчание. Эмпатическое слушание.
- Техники активного (рефлексивного) слушания: техника уточнения, перефразирование высказываний клиента, отражение чувств, обобщение и резюмирование.
- Особенности использования вопросов в психологическом консультировании. Виды вопросов: закрытые, открытые, прямые, опосредованные, лично направленные, безадресные, проективные, скрытые, вопросы-меню. Техника коротких вопросов.
- Мета-модельные нарушения в речи клиентов и способы их устранения.
- Техники работы с чувствами клиентов: отражение чувств, акцентирование эмоциональных переживаний, техника альтернативных формулировок.
- Техники проверки консультативных гипотез: расспрос, анализ конкретных ситуаций из жизни клиента.
- Интерпретация как метод и техника консультирования. Виды интерпретаций по содержанию и времени предъявления. Правила подачи интерпретации. Техника конфронтации, ее виды и особенности применения. Самораскрытие консультанта. Обратная связь и принципы ее построения.
- Понимающее и влияющее консультирование, условность деления в зависимости от теоретической ориентации специалиста и стадии работы. Информирование, направление, директивы, влиятельное обобщение, парадоксальное воздействие и другие техники влияющего консультирования.
Литература
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
Атватер И. Я вас слушаю: Советы руководителю как правильно слушать собеседника. — М., 1984.
Бадхен А.А , Соловейчик М.Я. Навыки консультирования // Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А.Бадхен, А.М. Родиной. — СПб.: Европейский дом, 2002.
Тема 7. Психопрофилактика, психологическое просвещение
... три задачи: - первая задача - формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума) [45]; - вторая задача - ... работе эта основа любого устного выступления является врожденной [36]. Любые техники могут лишь улучшить эту способность. А если таковых способностей нет? Для ...
Глэдинг С Психологическое консультирование. — СПб.: Питер, 2002.
Джордж Р., Кристианы Т. Консультирование: теория и практика. М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999.
Мэй Р Искусство психологического консультирования. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
Трунов Д. Г Техника перефразирования под увеличительным стеклом // Журнал практического психолога. 1998. № 4.
Хембли Г Телефонная помощь. Руководство для тех, кто желает помогать другим по телефону. — Одесса: Версия, 1992.