Раздел 1. Познавательный интерес как важный фактор в обучении детей младшего школьного возраста…………………………………………5

Содержание

Введение……………………………………………………………..3

  1. Познавательный интерес, мотив и мотивация: определение понятий…………………………………………………………….5
  2. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………….9

Раздел 2. Развитие познавательного интереса в практике обучения начинающих домристов………………………………………………..11

2.1. Донотный период обучения……………………………….14

2.2. Период первоначального освоения игровых навыков….21

Заключение………………………………………………………….31

Литература………………………………………………………….32

Введение

Наиболее сложный этап в практике музыкального обучения – начальный, связанный с освоением азов музыкально-исполнительской деятельности. Перед ребёнком ставится целый ряд задач, которые должны одновременно решаться в процессе работы над музыкальным произведением: освоение исполнительских навыков, приобретение музыкально-теоретических знаний, формирование художественного образа и т.д.

Испытывая трудности начального этапа обучения, дети зачастую теряют интерес как к музыкальной деятельности, так и к музыкальному искусству в целом. Музыка остается за глухой стеной полнейшего к ней равнодушия, и дети, окончившие музыкальную школу, порой совсем не испытывают потребности общения с ней.

13 стр., 6174 слов

Влияние темперамента на практическую деятельность человека Введение

22 В последнее время исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях. Во-первых, чрезвычайно много работ посвящено изучению отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в труде. Интерес к этому направлению обусловлен тем, что с экспериментальной точки зрения проще осуществить углубленное изучение одной или нескольких черт личности, нежели исследовать целостную ...

Таким образом, возникает проблема − как привлечь детей к музыкальным занятиям, воспитать любовь к музыке. Последнее качество, как отмечают многие педагоги-музыканты, связано в первую очередь с наличием интереса к данному предмету, и более конкретно – познавательного интереса.

Цель данного реферата − выявить пути и методы развития познавательного интереса у учащихся на начальном этапе обучения игре на домре в ДМШ (ДШИ).

Исходя из сказанного, в реферате ставятся следующие задачи:

— кратко очертить состояние проблемы изучения развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста;

— раскрыть условия, способствующие формированию и развитию познавательного интереса младших школьников;

— выявить наиболее целесообразные методы развития познавательного интереса на музыкальных занятиях у младших школьников;

— предложить ряд музыкальных заданий и упражнений, стимулирующих развитие познавательного интереса у учащихся класса домры ДМШ (ДШИ) на начальном этапе занятий.

Актуальность темы обусловлена убеждением, что от степени включённости познавательного интереса в учебную деятельность зависит эффективность прохождения начального этапа обучения исполнителя, а также успешность всей его дальнейшей музыкальной деятельности.

Раздел 1. Познавательный интерес как важный фактор в обучении детей младшего школьного возраста

1.1. Познавательный интерес, мотив и мотивация: определение понятий

Под интересом принято понимать избирательную направленность ребенка к тому или иному занятию, к содержательной его стороне и процессуальной, окрашенной эмоционально. С.Л. Рубинштейн, говоря об интересе, отмечал, «что это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности» [15, с. 526].

Интерес – это специальный психический механизм, побуждающий человека к деятельности, приносящей эмоциональное насыщение. Интерес заставляет личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Таким образом, интерес рассматривается как одно из мотивационных образований, направляющих действия человека и побуждающих к ним.

2 стр., 859 слов

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Билет №23 1. Дошкольный возраст. Развитие общения и межличностных отношений дошкольников со сверстниками. Процесс дифференциации детских коллективов. На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются ...

Как сложное и очень значимое для человека образование, интерес имеет множество трактовок в трудах разных исследователей.

Большинство психологов связывают интерес с потребностью, но понимают эту связь по-разному. Одни считают, что интерес – это структура, состоящая из потребностей . Другие же полагают, что интерес – это лишь эмоциональное проявление познавательных потребностей человека [17, с .9].

Обобщая взгляды различных авторов, мы можем сделать вывод, что интерес выступает как:

— избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности;

— стремление, потребность человека заниматься именно данной областью явлений, данной действительностью, приносящей удовлетворение;

— мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной, продуктивной.

Действительно, здоровый человек испытывает потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных своих функций, в том числе и психических – памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке. Этот динамический процесс определяется психологами как мотивации [3, с. 667].

Слово «мотивация» используется в современной психологии как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Необходимо отметить, что интерес может быть выражен различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития, такие как: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. То есть о любопытстве можно говорить как о кратковременном проявлении интереса к чему-либо или к кому-либо. Так, на первых уроках музыки ребёнок проявляет интерес к инструменту; он с увлечением рисует в нотной тетради незнакомые знаки (ноты, длительности и ключи), они для него привлекательны в силу своей новизны.

5 стр., 2197 слов

Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников

... познавательно – исследовательская деятельность». Авторы используют понятия: «познавательно-исследовательская деятельность», «поисковая деятельность», «поисково-познавательная деятельность», «исследовательская деятельность». В отечественной психологии накоплен большой опыт исследования и формирования познавательной, исследовательской деятельности детей ... Человек ... интереса к экспериментированию у детей ...

Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Здесь ребёнок выходит за рамки уже известного ему предмета, у него возникают вопросы познавательного характера.

Следующая стадия ­­– познавательный интерес – на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательностью, направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в сущностные связи, отношения, закономерности познания.

Между любопытством и любознательностью существует преемственная связь, т.к. во-первых, в онтогенетическом развитии человека сначала появляется любопытство как безусловно-рефлекторная, ориентировочная реакция (рефлекс «что такое?»), затем – как произвольная познавательная активность (любознательность «почемучек») и лишь потом возникает устойчивый избирательный интерес к какой-либо сфере знаний. Естественно, этот интерес формируется на базе неоднократно получаемого удовольствия от проявления ситуативного интереса (любопытства).

Переход с одной стадии на другую не означает исчезновение предыдущих, они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами.

«Познавательный интерес – это интерес к глубокому и основательному познанию. Всякий интерес направлен в известной мере на изучение предмета интереса, но отличие познавательного интереса в том и состоит, что это интерес не вообще к предмету познавания и не только к процессу познавания, это интерес к подлинно продуктивному познаванию, в результате которого появляется нечто новое либо в составе знаний, либо в способах подхода ученика к овладению этими знаниями» [1, с. 157].

24 стр., 11607 слов

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой деятельности

... деятельности ребенок получает знания, то в ходе игровой деятельности он отражает полученные знания, находит себе единомышленников, разделяющих его интересы. Большую роль в познавательно-речевом развитии детей ... функционирования. В ходе познавательной деятельности осуществляется познавательное развитие ребенка. Л. С. Выготский считал, что познавательное развитие детей дошкольного возраста заключается ...

Познавательный интерес в сфере музыкальной деятельности – это избирательная направленность ребёнка к музыкальным занятиям, к их содержательной и процессуальной стороне, окрашенная эмоционально. Дети, обладающие познавательным интересом, углубляются в сущность познаваемого, а не находятся на поверхности явлений. В этом смысле познавательный интерес – важнейший мотив учения, который лежит в основе положительного отношения ребёнка к музыкальным занятиям, побуждает учиться с охотой.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Возвращаясь к проблеме развития познавательного интереса, отметим, что цель педагога – сделать познавательный интерес одним из важнейших мотивов учебной деятельности.

Развитие познавательного интереса можно рассматривать и как развитие мотива к учебной деятельности. Ведь познавательный мотив чаще, чем другие мотивы побуждает к реальным действиям, т.е. является реально действующим.

При развитии познавательного интереса необходимо учитывать индивидуальные и возрастные психологические особенности учеников.

1.2. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

В процессе развития познавательных интересов стоит обратить внимание на некоторые психологические особенности детей младшего школьного возраста, хорошо описанные в психолого-педагогической литературе [11].

Так, значительное место в жизни младшего школьника занимает игра. Поэтому педагог обязательно должен использовать на уроках игровые формы работы, а при их отсутствии создавать «дух игры». При удачном осуществлении этого возникает несколько положительных моментов: игра поддерживает у ребёнка интерес к учёбе, обеспечивает хорошее настроение, помогает достаточно прочно усваивать необходимый учебный материал, благоприятствует естественной адаптации ребёнка к своей новой социальной роли ученика.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Ребёнка привлекает всё яркое и необычное, поэтому ему трудно выделить главное в изучаемом материале. Ещё одна особенность внимания в данном возрасте − его неустойчивость, что является следствием преобладания возбуждения над торможением. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

Память также отличается своей непроизвольностью. Ребёнок запоминает то, на чём прежде всего фиксируется его внимание. Главенствующая роль принадлежит эмоциональной и двигательной памяти, затем – образно-наглядной и словесно-логической (смысловой).

Младшим школьникам свойственны необычная широта эмоций и реактивность, лёгкость переключения от одной эмоции к другой. Они отличаются эмоциональной впечатлительностью, непосредственностью проявлений и внешней выраженностью эмоций. Они податливы к внушениям и всякое элементарное воздействие впитывают как губки.

Принимая во внимание изложенное, при построении практических занятий целесообразно выполнять следующие правила:

— использовать игры-действия, игры-манипуляции с всевозможными предметами и карточками;

— использовать наглядный материал;

— в однотипные виды работы, которые повторяются из урока в урок, следует вносить небольшие изменения;

— выбирать учебный материал необходимо с учётом того, что запоминание у детей находится в прямой зависимости от положительного эмоционально окрашенного отношения к предмету деятельности;

— при изучении нового материала нужно основываться на уже известных ребёнку фактах, что увеличивает эффективность произвольного запоминания;

— хорошо в течение урока менять виды деятельности (в частности, вслед за репродуктивными видами деятельности вводить творческие).

— следует вести урок с установкой на динамическое возрастание интереса к заданиям (это даёт возможность держать ребёнка в постоянно активном состоянии по отношению к воспринимаемой информации);

— заканчивать урок лучше всего музыкой, а не наставлениями и замечаниями (о них нужно сказать ранее), эмоциональным возбуждением положительного плана.

9 стр., 4341 слов

Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ребенка первого полугодия жизни Диагностика развития общения ребенка со взрослым

Параметры и показатели общения При определении уровня развития ситуативно-личностного общения показательными являются следующие его параметры: инициативность ребенка в общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения. Инициативность ребенка в общении характеризует стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение. Инициативность выражается в ...

1.3. Методы развития познавательного интереса в процессе музыкальных занятий

Генрих Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста [5, с. 33]. Обращаясь к опыту различных педагогов-музыкантов, а также учёных-психологов, можно выделить ряд условий, способствующих формированию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.

Несомненно, формирование и развитие познавательного интереса и соответствующих способностей детей создает необходимые условия для их гармоничного развития, а уроки игры на домре превращаются в уроки музыки.

Существует ряд педагогических условий, влияющих на интерес к учению. Среди них:

— постоянное побуждение ученика к интеллектуальной активности и практической деятельности, вызывающей волевое усилие;

— стимулирование и поощрение волевых усилий учащихся;

— создание эмоциональной обстановки обучения.

Ряд психологов и педагогов-музыкантов отмечают, что один из способов инициирования познавательной активности и развития интереса ребёнка – постановка перед ним все более и более усложняющихся задач, решение которых мобилизует мышление, волю память, воображение. Этому условию в наибольшей степени соответствует проблемное обучение1, основной установкой которого является создание на уроках проблемных ситуаций, в которых педагог не декларируют готовые истины, а помогает, побуждает ребёнка к поиску их источника, активному размышлению, обдумыванию, активно способствует развитию и познавательных интересов, и музыкальных способностей. В конечном итоге, этот подход учит школьника ставить проблему и разрешать её.

Постановка проблемных вопросов, обмен мнениями побуждают детей к интеллектуальной активности деятельности. Цель проблемного обучения – это не только усвоение результатов научного знания, но и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер ученика, развитие его индивидуальных способностей.

Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Она характеризуется таким психологическим состояниями, возникающим у субъекта (ученика) при выполнении им задания, которое требует найти новые знания или способы действия.

О том, что проблемное обучение способствует развитию познавательного интереса, пишет, например, Г.И. Щукина. Она отмечает, что укреплению познавательного интереса способствует использование многообразных средств самостоятельной работы учащихся: нужно учить школьника активно оперировать знаниями и пользоваться ими, вооружать их общими и специальными умениями, которые позволяют применять одни знания для приобретения других. Кроме того, Г.И. Щукина рекомендует, побуждая детей к творческим работам, исходить из того, чтобы каждая работа, с одной стороны стимулировала бы школьника к решению познавательной задачи, с другой – развивала бы специальные способности и склонности каждого ребёнка [12, с. 195]. Автор также указывает на то, что необходимо нахождение таких приёмов и средств, таких ярких сравнений, сопоставлений, живых образных описаний, которые помогут запечатлеть в сознании и чувствах учащихся факты, понятия, выводы, играющие наиболее значительную роль в системе знаний. Именно поэтому существует необходимость накопления музыкальных впечатлений до перехода к изучению музыкальной грамоты.

По словам Г.Г. Нейгауза – «прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, ребёнок должен духовно владеть какой-то музыкой» [5, с. 64]. Если ребёнок научился понимать и владеть языком музыки, у него развит эмоционально-чувственный уровень, каждая краска ему понятна и он может создавать свои музыкальные образы, то процесс исполнения становится интересным, содержательным. Таким образом, одной из задач музыкальной педагогики является развитие и обогащение эмоционального опыта учащегося.

Этому в немалой степени может помочь использование наглядных методов обучения. В целом, наглядные методы предназначаются в педагогике для чувственного ознакомления учащихся с жизненными явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символическом изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукции, схем, моделей. Приоритетным видом наглядности на уроке игры на домре является звучание самой музыки, предполагающее демонстрацию музыкальных произведений как в живом звучании, так и с использованием звуковоспроизводящей техники. Особую ценность в этой связи представляет исполнение музыки самими детьми: пропевание отдельных тем-мелодий, вокализация, музицирование, дирижирование, музыкально-сценическое представление и др.

Иными словами, наглядность в практике обучения музыканта тесно связана с практическими методами, направленными на получение информации в процессе действий. «Наблюдение музыки, – писал Б.В. Асафьев, – прежде всего, ведет к обострению слуховых впечатлений… и, следовательно, к обогащению нашего жизненного опыта и нашего знания о мире через слух… Необходимо вызвать в слушателе инстинкт исполнителя» [17, с. 38].

Однако использование вышеизложенных методов, связанных с эмоциональным и интеллектуальным развитием учащихся, недостаточно для полной реализации их познавательных интересов. Необходима ещё одна составляющая – развитие исполнительских навыков в практической деятельности, исполнительская реализация музыканта (об этом аспекте развития познавательных интересов речь пойдет ниже).

В целом, познавательный интерес к предмету, к его содержанию, способам добывания знаний и навыков, также стремление к творческой самореализации зависят от эмоционального восприятия музыки, от положительной эмоционально-доброжелательной обстановки на занятиях, от исполнительских возможностей, способных передать переживаемое эмоциональное состояние.

В качестве иллюстрации работы по этим принципам рассмотрим приемы и методы проведения занятий с учащимися-домристами на начальном этапе их обучения в ДШИ.

Раздел 2. Развитие познавательного интереса в практике обучения начинающих домристов

  1. Донотный период обучения

Описывая практическое использование приёмов, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников, хотелось бы вначале остановиться на самом первом этапе обучения ребёнка в классе домры.

Первые 2-3 месяца занятий с начинающим музыкантом сводятся, в основном, к усвоению наиболее необходимых базовых сведений о ритме, звуковысотности, штрихах, динамике, постановке руки на грифе, правильной посадке. От того, насколько прочно усвоит ребёнок эти знания, сможет ли он читать нотный текст и воспроизводить его, станет ли это интересным открытием для него или подобная работа явится для него тяжелым испытанием, будет зависеть его музыкальное продвижение в дальнейшем.

Цель начального этапа работы – заинтересовать ребёнка занятиями. Пусть он сам захочет взять инструмент в руки, научиться играть на нём, понимать музыкальный язык. Поэтому в идеале на каждом уроке должны быть представлены разные виды деятельности − игра на инструменте, развитие ритмического чувства, чтение нот с листа, игра как таковая, пение и даже рисование.

В начальном обучении можно выделить два периода: донотный и практический, связанный с освоением игровых навыков.

В донотный период происходит первое знакомство с инструментом, грифом, ладами, медиатором. Дети слушают музыку, учатся о ней говорить, получают первоначальные знания о музыкальных образах, жанрах и характерах. Уже на этом этапе вводить задания, содержащие элементы проблемности, наглядности, яркой образности, направленные на развитие познавательного интереса. Приведем примеры различных упражнений такого рода.

I. В донотный период ребёнок учится воспринимать ритм мелодии. Но иногда бывает, что ученик не дослушивает длительности до конца, играет неритмично. Для решения этой проблемы существует несложное упражнение − пропевание ритма с подтектовкой.

Начало может быть таким :

До сви — дань — я , до сви — дань — я …..

А потом – не важно, насколько в рифму, лишь бы “в ритм”: “будем мы без вас скучать…”, “приезжайте к нам опять” и т.п. Можно еще помахивать рукой вправо-влево, тактируя восьмыми длительностями:

Бу — дем мы без вас ску — чать …….

На формирование навыка слухового соотношения длительностей во времени при опоре на пульсацию четвертями можно давать следующие задания:

— учитель хлопает в ладоши четвертями, а ребёнку даётся команда хлопать восьмыми, затем роли меняются;

— педагог играет пьесы разного характера, а ученик старается не потерять пульсацию четвертями.

Можно предложить ребёнку прохлопать или протопать музыку.

Для лучшего понимания ритмических сложностей нужны всевозможные игры с ритмами. Например можно придумать такую игру: мы – болельщики на стадионе, смотрим соревнования сказочных героев, и болеем за них. Каждому герою придумываем свою ритмическую кричалку:

Крас – на – я ша – поч – ка ! Синь – ор По – мо – дор !

Игра учитель–ученик полезна при любых, не только ритмических затруднениях. Особенно она хороша, когда ребенок невнимателен и не замечает своих ошибок. Чужие обнаружить проще! Итак, ритмически сложное место педагог играет насколько раз подряд, каждый раз делая одну-две ошибки – в штрихах, в динамике, в аппликатуре; и только в последний раз, когда ритм уже непроизвольно запомнился, делает ошибку ритмическую. Если ученик ее заметил, есть большая вероятность, что он сам не допустит подобной ошибки в дальнейшем. Делать ошибки для того, что бы ученик был внимательным и замечал ошибки педагога, чтобы в дальнейшем самому их не сделать.

На уроках (особенно первые несколько занятий) педагогу следует играть как можно больше музыки с использованием разнообразных средств музыкальной выразительности. Таким образом, (лишняя запятая) ребёнок не только расширяет свой музыкальный кругозор, «насыщается» музыкальными впечатлениями, но и учится различать движение мелодии; краски мажора и минора; stacc. и non legato.

II. Что касается первых представлений о мелодии, то задача педагога − рассказать о принципах мелодического движения в доступной детям форме. Для этого можно использовать символы, представлять образы и различные ситуации. В частности, можно воспользоваться сравнением: восходящее движение мелодии – возвышение, восхождение, взлет; нисходящее движение – скатывание с горки на санках; скачки в мелодии – езда по кочкам, прыжки через барьер.

Мелодию можно также изобразить символически в виде кривой линии, которую рисует в воздухе воображаемый самолет, периодически то поднимаясь, то опускаясь (восходящее и нисходящее движение мелодии).

Он может лететь на одной высоте (повторяющаяся нота), а может попадать в могут быть воздушные ямы (скачки в мелодии).

Педагог показывает направление движения воображаемого самолета рукой, ученик импровизирует предлагаемый мелодический рисунок.

Кривая линия самолета (плавный подъем и спуск)

Самолет летит на одной высоте (повторяющаяся нота)

“Воздушные ямы” (скачкообразное движение)

III. Развитие образного мышления и одновременно развитие ладового слуха можно осуществлять через различение мажора и минора. Лад можно представить как образ: например, мажор – светлый день, минор – темная ночь, хроматический лад – ветер.

Показываем нахождение ладов на грифе: играем гамму до мажор и поем:

Вот светлый к нам пришел денек.

Гамму ля минор играем сверху вниз и поем:

Ночка темная спустилась

Играем и поем хроматическую гамму от “до”:

Дует ветер, дует, стужу навевает.

IV. Ученик с большим интересом воспримет информацию о музыкальных штрихах – staccato, legato и non legato, если каждый из них связать с определенным образом:

— нон легато (не связно, раздельно) – прогулка, большие шаги, можно сравнить, например, с шагами цапли (исполняется коротким тремоло):

— легато (связно, слитно) — плавающие рыбки, плывущие облака (исполняется непрерывным тремоло):

— стаккато (отрывисто, колюче) – лягушка, кузнечик (исполняется резкими короткими ударами медиатора по струне):

V. Знакомство с регистрами может происходить на примере фортепиано. На каждый регистр педагог придумывает для ученика образ. Например: верхний регистр – пение птичек, полет бабочки; средний – зайчики, белочки; нижний − рычание медведя. Обязательно нужно сначала поговорить с учеником о характере каждого животного: бабочки легко и красиво парят в небе; зайчики бегают по лужайке; медведь большой и грозный вышел из леса. Все эти образы обязательно отразятся в характере будущей музыки – громкой или тихой, нежной или грубоватой, быстрой или медленной. Для этого педагог может заготовить заранее небольшие фортепианные кусочки для наглядности и сыграть их на уроке ученику.

VI. Важным этапом в донотном периоде является постановка игрового аппарата ученика и формирование начальных игровых навыков. Известно, что причины всех ошибок, зажатий, технических трудностей лежат в постановке рук домриста, в первых усвоенных им правильных или неправильных движениях. Поэтому преподавателю нужно быть крайне осторожным при работе с детьми, и особенно с начинающими, решая технологические задачи.

Дети имеют разные физические данные, особенности нервной системы, различную гибкость, форму рук. Следует также помнить о необходимости развития познавательного интереса. Поэтому следует работать с каждым ребенком индивидуально. При этом нужно помнить, что внимание маленького ученика невозможно удержать более 5–7 минут на каком – либо техническом задании. Поэтому если у ребенка что-то не получается − следует переключить его на другое упражнение. В целом процесс обучения должен быть построен от простого – к сложному, от легкого – к более трудному.

Еще одна трудность заключается в том, что преподавателям приходится работать с обычными малыми домрами, которые для маленького ребенка могут быть большими. Кроме большого размера малышу может мешать сильное натяжение струн. Это серьезная проблема, которая вызывает у ребенка, зачастую, отрицательные ощущения, плохо влияющие на дальнейшие занятия на домре. Первое, что должен сделать преподаватель – это спустить струны на 2–3 тона. Позже, по мере укрепления пальцев и формирования правильного положения левой руки, струны можно постепенно подтягивать.

Не желательно сразу разрешать ребенку играть на инструменте двумя руками одновременно. Над каждой рукой можно работать отдельно и на каждом уроке чередовать упражнения для правой и левой рук. Но сам инструмент нужно дать ученику в руки сразу и объяснить ему как правильно сидеть, как держать домру, какие точки тела должны соприкасаться с ней.

На каждом уроке необходимо учиться держать медиатор, правильно собирать вместе с учеником пальцы правой руку. Педагог может приготовить для ученика бумажный медиатор − для того, чтобы ученик понял, что не нужно очень крепко его держать. А затем, чтобы освоить приемы игры, можно на ровной поверхности делать параллельные ей движения вправо–влево правой рукой, имитируя удары медиатором.

Первые игровые движения правой рукой следует делать без инструмента. Ребенку нужно объяснить ощущение падения – броска кисти на собственное колено или в собственную ладонь. Первые звуки можно извлекать сразу по трем струнам, так как если ученик будет стараться прицельно попадать на одну из струн, то у него может возникнуть боязнь промахнуться и как следствие, − зажатие мышц. Важно также следить за мизинцем правой руки. Он не должен быть вялым, а напротив, должен стремиться быть опорным. Мизинец не должен отходить от безымянного и оттопыриваться.

Сила звука при движении медиатора вниз–вверх и его длительность должны быть одинаковыми на протяжении всего звучания и постоянно контролироваться внутренним слухом ученика.

Для уменьшения хватательного рефлекса левой руки тоже существуют необходимые упражнения. Одним из них является упражнение “Котенок”. Ребенок должен представить себе, как котенок висит на шторе, зацепившись за нее всей лапой или одним коготком. Ученик может зацепиться своей рукой за руку преподавателя (или за свою правую руку), повиснув всей ее тяжестью и немного покачиваясь. Затем задание усложняется: ученик должен “висеть” попеременно на каждом из своих четырех пальчиков.

С момента, когда ребенок в игровой форме освоил задания донотного периода, научился правильно держать инструмент, имеет правильную посадку, следует приступать к следующему этапу работы на домре.

2.2. Период первоначального освоения игровых навыков

В период освоения базовых навыков игры на инструменте ребенок познакомится с азами музыкальной грамоты, приобретет начальные исполнительские навыки и навыки выразительного интонирования, получит возможность развивать свои творческие способности. Очевидно, все исполнительские навыки музыканта формируются путем освоения репертуара, включающего разнообразные произведения, выразительные и обладающие яркой образностью. Желательно, чтобы они сопровождались словами и заключали в себя яркий, доступный для детского возраста сюжет. Тогда желание “воспроизвести картинку” будет убедительным мотивом к учению и средством развития познавательного интереса.

Знакомство с пьесами нужно начинать с формирования слухового представления о музыке: познакомить ученика с песенкой, выразительно пропев ее со словами. Обсудить, какие средства музыкальной выразительности помогут передать характер того или иного произведения. Каждый раз в пении ребенка надо стараться добиваться выразительного, эмоционального исполнения. Такие занятия позволят создать запас эмоционально-образных представлений у начинающего музыканта.

Рассмотрим подобную работу на примере песенки “Два кота”. Сперва следует выразительно пропеть, затем прохлопать ритмический рисунок, жестами показать движение мелодии. Хорошо рассказать ученику, что в пьесе 3 предложения, их границы можно обозначить знаком \/. Для лучшего образного представления можно дать ученику задание нарисовать картинку у этой пьеске.

Далее необходимо обсудить с ребенком, какими средствами можно передать характер предложения. Например: 1е предложение — темп бодрый, mf; 2е предложение – исполнение более спокойное, p; 3е предложение – темп снова активный, четкая артикуляция, f. Обязательно стоит обратит внимание на ясность произношения в пении и на дыхание между фразами. Лишь после подробной предварительной работы можно перейти к изучению пьески на инструменте. Отметим, что на материале этой пьески решается важная техническая задача – освоение правильной постановки 2ого пальца.

Та, та, два кота, два ободранных хвоста. Серый кот в чулане, все усы в сметане. Черный кот залез в подвал, и мышонка там поймал.

Следующая пьеса “Кони” ориентирована на постановку 4 пальца левой руки, на развитие слуха и работу над ритмом.

Пьеса очень проста для интонирования, и поэтому ученик имеет возможность сосредоточить свое внимание на работе 4 пальца. Задание для ученика: сыграть сначала пьесу по нотам, а потом подобрать эту мелодию от звуков ре или ми. Желательно, чтобы ученик играл и пел одновременно.

Кони скачут по полям. Ох, и весело коням!

При исполнении этой пьесы следует следить за тем, чтобы во время игры четвертым пальцем второй не поднимался со струны, а лишь ослаблял нажим на нее. Четвертый палец при снятии со струны не должен уходить под гриф.

На примере песенки “А на той горе дубок” также решаются задачи Постановки 1-го пальца левой руки, развития слуха, работы над ритмом.

Разучивая эту пьесу, стоит обращать внимание на перенос веса левой руки с одного играющего пальца на другой, а также на полное расслабление левой руки в момент звучания открытой струны. В этом произведении ученик должен ярко представить эмоциональный образ персонажей песенки, а педагог − помочь ребенку найти средства музыкальной выразительности, которые позволят передать характер слов.

А на той горе дубок, а на дубе воронок.

Ой, ребята, та – ра – ра! На горе стоит гора!

На примере пьесы “Дождик” можно объяснить ребенку понятие тоники. Сперва можно попросить сыграть мелодию по нотам, а затем закончить пьесу на звуке ми или до #; обсудить, какой из звуков устойчиво и уверенно завершает мелодию; обратить внимание на ее ладовую окраску; показать, как, изменив звук фа # на фа, можно превратить радостную песенку летнего дождика в тоскливую песню осеннего дождя. Здесь также идет работа по формированию навыков постановки 1-го, 2-го, 4-го пальцев левой руки, осуществляется первоначальная постановка 3-го пальца.

Кто всю ночь по крыше бьет, и бормочет, и поет?

На материале песни “В рыжем небосводе” осуществляется закрепление навыков постановки левой руки, развитие ладового чувства, формирование навыка самостоятельной работы над приемом.

Работая над пьесой, стоит обратить внимание на следующее: во втором такте первый палец не поднимается с грифа в момент игры четвертого пальца, а лишь ослабляет нажим на струну.

В восходящем движении следует пальцы левой руки оставлять на струне, перемещая центр тяжести к игровому пальцу. Освоив произведение в исходной трактовке, можно подобрать его на слух от звука ре.

В рыжем небосводе солнышко резвиться.

В рыжем хороводе весело кружиться.

Отметим, что такие творческие задания, успешность их выполнения также являются хорошим фактором создания познавательного интереса.

Пьеска “Вышла курочка гулять” − хороший пример для самостоятельного разбора. Следует попросить ребенка определить характер и настроение, выбрать удобную аппликатуру, выучить наизусть и выразительно исполнить.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

А за ней цыплята, желтые ребята.

Для развития навыка игры в ансамбле можно использовать пьесу “Едет, едет паровоз”. Ученик должен уметь хорошо играть обе партии ансамбля. Стоит заострить его внимание на вступлении второй партии, на необходимости ее исполнения тише, чем звучание первой. Попросить ученика нижний голос играть, а верхний – петь.

Едет, едет паровоз, две трубы и сто колес.

Две трубы, сто колес, машинистом рыжий пес.

Пройдя этот этап обучения, можно предложить ученику выбрать несколько пьес, которые ему больше всего нравятся, и устроить небольшой концерт для преподавателя, родителей или друзей. Это будет ценным опытом выступления перед публикой и, опять-таки, создаст мотивацию к учению.

Следующие пьесы направлены на освоение приемов игры медиатором.

В следующих трех произведениях, демонстрирующих игру по открытым струнам, следует следить за тем, что бы мизинец правой руки двигался по щитку точными, одинаковыми по силе соприкосновения со струной и скорости движениями.

Колючий ребенок

Сл. В. Орлова.

У ежей подрос Ежонок – замечательный ребенок.

Но бояться мама с папой малыша погладить лапой.

Андрей – воробей

Русская народная песня

Андрей – воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек из – под палочек.

Барашеньки

Украинская народная песня

Барашеньки, крутороженьки, по горам ходят, по лесам бродят

Следующая пьеса направлена на освоение навыка перехода с одной открытой струны на другую.

Кто как ходит

Сл. Е. Ченовецкого

Гуси ходят все гуськом, Индюшата – индюшком,

Лягушата – лягушком, Поросята – пороськом.

Эта пьеска − на отрабатывание навыка скоординированного нажима на струну пальцами левой руки и удара вниз.

Лиса по лесу ходила

Русская народная песня

Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила,

Лиса лычки драла, лиса лапотки плела.

Пьеса ”Часы” начинается из-за такта с удара вверх. В ней следует обращать внимание на активное движение правой руки.

Часы

Е. Тиличеева

Мы ходим ночью, ходим днем

И все же с места не сойдем.

Мы бьем исправно каждый час, Но вы, друзья, не бейте нас.

Разучивая следующую пьесу, нужно обращать внимание на скоординированность нажима и активного снятия с переменным ударом в правой руке.

Ехали медведи

В.Игнатьев

Ехали медведи на велосипеде!

А за ними кот, задом наперед!

Задача пьесы “Баю-бай” – последовательное освоение навыка смены пальцев левой руки на каждый удар медиатора.

Баю – баю

Русская народная песня

Баю – баю, баю – бай, ты, собаченька не лай.

Белолапа , не скули, нашу Таню не буди.

Баю- баю, баю – бай. Баю – баю, баю – бай.

В следующей песенке отрабатываем навык переменного удара в сочетании со сменой позиции в левой руке.

Козонька рогатая

В. Игнатьев

Козонька рогатая, козонька бодатая,

Убежала за плетень, проплясала целый день.

Подвижный темп пьесы “Туру-туру” требует обратить внимание на экономность движений правой руки. Амплитуда движений медиатора должна быть максимально приближена к струне.

Туру — туру

В. Игнатьев

Туру – туру, ту – ру – ру! Во сыром темном бору, Сидит филин на дубу, он играет во трубу.

Знакомство ученика с приемом короткого тремоло.

Колокольчик

Чешская народная песня

У осины влез на кочку синий, синий колокольчик.

Динь – дон, динь – дон, динь – дон.

Описанную работу рекомендуется завершать произведениями на закрепление первоначальных навыков игры медиатором.

Море волнуется

Мой конек

Заключение.

Итак, в завершении работы можно сделать вывод о том, что наличие познавательного интереса к музыкально-образовательной деятельности повышает эффективность обучения игре на домре, поддерживает любовь к музыке, разжигает “огонек влюбленности” и увлеченности ею.

Более того, познавательный интерес выступает в качестве одного из важных стимулов к учению, поэтому на его развитие и поддержание должны быть направлены усилия педагога в первую очередь. К числу способов, с помощью которых можно развивать и поддерживать познавательный интерес, отнесем:

— включение в урок различных типов заданий, смена элементов занятий, их вариативность;

— высокий темп урока;

— усвоение базовых сведений и свободное оперирование ими.

При этом важно, чтобы педагог постоянно осуществлял мониторинг результативности своей деятельности на занятиях, обращал внимание на отклик ребенка. О наличии познавательного интереса у ученика свидетельствуют:

— включение ребенка в учебную деятельность;

— сильная сосредоточенность, слабая отвлекаемость;

— преобладание непроизвольного внимания;

— возникновение вопросов в процессе учебной деятельности;

— стремление по собственному побуждению участвовать в работе, в обсуждении вопросов на уроке;

— активное оперирование полученными знаниями, умениями;

— общий эмоциональный положительный настрой, интеллектуальная радость;

— стремление к завершённости учебных действий.

Вне урока это:

— беседы с друзьями о предмете интереса;

— добровольное выполнение дополнительной и самостоятельной работы, а также заданий, не входящих в программу обязательных занятий;

— использование своего досугового времени для посещения театра, концерта, занятий музыкой и другими видами искусства.

ЛИТЕРАТУРА

Научно-методические издания

1. Музыка : Большой энцикл. слов. / Абаджиев А. и др.; Гл. ред. Г. В. Келдыш / М. : Большая Рос. энцикл., 1998

2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер; Междунар. акад. пед. наук, Моск. гуманит. актер. Лицей / М. : Малое изд. предприятие NB Магистр», 1993.

3. Додонов Б.И. В мире эмоций / Киев : Политиздат Украины, 1987.

4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : Пособие для учителя / М. : Просвещение, 1983.

5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры : Записки педагога / М. : Классика-XXI, 1999.

6. Общая психология : [Учеб. для пед. ин-тов / А.В.Петровский, А.В Брушлинский, В.П.Зинченко и др.] ; Под ред. А.В.Петровского / М.: Просвещение, 1986.

7. Теплов Б.М. Психология / М., 1946.

8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / М., 1968.

9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студентов фак. дошк. воспитания сред. и высш. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили / М. : Академия, 1998.

10. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : Учеб. для студентов вузов / А.Н. Зимина М. : Владос, 2000.

11. Гребенюк О.С. Общая педагогика : Курс лекций / Калининград : КГУ, 1996.

12. Щукина Г.И. Формирование познавательного интереса в педагогике / М.,1971.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей педагогики / СПб. и др. : ПИТЕР, 1998.

14. Бейдер Т.А Музыка в школе : 1 кл.: Пособие для учителя: С предисл. / Авт-сост. Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская М. : Музыка, 1979.

15. Школяр И.В. Музыкальное образование детей / М.,2001.

16. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2119 «Музыка»] / Составитель О. А. Апраксина / М. : Просвещение, 1987.

17. Дипломная работа “Развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в классе фортепиано ДДиЮТ” студентки VI курса Бухвалович Светланы.

1 Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематичная самостоятельная деятельность учащихся с усвоениеем готовых выводов науки; система методов обучения построена на принципе проблемности; процесс взаимодействия учителя и ученика ориентирован на развитие индивидуальности ученика [12, с. 18].