Расстройства личности ПЗ№5-6

Практическое занятие №5

Тема. Характеристика основных форм и уровней личностной патологии

  1. Концепции невроза (Фрейд, Мясищев, Захаров): тревожно-фобическое, обсессивно-компульсивное расстройство, истерическое расстройство, неврастения. Описание внутреннего конфликта при неврозе.
  2. Нарциссические расстройства личности (3..Фрейд, Х.Кохут, О. Кернберг).

    Этиология, условия формирования, структура и динамика нарциссической организации личности.

  3. Пограничные личностные расстройства: шизоидная, шизотипальная, инфантильная, истероидная, антисоциальная личность.
  4. Психотическая организация личности. Функциональные и органические психотические расстройства.
  5. Каковы критерии диагностики характера личности?
  6. Определите типичные особенности невротической личности.
  7. Какие защиты использует пограничная личность?
  8. Какова природы базового конфликта у психотической личности?

Рекомендации по подготовке к занятию

Готовясь к занятию, подберите клинические иллюстрации, воспользовавшись учебниками Буянова М.И., Фрейд А., Д. Хомса.

Литература

  1. Анормальная психология / Д. Холмс. — СПб: Питер, 2003. — 304с. — (Серия «Концентрированная психология»).
  2. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. — СПб.: Питер, 2001.
  3. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. Для учителей и родителей. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1992. — 255с: ил.
  4. Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии / Пер. с англ, М.. И. Завалова . — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 464с. — (Библиотека психологии и и психотерапии, вып 81),
  5. Клиническая психология: учебник/ Под ред. БД.Карвасарского. — СПб: Питер, 2002. — 960с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»).
  6. Кляйн М., .Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П., Развитие в психоанализе. М.: Академический проект. 2001.
  7. Кохут X. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр. 2003. 368 с.
  8. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1998. 480 с.
  9. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М., 1987г.
  10. Фрейд А. Это и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. И нем. / М.: ООО .Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. 1999. С. 115-244.
  11. Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 289-295.

Интернет-ресурсы:

13 стр., 6094 слов

Теория личности З. Фрейда

... личности З. Фрейда 1.1 Предпосылки возникновения психоанализа. Зигмунд Фрейд В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд, работая над «Проектом программы научной психологии», ... Рассмотреть защитные психические механизмы как средство смягчения и подавления конфликтов, постоянно возникающих между уровнями личности. Данная работа состоит из двух глав. В первой ...

  1. http://www.plam.ru/psiholog/pacient_i_psihoanalitik_osnovy_psihoanaliticheskogo_processa/p9.php
  2. http://psy-analyst.ru/eche/3super2.asp

Практическое занятие № 6

Тема. Психотерапия личностных расстройств

1. Проблема выбора адекватных психотерапевтических моделей и организации терапевтического пространства.

2. Задачи и принципы психопрофилактики нервно-психических заболеваний детей и подростков в образовательных учреждениях.

3. Основные направления работы психолога с подростками, страдающими различными видами психопатий (по Личко и Ганнушкину).

4. Психологическая и педагогическая помощь родителям, имеющих подростков с различными видами психопатий.

5. Варианты терапевтического контракта и сеттинга.

6. Модификация технических приемов: время, стиль, дозировка интерпретаций, применение поддерживающих и укрепляющих Эго-интервенций.

7. Общие цели и задачи психотерапии в клинике личностных расстройств. Совместная работа психотерапевта и психолога: границы пересечения деятельности специалистов.

8. Показания и противопоказания к применению различных форм психоаналитической психотерапии.

9. Психоанализ, когнитивная психотерапия, гештальт-терапия, арттерапия и другие варианты психотерапии в оказании психотерапевтической помощи людям, страдающим личностными расстройствами.

10. Основные методы психотерапии.

11. Специфика «терапевтической среды» в индивидуальной и групповой психотерапии пограничных расстройств личности.

12. Характеристика индивидуальной, диадической и групповой динамики Структура и динамика внешних границ.

13. Феномены внутриличностной и групповой фрагментации, «зеркального отображения».

14. Проекция, интроекция и интерперсональные защиты.

Рекомендации по подготовке к занятию

1. Ответьте на вопрос, какие психопрофилактические цели преследуют массовые исследования детей? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

2. Попробуйте составить психопрофилактическую программу для любого вида семьи с неправильным видом воспитания. Составьте таблицу или схему, иллюстрирующую виды психопатий у подростка и основные направления работы психолога.

3. Найдите клинические примеры, иллюстрирующие психотерапевтическую работу с подростками или детьми. Какова могла бы быть роль психолога в данной работе?

4. Составьте свой тематический план или программу тренинговых занятий для людей, страдающих личностными расстройствами. Какие формы лучше использовать? Какие темы, как вы думаете, необходимы для данных категорий больных?

Литература

1. Анормальная психология Д. Холмс. — СПб: Питер, 2003. — 304с. — (Серия «Концентрированная психология»).

7 стр., 3311 слов

Психотерапия неврозов

... о личности больного можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии. Представление о неврозах как психогенных расстройствах, в развитии которых определяющая роль принадлежит психическому фактору, объясняет ...

2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. Для учителей и родителей. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1992. — 255с: ил.

3. Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. — СПб.: Питер, 2005. — 1120с. -(Серия «Национальная медицинская библиотека»).

4. Дэннис Браун, Джонатан Педдер. Введение в психотерапию. Принципы и практика психодинамики. М., 1998.

5. Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. — Л., 1985.

6. КернбергО.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии / Пер. с англ. М.. И. Завалова. -М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 464с. — ( Библиотека психологии и психотерапии, вып.81).

7. Клиническая психология: Учебник. 2-е изд./ Под ред. Б.Д. Карвасарского- СПб.: Питер, 2006. — 960с. (Серия «Национальная библиотека»).

8. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Под редакцией А. Бека. — СПб.: Питер, 2002.

9. Психотерапия — что это? Современные представления’Под ред. Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. Л.С. Каганова. — М.: Независимая фирма «Класс». 2000. — 432 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 80).

10. Эйдемиллер Э.Г., Юстяцкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2001. — 656с. Интернет ссылки:

http://magazine.mospsy.ru/nomer12/s07.shtml

http://rud.exdat.com/docs/index-599089.html?page=12

http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2998