Лекция: акцентуации характера и психопатии

  1. Определение понятий «психопатии» и «акцентуации характера».

  2. Разграничение психопатий по тяжести и акцентуаций по выраженности.

Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Термин «акцентуированная личность» предложил К. Леонгард (1968) и описал особенности хар-ра. И вернее говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях хар-ра. Личность – понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение. Характер – это базис личности, он формируется в пубертате, личность как целое – уже при повзрослении.

Акцентуации проявляются не везде и не всегда. Главное – особенности хар-ра либо вообще не препятствуют удовлетворительной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, которые предъявляют повышенные требования к locus resisteniae minoris, «к месту наименьшего сопротивления» в хар-ре.

Каждому типу акцентуации присущи свои, отличные от других типов «слабые места», у каждого типа своя ахиллесова пята. Например, такого рода психическими травмами и трудными ситуациями могут послужить для хар-ра гипертимного – изоляция от сверстников, вынужденное безделие при строго размеренном режиме, для хар-ра шизоидного – необходимость быстро устанавливать глубокие неформальные эмоциональные контакты. Если психотравма не адресуется к месту наименьшего сопротивления, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то все ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго социальной адаптации. Наоборот, при акцентуациях в отношении некоторых неблагоприятных условий может выступить даже повышенная устойчивость. Шизоидный подросток легко переносит одиночество, гипертимный – обстановку, требующую повышенной активности, находчивости.

26 стр., 12603 слов

Динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование ...

... «преходящих подростковых акцентуациях характера» В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и ...

Акцентуация хар-ра не может быть психиатрическим диагнозом. Констатация акцентуации и ее типа – это определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства – острые аффективные реакции, неврозы и непсихотические нарушения поведения, даже реактивные психозы – только они могут служить диагнозом. Но в большинстве случаев акцентуаций хар-ра дело до развития таких расстройств не доходит. По мнению Леонгарда, в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям.

Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми вплоть до неприемлемости его и даже социальной опасности для окружающих.

  1. Психопатии – такие аномалии хар-ра, которые:

А) определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой отпечаток;

Б) в течение жизни не подвергаются резким изменениям;

В) мешают приспособляться к окружающей среде (по П. Ганнушкину).

Эти три критерия обозначаются также как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию (по О. Кербикову).

Тотальность патологических черт хар-ра выступает у подростков особенно ярко. Подросток обнаруживает свой тип хар-ра в семье и школе, со сверстниками и старшими, в учебе и на отдыхе. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание.

Говоря об относительной стабильности, следует учитывать 3 обстоятельства:

  1. подростковый возраст – критический период для психопатии, черты большинства типов здесь заостряются.

  2. Каждый тип психопатии имеет свой возраст формирования. Шизоида можно увидеть с первых лет жизни – такие дети любят играть одни. Психастенические черты нередко расцветают в первых классах школы, когда беззаботное детство сменяется требованиями к чувству ответственности. Неустойчивый тип выдает себя либо при поступлении в школу с необходимостью сменить удовольствие игр на регулярный учебный труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться из-под родительской опеки. Гипертимный тип становится ярко выраженным с пубертата. Циклоидность, особенно у девочек, может проявиться с начала полового созревания, но чаще она формируется позже. Сенситивный тип складывается лишь к 16-19 годам – в период вступления в самостоятельную жизнь с ее нагрузкой на межперсональные отношения. Паранойяльная психопатия крайне редко встречается у подростков, максимум ее развития падает на 30-40 лет.
  3. Существуют некоторые закономерные трансформации типов хар-ра в подростковом возрасте. С наступлением пубертата наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты хар-ра могут смениться очевидной циклоидностью, недифференцированные невротические черты – психастеническим или сенситивным типом, эмоциональная лабильность заслониться выраженной истероидностью, к гипертимности присоединяться черты неустойчивости.

    9 стр., 4325 слов

    Характер личности и его акцентуации

    ... наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при ... условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, ... акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П.Б. Ганнушкина (1933) - О.В. Кербикова (1962). Обычно акцентуации ...

    Все эти трасформации могут произойти в силу как биологических, так и социальных (особенности воспитания) причин.

Социальная дезадаптация при психопатии обычно происходит через весь подростковый период. В силу только особенностей хар-ра, а не из недостатка способностей, подросток не удерживается в школе, ПТУ, бросает работу, куда еще только поступил. Такими же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения. Нарушается и адаптация к среде сверстников – страдающий психопатией подросток либо вообще не способен устанавливать с ними контакты, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами – небольшой группой подростков, ведущей асоциальный образ жизни.

Эти три критерия позволяют диагностировать психопатии.

Основные нарушения при психопатии касаются эмоционально-волевой сферы.

Также является характерным склонность к странному и необычному поведению, к резким изменениям настроения без соответствующих причин, что приводит к нарушению контакта психопатической личности с другими людьми и препятствует нормальной деятельности.

Выделены 2 группы психопатов:

возбудимые: взрывчатые личности, которые дают бурные реакции по ничтожному поводу, не выносят никаких препятствий их желаниям. При этом они выявляют тенденцию к агрессивным действиям по отношению к окружающим. Находясь в возбужденном состоянии, наносят себе повреждения, бьются головой о пол, рвут одежду.

Тормозные – астенические, психастенические, истерические, паранойяльные личности. У них ослаблены или нарушены основные нервные процессы возбуждения и торможения.

Различные варианты патохарактерологического развития личности практически всегда встречаются в соматических отделениях (терапевтических, хирургических и др.).

Такие больные повышенно требовательны, капризны, эмоционально несдержанны, грубят персоналу, нарушают режим.

Тактика персонала: сугубо индивидуальная. Таких больных в палате не должно быть больше одного. Их важно разместить в разных палатах.

Тест Леонгарда-Шмишека на определение акцентуации характера Личности

Термин «акцентуация личности» предложен немецким ученым К. Леонгардом и понимается как чрезмерное усиление отдельных черт личности. Черты эти как бы являются «заострением» некоторых присущих данному человеку индивидуальных свойств. Акцентуация личности не есть патология, но она приводит к уязвимости личности под воздействием определенных психогенных факторов, при хорошей или даже повышенной стойкости при воздействии других. Акцентуация, таким образом, представляет собой крайний вариант нормы, граничащий с психопатиями. По данным Леонгарда, в современном обществе процент акцентуированных личностей достигает 50-70 % от популяции.

Оформляясь к подростковому возрасту большинство акцентуаций, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются. Акцентуированные личности в целом имеют большие потенциальные возможности для развития, самоактуализации, для высоких социальных достижений. И лишь в сложных психогенных ситуациях, под влиянием неблагоприятных факторов, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, акцентуации могут стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, условием формирования психопатий.

Психологическая диагностика типов и степени выраженности акцентуаций очень важна для возможных рекомендаций по коррекции механизмов реагирования человека на конфликтные ситуации, для организации режима работы, выбора увлечений, для выработки стратегии семейного воспитания и др. На основе диагностических данных в определенной мере можно прогнозировать совместимость людей в малой группе особенности межличностных отношений и продуктивность взаимодействия.

Данная методика рассчитана на людей в возрасте от 14 лет и старше. При помощи опросника можно диагностировать следующие типы акцентуаций:

1.Гипертимный тип, характеризующийся постоянно приподнятым настроением, повышенной психической активностью, жаждой деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенной словоохотливостью, коммуникабельностью.

2. Демонстративный тип (Истероидный)- выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемых для привлечения к себе внимания: авантюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» при неудовлетворительности потребности в признании.

3. Педантичный тип (Психастенический)— с преобладанием черт ригидности; педантизма: его характеризуют нетерпимость, чрезмерная обстоятельность речи, вязкость мышления, «ритуализация» действий и поступков, зачастую-неприятные мнения других и, как следствие, высокая конфликтность.

4. Застревающий тип— со склонностью «застреванию аффекта», повышенная раздражительность и болезненная обидчивость, подозрительность, стойкость отрицательных аффектов, тенденция к бредовым реакциям, повышенное честолюбие и стремление к доминированию.

5. Возбудимый тип (Эпилептоидный)- со склонностью к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечений, легко поддается влиянию окружающих, постоянно новых развлечений, компаний, умеет легко устанавливать контакты, которые однако носят поверхностный характер.

6. Дистимный тип— преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни: чрезвычайная серьёзность, ответственность, недостаточная внешняя активность.

7. Циклотимный тип (Аффективно-лабильный)— чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом; от фазы настроения у субъекта зависит и работоспособность, самочувствие, и самооценка, и т.д.

8. Эмотивный тип (Лабильный) — эмоциональная лабильность, неустойчивость, резкая смена настроения в зависимости от внешних обстоятельств, от ситуации, впечатлительность, повышенная тенденция к эмпатии, состраданию.

9. Тревожный тип (боязливый) Сенситивный) — повышенная тревожность, боязливость, нерешительно впечатлительность и обостренное чувство собственной неполноценности, зачастую — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии.

10. Экзальтированный тип (лабильный)- склонность к «аффективной экзальтации», быстрая эмоциональная возбудимость, бурное нарастание аффектов, переход в действия без обдумывания; внешняя экспрессивность, демонстративность мимики и жестикуляции.

Демонстративность, педантичность, возбудимость и «застревание» можно отнести к акцентуациям свойств характера.

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ. Испытуемому предлагается прочитать/или прослушать/вопрос и сделать отметку в регистрационном бланке, либо в графе «да», либо в графе «нет». Ответы типа «не знаю», «сомневаюсь» и т.д. не предполагаются: в случае затруднений в ответе со стороны испытуемого соответствующий вопрос опускается.

По окончании опроса полученные результаты обрабатываются с помощью ключей и переносятся на графическую схему профиля личности.

Следует понимать о том, что в опросник включена «шкала лжи», высокие показатели по этой шкале /более 5 баллов/снижают достоверность полученных данных, чаще всего свидетельствуют о тенденции испытуемого давать «социально желаемое», одобряемые ответы.

При подсчете данных при помощи «ключа» количество баллов, набранные испытуемым в пользу того или иного типа акцентуации, умножается на соответствующий данному типу коэффициент К /величина К также указана в «ключе». На графическую схему наносятся показатели, полученные после умножения.

Признаком наличия того или иного типа акцентуации является показатель 18 и свыше баллов.

Ключ к опроснику

Тип акцентуации

Ответы «да»

Ответы «нет»

К

1. Гипертимный

2. Эмотивный

3. Тревожный

4. Демонстративный

5. Дистимный

6. Застревающий

7. Педантичный

8. Циклоидный

9. Возбудимый

10. Экзальтированный

Ложь

1,12,25,36,50,61,75,85

3,14,52,64,77,87

17,30,42,54,67,79,91

7,21,24,32,45,49,71, 74, 81,94,97

10,23,48,83,96

2,16,26,38,41,62,76,86,90

4,15,19,29,43,53,65,69,78, 89,92

6,20,31,44,55,70,80,93

8,22,33,46,57,72,82,95

11,35,60,84

9,47,59,68,83

28,39

5, 67

56

34,58,73

13,51

40

18,27,37,63

3

3

3

2

3

2

2

3

3

6

1

Составляется графический профиль личности, который представляет собой график, где по вертикали откладываются баллы, а по горизонтали — типы акцентуаций. Полученные точки соединяются прямыми.

Опросник

  1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

  2. Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?
  3. Легко ли Вы плачете?
  4. Не возникает ли у Вас, по окончании какой-либо работы сомнения в качестве её исполнения, и не прибегаете ли Вы к проверке, правильно ли Вы её сделали?
  5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, Как Ваши сверстники?
  6. Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения: только Вы «парили в облаках» и вдруг становится очень грустно?
  7. Являетесь ли Вы центром внимания в обществе, компании?
  8. Бывают ли дни, когда Вы без особых причин ворчливы, раздражительны, и все считают, что Вас лучше не трогать?
  9. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после их прочтения?
  10. Вы – серьёзный человек?
  11. Способны ли Вы так сильно увлечься чем-то, что все остальное перестает быть значимым для Вас?
  12. Предприимчивы ли Вы?
  13. Быстро ли Вы забываете оскорбления, обиды?
  14. Мягкосердечны ли Вы?
  15. Когда вы бросили письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось ли оно туда или нет?
  16. Требует ли Ваше честолюбие того, чтобы в работе / учебе / Вы были одним из первых?
  17. Боялись ли Вы в детские годы грозы или собак?
  18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками, анекдотами?
  19. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?
  20. Очень ли зависит Ваше настроение от внешних событий?
  21. Любят ли Вас все Ваши знакомые?
  22. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов, побуждений?
  23. Ваше настроение обычно несколько подавлено?
  24. Случалось ли Вам рыдать, переживая нервное потрясение?
  25. Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?
  26. Отстаиваете ли Вы энергично свои интересы, когда по отношению к Вам допускают несправедливость?
  27. Смогли ли бы Вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?
  28. Хвастаетесь ли Вы иногда?
  29. Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висят неровно, стараетесь ли Вы это поправить?
  30. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?
  31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин?
  32. Случалось ли Вам быть одним из первых в Вашей профессиональной деятельности?
  33. Легко ли Вы впадаете в гнев?
  34. Способны ли Вы иногда быть шаловливо-веселым?
  35. Бывает ли у Вас состояния, когда Вы переполнены счастьем?
  36. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представлениях?
  37. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?
  38. Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глазах?
  39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?
  40. Нравится ли Вам работа, когда только Вы ответственны за нее?
  41. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена не справедливость?
  42. Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, зайти в пустую неосвещенную комнату?
  43. Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно той, которая не требует большой кропотливости и выполняется быстро?
  44. Вы очень общительный человек?
  45. Охотно ли в школе декламировали стихи?
  46. Сбегали ли Вы в детстве из дома?
  47. Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым людям?
  48. Часто ли жизнь кажется Вам тяжелой?
  49. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за кого-либо конфликта или ссоры, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу / учебу?
  50. Можно ли сказать, что при неудаче Вы теряете чувство юмора?
  51. Стараетесь ли Вы помириться, ели кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли Вы первые шаги к примирению?
  52. Очень ли Вы любите животных?
  53. Случалось ли Вам, уйдя из дома, возвращаться, чтобы проверить, не произошло ли чего-нибудь?
  54. Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли о том, что с Вами или с Вашими родными что-нибудь случится?
  55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?
  56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?
  57. Можете ли, Вы, сердясь на кого-либо, пустить в ход руки?
  58. Очень ли Вы любите повеселиться?
  59. Всегда ли Вы говорите то, что думаете?
  60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
  61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-либо деле?
  62. Упорствуете ли Вы в достижении цели, если встречается какое- либо препятствие?
  63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людях, которые Вам неприятны?
  64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?
  65. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о проблемах прошедшего или будущего дня?
  66. Свойственно ли было Вам в школьные годы подсказывать или давать списывать одноклассникам?
  67. Смогли ли бы Вы один пройти в темноте через кладбище?
  68. Вернули бы Вы, не раздумывая, лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили очень много?
  69. Следите ли Вы за тем, чтобы в Вашем доме каждая вещь лежала на своем месте?
  70. Случалось ли с Вами, что, ложась спать в отменном настроении, следующим утром Вы вставали в плохом настроении, которое длилось несколько часов?
  71. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
  72. Часто ли у Вас бывают головные боли?
  73. Часто ли Вы смеетесь?
  74. Можете ли Вы относиться к человеку, которого не любите и не уважаете так, что никто не догадается о Вашем действительном отношении?
  75. Являетесь ли Вы энергичным, подвижным человеком?
  76. Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедливость?
  77. Можно ли сказать, что Вы страстный любитель природы?
  78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты двери?
  79. Пугливы ли Вы?
  80. Меняется ли Ваше настроение под влиянием алкоголя?
  81. Охотно ли Вы раньше принимали участие или принимаете теперь в кружках художественной самодеятельности, в драмкружках?
  82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?
  83. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?
  84. Бывают ли у Вас резкие перепады настроения от веселого к очень тоскливому?
  85. Удается ли Вам при общении с людьми создавать у них определенное настроение?
  86. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?
  87. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?
  88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?
  89. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за чернильной кляксы или ошибки страницу в тетради?
  90. Можно ли сказать, что Вы относитесь к людям скорее настороженно и недоверчиво, чем доверительно?
  91. Часто ли у Вас бывают устрашающие сновидения?
  92. Возникают ли у Вас иногда такие мысли, что, если Вы, например, стоите на перроне, то Вы можете против своей воли броситься под поезд, или, если находитесь около высокого и открытого окна, то можете из него выпрыгнуть?
  93. Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?
  94. Вы — человек, который не думает о сложных проблемах, может отвлекаться от гнетущих мыслей?
  95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные, импульсивные поступки?
  96. В беседе Вы скорее молчаливы, чем многословны?
  97. Могли ли бы Вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, что на время позабыть о том, какой Вы на самом деле?