ТЕМА. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
План
1. Работоспособность человека.
2. Функциональные состояния человека и их классификация.
3. Состояние утомления.
4. Состояние монотонии.
5. Эмоциональное напряжение.
6. Характеристика средств оптимизации функциональных состояний.
Литература
1. Асланян Е.В., Кирой В.Н. Об индивидуальных особенностях реагирования на действие факторов монотонии // Психол. журн. 2002. № 4. С. 82–89.
2. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1981.
3. Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний / Под ред. Л.Г. Дикой. М., 1992.
4. Психическая напряженность в трудовой деятельности / Под ред. Л.Г. Дикой. М., 1990.
Работоспособность человека
Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Факторы работоспособности:
1. Требования выполняемой деятельности (интенсивность, длительность и сложность труда).
2. Внутренние факторы (уровень квалификации, индивидуально-психологические особенности, психофизиологическое состояние работника).
Показатели работоспособности:
1. Характеристики производительности труда (количество выпущенной продукции, брака, изменение темпа работы и т п.).
2. Показатели психофизиологического состояния работника.
Динамика работоспособности в процессе деятельности:
1. Стадия врабатывания.
1.1. Фаза мобилизации (предрабочее состояние).
Происходит мобилизация энергетических ресурсов, активизация работы психофизиологических систем, планирование тактики и стратегии поведения. Адекватное предрабочее состояние называется состоянием готовности.
1.2. Фаза первичной реакции.
Возникает в начале деятельности при наличии высокого уровня тревожности в первой фазе и характеризуется кратковременным снижением показателей психофизиологического состояния. При адекватном предрабочем состоянии и у специалистов высокой квалификации данная фаза, как правило, не возникает.
1.3. Фаза гиперкомпенсации.
На фоне повышения всех показателей функционального состояния осуществляется поиск энергетически оптимального режима деятельности. Происходит приспособление к конкретным условиям деятельности.
Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста
... центре социального обслуживания 48 2.2 Разработка и реализация программы социально-культурной деятельности людей пожилого возраста 66 Выводы по второй главе 87 Заключение 89 Список ... была конкретизирована на основе обобщения данных различных отраслей знания. Культурологические аспекты деятельности людей «третьего возраста» отражены в исследованиях отечественных философов и социологов культуры, таких ...
2. Стадия оптимального выполнения деятельности.
2.1. Фаза компенсации.
Показатели выполнения деятельности стабилизируются. Деятельность осуществляется по операционным и мыслительным алгоритмам. Процессы восстановления полностью компенсируют энергетические затраты в процессе выполняемой трудовой деятельности. Эффективность труда в этой фазе наибольшая.
2.2. Фаза субкомпенсации.
Происходит задействование уровня резервной работоспособности. Постепенно начинает развиваться состояние монотонии, которое компенсируется волевой мобилизацией. Основные параметры качества деятельности сохраняются за счет некоторого снижения второстепенных. Дальнейшее продолжение работы в таком режиме приводит к росту утомления.
3. Стадия утомления.
3.1. Фаза конечного порыва.
Характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных ресурсов, притуплением чувства усталости и повышением работоспособности. Чем сильнее социальные и материальные стимулы, тем более выражена данная фаза.
3.2. Фаза декомпенсации.
На фоне истощения вспомогательных резервов происходит снижение не только второстепенных, но и основных показателей деятельности. Нарушается точность и координация движений, увеличивается количество ошибок в работе.
3.3. Фаза срыва.
Наблюдается неадекватность реакции организма на сигналы внешней среды. Наступает резкое падение работоспособности вплоть до невозможности выполнения работы. Организм находится в состоянии переутомления и требует длительного отдыха или лечения.
4. Стадия восстановления.
Происходит восполнение затраченных энергетических резервов различных систем организма и психики человека.
5. Стадия перевосстановления.
Наблюдается прирост энергетических и координационных механизмов обеспечения работоспособности. Происходит дальнейшее совершенствование навыков и умений.
2. Функциональные состояния человека и их
классификация
Функциональные состояния относятся к группе праксических (от лат. praxis – дело, деятельность) психических состояний[1].
Функциональное состояние – возникающее в процессе трудовой деятельности состояние психической активности, которое обеспечивает устойчивое успешное выполнение деятельности и сопровождается оптимальным функционированием физиологических систем.
Основные характеристики функциональных состояний:
1. Функциональное состояние – это системная реакция индивида.
Функциональное состояние возникает в процессе регуляции деятельности и является результатом взаимодействия систем разных уровней:
· физиологический уровень (показатели деятельности различных отделов центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем);
· психический уровень (показатели протекания основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и пр.);
· уровень субъективных переживаний (фиксируется с помощью опросников и методик субъективного шкалирования собственного состояния);
· поведенческий уровень (количественные показатели выполнения деятельности: скорость работы, ее производительность, количество ошибок и пр.).
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
2. Функциональное состояние является формируемой реакцией индивида.
Любое состояние возникает и развивается в процессе выполнения деятельности под влиянием определенных внешних и внутренних причин:
· типологические, личностно-психологические особенности субъекта;
· социально-психологические условия осуществления деятельности;
· особенности предшествующего во времени состояния.
3. Функциональное состояние возникает при решении субъектом конкретной профессиональной задачи. Поэтому диагностика отдельного функционального состояния обязательно осуществляется на основе характеристики содержания и условий выполнения деятельности, в ходе которой данное состояние формируется. Смена профессиональной задачи приводит к смене функционального состояния. В связи с этим невозможна разработка единой универсальной методики оценки утомления, напряженности и т. д.
Состояния человека в трудовой деятельности классифицируют по признаку длительности (ситуативные, длительные), по ведущему компоненту (эмоциональные, мыслительные, волевые и пр.), по степени их напряжения, по доминирующим в их структуре свойствам личности и пр.
Наиболее важная для психологии труда классификация состояний по уровню напряжения, так как именно этот признак оказывает наибольшее влияние на эффективность деятельности.
В оптимальных условиях трудовая деятельность осуществляется при невысоких нервно-психических затратах, умеренном напряжении и характеризуется высокой надежностью и эффективностью.
Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия и вызывают напряжение.
В зависимости от преобладания той или иной психической функции выделяют следующие виды функционального напряжения:
1. Интеллектуальное напряжение (частое обращение к интеллектуальным процессам, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций).
2. Сенсорное напряжение (вызвано неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем, возникает при затруднениях в восприятии необходимой информации).
3. Монотония (вызвано однообразием выполняемых действий, повышенными требованиями к концентрации и устойчивости внимания, невозможностью его переключения).
4. Политония (вызвано необходимостью частого переключения внимания в неожиданных направлениях).
5. Физическое напряжение (вызвано повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека).
6. Эмоциональное напряжение (вызвано конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации).
7. Напряжение ожидания (вызвано необходимостью поддержания готовности профессиональных функций в условиях отсутствия деятельности).
8. Утомление (связано с временным снижением работоспособности в условиях длительной работы).
Состояние утомления
Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного действия нагрузки.
Утомление сопровождается нарастанием напряжения в деятельности различных систем, рассогласованием между отдельными показателями.
Под усталостью понимается субъективное переживание утомления, психическое состояние, которое возникает при утомлении.
Иногда различают общее и местное утомление, но данное деление достаточно условно. В связи с этим И.М. Сеченов отмечал: «Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы; я же помещаю его… исключительно в центральную нервную систему».
Психологические показатели утомления (Н.Д. Левитов):
1. Человек чувствует снижение работоспособности, когда производительность труда еще не падает.
2. Расстройство внимания. Внимание – одна из наиболее утомляемых психических функций. При утомлении внимание легко отвлекается, становится неустойчивым.
3. Расстройства в сенсорной области. При продолжительной наряженной работе наблюдается ослабление тактильной чувствительности, искажение восприятия зрительных и слуховых раздражителей.
4. Нарушения в моторной сфере (расстройство ритма, ослабление точности и координации движений).
5. Дефекты памяти и мышления (выпадение памяти, затруднение запоминания, нарушение умственных процессов).
6. Ослабление волевых качеств (выдержка, самоконтроль, настойчивость).
7. Сонливость днем (реакция охранительного торможения) и расстройство сна ночью.
Активный отдых и ночной сон, как правило, полностью снимают ощущение усталости. Однако в случаях, когда возникшие изменения не приходят к исходным величинам, и человек продолжает работать, возникает явление аккумуляции. Накопление остаточного утомления приводит к развитию переутомления, которое сопровождается возникновением ощущения изнеможения и невозможностью продолжения работы. Состояние хронического утомления приводит к повышению числа невыходов на работу по болезни, причем их действительной причиной является не столько болезнь, сколько неотложная потребность в отдыхе.
Рассмотрим стадии развития утомления (табл. 1).
Таблица 1
Стадии развития утомления
Симптомы | Стадии утомления | |||
I стадия (не выраженное) | II стадия (легкое) | III стадия (выраженное) | IV стадия (тяжелое) | |
Снижение дееспособности | Незначительное | Заметное | Выраженное | Резкое |
Появление ранее отсутствовавшей усталости при нагрузке | При усиленной нагрузке | При обычной нагрузке | При облегченной нагрузке | Без всякой нагрузки |
Компенсация волевым усилием снижения дееспособности | Не требуется | Полностью | Не полностью | Незначительная |
Эмоциональные сдвиги | Временное снижение интереса к работе | Неустойчивость настроения | Раздражительность | Угнетение, резкая раздражительность |
Расстройства сна | Труднее засыпать или просыпаться | Труднее как засыпать, так и просыпаться | Сонливость днем | Бессоница |
Снижение умственной продуктивности | Нет | Трудно сосредоточиться | Временная забывчивость | Заметное ослабление внимания и памяти |
Психогигиенические мероприятия | Упорядочение отдыха, оздоровительные мероприятия | Очередной отпуск для отдыха | Необходим внеочередной отпуск | Лечение |
Индивидуальные особенности человека (физическое развитие, состояние здоровья, возраст, мотивация, волевые качества) влияют на то, как человек переживает утомление и как справляется с ним на разных его стадиях.
Состояние монотонии
При характеристике монотонных работ используется два термина – монотонность и монотония.
Монотонность – однообразие трудовых движений и действий, бедность внешней стимуляции.
Монотония – воздействие монотонной работы на человека, которое приводит к развитию состояния пониженной психической активности.
Выделяют две формы монотонного труда:
1. Монотонность действий (перегрузка).
Моторная монотония возникает при необходимости выполнения коротких, простых операций в высоком темпе в течение длительного периода времени.
Пример: нарушения мелкой моторики (спазм) рук у людей, которым приходится много писать в быстром темпе
2. Монотонность наблюдения (недогрузка).
Сенсорная монотония возникает при недостатке притока сенсорной информации и необходимости поддержания готовности профессиональных функций в условиях отсутствия деятельности.
Пример: оператор автоматизированной линии, охранник.
Условия, способствующие развитию монотонии:
· Выполнение очень простой по содержанию и короткой по времени операции при многократном повторении ее в течение рабочего дня.
Пример: поточно-конвейерное производство.
· Выполнение длительной операции, состоящей из непродолжительных, простых и однообразных элементов.
· Восприятие однообразных раздражителей (окружающей обстановки, цвета, звука).
Пример: контроль за аппаратурой на диспетчерском пульте.
Показатели развития монотонии:
· Психические
Снижение бдительности, чувство усталости, апатии, умственное отупение приводят к развитию сонливости (дремоте).
При монотонной работе сонливость, как правило, наступает через 40–60 минут после начала деятельности и проявляется во внезапных кратковременных разрывах контакта организма с внешним миром.
· Физиологические
Состояние монотонии является результатом коркового торможения, которое проявляется в понижении частоты пульса, кровяного давления, мышечного тонуса, замедлении зрительно-моторных реакций.
· Производственные
Колебания и общее снижение производительности, снижение способности переключаться и реагировать на рабочие раздражители.
Проблема монотонности в психологии впервые актуализировалась с появлением конвейерного производства. При выполнении однообразных несложных действий задействована ограниченная группа корковых центров, к которой нервные импульсы поступают более часто, чем к другим («долбление в одну точку», по образному выражению академика И.П. Павлова), что приводит к развитию охранительного торможения. Поскольку другие участки коры загружены слабо, это обусловливает их пониженный тонус, что является причиной сонливости.
Регулярное перенапряжение ограниченных мозговых структур в течение длительного времени приводит к тому, что иногда уже после 35 лет работники вынуждены покидать производство (на предприятиях США и Японии).
Состояние монотонии может приводить к развитию утомления, но между данными состояниями имеются существенные различия (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ состояний утомления и монотонии
Утомление | Монотония |
Характеризуется расходованием энергии и нарастанием психического напряжения | При уменьшении энергозатрат наблюдается падение психического напряжения |
Перемена вида деятельности не приводит к восстановлению работоспособности, производительность труда ниже оптимального уровня | Смена вида деятельности сопровождается восстановлением производительности |
Развивается при длительном выполнении любого вида деятельности | Возникает только при выполнении специфических видов деятельности |
Развивается у всех людей | В одной и той же ситуации развивается не у всех |
Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека, и оба переживаются как неприятное чувство.
Умственно развитый человек переживает монотонную деятельность легче, так как понимает смысл действий для выполнения трудового задания, может лучше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное. В связи с этим Е.П. Ильин замечает, что способность усматривать разнообразие в однообразном присуща высококвалифицированным специалистам.
Устойчивость к монотонности, по данным Н.П. Фетискина, определяется наличием типологического комплекса, характеризующегося инертностью нервных процессов, преобладанием внешнего торможения и внутреннего возбуждения, слабым типом нервной системы. Чаще всего это интроверты с низкой тревожностью (нейротизмом).
И наоборот, влиянию монотонных условий сильнее подвергались лица, обладающие типологическим комплексом, которому свойственны высокая подвижность нервных процессов, преобладание внешнего возбуждения и внутреннего торможения, сильная нервная система. Как правило, это эмоционально неустойчивые экстраверты с высокой тревожностью (нейротизмом).
Мероприятия по предотвращению развития монотонии на производстве:
· Реорганизация трудового процесса.
Объединение простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию.
· Чередование видов работы (ротация) и внесение вариаций в трудовой процесс.
Вид работы рекомендуется менять через каждые полтора часа в течение дня.
· Выбор оптимального темпа и ритма работы.
Индивидуально регулируемый темп работы (в отличие от заданного темпа) является психологически более благоприятным. Рекомендуется изменять ритм движения конвейера в течение рабочего дня с учетом динамики работоспособности.
· Рациональное распределение перерывов на отдых.
При однообразной работе целесообразны короткие, но частые перерывы на отдых. В частности, при длительном пассивном наблюдении полезны пятиминутные перерывы через каждые полчаса. В послеобеденное время отмечается большая предрасположенность к переживанию монотонности, поэтому перерывы необходимо устраивать чаще.
· Устранение явлений местного утомления и мышечной усталости.
Нагрузка на одни и те же группы мышц может привести к развитию профессиональных заболеваний, при которых страдают нервно-мышечный аппарат и связки. Целесообразны активные формы отдыха, производственная гимнастика.
· Бригадная форма организации труда вместо индивидуально-поточной.
Обеспечивает возможность поддержания межличностные контактов и речевого общения в процессе труда.
· Использование факторов окружающей рабочей среды.
Снижения монотонности можно добиться за счет введения правильного освещения, стимулирующего цветового интерьера, оптимальной температуры воздушной среды. При выполнении однообразной работы температура воздуха должна быть значительно ниже, чем в обычных условиях (не выше 19º).
Эмоциональное напряжение
Выполнение любого вида деятельности сопровождается определенными эмоциональными реакциями. При этом необходимо выделить понятия эмоционального напряжения и эмоциональной напряженности.
Эмоциональное напряжение характеризует степень мобилизации функций организма для наиболее успешного выполнения деятельности посредством волевой регуляции.
Эмоциональная напряженность развивается в результате динамического рассогласования между объективной значимостью ситуации и ее субъективной оценкой, которое сопровождается отрицательными изменениями в двигательных и психических функциях.
Момент перехода эмоционального напряжения в эмоциональную напряженность определяется понятием эмоциональной устойчивости.
Характер эмоциональной реакции- организма на выполняемую деятельность зависит от эмоциогенных факторов:
1. Внешние эмоциогенные факторы
· характер, режим и продолжительность деятельности;
· энергозатраты организма;
· физико-химические факторы среды (микроклимат, давление, газовый состав воздуха и пр.);
· информационные факторы (неполнота или избыток информации, ее искажения).
2. Индивидуально-психологические эмоциогенные факторы (тип нервной системы, волевые качества, уровень внушаемости и тревожности, обученность, тренированность).
Индивидуально-психологические эмоциогенные факторы определяют эмоциональную устойчивость человека.
У большинства людей в процессе специально организованного обучения, напряженность может быть снята путем автоматизации динамических стереотипов. При этом трудовая деятельность на уровне навыка приобретает свойства стабильности, надежности и помехоустойчивости.
6. Характеристика способов оптимизации
функциональных состояний
Под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или ликвидацию уже возникших состояний.
Способы оптимизации функциональных состояний:
1. Способы опосредованного воздействия на функциональные состояния.
1.1. Рационализация процесса труда.
1.1.1. Совершенствование последовательности, темпа, приемов выполнения работы.
1.1.2. Оптимизация разделения труда, повышение его содержательности.
1.1.3. Психофизиологическое обоснование режима труда и отдыха.
1.2. Совершенствование орудий и средств труда.
1.2.1. Рациональное оснащение и планировка рабочей зоны и рабочего места.
1.2.2. Формирование и поддержание оптимальной рабочей позы.
1.3. Создание благоприятных условий труда.
1.3.1. Создание благоприятного социально-психологического климата.
1.3.2. Устранение или снижение воздействия вредных условий труда.
Продолжительный и однообразный шум обладает монотоген-ными свойствами.
2. Способы непосредственного воздействия на функциональные состояния.
2.1. Производственная гимнастика.
2.1.1. Вводная гимнастика проводится в начале рабочего дня переключения функциональных систем организма на предстоящую работу (6–8 упражнений за 5–7 мин.).
2.1.2. Физкультурные паузы проводятся в течение рабочего дня для работающих в условиях ограниченной подвижности в вынужденной рабочей позе (1–3 раза в течение рабочего дня длительностью 5–10 мин).
2.1.3. Физкультурные минутки используются для снятия напряжения отдельных органов, при больших нервно-психических нагрузках (2–3 упражнения в течение 2–3 мин.).
Подбирая упражнения можно опираться на разработанные гимнастические комплексы и рекомендации по их выполнению.
2.2. Методы саморегуляции психических состояний.
2.2.1. Аутогенная тренировка.
Основана на формировании устойчивых связей между словесными формулировками (самоприказами) и вызыванием определенных состояний в разных психофизиологических (прежде всего, нейрогуморальных) и психических процессах. Используется для восстановления трудоспособности после утомления, для регуляции эмоционального состояния, снижения нервно-психического напряжения.
2.2.2. Рефлексологический метод (воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки с помощью иглотерапии, самомассажа).
Применяется для профилактики пограничных состояний, снижения эмоционального напряжения, срочной мобилизации внутренних резервов. В производственных условиях используется, когда функциональное состояние достигает выраженных неблагоприятных проявлений и применение других приемов не дает положительного результата.
2.3. Функциональная музыка.
Использование музыки как средства повышения продуктивности труда основано на положительном эмоциональном воздействии, поддержании устойчивого и высокого трудового ритма. Музыка применима и желательна при выполнении однообразной работы, т.к. она снижает переживание монотонности и скуки.
В основе восприятия музыкального произведения лежат механизмы опережающего отражения (антиципации), когда каждый новый стимул не только ожидается, но и запрашивается извне. Совпадение ожидания с реальным развитием музыкального произведения у слушателя создает чувство эстетического удовлетворения. Музыкальное произведение, состоящее из неожиданностей («какофония») может приводить к психическим нарушениям.
Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе труда основано на том, что нервная система обладает способность усвоения ритма (соотношение длинных и коротких повторов).
Между ритмами движений и ритмом внутренних органов существует определенная связь, которая регулируется моторно-висцеральными рефлексами. Поэтому, используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, упорядоченности и экономичности энергозатрат.
На производстве наилучший результат достигается при дробном включении музыкальных произведений (в перерывах) по 20–25 минут с общим временем звучания в течение рабочего дня не более чем 1,5 часа.
В соответствии с динамикой работоспособности, наиболее благоприятными для музыкальной трансляции являются следующие периоды: после третьего часа работы в первой половине дня, после второго часа работы во второй половине дня и за час до окончания смены.
Нежелательно использование музыкальных произведений, вызывающих ощущения тоски или скорби. В целом по громкости музыка должна создавать фон, превышая обычный шум в помещении.
2.4. Использование цвета.
Использование психофизиологического воздействия цветовой гаммы может обеспечить рост производительности труда до 15% и сократить брак на 25–30%.
Оттенки цвета по степени возбуждающего воздействия соответствуют их спектральному расположению. Утомление наступает медленнее, если находящие в поле зрения поверхности окрашены в цвета средневолнового участка спектра (светло-зеленый, желто-зеленый, светло-желтый, зеленовато-голубой, светло-голубой, белый).
Цвета крайних участков спектра не должны использоваться в качестве основных при выборе цветового решения рабочего помещения.
Функции цвета на производстве:
1. Используется для создания условий оптимального зрительного восприятия.
Предполагает применение физиологически оптимальных цветов для окраски рабочих поверхностей и дополнительных цветовых тонов для профилактики и снижения утомляемости глаз. Цвета с высоким коэффициентом отражения света (белый, светло-желтый и пр.) помогут увеличить освещенность помещения.
2. Способствует оптимизации технологического процесса.
Выделение цветом кнопок, переключателей, родственных по назначению групп оборудования.
3. Способствует чистоте рабочих помещений.
Грязь менее заметна на темном фоне, но от этого ее количество не уменьшается. Окраска помещения, оборудования и рабочих мест в светлые тона способствует большей аккуратности, более тщательному уходу за этими объектами.
4. Повышает безопасность труда.
Использование цветовой сигнализации как средства техники безопасности. Потенциально опасные части машин и движущиеся промышленные объекты (ковши в литейном цехе, крюки электромостовых кранов и пр.) окрашивают чередующимися широкими полосами черного и желтого (или белого) цвета.
5. Применяется для уменьшения неблагоприятного воздействия факторов физической среды (температура, влажность, уровень шума, освещенность и пр.).
Цветовая коррекция может быть действенна в тех случаях, когда факторы физической среды соответствуют норме, но воспринимаются рабочими как неблагоприятные. Возможно использование «холодной» и «теплой» окраски интерьера для коррекции температурных ощущений. Цветом также можно снизить неблагоприятное воздействие шума, избегая при этом слишком ярких («громких») цветов и предпочитая им «тихие» цвета.
Рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Однако при окраске следует избегать одноцветности, так как однообразие способствует развитию охранительного торможения.
Рассмотрим общие характеристики психологического воздействия основных оттенков цветового спектра (табл. 3).
Таблица 3
Психологическое воздействие цвета интерьера
Цвет | Локализация | ||
Вверху | Боковые поверхности | Внизу | |
Красный | Возбуждает, мобилизует | Возбуждает | Воспринимается как обжигающий |
Розовый | Ощущение легкости, счастья | Чувство нежности | Ассоциируется с обонятельными ощущениями |
Оранжевый | Способствует концентрации внимания | Ощущение тепла, способствует релаксации | Воспринимается неестественно |
Желтый | Способствует релаксации, отвлечению | Возбуждает | Эффект приподнятости, парения |
Зеленый | Воспринимается неестественно | Успокаивает | Охлаждающее, снотворное действие |
Голубой | Ощущение легкости, способствует релаксации | Охлаждает, вызывает отчуждение | Охлаждает более выражено, чем зеленый |
Синий | Вызывает тревожность, беспокойство | Отчуждение, замкнутость | Тревога, холод, ощущение бездны |
Коричневый | Чувство тяжести, давления | Угнетает | Ощущение уверенности, твердости |
[1] См.: Ганзен В.А. Систематизация психических состояний / Системные описания в психологии. Л., 1984. С. 126–130.