Рабочая программа дисциплины Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Факультет психологии и социально-гуманитарных технологий

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР ДВГГУ

_______________________

«_____»__________________200__ г.

Направление подготовки

Психолого-педагогическое образования

Профиль подготовки

Психология образования

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная и заочная

г. Хабаровск

2014г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки Психолого-педагогическое образования

Автор (ы) Галактионов И.В.

Рецензент (ы) _________________________

Визы:

Декан факультета _________________________________ (Е.В. Ситникова) Заведующий  кафедрой_____________________________ (Е.Н.Ткач) Уполномоченный по качеству кафедры _______________ (Е.В. Гончарова)

Программа одобрена на заседании кафедры психологии

от «09» сентября 2014 года, протокол № 1.

  1. Пояснительная записка

    1. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

Цели учебной дисциплины.

Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО).

Трудовая деятельность является общим объектом изучения для таких дисциплин, как физиология труда, социология труда, экономика, инженерные науки, организационная психология и др. Каждая из них, используя свои специфические средства, методы и знания, стремиться к решению практических задач, направленных на реализацию трудовой деятельности, ее гуманизацию, на повышение ее эффективности.

11 стр., 5379 слов

Рабочая программа дисциплины 32

... образования, в том числе с применением информационных технологий. В области культурно-просветительской деятельности - организация культурного пространства; - разработка культурно-просветительских программ для различных социальных групп. Место дисциплины ... тезисов, подготовка и написание рефератов, докладов, участие в дискуссиях и др. Бакалавр, получивший знания по данной дисциплине, должен ...

Целью настоящей дисциплины является:

Содействие профессиональному развитию самоопределяющегося человека; формирование субъекта самоопределения; высвобождение внутренних ресурсов развития личности.

Задачи учебной дисциплины.

— дать представление о профессиональных перспективах, о возможных путях организации помощи личности в профессиональном самоопределении;

— дать системное представление о теоретико-методологических и практических основ профориентации;

— выделить проблемы организации научно – практической деятельности профконсультанта.

— рассмотреть ценностно-смысловые основы профессионального самоопределения;

— рассмотреть специфику профориентационной помощи различным образовательно -возрастным группам;

— дать обзор традиционных методов и форм профориентационной работы;

— формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека, ознакомление с классификацией профессий;

— формирование системы научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений обо всех существенных аспектах профессиональной активности человека;

— освоение основных направлений деятельности психолога профориентолога;

— овладение студентами традиционными методами и формами профориентационной работы;

— обучение навыкам выбора, планирования и реализации профессиональной карьеры, делового общения и саморегуляции в процессе профессионального образования и трудовой деятельности, решения проблем и преодоления критических ситуаций;

— оказание информационной, диагностической, развивающей, коррекционной помощи старшеклассникам при выборе профессии.

1.2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10);

способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).

1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

— устройство и особенности работы современного рынка труда;

— успешное ориентироваться и нахождить своего места на современном рынке труда;

Уметь:

— оказывать помощь при планировании профессионального будущего личности.

— оказывать помощь в оценке профессиональных способностей и склонностей клиента;

Владеть:

-основными приемами и методами диагностики в работе психолога-профориентолога.

— основными методами первичной профконсультации;

2. Структура и содержание дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Тематическое планирование дисциплины (до)

№ п/п

Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта

Всего часов

Лекции

Семи-нары

Практические

Самост. работа

Продукт самостоятельной работы

1.

Введение в профориентацию.

1.1.

Цели и задачи профориентационной работы

2

*

контроль-ные вопросы

1.2.

Методы и формы профориентационной работы.

2

*

контроль-ные вопросы

1.3.

  1. Классификация профессий. Профессиография.

2

*

тест

1.4.

  1. Психофизиологические основы способностей.

2

*

контроль-ные вопросы

1.5.

  1. Этапы профессионализации.

2

*

контроль-ные вопросы

2.

Профессиональное самоопределение личности.

2.1

  1. Возрастные особенности профессионального самоопределения.

2

*

тест

2.2.

Условия эффективного профессионального самоопределения.

2

*

контроль-ные вопросы

2.3.

Типы профессиональных планов и предпочтений.

2

*

контроль-ные вопросы

2.4.

Традиционные методы психологической экспресс — диагностики

2

*

контроль-ные вопросы

3.

Основы организации и планирования профориентационной работы.

3.1

Принципы организации профконсультации и профотбора.

2

*

контроль-ные вопросы

3.2.

Планирование и организация профориентационной работы в школе.

2

*

тест

3.3.

Профориентационное психологическое консультирование в службе занятости населения.

2

*

контроль-ные вопросы

ИТОГО

72

18

18

36

Тематическое планирование дисциплины (озо)

№ п/п

Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта

Всего часов

Лекции

Семи-нары

Практические

Самостоят. работа

Продукт самостоятельной работы

1.

Введение в профориентацию.

1.1.

Цели и задачи профориентационной работы

контроль-ные вопросы

1.2.

Методы и формы профориентационной работы.

контроль-ные вопросы

1.3.

  1. Классификация профессий. Профессиография.

контроль-ные вопросы

1.4.

  1. Психофизиологические основы способностей.

контроль-ные вопросы

1.5.

  1. Этапы профессионализации.

контроль-ные вопросы

2.

Профессиональное самоопределение личности.

2.1

  1. Возрастные особенности профессионального самоопределения.

контроль-ные вопросы

2.2.

Условия эффективного профессионального самоопределения.

контроль-ные вопросы

2.3.

Типы профессиональных планов и предпочтений.

контроль-ные вопросы

2.4.

Традиционные методы психологической экспресс — диагностики

контроль-ные вопросы

3.

Основы организации и планирования профориентационной работы.

3.1

Принципы организации профконсультации и профотбора.

контроль-ные вопросы

3.2.

Планирование и организация профориентационной работы в школе.

тест

3.3.

Профориентационное психологическое консультирование в службе занятости населения.

контроль-ные вопросы

ИТОГО

72

18

18

36

Краткое содержание каждой темы.

Раздел 1. Введение в профориентацию.

Тема 1.1. Цели и задачи профориентационной работы.

Основные понятия профориентации; цели и задачи профориентационной работы; субъекты профориентации.

Тема 1.2.Методы и формы профориентационной работы.

Стратегии профконсультирования; основные группы профориентационных методов; типы профконсультаций; формы работы отечественной и зарубежной профориентационной службы.

Тема 1.3.Классификация профессий. Профессиография.

Классификация профессий; обзорная классификация Е.А.Климова; метод профессиографии (профессиограмма и психограмма).

Тема 1.4.Психофизиологические основы способностей.

Индивидуально-психологические особенности личности (интересы, склонности, способности), тип высшей нервной деятельности; структура способностей; уровень развития способностей.

Тема 1.5. Этапы профессионализации.

Периодизация развития человека (Е.А. Климова); этапы освоения профессии (А.К. Маркова); периодизация Э.Эриксона; периодизация Д.Сьюпера.

Раздел 2. Профессиональное самоопределение личности.

Тема 2.1. Возрастные особенности профессионального самоопределения.

Психологические особенности выбора профессии; кризисы развития субъекта профессионального самоопределения; мотивы профессионального самоопределения.

Тема 2.2. Условия эффективного профессионального самоопределения.

Внешние и внутренние условия деятельности; особенности организации деятельности; потребности рынка труда.

Тема 2.3. Типы профессиональных планов и предпочтений.

Типология вариантов самоопределения; типология вариантов профессиональных планов; ошибки при выборе профессии.

Тема 2.4. Традиционные методы психологической экспресс – диагностики.

Наблюдение; интервью; интеллектуальные тесты; проективные методы; анкеты.

Раздел 3. Основы организации и планирования профориентационной работы.

Тема 3.1. Принципы организации профконсультации и профотбора.

Принципы организации профконсультации; принципы организации профотбора; ошибки профконсультирования и профотбора.

Тема 3.2. Критерии продуктивности профессиональной деятельности.

Качественные и количественные критерии; оперативные и временные критерии; активизация самоопределяющейся личности.

Тема 3.3. Планирование и организация профориентационной работы в школе.

Построение личного профессионального плана; основные направления профориентационной работы в школе; методы и формы профориентационной работы в школе; психологическое сопровождение и поддержка.

Тема 3.4. Профориентационное психологическое консультирование в службе занятости населения.

Типы личности безработных; информирование о вакансиях и возможностях трудоустройства; профессиональная психодиагностика; психологическая поддержка; профессиональное обучение и переобучение

3. Образовательные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса:

в процессе обучения студентов предполагается использование следующих форм обучения информационные и проблемные лекция, практические занятия с использованием современных методов профессиональной психодиагностики, деловые игры по профориентологии, мультимедийные презентации с использованием навыков профконсультирования.

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А) Перечень основной и дополнительной литературы по дисциплине

Автор

Название

Вид издания (учебник, учебное пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

Зеер Э.Ф.

Психология профессий

учебное пособие

М.: Акад. Проект, 2003. — 336 с.

Климов Е.А.

Психология профессионального самоопределения

учебное пособие

М.: «Академия», 2004. — 304с.

Климов Е.А.

Психология профессионала.

учебное пособие

Воронеж.: Институт практической психологии. 1996. – 509 с.

Митина Л.М.

Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение.

учебное пособие

М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.

Митина Л.М.

Психология труда и профессионального развития учителя.

учебное пособие

М.: «Академия», 2004. — 320 с.

Никифоров Г.С.

Психология здоровья.

учебник

СПб.: Питер, 2006. – 607 с. (Учебник для вузов)

Пряжникова Е.Ю.

Профориентация.

учебное пособие

М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 496 с.

Дополнительная литература

Батаршев А.В.

Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с.

Дружинин В.Н.

Психология общих возможностей

СПб.: Питер, 2007. – 368 с.: ил.

Дружинин В.Н.

Психология общих способностей

учебное пособие

СПб.: Питер, 2000. – 368 с. (Мастера психологии)

Гордеева Т.О.

Психология мотивации достижения.

учебное пособие

М.: «Академия», 2006. — 336 с.

Егоршин А.П.

Мотивация трудовой деятельности.

учебное пособие

2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА — М, 2006. – 464 с. (Высшее образование)

Ильин Е.П.

Психология воли

учебник

СПб.: Питер, 2000. – 288 с.: ил. -(Мастера психологии)

Ильин Е.П.

Психомоторная организация человека

учебник

СПб.: Питер, 2000. – 384 с.: ил. -(Учебник нового века)

Кашапов М.М.

Психология творческого мышления профессионала

М.: ПЕР. СЭ, 2006.- 688 с.

Кибирев А.А.

Активные методы обучения и консультирования в проф.самоопределении

Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 75 с.

Купер Д.

Психология в отборе персонала

СПб.: Питер, 2003. – 240 с. – (Практическая психология)

Левитов Н.Д.

О психологических состояниях человека.

учебное пособие

М.: Просвещение. 1964. -344 с.

Литвинова Г.В.

Формирование мотивации достижения успеха через индивидуализацию обучения.

Камчат.гос.пед.ун-т. – Петропавловск-Камчатский Изд-во КГПУ, 2004. – 80 с.

Маслоу А.

Мотивация и личность

СПб.: Питер, 2003. – 252 с. – (Мастера психологии)

Москвина Н.Б.

Личностно-профессиональные деформации педагогов: Теоретико-методологический анализ

монография

Хабаровск: изд-во ХГПУ, 2004. — 144 с.

Моховиков А.Н.

Телефонное консультирование.

М.: СМЫСЛ, 2001. – 494 с.

Мучински П.

Психология, профессия, карьера

СПб.: Питер, 2004. – 539 с.: ил. – (Мастера психологии)

Овчинников Б.В.

Типы темперамента в практической психологии

практикум

СПб.: Речь, 2003. — 288 с. (Практикум по психодиагностике)

Олпорт Г.

Становление личности: избранные труды

М.: Смысл, 2002. – 462 с.

Осипова А.А.

Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях

справочник

Ростов/Д., 2005. – 315 с.

Пасюков П.Н.

Теория и практика педагогического содействия адаптации личности к условиям профессионального образования

учебное пособие

Екатеринбург: учеб.кн., 2004. – 104 с.

Пигуль Г.И.

Профориентационная работа со старшеклассниками: шаг за шагом

Учебно-метод. пособие

Дальневост.гос. гуманитар. ун-т – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2007. – 60 с.

Сенчукова И.В.

Мониторинг профильной ориентации учащихся

Методичес-кие рекоменда-ции

Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006. – 51 с.

Собчик Л.Н.

Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе

СПб.: Речь, 2002. -72 с.

Щербатых Ю.В.

Психология стресса и методы коррекции

учебное пособие

СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

Б) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: электронные лекции по курсу «Основы профориентологии», «Каталог профессий», пакет диагностических методик для профориентирования и профконсультирования, материалы практических и лабораторных работ по «основам профориентологии», деловые игры по профориентологии..

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»:

Персональные компьютеры, мультимедийный проектор, ноутбук, библиотека кабинета психологии, тесты для диагностики свойств саморазвивающей личности и различных форм саморазвития.

6. Методические рекомендации по дисциплине

Методические рекомендации по дисциплине представлены в приложении в разделе «Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации»

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

В приложении к рабочей программе по дисциплине представлены: тематика практических и лабораторных занятий, задания для тестового контроля и контрольные вопросы для самопроверки, тематика рефератов, тематика курсовых работ, вопросы к зачету.

8. Описание балльной системы по дисциплине

Баллы

Виды работ

2

Присутствие на лекции, пр. занятии

8-10

За выполнение практических и лаб. работ

8-10

За выполнение реферата

16-20

За выполнение индивидуального творческого задания, подготовку и презентацию первичной профконсультации

16-20

За выполнение курсовой работы, подготовку публикации в научный журнал

9. Методика расчета результирующей оценки по дисциплине

Баллы за семестр

Автоматическая оценка

86-100

отлично

зачтено

71-85

хорошо

зачтено

55-70

удовлетворительно

зачтено

55<

неудовлетворительно

не зачтено

Необязательна сдача зачета для студентов, имеющих по итогам семестра оценки 3,4,5.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению психолого-педагогическое образование и профилю подготовки психология образования.

Автор (ы): Галактионов И.В.

Рецензент (ы) _________________________

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

от ___________ года, протокол № ________.

Приложения Структура учебно — методического обеспечения.

Для достижения профессионального успеха в настоящее время недостаточно обладать знаниями в какой-либо профессии, надо уметь «подать», «предъявить» себя. Такая ситуация диктует необходимость развития социальных навыков взаимодействия, коммуникативных способностей, навыков самопрезентации, а также непосредственно связанных с ними способностей к самопознанию, к адекватному представлению о себе, поскольку, чтобы «предъявлять» себя другим, необходимо точно знать, что именно ты предъявляешь.

Опираясь на результаты исследований отечественных и зарубежных авторов необходимо рассмотреть профессиональное самоопределение личности как многоступенчатый процесс освоения определенного инструментария (знаниевого, деятельностного и личностно-рефлексивного).

Этот инструментарий позволит ориентироваться в мире профессий, оценивать результаты усилий, устремлений и находить эффективные формы для их приложения.

При проведении практических занятий используются экспресс-методики, упражнения, игры. Занятия проводятся в парах, подгруппах, группе, учитывается индивидуальная работа.

Методические рекомендации к практическим занятиям

по дисциплине «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»

Хабаровск

2011

Практическое занятие №1

Тема: Развитие реального образа «Я профессионал».

Продолжительность 2 часа.

Цель: познакомить студентов с особенностями выбора профессии, профессиональным самоопределением.

Задачи:

  1. расширение представлений о профессиональных сферах деятельности, об особенностях различных профессий;
  2. выделение объективно и субъективно значимых факторов профессиональной деятельности;
  3. соотнесение возможностей самоопределяющейся личности с требованиями профессии;
  4. развитие коммуникативных навыков, навыков «самопрезентации».

Основные понятия: профессия, профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная деятельность, познание себя, самопрезентация.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Идентифицируете ли вы себя с каким-либо профессионалом?
  2. Что нужно для того, чтобы принять решение какую профессию выбрать?
  3. Профессиональное самоопределение – это процесс или результат?
  4. В чем состоит смысл профориентационной помощи?
  5. Справедлива ли точка зрения, согласно которой человек выбирает не только профессию, сколько образ жизни? Почему?

Литература

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005. – 217 с.: ил.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж.: Институт практической психологии. 1996. – 509 с.
  4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб пособие / под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  5. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

Практическое занятие №2

Тема: Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» (Соломин И.Л.).

Продолжительность 4 часа.

Цель: комплексная психологическая профдиагностика и профконсультирование подростков и взрослых людей.

Задачи:

  1. установление контакта с клиентом, преодоление барьеров взаимоотношений;
  2. выявление индивидуально-психологических характеристик личности, особенностей его сознания;
  3. выявление собственных целей клиента, того, к чему он стремится, что для него является наиболее важным в жизни;
  4. выявление содержания проблем клиента, препятствий, того, что мешает ему достичь поставленных целей;
  5. выявление ресурсов клиента, его возможностей, того, что могло бы помочь ему в достижении целей, способов и вариантов решения проблем.

Основные понятия: профориентационные методы, проективные методы, психологическое профконсультирование, метафора, формальные и содержательные показатели.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Ознакомьтесь с инструкцией к тексту методики «Жизненный путь» и выполните задание.
  2. При помощи преподавателя обсудите результаты методики.

Примерные вопросы обсуждения:

1) Какое название Вы могли бы придумать для этой картины? Что выражает это название? Какие чувства оно вызывает?

2) Что может увидеть и понять другой человек, взглянув на эту картину? Какие чувства и мысли может вызвать у него эта картина? Чему она может научить другого человека?

3) Если бы Вы рисовали жизненный путь через 10 лет, то чем отличался бы Ваш рисунок от этого? Что исчезло бы? Что появилось бы нового?

4) Чем отличаются прошлый путь, настоящее и будущее путника? Что общего между ними?

5) В какой части своего жизненного пути путник наиболее счастлив, переживает радость? Почему? Благодаря каким условиям? Что этому способствует?

6) Какова цель этого пути? К чему стремиться путник? Чего он хочет достичь? Как он узнает, что его цель достигнута?

7) Что может помешать путнику? С какими препятствиями он может встретиться на своем пути?

8) Что ему необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Каковы условия, средства, возможности?

9) Каков план его маршрута? Не могли бы Вы назвать основные ориентиры, этапы, переходы, остановки?

10) В чем он наиболее нуждается в данный момент? Карта? Проводник? Аптечка? Инструменты? Снаряжение? Одежда? Еда? Попутчик? Оружие?

11) Обсудите результаты методики рисуночных метафор.

  1. Какие типы профконсультаций Вы знаете?
  2. Назовите основные группы профориентационных методов.
  3. Обсудите стратегии профконсультирования.

Литература

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
  2. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб пособие / под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
  4. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб: Речь, 2006. – 280 с.: ил.

Практическое занятие №3

Тема: Мир профессий.

Продолжительность 2 часа.

Цель: получение информации о мире профессий, приобретение умений при оказании помощи в ситуации выбора профессии.

Задачи:

  1. осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства;
  2. овладение знанием отдельных профессий;
  3. приобретение знаний и умений по приобретению профессии, по поиску работы на рынке труда;
  4. построение формулы профессий;
  5. изучение основ профессиографии.

Основные понятия: классификация профессий, типы профессий, профессиография, формула профессий.

Контрольные вопросы и задания:

  1. По каким признакам можно систематизировать профессии?
  2. Какие классификации профессий Вы знаете?
  3. Составьте формулу профессии-мечты (по классификации Е.А. Климова).
  4. Кто может и кто должен составлять для клиентов описания разнотипных профессий, необходимые для их профессионального самоопределения?
  5. Что такое профессиография? Какие виды профессионально важных качеств (ПВК) выделяют в профессиографии?

Литература

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж.: Институт практической психологии. 1996. – 509 с.
  3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
  4. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. Учебно – методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2004 -96 с.

Практическое занятие №4

Тема: Палитра ваших способностей.

Продолжительность 2 часа.

Цель: определение уровня развития общих способностей.

Задачи:

  1. знакомство с основными понятиями;
  2. формирование умений анализировать свои сильные и слабые стороны;
  3. осознание своих профессиональных намерений, интересов, склонностей;
  4. определение уровня общих способностей.

Основные понятия: задатки, интересы, склонности, способности, мастерство, одаренность, талант, гениальность.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Что такое способности? Какие они бывают?
  2. Какие примеры раннего проявления способностей Вы знаете?
  3. Какими способами можно оценить способности человека?
  4. Какие уровни способностей человека Вы знаете?
  5. Какую роль в творческой деятельности людей играют эмоциональные состояния?
  6. Оцените свои сильные и слабые стороны (Чернявская А.П.).
  7. Для выявления своих профессиональных интересов используйте «Карту интересов» А.Е. Голомштока, анкету «Ориентация» Степанова А.Н., Соломина И.Л., Калугина С.В., для исследования профессиональных способностей — интеллектуальный тест Вандерлика, склонностей – опросник «коммуникативные и организаторские склонности» (КОС — 1) В.В. Синяковского, Б.А. Федоришина.

Литература

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005. – 217 с.: ил.
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2000. – 368 с. — (Мастера психологии).
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
  4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб пособие / под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  5. Рогов Е.И. Выбор профессии; Становление профессионала. – М.; Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 336 с.: ил. – (Азбука психологии).
  6. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 96 с. – (Психология для всех).

Практическое занятие №5

Тема: Освоение профессии.

Продолжительность 2 часа.

Цель: овладение знаниями основных этапов профессионализации личности, определение перспективных жизненных и профессиональных целей.

Задачи:

  1. изучение этапов профессионализации личности (Е.А. Климова, А.К. Маркова, Э.Эриксона, Д.Сьюпера);
  2. анализ и осмысление своих профессиональных перспектив.

Основные понятия: оптант, этапы профессионализации, профессиональные перспективы.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Какие стадии периодизации развития человека как субъекта труда Е.А. Климова Вы знаете?
  2. Назовите этапы освоения профессии по А.К. Марковой.
  3. Какие этапы включает в себя периодизации Д. Сьюпера?
  4. Какие периоды включает в себя периодизации Э. Эриксона?
  5. В чем сходство и отличие данных линий развития человека?

Литература

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж.: Институт практической психологии. 1996. – 509 с.
  3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб пособие / под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  4. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

Практическое занятие №6

Тема: Возрастные особенности в условиях профессионального самоопределения.

Продолжительность 2 часа.

Цель: изучение возрастных особенностей субъекта профессионального самоопределения.

Задачи:

  1. определение индивидуальных особенностей направленности личности;
  2. осмысление жизненных ценностей и мотивов профессионального самоопределения;
  3. осознание и грамотное управление кризисами развития субъекта профессионального самоуправления.

Основные понятия: жизненные ценности, направленность личности, жизненные ценности, профессиональные ценности, мотивы профессионального самоопределения, кризисы профессионального развития личности.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Необходимо ли самоопределяющемуся подростку искать для себя достойный образец для подражания, чтобы обрести собственную идентичность?
  2. В каком возрасте человек начинает формироваться как субъект труда?
  3. Что является потребностью, мотивом, смыслом, ценностью для самоопределяющейся личности?
  4. Какие основные факторы кризисов профессионального становления выделяет Э.Ф. Зеер?
  5. Назовите фазы кризисов профессионального развития, которые выделяет Э.Ф. Зеер.
  6. При помощи тестовых заданий (опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланда, дифференциально – диагностический опросник Е.А. Климова) определите свою профессиональную направленность.
  7. Для выявления особенностей смысловой сферы личности используйте «тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д.А. Леонтьева.

Литература

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005. – 217 с.: ил.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. — М.: Акад. Проект, 2003. — 336 с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж.: Институт практической психологии. 1996. – 509 с.
  4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб пособие / под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  5. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

Практическое занятие №7

Тема: Коммуникативная игра «Катастрофа в пустыне».

Продолжительность 2 часа.

Цель: развитие коммуникативной компетентности и внимания к окружающим людям в совместной деятельности.

Задачи:

  1. осознание стратегических целей и подчинение им тактических шагов;
  2. отработка навыков поведения в дискуссии;
  3. формирование способности выделять главное;
  4. овладение навыками и умениями, необходимыми для преодоления затруднений в общении;
  5. осознание своих возможностей при налаживании контакта с другими людьми.

Основные понятия: коммуникативная компетентность, барьеры общения; жизненные ситуации; опыт сотрудничества.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Была ли выбрана группой общая стратегия?
  2. Согласен ли каждый с принятым группой решением?
  3. Кому удалось привлечь к себе внимание других? За счет каких средств?
  4. Всегда ли эти средства оказываются эффективными в обычной жизни? Зачем иногда хочется привлечь внимание?
  5. Что именно в поведении лидера заставило прислушаться к себе?
  6. Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями? Какие способы оказались наименее результативными?
  7. Как стоило бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемлять права всех участников?

Литература

  1. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб пособие / под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с. (Серия «Библиотека психолога»).
  3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
  4. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. — СПб.: Питер, 2007. – 160 с.: ил. (Серия «Практическая психология»).

Практическое занятие №8

Тема: Планирование профессионального пути.

Продолжительность 4 часа.

Цель: освоить навыки по планированию своего профессионального пути.

Задачи:

  1. предоставить студентам возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний;
  2. формирование ощущения себя во времени, представления о жизненном пути как едином целом;
  3. определение перспективных жизненных и профессиональных целей;
  4. выявление ошибок, сопутствующих выбору профессии;
  5. активизация процесса рефлексии.

Основные понятия: жизненный путь, личная профессиональная перспектива, ощущение себя во времени, карта будущего, ошибки выбора профессии.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Что такое ЛПП (личная профессиональная перспектива)?
  2. Какой смысл для профконсультационной помощи имеет выделение и осознание факторов профессионального выбора? Приведите примеры основных факторов выбора.
  3. Могут ли у разных людей быть разные основные факторы выбора?
  4. Что необходимо учитывать при выборе профессии для построения успешной профессиональной карьеры?
  5. Выполните задания по построению личной профессиональной перспективы (ЛПП), карты будущего и представьте свой жизненный путь как настоящее, прошлое и будущее.

Литература

  1. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб пособие / под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с. (Серия «Библиотека психолога»).
  3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

Практическое занятие №9

Тема: Психологическая экспресс-диагностика.

Продолжительность 4 часа.

Цель: повышение интенсивности и качества профконсультирования большого числа клиентов в условиях ограниченного времени.

Задачи:

  1. определение индивидуальных особенностей личности;
  2. ориентирование на профессии, пользующиеся реальным спросом на современном российском рынке труда;
  3. профориентация различных категорий населения;
  4. построение «психологического портрета» студентов с различными видами направленности личности.

Основные понятия: профессиональное самоопределение, индивидуальные особенности личности, профессиональные интересы, склонности, профессиональные способности, методы психологической экспресс — диагностики.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Выбрали ли вы профессию? Если не выбрали, то что вам мешает?
  2. Что необходимо для того, чтобы выбрать профессию?
  3. Отразите результаты выполнения тестов и других диагностических методик в ваших рабочих тетрадях.
  4. Заполните карту первичной индивидуально-психологической профконсультации.
  5. Какие вопросы появились у вас после выполнения заданий?
  6. Что изменилось в вашем мнении о себе и о вашей профессии после выполнения задания?

Литература

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005. – 217 с.: ил.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
  3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб пособие / под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  4. Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. материалов / сост., ред. и коммент. Т.В. Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006. – 120 с.
  5. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб: Речь, 2006. – 280 с.: ил.

Практическое занятие №10

Тема: Организация профконсультации. Организация профотбора.

Продолжительность 2 часа.

Цель: освоение практических навыков, способствующих построению эффективных взаимоотношений между консультантом и клиентом.

Задачи:

  1. изучение принципов организации профконсультирования и схемы взаимодействия консультанта с клиентом;
  2. обучение организации профотбора;
  3. осознание ошибок профконсультирования и профотбора;

Основные понятия: профконсультирование, рекомендация, профотбор, методы оценки, собеседование, резюме.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Какие основные действия (схему — алгоритм) проведения профконсультации можно считать универсальными?
  2. Какие навыки и умения необходимы при проведении консультации?
  3. Расскажите о принципах организации профотбора.
  4. Какие ошибки возможны при профконсультировании?
  5. С чем связаны ошибки профотбора?
  6. Группа делится на тройки: «профконсультант», «ученик» и «родитель». «Профконсультант» проводит консультацию, отрабатывает навыки и умения необходимые в работе с клиентом, следит за реакцией «ученика» и «родителя». По окончании консультации студенты меняются ролями. Упражнение заканчивается обсуждением вначале от имени «ученика», затем «родителя» и «профконсультанта».
  7. Разбейтесь на пары, каждая пара получает схему резюме (находящуюся в раздаточных материалах) и составляет собственное. Результаты парной работы предоставляются группе для анализа.

Литература

  1. Дубиненкова Е.Н. Техники подбора персонала: Искусство находить лучших. – СПб.: Речь, 2007. – 169 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж.: Институт практической психологии. 1996. – 509 с.
  3. Лютова-Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. – СПб.: Речь, 2007. – 307 с., ил.
  4. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

Практическое занятие №11

Тема: Эффективность профессиональной деятельности.

Продолжительность 2 часа.

Цель: формирование и развитие продуктивной деятельности специалиста.

Задачи:

  1. изучение основных требований к показателям эффективности профессионального самоопределения;
  2. овладение умениями практической работы в оценке специалистов;
  3. разработка карты компетенции специалиста;
  4. анализ информации и оценка специалиста.

Основные понятия: критерии оценки, компетентность, профессионализм, эффективность.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Какие критерии необходимо использовать и сочетать в работе профконсультанту?
  2. Е.А. Климов выделяет четыре основные группы отсроченных по времени показателей эффективности. Назовите эти показатели. Почему реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет?
  3. Разбейтесь на пары, выделите компетенции специалиста (примеры в раздаточных материалах) и определите стоящие за ними профессионально-важные качества. Заполните карту компетенции и применив подход В.А. Полякова (критерии оценки в раздаточных материалах) оцените специалиста.

Литература

  1. Дубиненкова Е.Н. Техники подбора персонала: Искусство находить лучших. – СПб.: Речь, 2007. – 169 с.Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж.: Институт практической психологии. 1996. – 509 с.
  2. Носкова О.Г. Психология труда: учеб. пособие /О.Г. Носкова; под ред. Е.А. Климова. – 2-е изд., стер. — М.: «Академия», 2006. – 384с.
  3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
  4. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб: Речь, 2006. – 280 с.: ил.

Практическое занятие №12

Тема: Профессии которые мы выбираем.

Продолжительность 2 часа.

Цель: помощь в выборе профессии и коррекция совершаемых выборов.

Задачи:

  1. обучение активизирующей профориентационной игре «Выбор» (О. Барчук) с классом и родителями;
  2. изучение и анализ «карты профконсультаций».

Основные понятия: принципы выбора, карта приоритетов семьи, рейтинг востребованности профессий, активизирующая профориентационная игра, карточная профконсультационная методика.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Разбейтесь на две подгруппы («старшеклассники» и «родители»), при помощи раздаточного материала и инструкции приступите к игре «Выбор». По окончании игры обсудите итоги игры.
  2. Изучите «карту профконсультации», разбейтесь на пары («профконсультант» и «старшеклассник»).

    При помощи данных вопросов «карту профконсультации» и результатов диагностических методик (в ваших рабочих тетрадях) проведите профконсультацию. Обсудите результаты профконсультаций в группе.

  3. Какие основные направления профконсультационной работы в школе Вы изучили?
  4. Назовите методы и формы профориентационной работы в школе.
  5. Что такое психологическое сопровождение и поддержка?
  6. В чем состоит специфика профконсультационной помощи подросткам в выпускных и невыпускных классах?

Литература

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005. – 217 с.: ил.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
  3. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. (Библиотека практического психолога).
  4. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

Практическое занятие №13

Тема: Технология превращения мечты в цель.

Продолжительность 2 часа.

Цель: конструирование и формулирование своей цели жизни.

Задачи:

  1. работа с основными понятиями;
  2. повышение способности к самопознанию, тренировка безоценочного принятия себя и других;
  3. осознание своего личного отношения к жизненному успеху, выстраивание субъективной иерархии способов достижения успеха;
  4. изучение технологии по превращению мечты в цель, способствовать осознанию возможности достижения цели;
  5. групповое обсуждение продвижения к поставленной цели.

Основные понятия: жизненное самоопределение, профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, базовые ценности, жизненный успех, цель, цель жизни, линия жизни, безработный, типы личности безработных, профессиональное обучение и переобучение.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Выполните задание сначала индивидуальное, затем групповое для уточнения представлений о жизненном успехе. Обсудите результаты достижения жизненного успеха.
  2. В рабочих тетрадях выполните задачи (7 шагов), которые ставит перед вами преподаватель. Обсудите каждый шаг по превращению мечты в цель.
  3. В чем разница между «целями ВНУТРИ жизни» и «целью ВСЕЙ жизни»?
  4. Для того, чтобы сформулировать цель всей жизни Вам потребуется сделать 3 шагов (по инструкции преподавателя).

    Проанализируйте ваши жизненные цели (это полуфабрикат).

    Примените еще 2 приема (по инструкции преподавателя) и Вы получите цель всей жизни.

  5. Можно ли изменить цель всей жизни? Почему?
  6. Нужен ли психолог в службе занятости населения? Почему? Какие функции он выполняет?
  7. Какие психологические типы безработных Вы знаете?

Литература

  1. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения.: учеб пособие / Т.О. Гордеева. — М.: «Академия», 2006. — 336 с.
  2. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / А.П. Егоршин. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА — М, 2006. – 464 с. (Высшее образование)
  3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб пособие / под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  4. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. — СПб.: Питер, 2007. – 160 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
  5. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 96 с. – (Психология для всех).

Практическое занятие №14

Тема: Методика цветовых метафор (И.Л. Соломин).

Продолжительность 2 часа.

Цель: осуществление эффективного профориентационного консультирования.

Задачи:

  1. выявление реальных мотивов человека, диагностика подлинных представлений и переживаний человека;
  2. измерение как осознанных, так и неосознаваемых отношений человека к себе, другим людям и различным видам деятельности;
  3. диагностика силы различных потребностей (в отдыхе и сне, в безопасности, в общении, в любви, в пище, во власти), испытываемых человеком в различных жизненных ситуациях – на работе, дома, при контактах с различными людьми;
  4. определение содержания побуждений к конкретным видам деятельности, в частности, познавательных, социальных, материальных и других мотивов трудовой и учебной деятельности.

Основные понятия: базовые и актуальные потребности, метафора, мотивы, отношение к себе, отношение к деятельности.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Выполните задание и обработайте результаты по бланкам методики цветовых метафор И.Л. Соломина.
  2. Разбейтесь по парам. Необходимо одному выбрать роль «консультанта», другому «клиента», затем поменяться ролями. При помощи преподавателя «консультант» обсуждает с «клиентом» результаты данной методики.

Примерные вопросы:

а) Что является главным в вашей жизни? К чему Вы стремитесь?

б) Вы довольны своим прошлым?

в) В настоящее время ваши потребности удовлетворены?

г) Каковы ваши ожидания, намерения, планы на будущее?

д) Чем Вы вынуждены заниматься? Что Вас заботит?

е) Как Вы относитесь к своей профессии, работе, семье?

ж) Чего Вы избегаете? Каковы источники вашего стресса?

  1. Назовите основные направления работы организационного профконсультанта.
  2. Назовите этапы организационного психологического консультирования.
  3. Какие методы и формы работы организационного психолога Вы знаете?

Литература

  1. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж.: Институт практической психологии. 1996. – 509 с.
  2. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
  3. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб: Речь, 2006. – 280 с.: ил

Тематика рефератов

  1. Основные стратегии профконсультирования.
  2. Основные группы профориентационных методов.
  3. Формирование личности профессионала.
  4. Соотношение личности и профессии.
  5. Развитие субъекта профессионального самоопределения.
  6. Характеристика перцептивной основы трудовой деятельности.
  7. Индивидуальные особенности мышления в практической деятельности.
  8. Анализ проблемных ситуаций в конкретном виде деятельности.
  9. Специфика функции внимания в условиях операторской деятельности.
  10. С.Л. Рубинштейн о совместной деятельности как основе развития социальности.
  11. Психологическая готовность к деятельности.
  12. Состояние утомления, механизм развития, влияние на деятельность.
  13. Приемы управления функциональными состояниями.
  14. Роль потребностей в формировании эмоциональных и волевых процессов.
  15. Специфика формирования мотивации профессионалов.
  16. Классификация профессий в целях профориентации: содержание, возможности использования.
  17. Использование компьютерной техники в практике профориентационной работы.
  18. Соответствие выбора профессии.
  19. Предпрофильная и профильная ориентация школьников.
  20. Роль родителей в выборе профессии ребенка.
  21. Самореализация как результат выбора профессии.
  22. Профессиональные интересы и склонности.
  23. Проблема соответствия ожиданий самоопределяющихся клиентов и реальной психолого – педагогической помощи в решении их проблем.
  24. Анализ проявления психомоторных способностей (на конкретном примере).
  25. Понятие и виды профессионально-важных качеств.
  26. Соотношение категории способностей и понятия профессионально-важных качеств.
  27. Психологические проблемы подготовки специалистов с использованием тренажерных средств.
  28. Структура профессионального обучения.
  29. Активные методы в профессиональном обучении.
  30. Проблема профотбора в работах отечественных психотехников.
  31. Уровень профессионализации как фактор творчества.
  32. Творчество в профессиональной деятельности.
  33. Межгрупповые отношения в процессе трудовой деятельности.
  34. Критерии отбора и комплектования малой рабочей группы.
  35. Методы диагностики психического выгорания.
  36. Проблема профессиональной деформации личности.
  37. Роль процессов принятия решения в организации профессиональной деятельности.
  38. Манипуляция в профессиональном общении.
  39. Средства коммуникации в профессиональной деятельности.
  40. Психологическая характеристика управленческой деятельности.
  41. Роль и функции психолога-консультанта в организации.
  42. Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами.
  43. Необходимость и значение оценки личностных качеств работника при аттестации.
  44. Анализ факторов, влияющих на оценку персонала.
  45. Психологические особенности людей, страдающих хроническими заболеваниями.
  46. Основы планирования и проведения конкретных профориентационных занятий и консультаций.
  47. Методы активизации профессионального самоопределения.
  48. Основные этические противоречия в профессиональном и личностном самоопределении.
  49. Проблема активизации, активности и самоактивизации.
  50. Роль современных средств массовой информации (СМИ ) в формировании профессиональных и жизненных стереотипов.

Тематика курсовых работ

  1. Влияние внешних и внутренних факторов на профессиональные выборы старшеклассников.
  2. Ценностно-смысловые ориентации в профессиональном самоопределении.
  3. Представление об «успешной карьере» как фактор профессионального самоопределения подростков.
  4. Различные варианты влияния родителей на профессиональные выборы подростков в зависимости от стиля семейного воспитания.
  5. Психологические особенности профессионального самоопределения в младшем и старшем подростковом возрасте.
  6. Ориентация на криминальную сферу в профессиональном самоопределении у асоциальных и просоциальных подростков.
  7. Влияние средств массовой информации на профессиональные выборы подростков.
  8. Психологические особенности профессионального самоопределения в семьях с разным уровнем доходов.
  9. Психологические условия эффективного использования активизирующих методик в профориентационной работе со старшеклассниками.
  10. Психологические особенности профессионального самоопределения выпускников гуманитарных и технических вузов.
  11. Психологические особенности профессионального самоопределения (трудоустройства) безработных женщин (различных категорий безработных женщин).
  12. Различные стили организации взаимоотношений профконсультанта и клиента (оптанта) в индивидуальной профконсультации.
  13. Психологические условия взаимодействия школы и предприятия в профориентационной работе с подростками.
  14. Профессиональные деструкции в работе психолога – профконсультанта.
  15. Психологические особенности деятельности и личности профессионалов разного уровня квалификации (на примере одной профессии).
  16. Классификация профессий с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении людям, имеющим ограниченную трудоспособность (для разных форм ограничений трудоспособности).
  17. Психологическая оценка эффективности тренинга профессиональных умений.
  18. Психологическая помощь безработным в профессиональной ориентации.
  19. Возможности использования компьютерных игр в профессиональной психодиагностике.
  20. Игровые методы в профориентации и в профконсультации.
  21. Эмпирическое исследование своеобразия сознания и самосознания профессионалов в разнотипных профессиях.
  22. Психологические способы оптимизации работоспособности (на примере конкретной профессии).
  23. Исследование состояния профессионального утомления.
  24. Формирование совокупности профессионально важных качеств личности в процессе освоения профессиональной деятельности.
  25. Формирование индивидуального стиля деятельности.
  26. Проблемы профессионального обучения и профессиональной подготовки.
  27. Особенности средств коммуникации в профессиональной деятельности.
  28. Эмпирическое исследование возрастных изменений трудовой мотивации профессионалов (в конкретных видах труда).
  29. Психологические условия развития коммуникативных способностей и рефлексивных навыков профессионала.
  30. Профессиональная компетентность персонала.
  31. Влияние уровня тревожности подростков на профессиональные выборы.
  32. Профессиональные выборы у подростков с различными типами акцентуации характера.
  33. Ценностно-смысловые ориентации в профессиональном самоопределении.
  34. Зависимость профессиональных выборов от личностных особенностей старших подростков.
  35. Профессиональные стереотипы в деятельности психологов-профконсультантов.

Методические материалы

ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

по дисциплине «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»

ТЕСТ (образец)

1. ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Основной целью профориентации учащихся является:

1) знакомство учащихся с профессиональными учебными заведениями и предприятиями города для последующего выбора карьеры;

2) изучение профконсультантом индивидуально- психологических особенностей учащихся для подбора подходящей профессии каждому;

3) формирование у учащихся готовности к самостоятельному, осознанному выбору профессии;

4) формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий.

2. ДОПОЛНИТЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

Основные направления профориентации:

1) профконсультация;

2) профдиагностика;

3) …

4) …

5) …

6) …

7) …

8) …

3. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ИЛИ НЕСКОЛЬКО ОТВЕТОВ:

Активная позиция самоопределяющегося человека предполагает

1) готовность увидеть проблему самоопределения;

2) попытки самостоятельного ее решения;

3) готовность самому обратиться за помощью к профконсультанту;

4) готовность пойти на определенные внутренние компромиссы как при работе с профконсультантом, так и при самостоятельном достижении конкретных профессиональных целей.

  1. РАСШИФРУЙТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

Классификация Е.А. Климова

Б

О

Н

М

Р

М

А

Ф

П

Г

И

Ч

П

Т

З

Х

1 уровень (типы профессий):

Ч-

П-

Т-

З-

Х-

2 уровень (классы профессий):

П-

Г-

И-

3 уровень (отряды профессий):

Р-

М-

А-

Ф-

4 уровень (группы профессий):

Б-

О-

Н-

М-

5. Дополните варианты ответов:

Основные стратегии профконсультирования

1) допустимые: …

2) недопустимые: …

6. ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Типы профконсультаций:

1) младенческая консультация;

2) профконсультация работников кадровых служб;

3) ретроспективная консультация;

4) профадаптация;

5) геронтоконсультация;

6) профконсультация выпускников школ;

7) профконсультация для безработных;

8) профконсультация гендерных различий;

9) ранняя, детская консультация;

10) профконсультация инвалидов.

7. ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ ОТВЕТ

Для успешного выбора профессии наиболее существенной причиной является:

1) высокая зарплата;

2) хорошие условия труда;

3) заинтересованность в работе;

4) престижность профессии;

5) наличие соответствующего темперамента.

Ключ к тесту (для самопроверки)

1.Основной целью профориентации учащихся является

3) формирование у учащихся готовности к самостоятельному, осознанному выбору профессии

2.Основные направления профориентации:

1) профконсультация;

2) профдиагностика;

3) профпросвещение;

4) профадаптация;

5) профотбор, профподбор;

6) профобучение;

7) профагитация;

8) профкоррекция.

3.Активная позиция самоопределяющегося человека предполагает:

2) попытки самостоятельного ее решения;

3) готовность самому обратиться за помощью к профконсультанту;

4.Классификация Е.А. Климова:

1 уровень (типы профессий):

Ч-человек (социономический)

П-живая природа (биономический)

Т-техника и неживая природа (технономический)

З-знаковая система (сигнономический)

Х-художественный образ (артономический)

2 уровень (классы профессий):

П-преобразовательный

Г-гностический

И-изыскательский

3 уровень (отряды профессий):

Р-ручной

М-механизированный

А-автоматизированный

Ф-функциональный

4 уровень (группы профессий):

Б-бытовые условия

О-работа на открытом воздухе

Н-необычные,наличие факторов вредности, опасности для здоровья

М-особые требования к моральным качествам

5.Основные стратегии профконсультирования:

1) допустимые: тестологическая, информационно-просветительская, рационалистическая, психоаналитическая, гуманистическо-психотерапевтическая, организационно-управленческая, идеологическая, «принудительная», «частичные услуги», активизирующая.

2)недопустимые: «обман», директивная, игра в «терапию», деструктивно-рекомендательная, адаптивно-манипулятивная.

6.Типы профконсультаций:

2) профконсультация работников кадровых служб;

3) ретроспективная консультация;

6) профконсультация выпускников школ;

7) профконсультация для безработных;

9) ранняя, детская консультация.

7.Для успешного выбора профессии наиболее существенной причиной является:

3) заинтересованность в работе

Контрольные вопросы

  1. Можно ли изменить цель всей жизни? Почему?
  2. Идентифицируете ли вы себя с каким-либо профессионалом?
  3. Что нужно для того, чтобы принять решение какую профессию выбрать?
  4. Профессиональное самоопределение – это процесс или результат?
  5. В чем состоит смысл профориентационной помощи?
  6. Справедлива ли точка зрения, согласно которой человек выбирает не только профессию, сколько образ жизни? Почему?
  7. Какие типы профконсультаций Вы знаете?
  8. Назовите основные группы профориентационных методов.
  9. По каким признакам можно систематизировать профессии?
  10. Какие классификации профессий Вы знаете?
  11. Кто может и кто должен составлять для клиентов описания разнотипных профессий, необходимые для их профессионального самоопределения?
  12. Что такое профессиография?
  13. Какие виды профессионально важных качеств (ПВК) выделяют в профессиографии?
  14. Необходимо ли самоопределяющемуся подростку искать для себя достойный образец для подражания, чтобы обрести собственную идентичность?
  15. В каком возрасте человек начинает формироваться как субъект труда?
  16. Что является потребностью, мотивом, смыслом, ценностью для самоопределяющейся личности?
  17. Какие основные факторы кризисов профессионального становления выделяет Э.Ф. Зеер?
  18. Назовите фазы кризисов профессионального развития Э.Ф. Зеера.
  19. Что такое ЛПП (личная профессиональная перспектива)?
  20. Какой смысл для профконсультационной помощи имеет выделение и осознание факторов профессионального выбора? Приведите примеры основных факторов выбора.
  21. Могут ли у разных людей быть разные основные факторы выбора?
  22. Что необходимо учитывать при выборе профессии для построения успешной профессиональной карьеры?
  23. Что необходимо для того, чтобы выбрать профессию?
  24. Какие основные действия (схему — алгоритм) проведения профконсультации можно считать универсальными?
  25. Какие навыки и умения необходимы при проведении консультации?
  26. Какие принципы организации профотбора Вы знаете?
  27. Какие ошибки возможны при профконсультировании?
  28. С чем связаны ошибки профотбора?
  29. Какие критерии необходимо использовать и сочетать в работе профконсультанту?
  30. Нужен ли психолог в службе занятости населения? Почему?
  31. Какие функции выполняет ли психолог в службе занятости населения?
  32. Какие психологические типы безработных Вы знаете?
  33. Назовите основные направления работы организационного профконсультанта.
  34. Назовите этапы организационного психологического консультирования.
  35. Какие методы и формы работы организационного психолога Вы знаете?

Темы к зачету по дисциплине ««Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»

  1. Определение, функции и содержание профориентологии.
  2. Профессиональное самоопределение личности (типы и уровни проф.самоопределения).
  3. Возрастные особенности профессионального самоопределения
  4. Условия эффективного профессионального самоопределения.
  5. Этапы развития профессионализма (периодизация Е.А. Климова, А.К. Маркова, Э.Эриксона, Д.Сьюпера).
  6. Методы и формы профориентационной работы.
  7. Анонимные формы консультирования.
  8. Активные методы профконсультации.
  9. Традиционные методы психологической экспресс – диагностики.
  10. Формы проведения консультаций. Ошибки консультанта.
  11. Классификация и систематизация профессий. Классификация по Е.А. Климову. Формула профессий.
  12. Профессиография. Профессиограмма и психограмма (профессионально-важные качества, профессиональная пригодность).
  13. Психофизиологические основы способностей. Профессиональные интересы и склонности.
  14. Типы профконсультаций.
  15. Характеристика индивидуального и группового консультирования. Позиция психолога при консультировании.
  16. Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации.
  17. Профориентационное психологическое консультирование в школьной системе.
  18. Типология вариантов самоопределения; типология вариантов профессиональных планов; ошибки при выборе профессии.
  19. Профориентационное психологическое консультирование в службе занятости населения.
  20. Организационное психологическое консультирование.
  21. Принципы организации профконсультации и профотбора.
  22. Критерии продуктивности профессиональной деятельности.

28