Психосоматика 7

Психосоматика (греч. “psyche” – душа, “soma” – тело) – направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболевании.

Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы.

Психосоматическое заболевание, это такое заболевание, в основе которого лежат как физиологические, так и психологические причины, но при этом это заболевание со всеми симптомами, требующее медицинского вмешательства. Другое дело, что только от традиционного лечения болезнь не пройдет, будут продолжаться рецидивы. Вообще, рецидивность при адекватном лечении – один из отличительных признаков психосоматики. Поэтому наиболее правильный подход к психосоматическим заболеваниям – одновременно с лечением проводить работу над проблемой с психологом.

Исследования в области психосоматики позволяют понять, какие внешние и внутренние психологические факторы оказывают влияние на возникновение ряда соматических заболеваний. И наоборот, как меняется восприятие человеком самого себя, окружающего мира, как меняются его взаимоотношения с людьми во время болезни.

Причины психосоматических заболеваний

Существует одновременно несколько причин возникновения психосоматических расстройств:

1. Генетическая или конституциональная предрасположенность органа;

2. Стресс, обусловленный длительно действующими психотравмами;

3. Внутренний конфликт между одинаковыми по интенсивности, но противоречащими друг другу мотивами.

Все болезни являются психологическими в том смысле, что человек «выбирает» болезнь как ответ на свою жизненную ситуацию. При этом психосоматические заболевания всегда имеют неосознаваемую самим больным «вторичную выгоду» – иными словами, болезнь удобна для подсознания, которое таким детским образом либо «помогает» человеку оправдывать свои ошибки, проступки или бездействие, либо «наказывает» его, повторяя внушенные в детстве упреки старших, либо мстит, повторяя внушенные же, но в более зрелом возрасте негативные установки окружающих.

14 стр., 6674 слов

Нарушения речи и их физиологические и психологические причины

... ставились такие задачи: - определить понятие речи; - рассмотреть психологические причины нарушения речи; - рассмотреть физиологические причины нарушений речи; - провести экспериментальное исследование; - выявить причины нарушений речи у детей младшего школьного возраста. ...

Самый простой пример: от чего дети 3 — 6 лет начинают часто болеть, когда их отдают в детский сад? – Это единственная их возможность остаться дома и получить недостающие любовь и внимание родителей. В ситуации хронически протекающей болезни взрослый становится в некотором отношении «ребенком», несознательно удовлетворяющим определенным желания и потребности, получающим то, чего он не смог добиться в здоровом состоянии.

В отличие от болезней, в развитии которых главная роль принадлежит внешним болезнетворным факторам, например, возбудителям инфекционных заболеваний, в происхождении психосоматических заболеваний ведущую роль играют факторы внутреннего порядка, в первую очередь психологические. Человек сам, активно (чаще всего бессознательно) «соматизирует», буквально материализует свои неотреагированные эмоции и психологические проблемы, вначале «застревающие» в его теле в виде дискомфортных ощущений, а затем внутренние органы выходят из строя, вследствие вызванных этим «застреванием» сбоев нормальной регуляции их работы.

Подытоживая сказанное, можно сказать, что болезни, особенно психосоматические, – это предостережения, что наша жизнь не протекает правильным образом, соответствующим законам развития человека.

Какой характер, такая и болезнь

Существуют два психофизиологических комплекса поражения внутренних органов, которые выражают отношение человека к окружающей его действительности. Первый комплекс – это комплекс поражения тонкого кишечника, иначе говоря, агрессивно-протестная реакция, которая социально не приемлема, и при её подавлении происходит повышение напряжения в системе гнева, напряжения, спазмов и боли, что соматически проявляется раздражением систем желчного пузыря и тонкого кишечника в виде повышения артериального давления, болей в сердце, приступов головной боли, спазмов кишечника и пузырей, запоров и повышением кислотности желудочного сока. Второй комплекс – это комплекс поражения толстого кишечника, который развивается в том случае, если агрессивно-протестное реагирование сменяется капитулянтско-депрессивной реакцией, что приводит к нарастанию психофизической усталости и переходу в психическую и телесную депрессию с развитием органических поражений глубинных систем организма, где поражения желудочно-кишечного тракта – это мост на пропастью на пути, ведущий от борьбы к капитуляции.

Неврозы – это фиксированные формы зрелой психологической защиты от мира, а психосоматические состояния возникают тогда, когда при переживаниях отсутствует зрелая, а присутствует незрелая психологическая защита, вместо обвинения среды и самореабилитации человек, оказывается, склонен обвинять самого себя и драматизировать сложившуюся ситуацию. При этом психологические переживания обрушиваются на внутренние органы в виде симптомокомплексов сначала тонкого, а потом и толстого кишечника. Считается, что неврозом страдают лица, склонные к компромиссам, то есть, кто сразу же прекращает физическую борьбу, а психосоматикой – бескомпромиссные борцы за свою самобытность, то есть те, кто, жертвуя собой, своим телом, продолжают борьбу до самого конца.

11 стр., 5260 слов

Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка

... учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным к/з комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда учащимся ... умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный к/з комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие ...

Рекомендации

Поскольку человек сам, хотя и неосознанно, невольно, создает себе болезнь, он сам же может и избавиться от нее. Нужно только научиться, как это сделать.

Обращаясь за услугами к специалисту, вам следует помнить, что главное лекарство находится внутри вас самих. Психолог помогает вам его найти, то есть активизировать свои внутренние ресурсы. Вы должны отнестись к болезни как к сигналу о том, что необходимо наконец-то заняться собой.

Вам необходимо научиться предотвращать стрессовые ситуации, являющиеся основным источником психосоматических расстройств. Кроме этого, вы могли бы легко овладеть навыками самогипноза. Для этого достаточно прочесть одну — две книги по нейро-лингвистическому программированию, эриксоновскому гипнозу или самогипнозу. Пусть слово «гипноз» вас не пугает, это всего лишь измененное состояние сознания, в котором вы можете пребывать, смотря телевизор, слушая музыку, вдыхая чистый воздух в лесу и во многих других бытовых ситуациях. Практический опыт показывает, что психосоматические больные очень хорошо поддаются гипнозу.

Подумайте о негативных чертах своего характера, о тех слабостях, которые портят вашу жизнь: эмоциональная неустойчивость, слишком высокие притязания, конкурентность, агрессивность, ригидность жизненных программ, инертность, обидчивость или может быть что-то еще.

Теперь постарайтесь представить привлекательный образ самого себя. Составьте ответы на следующие вопросы:

1. Какими личностными чертами и качествами вы бы хотели обладать?

2. Как бы вы хотели изменить свое поведение, общение с людьми?

3. Какие преимущества дает вам ваше заболевание?

4. Есть ли другие способы достижения этих преимуществ? Постарайтесь найти как минимум три таких способа.

Попробуйте увидеть себя со стороны, как вы привлекательны, как вы по-новому движетесь, разговариваете с людьми, чем вы теперь заняты. Если вас в новом поведении что-то не устраивает, то вносите туда изменения до тех пор, пока не добьетесь результата. Если ваше поведение устраивает полностью вас и окружающих, то войдите внутрь воображаемого фильма и переживите этот образ. Теперь вернитесь назад и поместите привлекательный образ себя в свое будущее. Подумайте о целях, которые приведут вас к этому результату.