Психология (модуль 2) Лекционные материалы

Тема 5. Личность (2 часа)

  1. Личность: понятие, структура и развитие личности.
  2. Изучение и основные теории личности.
  3. «Я-концепция» и самооценка личности.

1-2. В далекие времена слово «личность» связывалось с маской («личиной»), позволяющей актеру театра играть ту или иную роль на сцене. Было и такое время, когда за стенами театра личностью называли человека недостойного, злого (по А.С.Пушкину).

В научной психологии понятие «личность» появилось в начале XXвека. Американский психолог Г.Опорт насчитал около 50 определений личности, сформулированных представителями различных психологических школ и научных течений. Даже после выхода в свет в 1921 году книги немецкого психолога В.Штерна «Психология личности – дифференцированная психология» несколько поколений пытались дать полное и точное описание личности. Содержание данного понятия столь расплывчато, что А.Ребер, автор «Большого толкового словаря» определил личность как «один из классических заголовков в психологии». При этом добавил, что мудрый человек использует его как название главы и затем свободно пишет об этом, не принимая на себя никакой ответственности за определения, если они и представлены в тексте.

Отсутствие единого мнения по обсуждаемому вопросу характерно и для современной психологии, хотя в отечественной психологии данное понятие является базовым. Личность находится в сфере отношений самого разного характера: межличностных, производственных, политических, правовых, и др. В этой связи накопление знаний по психологии личности зависит от успехов социологии, права, физиологии, философии.

Сложилась ситуация, что данные определения не могут быть полными. Каждое определение учитывает одну сторону психики.

Носителем личности является индивид. Это понятие рассматривает человека как единичное природное существо, как представителя человеческой общности, появившегося в результате исторического (филогенетического) и социального (онтогенетического) развития. В повседневности под индивидом понимают отдельного человека, обладающего свойствами, которые имеются у других людей, а также такими свойствами, которые у других отсутствуют. Когда имеется необходимость подчеркнуть неповторимость личности, то используют термин «индивидуальность».

Личность– 1) человек каксубъектсоциальныхотношенийи сознательнойдеятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качествоиндивида, формирующееся всовместной деятельности и общении.

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...

... вопросов нам необходимо начать с анализа понятия “человек”, с выяснения различия между понятиями “человек” и “личность”. Хотя данные понятия и являются однопорядковыми, они, тем не ... социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4]. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, ...

В российской психологии человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. В процессе в/д с миром активно действующая личность выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев).

Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные ее элементы. Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью (А.Н.Леонтьев).

Личность характеризуется: активностью, расширяя сферу своей деятельности; направленностью – устойчивой системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себяпотребностичеловека; глубинными смысловыми структурами обуславливающимисознаниеиповедении, отношениями и установками и т.п.

Структура личности

Личность представляет собой сложную систему, находящуюся в состоянии непрерывного движения, динамики, развития. Как системное образование личность включает в себя элементы (компоненты, блоки), которые в совокупности образуют устойчивую личностную организацию, называемую психологической структурой.

Термин структура (лат. structura– строение, взаиморасположение) используется в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть целостность объекта. Выделение отдельных элементов в личности человека является условной процедурой.

Психологическая структура и развитие личности в научных подходах.

Бихевиоризм и необихевиоризм (Представители этого направления положили в основу личности внешние проявления поведения, оставив внутренние (сознание, подсознание) без должного внимания).

Гештальт-психология (Целостность структур является центральным моментом данного направления).

Психоанализ (Выделяют три составляющих личности: ид «Оно», эго «Я», супер-эго «Сверх-Я». Ид – часть б/с, супер-эго –социальные нормы общества, «Я» – часть психики, контролируемая сознанием).

Гуманистическая психологи я(Г. Олпорт выделил в личности 3 типа черт: фундаментальные, проявляющиеся в повседневности; центральные, обуславливающие ведущие типы поведения; вторичные, проявляющиеся изредка. А.Маслоу считал ядром личности потребность в самоактуализации).

Когнитивная психология (Дж.Келли отождествляет структуру личности с двумя типами личностных конструктов, обеспечивающих накопление знаний о человеке и мире: базовые (ядерные) и периферические для решения задач мелкого уровня. Каждый конструкт имеет дихотомичность, например, добрый — злой. Система личностных конструктов имеет иерархичность. «Когнитивисты» ввели понятие «неосознанное», то есть, что вытеснено в сфере б/с из-за неудовлетворенности инстинктов).

Деятельностный подход

К.Платоновсчитал, что структура личности включает 4 уровня:

9 стр., 4324 слов

Деятельность руководителя в структуре управления производственной организацией

... распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством. Деятельность руководителя в структуре управления. Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью ...

— низший – составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически независящие от социальных факторов

— второй – индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления…)

Третий – индивидуальный социальный опыт человека (зун)

Высший – направленность личности (убеждения, идеалы, взгляды, с/оц,..)

В ранние годы в личности доминирует биологическое начало, далее – социальное.

А.Леонтьев считал, что устойчивым основанием личности является предметная деятельность. По мере своего развития человек включается в большое количество видов деятельности, одни из них становятся ведущими, другие — подчиненными. Иерархия деятельностей и составляет ядро личности. За соотношением деятельностей стоят мотивы.

Итак, А.Леонтьев к базовым параметрам личности относил:

— разнообразие связей индивида с миром, реализуемое совокупностью различных деятельностей,

— степень иерархизированности связей с миром

— общая структура связей индивида с миром, образуемая внутренними соотношениями главных мотивов в совокупности деятельностей.

Развитие ребенка идет через связь с миром.

А.Петровскийтакже обозначает личностью то системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, в котором отражается уровень общественных отношений, общественных связей. Свойства личности можно увидеть через содержание его деятельности, деловые и межличностные отношения в конкретных условиях социальной жизни, то есть через образ жизни. Личность не обусловлена биологическими факторами.

Б.Ананьевдопускает участие биологически обусловленных составляющих, некоторых психических процессов и опыта индивида (по К.Платонову).

Б.Братусьвыделяет составляющие структуры личности по принципу преобладающего в нем способаотношения к самому себе, другому человеку и окружающим людям. Предложил трехуровневую систему:

— эогоцентрический, включающий самоценное отношение к себе

— группоцентричексий, отношение к человеку в зависимости от его вхождения в значимую группу (семья)

— просоциальный, допускающий равноправное отношение к любому человеку как высшему существу.

Развитие личности осуществляется через социализацию (процесс усвоения и дальнейшего использования индивидом опыта социального в/д с людьми, включая членов семьи, сверстников, коллег по работе и т.д.), индивидуализацию (процесс субъективного прнятия социального опыта с учетом особенностей его личности), инкультурацию (процесс усвоения индивидом духовного и культурного наследия предыдущих поколений) и самоактуализацию (процесс а/п , с/р, свидетельствующий о стремлении индивида к возможно более полному выявлению, использованию и развитию своего личностного потенциала).

2 стр., 989 слов

Темперамент и стиль деятельности.Типы темперамента и их психологическая ...

... свойств личности. Интерес к проблеме темперамента возник более двух с половиной тысяч лет тому назад и остается актуальным и сегодня. Тема 18. Темперамент и стиль деятельности Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. ...

3. Развитая личность обладает самосознанием. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» (образ «Я», «Я»-концепция) система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве само уважения, уровне притязаний и т.д. образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел… Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять самовоспитание.

Личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство (В.А.Петровский):

  1. Л. как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных качеств (индивидуальность, темперамент, характер, способности)
  2. Л. как включенность индивида в пространство межиндивидных связей в группе
  3. Л. как «идеальная представленность» индивида в ж/д других людей

Индивид в своем развитии испытывает социально детермированную «потребность быть личностью», то есть полагать себя в ж/д других, продолжая свое существование в них, и обнаруживает «способность быть личностью», реализуемой в социально значимой деятельности.

Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида.

Самость понятие было введено К.Юнгом, но до сих пор нет однозначного определения. Интепретируется как исходное состояние интегрированного организма и т. д..

Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивидао самом себе, на основе которой он строит своев/д с др. людьми и относится к себе (словарь).

Я-концепция – целостный, хотя и нелишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому к себе и включающий компоненты:

  • когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.
  • эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.
  • оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

Я-концепция – предпосылка следствие социального в/д , определяется социальным опытом. Составляющие Я-концепции: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект дожжен стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, даже если это было не возможным) и другие.

Я-концепция складывается в общении и деятельности. Становление Я-концепции обусловлено социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и корректирует образ своего Я.

Самооценка– оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С/оц является ядром личности. От нее зависят в/от с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение у успехам и неудачам. С/оц влияет на эффективность деятельности и развитие личности. Она тесно связана с уровнем притязаний, то есть степенью трудности целей, которые человек ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, тревожность…).

4 стр., 1681 слов

Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека

... эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент ...

Виды самооценки: заниженная, адекватная, завыщенная.

Тема 6. Темперамент. Характер(2 часа)

  1. Темперамент: понятие, физиологические основы и свойства темперамента.
  2. Характеристика типов темперамента.
  3. Темперамент и личность. Темперамент и деятельность.
  4. Характер: понятие и основные свойства.
  5. Структура, черты и особенности характера.
  6. Акцентуации характера.

1. Темперамент часто называют п/биологическим фундаментом. Т. определяет динамические характеристики психики (медлительность-торопливость, общительность-замкнутость).

С темпераментом связанны скорость и интенсивность реагирования на внешние воздействия, характеристики моторных реакций, манеры поведения, индивидуальный стиль деятельности, характер протекания психических процессов и др.

От лат. temperamentum– соразмерность, смесь, надлежащее соотношение частей.Темперамент– характеристикаиндивидасо стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов исостояний(словарь).

Гиппократ и Гален рассматривали 4 типа соков и 13 типов темперамента, которые объединили в 4 типа:

— холерик (преобладает в организме желчь, или «холе»)

— флегматик (слизь или «флегма»)

— сангвиник (кровь или «сангвис»)

— меланхолик (черная желчь или «меланохоле»)

Интерес к устойчивым свойствам личности, стимулировал поиск признаков темперамента по различным направлениям.

Наибольший вклад в развитие теории т. внес Б.М.Теплов. К св-вам т. он относил устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности т. объяснил разным уровнем развития свойств т.. К числу наиболее значимых свойствотнесены следующие:

1. Эмоциональная возбудимость(способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия)

2. Возбудимость внимания(способность замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя)

3. Сила эмоцийили в современной психологии — это интенсивность

4. Тревожность(эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации)

5. Реактивность непроизвольных движений(интенсивность приспособительных реакций к ситуациям, действующим в данный момент)

4. Активность волевой целенаправленной деятельности(повышение активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью)

5. Пластичность-ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности

6. Резистентность(способность оказывать сопротивление внешним и внутренним воздействиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность)

7. Субективация(усиление степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями)

Т.о., 1) св-ва т. проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида; 2) т. самым тесным образом связан с деятельностью.

Психофизиолог В.М. Русалов, исходя из концепции П.К.Анохина, включающей 4 блока – хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, — выделил 4 св-ва т.: степень напряженности в/д организма со средой, легкость переключения с одной программы на другую, скорость исполнения текущей программы и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором. В результате вместо 2 параметров – активности и чувствительности – выделены уже 4 компонента; эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность).

Св-ва т. представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств». Св-ва не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. По мнению Русалова В.М., психологической характеристикой т. являются не сами по себе св-ва нервной системы или их сочетания, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные св-ва порождают.

Физиологические основы темперамента

Выделенные И.П. Павловым св-ва нервных процессов могут образовывать комбинации, которые определяют тип нервной системы, или тип в.н.д.. Этот тип складывается из основных св-в нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности, соотношения процессов возбуждения и торможения. И.П.Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их 2-мя независимыми св-ми нервной системы. Под уравновешенностью понимал равновесие процессов возбуждения и торможения. 4-ое св-во – это подвижность нервных процессов – проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Это св-во проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями среды.

Существует 4 типа в.н.д.: сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный – флегматик; сильный, неуравновешенный и возбудимый – холерик; слабый тип – меланхолик.

Т.о. под типом в.н.д. Павлов И.П. понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания св-ва нервной системы. Эти св-ва образуют физиологическую основу типа нервной системы.

2. Характеристика типов темперамента.

Конституциональный подход к темпераменту(зависимость темперамента от характеристик тела).

Э.Кречмервыделил 3 типа телосложения и темперамента:

— астеник (худой, скрытен, робок, упрям, склонен к шизофрении);

— атлетик (развитый физически, с/уверенный, деятельный, спокойный, склонен к эпилепсии);

— пикник (полный, добродушный, коммуникабельный, склонен к маниакально-депрессивному психозу).

У.Шелдонувязал т. с различными компонентами организма, развивающихся из 3-х слоев эмбриональной клеточной структуры:

— эктодермы (внешнего слоя, из которого образуются нервная система, органы чувствительности).

Тип эктоморфный (тонкие, легкие кости и мышцы)

— мезодермы (ср. слоя для формирования мышц и костей).

Тип мезоморфный (сильный, хорошо развиты мышцы и кости)

— эндодермы (внутреннего слоя, развивающегося в пищеварительный тракт и внутренние органы).

Тип эндоморфный телосложения (тяжелые, плохо развиты мышцы и кости)

Психологический подход

Голландский психолог Г. Хейманспредложил тип темперамента по трем биполярным факторам:

— «высокая эмоциональность ВЭ – низкая эмоциональность НЭ» как реакция на ситуацию

— «активность АК – пассивность ПС» как отношение к труду и отдыху

— «первичная функция ПФ – вторичная функция ВФ» как скорость нарастания и время удержания реакции на воздействия (соответственно высокая и низкая скорость нарастания и угасания реакций).

Сочетания факторов позволяют выделить 8 типов темперамента:

К.Юнгпостроил свою типологию по ориентации на внешний мир и по форме отражения действительности (мыслительной, чувствующей, ощущающей, интуитивной).

Типы6 экстравертный мыслительный тип, экстравертный чувствующий тип, экстравертный ощущающий тип, экстравертный интуитивный тип, интровертный мыслительный, интровертный чувствующий, интровертный ощущающий, интровертный интуитивный.

Г. Айзенкпредложил типологию по двум биполярным факторам, образующих базовую структуру личности: низкий – высокий нейротизм, экстраверсия – интроверсия. Типы: нейротический интроверт соответствует меланхолическому типу, нейротичексий экстраверт – холерическому, эмоциоанльно устойчивый интроверт – флегматику, эмоционально устойчивый экстраверт – сангвинику.

3. Темперамент и личность. Темперамент и деятельность

Т. не обуславливает содержание деятельности, он определяет стиль деятельности, способ и манеру реализации действий, то есть, как действует человек, но не чем занимается.

Т. не дает ценностной оценки личности, ее мотивов, мировоззрения, целей, политической ориентации, направленности. Т. является одной из интегральных характеристик личности. С т. связаны скорость интенсивность реагирования на раздражители, особенности приспособления к среде, характеристики моторных реакций, манеры поведения…

4. Характер: понятие и основные свойства.

Понятие характер(греч. сharacter– печать, чеканка) – подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей и самопроявления в общении с другими людьми (словарь).

Древнейшая типология Х., основанная на 12 астрологических знаках, принадлежит

Св-ва Х.: многочисленность черт; иерархичность черт; в/зависимость (одна черта определяет другую, например, нерешительность и осторожность); социальная обусловленность; генетическая обусловленность (например, через темперамент)

5. Структура, черты и особенности характера.

Из определения следует, что Х. системное качество. Говоря об особенностях Х., имеют в виду черты его личности. Черты личности– это особенности поведения человека, систематически (но не постоянно) проявляющиеся в различных ситуациях.

Черты личности можно классифицировать по различным критериям: по отношению человека к себе, по отношению к труду, делу, собственности, по отношению человека к другим людям, обществу в целом. По преобладающему влиянию психики на активность человека выделяют интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты. По степени выраженности (акцентуации) различают совокупности черт как гипертимность, педантичность и т.д. по времени формирования: первичные, вторичные. По сфере проявления (деловые. коммуникативные).

По степени психических отклонений это нормальные и аномальные. По поведенческим особенностям: (мотивационные, инструментальные, т.е. интересы, хитрость).

6. Акцентуации характера.

А.х. (по К. Леонгарду) — это чрезмерное выражение отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями (словарь).

Типы а.х. : гипертимный, дистимный, циклотимный, демонстративный, педантичный, застревающий, тревожный, возбудимый, эмотивный, экзальтированный («без среднего состояния, или счастье, или скорбь»), экстравертированный, интровертированный.

А. Личко выделены 11 а.х. для подростков, так как 50-80% из них акцентуированные личности. Типы: астеноневротический, циклоидный, лабильный (слабо мотивированная смена настроения), сенситивный, психастенический, щизоидный, эпилептоидный, истероидный, неусточивый, конформный (как все).

Тема 7. Чувства и эмоции. Воля(2 часа)

  1. Чувства и эмоции.
  2. Функции эмоций и чувств.
  3. Эмоциональные состояния и их виды.
  4. Воля: понятие и основные функции, волевая регуляция, качества.
  1. Чувства и эмоции.

Чувства– высшая форма эмоциональногоотношения человекак предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствиемпотребностямиценностям, сформированным в его личностном развитии (словарь).

Ч. направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Ч. проявляются как конкретно-субъективная форма их существования. Ч. человека историчны и изменяются в зависимости от социальных условий. В онтогенезе они появляются позже, чем ситуативные эмоции, так как связаны с развитием сознания. Предметами ч. становятся те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности эмоциональных событий. Возникают как результат обобщения ситуативных эмоций и становятся ведущими образования эмоциональной сферы человека.

Чувства подразделяются в зависимости от предметной сферы на нравственные (моральные), эстетические и интеллектуальные.

Эмоции(от лат.emoveo– потрясаю, волную) – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастногопереживания субъектомжизненного смысла этих явлений, предметов иситуацийдля удовлетворения своихпотребностей(словарь).

Э. являются главным механизмом регуляции поведения. Э. служат выражению потребностей и определяются как конкретно-субъективная форма существования мотивации. Э. возникли как средство, позволяющее существам живым определить биологическую значимостьсобытий организма и внешних воздействий.

Фундаментальные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

С точки зрения влияния на деятельность эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции увеличивают энергию, стимулируют деятельность.

эмоции

чувства

Недостаточно осознаны

Предметны и конкретны

Связаны с биологическими процессами

Связаны с социальной сферой

Область б/с

сознание

неопределенны

Определенное внешнее проявление

непродолжительны

длительны

многолики

Индивидуальны, т.к. опосредуются ценностными установками

первичны

В онтогенезе появляются позднее эмоций

Компоненты макроструктуры эмоциональной сферы личности

Эмоциональная сфера личности

Эмоциональный тон

эмоции

чувства

Эмоциональные состояния

  1. Функции эмоций и чувств.

Эмоции удерживают жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждают разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели. Эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Эмоции носят ориентировочный характер.

Функции эмоций: сигнальная, регулирующая, защитно-мобилизационная, оценочная, коммуникативная, познавательная, дезорганизующая (например, страх).

Чувства связаны с социальной сферой и помогают человеку в построении контактов с окружающими людьми. Св-ва чувств: субъективность, социальная детерминированность, устойчивость.

  1. Эмоциональные состояния и их виды.

Можно рассматривать как компонент общего психического состояния человека. От чувств оно отличается своей слабой направленностью на конкретный объект, а от эмоций – большей продолжительностью и устойчивостью. Эмоциональное состояние неразрывно связано со всеми видами эмоционального реагирования – чувствами, эмоциями, эмоциональным тоном, которые выступают в качестве его запускающего механизма. В одних случаях эта связь может быть такой сильной и очевидной, что эмоциональное состояние отождествляется с эмоциями, употребляя выражение типа «в состоянии гнева (эйфории, радости)».

В других ситуациях эта связь не столь заметна, и тогда эмоциональное состояние относят к общему эмоциональному фону, например, «размытое чувство депрессии». Характер протекания эмоционального состояния зависит от особенностей личности. Например, эм-е состояние флегматика зависит от условий одиночества и монотонии.

Эм-е состояния: настроение, стресс, аффект, монотония, тревога, пресыщение и другие.

Настроение– относительно устойчивое общее психическое состояние с низкой интенсивностью и слабой предметностью переживаний. Одним из видов настроений является эйфория – эм-е состояние с повышенной общей активностью, душевным подъемом, чувством оптимизма, беззаботностью, благодушием. Т.о. настроение полярно, внешне выражено через мимику, позы, личностно обусловлено в зависимости от темперамента, характера, воспитания.

Стресс– состояние, которое вызвано факторами (стрессорами) различной природы, нарушающими привычный образ жизни и оказывающими разрушительное влияние на здоровье человека. Различают 2 группы стрессоров: физиологические (перегрузки, боль) и психологические (возрастные кризисы, страх, горе…).

Стресс является биологической целесообразной реакцией организма. Например, если бы сопротивляемость 10-летнего возраста сохранялась всю жизнь, то люди жили бы 700 лет.

Аффект– это быстро нарастающее, кратковременное, но сильное психическое переживание (эм-ая вспышка), связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств, которое сопровождается изменением функций внутренних органов. Аффект порождает эм-е блокирование выполнения человеком сложных умственных функций. Например, в бою только 25% участников действуют адекватно ситуации.

Фрустрация (лат.frustration– обман в ожиданиях, разрушение планов) представляет собой эм-е состояние, которое возникает при сильном переживании от внезапной встречи человека с непреодолимым препятствием на пути к значимой цели. Наблюдается 2 тенденции в поведении: 1) безысходность, отчаяние, 2) гнев, агрессия ко всем, кто случайно встречается на пути. У каждого свой порог, который определяется общей эм-тью, значимости текущей ситуации, убежденностью, установками, принципами и отношением к жизни. Самое эффективное средство – это оптимизм.

Монотонияесть эм-е реагирование на достаточно продолжительное отсутствие динамики значимых для него факторов (раздражителей).

Противодействие через реорганизацию и доплонительную мотивацию.

Тревога– состоит в опережающем эм-ом переживании возможной ситуации, неудачный исход которой человек оценивает с достаточно высокой степенью вероятности.

  1. Воля: понятие и основные функции, волевая регуляция, качества и процессы.

Воля– свойство человеческойпсихики, проявляющееся в активностис/детерминацииис/регуляцииим своейдеятельностииповедениявопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям (словарь).

Функции: выбор в случае конфликтов мотивов и целей; преодоление препятствий, снижающих побуждение к действию. Регуляция активности в 2-х функциях осуществляется:побудительнойитормозной.

Структура волевого действия

Появление потребностей – осознание цели – формирование мотивов движения к цели, их борьба – принятие решения – реализация решения.

Волевые качества– это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них – сила, стойкость, целеустремленность воли.

Сила воли– степень необходимого волевого усилия, прилагаемого для достижения желаемой цели.

Стойкость воли– уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых при достижении цели на протяжении достаточно длительного времени.

Целеустремленность– степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым преодолеваются препятствия при ее достижении.

Другие качества: самостоятельность, решительность, с/обладание, выдержка, настойчивость, смелость, упорство…

Тема 8. Деятельность. Способности(2 часа)

  1. Способности: понятие, происхождение, виды.
  2. Структура и развитие способностей.
  3. Деятельность человека, ее структура, виды и их психологическая характеристика.

1. Способности: понятие, происхождение, виды

Способности– индивидуально-психологические особенностиличности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивнойдеятельности(словарь)

Среди научных подходов можно выделить 2, условно называемых деятельностным и функциональным.

1) рассматривает способности как психологические свойства личности, обеспечивающие успешное выполнение той или иной деятельности

2) рассматривает способности как уровень проявления у человека различных функций (интеллектуальных, перцептивных, двигательных).

Под функцией понимается специфическая деятельность отдельных клеток, органов, их совокупности или организма в целом. Например, один человек среди других выделяется большим объемом памяти, другой силой и выносливостью.

Виды способностей

В основу классификации способностей положе­ны различные признаки: источники их происхожде­ния, направленность на деятельность, уровень разви­тия, наличие условий для развития, уровень развития По критерию происхождения выделяют природ­ные и социальные способности.

классификация способностей

  • Происхождение (социальные, природные)
  • Направленность на деятельность (общие, специальные, теоретические, практические, учебные, творческие, коммуникативные)
  • Уровень развития (одаренность, талант, гениальность)
  • Условия для развития (потенциальные, актуальные)

2. Структура и развитие способностей.

В деятельностном подходе (Б.М.Теплов) структура способностей включает целый ансамбль свойств личности в их системной увязке, либо отдельные св-ва личности. Не входят в структуру физиологические св-ва, имеющие врожденную основу.

В функциональном подходе (В.Д.Шадриков) в структуру способностей не входят личностные св-ва, имеющие социальную базу.

Природные и социальные предпосылки способностей

Способности носят врожденный характер. При­чина их появления не ясна, но если они есть, то не­пременно проявятся. И тем быстрее, чем более благо­приятные условия будут созданы для человека.

Способности обусловлены генетически родословной. Эта гипотеза имеет много подтверждающих примеров. Так, именитых предков имели Л. Толстой, Л. Пушкин, И. Шиллер. В родословной Баха в течение пяти поколений выросло 16 композиторов. Подобное наблюдалось и в родословной математика Бернулли. Однако никто никогда не считал, сколько талантливых родственников у людей обыкновенных, хотя и принадлежащих к тем же слоям общества, что и родственники; Более того, приблизительные расчеты по­казывают, что большинство людей на нашей планете состоят между собой в историческом родстве.

Способности обусловлены и врожденными осо­бенностями индивида (задатками) и связаны с его социальным опытом (наличие авторитетных для ин­дивида талантливых людей, мудрых наставников, пре­бывание в атмосфере творчества, эффективная система обучения и воспитания и др.).

Такой гипотезы при­держивается большинство отечественных психологов.

Деятельностный подход на вопрос о том, насле­дуются ли способности, дает такой общий ответ: спо­собными не рождаются, ими становятся. Возникшее в проблеме способностей противоречие между их врожденностью и обусловленностью социальным опытом сторонники подхода пытаются снять вводом по­нятия «задатки». Задатки — это комплекс врожден­ных анатомо-физиологических особенностей организ­ма человека (нервная система, мозг, органы чувств и движений), характеризующий его индивидуальный тип реагирования на воздействия окружающей среды.

Функциональный подход на тот же вопрос о на­следовании способностей отвечает признанием их врожденности и генотипической природы: человек рождается способным. Для опровержения деятельностного базиса как единственной предпосылки фор­мирования и развития способностей приводится ряд доводов. Так, вряд ли можно отрицать факт наличия у живого мира возможностей, которыми не обладает даже активный участник деятельности — человек (пространственная ориентация обитателей океанских глубин — китов — и почтовых голубей, чувствитель­ность комара к теплокровному объекту и др.).

А ведь при этом понятие деятельности неприменимо к жи­вотным, насекомым, пресмыкающимся.

Проявление и условия развития способностей

Развитие способностей состоит в расширении их числа у данного индивида, в достижении более вы­сокой результативности деятельности, а также в со­вершенствовании высших способностей, связанных с научным, техническим и художественным творче­ством, с организаторской деятельностью. По мнению С. Рубинштейна, динамика способностей подчиняется правилу спирали: реализованная возможность одно­го уровня открывает переход к реализации возмож­ности более высокого уровня.

Деятельностный подход указывает на врожден­ные задатки, которые обозначают начало пути раз­вития способностей. Функциональный подход свя­зывает это начало развития способностей одновре­менно с рождением человека. Несмотря на отличия во взглядах на отправную точку способностей, оба подхода сходятся в том, что ведущая роль в их прояв­лении и развитии принадлежит деятельности. Что­бы способности проявились, человек должен начать действовать.

3. Деятельность человека, ее структура, виды и их психологическая характеристика

Деятельность — высшая, сознательно регулируемая (активная) форма взаимодействия с окружающей средой (социальной и материаль­ной), в процессе которого человек творчески преобразует мир, а также по­знает свое место в этом мире. Творческий характер деятельности состо­ит в том, что:

  • в ней продуктивное (созидательное) начало (человек нацелен на созидание, а не только на потребление);
  • она непрерывно расширяет пределы возможностей человека, преодолевая его природные ограничения (физические, интеллектуальные).

В деятельности различают:

  • субъект деятельности — человек, ее осуществляющий;
  • объект деятельности — фрагмент реальности, на которую направлена активность субъекта (например, учебный процесс в вузе);
  • предмет деятельности — то, чего деятельность непосредственно касается (например, в учебной деятельности это знания, умения и навыки).

Общие характеристики деятельности

Не всякая активность индивида или групп может быть отнесена к ка­тегории деятельности. Обязательными характеристиками деятельности являются:

  • социальная обусловленность (деятельность — это продукт общественно-исторического развития);
  • целенаправленность (сознательно выбранные цели);
  • плановость (все составляющие деятельности подчинены определенной системе и осуществляются по осмысленному плану);
  • предметность (направленность на предметы материальной и духовной культуры в соответствии с выработанными в обществе способами и нормами действий);

субъектность (обусловленность личностными характеристиками).

Виды деятельности разнообразны и трудно поддаются детальной классификации. На макроуровне же каждый индивид оказывается вклю­ченным в три вида: игру, учение и труд.

Игра направлена не на производство конкретного продукта, а на реше­ние некоторой задачи в искусственно создаваемой ситуации. Различают игры:

  • индивидуальные и групповые (по числу участников);
  • предметные и сюжетные (в основу положены либо предметы, либо сценарии);
  • ролевые (поведение индивида обусловлено той ролью, которую он принимает на себя);
  • игры с правилами (поведение индивида определяется системой же­стких правил).

Учение направлено на систематическое приобретение:

  • знаний (получение информации об окружающих предметах и явлениях);
  • навыков (усвоение приемов, входящих в состав основных видов деятельности);
  • умений (овладение способами использования знаний и навыков в соответствии с целями деятельности).

Учение как процесс, направленный на усвоение конкретных знаний, навыков и умений в рамках какого-то конкретного вида деятельности, на­зывается обучением. Обучение с точки зрения развития личностных ка­честв называют воспитанием.

Труд направлен на производство общественно полезного продукта для удовлетворения потребностей человека. Трудовая деятельность воз­можна только в сотрудничестве с другими людьми. Труд ученого, раз­мышляющего в тишине своего кабинета над научной проблемой, не отде­лен от труда предшествующих поколений и современников. Основой таких размышлений служат те знания, которые созданы до него.

Характеристика строения деятельности (макроструктура)

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких «слоев» или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз. Это, во-первых, уровень особенных деятелъностей (или осо­бых видов деятельности); затем уровень действий; следующий — уровень операций; наконец, самый низкий — уровень психофизиологических функ­ций. Действие — это основная единица анализа деятельности. По опреде­лению действие — это процесс, направленный на реализацию цели.

Таким образом, в определение действия входит одно понятие, кото­рое необходимо определить — цель. Что же такое цель? Это образ желае­мого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнений действия.

Стоит сразу заметить, что здесь имеется в виду сознательный образ результата: последний удерживается в сознании все то время, пока осуще­ствляется действие, поэтому говорить о «сознательной цели» не имеет особого смысла: цель всегда сознательна.

Характеризуя понятие «действие», можно выделить следующие че­тыре момента.

Первый момент: действие включает в качестве необходимого компо­нента акт сознания (о чем говорилось выше) в виде постановки и удержа­ния цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это факти­чески утверждала психология сознания, а «раскрывается» в действии.

Второй момент: действие — это одновременно и акт поведения. Сле­довательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевио­ризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и челове­ка. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движе­ния в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели — это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

Третий, очень важный, момент: через понятие действия теория дея­тельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма (субъект).

Итак, через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте (в форме цели), психологическая теория деятельности утверждает принцип активности.

И, наконец, четвертое понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что «представляе­мый результат» (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опас­ности и т.д., это может быть производство какого-то материального про­дукта, установление социального контакта, получение знаний и др.