Методы воспитания:

Методы воспитания:

это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;

это пути достижения заданной цели воспитания;

это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания.

Методы воспитания иногда определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения цели. В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово — средство, а реплика, замечание, сравнение — приемы).

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение).

Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.

Создание общественного мнения.

Общение, деятельность организованные воспитателем.

Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования.

Погружение в мир искусства и творчества.

Воспитателям нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с цельной системой методов, и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный, конструктивный подход к применению методов воспитания для эффективности воспитательного процесса.

Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

7 стр., 3141 слов

Воспитание. Методы воспитания

... демократический, либерально-демократический и пр. 3. Методы воспитания Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего ... Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Главный принцип ...

Цель воспитания.

Содержание и направленности воспитательных задач.

Возраст учащихся.

Уровень их воспитанности и личного социального опыта.

Особенности детского коллектива и его традиций.

Особенности и традиции региона.

Технические и материальные возможности школы.

Уровень профессионализма учителя.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии. Есть лишь один эффективный путь — это классификация.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Формы воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые и массовые.Большинство современных воспитательных систем использует групповые формы воспитания, отличающиеся достаточной эффективностью и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг.

Групповая форма организации воспитания получила название коллективной. Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывающим теорию коллектива был А. С. Макаренко. Он обосновал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы развития коллектива (этап первоначального сплочения, этап самоорганизации и саморегуляции (усиливается влияние актива), этап расцвета коллектива).

2 стр., 751 слов

Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методы и средства нравственного воспитания

... ее регулятивной функции. Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методы и средства нравственного воспитания Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного ... поведения в раннем возрасте. Выполнение речевых инструкций взрослого как первая форма произвольного поведения. Овладение речью и повышение ее роли в ...

Индивидуальные, микрогрупповые и массовые формы воспитания используются во внеклассной и внешкольной работе.

Внеклассные формы работы — организованные и целенаправленные мероприятия, проводимые школой во внеучебное время для решения воспитательных задач (культурно-массовая работа, проведение читательских конференций, смотров, конкурсов, тематических вечеров, праздников, встреч с интересными людьми и пр.).

Внешкольные формы работы — образовательно-воспитательные занятия и культурно-просветительские массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях (станциях юного техника, юного натуралиста, центрах технического творчества, домах творчества и т. д.).

Авторитарные методы воспитания детей

Методы воспитания детей, которыми до сих пор пользуется подавляющее большинство родителей, формировались в семье на протяжении столетий в условиях феодального общества, а затем в условиях буржуазных или социалистических демократий, основу которых составляла авторитарная власть. Это авторитарные методы воспитания детей.

Основным принципом таких методов является требование беспрекословного подчинения детей воле родителей. В арсенале воспитательных мер здесь имеются такие способы воздействия на ребёнка, как приказ, выговор, окрик, угроза, насмешка, наказание, в том числе, и физическое. Ребёнок при этом рассматриваются как некий негативный, враждебный субъект, который стремится всё время что-то сделать не так, которого постоянно нужно одёргивать, направлять.

В основе мотивационных механизмов поступков детей при таких методах является страх.

Демократические методы воспитания детей

Демократические методы воспитания детей являются новыми, современными методами, которые родились под влиянием демократических преобразований, происходящих в окружающем нас мире.

В основе таких современных методов воспитания детей лежит отказ от принуждения, подчинения поступков детей желаниям родителей и бесконфликтная переориентация их с плохого поведения на хорошее. Применение этих методов предполагает изучение восприятия ребёнком тех или иных фактов или событий в жизни и оказание ему ненавязчивой помощи в правильной их оценке. Ребёнок не рассматривается как плохой или хороший, но как живой человек, которому свойственно ошибаться. Оценке подвергаются поступки, а не он сам. Положительную оценку получают поступки, учитывающие интересы всех участвующих в конфликте сторон. Взаимоотношения в семье строятся не на страхе детей перед неминуемым наказанием, а на принципах взаимопонимания, доверия, взаимного уважения, безусловной любви.

3 стр., 1145 слов

Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами

... развитие ребенка. Воспитание мультфильмами». У меня есть маленькая сестренка, ее зовут Аня, ей 2 года. Иногда, мои родители просят ... многих домах работает в фоновом режиме. Многие родители предлагают ребенку телевизор вместо себя, не выключают его даже во ... из средств обогащения жизненного опыта ребенка. Возвращаясь к теме моей работы. Почему «воспитание мультфильмами»? Разумеется, воспитывает не ...

Мотивацией поступков детей в этом случае является внутреннее побуждение к действию и выбор правильного варианта действий на основании собственных представлений о том, что хорошо, а что плохо.

Сравнительная оценка авторитарных и демократических методов воспитания детей

Авторитарные методы просты, имеют быстрый эффект и не требуют больших временных затрат. Положительным эффектом воспитательного воздействия для данной группы методов считается непременное выполнение требований родителей. Однако цена детского послушания в данном случае слишком велика. В семье возникает отчуждённость между родителями и детьми, которая углубляется по мере взросления ребёнка, исчезает взаимное доверие и любовь.

Обратной стороной страха наказания за непослушание является развитие у ребёнка таких негативных черт характера как трусость, подлость, угодничество, ябедничанье, озлоблённость, чёрствость, неуверенность в своих силах, низкая самооценка. Дети, испытавшие на себе подобные методы воспитания, не всегда могут отличить, что хорошо, а что плохо и зачастую не знают, как им поступить в конкретной жизненной ситуации. Неуверенность в себе не позволяет им добиться хороших успехов в учёбе, работе, в личной жизни. Причины своих неудач они усматривают не в зависимости от своих поступков, а от сторонних факторов. Став взрослыми, эти люди постоянно ждут чьих либо команд, оценок, советов и помощи. Им очень сложно приспособиться в современном мире.

12 стр., 5881 слов

Стили семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

... 2. Выявить стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка. Методы исследования: 1. Теоретические ... воспитание; 2 Демократическое воспитание; 3 Либеральное воспитание; 4 Попустительское воспитание.[11] 1. Авторитарный стиль воспитания Авторитарное воспитание - тип воспитания, ... поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников нe ...

Демократические методы напротив — сложны, требуют значительных затрат времени и быстрого эффекта не обещают. Кроме того, они предполагают постоянное самосовершенствование родителей, общую грамотность в вопросах воспитания детей и знакомство с современными методами воспитания детей в частности. Необходимыми качествами родителей при этом является выдержка, умение владеть своими эмоциями, настойчивость, последовательность.

Цели воспитания детей в данном случае отличны от целей при авторитарных методах. Положительным результатом воспитательного воздействия считается не безоговорочное выполнение родительского распоряжения, а правильный выбор необходимого действия в конкретных жизненных обстоятельствах и осознанное его выполнение. Эти методы способствуют развитию у ребёнка чувства уверенности в себе, смелости в принятии решений, инициативности, ответственности, честности, демократичности, дружелюбия. Воспитываясь в семье, где в основе отношений лежит уважение и любовь, такие дети выходят во взрослый мир открытыми, искренними, способными дарить любовь другим людям.

Демократические методы воспитания детей приобретают исключительно важное значение, если в семье растёт гиперактивный ребёнок.

Выводы

Несмотря на простоту и привычность старых, авторитарных методов воспитания детей, демократические перемены в обществе требуют новых подходов в вопросах воспитания. Демократические методы воспитания детей наиболее полно соответствуют принципам, декларируемым в обществах с развитой демократией, и за ними, несомненно, будущее. Однако, правильное воспитание ребёнка — такое воспитание, которое основано не на идеалистических представлениях о мире, а учитывает все его реалии. К сожалению, они таковы, что ребёнку, воспитанному в любви и на демократических принципах, необходимо также объяснить — в повседневной жизни пока ещё много случаев, когда принуждение является единственно возможным средством для достижения поставленной цели.

5 стр., 2037 слов

Музыкальное воспитание ребенка раннего возраста в семье

... составить пособие для родителей по музыкальному воспитанию ребенка раннего возраста в семье. Объект исследования: дошкольное музыкальное воспитание. Предмет исследования: музыкальное воспитание в семье детей раннего возраста. Задачи ... использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, сравнение. Изучено 12 литературных и 4 интернет источника. 1. Возрастные особенности детей раннего ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector