3. Психология познания

Человек — существо познающее. Процесс познания — важная составляющая жизнедеятельности человека, обеспечивающая его адаптацию к внешнему миру и развитие его внутреннего мира. Процесс познания есть процесс получения знания, информации о мире. Важным инструментом этого процесса выступает сознание человека — высший биосоциальный уровень отражения действительности.

1.Ощущение и восприятие

Человек — существо познающее. Процесс познания — важная составляющая жизнедеятельности человека, обеспечивающая его адаптацию к внешнему миру и развитие его внутреннего мира. Процесс познания есть процесс получения знания, информации о мире. Важным инструментом этого процесса выступает сознание человека — высший биосоциальный уровень отражения действительности.

Основными составляющими процесса познания выступают следующие психические процессы — ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение

А) Ощущение — простейший психический процесс, представляющий собой отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств

К основным разновидностям ощущений, сенсорных систем (лат. -ощущение), относят:

-зрительные (передают 85% информации о внешнем мире, обладают 3 рецепторами)

-слуховые

-осязательные (обладают 34 рецепторами)

-обонятельные (имеют 900 рецепторов!)

-вкусовые

-ощущения, связанные с изменениями в организме (боль, жажда, голод)

-ощущения, передающие информацию о движении, положении частей тела

Каждая разновидность ощущений дает специфическую информацию. Однако существуют общие параметры, по которым можно охарактеризовать то или иное ощущение:

качество — чистота ощущения

сила — интенсивность воздействия

продолжительность воздействия ощущений

Способность к распознаванию качества, силы и продолжительности ощущений принято называть чувствительностью.

2 стр., 930 слов

Занятие 5−6 «Процессы непосредственного познания.

... 5-6 «Процессы непосредственного познания. Ощущение и восприятие» Задания (до занятий): 1. Найти определения познавательных процессов (ощущения, восприятие, память ... шесть полезных упражнений Занятия 9-11 «Процессы опосредованного познания» Задания (до занятий): Выписать разные ... (полезависимости-поленезависимости).   Занятие 7-8 «Процессы отражения, не имеющие собственного продукта: память и ...

Минимальная величина раздражителя, вызывающее едва заметное ощущение принято называть нижним абсолютным порогом чувствительности. Наибольшая величина раздражителя, при котором еще сохраняется данное ощущение, называется верхним абсолютным порогом чувствительности. Например, за этим порогом свет уже ослепляет, звук оглушает, боль нетерпима и т. д.

У каждого человека может быть свой нижний и верхний порог чувствительности. И все же необходимо знать, что возможности наших органов ограниченные. Предел возможностей обычного человека — увидеть темной ясной ночью пламя свечи, которая удалена на 48 км; услышать в полной тишине тиканье ручных часов с расстояния, не превышающего 9 метров; ощутить присутствие сахара в объеме одной чайной ложки, растворенного в 8 л воды; почувствовать запах капельки духов в трехкомнатной квартире. В ХХ веке выяснилось, что распознание слабого раздражителя зависит не только от его силы, но и от нашего состояния, в том числе степени утомленности, ожиданий, мотивации. А следовательно, абсолютный порог является величиной относительной.

Б) Восприятие — целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии органов чувств.

Процесс восприятия подчиняется определенным закономерностям. Гештальпсихологи в своем время выделили несколько законов организации восприятия:

-закон целостности — отражение объекта в неделимости его частей и свойств. Объединение воспринимаемых нами объектов в целое происходит по принципу близости (объекты, расположенные по соседству в пространстве и времени предстают как группы: стоянка машин, микрорайон, очередь и т. д.); по принципу сходства (роща, стая птиц, ягоды, грибы и т. д.); по принципу непрерывности (петляющая река, дорога и т. д.); по принципу замыкания (часть дома, часть геометрической фигуры и т. д.)

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

... Эвакуация пораженных из очагов СДЯВ организуется по общим принципам, хотя и имеет некоторые особенности. Например, ... единых, заранее регламентированных и обязательных для медперсонала принципов оказания мед. помощи и лечения; 2.наличием ... 2. СМК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной ...

-закон простоты — восприятие того, что понятно. Принцип простоты побуждает нас при любых условиях видеть в первую очередь объекты «хорошей формы» — завершенные. Симметричные, «правильные», целостные, простые. Так, среди больших камней на берегу моря мы скорее остановим свой взгляд на камнях округлой или прямоугольной формы.

-закон избирательности — принцип «фигура-фон». В соответствии с ним мы стремимся в процессе восприятия вычленить объект (фигуру) из его окружения (фона).

При этом фигура всегда предстает перед нами более ясной и четкой, чем фон (дорожные знаки, одежда для дорожных работников)

-закон константности— человек рассматривает окружающие его знакомые предметы как неизменные. Необходимо учесть обусловленность восприятия прошлым опытом, от которого зависит устойчивость-константность восприятия.

-закон апперцепции — зависимость восприятия от психического состояния, личных особенностей, желаний и чувств. Мир предстает перед нами не столько таким, какой он есть на самом деле, сколько таким, каким мы его хотим видеть. Мир такой, каким мы его воспринимаем.

Восприятие объекта — это всегда сложное взаимодействие поступающей от разных сенсорных систем (ощущений) информации. В соответствии с нашими органами чувств традиционно выделяют несколько видов восприятий:

— по преобладающему ощущению: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные. По оценке специалистов до 90% обрабатываемой человеком информации приходится на зрительную сенсорно-перцептивную систему. Неудивительно, что каждый из нас постоянно находится в своего рода визуальном плену.

— на основе синтеза различных ощущений:

восприятие пространства — основывается на восприятии формы и величины предметов, степени его удаленности, объема с помощью синтеза зрительных, осязательных, мышечных ощущений

3 стр., 1090 слов

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.

... взрослых.   К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.   Память. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ... основная цель и главный результат деятельности. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте: · содержание составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них ...

восприятие движения — связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет. Медленное передвижение глаз может не воспринимать (движение минутной стрелки!).

Может быть слуховое восприятие движения: мотор, приближающийся и удаляющийся и т. д.

восприятие времени — оценка последовательности и длительности событий, явлений. Более или менее точно мы можем воспринимать только совсем короткие временные отрезки — от1−2 секунд. Если сигналы поступают чаще, то они не разделяются 18 изображений в секунду — воспринимаются как 1; 18 ударов в 1 сек — 1 звук; 18 касаний — 1 касание, и т. д. Более точный показатель времени — биологические часы — сердечный ритм, обменные процессы. Проблема психологии времени может рассматриваться

-как личностная проблема — личностная обусловленность восприятия времени: обусловленность возрастом (в детстве время кажется длиннее, чем в пожилом возрасте); эмоциональным состоянием (счастливые часов не замечают; время лечит горе); содержанием деятельности (мучительное ожидание; незаметно пролетел час игры, занятия); экстремальным состоянием (и дольше века длится день);

— как проблема культуры (время — вечность в древних цивилизациях; динамизм — эффект сжатия времени — современной культурой).

2.Внимание и память

В)Внимание — свойство психики, которое выражает ее направленность и сосредоточенность на определенных объектах

Внимание сопровождает процесс восприятия, а потому является не самостоятельным психическим процессом, а свойством психики! Внимание играет служебную роль, создавая наилучшие условия для психической (познавательной) деятельности.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Качества (свойства) внимания:

-устойчивость, которая проявляется в концентрации, степени сосредоточенности на объекте, и длительности

-избирательность (селективность) — умение фильтровать, пропускать необходимую информации и задерживать прочую

-распределение внимания — способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Выполнять несколько видов деятельности (феномен Цезаря)

-переключение внимания — намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой

-объем внимания — количество объектов, которое человек способен воспринимать при одновременном предъявлении. Опыты показывают, что взрослый человек может одновременно охватить вниманием более 6 (5−7) не зависимых друг от друга объектов

Разновидности внимания

-произвольное (преднамеренное) — внимание, связанное с сознательно поставленной целью, волевым усилием

-непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) — стихийное внимание, поток психической жизни, не основанный на предварительном намерении, без сознательных волевых усилий

-послепроизвольное — сосредоточение человека на каком-либо объекте в соответствии с заранее поставленной целью, но не требующее волевых усилий

Г) Память — психический процесс, заключающийся в накоплении, закреплении, сохранении, воспроизведении информации

Память человека представляет собой функциональное образование, которое совершает работу благодаря взаимодействию трех основных процессов

-запоминание — точность, быстрота, объем

-сохранение — надежность, длительность, минимум потерь

-воспроизведение — точность, своевременность

Разновидности памяти

На уровне характера запоминания принято выделять

-непроизвольную память — пассивную, избирательную, лично значимую

2 стр., 801 слов

Психология развития. Что такое психический процесс. Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства

... .1. Что такое психический процесс…………………………………3 1.2. Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства……………………..3 2. Какие психологические условия ... невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. 1.2. Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства. Внимание - это сосредоточенность сознания ...

-произвольную память — активную, волевую.

Объем информации — 10.20 единиц и это не предел! Память безгранична, ограничен наш индивидуальный опыт

По типу информации принято выделять

-моторную память— память, отвечающая за запоминание, сохранение и воспроизведение движений (ходьбы, плавания, прыжков и т. д.)

-эмоциональную память — память на чувства, переживания (страх, боль, удовольствие и т. д., причем чаще фиксируются и дольше удерживаются отрицательные эмоции0

-образную память — связанную с органами чувств, включающую в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Эта память спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение впечатлений (вкус детства-бабушкиного пирога; картины -натюрморты голландских художников и т. д.)

-словесно-логическую — фиксирующую информацию в словесно-логической форме. Готовых природных программ у логической памяти нет. Она развивается только через общение с другими людьми, формируясь в полной мере в подростковом возрасте.

По характеру целей деятельности — образная и логическая.

На уровне сохранения принято выделять

-сенсорную память — информация, поступающая от органов чувств, сохраняется в течение очень короткого времени — менее секунды. Сразу после запоминания начинается забывание. Если испытуемому в течение 50 сек предъявить 16 букв и тут же попросить их перечислить, то он назовет 10−12 (70%); через 150 сек он вспомнит 25−35% информации, а через 250 сек она вся теряется из сенсорной памяти.

19 стр., 9380 слов

Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста 2

... умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда ... внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка. Поэтому основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а главным психодиагностическим ...

-кратковременную память (рабочая, оперативная) — обеспечивающая единство и связность наших действий; сохраняется от нескольких минут до нескольких часов. Кратковременная память ограничена законом «7+ - 2»

-долговременную память — сохранение информации на годы, самый надежный сейф памяти. Условиями сохранения информации на уровне долговременной памяти являются — повторяемость, значимость, осознанность.

-оперативную память — сохранение и воспроизведение информации, необходимой в ходе выполнения определенной деятельности (работа кондуктора, авиодиспетчера, кассира и т. д.)

Проблема тренировки памяти — одна из главных в прикладной психологии (когнитивной).

Это проблема каждого человека, в том числе и для студента, сдающего экзамен. Пик эффективной работы памяти — 22 года. А потому очень важно успеть выработать культуру мышления в студенческом возрасте

Стратегия подготовки к экзамену включает определение:

— что нужно от экзамена?

-какой результат желателен?

-определение соотношения результата и реального знания;

-распределение подготовки к экзамену по следующим стадиям:

1 стадия «первичного бульона» (читаю все по предмету, что интересно;

2 стадия погружение в материал и систематизация;

3 заключительная стадия «взятие на абордаж»

Информация в нашей памяти не хранится в неизменном виде, как документы в архиве. В памяти материал подвергается изменению и качественной реконструкции и, как правило, воспроизводится в личностно окрашенной форме.

Воспроизведение. В психологии выделяют четыре формы воспроизведения

-узнавание — это форма воспроизведения, которое возникает при повторном восприятии объектов и явлений;

-воспоминание — форма воспроизведения, осуществляющаяся при реальном отсутствии воспринимаемых объектов (как правило, посредством ассоциаций);

-припоминание — форма воспроизведения, которое осуществляется при реальном отсутствии воспринимаемого объекта с участием волевой деятельности;

-реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым. Реминисценция — воспроизведение отдаленного прошлого — литературный прием.

— забывание — оборотная сторона памяти, естественное (автоматическое) и искусственное вытеснение информации

Факторами естественного вытеснения могут быть

-фактор времени (от70% до 20% информации забывается со временем;

-невостребованность информации;

-защита организма от негативной информации (отрицательная информация, полученная в детстве)

Фактором искусственного вытеснения информации могут быть определенные политические режимы, разрушающие ту или иную культурную форму, традиции

-христианство вытесняет язычество (забвение мифов

-фашизм, проводя политику расизма, уничтожает книги и целые народы

-социализм уничтожает ценности российской дворянской культуры

Необходимо знать, что память — это условие идентичности, негенетическая память и есть культура. Человек без памяти — манкурт, народы, лишенные памяти становятся массой, толпой, которой можно управлять и манипулировать.

3.Мышление и воображение

Д) Мышление — обобщенная и опосредованная форма психического отражения в виде понятий, суждений, умозаключений.

«Я мыслю, следовательно, существую» (Р.Декарт)

Способность к мышлению в психологии принято называть интеллектом. Мышление — универсальный психический процесс, интеллект — индивидуальная характеристика человека, отражающая его познавательные способности.

Свойствами мышления являются:

-активность

-целенаправленность

-связь с чувственным познанием — представлением — чувственно-наглядными образами, сохраненными в памяти

-связь с языком

Разновидности мышления

1.Понятийное, словесно-логическое, вербальное (связь с языком!)

Это самый универсальный тип мышления. Он организуется с помощью языка и оперирует отвлеченными, общими понятиями

а) понятие — мысль, отражающая существенные признаки предмета. Понятие представляет собой своего рода матрицу мышления. Люди как бы набрасывают понятийную сеть на любой объект наблюдения и осмысливают его уже в заданных категориях: дерево, человек, дом, культура, психика и т. д. Четкие, однозначные понятия служат материалом для построения суждений и умозаключений

б) суждение — мысль, высказывание, где что-либо утверждается или отрицается. «Вчера был дождь». «Молекулы состоят из атомов». «Волга впадает в Каспийское море». «Культура — особый способ жизни человека». «Психика — биосоциальная форма отражения действительности» и т. д. Суждение может быть истинным или ложным.

Парадоксальные суждения, приводящие к неразрешимым, взаимоисключающим выводам: «Я лгу» суждение и истинное и ложное

в) умозаключение — образование нового суждения на основе нескольких предшествующих суждений

Примеры умозаключений. Все товары имеют денежное обозначение; газ — товар, следовательно, газ имеет денежное обозначение. Все планеты вращаются вокруг солнца, земля — планета, следовательно, она вращается вокруг солнца. Все млекопитающие кормят детенышей молоком, дельфины — млекопитающие, следовательно, дельфины кормят детенышей молоком.

Инструменты мышления

А) анализ — мысленное расчленение предмета на части, вычленение частей, установление связей между ними

Б) синтез — соединение результатов анализа в одно целое

В) абстрагирование — выделение наиболее устойчивых, важных признаков предмета или явления

Г) конкретизация — противоположная абстракции операция

Д) сравнение — обнаружение сходств и различий сравниваемых объектов

Е)обобщение — мыслительная операция, цель которой установление общих признаков и качеств объектов

Ж) индукция — восхождение от частного к общему; дедукция — нисхождение от общего к частному

2.Образное мышление — отражение действительности с помощью подвижных, динамичных образов (зрительных, слуховых, двигательных)

Приметы образного мышления:

-мгновенность

-эмоциональность

-связь с символами

Данный тип мышления более древний. Он сопровождает первобытное сознание, мифологическое

3.Интуитивное мышление — на уровне бессознательного. Самое популярное понятийное мышление, опирается, прежде всего на логику, которая есть инструмент для обработки информации. Считается, что логика лишь инструмент мышления, она не создает новые знания. Значит, логике должна предшествовать некая способность узнавать и добывать истину. Эта способность получила отражение в понятии интуиции (пристальное всматривание) Содержание интуитивного мышления связывают с озарением. Источник интуиции — в бессознательном (рождение новых знаний во сне!).

Интуиция определяет и художественное и научное творчество

4. Предметно-действенное мышление — решение задач параллельно с физическими действиями

Е).Воображение — психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности.

Согласно одной точки зрения, воображение создает новые образы из компонентов, приобретенных в прошлом опыте (Выготский)

Согласно другой точки зрения — в основе воображения лежат компоненты, присущие человеку изначально. (Декарт)

Есть мнение, что у воображения две составляющие: одна — полученная из опыта, вторая — априорная, доопытная, базирующаяся на изначально имеющихся у человека представлениях о пространстве, времени.

Свойства воображения

-универсальность. Воображение есть у всех («У него напрочь отсутствует воображение»?),

-всепроникаемость — присутствие во всех сферах человеческой деятельности (наука, искусство, повседневная жизнь и т. д.

-функциональность -выполнение важных функций (познавательная, регулятивная, творческая, психтерапевтическая)

Разновидности

1- образное, абстрактное, конкретное

2 — произвольное, непроизвольное

3 — репродуктивное (воссоздающее), продуктивное (творческое)

Главная работа воображения — преобразованием уже имеющихся образов. Приемы

-агглютинация — соединение несоединимого (избушка на курьих ножках или кентавр

-гиперболизация — преувеличение

-схематизация -сглаживание различий между предметами (палка, палка, огуречек, появился человечек)

-типизация — выделение какого-нибудь признака, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе (заяц трусливый, лиса хитрая)

Воображение стимулирует развитие интеллекта. Психологи говорят о необходимости введения в систему образования сюжетно-ролевых игр, «стратегических игр»

«Если бы человек… не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, — тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни» (Д.Писарев)

«…Воображение есть необходимое условие существования человеческого разума. Оно позволяет нам преодолеть рамки собственной личности и конкретных жизненных обстоятельств и осознать себя частью целого — человечества. Космоса. Пространства и времени» (Жан Поль Сартр)

Выводы

Познание — процесс получения информации о мире и самом себе. Основными компонентами познания выступают ощущения, восприятие, память, мышление. Свойством познания выступает внимание. Гарантом и условием существования человека, разумного существа выступает воображение.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector