Новокузнецкий филиал (институт)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Гуманитарный факультет
Кафедра психологии
Программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности 030301.65 – «Психология»
Специализация 020403 «Социальная психология»
Новокузнецк 2011 г.
Программа междисциплинарного государственного экзамена по дисциплине «Общая психология»
Понятие психология. Особенности психологии как науки. Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии, плюрализм подходов к решению проблемы предмета психологии в современной науке. Житейская и научная психология. Круг задач, решаемых психологами в различных областях производственной, социальной, духовной жизни общества. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук (Б.Г. Ананьев, Б. М. Кедров).
Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Связь психологии с другими науками.
2. Методы психологии.
Понятия методология, метода, методика. Классификация методов Б.Г. Ананьева; В.Н. Дружинина; М.С.Роговина и Г.В.Залевского. Принципы психологии, на которых основывается использование методов. Общее представление о методах психологии (наблюдение, эксперимент, их виды в психологии, психодиагностические тесты, анализ продуктов человеческой деятельности, другие методы), их сущность.
3. Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности.
Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).
Общее строение деятельности человека. Предметность деятельности. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Понятие действия. Цель как представление о результате, который должен быть достигнут. Действие и операции. Соотношение действий и деятельности. Виды и свойства операций. Принцип единства сознания (психики) и деятельности. Проблема соотношения «внешней» и «внутренней» деятельности. Проблемы интериоризации и экстериоризации. Психика как ориентировочная деятельность (ориентировочная «часть» деятельности) субъекта (П.Я.Гальперин).
Тема 8. Понятие личности в психологии общее представление о личности
... деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей. История исследований личности Психология ... собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и ... психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким. В клинический период изучения личности представление ...
виды человеческой деятельности.
4. Понятие отражения и психики. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
Понятие филогенез. Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе. Проблема возникновения психики в эволюции. Разные точки зрения на решение этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм).
Необходимость возникновения психического отражения в эволюции. Представления о периодизации развития психики в филогенезе (К.Э.Фабри).
Этапы психического развития в филогенезе, по А.Н.Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Сравнительный анализ психики животных и человека.
5. Ощущение как познавательный психический процесс. Классификация ощущений.
Ощущения: понятие ощущения, виды ощущений, характеристика ощущений. Основные закономерности ощущений. Классификации ощущений: по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем; по месту расположения рецепторов; по времени возникновения в ходе эволюции; по модальности (виду) раздражителя.
6. Память как познавательный психический процесс.
Роль памяти в жизни и деятельности человека. Память как процесс репродукции. Классификация памяти: по ведущему анализатору; по предмету, материалу деятельности; по продолжительности протекания процесса; по форме психической активности. Причины влияющие на продуктивность памяти: субъективные, объективные. Законы памяти, установленные Эббингаузом. Кривая забывания. Эффект Зейгарник. Зависимость непроизвольного запоминания от содержания и структуры деятельности. Анализ исследований П.И. Зинченко и А.А. Смирнова. Проблема развития памяти и различные подходы к её постановке и решению.
7. Внимание: понятие, функции; связь внимания и сознания
Роль внимания в повседневном поведении. Функции внимания. Основные виды и критерии внимания. Свойства внимания устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем, отвлекаемость. и типы внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания: по форме деятельности; по ведущему анализатору; по направленности; по степени волевого контроля. Развитие внимания. Нарушения внимания. Теории внимания (В. Вундт, Т. А. Рибо, Н.Н. Ланге, А.Г. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе)
8. Сущность мышления как познавательного процесса, его характеристики и связь с речью.
Понятие мышления, его основные характеристики. Основные формы и стадии становления мышления. Виды мышления: по форме; по характеру; по степени развернутости; по степени новизны. Основные формы мышления: суждения, понятие, умозаключение. Особенности протекания: обобщенное отражение действительности; опосредованное познание; решение конкретных задач; связь с речью. Способы активизации мыслительной деятельности. Мышление как функционирование интеллектуальных операций. Понятие коэффициент интеллекта (IQ).
Воображение, функции и его виды
... носит название фантазии . Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой. Воображение может быть четырех основных видов : Основные виды воображения 1. Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, ... от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у ...
9. Воображение: понятие, функции, характеристики, образ воображения.
Воображение: понятие, функции, характеристики, задачи. Историческое развитие воображения. Виды воображения. Образ воображения, способы его построения: агглютинация, акцентуирование, схематизация, типизация, . Физиологическая основа воображения. Условия и факты, способствующие развитию воображения. Связь воображения с памятью и мышлением. Типы воображения: по степени волевых усилий; по степени активности. Процесс развития воображения.
10. Язык и речь: понятие, функции, их взаимосвязь. Значение речи.
Понятия «язык» и «речь». Значение речи. Основное предназначение языка. Значение слова. Эмоционально-выразительная сторона речи. Психологическая сторона речи. Единицы анализа речи: объем значения слова, содержание значения слова, смысл слова, понятие (характеристика житейских и научных понятий).
Функции языка, речи. Этапы формирования внешнего речевого высказывания.
11. Виды и свойства речи.
Историческое развитие речи. Устная (диалоговая, монологичная; активная, пассивная) и письменная речь. Кинетическая речь. Внешняя и внутренняя речь. Эгоцентрическая речь (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский).
Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.
12. Мотивы и потребности.
Различные подходы к пониманию потребностей: как нужда, как зависимость, как отношение, как отклонение от уровня адаптации, как состояние, как динамическое состояние. Характеристики человеческих потребностей. Основные потребности личности. Общее строение мотивационной сферы. Теории мотивации. Классификация мотивов. Мотив с позиции разных подходов: как цель, как потребность, как намерение, как устойчивое свойство личности, как побуждение
13. Понятие и характеристика эмоций. Функции эмоций.
Определение эмоций. Психологические теории эмоций: Ч. Дарвин, У.Джеймс и К.Ланге, Джемс-Ланге и Кеннон-Барда, Линдсея-Хебба, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, П. В. Симонов. Эмоции и деятельность. Классификация эмоций: по характеру потребностей, по силе и быстроте протекания; по степени осознанности и предметности. Функции эмоций. Характеристика эмоций.
14. Чувства: понятие, характеристика, функции.
Определение понятия «чувства». Отличие эмоций от чувств. Нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, их характеристики.
15. Виды психических состояний, их характеристика.
Определение понятия. Характеристика основных психических состояний (бодрствования, релаксация, сон, рабочее состояние, монотония, утомление и т.д.).
1.Понятие личности в психологии. Структура в личности. Самосознание ...
... рассматривать как социально обусловленное. Основные этапы развития личности по А.В.Петровскому: адаптация, индивидуализация, интеграция. Основу личности составляет ее структура. Есть несколько точек зрения, я выделю ... процессов. У старших школьников формируется образ собственного «Я». В психологии образ собственного «Я» обозначает понятия «Я-образ» или «Я-концепция». «Я-образ» относительно ...
Стресс. Структура психических состояний (физиологическая, моторная, эмоциональная, когнитивная, поведенческая, социальная).
Принципы классификации психических состояний (по источнику формирования, по степени выраженности, по длительности, по степени осознанности, по степени активации организма, по главномууровню системного проявления)
16. Общее понятие о воле; волевые качества человека.
Определение понятия «воля». Основные психологические теории воли (И.П. Павлов, Н. А. Бернштейн и П. К. Анохин, З. Фрейд и др.).
Основные функции воли. Сложные и простые волевые действия. Этапы сложного волевого действия. Волевые качества, их характеристика. Развитие воли в онтогенезе.
17. Личность, структура личности, стадии и механизмы социализации личности.
Общее понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек как субъект. Понятие психологической структуры личности. Подход к определению структуры личности И. П. Павлова, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, З.Фрейда, К.Роджерс и др. Процесс становления личности (стадии социализации).
18.Самосознание личности, «Я-концепция», самооценка.
Определение самосознания, соотношение понятий: смоосзнание, я-концепция, самооценка. Уровни самосознания. Единицы самосознания. Определение понятия «Я-концепции». Компоненты Я-концепции (когнитивный, эмоциональный, оценочно-волевой).
Составляющие Я-концепции (реальное, идеальное, динамическое, фантастическое, представляемое).
Самооценка как компонент самосознания. Подходы к изучению самооценки. Адекватная и неадекватная самооценка.
19.Темперамент: понятие, теории темперамента.
Определение понятия «темперамент». Теории темперамента (конституциональной типологии, свойств нервной системы, типологии высшей нервной деятельности, интегральная теория индивидуальности, факторная концепция темперамента).
Свойства нервной системы, как основа темперамента. Психологические характеристики темперамента. Темперамент и деятельность.
20.Понятие о характере, его структура.
Определение понятия «характер». Мотивационные и инструментальные черты личности. Структура характера. Характеристики положительного характера. Формирование характера. Понятие акцентации характера. Акцентуации характера по К. Леонгарду и А. Е. Личко.
21.Понятие способностей и одаренности, структура и виды способностей.
Общая характеристика способностей человека. Виды способностей (природные и специфические; общие и специальные; теоретические и практические; учебные и творческие).
Положения характеризующие генотип по И.П. Павлову, В. Д. Небылицыну. Характеристики Уровни развития способностей (задатки, способность, одаренность, талант, гениальность)
22.Основные классы психических явлений, изучаемых общей психологией.
Психология социальных групп и коллективов
... работы - рассмотреть психологию социальных групп и коллективов. Задачи данной работы: - рассмотреть группу как объект социально-психологического анализа; - исследовать групповую структуру; - изучить коллектив ... психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Малую группу ...
Неоднозначность взглядов на структуру психических явлений. Три основных класса психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности (их составляющие).
23.Понятие сознания, его структура, свойства.
Возникновение и развитие сознания. Функции сознания: отражение, регулирование, рефлексия, креативная, духовная. Структура сознания (А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко).
Значение, смысл, чувственная ткань и биодинамическая ткань сознания. Свойства сознания.
24.Сознательное и бессознательное.
Признаки и характеристики сознания. Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Роль З.Фрейда в разработке проблемы бессознательного в психоанализе. Основные понятия психоанализа: бессознательное, предсознательное, строение личности, артефакт. Основные формы проявления бессознательного: невротические расстройства, сновидения, ошибки обыденной жизни. Методы исследования бессознательного. Бессознательное и установка. Явление и понятие установки в школе Д.Н.Узнадзе. Классификация неосознаваемых явлений. Виды психологических защит личности.
25. Общее представление о восприятии. Феноменология восприятия
Восприятие: представление о восприятии; феноменология восприятия. Основные свойства образов восприятия: сенсорное качество, конфигурация, константность, система отсчета, предметность, установка. Виды восприятия: особенности зрительного восприятия, восприятие пространства, времени, движения. Теории восприятия и его закономерности: зависимость восприятия от индивидуальных особенностей человека, проблема врожденного и приобретенного восприятия. Иллюзии восприятия.
Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену.
Раздел «Социальная психология».
1. История социальной психологии.
2. Оформление социальной психологии в экспериментальную науку.
3. Психология масс.
4. Предмет и структура социальной психологии.
5. Социально-психологические проблемы общения.
6. Классификация общения.
7. Структура, механизмы общения.
8. Общение как коммуникация
9. Общение как интеракция.
10. Общение как социальная перцепция.
11. Сущность понятия аттракции
12. Методы социального познания.
13. Проблема группы в социальной психологии.
14. Классификация больших социальных групп.
15. Структура малой группы.
16. Проблемы личности в социальной психологии
17. Понятие лидерства.
18. Динамические процессы в малой группе.
19. Понятие социализации. Содержание процесса социализации.
20. Понятие социальной установки. История исследований социальной установки
21. Формирование установок: теория и исследования.
22. Человеческая индивидуальность и социальная психология личности.
23. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии
24. Организационная психология.
25. Деятельность психолога в службе семьи.
.
Программа раздела по «Социальной психологии»
1.История социальной психологии.
Характеристика трёх этапов в истории социальной психологии. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии. Идеи Гераклита. Платона, Аристотеля, Демокрита, Т. Гоббса, Дж. Локка, М.В. Ломоносова. Физиогномика И.Г. Лафатера и френология Ф. Галля. Идейные истоки основных парадгигм: школа социальной философии, школа социальной антропологии, школа английского зволюционизма, школа ранней социологии.
Социальные группы, организации, общности
... негативный, так и позитивный характер. С позиций больших социальных групп структура общества может иметь несколько самостоятельных и дополняющих друг ... социально значимый признак (например, принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, национальность, сексуальная ориентация и т. д.). Большие социальные группы в социологии называются также социальными общностями. Большая группа ...
Выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания. Построение первых социально-психологических теорий: «Психология народов» М. Лацаруса. Г. Штейнталя. В.Вундта, . «Психология масс» Г. Лебона и С. Сигеле, «теория инстинктов социального поведения» В. Макдугалла. Формирование марксистского мировоззрения.
2. Оформление социальной психологии в экспериментальную науку.
Этап становления экспериментальной социальной психологии. Эксперименты В. Мёде, Ф. Олпорта. В.М. Бехтерева, Э. Мейо. Западная социальная психология после второй мировой войны.
3.. Психология масс.
Закон подражания Г. Тарда. Основные идеи С. Сигеле и Г. Лебона: характеристика массы,
структура психики массы, интеллект массы, массы естественные и искусственные. Элита и массы.
4. Предмет и структура социальной психологии
Социальная психология и смежные науки. Социальная психология и социология. Социальная психология и психология личности. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии. Взгляды Г.И. Челпанова, В.А. Артёмова, П.П. Блонского, В.М. Бехтерева. Макро, мезо и микро подходы к пониманию предмета социальной психологии. Идеи Б.Д. Парыгина, В.Н. Мясищева.
5. Социально-психологические проблемы общения.
Общение как базовая категория социальной психологии. Субъект – объектный и субъект -субъектный подходы в исследовании общения. Функции общения. Общение и деятельность. Роль общения в психическом развитии человека и социализации личности.
6. Классификация общения.
Классификация общения: вербальное и невербальное общение. Ритуальное. монологическое и диалоговое общение. Основные принципы диалогового общения в гуманистической психологии. Непосредственное и опосредованное. Формальное и неформальное общение.
7. Структура, механизмы общения.
Общение как коммуникация. Общение как интеракция. Общение как перцепция.
Механизмы общения: идентификация, эмпатия и рефлексия. Современные тенденции в разработке проблематики общения в социальной психологии.
8. Общение как коммуникация
Типы коммуникации. Структура коммуникации. Средства коммуникации. Основные каналы невербальной коммуникации: оптико-кинетический, паралингвистический и экстралингвистический, организация пространства и времени, визуальный контакт. Проблема интерпретации невербального поведения. Роль невербальных средств в общении человека. Интимно-личностное пространство в общении. Жесты и культура. Одежда. Аксессуары. Вербальная сторона публичного выступления. Ключевые идеи и их аргументация. «Поучительные истории». Метафоры в тексте выступления. Слагаемые убеждения: влияние коммуникатора, содержание сообщения, канал коммуникации, аудитория.
Социометрическая структура группы и ее влияние на этику взаимоотношения ...
... социальную теорию. Благодаря взаимосвязи этих двух сторон социометрия нуждается в дальнейшем изучении специалистов. Социометрические методы действительно интенсивно применяются в психологии ... основы социометрии; - определить место социометрического метода в социально-психологической структуре группы и непосредственно деятельности руководителя; - рассмотреть практическое использование данного метода ...
9. Общение как интеракция.
Структура взаимодействия. Теория Т. Парсонса. Теория Я. Щепаньского. Трансактнвй анализ Э. Берна. Концепция значимости контактов в жизни человека. Концепция о трёх эго-состояниях. Анализ трансакций. Схема Р. Бейлса. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма Дж. Мида. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
10. Общение как социальная перцепция.
Общение как восприятие и понимание человека человеком. Механизмы взаимопонимания: эмпатия, идентификация, рефлексия, децентрализация, стереотипизация. Факторы, влияющие на процесс социальной перцепции: возрастные, гендерные, индивидуально-психологические особенности личности, профессиональные. Роль первого впечатления. Типичные ошибки при восприятии и понимании другого человека. Понятие каузальной атрибуции. Исследование каузальной атрибуции в отечественной и зарубежной психологии ( Г.Келли, Э. Джонс, К. Дэвис и др.).
Эффекты межличностного восприятия. Эффект ореола, эффект новизны, роль установки, эффект упреждения, эффект снисходительности.
.
11. Сущность понятия аттракции
Межличносная привлекательность и межличностная аттракция. Виды аттракции. Факторы социальной привлекательности: детскость, сходство, красота, пространственная близость. Физическая привлекательность. Психология дружбы. Психология любви.
12. Методы социального познания
Эвристики. Ложный консенсус. Каузальная атрибуция. Диспозиционная атрибуция. Социальное восприятие и самосознание. Формы организации социальных знаний и мира. Имплицитные теории личности. Имплицитные социальные теории. Когнитивные схемы. Первичная категоризация. Подтверждение. Эффект самоосуществляемых пророчеств.
13. Проблема группы в социальной психологии.
Понятие группа. Группа как объект социально-психологического анализа. Основные черты группы: групповые интересы, групповые ценности, групповые нормы, групповые мнения, групповые цели. Параметры группы: композиция группы, структура группы, групповые процессы, групповые нормы и система санкций. Классификация социально-психологических групп. Стадии процесса развития группы: формирование, брожение, нормирование, деятельность. Методологические принципы исследования группы: деятельностный принцип, социометрическое направление, принцип системности, принцип развития. Нормативное поведение в группе. Типы норм. Феномен группового давления. Групповая сплочённость. Сплочённость как межличностная аттракция. Сплочённость как ценностно-ориентационное единство группы. Функции группы: социализации, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.
Теория обучения Э.Л. Торндайка
... исследования в области педагогической психологии в основном на животных.[2] Процесс учения, согласно этой теории, заключается в установлении ... различные точки зрения. Одни представители бихевиористского подхода к обучению (Э. Торндайк, К. Халл и др.) считают, что ... эффекта, испытываемого обучаемым от выполнения требуемой реакции. Вторая группа представителей бихевиоризма (Э. Толмен, Э. Газри и ...
14. Классификация больших социальных групп.
Содержание и структура психологии большой социальной группы. Исследования психологии больших социальных групп. Особенности психологии социальных классов. Психологические особенности этнических групп. Стихийные группы и массовые движения. Социально-психологические феномены больших социальных общностей.
Классификация больших социальных групп Критерии отличия больших групп от малых групп. Понятие этнического стереотипа и этноцентризма. Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация. Теория социальной идентичности. Социальные предубеждения. Социальная дискриминация.
15. Структура малой группы.
Специфика социально-психологического подхода к исследованию малой группы. Понятие малой группы. Классификация малых групп. История зарубежных исследований малых групп. История отечественных исследований малой группы. Структурные характеристики малой группы. Формальная и неформальная структура группы. Коммуникативная и социометрическая структура малой группы. Ролевая структура малой группы.
16. Проблемы личности в социальной психологии
Проблемы личности в социологии и первых социально-психологических концепциях. Теории личности в социальной психологии Социально-психологические проблемы личности с позиций бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии. Комплексный и системный подходы к изучению личности.
17. Понятие лидерства.
Природа власти и подчинения. Лидерство и руководство в малой группе. Основные теории происхождения лидерства. Теория черт лидера. Ситуационная теория лидерства. Системная теория лидерства. Стиль лидерства. Психологический портрет вождя. Ореол авторитета.
18. Динамические процессы в малой группе.
Нормативное поведение в группе. Соотношение групповых и индивидуальных действий. Феномен группового давления. Информационное влияние и конформизм. Нормативное влияние и конформизм. Внешние факторы конформизма. Внутренние факторы конформизма. Манипулятивные приёмы влияния. Психология авторитета. Психология подчинения. Психология власти. Классические эксперименты конформизма. Эксперимент Шерифа: формирование норм. Эксперимент Аша: исследование давления группы. Эксперимент Милграма : подчинение. Компенсаторная теория власти А. Адлера.
19. Понятие социализации. Содержание процесса социализации
Понятие, факторы и механизмы социализации. Особенности современной социализации. Стадии процесса социализации. Содержание процесса социализации: сфера деятельности, общения, самосознания. Институты социализации. Структура процесса социализации и его возрастные стадии. Соотношение понятий: «социализация», «социальное развитие», «воспитание». Социализация как инкультурация. Социализация как интернализация. Социализация как адаптация. Социализация как конструирование социальности.
20. Понятие социальной установки. История исследований социальной установки
История исследования социальной установки. Психическая установка. Социальная установка. Исследования Лапиера. Современные представления о связи установки и поведения. Ситуационные факторы. Диспозиционные факторы Теория планируемого поведения.
Попович А.Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников ...
... профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения» охарактеризованы педагогические аспекты профильного обучения как средства формирования профессионального самоопределения старшеклассников, раскрыты ресурсные возможности профильного обучения в педагогическом процессе общеобразовательной школы для эффективности профессионального ...
21. Формирование установок: теория и исследования.
Источники и принципы формирования установок. Средства массовой информации. Процесс формирования установок. Модель последовательности стадий. Модель параллельного процесса: убеждение и внушение. Теории изменения установок. Теория социальных суждений. Сложность переубеждения. Теория М. Шерифа. Теория когнитивного баланса. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Функциональные теории. Процесс убеждения. Агент влияния. Характеристика убеждающего сообщения. Аргументирование.
22. Человеческая индивидуальность и социальная психология личности.
Я — концепция как социально-психологический феномен Уровни самосознания. Центральные аспекты самосознания. Ролевая структура Я — концепции. Самопознание и самооценка Теории социального сравнения. Регулирование самооценки. Самопознание и поведение. Деиндивидуализация и поведение. Личная ответственность. Стигматизация. Самопознание и личностный контроль. Теории локусов контроля и самоэффективности.
23. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии
Социально-исторический контекст становления практической социальной психологии. Фундаментальные, прикладные и практические социально-психологические исследования. Позиции социального психолога – практика: эксперт, учитель, консультант. Стратегии работы социального психолога – практика. Основные сферы практической работы социального психолога. Социально-психологическая диагностика. Социально-психологическая коррекция. Социально-психологическое консультирование.
Характеристика основных методов воздействия на социально-психологические явления. Гуманистический контекст психологической помощи
24. Организационная психология.
Организационная диагностика: модели, методы, процесс. Структурированное интервью как метод организационной диагностики. Методы управления персоналом. Технология ассесмента. Основные характеристики ассесмента. Цели проведения ассесмента. Этапы проектирования и проведения ассесмента.
Программа междисциплинарного государственного экзамена по дисциплине «Методика преподавания психологии»
1. Дисциплина «Методика преподавания психологии»
Определение дисциплины «Методика преподавания психологии». Представления Б.Ц. Бадмаева, В. Н. Карандашева, И. В.Дубровиной о дисциплине «Методика преподавания психологии». Объект и предмет дисциплины. Задачи научной дисциплины «Методика преподавания психологии». Методы обучения психологии. Характеристики раскрывающие слабую разработанность научной дисциплины «методика переподавания психологии».
2. Государственный образовательный стандарт по психологии.
Необходимость ГОС. Компоненты ГОС. Требования к федеральному компоненту ГОС. Содержание ГОС. Циклы дисциплин. Требования ГОС (к уровню подготовки абитуриента, к профессиональной подготовленности специалиста, к основной образовательной программе, к кадровому обеспечению учебного процесса, к учебно-методическому обеспечению учебного процесса, к материально-техническому обеспечению учебного процесса, к организации практик, к итоговой государственной аттестации специалиста)
3. Основная образовательная программа и учебный план по специальности
Взаимосвязь ООП и ГОС. Цели и задача ООП. Содержание ООП. Циклы дисциплин предусмотренные ООП. Обязательный минимум содержания ООП. Взаимосвязь ГОС, ООП и учебного плана. Основные компоненты учебного плана. Содержание учебного плана. Цели ООП и цели дисциплины: соотнесение.
4. Основные тенденции современного психологического образования в мире.
Интерес студентов к психологическому образованию. Типичная структура, длительность, содержание и цели психологического образования. Выделение двух ветвей профессионального психологического образования: научно ориентированного и практически ориентированного. Изучение психологии специалистами других профилей. расширение преподавания психологии за рамками психологического образования. Механизмы обеспечения качества образовательных психологических программ. Интеграция национальных систем образования.
5. Умк по дисциплине
Значение УМК. Цель УМК. Структура УМК: учебная программа, методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов и по проведению занятий для преподавателей, УММ, словарь терминов, формы промежуточного и итогового контроля. Порядок разработки УМК, ответственные за разработку, требования к формированию материала, этапы разработки УМК, корректировка УМК.
6. Рабочая программа: структура, требования к оформлению
Рабочая программа как официальный документ. Соотношение рабочей программы и ГОС. Содержание рабочей программы. Общие требования к рабочим программам. Назначение рабочей программы. Струтктура рабочей программы: объяснительная записка, план лекций и практических занятий, методы работы, литература.
7. Методика подготовки и проведения лекционных занятий
Определение понятия «лекция». Функции лекции по В.Н. Карандешеву, Б.Ц. Бадмаеву. Психологические условия проведения лекционного занятия. Методические аспекты подготовки и проведения лекции. Принцип отбора лекционного материала.
8. Методика подготовки и проведения практических занятий
Определение понятия «практическое занятие» в трактовке Б.Ц. Бадмаева, Н.А. Лызь. Цель проведения практических занятий. Задачи практических занятий. Структура семинара. Функции практических занятий. Репродуктивный, частично-поисковый и поисковые характеристер практических занятий. Формы организации работы студентов. Методическая разработка практического занятия.
9. Методика проведения семинарского занятия
Определение понятия «семинарское занятие». Форма проведения занятия. Функции семинарского занятия. Способы закрепления изученного материала на семинарских занятиях. Типы семинарских занятй (репродуктивный, продуктивный).
Типы вопросов продуктивного и репродуктивного типа. Этапы проведения семинарского занятия. Важные умения, необходимые преподавателю для управления процессом обсуждения.
10. Урок по психологии. Подготовка преподавателя к уроку психологии.
Определение понятия «урок» (научное, с позиции учителя, с позиции ученика).
Главными характеристиками урока. Функции урока. Типичные дидактические задачи урока. Традиционный план комбинированного урока. Типы уроков (уроки изучения нового материала; совершенствования знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации; комбинированные уроки; контроля и коррекции знаний, умений и навыков).
Подготовка преподавателя к урокам психологии. Домашнее задание.
11. Методика письменного и устного контроля.
Общие представления о контроле. Педагогический и психологический контроль. Документация регламентирующая формы контроля знаний по дисциплине. Формы письменного контроля. Положительные и отрицательные компоненты письменного контроля. Формы устного контроля. Преимущества и недостатки устного контроля. Виды контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный.
12. Организация самостоятельной работы по дисциплине
Документация, определяющая самостоятельную работу студентов в ВУЗе. Организация самостоятельной работы. Обеспеченность студентов для полноценной реализации самостоятельной работы. Задачи самостоятельной работы. Виды самостоятельной работы студентов (раскрыть).
13. Психология активных методов обучения.
Характеристика активных методов обучения. Требования, предъявляемые к активным методам обучения. Группы активных методов обучения по В. Я. Ляудис. Метод программированного обучения (Б. Ф. Скиннер, Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин), ООД, набор учебных задач (предметный, логический, психологический тип задач).
Метод проблемного обучения (проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное задание), условия создания проблемной ситуации. Метод интерактивного обучения (эвристическая беседа, дискуссия, мозговая атака, деловая игр, круглый стол, тренинг)
Программа междисциплинарного государственного экзамена по дисциплине «Педагогическая психология»
- Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Место педагогической психологии в ряду наук. Этапы становления педагогической психологии.
- Развитие педагогической психологии в дореволюционной России (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев).
Этапы развития педагогической психологии в дореволюционной России. Вклад в развитие педагогической психологии К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева (научная и профессиональная биография, психолого-педагогические идеи).
- История становления отечественной педагогической психологии в советский период (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Периодизация развития отечественной педагогической психологии в советский период. Идеи Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна (научная и профессиональная биография, психолого-педагогические идеи).
- Соотношение обучения и развития.
Понятия обучения и развития в педагогической психологии. Соотношение обучения и развития. Факторы психического развития человека. Психологические факторы процесса обучения.
- Структура учебной деятельности.
Сравнительная характеристика понятий образовательной и учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Учебные задачи и учебные действия в структуре процесса обучения.
- Психологические факторы процесса обучения.
- Сравнительная характеристика теорий учения.
Понятие обучения. Сравнительная характеристика теорий учения. Деятельностная теория учения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др.).
Ассоциативная теория обучения (Дж. Ст. Миллер).
Бихевиористские теории (Э. Торндайк).
Теория учения в гештальтпсихологии (К.Кофка).
Необихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Толмен, А. Халл, Д. Газри, Б. Скиннер).
Теория социального научения (Сирс, А. Бандура).
Когнититивные теории учения (Дж. Брунер).
- Концепция обучения и развития Л.С. Выготского.
- Традиционные и инновационные стратегии образования.
Общая характеристика стратегий образования. Развивающее обучение по Д.Б. Эльконину. Дидактическая система Л.В. Занкова. Личностно-ориентированное обучение. Вальдорфская педагогика Р. Штайнера. Метод проектов. Проблемное обучение. Программированное обучение.
- Развивающее обучение по Д.Б. Эльконину.
- Структура педагогической деятельности.
Структура педагогической деятельности: конструирование (конструктивная деятельность), прогнозирование, педагогическое проектирование.
- Педагогическое проектирование и педагогические технологии.
Понятие педагогического проектирования. Подходы к проектировочной деятельности в педагогической психологии (продуктивный, процессуальный, вариативный, саморазвивающийся подходы).
Проектирование учебного процесса и его компоненты: постановка цели, диагностика, самостоятельная работа учеников, структура учебного процесса и корректирующие действия педагога. Понятие и характеристика педагогических технологий (гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, Дальтон-технология, система М. Монтессори и др. – на выбор).
Психологические и дидактические основы построения учебных курсов.