Особенности формирования коллектива младших школьников

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………31. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВА

1.1 Понятие «коллектив»………………………………………….………….……..6

1.2 Особенности коллектива и его признаки………………………………………7

1.3 Этапы и пути формирования коллектива……………………………………..12

2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Особенности развития младших школьников и их возможности для формирования коллектива…………………………………………………………20

2.2 Формы и методы формирования коллектива младших школьников……….23

3. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

3.1 Деятельность классного руководителя по формированию коллектива……33

3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42

ВВЕДЕНИЕ

Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив — пожнёшь личность».

Каким станет наше общество завтра — зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.

Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс [8, с. 3].

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) — это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.

Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.

Учредить коллектив невозможно. Поскольку он представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников, для его создания необходимы определённые условия. Надо сплотить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди сплачиваются тогда, когда им необходимо сообща выполнить важное для них дело. Чтобы закрепились коллективные отношения, требуется время.

Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.

19 стр., 9490 слов

Теоретические основы формирования патриотизма у детей младшего ...

... национальная, общественно значимое поведение, активность деятельности Объект исследования. Особенности формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста Предмет исследования. Процесс и методы ... основные методы и воспитательные технологии формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста. § Определить роль семьи в формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста. В ...

Каким станет наше общество — зависит от того, какими личностями вырастут сегодняшние школьники.

Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс [6, с. 3].

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный школьный коллектив — это группа, взаимоотношения в которой намеренно созданы педагогом с воспитательной целью.

Взаимодействуя с детьми, учитель обязан изучать, знать и учитывать особенности любого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную развивающую деятельность.

Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди объединяются тогда, когда им необходимо вместе выполнить важное для них дело. Для закрепления коллективных отношений требуется время.

Для воспитания детей нужна всевозможная совместная деятельность, без которой не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.

Ключевыми способами объединения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.

Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает [1, с. 34].

Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования коллектива младших школьников.

В ходе исследования решались следующие задачи:

— изучить имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной теме;

— раскрыть сущность самого понятия «коллектив», его особенности и признаки;

— исследовать этапы развития коллектива, их основные классификации;

— определить особенности развития младших школьников;

— выявить условия, способствующие формированию коллектива в начальной школе;

— изучить основные методы и формы формирования коллектива младших школьников;

— выявить основные направления деятельности классного руководителя по формированию коллектива младших школьников;

— провести свое практическое исследование.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: ученический коллектив.

В процессе исследования нами использовались следующие методы:

— анализ педагогической литературы по данной теме;

— наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

20 стр., 9916 слов

Тревожность младших школьников и пути ее коррекции

... исследование тревожности младших школьников и поиск путей её коррекции. Объект исследования - младшие школьники. Предмет исследования - тревожность младших школьников. Гипотеза: своевременное выявление факторов, влияющих на формирование тревожности у младших школьников, ... ситуация, смена учебного коллектива или неблагоприятные отношения со сверстниками. Актуальность исследования проблемы тревожности ...

База нашего исследования: ГБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (Русско-Акташская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 типа ) с учащимися 3 класса.

Теоретическая значимость: углубленный анализ литературы по проблеме исследования может быть использован учителями в качестве дополнительного материала по изучению данной проблемы, в качестве информационного материала в работе с классным коллективом.

Практическая значимость: теоретически обоснованные выбранные приемы исследования деятельности классного руководителя могут быть использованы педагогами с целью совершенствования работы по формированию коллектива младших школьников.

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВА

1.1 Понятие «коллектив»

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова даётся следующее определение данному слову: «Коллектив — это группа лиц, объединённых общей работой и общими интересами» [17, c. 254]. Такая трактовка не совсем точно подходит под определение коллектива. Она кажется слишком общей и не совсем точной.

Понятие «коллектив» было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Идеи «коллективного воспитания» были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, М.М. Пистрака, П.Н. Лепешинского и др., а позднее — В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, Н.Я. Скороходовой, И.П. Иванова. Положения А.С. Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания. В статье «Цель воспитания» он писал: «…Только социальное единство, построенное по социальному принципу, может быть названо коллективом» [13, c. 123]. Макаренко детально определил что, «Нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [13, c. 67].

Ещё в 20-х годах педагоги — психологи отмечали, что коллектив не простая совокупность индивидов, одновременно собравшихся в одном месте. «Класс — коллектив, — размышлял в этой связи известный педагог и психолог П. П. Блонский, — не является простой суммой отдельных учеников» [6, с. 23] .

В Российской педагогической энциклопедии термин «Коллектив» (от лат. Collectives — собирательный) трактуется как собирательная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается по-разному: под коллективом понимают любое организованное объединение людей или же высокую степень развития группы.

Слово «коллектив» нередко используется в обыденном, ненаучном смысле и тогда может обозначать всякую реальную группу людей. Если любое детское объединение называть коллективом, то напрасно ожидать от него такого воспитательного влияния на личность, которым обладает настоящий детский коллектив. Потому педагоги должны чётко отличать истинные детские коллективы от других групп детей. Ведь коллектив является одним из видов реальных контактных групп.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Коллектив — это сформированная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно-полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями [1, с. 55].

1.2 Особенности коллектива и его признаки

Для отчетливого понимания особенностей коллектива психолог Л. И. Уманский разработал типологию и построил некоторый континуум (протяжённость) различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность, начиная с тех, которые не объединяют, а, разъединяют своих членов, и заканчивая коллективом.

1. Антиколлектив — это группа, для которой присуща внутригрупповая враждебность. Каждый хочет достичь своей цели за счёт остальных членов группы («пауки в банке»).

В группе господствует внутригрупповая апатия, жестокость и групповое преследование слабого. Разумеется, что продолжительное пребывание ребёнка в такой группе причиняет тяжёлую травму его психике.

2. Диффузная группа (конгломерат) — это случайно собравшаяся группа (например, пассажиры одного вагона поезда).

Группа неоднородна и нестабильна. Рассуждать о серьёзном воздействии её на развитие личности не приходится.

3. Номинальная группа — это малая группа, имеющая общее наименование и приписанные ей цели, виды деятельности и режим работы. Например, класс, образованный из учеников, прибывших из разных школ. Наличие формального объединения начинает воздействовать на членов группы, но это воздействие незначительно, поскольку взаимоотношения ещё не сформировались.

4. Ассоциация — это группа, члены которой приняли приписанные ей цели и в которой возникает совместная жизнедеятельность. Группа оказывает некоторое объединяющее воздействие на своих членов.

5. Кооперация — это группа, для которой присуще успешное сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура. Группа оказывает определённое воспитательное влияние на своих членов.

6. Автономия — это группа, для которой свойственны признаки кооперации, но сверх этого её члены идентифицируют себя с группой («мы» в отличие от «они»), гордятся ею, обособляются от других групп и сплачиваются. Воспитательное воздействие группы приближается к влиянию коллектива.

7. Коллектив — это высший тип группы. Сформированная группа людей, объединенная совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.

У всех этих групп есть немало отличий. Но, самое значительное — они по-разному воздействуют на личность. Чтобы грамотно и действенно воздействовать на развитие личности, воспитатель должен ясно представлять, с каким типом группы он взаимодействует. Если это не коллектив, то разумно помочь группе скорее подняться на уровень коллектива.

Как и всякая группа, коллектив — это часть среды, в которой формируется ребёнок. Коллектив включает ребёнка в целую сеть межличностных и иных отношений. Но если для обычной среды характерно хаотическое, разнонаправленное, случайное влияние на ребёнка, то в воспитательном коллективе такое влияние упорядочено и целенаправленно. Потому что детский коллектив — это педагогизированная среда [23, с. 107-108].

Коллективом называется объединение воспитанников (учащихся), отличающееся рядом значительных признаков. Рассмотрим их.

1. Общая социально-значимая цель. Цель есть у каждой группы: ее имеют

пассажиры, севшие в поезд, и злоумышленники, организовавшие преступную группировку. Все дело в том, какая это цель, на что она сориентирована. Цель коллектива непременно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит властвующей идеологии, конституции и законам государства.

3 стр., 1466 слов

Педагогика А. Нейла

... воспитания. Он сумел организовать жизнь школьного коллектива, взаимоотношения между его членами на принципах христианской морали, естественным образом ... интересных пред-ставителей свободного воспитания - течения в педагогике, оформив-шегося на Западе и в России к ... Он считал, что идеальный педагог должен стать "членом группы" детей, и сам демонстрировал исключительное умение находиться среди ...

2. Общая совместная деятельность для достижения намеченной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы общими усилиями скорее достичь поставленной цели. Для этого каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются характерные взаимоотношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Некоторые из этих характеристик могут быть свойственны и другим видам групповых объединений (ассоциации, корпорации и т.д.) Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

В дальнейшем в отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих группу как коллектив. Большое значение здесь сыграли работы А.В. Петровского, И.Н. Платонова, Л.И. Уманского.

Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:

— содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);

— организационное единство;

— групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;

— психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое) [23, c. 87].

Отличительными признаками детского коллектива А.С. Макаренко также считал: во-первых, мажор — постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию; во-вторых, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; в-третьих, дружеское единение его членов; в-четвертых, ощущение защищенности; в-пятых, активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию; и наконец, привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций. Тон и стиль коллективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах, как для детского коллектива, так и для коллектива педагогов. Эти законы варьируют……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 2000. — 78 c.

2. Бабаян А.В., Сикорский И.А. О нравственном воспитании. — М.: Педагогика, 2004. — №10. — С. 66-74.

3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Школьные технологии, 2008. — 176 с.

4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. — М.: Вако, 2004. — 240 с.

5. Журавский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко. — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. — 292 с.

8 стр., 3631 слов

Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие – М., 2003

... на человека, группу людей или коллектив; - организация образа жизни и деятельности воспитанников; - воспитательное взаимодействие ... с. Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2001 3. Педагогика профессионального образования : Учеб. пособие для ... за свой коллектив, подчинение личных интересов общественным; - обеспечивать единство и сплоченность актива, ядра коллектива; - ...

6. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие / Под редакцией Е.Н. Степанова. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 160 с.

7. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. — М.: Новая школа, 2000. — С. 45,67-69, 111-114.

8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах (общие и возрастные особенности): / учебн. Пособие. — Мн.: ТеатраСистемс, 2000. — 356 с.

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М.: Просвещение, 2004. — 290 с.

10. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Ч.1,2. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. — 160 с.

11. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. — М.: Просвещение, 1986. — 159 с.

12. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. — М.: Педагогика, 1972. — 334 с.

13. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1983, в 8 томах: т.2. — 487 с.

14. Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. — М.: Школа-пресс, 2002. — 289 с.

15. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути ускорения).

— М.: Педагогика, 1988. — 144 с.

16. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. — М.: Просвещение, 2000. — C.45-49, 87-91.

17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 2000. — 940 с.

18. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2000. — 576 с.

19. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. — 256 с.

20. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 256 с.

21. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 576 с.

22. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 2000. — 53c.

23. Уманский Л.И. Личности. Организаторская деятельность. Коллектив (Избранные труды).

— Кострома: КГУ, 2001. — 208 с.