Реферат Психологический практикум
Экстраверты и интроверты
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….. 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТРО- И ЭКСТРОВЕРСИИ…………………………………… 4
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТРОВЕРТОВ И ЭКСТРАВЕРТОВ………………… 5
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСТРАВЕРСИИ — ИНТРОВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМА (ОПРОСНИК АЙЗЕНКА)…………………………………………………………………….. 7
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ФОРМЫ В ОПРОСНИКА FPI…………………………………………………………….. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….. 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………… 16
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………. 17
ВВЕДЕНИЕ
Обычные люди, так и профессиональные ученые задают множество вопросов, связанных с понятием “личность”. Обычных людей интересуют вопросы следующего типа: Что такое личностный конфликт? Могут ли нравиться друг другу люди, которые с точки зрения психологии личности являются полными противоположностями? Бывает ли так, что личность человека слабо выражена или вообще отсутствует? Для непрофессионалов представляют интерес также и научные вопросы, среди которых могут быть, например, такие: Насколько личность изменяется во времени? Какие факторы определяют (формируют, детерминируют) личность человека? Каковы основные характеристики личности? До какой степени личностные различия (сами по себе) влияют на такие показатели, как состояние здоровья? Почему человек становится интровертом или экстравертом, а чаще всего амбивертом?
Волевые процессы личности человека 2
... Волевые процессы личности человека Введение Воля, способность ... Рассмотреть психические процессы личности человека. Задачи работы Дать определение воли, ее характеристику Оценить разработанность проблемы ... внимании. Первое (мотивационное) направление в понимании вопроса о воле пренебрегает изучением волевых качеств (здесь ...
Таком образом, вопрос о природе интро- и экстроверсии является достаточно актуальным сейчас. В нашей работе мы коснемся определения данных понятий, их природы и теорий личности, с ними связанных, а также некоторых методик, с помощью которых можно исследовать личность на интро- или экстроверсию.
Итак, целью нашей работы является раскрытие понятий интро- и экстроверсия, описание методик их исследования.
В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать литературу по исследуемым феноменам;
— описать определения исследуемых феноменов;
— раскрыть их специфику;
— описать методики исследования интро- и эктроверсии.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТРО- И ЭКСТРОВЕРСИИ
Экстравертированные (направленные на внешние объекты) и интровертированные (направленные на собственные мысли и переживания).
Эти понятия еще в начале XX века были введены швейцарским психологом К. Юнгом для обозначения резко отличающихся типов личности. Термины эти образованы от латинских корней «экстра» — «вне», «интро» — «внутрь» и «верто» – «обращаю»:
— экстраверсия — установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);
— интроверсия — ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).
Экстраверсия – интроверсия – свойства темперамента, определяющие, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт);
Экстраверсия и интроверсия – всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. Но именно они довольно часто узнаваемы и очевидны. Изучая индивидов-экстравертов, например, довольно скоро можно обнаружить, что они во многих отношениях отличаются друг от друга, и экстравертность оказывается слишком поверхностной и общей характеристикой. Но мы считаем необходимым рассмотреть характеристики интровертов и экстровертов в своей работе.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТРОВЕРТОВ И ЭКСТРАВЕРТОВ
Айзенк предположил, что существуют типы личности, склонные к определенным видам психопатологий; например, невротические интроверты более склонны к депрессиям, а невротические экстраверты — к истериям. Согласно его теории, экстраверты менее возбудимы по сравнению с интровертами и, скорее, нуждаются в стимуляции.
Если у экстраверта психическая энергия направлена преимущественно на внешний мир, то у интроверта она перемещается к субъективному полюсу, к образам собственного сознания.
Экстраверт, например, будет выбирать точку зрения большинства, интроверт отвергнет ее, посчитав данью моде. Такое взаимонепонимание возникает весьма легко, поскольку ценности одного не являются таковыми для другого. Фрейд, например, рассматривал интровертность как болезненную обращенность индивида на себя. Но самонаблюдение и самопознание могут в равной степени быть ценнейшими и важными качествами личности.
Айзенк предположил, что такая личностная черта, как «интроверсия-экстраверсия» (замкнутость-общительность) обусловлена функционированием особой структуры мозга — ретикулярной формации. У интровертов ретикулярная формация обеспечивает более высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром, — им не нужна излишняя сенсорная стимуляция. Экстраверты, наоборот, тянутся к внешней сенсорной стимуляции (к людям, острой пище и т.д.) потому, что у них пониженный тонус коры, — их ретикулярная формация не обеспечивает корковые структуры мозга необходимым уровнем корковой активации.
Психологическая проницательность и ее связь с экстраверсией-интроверсией ...
... таких его характеристик, как экстраверсия - интроверсия, а также наличие взаимосвязи психологической проницательности и такой волевой характеристики личности, как интеллектуальная настойчивость. Изучение ... особенности темперамента. На третьем - особенности волевой сферы личности. Для выявления факторов экстраверсии, интраверсии мы воспользовались опросником Г.Айзенка, для установления волевой ...
Согласно мнеию К. Юнга, в каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершено различной.
Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие экстравертивной или интровертивной установке человека. Таким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности.
В качестве примера приведем характеристики двух типов личности:
1. Экстраверт-мыслительный — сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый.
2. Интроверт-мыслительный — заинтересован в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей.
Согласно аналитической теории, личность — это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.
Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т.п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.
У интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСТРАВЕРСИИ — ИНТРОВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМА (ОПРОСНИК АЙЗЕНКА)
Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию-интроверсию и нейротизм.
В общем смысле экстраверсия – это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия – направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм – понятие, синонимичное тревожности, — проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.
7. Личность. Подходы к структуре личности. Теории личности. Структура ...
... и системных экзистеционально-бытийных свойств личности. Сторонники диспозициональной теории личности считают главным источником развития личности факторы генно-средового взаимодействия, причем ... необходимость подчиняться определенным моральным стандартам. Свойства личности Темперамент является биологическим фундаментом, на котором формируется личность. Темперамент - врожденные особенности индивида, ...
Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения — торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более чем по пятидесяти физиологическим показателям.
На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся так называемые нейротики, которые отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.
Другой полюс нейротизма (низкие оценки) — это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.
Показатели экстраверсии-интроверсии и нестабильности-стабильности взаимонезависимы и биполярны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности. Характеристики большинства испытуемых располагаются между полюсами, чаще где-то близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств.
Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента — холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим отражается в «круге Айзенка» (рис. 10.5.1): по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.
Рис. 1 . Круг Айзенка
Опросник Г. Айзенка имеет две параллельные, эквивалентные формы – А и В которые могут применяться как одновременно – для большей достоверности результатов, так и раздельно, с интервалом во времени – для проверки надежности опросника или с целью получения результатов исследований в динамике.
Опросник формы А содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии-интроверсии, еще 24 — со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.
Порядок работы. Эксперимент проводится индивидуально или в группе. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет» знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет». Затем экспериментатор напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.
Высшие чувства личности и формирования их в современных условиях 2
... поступков других людей и своих собственных. Эти переживания –своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствиянормам морали, которые человек считает обязательными ... Заключение. Список литературы. Введение. В курсовой работе по теме “Высшие чувства личности, их формирование всовременных условиях” рассмотреныпроблемы нравственного, эстетического и ...
Обработка результатов. После заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ (см. прил. 10.5.2), подсчитывает баллы по показателям: Э — экстраверсия, Н — нейротизм, Л — ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл).
Результаты списываются в протокол.
С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого.
Следующий этап обработки результатов может быть связан с расчетом среднегрупповых показателей Э, Н, Л с дифференциацией испытуемых, к примеру по половому признаку.
При анализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия: 12 – среднее значение, 15 – экстраверт, 19 – яркий экстраверт, 9 – интроверт, 5 – глубокий интроверт.
Нейротизм: 9-13 – среднее значение нейротизма, 15 – высокий уровень нейротизма, 19 – очень высокий уровень нейротизма, 7 – низкий уровень нейротизма.
Ложь: 4 – норма, >4 – неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.
На основании полученных данных по отдельным испытуемым и группе в целом пишутся заключения. В индивидуальных заключениях оцениваются уровневые характеристики показателей каждого испытуемого, тип темперамента, по возможности даются рекомендации, где, например, указываются пути самокоррекции тех свойств личности, показатели которых оказались либо чрезмерно высокими, либо, напротив, крайне низкими. Так, ярким экстравертам следует посоветовать сузить круг друзей, увеличив глубину общения, и наблюдать, а со временем и тщательно контролировать излишнюю импульсивность своего поведения.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ФОРМЫ В ОПРОСНИКА FPI
Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 1 6 PF , MMPI , EPI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике — 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, a X-XII — производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.
Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.
Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.
Шкала Ш (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.
Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.
Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.
Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.
Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.
Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.
Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе сданным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.
Шкала Х (экстраверсия — интроверсия).
Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие — выраженной интровертированности.
Шкала XI (эмоциональная лабильность).
Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.
Шкала XII (маскулинизм — феминизм).
Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие — по женскому.
Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.
Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных, или «сырых», оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника (см. приложение).
Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются «окна» в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с «окнами» шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок (приложение 4).
Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.
Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1-3 балла, к средним — 4-6 баллов, к высоким — 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.
Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С работе нами были рассмотрены понятия интро- и экстраверсии, даны характеристики данных типов. Отдельное внимание мы уделили методам исследования данных типов личности.
Необходимость учета интро- и экстраверсии сложно переоценить. На наш взгляд данный вопрос необходимо учитывать педагогам в процессе обучения, руководителям в процессе осуществления руководства сотрудниками, родителям в процессе воспитания собственных детей и всем нам в процессе межличностного взаимодействия.
Экстраверты отличаются от интровертов, и если мы будем знать эти отличия, к какому типу относимся мы, и к какому типу относится другой, нам будет легче общаться, решать поставленные перед нами задачи, достигать целей. Ведь вся наша жизнь пронизана общением, взаимодействием с другими людьми и учет различий при взаимодействии просто необходим.
Поэтому вопрос направленности на себя или во вне до сих пор является актуальным и требует внимания к себе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
2. Бурлачук Л. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
ISBN 5-94723-045-3
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев 1989.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.1. – М.: Мир, 1991. – С. 370– 377.
5. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М., 1984.
6. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
7. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Т.3. – М., ВЛАДОС, 1999.
8. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М., 1984.
9. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 376 с.: ил. («Педагогика, психология, медицина»).
10. Практическая психология: Учебник / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной — 4-е изд., перераб., доп. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с. ISBN 5-89239-014-4
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер, 2000. – С. 177 –225.
12. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г. – С.136–164.
13. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 11–152.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Бланк для ответов к Методике Айзенка
Фамилия, имя, отчество ………………………………………………. Дата …….……
Возраст……….……. Образование ……………………………………..…………………
Ответный лист
Номер |
Ответы |
Номер |
Ответы |
Номер |
Ответы |
||||||
п/п |
да |
нет |
п/п |
да |
нет |
п/п |
да |
нет |
|||
1 |
20 |
39 |
|||||||||
2 |
21 |
40 |
|||||||||
3 |
22 |
41 |
|||||||||
4 |
23 |
42 |
|||||||||
5 |
24 |
43 |
|||||||||
6 |
25 |
44 |
|||||||||
7 |
26 |
45 |
|||||||||
8 |
27 |
46 |
|||||||||
9 |
28 |
47 |
|||||||||
10 |
29 |
48 |
|||||||||
11 |
30 |
49 |
|||||||||
12 |
31 |
50 |
|||||||||
13 |
32 |
51 |
|||||||||
14 |
33 |
52 |
|||||||||
15 |
34 |
53 |
|||||||||
16 |
35 |
54 |
|||||||||
17 |
36 |
55 |
|||||||||
18 |
37 |
56 |
|||||||||
19 |
38 |
57 |
|||||||||
: |
Э = |
Н = |
Л = |
Приложение 2
Личностный опросник Айзенка
Форма А
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
3. Вы человек беспечный?
4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать «нет»?
5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-либо предпринять?
6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?
10. Сделали бы вы почти все что угодно на спор?
11. Возникают ли у вас чувство робости и ощущение стыда, когда вы хотите завести разговор с симпатичной(ным) незнакомкой(цем)?
12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь ли?
13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?
16. Легко ли вас обидеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей, но зато особенно близких вам?
21. Часто ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
27. Считают ли вас человеком живым и веселым?
28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30. Вы иногда сплетничаете?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете прочитать об этом в книге нежели спросить?
33. Бывают ли у вас сердцебиения?
34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?
40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
41. Вы ходите медленно и неторопливо?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?
50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшучивать над другими?
57. Страдаете ли вы от бессонницы?
Приложение 3
Ключ к опроснику Айзенка
Экстраверсия — вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 — ответы «Да»; вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51 – ответы «Нет».
Нейротизм — вопросы: 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 — ответы «Да».
Ложь — вопросы: 6, 24, 36-ответы «Да»; вопросы: 12, 18, 30, 42, 48 — ответы «Нет».
Приложение 4.
Лист первичных оценок опросника FPI
Фамилия, имя, отчество ………………………………………………………………………
Дата ……………………………………..…………………………Возраст ………
Номер шкалы |
Первичная оценка |
Стандартная оценка, баллы |
||||||||
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
I |
||||||||||
II |
||||||||||
III |
||||||||||
IV |
||||||||||
V |
||||||||||
VI |
||||||||||
VII |
||||||||||
VIII |
||||||||||
IX |
||||||||||
Х |
||||||||||
XI |
||||||||||
XII |
Приложение 5.
Перевод первичных оценок опросника FPI в стандартные
Первичная |
Стандартная оценка по шкалам |
|||||||||||
оценка |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
1 |
2 |
4 |
5 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
1 |
3 |
5 |
6 |
2 |
2 |
4 |
1 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
2 |
4 |
6 |
6 |
3 |
3 |
4 |
1 |
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
2 |
5 |
7 |
7 |
3 |
4 |
5 |
2 |
6 |
6 |
7 |
6 |
7 |
3 |
6 |
8 |
7 |
4 |
4 |
6 |
3 |
7 |
7 |
8 |
7 |
8 |
4 |
8 |
9 |
9 |
5 |
6 |
7 |
5 |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
4 |
8 |
9 |
9 |
5 |
6 |
7 |
5 |
9 |
8 |
8 |
8 |
9 |
5 |
9 |
9 |
9 |
6 |
7 |
8 |
6 |
10 |
8 |
9 |
8 |
9 |
5 |
9 |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
8 |
11 |
8 |
9 |
8 |
9 |
6 |
— |
— |
— |
8 |
9 |
8 |
8 |
12 |
8 |
9 |
9 |
— |
7 |
— |
— |
— |
9 |
9 |
9 |
9 |
13 |
9 |
9 |
9 |
— |
8 |
— |
— |
— |
9 |
— |
9 |
9 |
14 |
9 |
— |
9 |
— |
9 |
— |
— |
— |
— |
— |
9 |
9 |
15 |
9 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
9 |
16 |
9 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
17 |
9 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Приложение 6
Многофакторный личностный опросник FPI
(модифицированная форма В)
Инструкция испытуемому. На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т. п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном случае — ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.
Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.
Успешной вам работы!
1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.),
3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
4. У меня часто болит голова.
5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.
7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.
12. 12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает битье так, что, кажется, готово выскочить из груди.
13. Не думаю, что можно было бы простить обиду.
14. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.
15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.
16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.
17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.
18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.
19. Легко могу развеселить самую скучную компанию.
20. Я легко смущаюсь.
21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.
22. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.
23. Бываю неловким в общении с другими людьми.
24. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.
25. Иногда нет никакого жeлaния чем-либо заняться.
26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.
27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.
28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.
29. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.
30. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.
31. Часто у меня нет аппетита.
32. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.
33. Обычно я решителен и действую быстро.
34. Я не всегда говорю правду.
35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.
36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.
37. То, что прошло, меня мало волнует.
38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.
39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.
40. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.
41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.
42. Нередко у меня возникают боли «под ложечкой» и различные неприятные ощущения в животе.
43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.
44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
45. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.
46. При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.
47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.
48. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.
49. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.
50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.
51. Иногда могу похвастаться.
52. Активно участвую в организации общественных мероприятий.
53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.
54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
55. Я почти всегда подвижен и активен.
56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.
57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.
58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.
59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.
60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.
61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.
62. Я люблю не всех своих знакомых.
63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
64. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.
65. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.
66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.
67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.
68. В компании я веду себя не так, как дома.
69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.
70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.
71. Хороших знакомых у меня очень немного.
72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.
73. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.
74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.
75. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.
76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.
77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.
78. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
79. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.
80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.
81. Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.
82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.
83. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.
84. У меня довольно часто меняется настроение.
85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.
88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.
89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.
90. Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.
91. Я уверен в своем будущем.
92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
93. Я не прочь посмеяться над другими.
94. Я отношусь к людям, которые «за словом в карман не лезут».
95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.
96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.
98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.
99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.
100. Я нередко бываю рассеянным.
101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.
102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.
103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.
104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.
105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.
106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.
107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.
108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.
109. Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлении.
110. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента.
111. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.
112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.
113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.
114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом.
Прошу вас проверить, на все ли вопросы даны ответы. Благодарю вас. Всего доброго!
Приложение 7
Ответный лист опросникf FPI
Фамилия, имя, отчество ………………………………………………………………………
Дата ………………………………………..…………………….. Возраст …………………..
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
1 |
20 |
39 |
58 |
77 |
96 |
||||||
2 |
21 |
40 |
59 |
78 |
97 |
||||||
3 |
22 |
41 |
60 |
79 |
98 |
||||||
4 |
23 |
42 |
61 |
80 |
99 |
||||||
5 |
24 |
43 |
62 |
81 |
100 |
||||||
5 |
25 |
44 |
63 |
82 |
101 |
||||||
7 |
26 |
45 |
64 |
83 |
102 |
||||||
8 |
27 |
46 |
65 |
84 |
103 |
||||||
9 |
28 |
47 |
66 |
85 |
104 |
||||||
10 |
29 |
48 |
67 |
86 |
105 |
||||||
11 |
30 |
49 |
68 |
87 |
106 |
||||||
12 |
31 |
50 |
69 |
88 |
107 |
||||||
13 |
32 |
51 |
70 |
89 |
108 |
||||||
14 |
33 |
52 |
71 |
90 |
109 |
||||||
15 |
34 |
53 |
72 |
91 |
110 |
||||||
16 |
35 |
54 |
73 |
92 |
111 |
||||||
17 |
36 |
55 |
74 |
93 |
112 |
||||||
18 |
37 |
56 |
75 |
94 |
113 |
||||||
19 |
38 |
57 |
76 |
95 |
114 |
Приложение 8
Ключ к опроснику FPI
Номер шкалы |
Название шкалы и количество вопросов |
Ответы по номерам вопросов |
|
да |
нет |
||
I |
Невротичность 17 |
4, 5,12,15,22,26,31, 41, |
49 |
42,57,66,72,85,86, 89,105 |
|||
II |
Спонтанная агрессивность 13 |
32, 35, 45, 50, 64, 73, 77, |
99 |
93,97,98, 103, 112, 114 |
|||
III |
Депрессивность 14 |
16,24,27,28,30,40,48, |
— |
56,61,74,84,87,88, 100 |
|||
IV |
Раздражительность 11 |
6, 10, 58, 69, 76, 80, 82, |
— |
102, 104,107,110 |
|||
V |
Общительность 15 |
2.19,46,52,55,94, 106 |
3, 8,23.53, |
67,71,79,113 |
|||
VI |
Уравновешенность 10 |
14, 21, 29, 37, 38, 59, 91, |
— |
95,108,111 |
|||
VII |
Реактивная агрессивность 10 |
13,17,18,36,39,43,65, |
— |
75,90, 98 |
|||
VIII |
Застенчивость 10 |
9, 11,20,47,60, 70,81, |
33 |
83,109 |
|||
IX |
Открытость 13 |
7,25,34,44,51,54,62, |
— |
63,68,78,92,96, 101 |
|||
X |
Экстраверсия-интроверсия 12 |
2,29,46,51,55,76,93, |
20,87 |
95, 106,110 |
|||
XI |
Эмоциональная лабильность 14 |
24,25,40,48,80,83,84, |
59 |
85,87,88, 102, 112, 113 |
|||
XII |
Маскупинизм-феминизм 15 |
18,29,33,50,52,58,59, |
16,20,31,47,84 |
65,91, 104 |