Психологические приемы (техники) «присоединения» к пациенту

1. «Социальная перцепция»

«ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. perceptio — восприятие, socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).

Термин «перцепции социальной» ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула -объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т.д. Позже под «перцепцией социальной» стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей и т.д.), социальных ситуаций и т.п. Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта перцепции социальной сосредоточено, прежде всего, не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных.

В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин «перцепция» приобретает в социальной психологии расширительное толкование, что отличает его от сходного термина в общей психологии. В структуре любого перцептивного акта выделяются субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в общей психологии основной акцент ставится на исследование процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в социальной психологии изучение перцепции социальной началось с уточнения характеристик субъекта и объекта восприятия, а также роли перцепции социальной в регуляции поведения. «(Психология. Словарь, 1990)

4 стр., 1623 слов

Составить схему взаимодействия социального педагога с субъектами ...

... 1. Составить схему взаимодействия социального педагога с субъектами воспитания и социальной защиты детей и подростков в школе. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ 2. Составить план работы социального педагога на 2 полугодие по ...

Ярко, особенности социального восприятия видны в ошибках формирования первого впечатления (Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия, 1989).

«Первое впечатление. В своей основе оно представляется как общее, тотальное восприятие человека. Последующий процесс восприятия принимает специфический характер (воспринимаются детали).

Первое впечатление практически не дифференцируется, оно обычно не выделено вербально и протекает на чувственном уровне. Человек, который воспринимается, получает оценку в виде штампа «приятный — неприятный». Естественно, первое впечатление таит в себе возможности ошибки, которая связана с рядом факторов. Источниками ошибок являются:

а) Мнения других лиц. Нередко даже самого общего и отрывочного описания достаточно, чтобы оно подействовало на оценку интересующего нас лица. Если нам, скажем, дали какую-либо характеристику о вновь назначаемом к нам в организацию человеке, или даже самые отрывочные данные о нем, то при личной встрече мы как-то стараемся уложить его поведение в рамки шаблона, сформированного под влиянием этого мнения.

б) Галло-эффект. Когда нам понравился воспринимаемый, мы его оцениваем в терминах «приятного», когда же он нам не понравился — в терминах «неприятного» Эта оценка целостного плана распространяется практически на любую черту личности. Галло-эффект имеет тенденцию размывать детали впечатления и формировать тотальную оценку объекта. Это явление наталкивает нас на формирование какого-то устойчивого образа, оно обеспечивает нас информацией целостного плана.

в) Эффект снисходительности ужесточения. Большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомцев. Многие склонны даже не замечать явных недостатков. Однако есть люди, которые предпочитают сомневаться в порядочности наблюдаемого лица. Такое сомнение превалирует в оценочных операциях того, кто оценивает. Иногда это выливается в стратегию: «пока человек не докажет своей порядочности, его нельзя считать таковым». Когда мы встречаемся с чрезмерно выраженной стратегией подобного плана, мы часто предпочитаем предполагать, что имеем дело с психическими отклонениями. На самом же деле никаких отклонений может и не быть.

г) Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от нас по какому-либо признаку, то это отличие, бросаясь в глаза, вызывает у нас строго определенные стандартные образы, стереотипы. Это будут, во-первых, этнические и групповые стереотипы, затем стереотипы, связанные с внешним видом (красота-безобразие, высокий-низкий, толстый-тощий; сократовский лоб, орлиный нос…), а также стереотипы, касающиеся физической ущербности, особенностей голоса и речи, экспрессивных движений (походка, мимика, жесты).

Такие стереотипы, искажающие восприятие человека, имеются в достаточном количестве во всех культурах. Знание стереотипов восприятия и учет их при общении с представителями различных культур в значительной степени способствует избавлению от ошибок интерпретации поведения. Каждый стереотип имеет свою логическую структуру и присущие ему закономерности проявления. Так, нередко говорят, что «рыжие темпераментны». Отсюда, раздражительность больше замечается у рыжих, чем у шатенов. Подметивший горячность рыжего и не заметивший еще большую горячность шатена, утверждает, что это — факты, от которых не уйдешь. Таким образом, мы ожидаем от определенной группы людей вполне определенного поведения.

3 стр., 1077 слов

изучить основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе

... впечатления в процессе межличностного восприятия. 1. Общее представление о межличностном восприятии Восприятие одного человека другим – это обязательная составная часть процесса общения, или перцептивная сторона общения [11, C. 234]. Процесс восприятия социальных объектов (другие люди, ... – М., 1992. 13. Стефаненко, Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения [текст] / Т.Г. Стефаненко ...

д) Психическое состояние. Человек, находящийся в хорошем расположении духа, всех окружающих оценивает в основном в светлых тонах. Вместе с тем, он сам, будучи заражен хорошим настроением, привлекает к себе взоры других и вызывает у них симпатию. Известно, что во влюбленного влюбляются еще больше. И наоборот, человек, пребывающий в депрессии, не только сам видит все через призму серого цвета, ни и к себе вызывает такое же отношение.

Рис. 1 Фильтры, влияющие на процесс слушания (М.Беркли-Ален, 1997)

е) Доминирующая потребность. Неудовлетворенная потребность делает человека особенно чувствительным к предмету этой потребности: голодный охотник лучше видит зверя, сборщик ягод — ягоды. Напуганный постовой бдительнее не напуганного. Однако во всех этих случаях может иметь место переигрывание: охотник может за зверя принять какой-либо предмет, сборщик ягод — по ошибке сунуть в рот что-либо не съедобное, а постовой в каждом прохожем может усматривать злоумышленника.

ж) Проекция и эмпатия — это две формы процесса восприятия и оценки людей, однако проекция его искажает и ослабляет, а эмпатия упорядочивает и усиливает. Процесс восприятия — это субъективный процесс. При восприятии проявляется тенденция оценивать других людей в сравнении со своей «я — концепцией». Мы неизменно сравниваем людей с самим собою. Нам кажется, что себя мы знаем хорошо, поэтому на фоне своего «я» нам лучше представляется другой. Однако, как видно, это совсем не значит, что объективно мы правы.

з) Упрощение. Первое впечатление, как правило, всегда неполно и фрагментарно. Это связано с тем, что объект социальной перцепции, т.е. человек, очень сложен. В связи с этим мы склонны к упрощению при восприятии людей. И поскольку тенденция к упрощению универсальна, то некоторые люди практически бессильны объективно воспринять другого человека. Они сразу же по какому-либо одному факту делают выводы, закрепляют эти выводы в своем сознании и потом с трудом меняют их. Здесь сказывается стремление людей к четкому представлению картины мира. Это свойство личности зависит от индивидуальных особенностей людей. Люди авторитарного типа, например, имеют повышенную степень выраженности этого свойства. Авторитарные типы стремятся видеть мир только в черном или белом цвете, они замечают переходных тонов, причем чем ярче выражена у них авторитарность, тем сильнее их категоричность в оценках восприятия людей».

13 стр., 6004 слов

Введение. Рассматривая образ жизни различных высших животных ...

... поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания ... нравственного развития и ряда других.[1] ÂÂ Виды общения у человека   1. “Контакт масок” - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, ...

Табл. 1 Акцентуированные личности и общение

(по Н. Сугробова, А. Егидес Как научиться разбираться в людях)

ЭПИЛЕПТОИД

Как и во всех остальных областях жизни, эпилептоид любит порядок в человеческих отношениях. Поэтому он не склонен к случайным знакомствам, а предпочитает общаться с друзьями детства, дома, школьными товарищами, сослуживцами и т.д. В общении он довольно поверхностен, т.е., добросовестно выполняя все принятые в обществе ритуалы, не склонен идти на истинную неформальную человеческую близость, не раскрывая сам, не стремится поближе узнать другого, и если вдруг сталкивается с человеком, предлагающим ему теплое эмоциональное общение, то может даже и не понять, чего тот от него хочет.

ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ

В общении паранойяльный в основном конфликтен, т.к. он не испытывает потребности в общении как таковом, общение для него — средство для достижения цели, для организации совместной деятельности, для получения информации, но не для установления душевных контактов. Поэтому, вступая в вынужденное общение, он постоянно ранит, задевает окружающих, наступает на их интересы и уж обязательно на их чувства, которых он просто не замечает. Поэтому он постоянно конфликтен в общении и сам не замечает своей конфликтное™, только иногда удивляется: «Почему это люди такие странные, ведут себя как-то нелогично и непоследовательно, вдруг ни с того, ни с сего обижаются?», что только убеждает его в ненужности лишнего общения.

ГИПЕРТИМ

Такие люди очень общительны. Такой человек в любой компании «свой в доску», все называют его «рубаха парень», балагур, весельчак. В отличие от эпилептоида и паранойяльного он очень любит и ценит общение. Он может посвящать ему очень много времени. У таких людей постоянно собираются гости, их дом — клуб для всех знакомых и подруг. Все свободно приходят сюда, как к себе домой, едят, разговаривают, засиживаясь за полночь или до утра, для него совершенно естественно не спать всю ночь, провести ее в разговорах. Часто именно такие люди вместе с истероидами создают так называемое «богемное» общество, ведут «богемный» образ жизни -днем спят, а ночью работают или общаются.

Истероид

Поскольку истероиду нужны зрители, то он очень общителен. Общение в тех или иных формах — его основная форма деятельности. Здесь перед ним встают следующие проблемы.

Во-первых, он общается только с теми, кто им восхищается. Если оказывается, что он попадает в среду, где им не восхищаются, то он может, конечно, приложить определенные усилия в тех направлениях, которыми принято восхищаться в этой среде. И если это не трудно, то истероид наверняка добьется своего. Но если эта деятельность ему не близка, или вовсе незнакома, и усилия покажутся ему слишком большими, то он просто уйдет из этого круга общения, но не с обидой или разочарованием, или чувством поражения, а с выводом, что это были недостойные люди, не умные и т.д.

Во-вторых, даже там, где истероида оценили, первое впечатление тоже рано или поздно, но сгладится и восхищение станет менее бурным и менее заметным, а то и просто эта группа постепенно поймет поверхность и претенциозность истероида, «раскусит» его. В любом случае наступает момент, когда такому человеку понадобятся новые зрители — и он снова поменяет круг общения. Через некоторое время он может вернуться в то же общество, если только за этот период он достиг чего-то нового. Тогда он возвращается, чтобы поразить своими успехами и вызвать сожаление окружающих о том, что в свое время они его «недооценивали» и поэтому потеряли.

18 стр., 8621 слов

Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения ...

... должна принадлежать общению и взаимодействию людей. Кроме субъект - субъектного подхода к изучению природы общения, который еще в психологической литературе называют диалогическим (партнер по общению остается ... 2 Особенности делового общения заключаются в том, что — партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; — общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание ...

ШИЗОИД

Общительность шизоида очень избирательна. В основном он людей не замечает, так же как и вещей, всего окружающего мира. Однако, в отличие от паранойяльного и эпилептоида, он все-таки нуждается в понимании и контакте, а значит, и в общении. Но в отличие от гипертима не в общении со многими, а в глубоком общении с очень ограниченным кругом людей. Шизоид может общаться сам с собой, может читать лекции одному единственному студенту, случайно пришедшему на занятия.

ПСИХАСТЕНОИД

Психастеноид застенчив, он боится новых контактов, общения с новыми людьми, ему трудна ситуация, в которой он должен прикладывать усилия для того, чтобы произвести впечатление. В своих старых взаимоотношениях он очень привязчив, ценит именно глубокий личностный контакт, а не общение со многими. В отличие от шизоида привязывается не к тем, кто понимает его, а к тем, кого понял он сам.

Гипотим

Гипотимы нуждаются в круге общения для того, чтобы иметь, кому жаловаться. Им нравится ставить окружающих в известность о той тяжелой ситуации, в которой они находятся, а затем аргументирование отвергать все советы о возможных путях выхода из создавшегося положения: «… это я уже пробовал..». и т.д.

Дружить с гипотимом трудно всем окружающим. Но и ему трудно выбирать друга, т.к. его восприятие людей устроено так, что он замечает в первую очередь плохое.

Гипотиму найти любовь еще труднее, чем дружбу. Но если он связывает с кем-то свою судьбу, то будет хоть и недоволен, но верен.

СЕНЗИТИВ

Сензитив создан для любви. Он любит всех, может полюбить любого, кто к нему расположен. Кроме того, в нем сильна привычка, к нему относится понятие «стерпится-слюбится» Сензитив полностью способен жить жизнью любимого человека, его интересами. Прекрасный пример сензитива — чеховская «Душечка».

2. Перенос и контр-перенос

(из книги Адольфа Гуггенбюля-Крейга «Власть архетипа в психотерапии и медицине» — СПб., 1997 — все выделения в тексте принадлежат составителям

учебного пособия)

В своей книге автор исследует положительные и отрицательные стороны так называемых помогающих профессий, к которым на Западе традиционно относят профессию медика, психотерапевта, психиатра, учителя, социального работника и священнослужителя. Искушение власти над конкретными людьми оказывается столь же характерной чертой, сколь и желание помочь. Избежать опасности проявления власти в профессиональной деятельности позволяет лишь активная жизненная позиция вне профессии и счастливая личная жизнь. Эти и другие тезисы позволяют по-новому взглянуть на проблематику архетипа (модели, идеи, общего образца …) «целителя и больного», играющего решающую роль в помогающих профессиях. Добавим, что автор, сам врач-психотерапевт и эксперт по психиатрии, привлекает внимание читателей к тому факту, что в отношениях «врач-пациент’ часто видна «тень шарлатана», появлению которой и врач, и пациент могут способствовать невольно, некритично относясь к своим желаниям и возможностям.

21 стр., 10460 слов

Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности ...

... (35 человек) Новизна и теоретическая значимость данной работы в том, что в результате эмпирического исследования построена модель критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Практическая значимость ...

‘Реакция переносасостоит в том, что партнеру приписывают желаемые или негативные черты, первоначально присущие отцу, брату, любимому человеку, детям и т.д., а также собственные психологические особенности, которые у него либо вовсе отсутствуют, либо выражены очень слабо. В последнем случае на партнера проецируют, как правило, свои негативные качества. Феномен переноса достаточно хорошо изучен. Этому явлению был посвящен ряд серьезных исследований.

Переносу, подразумевающему проекции, хотелось бы противопоставить отношение или подлинный контакт.Последний характеризуется реалистическим восприятием партнера. Симпатия и антипатия, проявляющиеся в процессе таких отношений, вполне оправданы и продиктованы в первую очередь реальным, а не мнимым поведением партнера. Разумеется, перенос и отношение возникают, как правило, одновременно, а в отдельных случаях могут не иметь границ. При благоприятном стечении обстоятельств перенос преобразуется в отношение. Многие дружбы начинаются именно с переноса. …

В действительности же мистерию отношений можно лишь пространно описывать,поскольку интеллектуальному пониманию она не подлежит. Отказаться от бесплодных размышлений такого рода значит воспринимать другого человека реально и лишь в незначительной степени и с огромной осторожностью решаться на какие-либо общие оценки его личности.Подлинные отношения включают в себя также радости и страдания, которые испытывают в связи с реальными поступками, словами и т.п. партнера. Обмен эмоциями, чувствами и мыслями составляет ткань равноправного контакта.А такие отношения в очень незначительной,если не сказать больше, степени зависят от проекций и переноса.

Часто в психологии упускают из внимания динамические процессы в психике индивида. Что представляет из себя один партнер для другого? Каково значение партнера? Образ другого человека не остается в процессе отношений статичным, напротив, о динамичен и изменчив подобно самой жизни, которую невозможно представить лишенной развития, прошлого, настоящего и будущего. Чтобы реально воспринимать партнера, нужно разделять с ним не только его настоящее, но также прошлое и будущее. …

Если при первом же знакомстве с человеком мы воспринимаем нашего визави подобно моментальному снимку, раз и навсегда составляя о нем мнение, то такое отношение творческим не назовешь. Творческий контакт подразумевает фантазирование, ожидание обнаружить у партнера какие-то желаемые нами качества, возможности, склонности, возникновение различных умозрительных и, быть может, мимолетных образов данного человека и прогноз по поводу предполагаемых наших с ним дальнейших отношений. Несмотря на то, что такие творческие фантазии весьма далеки от т.н. реальности, они, тем не менее, верны подобно сказкам и мифам.Точность фантастических образов сродни летописной, ибо и легендарные источники передают сущность древней истории не хуже, а подчас и лучше, чем научные труды, посвященные этой же теме. Воображение обладает еще одним важным свойством. Оно стимулирует в человеке, на которого фантазии направлены, развитие латентных (скрытых) способностей, ожидаемых от него партнером. …Таким образом, фантазии — это формулировка потенциальных возможностей партнера.

10 стр., 4595 слов

Влияние самооценки и уровня притязаний на судьбу человека и его деловые качества

... Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек ... такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них - результат низкой самооценки одного или обоих партнеров). ...

Данное исследование посвящено тени аналитика. В литературе по психоанализу большое внимание уделяется опасности, сопряженной с контрпереносом Пациент непременно включает аналитика в перенос. Задача аналитика — распознать перенос пациента и определить источник такой реакции. Таким образом, в процессе анализа выявляются невротические комплексы пациента. Реакция аналитика на перенос пациента называется контрпереносом Вконтрпереносе психотерапевт проецирует на пациента психические содержания, являющиеся ответом на перенос анализанда, блокируя тем самым дальнейшее развитие терапевтических отношений. Факт этот широко известен, илюбой высококвалифицированный аналитик умеет распознавать переносы и не допускать возникновения последних.

Психотерапевт не изолирован, и его фантазии во многом инспирированы пациентами, которые относятся к аналитику справедливо, но, как правило, однобоко.В воображении пациента акцентируются в первую очередь теневые аспекты личности психотерапевта. Корыстный циник, который в разговоре с коллегами потешается над бедами пациента, хладнокровный ученый, рассматривающий живого человека исключительно с научной точки зрения, несостоятельный супруг и дурной отец — вот некоторые примеры таких фантазий, зачастую лишающих аналитика способности помочь клиенту. Необходимо еще раз подчеркнуть, что речь здесь идет не о переносе или проекции, а о распознании реальных теневых черт аналитика».

«ЭМПАТИЯ(от греч. етратЬе1а — сопереживание) — 1) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование).

Способность к эмпатии — необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

Эстетическая эмпатия — вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения; 2) эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сострадания).

В основе эмпатии как социального отклика лежит механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать весь набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах эмпатии — сопереживании и сочувствии — выражается отношение человека к другим людям.

Сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Сопереживание может возникнуть как по отношению к наблюдаемым (воображаемым) чувствам другого, так и к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание).

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает». (Психологический словарь, 1996)

12 стр., 5754 слов

Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных этапах брака

... психология супружеских отношений. Предмет исследования: взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье. Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье. Для реализации ... личного, частного в угоду культу общественного служения, общественного долга. Концепция человека свободного от частной жизни проповедовалась всеми возможными средствами: литературой, телевидением, ...

«ЭМПАТИЯ — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер, обобщивший развивающиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э.Клиффорда и Т.Липпса.

Различаются: 1) эмпатия эмоциональная — основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 2) эмпатия когнитивная — базирующаяся на процессах интеллектуальных — сравнение. аналогия и пр. 3) эмпатия предикативная — проявляющаяся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются: 1) сопереживание -переживание тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой, через отождествление с ним; 2) сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого.

Важная характеристика процессов эмпатии, отличающая ее от других видов понимания, как идентификация, принятие ролей, децентрация и пр., -слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.

Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций субъектов». (Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин — Минск, 1997)

Табл.2 «Эмпатия — шкала рейтинга» ( по Айви, 1987)

Инструкция:прежде, чем приписать рейтинг высказываниям консультанта, важно рассмотреть их в контексте того, что сказал клиент. Поэтому сначала обратите внимание на высказывание клиента перед тем, как определять, насколько удачно «включился» психолог или психотерапевт. Оцените каждое предложение консультанта по семибальной шкале эмпатии. Точно так же можнорассматривать и оценивать целью фрагменты беседы.

Уровень 1* Явно неконструктивные действия консультанта во время беседы. Он не способен быть внимательным (резкие жесты, тема беседы скачет), прерывает клиента, пропускает важную информацию.Уровень 2 *Действия консультанта неконструктивны, но неявно, т.к. он слишком старается помочь. Разница между уровнем 1 и 2 — только количественная. Отсутствие внимания здесь не выглядит необычным — все идет как у большинства людей в повседневной жизни.Уровень 3 * Спервого взгляда сеанс протекает нормально. Однако при более глубоком анализе видно, что психолог или терапевт отвлекаются от того, что было сказано клиентом. Пересказ идет близко к тексту клиента, но некоторые оттенки смысла пропускаются. Многие наши повседневные разговоры похожи на эту картину. В результате клиента слышно в минимальной степени; вреда ему не причиняется, но реакция консультанта далека от того, что было высказано клиентом.Уровень 4 *Как считают многие, четвертый уровень — это минимум, который необходим для психотерапии. При этом ответы равнозначны тому, что говорит клиент. Лучший пример равнозначных откликов’ — это точное отражение чувств, пересказ или резюме, которое ухватывает сущность сказанного клиентом. Другой пример эмпатии 4-го уровня — открытый вопрос или самораскрытие, которое облегчает беседу с клиентом. Уровень5 * С этого уровня психотерапия носит уже добавочный характер в том смысле, что консультант вложит что-то дополнительное сверх равнозначной реакции. Сверхточного пересказа или отражения чувств уже идет «мягкая» интерпретация или пробный вопрос, либо имеет место интерпретация, в которой ухвачен неточно смысл сказанного клиентом но вносится нечто, помогающее его росту. Вообще говоря, пятый уровень требует применения методов воздействия или техники вопросов. Неудачное использование этих методик может отбросить вас на уровень-2. Как только вы начинаете использовать методики воздействия, возрастает вероятность совершения ошибки.

Уровень 6 *Консультант на этой стадии — по-настоящему интенциональная личность. Навыки внимания и воздействия используются наряду с эмпатией (конкретность, непосредственность).

Все это продуцирует более высокий уровень психологической помощи Для этого уровня характерны плавные исинхронные жесты.

Уровень 7* Это высочайший уровень, и только немногие психологи и психотерапевты могут его достигнуть. В дополнению к умелому использованию различных микротехник и черт Эмпатии, консультант в состоянии быть «полностью» с клиентом, присоединиться к нему, не теряя при этом своей индивидуальности и не растворяясь как личность. Некоторые называют это «вершиной» взаимоотношений.

«Это и есть эмпатия»

(из книги Ролло Мэя «Искусство психологического консультирования» — М., 1994)

«Он робко вошел в мой кабинет и с извиняющейся улыбкой пожал мою руку своей влажной ладонью. Крупный, рослый, он был похож на большого ребенка Во время беседы он без конца заливался краской и почти не отрывал глаз от пола. Постепенно он разговорился и робким, запинающимся голосом рассказал мне отдельные эпизоды из своего детства, какие-то моменты домашней атмосферы, которые возможно, привели его к настоящим затруднениям.

Слушая его, я совершенно расслабился, остановившись глазами на его лице. Все мое внимание было сосредоточено на его рассказе и вскоре я был настолько поглощен, что ничего не замечал вокруг, кроме испуганных глаз этого большого мальчика, его прерывающегося голоса и захватывающей человеческой драмы его жизни.

Его детство прошло на ферме, отец не любил и не понимал его, да еще вдобавок нещадно бил сына. Удивительно, но в тот момент я почувствовал боль отцовских ударов, словно они сыпались на меня. Затем он бежал с фермы и пост/пил учиться а школу, с огромным трудом зарабатывая себе на пропитание. Окончание школы не принесло радости, а наоборот, породило гнетущее чувство неполноценности. Когда он описывал это чувство, я сам испытал глубокую депрессию, словно это все происходило во мне.

Затем молодой человек рассказал, как рано у него появилась мечта о высшем образовании и как родители издевались над ним, уверяя, что он не выдержит и одного семестра. С упорством бульдога он все же держался за свою мечту и явился в колледж практически без единого цента. С этого момента (а он был на втором курсе) ему приходилось зарабатывать на учебу и пропитание и стараться не отстать в занятиях, к которым он был слабо подготовлен в школе. Рассказывая о своей студенческой жизни, он признался, что его сковывает чувство застенчивости и ущербности и что ему очень одиноко, хотя его окружает живая студенческая среда.

На этом примере следует отметить момент некоторого отождествления психического состояния клиента и консультанта. Его рассказ настолько поглотил меня, что его чувства стали моими. Я переживал как свое собственное чувство отчаяния во время его мучительных школьных лет, его одиночество и жестокость посланных судьбой испытаний. А когда он закончил твердым заявлением, что он скорее умрет, чем бросит учебу, я испытал такое волнение, словно сам принял решение.

Это отождествление было настолько реальным, что, кажется, если бы я в ту минуту заговорил, у меня бы тоже запинался голос. Напрашивается вывод, что его едои психическое состояние консультанта и клиента могут временно сливаться, образуя единое психическое целое.

Это и есть эмпатия. Именно в этом состоянии достигается полное взаимопонимание между людьми. … Большинство людей никогда не задумывались, способны ли они испытывать эмпатиго, и поэтому способность осталась неразвитой, рудиментарной. Но это чувство понятнее священникам, учителям и представителям других подобных профессий, имеющих дело с глубоко личными сторонами людей. Их успех на своем поприще зависит от способности последовать за своим подопечным в глубины его души».

4. Психологические приемы (техники) присоединения

(АЛ.Ситников Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации. — М., 1992)

«Можно выделить три основных этапа стереотипа поведения, направленного на изменение партнера по коммуникации.

А. ПРИСОЕДИНЕНИЕ. Цель: создание аналогового принятия Вас (формирование доверия и эмпатии благодаря конгруэнтности поведения).

Средства:

* Присоединение к дыханию.

* Аналоговое отражение поз, жестов, ритма и амплитуды движений, мимики, темпа речи и мышления и т.п.

* Выявление и отражение модальности внутренних процедур.

* Использование фраз единомыслия.

* Использование местоимения «мы»

* Называние собеседника по имени.

* Демонстрация радости от общения.

* Демонстрация уважения к личности собеседника и его значительности.

* Выявление свойственного собеседнику соотношения времени речи и молчания (это достаточно устойчивый параметр личности).

* Искреннее переживание выше перечисленных составляющих присоединения: только это обеспечит конгруэнтность Вашего поведения.

* и т.п.

Б. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Цель: Создание условий для принятия Вашей информации и изменяющего воздействия на аналоговом уровне с обеспечением необходимой степени подобия прямых и обратных процедур, защита от несоответствия результатов…

Средства:

* Выдерживание удобного собеседнику соотношения речи о молчания.

* Подтверждение согласия с действительно вескими приведенными партнером фактами и аргументами.

* Использование основных ключевых слов собеседника.

* Щедрость на похвалы собеседника в связи с заслуживающими этого фактами.

* Предоставление собеседнику возможности полностью высказаться, излить чувства.

* Демонстрация Вашей способности в случае аргументированного возражения признаться в своей неправоте.

* Пресуппозиция (в косвенной форме) желаемого результата (см. далее).

* Формирование авторитарности (см. далее).

* Инспирирование собеседника на ответы «Да».

* Избегание в речи выводов, советов, оценок.

* Семантическое связывание предполагаемых Вами исходов диалога с позитивными для собеседника ценностями.

Рис. 3 Этапы вхождения в контакт (по Э. Цветкову, 1990)

1. Усиление положительного переноса

2. Позы, жесты.

3. Речь.

4. Основная и ведущая репрезентативная система.

5. Вербальные и невербальные ключи доступа.

6. Дыхание.

7. Психотехнические приемы воздействия.

Р

Слышать

память

Слышать

память

Смотреть

Слышать

Чувствовать

Смотреть

память

ис. 2 Признаки, отражающие факт обращения принимающего решение к собственному опыту или своему воображению (В.Авдеев Психотехнология решения проблемных ситуаций. — М.,1992)

* Условно-рефлекторное связывание различных психофизиологических состояний собеседника с разными аналоговыми сигналами (формирование и закрепление «якорей» см. далее).

* т.п.

ВВЕДЕНИЕ

Цель:Постепенное изменение собеседника на аналоговом уровне.

Средства;

* Постепенное изменение поз, жестов, мимики, темпа речи и дыхания, ритма движений для инспирирования перехода собеседника в психофизиологическое состояние, более адекватное восприятию воздействующей коммуникативной информации.

* Перевод собеседника в режим более адекватной для последующей изменяющей информации модальности.

* Использование сформированных аналоговых якорей для связывания различных исходов поведения, решений и мотивов с необходимыми в соответствии с целями воздействия оценочными ощущениями соответствующих психофизиологических состояний.

* Аргументированное убеждение с подтверждением уважения к собеседнику, его доводам (или на основе его доводов).

* Постепенное подведение методом представления фактов с недоделанным выводом собеседника к самостоятельному генерированию вытекающего вывода с позитивной оценкой «его» умозаключения или решения.

* и т.п.

Различные элементы предложенной в столь упрощенном виде технологии изменения (в т.ч. убеждения) эмпирически выведены и проверены в юриспруденции, в психотерапии, в деловой и личностной коммуникации. Она отвечает главному требованию эффективной коммуникации — обеспечению необходимого изменения аналогового представления (а, следовательно, и мотивационного), что достигается при создании условий достаточного подобия знаково-аналоговых процедур (совпадением модальностей, близким психофизиологическим состоянием), аналоговым позитивным подкреплением желательных аналоговых образов решений и программ действий на фоне устойчивого межличностного эмпатического контакта с обратной связью состояния, конгруэнтности и параметров внутренних процессов, происходящих в собеседнике. В связи с более тесной связью аналоговой информации и мотивации действия (словами Э. Куэ: «Нашим поведением управляет не воля, а воображение..».) такое изменение как бы изнутри будет в дальнейшем реализоваться в виде мыслей, выводов, действий в необходимом направлении при полном ощущении внутреннего согласия, убежденности в верности, самостоятельности и правоте подобного собственного выбора. Для доказательства своих аналоговых представлений человек будет использовать весь логический аппарат, творческий потенциал и энергию действий».

Как определить насколько эффективно ваше присоединение к партнеру

(Э. Цветков Тайные пружины человеческой психики)

«Подстройка позволяет вам установить максимально конгруэнтное взаимоотношение с вашим собеседником и тем самым повысить эффективность контакта. Но не только. Благодаря ей вы занимаете более сильную и выгодную позицию, которая даст вам возможность контролировать ситуацию. В этом случае вы способны добиться от других желаемых результатов и ожидаемых реакций, о которых раньше не могли и подумать.

Однако подобное достижение срабатывает при одном условии -полном присоединении. Со временем вместе с оттренированными навыками у вас вырабатывается психологическое чутье, чтобы улавливать тонкие нюансы в личностных изменениях, но для начала действуйте в соответствии с формулой, которая поможет вам быстро сориентироваться в том или ином положении.

Присоединение произошло, если:

1. Вы меняете позу, и ваш партнер, невольно подстраиваясь к вам, занимает такую же.

2. Ваш партнер начинает имитировать ваши жесты и речь. Если вы убедились в том, что два этих параметра сработали, то

можете сделать вывод, что вы интересны, к вам испытывают внутреннюю

симпатию и вы имеете шанс на успех.

Свое оптимальное положение вы можете усилить с помощью такого

приема как ведение».

Ведение (там же)

Ведение — это описание той реакции, которую вы хотите вызвать у вашего партнера с переключением вектора внимания в его внутреннюю реальность. Иными словами, ведение представляет собой такой способ

взаимодействия, когда ваш оппонент, не осознавая того, склонен принимать вашу сторону без какой-либо критики или сопротивления.

Когда вы проверяете, насколько эффективным оказывается ваше присоединение и при этом убеждаетесь, что оно эффективно, то вы уже по сути «ведете» своего партнера.

Постарайтесь удерживать это ведение, фиксируя его готовность менять свое поведение в зависимости от вашего. И здесь осознайте важное правило.

Если ваш партнер неосознанно имитирует («отзеркаливает») ваши позы, жесты, особенности речи, то тем самым он бессознательно подчеркивает свое согласие с вашим поведением. А, соглашаясь с вашим поведением, он всегда согласится с вашими мыслями, словами, предложениями и установками.

Именно в этот момент постарайтесь осуществить свои намерения, которые могут быть связаны с тем лицом, в котором вы заинтересованы.

Если перед вами деловой партнер, с которым вы раньше испытывали проблемы, то в данной ситуации уверенно рассчитывайте на разрешение этих проблем. Вы терпели неудачи с подписанием или оформлением контракта? В данной ситуации вас ждет успех — не сомневаясь и не колеблясь, оформляйте и подписывайте важные для вас бумаги.

Трудный пациент с большей готовностью воспримет и усвоит внушение, которое раньше не оказывало никакого воздействия.

Строптивая жена или муж охотно согласятся с теми вашими идеями, которые несколько минут назад вызвали бы только раздражение или откровенное сопротивление.

Подчиненный быстрее выполнит поручение, а начальник легче пойдет навстречу вашим пожеланиям.

Не прибегая к драматическим эффектам, вы загипнотизировали этих людей.

Разрыв стереотипов.

Люди устроены так, они стремятся к определенности. Стереотип помогает создать эту определенность. Это естественный процесс и естественный механизм, потому что ситуация неопределенности вызывает состояние тревожности, осознанной или скрытой.

Когда мы разрываем стереотип, мы разрушаем прогнозируемую определенность и тем самым снимаем с человека его привычную психологическую защиту. Таким образом мы приводим его в состояние кратковременного транса … У людей, как правило, подобное состояние длится недолго — от секунды до нескольких секунд, потому что сознание, которое вначале как бы нырнуло в глубины психики за возможной инструкцией относительно того, как оценить создавшуюся ситуацию и в соответствии с оценкой выбрать ту или иную стратегию поведения, возвращается обратно, восстанавливает в своих правах цензуру и критические барьеры и дает возможность субъекту осознать то, что произошло.

Поэтому программу или внушение следует закладывать до того, как произошел момент осознания, то есть в краткий промежуток транса. ..».

5. Отсутствие контакта в практике врача

(Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение)

» В основе наших действий лежат все процессы, которые служат для осмысления внешнего мира, а также чувства или эмоции, при помощи которых индивид реагирует на воздействия внешнего мира и которые мотивируют индивида к совершению определенных действий.

Отдельно следует рассмотреть следующие действия:

В случае амбитенденциимы одновременно испытываем возникающие параллельно, но действующие в противоположных направлениях импульсы воли, которые делают невозможным принятие какого-либо решения.Автоматизмы —это все те действия, которые совершаются без подключения воли.

Командная автоматика —это рефлекторное выполнение приказаний. При эхолалииили эхопраксиивоспроизводится все услышанное или увиденное. Совершающий действия подобен зеркальному отражению.Кривляниепредставляет собой бессмысленные движения и клоунские ужимки.Гримасничанье это беспричинное искажение выражения лица и демонстрирование гримас, т.е. бессмысленные мимические движения.Логоклониейобозначают многократное повторение начальных слогов слов.Логорияпредставляет собой порывание к быстрой, безостановочной речи, когда при этом неясен какой-либо смысл или какая-нибудь взаимосвязь.Манерничанье это особые привычки в поведении, свидетельствующие о желании попозировать (покрасоваться).Негативизмприводит к поведению, имеющему противоположное значение. В ответ на приглашение что-либо сделать автоматически делается обратное этому или вообще ничего. Если тому, кто страдает негативизмом, протянуть руку, то он отведет свою в сторону.Неологизмы —это словесные преобразования (слова, придуманные тем или иным человеком).

Если из таких неологизмов складываются целые предложения, то тогда их обозначают как искусственную, собственную или частную речь.Пуэрилизм —это утрированное подражание детской манере говорить и себя вести.Стереотипичностьюобозначают частное повторение одно и того же бессмысленного движения или положения. Часто оно представляет собой рудимент п,режде вполне разумного способа выражения. Речевые стереотипы обозначают как вербигерация. Мы можем различать стереотипичность действий и движений.Тикпредставляет собою повторяющееся в одной и той же форме быстрое и непроизвольное подергивание какого-либо мускула, при котором нередко наблюдается и выразительный смысл.Вынужденный действиемсчитается такое, которое осознается как бессмысленное и воспринимается как доставляющее мучения, но которое тем не менее не могут в себе подавить».

6.1 «Вы и Ваше окружение»

(«Кроссворды для руководителя» — М., 1992)

Как складываются ваши контакты с окружающими людьми? Со всеми ли вам удается найти взаимопонимание? Кого вы избегаете? Кого вы любите? Если вы сами не можете дать себе четкие ответы на эти вопросы, вам поможет в этом приведенный ниже тест.

Чтобы ответить на него, посмотрите сначала на нижеследующий рисунок, на котором изображено 15 «человечков» — каждый в своей особой позе. Кто из них кажется вам симпатичным, а кто нет? При определении своего отношения к ним вы можете воспользоваться пятью возможными оценками: а) очень симпатичный; б) симпатичный; в) безразличен; г) не очень симпатичный; д) очень несимпатичный. После оценки каждой из 15 фигурок на рисунке подсчитайте, воспользовавшись для этого таблицей, количество набранных вами очков.

-I 4

8 Л» 9

*1 10

11

14

Если вы набрали:

120-130 очков,это может свидетельствовать о том, что вы не выносите принуждения и всякого рода обязательств и потому стараетесь не допускать, чтобы вам что-нибудь приказывали в любой из сфер. Но там, где отношения строятся на добровольности, вы готовы на все. Вы умеете идти другим навстречу, хотя не всегда вам этого хочется, поскольку главным всегда считаете собственную независимость. Если бы вы еще были способны вести более

1

2

3

4

5

6

7

в

9

10

11

12

13

14

15

а

4

14

10

7

2

5

12

3

8

13

11

15

1

9

6

б

5

15

11

8

3

6

13

4

9

14

12

16

2

10

7

в

6

16

12

9

4

7

14

5

10

15

13

17

3

11

8

г

7

17

13

10

5

8

15

6

11

16

14

18

л^

12

16-

9

а

8

18

14

11

6

9

16

7

12

17

15

19

5

13

10

уверенно и вообще верить в себя (для чего у вас есть все основания), без следа исчезли бы мешающие вам ложные представления о каком-то явном превосходстве над вами окружающих.

131-143 очка:это скорее всего доказывает, что без особых трудностей и внутреннего сопротивления вы всегда можете пойти навстречу тем людям, которые вам нужны или симпатичны. Вам присуще определенное ощущение собственного превосходства, что снимает барьеры в общении с окружающими -вы не боитесь, что не сможете справиться с их просьбами и ожиданиями. Если же кто-то на вас «наскакивает» или пытается запугать, ответом с вашей стороны будет агрессивная реакция. Правда, потом вы злитесь на себя, что вас заставили вести себя так, как вы не любите.

144-156:это показывает, что вам удается со всеми найти общий язык и прежде всего потому, что в каждом вы видите равноправного партнера. Это не означает, однако, что вы легко уступаете или поддаетесь влиянию других. При конфликтах с окружающими вы всегда умеете трезво оценить реальную ситуацию и ожидаете от окружающих того же.

157-169:такую сумму очков можно расценить как признак того, что в своем окружении вы всегда стараетесь добиться понимания и признания. Если вам это удается, наградой становится способность правильно себя вести даже в ситуациях трудных и неприятных для вас. Вам нелегко установить контакт только с теми людьми, которые тщательно маскируют свое истинное отношение к вам. Тогда вы чувствуете себя неуверенно и в душе предпочли бы уйти. Ваша позиция диктуется прежде всего эмоциями и потому лучше будет, если вы время от времени будете больше прислушиваться к голосу разума, а не к хору чувств.

Свыше 169 очков:вы готовы сделать все, чтобы договориться со своим окружением, даже ценой конформизма и отказа от собственного «я». Тот, кто хорошо с вами знаком, вполне может этим воспользоваться себе на пользу, а вы этого и не заметите. Ваша манера отношений с людьми вынуждает вас тратить на эти отношения больше сил и эмоций, чем нужно на самом деле. Если бы причины трудностей и неудач во взаимоотношениях с окружающими вы искали бы не только в себе, но и в окружающих, более трезво оценивая их поведение и анализируя их интересы, вам стало бы жить куда легче.

6.2 Эмоциональное состояние

(«Скажи мне, какое эмоциональное состояние изображено…». // А.Н.Сизанов Психологические игры. — Минск, 1995)

Всмотритесь в схематическое изображение лиц на рисунке и по некоторым деталям попробуйте определить эмоциональное состояние в каждом случае. Проверьте правильность ответов.

6.3 «Умение слушать».

(Мадлин Беркли-Ален «Забытое искусство слушать») «Чтобы лучше понять собственно процесс слушания, выберите

время и проанализируйте невербальные аспекты поведения. Представьте

себя в роли говорящего.

Поставьте букву П («положительный») для тех поведенческих

аспектов, которые вы — говорящий — используете для того, чтобы привлечь к

себе внимание слушателя, и Н («негативный») — для тех, которые, по вашему

мнению, обычно мешают слушателю вас слушать.

(___) 01. Приподнятые брови

(___) 02. Улыбка.

(___) 03. Кивок головой.

(___) 04. При сидении на стуле корпус слегка наклонен вперед.

(___) 05. Молчание.

(___) 06. Морщить лоб.

(___) 07. Взгляд мимо слушателя.

(___) 08. «Бегающий» взгляд.

(___) 09. Свободная, расслабленная поза.

(___) 10. Прикосновение.

(___) 11. Предупредительность, внимательность.

(___) 12. Руки на затылке.

(___) 13. Неподвижность.

(___) 14. Беспрестанное хождение.

Ответы к тесту на стр. 21 — «Эмоциональное состояние»

Проверьте, правильно ли вы угадали эмоциональное состояние на каждом рисунке правильные ответы: 1 — внимание, удивление; 2 — сомнение, недоумение; 3 — недовольство, брезгливость; 4 — отвращение; 5 — агрессия, жестокость; 6 — смех; 7 — горе, печаль; 8 — презрение. Если вы правильно «прочитали» шесть и более рисунков, значит, вы внимательны, наблюдательны, хорошо различаете нюансы мимики, что предсказывает наличие у вас большого воспитательного потенциала. Вы хорошо сможете разобраться в психологии ребенка, вовремя заметить изменения в его поведении, проявите сочувствие и сопереживание. _______

15. Наклон головы.

16. Зрительный контакт.

17. Вздохи.

18. Прищур глаз.

19. Замкнутость в себе.

20. Польщенный вид.

21. Сердитый вид (нахмуренные брови).

22. Обращение к слушателю.

23. Тяжело плюхнуться на стул.

24. Скрещенные на груди руки

25. Покачивание головой.

26. Прищуривание глаз.

27. Вытягивание шеи вперед.

28. Взгляд «сквозь» слушателя.

29. Критическое выражение лица.

30. Взгляд, направленный прямо на слушателя.

31. Постукивание пальцами.

32. Пожатие плечами.

33. Надувание щек.

34 Оттянутые вниз уголки рта.

35. Покачивание ногой, поза «нога на ногу»

36. Дрожащие пальцы.

Одни варианты поведения большинством людей интерпретируются одинаково, другие — по-разному. Признано, что поведенческие акты, описанные под номерами 1, 6, 7, 8, 12,14,15,18, 19, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 34, 35, 34, 35, 36, воспринимаются негативно, остальные — положительно. …

Еще одним примером невербального поведения, которое может иметь несколько интерпретаций, является молчание. Оно может быть «холодным», заставляющим нас содрогнуться; оно может быть «теплым» — в ответ нам хочется продолжать говорить, ощущая поддержку слушателя; молчание может быть и нейтральным стимулом для продолжения сообщения «Уход в себя» может быть признаком разного: старания уклониться, желания прекратить слушать… . Когда мы прекращаем слушать и погружаемся в себя, произвольная мышечная регуляция приостанавливается, мы начинаем реже моргать, взгляд становится неподвижным, словно остекленевшим. … Когда говорящий так ведет себя, слушатели часто ощущают значительный дискомфорт».

7. Тренинг общения

7.1 Нулевая позиция слушателя-терапевта (Дж. Энрайт «Позиция слушателя-терапевта») Чем меньше сигналов производит слушатель? тем в большей мере реагирует на них говорящий (пациент).

Эта позиция основана на двух принципах. Согласно первому, говорящий может сам, без входных сигналов извне, вести монолог в наиболее подходящем для него темпе и, преодолевая всевозможные трудности, но будет делать это лучше и с большей энергией в присутствии слушателя. Термин «входные сигналы извне» включает в себя не только слова, но и невербальные средства коммуникации: жесты, выражение лица, мимика, междометия, покашливание и т.д. Такие сигналы (в общем-то, в основном вербальные) отвлекают говорящего от формулировок, которые кажутся ему точными и адекватными, одновременно склоняя его к таким формулировкам, которые по сути являются «смесью» его истинных интенций того, что уже усвоил из предыдущего слушатель. Поскольку очевидно, что чем меньше внешних сигналов принимает говорящий, тем в большей мере он реагирует на каждый из них, представляется весьма важным вообще элиминировать какие бы то ни было входные сигналы извне.

Уже Фрейд, разрабатывая основы психоанализа, нашел решение этой проблемы в выходе терапевта из непосредственного поля зрения пациента. Это находится в согласии с первым принципом, но присутствие слушателя становится для говорящего скорее теоретическим фактом, а не чувственным опытом. Тем самым утрачивается благотворное влияние присутствия слушателя. Поэтому в рассматриваемой позиции терапевт продолжает находится перед говорящим, но его задача — сохранить в течение всего контакта неизменно спокойное, бесстрастное выражение лица и нейтральную экспрессию позы.

Говорящий затрачивает в такой ситуации много сил на слежение за выражением лица терапевта, ожидая, а иногда и домысливая в воображении его реакцию. В конце концов эта практика оправдывает себя: говорящий имеет возможность определить, в каких сферах он чувствует себя наименее уверенным и ожидает психологической поддержки партнера или оценки. Видимое присутствие слушателя, даже если он никак не реагирует, является для говорящего сильным мотивирующим фактором. Это и является основным компонентом нулевой позиции. СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ

Слушатель сидит напротив говорящего в экспрессивно нейтральной, свободной позе, в готовности к контакту. Не следует опускать голову, сплетать пальцы рук, закладывать ногу за ногу и т.п. Задача слушателя — в максимальной мере сосредоточиться на слушании, ничем не выдавая своей реакции и отношения к услышанному. На первых порах рекомендуется выдерживать эту позу в течение десяти минут. При дальнейших тренировках становится возможным удлинение сеанса. КОММЕНТАРИЙ — Слушатель, избавленный от необходимости проявлять отношение к монологу говорящего, получает возможность лучше слушать. Обсуждаемая позиция, хотя и самая простая, может оказаться наиболее важной из всех рассматриваемых ниже, как в плане психотерапии, так и обучения психотерапевтической коммуникации. Слушатели, прошедшие тренировку в этой позиции, отмечают, что, особенно, поначалу им чрезвычайно мешают сложившиеся стереотипы, требующие «поддерживать» собеседника, дать совет, «быть любезным» и т.п. Для некоторых «внутренний шум», связанный с желанием реагировать на слова говорящего, так силен, что они просто не в состоянии внимательно слушать собеседника. «Шум» этот, однако, постепенно стихает и многие начинают замечать, что им удается слушать и понимать говорящего гораздо лучше в этих условиях, когда они избавлены от необходимости внешне оформлять свои реакции и комментировать услышанное.

Девиз такого образа действий — «Не научишься ничего делать хорошо до тех пор, пока не научишься хорошо ничего не делать» Если ты «должен» что-то сказать, у тебя нет возможности свободно и точно определить, что именно ты хочешь сказать. Если же ты не чувствуешь обязанности что-либо говорить, то у тебя есть время и свобода, необходимые для точной формулировки того, что ты хочешь сказать.

Обычным в самоотчетах студентов, проходивших тренировки в нулевой позиции, является наблюдение, что пациент сам приходит к формулировке или точке зрения через 1-2 минуты после того, как слушатель воздержался от высказываний подобных мыслей. Многие студенты начинали относиться к пациентам с большим уважение» и откровенностью после приобретения такого опыта.

Сколь же часто отмечается, что интервенция слушателя нечувствительным образом уводит говорящего от его собственной версии проблемы в сторону концепции, в основном отражающей мнение слушателя-терапевта».

7.2 Шесть способов улучшить навыки слушания

(Час занимательной психологии. – Москва — Воронеж, 1997) «

1. Учитесь медленно сосредотачиваться, практикуйте упражнения типа: «Сколько будет два плюс три минус пять плюс четыре, помноженное на два минус шесть?»

2. Устройте себе радио- или телеэкзамен: послушайте вместе с кем-нибудь передачу и проверьте, сколько положений, высказанных в этой передаче, вы оба запомнили, попытайтесь найти общую точку зрения на главную идею, содержащуюся в основных выводах передачи.

3. Отключайтесь от того, что отвлекает ваше внимание, не пытайтесь слушать и одновременно делать еще два или три дела.

4. Учитесь понимать точки зрения, противоположные вашей: следите за своим подсознательным стремлением перестать слушать и придумать «достойный ответ» Вместо этого готовьте вопрос, относящийся к словам вашего собеседника. Этот вопрос отнюдь не должен «убивать» собеседника, он просто должен дать ему понять, что вы начинаете вникать в смысл сказанного.

5. Повторяйте про себя распоряжения и указания. Если вы не сможете этого сделать, вы, без сомнения, не сможете ни точно запомнить их, ни правильно выполнить.

6. Помогайте слушать другим: мы поощряем в наших детях привычку невнимательно слушать, повторяя одно и то же по несколько раз до тех пор, пока не привлечем внимание ребенка или не добьемся послушания. Обращение к ребенку должно быть произнесено только один раз. Если он не послушался, его следует разумно наказать, с тем, чтобы он научился слушать, что ему говорят, с первого раза. В свою очередь, мы должны сами быть для детей хорошим примером, откликаясь на их слова с первого раза».

7.3 «Кодекс оптимального поведения» (фрагменты)

(Э. Цветков Великий менеджер или мастер влияния. — М., 1997, С.65-82)

21. Если ты можешь исправить последствия своей ошибки, то ты еще не ошибся.

22. То, что случается, случается вовремя.

41. Не стремись быть сильнее соперника, но ищи, где соперник слабее тебя.

42. Когда любишь своего врага, ты лучше его узнаешь. Чем больше ты его узнаешь, тем большее преимущество ты получаешь над ним.

43. Не всегда можно победить, но всегда можно сделать себя непобедимым. Победа зависит от противника. Непобедимость — от себя самого.

63. Не торопи события. Позволь процессу развернуться самому.

64. Молчание — великий источник Силы.

65. Периодически покидай людей и возвращайся к молчанию. Учись возвращаться к самому себе.

66. Молчание и ясное чувство бытия — источники любого эффективного действия.

69. Слушай скорее легко, чем усердно. Оставь усилия, затрачиваемые на вслушивание в каждое слово. Погрузись в свое внутреннее молчание и наблюдай за собой. Тогда в тебе откроется возможность ясного слышания.

70. Познавай свои собственные глубины, и ты сможешь разговаривать с глубинами другого.

71. Когда ты освобождаешься от того, что ты есть, ты становишься тем, кем ты можешь быть.

75. Когда ты оставишь попытки внушать, ты станешь довольно внушительным.

76. Истинная способность влияния не основана на технических приемах или наборе управления. Находись в Бытии, а не в Делании.

77. Помни сокровенную мудрость: отдай — чтобы достичь.

79. Находись в Бытии, а не в Делании. Используй формулу: Быть — Делать -Создавать. Если ты хочешь что-то создать, спроси: «Что я должен для этого делать?» Но не спеши делать, повторяя ошибки многих -тех, которые пытаются суетливо что-то делать, но ничего не достигают. Отступи еще на один шаг, к началу формулы, и снова спроси: «Каким я должен для этого быть?» И оставайся в Бытии. И Делание будет делаться само, без твоего участия. Но ты получишь четкий, конкретный результат, именно тот, который ты хотел создать. В этом — ядро магии.

88. Твое влияние начинается с тебя и распространяется дальше, как рябь на воде.

90, Доверяй тому, что происходит. Принимай то, что происходит. Доверяя и принимая, ты сохраняешь силу.

95. Тот, кто начинает спор, заведомо оказывается в слабой позиции, потому что он хотя и негласный, но проситель.

98. Учись различать обратимое и необратимое — и ты научишься владеть временем.

Контрольные вопросы по теме

Тесты из книги А.Ю.Панасюка А что у него в подсознании? — М., 1996

01. Классически красиво в любом человеке то, что (выберите один ответ).

а) приятно взгляду;

б) целесообразно (было и есть);

в) привлекает к человеку;

г) считается красивым;

д) у каждого свое понимание «красивого»;

02. Зачем женщины красят губы красной (или близко к красному цвету) помадой? (выберите наиболее точный ответ)

а) чтобы быть красивой ;

б) чтобы привлекать мужчин (красным цветом);

в) губы — наиболее чувствительная часть лица;

г) чтобы показать здоровье;

д) чтобы нравиться другим;

е) потому, что так принято;

03. Нет связи между ростом человека и уровнем его социального статуса. Эта мысль (выберите один ответ):

а) скорее всего, в сознании людей, а не в их подсознании;

б) скорее всего, в подсознании людей, а не в их сознании;

в) в равной мере представлена как в сознании людей, так и в их подсознании;

04. Поджав губы, какую фразу легче произнести (искренне)? (перед выбором одного ответа попытайтесь произнести эти фразы, поджав при этом -достаточно крепко- губы):

а) «Я ненавижу таких людей»;

б) «Я люблю таких людей;

в) «Я рад вас видеть»;

г) «Мне интересная ваша идея»;

д) Предлагаю сделать перерыв на отдых»;

05. Когда люди обмениваются взглядами чаще?

а) при серьезной беседе;

б) при легкой беседе;

06. Голова Вашего собеседника повернута к Вам, но корпус — чуть в сторону. Для вас это скорее(выберите один ответ):

а) ничего не значит;

б) скорее это «плюс», чем «минус»;

в) скорее это «минус», чем «плюс»;

г) «плюс» или «минус» — в зависимости от других знаков коммуникации;

07. Вялое рукопожатие, скорее всего, говорит о (выберите два ответа):

а) безразличии;

б) неискренности;

в) беспечности;

г) внутренней слабости;

д) скрытой агрессивности;

08. Позиция «рука у рта» «читается» как проявление (выберите один ответ):

а)запрета на самоговорение;

б) неуверенности;

в) агрессивности;

г) зависимости;

09. Если во время беседы Ваш партнер внезапно откинулся на спинку кресла и через несколько секунд не вернулся в исходное положение, то, вероятнее всего (исключите две маловероятные гипотезы):

а) он понял, что Ваша идея — не для него,

б) он принял решение оказать Вам; в) что-то ему не понравилось;

г) это не дает никакой информации, так как не является знаком «языка тела» в строгом смысле этого слова:

д) просто он приглашает вас к ответу на свой вопрос (на свое предложение);

г) скорее всего у него начал пробуждаться интерес к вашим словам;

Вопросы ЯГМА

10. Психологические «техники» присоединения в наибольшей степени связаны с (выберите один ответ)

а) «отзеркапиванием» позы и жестов;

б) пристройкой к ведущей системе репрезентации опыта;

в) «отэеркапиваем» ритма и темпа речи;

г) все ответы верны.