Психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников

ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО

УНИВЕРСИТЕТА В Г. МИНСКЕ

Специальность «Психология»

Вечернее отделение

Группа ПВ.01.02.

МИРОНЧИК НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Научный руководитель:

старший преподаватель

Антипова Н.Е.

Минск, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------- 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ----------------------------------- 4

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Понятие общих способностей----------------------------------------- 5

1.2. Природа и факторы развития способностей---------------------- 11

1.3. Понятие творчества и творческих способностей---------------- 16

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и проведение эмпирического исследования------- 20

2.2. Анализ результатов исследования творческих

способностей у дошкольников------------------------------------------------ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------- 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ----------------------- 26

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1-------------------------------------------------------------------- 27

Приложение № 2-------------------------------------------------------------------- 28

ВВЕДЕНИЕ

Природа человеческих способностей волновала мыслителей уже в античности. Попытки и х философского осмысления можно найти в трудах Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского и Спинозы.

А собственно психологическим изучением способностей намного позже стали заниматься такие ученые как Спирмен, Торндайк и другие. Они интересовались не только сущностью способностей, их обусловленностью биологическими и социальными факторами, но и проблемами общих и специальных способностей. Хотя проблема развития способностей еще не имела такой социальной значимости. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

4 стр., 1780 слов

Развитие двигательных способностей у дошкольников

... способностей у дошкольников Объект исследования- развитие двигательных способности у дошкольников. Предмет :процесс развития двигательных способности дошкольника на прогулке. Задачи работы - раскрыть способности ... рекомендации для родителей по проблеме развития двигательных способности детей 1. Особенности развития ... способностей на прогулке 34 Заключение 38 Список литературы 40 Приложение 1 42 Введение ...

В современном обществе ситуация коренным образом меняется. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст­венного труда почти вовсех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что способности человека, особенно творческие, следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече­ством — результат деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече­ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Тема моей курсовой работы необычна и на первый взгляд по своей социальной значимости не актуальна. В современном обществе психологи и педагоги сталкиваются с проблемой развития неврозов и других психических заболеваний на почве неудовлетворенности собственной работой, которая связана с ошибочным выбором, не соответствующим его способностям. А истоки этого лежат в том, что не акцентируются внимание на развитии и проявлении способностей еще в дошкольном возрасте, когда ребенку необходимо помочь в проявлении, а в дальнейшем и в развитии его способностей, учитывая, конечно, наследственные задатки.

20 стр., 9828 слов

Особенности психологических состояний дошкольников, живущих в неполной семье

... ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра общей психологии Дипломная работа Особенности психологических состояний дошкольников, живущих в неполной семье Москва ... детей из неполных семей и их невысокой способности строить конструктивное межличностное взаимодействие. И.Ф. ... состояний и закрепление представлений о них в художественно- творческой, сценической, игровой деятельности, - позволяют расширить область ...

Цель моей курсовой работы: выявить психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников.

В ходе работы я поставила перед собой следующие задачи:

— Проанализировать теоретические аспекты психологических особенностей проявления творческих способностей.

— Выявить психологические особенности творческих способностей у дошкольников.

— Исследовать психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников

Объектом исследования данной курсовой работы являются творческие способности. Предмет данной работы — психологические особенности проявлений творческих способностей.

В данной курсовой работе я применила следующие методы научно-психологического исследования.

1. Теоретический анализ литературных источников по данной теме.

2. Проективное тестирование творческих способностей у детей дошкольного возраста (методики «Солнце в комнате» и «Как спасти зайку», авторы В. Синельников и В.Кудрявцев.).

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматри­вается проблема изучения способностей в психологии, а именно понятие способностей, их классификация. Кроме этого рассматриваются особенности проявления и развития способностей.

Во второй главе проводится эмпирическое исследование творческих способностей у дошкольников и анализируются результаты. На основании их делается вывод о влиянии социума на проявление творческих способностей у детей.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Понятие общих способностей

Способности изучают различные науки — философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.

Несмотря на это, термин «способности» многими психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями пони­мают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наи­более широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII—XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое при­обретение, закрепление и эффективное использование на практике.

11 стр., 5354 слов

Личностные особенности творческого человека

... . 3.ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ Новейший психологический словарь определяет психические свойства как «индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического ...

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные осо­бенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения ка­кой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

На основании вышеизложенного приходим к выводу, что способности — это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определенной деятельности.[3, с.246]

К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения дея­тельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; (тонкость цветоразличения — для художника-живописца).

5 стр., 2337 слов

Развитие способностей, одаренности и таланта

... и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности. Проблема таланта и гениальности стоит ...

Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятий, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они формируются, на базе тех или иных особенностей психических процессов, но включают и эмоционально-болевые моменты, элементы отношения, имеют личностную окраску (например, математическая направленность ума как тенденция вычленять математические отношения при восприятии, видеть мир «математическими глазами»).

Кроме этого необходимо усвоить, что хотя способности и включают в себя определенные знания и навыки, но отнюдь не сводятся к ним. Хотя в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляются.

Различные виды деятельности, отличаясь своим со­держанием, предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особен­ности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональ­ной уравновешенности, богатства воображения, рас­пределения внимания, более развитого словесно-логи­ческого мышления и т. д.), но и их комплексов. Учеб­ная деятельность, большинство видов квалифицирован­ного труда предъявляют к личности комплекс психо­логических требований. Различие в требованиях, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.

В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкова­ния видов и структуры способностей, но наиболее общеприняты­ми считаются выделение способностей по видам деятельности. Например, существуют способности к приобрете­нию знаний, музыкаль­ные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.

Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные— это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требую­щие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в ко­торых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясня­ется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенци­альные способности в соответствии со своей психологической при­родой, для этого может не иметься объективных условий и возмож­ностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способ­ности составляют только часть потенциальных.

12 стр., 5643 слов

Психологическая характеристика способностей и задатки человека

... способности и успешности деятельности Понятие о способности. Определение способностей по Б. М. Теплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей. Характеристика общих способностей. Теоретические и практические способности ... агентом в развитии способностей человека только через активную деятельность самого человека в данной ...

Наиболее общую классификацию способностей выделяет Маклаков: общие и специ­альные.

Общие способности это те, которые оди­наковым образом проявляют себя в различных видах человечес­кой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внима­тельность, память, воображение, речь, ручные движения, рабо­тоспособность.

Специальные — это способности к определенным видам дея­тельности, таким, как музыкальные, лингвистические, матема­тические. [8, с.535]

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят неко­торые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил СЛ. Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реаль­ной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствую­щих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

Помимо разделения способностей на общие и специальные, В.А.Крутецкий разделяет способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склон­ность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к кон­кретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способно­стей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Боль­шинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей[11, с 245].

4 стр., 1660 слов

Влияние различных видов деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста.

... дошкольного возраста. Оценить уровень развития технических умений и творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности. Дать психолого-педагогическое обоснование творческой деятельности дошкольников. Выявить в рисунках ...

Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое А.Г. Маклаковым. Они отлича­ются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возмож­ность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духов­ной культуры и др. Если мы попытаемся определить, какие способности из дан­ной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания при­оритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в со­стоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предше­ствующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные спо­собности — это, прежде всего, общие способности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества

[8,с 537].

Помимо разграничения на общие и специальные, учебные и творческие и т. п., способности также делят по уровню их развития на ода­ренность, мастерство, талант и гениальность. Одаренных людей очень много. Можно сказать даже, что людей, не имеющих возможности проявить свою одаренность ни к чему на свете, нет вообще (если только данный человек не стра­дает серьезным психическим расстройством).

Все дело в том, как помочь ему найти свое призвание. Талантливых же людей, т. е. достигающих особенно высокого уровня развития способностей, значительно меньше. Ну, а гении встречаются исключительно редко. [2, с 456].

Одарен­ностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не толь­ко наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходи­мыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одарен­ность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Ода­ренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной дея­тельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере бу­дут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным обра­зом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на ма­тематике, другие — на истории, третьи — на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их разви­тия, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Высокую степень способностей личности к опреде­ленной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, сопровождающихся достижениями наиболее высоких результатов, называют талантом. Талант человека, направляясь выраженной потреб­ностью в творчестве, всегда отражает определенные общественные запросы. Развитие талантов решающим образом зависит от общественно-исторических условий. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, не только в области науки или искусства. Поэтому талантливым может быть и леча­щий врач, и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий. Как правило, талант всегда сочетается с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант — это труд, умноженный на тер­пение, талант — это склонность к бесконечному труду. Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия дляполноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкрет­ных задач, которые стоят перед данным обществом

Гениальность — это высшая степень одаренности. О гениаль­ности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 че­ловек. Так, мы говорим о ге­ниальности Моцарта в музыке, Ч. Дарвина в естествознании, М. В. Ломоносова в физике и механике, Д. И. Менделеева в химии и т. д. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.

1.2. Природа и факторы развития способностей.

Прежде чем говорить о природе способностей, необходимо ознакомится с понятием задатков, т.к. они являются природными предпосылками способностей.

П.А. Рудик понимает под задатками врожден­ные анатомо-физиологические особенности организма, которые об­легчают развитие способностей. Для способностей преимуществен­но в двигательной деятельности такими задатками могут быть осо­бенности лабильности нервно-мышечной системы, для интеллекту­альных способностей — подвижность нервной системы, хорошее кровоснабжение мозга и т. п. К задаткам могут относится некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, ти­пологические свойства нервной системы, от которой зависит быстрота образования временных нервных свя­зей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и др. [13, с 132].

Задатки создают предпосылки для развития способностей, слу­жат для них основой, но совершенно не однозначны им и не опре­деляют их развития «автоматически». Способности не заключены в задатках. Зада­ток не потенциальная способность (а способность — не задаток в развитии), так как анатомо-физиологическая особенность ни при каких условиях не может развиваться в психическую особенность. Следует учитывать также, что природные предпосылки сами по се­бе являются продуктом исторического развития. То, что запечатле­вается в нервной системе и что передается от поколения к поколе­нию в виде определенных задатков, является тоже результатом длительного филогенетического развития.

Существенной характеристикой задатков является их многозначность, поскольку на ос­нове одних и тех же задатков (например, хорошее цветоразличение) могут развиваться различные спо­собности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью (могут развиваться спо­собности художника, а могут и способности контроле­ра).

Будучи многозначными, задатки могут быть более или менее общими. Более общими являются задатки, обусловленные общим типом нервной системы. Но кроме общих свойств нервной системы (сила, уравно­вешенность, подвижность) имеются и парциальные свойства, характеризующие особенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти задатки, вероят­но, и связаны с различиями в слуховой, зритель­ной, обонятельной, вкусовой чувствительности у раз­ных людей. Они имеют прямое отношение к специ­альным способностям.

Задатки проявляются в легкой восприимчивости и запечатлеваемости того материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое, что особенно характерно для большого дарования.

Учитывая все выше сказанное о задатках, невольно возникает вопрос: Являются ли способности врожденными или они социально обусловлены?

Одна из распространенных точек зрения ведет свою историю от Платона. Эта теория основывается на положении о врожденном характере способностей и обусловленности их биологической природой. При этом говорится о неких «абсолютных знаниях», «врожденных идеях» (Платон), которые изначально в разной степени заложены в человеке и которые он в процессе раз­вития как бы «вспоминает» и осуществляет в своей деятельности. Эти «абсолютные знания» как бы заранее устанавливают предел в развитии способностей у людей разных сословий. Так, по этой тео­рии, люди «низших» сословий не имеют от рождения таких задат­ков, которые бы в дальнейшем предрасполагали к умственной деятельности

Современные психологи, придерживающие этой точки зрения, утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованности характеристик. Социальный фактор в этом случае играет только роль катализатора, т. е. изменяет скорость проявления способностей.

В каче­стве доказательства данной точки зрения используются факты индивидуальных различий, отмечающиеся в детском возрасте, когда воздействие обучения и вос­питания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музы­кальная одаренность Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна — в четыре Та­лант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля — в во­семь лет, у Ван Дейка — в десять.

Своеобразным развитием концепции наследования способностей является предположение о связи способностей человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 г Определение массы мозга выдающихся людей показало, что их мозг несколько больше средней величины. Так, масса мозга И. С. Тургенева составляет 2012 г, мозга Д. Байрона — 1800 г и т. д. Однако впоследствии это предположение оказалось несостоятельным, по­скольку можно привести не меньше примеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины. Например, у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А. Франса — 1017 г. Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг — более 3000 г — оказался у умственно отсталого человека.

С идеей наследования способностей связано и учение Франца Галля, получив­шее название френология. Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наруж­ной формы черепа. Основная идея базировались на том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная спо­собность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой за­висимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа раз­бивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной инди­видуальной особенности. Среди них выделялись «шишки способностей» к музы­ке, поэзии, живописи; «бугры» честолюбия, скупости, храбрости и т. д. Однако этот подход оказался несостоятельным. Многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга, поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно.

Широкую известность получили работы Фрэнсиса Гальтона, который объяс­нял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей, Гальтон пришел к вы­воду, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выве­дения на ocнове законов наследственности расы особо одаренных, умственнои физически развитых людей. Продолжая линию Гальтона, в XX в. Коте определял степень одаренности известных людей по количеству строк, отведенных им в эн­циклопедическом словаре, и выделил около 400 человек, чьи высокие способно­сти прослеживаются в нескольких поколениях.

Следует отметить, что данные утверждения не лишены оснований. Особенно впечатляет история семьи немецких музыкантов Бахов. Впервые большие музы­кальные способности в ней проявились в 1550 г. Родоначальником семьи был бу­лочник В. Бах, который, как отмечал Т. Рибо в своем труде «Наследственность душевных свойств», отводил душу после работы музыкой и пением. У него было два сына, с них-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Гер­мании на протяжении двух веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 — выдающихся.

Установлено также, что прабабушка Л. Н. Толстого — Ольга Трубецкая, и пра­бабушка А. С. Пушкина — Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры — поэты Шиллер и Гёльдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий предок — Иоганн Кант, живший в XV в.

В пользу наследственной природы способностей также свидетельствуют мно­гочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей, педагогов. Одна­ко, скорее всего, в большинстве случаев следует говорить не только о биологиче­ской, но и о социальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-за наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию. Поэтому в отечественной психологической науке при­нято считать концепцию наследственного характера способностей весьма инте­ресной, но не объясняющей все факты проявления способностей.

Учитывая несостоятельность выше изложенной концепции, я придерживаюсь той точки зрения, что развитие способностей зависит от социального фактора, т. е. окружающей среды. Поэтому рассмотрим другую теорию, где придерживаются мнения о том, что развитие способностей це­ликом определяются качеством воспитания и обучения. Так, еще в XVIII в. К. А. Гельвеции провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ни­чем не отличались от образованных европейцев. В рамках этого же подхода гово­рят о случаях социальной изоляции, ведущих к дефициту общения, в частности о так называемых «детях-маугли». Эти случаи являются доказательством невоз­можности собственно человеческого развития вне общества.

К менее точным, но достаточно впечатляющим случаям можно отнести результаты деятельности выдающихся пе­дагогов. Известно много случаев, когда в различных областях деятельности (науки, искусства и т. п.) вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по своей численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов ста­тистики.

По мнению П.А. Рудика, социальная среда может оказывать влияние на развитие способностей человека только через активную деятельность самого человека: только в том случае, если человек проявляет себя активно в социальной среде, в зависимости от характера своей активности он и разовьет соответствующие этой среде способности [13, с 135].

Конечным выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Придерживаясь данного взгляда, американский ученый У. Ушби утверждает, что способности определяются, прежде всего, той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие в состоянии выполнять только то, чему их научили. В настоящее время приверженцы этой концепции в США создают специальные центры «выращивания» одаренных детей. Так, в Филадельфийском институте наилучшего использования человеческого потенциала занятия по ум­ственному развитию детей начинают с четырех-пяти лет, считая, что дорога каж­дая минута и мозгу нельзя позволять «бездельничать».

В свою очередь, жизненные наблюдения и специальные исследования свиде­тельствуют о том, что нельзя отрицать наличие природных предпосылок способ­ностей. Не признавая врожденности способностей, отечественная психология не отрицает врожденности задатков и особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности.

Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития спо­собностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответ­ствующие способности. Проявление и развитие способностей в первую очередь зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность обще­ства в той или иной деятельности, особенности системы образования и др.

1.3. Понятие творчества и творческих способностей

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде­ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творче­ство», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью В.Н. Дружинин понимает такую деятель­ность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но­вое отношение к действительности. [4, с 128].

Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества — это то, что создано; процесс творчества — как создано; процесс подготовки к творчест­ву — как развивать творчество.

Продукты творчества — это не только материальные продук­ты — здания, машины и т. д., но и новые мысли, идеи, решения, ко­торые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу созда­ния.

Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социаль­ные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические -развитие в творческом процессе психических, нравственных ка­честв, эстетических чувств, интеллектуальных способностей че­ловека, приобретение знаний и др.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса под­готовки к творчеству, выявление форм, методов и средств разви­тия творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напря­женным трудом. Оно требует мыслительной активности, интел­лектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и вы­сокой работоспособности.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интел­лектуальных способностей. Творчество является основой челове­ческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю­щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос­новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории.

1. Реализм воображения — образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как чело­век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно — преобразовательный характер творческих решений — способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и проведение эмпирического исследования

С целью определения уровня творческих способностей мною было проведено их исследование у детей дошкольного возраста в детских садах № 315 группы № 9 и № 351 группы № 6. Для того, чтобы выяснить как социальные условия влияют на проявление и развитие творческих способностей, я нацелено проводила методики в двух детских садах.

Для исследования я выбрала 2 методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В.Сильнякова.

Для проведения методики «Солнце в комнате» предварительно необходимо подготовить стимульный материал: картинку с изображением комнаты, в которой находится человек, солнце, стул, стол (Приложение № 1)

В ходе этой методики можно выявить способности ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ­ствия.

Психолог показывает ребенку картинку и говорит: «Я даю тебе эту картинку. По­смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». Когда ребенок перечислит основные детали из­ображения (стол, стул, человечек, солнышко), психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль­ной». В процессе проведения методики психолог фиксирует ответы ребенка.

В методике «Как спасти зайку» психолог также готовит стимульный материал: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, лист бумаги (Приложение № 2).

Основная цель этой методики -оценка способности ипревращение задачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Перед ребенком на столе располагают стимульный материал. Психолог, беря в руки зайчика, обращается к ребенку: «Познакомься с этим зайчи­ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на­чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем толькомы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов. Психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе: «Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

В процессе работы фиксируется характер ответов и их обоснование.

2.2. Анализ результатов исследования творческих способностей у дошкольников.

После проведение 2-х методик, зафиксированные ответы обрабатываются.

В методике «Солнце в комнате» психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») — 1 балл.

2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (нарисовать в другом месте — «Солнышко на улице») -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок — «Сделать из солнышка лампу») — 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру­гих, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нари­совать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т. д.) -5 баллов.

В методике «Как спасти зайку» данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка — 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка — 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать лист бумаги. Для этой цели нужно сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка — 3 балла.

Обработка результатов в группе № 9 детского сада № 315.

Фамилии детей

Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

Min 1 балл Max 3 балла

Беляева Людмила

2

2

Бородай Владимир

3

2

Вакулов Павел

2

1

Елисеев Сергей

1

2

Еремина Александра

3

2

Жидких Станислав

2

2

Кольцова Евгения

2

3

Лапина Юлия

1

3

Макарова Анна

2

1

Никитин Алексей

2

2

Способности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Реализм воображения

80%

20%

0%

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

20%

60%

20%

Обработка результатов в группе № 6 детского сада № 351.

Фамилии детей

Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

Min 1 балл Max 3 балла

Азаренко Денис

3

1

Баранов Игорь

4

3

Борисевич Николай

4

2

Боровская Елена

5

3

Вареник Татьяна

3

3

Казак Руслан

3

2

Лапо Сергей

2

2

Рыбак Ольга

3

3

Хитров Дмитрий

4

3

Яцкевич Александр

5

3

Способности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Реализм воображения

10%

70%

20%

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

10%

30%

60%

Проведя исследование, мы получили результаты по группе № 9. Развитие реализма воображения у 80% детей находится на низком уровне, и у 20% детей — на среднем. Развитие такой способности как надситуативно-преобразова­тельный характер творческих решений у 20% детей — на низком уровне, у 60% - на среднем уровне, и 20% детей - на высоком. Анали­зируя полученные результаты можно сделать следующий вывод, что творческие способности детей в этой группе находятся относительно на низком уровне.

Но в группе № 6 результаты отличаются от предыдущих показателей. Развитие реализма воображения у 10% детей находится на низком уровне, и у 70% детей — на среднем, у 20% детей — на высоком. Развитие такой способности как надситуативно-преобразова­тельный характер творческих решений у 10% детей — на низком уровне, у 30% - на среднем уровне, и 60% детей - на высоком. Анали­зируя полученные результаты можно сделать следующий вывод, что творческие способности детей в этой группе находятся на высоком уровне.

После обработки результатов становиться очевидна разница между уровнем творческих способностей в группе обычного дошкольного учреждения, и в группе детского сада с углубленным подготовкой детей к школе. Нет сомненья, что в группе № 6 уровень творческих способностей намного выше благодаря тому, что педагоги в этом дошкольном учреждении способствуют проявлению и развитию творческих способностей у детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Проанализировав труды таких психологов как В.Н. Дружинин, А.Г. Маклаков, Д. Б Богоявленская, мы обозначили, что для проявления творческих способностей необходимо не только наличие врожден­ных анатомо-физиологических особенностей организма — задатков, но и создание благоприятных условий социальной среды. Она включает в себя воспитание, обучение и образование.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников выделили следующие универсальные творческие способности

1. Релизм воображения — образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как чело­век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно — преобразовательный характер творческих решений — способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

После проведения методик «Солнце в комнате» и «Как спасти зайку» В. Синельников В.Кудрявцев, которые выявляют реализм воображения и надситуативно — преобразовательный характер творческих решений, мы еще раз убедились, что социальная среда несет огромную роль в проявлении способностей у дошкольников. А сравнительный анализ показал, что уровень развития способностей на высоком уровне только там, где создаются условия для их развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 320с.

2

Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского. — М.: Академия, 1997. — 496с.

3

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: ЧеРо, 2002. — 336с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей — СПб.: Питер, 2002.- 368 с.

5

Коломинский Я.Л. Человек: Психология — Минск, Унiверсiтэцкае, 1998

6

Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст. — М., Педагогика, 1971.-280 с.

7

Лук А.Н. Психология творчества. — М., Наука, 1978. — 125 с.

8

Маклаков А.Г. Общая психология — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

9

Одаренные дети: Пер. с англ. / Под общ. ред. Г. В. Бурменской, В.М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. — 376с.

10

Психология. Учеб. Для ин-тов физич. культ./ Под ред. П.А. Рудика. — М., Физкультура и спорт, 1974. — 512 с.

11

Психология. Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ. / Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., Просвещение, 1974. — 304с.

12

Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина — СПб., Питер, 2001. — 656с.

13

Рудик П.А. Психология. Учебн. для учащихся техникумов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 239с.

14

Шадриков В.Д. Способности человека. — М., Институт практической психологии, 1997. — 288с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector