(Подготовлены заместителем директора по УВР Сапой А.В.в рамках программы «Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения» на 2010-2012 годы)
Развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменениями личности ребёнка. Каждый возрастной период приносит ребёнку особое личностное новообразование.
В современной психологии принято выделять 9 возрастных периодов человека:
1) перинатальный период (новорождённость);
2) младенчество (от рождения до 1 года);
3) раннее детство (1-3 года);
4) дошкольный возраст (3-7 лет);
5) младший школьный возраст (от 7-12 лет);
6) подростковый возраст (отрочество) (12-15 лет);
7) юношеский возраст (15-25 лет)
8) зрелость (от 25-60 лет)
9) старость (60 лет и старше).
Проблемами возрастной периодизации особенно интенсивно занимались Л.С.Выгодский и А.Н.Леонтьев.
По утверждению Л.С.Выгодского, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем, поэтому существуют так называемые «кризисы возрастного развития» — переходные периоды от одного возрастного периода к другому. Во внешнем поведении возрастные кризисы проявляются как непослушание, упрямство, негативизм. На время детства, отрочества и юности приходится 5 кризисов возрастного развития: кризис новорождённого (до 1 месяца), кризис 3-х лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.
А.Н.Леонтьев считает критерием возрастной периодизации ведущую деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития.
Таким образом, для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психологические функции» (Л. С. Выгодский) и своя ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев):
Период |
Возраст |
Критерии периодизации |
||
Социальная ситуация развития |
Ведущая деятельность |
Личностное новообразование |
||
Новорождённость |
0-1 мес. |
Взрослый-ребёнок |
Физиологические отправления |
Способность активно бодрствовать, перцептивная память |
Младенчество |
1 мес. – 1 год |
Взрослый-ребёнок |
Эмоциональное общение |
Способность активно бодрствовать, перцептивная память |
Раннее детство |
1-3 года |
Взрослый=ребёнок |
Предметно-манипулятивная деятельность |
Потребность в ориентировке, речь, система «Я» |
Дошкольное детство |
3-7 лет |
Ребёнок-взрослый |
Сюжетно-ролевая игра |
Внутренняя позиция, соподчинение мотивов |
Младшее школьное детство |
7-12 лет |
Ребёнок-сверстники |
Игра и учение |
Произвольное целеполагание |
Подростковый возраст |
12-15 лет |
Подросток=сверстники |
Интимно-личностное общение |
Способность к идентификации |
Юность |
15-17 лет |
Юноша-сверстники |
Самоопределение |
Чувство одиночества, первая любовь |
В связи с концентрацией учеников 9-11 классов в отдельном здании мы даём более подробный анализ возрастных особенностей ребят 14-17 лет, которых можно разделить на две возрастные группы, имеющие принципиальные различия между собой:
- Подростки 14-15 лет (девятиклассники), находящиеся на переходном периоде от подросткового к раннему юношескому возрасту.
- Ребята 16-17 лет (10-11-классники), достигшие раннего юношеского возраста.
Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (9 класс) –
это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.
Отсюда те психические новообразования, которые характерны для этого возраста:
1. Ведущие потребности девятиклассников– это интеграция подростковыхпотребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстникамис потребностями, присущими ранней юности:в самопознании и самоопределении.
С одной стороны, девятиклассники стремятся к «внешней» взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков. Претендующие на роль взрослого человека подростки не терпят отношения к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения, а иные отношения их унижают и оскорбляют.
С другой стороны, потребность быть взрослым постепенно заменяется необходимостьюбыть им: многие девятиклассники уже всерьез задумываются о своем профессиональном и личностном будущем и нередко сталкиваются с настоящими взрослыми проблемами: от серьезной первой любви до зарабатывания средств на жизнь.
Девятиклассники все чаще обращают взгляд на собственный внутренний мир и соотносят его с миром внешним: «Кто я? Какой я? Каково мое место среди других». Именно «Я» – сам по себе и как субъект взаимодействия с «Другими» – становится доминантой мироощущения старшего подростка.
Стремление подростка углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях, что побуждает интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию.
Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми, и если учитель делает замечания об отрицательных чертах его характера – возникает аффективная вспышка и конфликт.
2.Отсюда — интенсивное развитие внутренней жизни подростка: на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники, начинаются первые влюблённости. Интенсивно развивается восприятие себя как человека определённого пола, определяющее соответствующие формы поведения. Взаимный интересодноклассников и одноклассниц друг к другу становится значительно заметнее: юноши-мальчики начинают потихоньку догонять своих сверстниц в физическом и социально-психологическом развитии.
3. Расширяется потребность в общении и его «география».«Старшие подростки в отличие от предыдущих возрастов оценивают, какие новые возможности может предоставить им социальное пространство для общения в различных видах деятельности». Однако большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам или молчаливому ничегонеделанию, т.е. «тусованию». С одной стороны, неплохо, что одноклассникам хочется общаться и после школы, но с другой – совершенно понятно, что этому общению могут сопутствовать и всякого рода антисоциальные деяния: выпивка, примыкание к сомнительным группировкам «ближних взрослых».
Проконтролировать такой «досуг» невозможно, запрещать – по меньшей мере глупо. Выход из ситуации – так называемый «закон садовника»: если старшие подростки будут иметь возможность проводить хотя бы часть свободного времени в своем классе с интересом и пользой для себя, тяга к улице в той или иной степени ослабеет. К тому же окультуренные нормы и ценности общения, приобретенные в классе, помогут ребятам устоять против неизбежных соблазнов за стенами школы.
Межличностное общение девятиклассников может осложняться и другими проблемами, если класс находится на низкой ступени коллективного развития: старшие подростки в этом случае бывают более нетерпимы и даже агрессивны по отношению друг к другу, чем школьники других возрастов. Этому может способствовать тревожностьпо поводу предстоящих жизненных перемен и волнующих ребят вопросов: кого возьмут или не возьмут в старшие классы; что ждет тех, кто уйдет из школы? Но эти настроения могут не только разъединять, но и объединять ребят, если в классе создана атмосфера общей заботы и поддержки.
4.Поведение девятиклассника часто носит протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов).
Отсюда – конфликты с учителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Хотя отношения с учителем могут складываться по-разному: от противостояния или равнодушия («лишь бы не мешал») до возрастающей потребности в признании с его стороны и даже в доверительном общении.
5. Ярко выражена у девятиклассников и противоречивость коммуникативного поведения: с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками.
6.Значимой деятельностью для девятиклассников может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации. Этой деятельностью может быть и учение, если старший подросток собирается продолжать образование. Однако учение далеко не всегда становится учебной деятельностью старшего подростка. Этому мешают две основные причины.
Во-первых, девятиклассники далеко не всегда имеют возможность проявить собственную субъектность на уроке в индивидуальных и групповых проектах, в коллективных формах работы, в самостоятельной деятельности, т.к. форма обучения, как правило, остается по-прежнему фронтальной. С девятиклассниками, как правило, работают теми же способами, что и с младшими подростками: в глазах учителей они по-прежнему в первую очередь школьники и объекты их непререкаемых требований.
Во-вторых, растущие с каждым днем проблемы социализации старшего подростка нередко сводятся учителями только к проблеме успеваемости. В то время как, по мнению психологов, «нельзя, “вытаскивая” успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка, а можно сделать лишь наоборот».
Некоторые подростки к девятому классу действительно окончательно теряют всякую ориентацию в изучаемых предметах, превращаясь в неких «иностранцев», давно уже не понимающих, о чем говорят и чего от них требуют учителя. Естественное стремление избежать очередного «избиения младенцев» перед лицом класса заставляет их прогуливать уроки и конфликтовать с учителями.
В какой-то степени эта проблема решается с помощью профильной и предпрофильной дифференциации обучения, но только в том случае, если в ней учитываются интересы самих школьников, а не их родителей и учителей.
Поэтому значимой с точки зрения профориентации деятельностью для старших подростков нередко становятся вполне конкретные практические занятия, меняющие статус увлечения на более серьезный: автомеханика, компьютерная графика, различные виды домоводства.
Вместе с тем нередко увеличивается потребность в укреплении и развитии традиций класса: многие подростки знают, что это их последний год в этой школе (или в школе вообще), поэтому так хочется сделать этот год ярким и запоминающимся! Еще более значимой становится коллективная творческая деятельность: совместные поездки, походы, в которых можно уже не казаться, а быть взрослыми в необычных, порой экстраординарных условиях; всевозможные формы «деятельности-общения» – дискуссии, тренинги, темой которых является раскрытие их «Я» и взаимоотношения с другими.
Окончание девятого класса – это не только завершение этапа общего образования, не только первые серьезные экзамены и получение первого официального документа об образовании. Это прощание с детством и отрочеством, для многих – прощание со своим классом и грядущая первая серьезная встреча со взрослой жизнью.
Поэтому велика для девятиклассника значимость мудрого и понимающего классного руководителя. Настоящий воспитатель видит все возрастающие проблемы социализации, с которыми сталкиваются его воспитанники, но осознает, что не всегда и не во всем может оказать им реальную помощь: компенсацией этому пусть будет искреннее внимание и понимание трудностей каждого подростка и всего класса, доверительный диалог с ними и добрый совет значимого старшего товарища.
Ниже предлагаются некоторые подсказки, как нивелировать некоторые сложные моменты в общении с девятиклассниками:
Психологические особенности |
Положительные проявления |
Отрицательные проявления |
Воспитательное воздействие |
Чувство взрослости |
Стремление делать что-то полезное, социально значимое |
Копируются чисто внешние проявления взрослости (курение, употребление алкоголя) |
Поощрять общественно одобряемое проявление взрослости. |
Потребительское отношение к взрослым |
Желание проверить равенство прав со взрослыми |
Расширение своих прав и сужение своих обязанностей |
Не снижать требований, объяснять их разумность. Помогать ребенку выполнять эти требования ( ребенок должен чувствовать безопасность) |
Недостаточный опыт общения |
Агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций |
Совместный анализ поступков ребенка. |
|
Реакция группирования |
Подростковая группа своеобразный социальный «полигон», где отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, формируется социально ответственное поведение |
Ребенок полностью растворяется в группе, без нее как бы не существует. Влияние группы тем больше, чем неблагополучнее его отношения с родителями |
Налаживание взаимоотношений в семье. Расширить мир увлечений подростка |
Самооценка |
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а так же на познание себя и других в процессе общения |
Низкая или неоправданно высокая самооценка. |
Оценочные суждения со стороны взрослых должны быть направлены не на личность в целом, а на конкретный поступок. Обстоятельный разбор причин побед и неудач. |
Практические рекомендации взаимоотношений с детьми старшего подросткового возраста (Заповеди для родителей и учителей, любящих своих детей)
1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку.
Никто не хочет в ответ на свою правду получить критические замечания, злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут только тем, кто способен её принять, кто может предложить решение проблем или искреннее сочувствие. Именно этого подростки ждут от своих родителей и учителей, но часто получают обратную реакцию, которая ведёт к потере взаимопонимания и доверия между близкими людьми.
Если у вас не получается принять ребёнка таким, какой он есть, поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии.
2.Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие.
Если взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного известия, то дети не просто не сообщат вам о нём, но сделают всё, чтобы скрыть от вас правду. В результате вы узнаете правду самыми последними и как правило только тогда, когда уже ничего нельзя исправить.
3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
Совершенно естественно ждать успехов от подростков, но нужно научиться справляться и с его неудачами.
4.Не торопитесь искать виноватых.
Попытка найти виноватого к действенному решению проблем никогда не приведут, но отнимут у вас силы и время.
5.Не афишируйте свою беспомощность.
Надо научиться решать проблемы, не приходя в ужас от их количества.
6.Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.
7.Не будьте унылыми пессимистами. С печалями и тревогами обычно не ходят к пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень заразительным, и тогда любая пустяковая проблема становятся неразрешимой.
8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своего ребёнка.
9.Старайтесь говорить правду своим детям, они очень чутко распознают ложь.
Старайтесь вести себя так, чтобы дети не боялись говорить вам правду, и тогда её вам скажут.
10.Чтобы максимально избежать конфликтов со старшими подростками, применяйте определённые приёмы общения:
- Рассказ об аналогичном поступке.
- Обращение по неизвестному адресу.
- Остроумная шутка, ответ, замечание.
- Приём парадокса.
- Приём незамеченного оскорбления.
- Авансирование доверием, похвалой.
- Приём незаслуженного одобрения.
- Приём моральной поддержки и т.п.
Ранний юношеский возраст (10-11 классы)
Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит вхождения человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле «третий мир», существующий между миром взрослых и детей.
Юность – период завершения физического созревания, основными признаками которого являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте. Именно в ранней юности юноши догоняют и опережают в своём физическом развитии девушек.
Юность – это период самоопределения – социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности.
Но самое главное: старшеклассник – совсем взрослый человек, поэтому обращайтесь с ним так, как того требует взаимодействие со взрослым человеком! Уважайте его мнение!
Этим во многом обусловлены основные психические новообразования ранней юности:
1.Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения даже там, где их нет, что может вызывать даже хронические психические нарушения невротического характера.
2.Но общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков.
3.Главное психологическое приобретение ранней юности –открытие своего внутреннего мира. Если ребенок раньше был центрирован на внешних стимулах, то теперь он заинтересован своим внутренним миром, у старшеклассниковформируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я». Их выводы об окружающем мире кажутся им уникальными, неведомыми никому, отсюда – гремучая смесь самонадеянности и нерешительности, смелости в суждениях и сдержанности в поступках. Старшеклассники жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих собственных.
«Открытие» своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества, что порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении.
Старшеклассникам необходима помощь в становлении самосознания, которая может заключаться в трёх важных позициях:
- Поддерживать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показывать, что каждый из них точно так же убеждён в своей уникальности, именно поэтому её нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, чужое мнение, стремиться понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.
- Направлять внимание старшеклассников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни.
- Раскрывать перспективу жизни старшеклассников, показывать варианты их будущего, тем более, что мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях.
4. Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.
Это новообразование накладывает свой отпечаток и на учебную деятельность старшеклассников – она становится учебно-профильной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности.
Познавательные процессы и умственные способности юношей и девушек развиты уже достаточно хорошо. Обычно они уже умеют ставить и решать проблемы. Их очень интересуют общие проблемы бытия, они могут часами спорить об отвлеченных предметах. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью и отсутствием системы в занятиях.
В 11 классе на первый план выступают проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение карьеры, кроме этого важным становится все, связанное с подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам. Обращенность в будущее вообще главная черта старшеклассника, но для одиннадцатиклассника будущее затмевает все остальные сферы жизни.
Однако формирование временной перспективы идет у юношей и девушек достаточно сложно: нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. Это выражается в том, что юноши как бы не желают задумываться над важными вопросами, откладывая их решение на потом. Родители должны помочь своему ребенку спланировать последний учебный год, чтобы не было спешки в последний месяц. В то же время не следует создавать слишком нервозную обстановку, когда разговор заходит о будущем ребенка.
5.В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникаетстремление к доверительности во взаимодействии с взрослыми и к «исповедальности» — со сверстниками.
Но все же полное понимание между взрослыми и юношами и девушками не устанавливается. Отношения с родителямипротиворечивы, поскольку юноши осознают себя уже взрослыми людьми, но они ещё во многом зависят от родителей. Несовпадение этих статусов делает юношей и девушек очень чуткими, ранимыми в общении с родителями, а стремление к самостоятельности вступает в конфликт с реальными возможностями её обеспечения. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания, когда они являются друзьями, советчиками или партнёрами для своего ребенка.
Общение со сверстникаминосит интимно-личностный характер. Юноша приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям. Потребность в интимности в это время практически ненасыщаема.
Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы, поэтому друзей становится меньше, а количество приятелей растёт.
Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви, в этот период может появиться настоящая влюбленность. Но юношеские мечты о любвиотражают прежде всего потребность в самораскрытии, понимании, душевной близости: эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнёров. По образному выражению одного учёного, мальчик не любит женщину, к которой его влечёт, и его не влечёт к женщине, которую он любит. Любовь по-прежнему носит эпидемический характер: все юноши класса влюбляются в одну девушку, а девушки в одного юношу, т.к. общение с популярной «звездой» существенно повышает собственный престиж у сверстников; если в классе появляется одна пара, то влюбляются все.
Позиция старших в этом вопросе выражена в требовании В.А.Сухомлинского: «…изгнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников».
Тезаурус
Возраст– конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, общих для всех нормально развивающихся людей.