Психологические факторы, влияющие на восприятие политического лидера массами на выборах

Любой социально значимый сдвиг политических ориентаций неизбежно связан с изменением психологии сознания больших масс людей, а при анализе возможностей и границ развертывания новых политических процессов мы не можем не учитывать целый спектр бессознательных мотиваций, не всегда объяснимых на уровне социально-групповых механизмов.

В самом деле, когда несколько партий и несколько лидеров выступают с весьма близкими программами, тогда в оценку их деятельности избирателями неизбежно включаются моменты, выходящие за рамки собственно политических программ — мотивы, настроения, ориентации, способы восприятия лидеров массой, в исследовании которых свое особое место занимают психологические аспекты политики.

Итак, отношение избирателей к кандидату зависит, с одной стороны, от некоторых общих закономерностей, а с другой — от того первого впечатления, которое производит кандидат как личность. Общие закономерности — это авторитетность, компетентность и привлекательность — от них зависит степень доверия избирателей к кандидату на выборах.

Авторитетность определяется научным профессионализмом и социальным статусом кандидата. Избиратели с большим вниманием и доверием отнесутся к выступлениям академика, известного врача или кинорежиссера, чем к ни кому неизвестному Сидорову. Но с ростом образовательного и культурного уровня широких масс роль этого фактора становится все менее весомой. Люди становятся критичнее, а это значит, что судят они о любом кандидате не только по его статусному авторитету, но и по качествам его устного и письменного выступления. Из этого вытекает второй фактор, влияющий на степень доверия избирателей.

Компетентность кандидата оценивается по глубине и профессионализму его знаний в тех вопросах, по которым он выступает. Если известный кинорежиссер занялся политикой, но в ней ничего не смыслит, то никакой авторитет ему в этом вопросе не поможет. Но как авторитетность, так и компетентность, создавая первоначально благоприятные условия принятия кандидата избирателями, в конечном итоге повышают и его ответственность, и уровень требований к нему. Эти его качества создают у людей повышенные ожидания к кандидату, и, следовательно, у него всегда больше риск не оправдать такие ожидания, чем у остальных кандидатов.

22 стр., 10607 слов

Вопросы к экзамену Политическая психология

...   - чувство интеллектуальной неадекватности - чувством интеллектуального превосходства и компетентности. Б. Рэйвин: власть - влияние политического лидера на другого; сила власти - максимальная потенциальная способность ... и следует определять его ядро. Это:  Сам кандидат.  Избиратели округа.  Конкурент. Кандидат Образ должен соответствовать его биографии и жизни. Наиболее ...

Третий фактор — это привлекательность кандидата. Она может осуществляться в двух ипостасях: 1) внешняя привлекательность, т. е. личное обаяние, 2) способность возбуждения к себе доверия людей, т. е. внутренняя позиция кандидата по отношению к тем вопросам, о которых он говорит перед избирателями, убеждая их поверить именно ему. Естественно, сам кандидат должен искренне верить в то, в чем он пытается убедить людей. Это легко дается демонстративным типам личности — они хорошие актеры, в том смысле, что всегда верят в то, что говорят, даже если врут (В.В.Жириновский).

Главная особенность внутренней позиции кандидата заключается в том, что очень часто она проявляется или воспринимается людьми на бессознательном уровне. Кандидат при всем своем старании не может контролировать те особенности своего голоса, стиля изложения мысли, которые выдают его подлинное отношение к предмету выступления. И на эмоциональном уровне слушатели это ощущают, хотя и не могут логически объяснить, почему один кандидат им нравится, а другой нет, так как фиксируют причины именно такого отношения на уровне под порогового восприятия.

Психологические условия успеха деятельности политического лидера именно в его способности создать у людей чувство психологической близости, веры в то, что к ним относятся с искренней заинтересованностью. Их заботы действительно принимаются близко к сердцу. Чтобы вызвать к себе доверие, надо знать психологию людей, обладать доходчивой идеей, не допускать менторского тона. Нельзя пользоваться шпаргалками при публичном выступлении и ни в коем случае нельзя заучивать тексты наизусть — только импровизация может быть искренней. При выступлениях по радио сообщения должны быть сделаны в эмоциональной тональности, чтобы не было равнодушия со стороны слушателей.

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

... Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Вопрос №3: Какие способы кодирования информации Вам известны? Как зависит вероятность правильного восприятия информации от способа кодирования информации при одинаковом ... системы на основе некоторых исходных данных о возможном контингенте кандидатов-пользователей проектируется «человеческий компонент» с учётом требований и ...

В тоже время отношение человека к источнику информации определяет сам психологический механизм восприятия информации, полученной от данного источника, так, если речь идет о компетентном источнике, то его информация и аргументация усваиваются аудиторией в форме интернализации, т. е. внутренне. Это значит, что сообщения такого кандидата воспринимаются в основном на веру, как не порождающие сомнений в силу неоспоримой компетентности источника. Воспринятые таким образом сведения и обосновывающие их доводы как бы автоматически включаются в систему социальных и политических установок человека и становятся его собственными убеждениями. Информация, полученная от кандидата, обладающего лишь внешней привлекательностью для избирателей, воспринимается через процесс идентификации, или отождествления с этим источником. В этом случае люди как бы заранее уже разделяют все позиции и точки зрения кандидата и принимают их некритично. Но при этом не происходит глубокого усвоения информации, полученной от такого кандидата, она не обязательно включается в систему взглядов и убеждений избирателей. Поэтому влияние такого кандидата держится лишь до тех пор, пока он сохраняет свою привлекательность для избирателей.

Третий механизм восприятия убеждающей информации можно обозначить как податливость. Этот механизм включается в действие, когда источником информации является носитель власти. Но при этом позиция источника совсем необязательно становится внутренней позицией избирателей, и, если отпадает необходимость внешне демонстрировать свое согласие с источником, то все, что он пытался оставить в сознание людей, постепенно забывается. Этот механизм хорошо служит целям формирования конформистского сознания.

Такая система механизмов восприятия более применима к аудитории, которая еще недостаточно подготовлена к самостоятельному осмыслению действительности и тех объяснений, которые предлагаются такой аудитории. В ином случае, т. е. когда аудитория критически относится к информации, то авторитетность, компетентность, привлекательность кандидата, несомненно, выполняют определенную роль, но значение такого воздействия все же ограниченно. Эти качества теряют свой потенциал влияния на избирателей, как только конкретные дела лидера перестают их оправдывать.

11 стр., 5214 слов

Понятие социальной группы. Виды социальных групп.

... группах.Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, имеющих общий социальный признак. Социальная группа — своеобразный посредник между отдельным человеком ... в избирательной кампании народ означает «избиратели», в разговоре работников транспорта этот термин ... односторонним) с источником информации: лектор — студенты, телеканал — зрители. Толпа — совокупность людей, объединенных в ...

Поэтому любому кандидату важно не только завоевать авторитет и репутацию компетентного специалиста, но и постоянно ее поддерживать. Что касается привлекательности кандидата, если понимать ее как выражение его психологической близости к избирателям, то она имеет, несомненно, важное значение, но ее также необходимо постоянно подкреплять. Здесь речь идет об имидже политика. Легко тому, кто обладает от Бога привлекательным имиджем, т. е. харизмой. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации. Во многих случаях имидж — это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а, следовательно, правильного выбора своей модели поведения.

Вторая сторона вопроса — это первое впечатление, которое производит кандидат, как личность. Надо сказать, что феномен первого впечатления заключается в том, что по нему у избирателей складывается установка, которая вследствие вторичной информации хуже поддается переформированию, т.к. уже сформированная установка находится в состоянии ригидности.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что решающую роль при выборе кандидатов избирателями играют: 1) как содержание, так и форма письменного и устного выступления кандидата. Убедительность и влияние текстов кандидата зависят также и от того, насколько созвучны его мысли и по содержанию и по форме убеждениям тех людей, к которым он обращается. Рассогласование в этом аспекте может создать у человека установку на неприятие или, во всяком случае, на повышенную критичность восприятия к кандидату. Поэтому так необходимы опросы общественного мнения перед выборами. 2) Сочетание трех факторов, влияющих на положительное восприятие — авторитетность, компетентность, внешняя привлекательность политического лидера. 3) Правильно выработанный гибкий имидж политика, который легко можно изменить в соответствии политической ситуации.

8 стр., 3610 слов

Общие проблемы малой группы в социальной психологии

... ­ментыв пользу триады как наименьшей единицы малой группы (Социально-психологическиепроблемы руководства и управления коллективами, 1974). ... труда. Наличие в малой группе общей социальной де­ятельностипозволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и ... состоящее из приемлемых в психоло­гическом отношении людей.Следовательно, задача состоит в перестраивании макроструктуры таким ...

Большие социальные группы

Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований. Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся общности людей. Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности — и в профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Исследователи давно обратили внимание на эти явления. Собственно зарождение социальной психологии связано с исследованием «духа народа», «психологии народов», психологических образований, существовавших в массах людей (психология толпы, психология масс, социальных движений и др.).

Социальные группы на Западе и в России были объектом социологических исследований. На Западе акцент переместился на психологию малых групп. Исследованием больших социальных групп, их психологических особенностей занимались прежде всего исследователи, ориентированные на марксизм, исключая, может быть, изучение толпы, паники. В отечественной психологии привлекали внимание исследователей ряд общих теоретических и методологических проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социально-психологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Наиболее сложный вопрос — вопрос о количественном определении понятия «большая группа». Чисто количественного определения этого понятия не существует, есть только эмпирическое представление о больших группах: • большая группа — это случайно, стихийно возникшая, достаточно кратковременно существующая общность (толпа, публика, аудитория); • социальная группа, сложившаяся в ходе исторического развития общества, занимающая определенное место в системе общественных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем долговременном существовании (класс, нация, народность); • большая группа — это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, национальность и др.; • большая группа — это значительная по количеству, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некоторую общественную деятельность (например, коллектив предприятия, партия).

5 стр., 2155 слов

Социальная психология 5

... результатов и реализация соглашений. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП Классификация малых групп Детерминанты возникновения малых групп Уровни развития малой группы Стадии Соц-псих параметры По ... нового. -распад или трансформация. ПСИХ ОСОБЕННОСТИ МАЛЫХ ГРУПП Основные направления исследования малых групп Групповые эффекты Социологическое направление. Мейер. Производительность труда зависит ...

Все люди входят в различные социальные общности и составляют большие группы. Основанием для разделения определенных видов групп служит характер связей. Например, социальный класс как большую группу характеризует место, которое он занимает в социально-экономической структуре общества. Основанием для выделения нации как социальной группы также служит определенная система объективных социальных связей.

Для общностей мужчин, женщин подростков и детей существуют реальные социально-демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно. К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примерами таких общностей являются профессиональные ассоциации, партии, общественные движения. Основанием для этих объединений служат определенные психологические явления — психологические общности.

В социальной психологии принято классифицировать большие социальные группы и по другим признакам.

По длительности существования выделяют более долговременные (социальные слои; этнические образования) и менее долговременные (праздничные шествия; люди, присутствующие на митингах и демонстрациях; толпа) группы.

18 стр., 8995 слов

Социально-психологический анализ социальной ситуации развития лидера в группе

... один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с ... Руководство, в отличие от лидерства, - феномен смешанной, социально-психологической природы. Власть руководителя значительно шире собственно психологического ... не связана с привнесением в группу определенной идеологии и так как функции лидера ограничиваются рамками ...

По характеру организованности группы делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно, целенаправленно организованные (ассоциации, общественные движения).

Выделяют условные и реальные группы, детерминантой которых является признак контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся демонстрации, митинги и собрания. Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренне установленными правилами групп.

Большие социальные группы можно разделить по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью. Так, Г. Г. Дилигенский выделяет два типа социальных групп.

Первый тип — объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, таким признаком может быть демографический. В этом случае первый тип составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в системе производства, в семье).

Эти группы по своему составу гомогенны, однородны, но именно по признаку их выделения.

Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором — субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной.

СОЦИАЛЬНО ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ

Социально-групповое сознание — в системном понимании, это исторически обусловленный уровень осознания членами большой социальной группы (класса, страты, социального слоя) своего положения в системе существующих социально-политических отношений, а также своих специфических социально-групповых потребностей и интересов. Феномен социально-группового сознания характеризуется тесным переплетением политико-психологических и идеологических элементов.

Социально-групповое сознание — продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого лежит все та же динамика потребностей людей, принадлежащих к данной большой социальной группе, и возможностей их осуществления, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей.

Как уже вполне ясно из сказанного, генетически социально-групповое сознание представляет собой особый феномен, производный от обыденной, повседневной социально-групповой психологии — от того непосредственного, стихийного, эмоционально окрашенного и во многом случайного психического отражения социально-экономических, политических и всех прочих условий жизни и общественного бытия большой группы, которое формируется как результат освоения индивидом совокупного опыта своей большой социальной группы, личного жизненного опыта ее представителей и результатов их общения между собой.

Различающиеся условия бытия разных больших социальных групп порождают в первую очередь различные потребности, интересы и мотивы деятельности людей. В своей совокупности они складываются в специфические, частично осознаваемые, частично неосознанные психологические особенности, общие для большинства представителей больших групп. Именно в общности психических черт, типичных для членов класса, и выражается реальность социально-групповой психологии. Осознаваемые элементы этой психологии, трансформируясь определенным образом (в частности, приобретая более строгие и рационализированные формы — например, в виде ценностных ориентации, вырастающих на основе потребностей и мотивов действия), составляют основное содержание социально-группового сознания.

Основными отличительными особенностями социально-группового сознания, отличающими его от массового сознания и от иных видов политического сознания, являются цельность, четкость, определенность ценностньгх ориентаций и представлений о целях общественно-политического действия. Это определяет подчеркнуто идеологизированный характер социально-группового сознания, сближает его по содержанию с групповой идеологией (генетически социально-групповое сознание и является основой идеологии большой социальной группы — кристаллизованного, обобщенного и научно-оформленного выражения социально-груп. пового сознания), и отличает от значительно более диффузной в содержательном отношении социально-групповой психологии. Принято считать, что психология большой социальной группы порождается бытием всей (или большинства) такой группы, тогда как идеология выкристаллизовывается прежде всего в сознании его элиты, «авангарда» в качестве высшей стадии развития такой психологии.

Развитие идет как бы по цепочке: от психологии большой социальной группы — через социально-групповое сознание — к идеологии данной большой социальной группы. Групповая психология, на том или ином уровне зрелости, свойственна всем представителям группы. Групповое сознание — уже только наиболее продвинутой ее части. Групповая идеология доступна еще меньшему числу людей, это удел исключительно политической элиты данной большой социальной группы.

СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Обычная логика проста и понятна: в результате постепенных процессов, путем своеобразной «отжимки» из групповой психологии самое существенное и принципиальное переходит в групповое сознание, из которого, в рафинированной, научной или публицистической форме, в идеологию. Однако исторический опыт показывает, что подчас формирование идеологии может происходить и вне рамок самой большой социальной группы — например, марксизм-ленинизм как идеология рабочего класса и учение о целях и перспективах его развития был создан выходцами из совсем иного класса-антагониста. В ситуациях, когда уровень образования и дефицит свободного времени не дают возможности представителям класса (например, наемным рабочим) выработать собственную идеологию, последняя может привноситься в групповое сознание извне. В этом случае она обладает двойственной, диалектической природой: с одной стороны, чтобы укорениться в сознании данной группы, она должна вытекать из самой ее повседневной психологии и быть близкой, доступной и понятной для представителей группы. С другой стороны, приходя извне, она сама формирует групповое сознание и влияет на групповую психологию, во многом направляя ее развитие.

Становление социально-групповой идеологии представляет собой, согласно идеальной схеме, самопроизвольный, хотя и вполне объективно-исторически детерминированный процесс. По сути, это процесс отбора наиболее характерных для бытия данной группы психологических элементов и тенденций из всей совокупности случайных и противоречивых, носящих индивидуальный характер компонентов психики. Он также включает их переработку и самоорганизацию в стройную систему социально-типичных представлений и ценностей, управляющих сознательным, целеустремленным политическим поведением наиболее продвинутых (то есть, уже обладающих групповым сознанием, на базе которого и усваивается групповая идеология) представителей данной большой социальной группы. Это и есть основные параметры содержания групповой идеологии. В ходе данного процесса групповая идеология получает свой надындивидуальный статус и обретает особую форму существования — обладающие ей в большей или меньшей степени члены группы являются всего лишь носителями и выразителями свойственного только группе в целом универсума групповой идеологии.

В групповой идеологии выделяются три основных компонента. Во-первых,это ценности данной большой группы. Во-вторых, это основные нормы сознания, жизни и поведения группы. Наконец, в-третьих , это конкретные образцы поведения для представителей данной группы. Помимо этого, в качестве дополнительных, некоторыми авторами сюда включаются также и социальные ориентации, и даже ролевые представления.

В конечном счете, любая идеология представляет собой набор определенных ценностей и, соответственно, антиценностей (то, что группа считает ценным и, напротив, от чего отказывается, не считая ценным), норм (то, что считается нормальным и приемлемым) и конкретных образцов в виде примеров жизни и деятельности «героев» данной группы (от биографии Дж. Форда для американского капитализма, например, до портретов «пионеров-героев» П. Морозова, В. Дубинина и др. для советского социализма).

Социально-групповая идеология существует в форме политических программ, манифестов, наборов лозунгов. Носители и выразители (пропагандисты) групповой идеологии превращаются в профессиональных политических работников, занимающихся политикой от имени и в интересах данной большой социальной группы. Как правило, для распространения групповой идеологии создаются соответствующие политические инструменты: партии, движения, депутатские группы и т. д. Особую роль в распространении групповой идеологии играют средства массовой информации — прежде всего, специально создаваемые данной группой и ее элитой.

Первичные и вторичные социальные группы

К первичным социальным группам относятся общности, характеризующиеся высоким уровнем эмоциональных связей, близости и солидарности. Эта солидарность может иметь групповой уровень, а может иметь и общественный размах.

Характерными признаками первичной группы являются:

  • немногочисленный состав;
  • пространственная близость членов группы;
  • относительная устойчивость и длительность существования;
  • общность ценностей, норм и форм поведения;
  • добровольный характер связей людей;
  • моральные и неформальные способы обеспечения дисциплины.

К первичным группам относится семья, школьный класс, группа, курс в учебном заведении, круг друзей и единомышленников. В первичной группе человек получает первоначальную социализацию, знакомится с образцами поведения, оценивает старших, возникающих «естественных лидеров», овладевает социальными нормами, ценностями и идеалами. Развиваясь в первичных группах, человек осознает и свою связь с определенными социальными общностями, с обществом в целом.

Социология проводит специальные исследования особенностей возникновения и функционирования первичных групп, поскольку именно в них закладываются многие особенности менталитета, идеологии и социального поведения взрослых граждан. В последние годы этим проблемам уже посвящены кандидатские и докторские диссертации.

Первичные группы — это, как правило, малые группы.

Вторичные социальные группы

Вторичная социальная группа представляет собой общность, в которой связи и взаимодействия участников имеют неэмоциональный, чаще всего прагматический характер. Вторичная группа чаше всего ориентирована на некоторую цель. В таких группах преобладают обезличенные отношения, индивидуальные качества личности не имеют особого значения, ценится, главным образом, способность выполнять определенные функции.

Во вторичных социальных группах не исключены и эмоциональные связи, но их главные функции — достижение поставленных целей. В составе вторичной группы могут существовать и действовать и некоторые первичные группы.

Как правило, вторичные группы являются многочисленными. Размер группы оказывает значительное влияние на внутригрупповые взаимодействия и на общие социальные отношения. К этому типу групп относится, например, электорат той или иной партии, а также различные движения по интересам (спортивные болельщики, объединения автолюбителей, любители Интернета).

Вторичные группы объединяют людей по этническому принципу, по профессиям, по демографическому основанию и т. п.

В нашей стране принято различать формальные и неформальные группы.

Формальной группой считается социальная общность, положение которой регламентируется нормативными документами — законами, нормами, уставами, служебными инструкциями и т. п. В советское время положение различных общностей в стране определялось уставом КПСС и постановлениями се руководящих органов. Поэтому устав любой общественной организации в СССР содержал положение о признании «руководящей роли партии».

В некоторых случаях к типу формальных групп относят и учреждения массового характера, создаваемые властями или гражданами с разрешения властей для реализации некоторых определенных задач. Среди таких учреждений называют школу, армию, предприятие, банк и т. п. Такие учреждения имеют четкую структуру, иерархию, строгое разделение труда, а отношения между людьми регламентируются правилами и внутренними регламентами.

Следует добавить, что понятием «формальные группы» в ряде случаев пользуются для обозначения учреждений и организаций, существующих лишь на бумаге, и, естественно, не играющих заявленной роли в общественной жизни. К этому типу групп можно отнести «трудовые коллективы», о создании которых было объявлено в законе СССР 1984 года. Этим трудовым коллективам были предоставлены столь широкие полномочия, что реализовать их они не имели никакой возможности. Они должны были контролировать работу депутатов Верховного Совета, местных органов управления, суда и т. д., определять программу работы предприятия и учреждения, обсуждать и высказывать свое мнение по всем вопросам, касающимся страны. Отсюда их формальный характер. Естественно, что последующее законодательство забыло о трудовых коллективах.

Социология подчеркивает, что особенность такого рода групп состоит именно в том, что они преследуют реальные цели. И дело не в том, что групп, не соответствующих этим свойствам, не бывает. Они возникают, создаются, но продолжительность их с ществования незначительна.

Неформальными группами считаются обычно такие, которые не предусмотрены в юридических нормах, программах и политических документах. Они отличаются самодеятельным характером. В некоторых случаях такие группы приобретают значительное распространение и влияние. Это относится, например, к НПО — «неправительственным организациям». В конечном итоге институтам власти приходится их признавать и переводить в разряд «формальных организаций». Неформальные группы возникают спонтанно на основе инициативы одного или нескольких лиц. Тем не менее, существуют различные правовые нормы, регулирующие возникновение и деятельность таких самодеятельных групп. В принципе для получения правового статуса юридического лица группа должна зарегистрироваться в соответствующем государственном учреждении.

Для некоторых групп установлен разрешительный принцип регистрации, то есть группа должна получить официальное разрешение. Для других групп установлен заявительный принцип, то есть создаваемое объединение просто информирует государственный орган о своем создании. Такой порядок установлен, например, для создания профсоюза, малого предприятия без образования юридического лица и т. д. Заметим по этому поводу, что в некоторых странах такая уведомительная процедура осуществляется по почте, что устраняет опасность коррупции и длительной бюрократической волокиты.

В неформальных группах самодеятельного типа действуют дружеские отношения, отсутствует жесткая иерархия и дисциплина. Численность такого рода групп, как правило, невелика. Они построены по принципу «близости» — территориальной, эмоционально-психологической или по общности интересов (соседи, охотники, болельщики, сверстники, друзья, туристы).

Отношения внутри таких групп имеют личностный характер, большую роль играют симпатии, привычки, традиции, взаимоуважение.

Неформальные группы не являются закрытыми в том смысле, что их члены могут одновременно входить в другие сообщества и действовать в них.

К особому типу групп относятся разнообразные «тайные» объединения, которые существуют практически во всех странах. В случае если такие группы начинают нарушать законы, они вызывают повышенное внимание правоохранительных учреждений.

В то же время исследование таких групп довольно затруднительно, поскольку они редко допускают в свои ряды чужаков и не делятся с ними своими намерениями.

Независимо от того, к какому типу относятся рассмотренные общественные группы, все они играют и могут играть важную роль в общественной и политической жизни страны.

Из всего сказанного вытекает важный вывод о необходимости серьезных научных исследований всех происходящих в обществе процессов, особенно не поддающихся непосредственному наблюдению.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector