Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению 3

Содержание

Введение

1. Психологическая диагностика как область психологической науки

1.1 Понятие психологической диагностики

1.2 Методы психологической диагностики

2. Проблема и методы психодиагностики готовности детей к школьному обучению

2.1 Проблема психологической готовности детей к школе

2.2 Методы психологической диагностики будущих первоклассников

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов — с тех пор, как появились общественные учебные заведения.

Поступление в школу знаменует собой начало нового периода в жизни ребенка — начало младшего школьного возраста, в котором ведущей деятельностью выступает учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий для того, чтобы сделать школьное обучение ребенка не только эффективным, но и полезным, приятным и желаемым для детей. Особенное внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному совершенствованию их личности. Эти тенденции отчетливо заметны на примере воспитания новых направлений психологической науки: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской медицинской психологии.

Адекватное и своевременное определение уровня психологической готовности к школе позволяет принять успешные шаги для соответствующей адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной неуспеваемости. Поэтому изучение данной проблемы было и остается актуальным.

Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» было предложено А. Н. Леонтьевым [8, 21], в 1948 году.

Среди компонентов интеллектуальной и личностной готовности, он выделил такой существенный, как совершенствование у детей способности управлять своим поведением.

Л. И. Божович расширила понятие личностной готовности.

Эта готовность, по ее мнению, выражается в отношении ребенка к школьному обучению, учителю, преподаванию как деятельности[1, 27].

От степени подготовленности ребенка к обучению зависят его дальнейшее совершенствование и успешность в усвоении школьной программы. По мнению известной исследовательницы этой тематики, И. Ю. Кулагиной, психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психологического совершенствования в период дошкольного детства [1, 31].

11 стр., 5104 слов

Методики психологической диагностики готовности к школьному обучению лиц с ОВЗ

... Диагностика готовности ребенка к школьному обучению . Роль электроэнцефалографического исследования в оценке готовности к школьному обучению Заключение Литература Введение Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в ... сформированность у ребенка узкопредметных навыков, а не выявляются психологическая, эмоциональная, нравственно-волевая готовность ребенка к школе. 1. Дети с ограниченными ...

Проблема готовности ребенка к обучению в школе была и остается для педагогогов, психологов, медиков и родителей достаточно серьезной.

Главной задачей определения психологической готовности к школьному обучению можно назвать профилактику школьной дезадаптации.

Объект курсовой работы: рассмотрение психологической диагностики и ее основных методов.

Предмет курсовой работы: психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению.

Цель курсовой работы — исследовать понятие психологической готовности ребенка к школе и методы психодиагностики будущего ученика.

Задачи курсовой работы:

1. Проанализировать вопрос о психологической диагностике и ее основных методах в литературных источниках.

2. Исследовать понятие психологической готовности к школе.

3. Рассмотреть методы психологической диагностики детей к школе.

В ходе выполнения данной теоретической работы мы опирались на труды А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Л.А. Венгера, В.В. Холмовской и других известных исследователей.

1. Психологическая диагностика как область психологической науки

1.1 Понятие психологической диагностики

Психодиагностика, как описывают ее значение исследователи В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряков в «Большом психологическом словаре, является областью психологической науки и важнейшей формой психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания собственных особенностей человека (группы людей) [3, стр. 35].

Психодиагностику в практическом смысле, по мнению таких психологов как И. Ю. Кулагина или Л. И. Божович, можно определить как установление психологического диагноза — описания состояния объектов, которыми могут выступать отдельная личность, группа или организация. Психологическая диагностика осуществляется на основе особых методов, может быть составной частью эксперимента или выступать независимо как метод исследования, либо как область деятельности практического психолога [5, 43].

Практически психодиагностика применяется в самых различных областях деятельности психолога: и даже тогда, когда он выступает как создатель или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов, иногда применяется и тогда, когда психолог занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Чаще всего, по крайней мере, в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне независимая сфера деятельности. Целью ее делается постановка психологического диагноза, т. е. оценка наличного психологического состояния человека.

Психодиагностика как наука, определяется как область психологии, которая разрабатывает методы выявления и измерения собственно — психологических особенностей личности [3, стр. 32].

Психодиагностика, как теоретическая дисциплина, имеет дело с переменными и неизменными величинами, характеризующими внутренний мир человека [3, стр. 23]. Психологическая диагностика с одной стороны — это способ проверки теоретических построений, а с иной — конкретное воплощение теоретических построений — способ передвижения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

9 стр., 4500 слов

18.Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, ...

... получения диагностической информации от испытуемого метод беседы также используется для снижения уровня тревожности и оказания психологической помощи. Если метод беседы используется для получения диагностической ... и к его личности тоже - коммуникабельность - направленность на другого человека эмоциональная отзывчивость высокая эмпатия (способность к сочувствию и сопереживанию) терпимость тактичность ...

Психологическая диагностика, по мнению таки исследователей как А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д.Б. Эльконин, Л. А. Венгер и др., решает следующие задачи:

1. Установление наличия у человека того лили другого психологического свойства или особенности поведения;

2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях;

3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это нужно;

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у различных людей.

Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются двумя способами:

1 способ — это каждая в отдельности;

2 способ — это комплексно.

Решение зависит лишь от единого проводимого обследования, причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания итогов, требуется обладание методами количественного анализа [4, стр. 48].

Как считают многие психологи, теоретическая психодиагностика опирается только на главные принципы психологии:

1. Принцип отражения — адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

2. Принцип совершенствования — ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

3. Принцип диалектической связи сущности и явления — разрешает наблюдать обоюдное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их не тождественности;

4. Принцип единства сознания и деятельности — сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

5. Личностный принцип — требует от психолога анализа собственных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик — способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

Таким образом, психодиагностика — это область психологической культуры и важнейшая форма психологической практики, цель которой — постановка психологического диагноза, то есть оценка психологического состояния человека [3, стр. 32].

1.2 Методы психологической диагностики

Методы психологической диагностики — это приёмы оценки собственно-психологических различий и определения с точки зрения нормы в конкретных жизненных ситуациях деятельности и общения состояния психологических переменных, характеризующих конкретную личность или коллектив [3, стр. 26].

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому рабочему (в нашем случае — психологу) поиск методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому классификация, с точки зрения опытного психолога, должна отражать связь методов, с одной стороны, с диагностируемыми психическими свойствами и, с иной стороны, — с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются [5, стр. 32].

Методы практической психодиагностики можно разделить на отдельные группы по следующим критериям:

6 стр., 2602 слов

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

... методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование. Диагностика взаимоотношений молодых людей ... можете использовать целый ряд психологических методик. К наиболее известным методикам относятся следующие: методика «Дифференциальная оценка отношений А.Н. ...

1. По типу используемых в методике тестовых задач:

1)опросные — совокупность психодиагностических методик, применяющих вопросы, адресуемые испытуемым;

2) утверждающие — совокупность психодиагностических методик, в которых употребляются некоторые рассуждения, на которые испытуемый должен выразить свое согласие или разногласие;

3) продуктивные — совокупность психодиагностических методик, в которых применяется тот или другой тип личной творческой энергичности испытуемого: вербальной, образной, материальной;

4) действенные — совокупность психодиагностических методик, при которых испытуемый получает задание (выполнить некоторый комплекс практических действий), по результату которых судят о его психологии;

5) физиологические — совокупность методик, разрешающих оценивать и исследовать непроизвольные физические или физиологические реакции организма человека [5, стр. 76].

2. По адресату тестового материала:

— сознательные (апеллируют к сознанию испытуемого);

— бессознательные (направлены на неосознаваемые реакции человека).

3. По форме представления тестового материала:

1) бланковые — методы, которые представляют тестовый материал в письменной форме, либо в форме рисунков, схем и т. п.;

2) технические — методы, которые репрезентируют материал в аудио -, видео — или кино форме, а также через другие технические устройства;

3) сенсорные — методы, представляющие материал в типе физических стимулов, непосредственно направленных органам ощущений.

4. По характеру данных, применяемых для психодиагностических выводов, отличают объективные методы — методы, применяющие показатели, не зависящие от сознания и желания экспериментатора или испытуемого и субъективные — методы, в которых получаемые данные зависят от особенностей экспериментатора или испытуемого.

5. По внутренней структуре отличают мономерные методы, в которых диагностируется и оценивается единственное качество или свойство; и многомерные, которые предназначены для выявления и оценки сразу нескольких психологических качеств.

Одна и та же методика может одновременно рассматриваться и квалифицироваться по разным критериям, поэтому может быть отнесена сразу к нескольким классификационным группам. Наиболее часто употребляется подход, при котором все психодиагностические методики делятся на стандартизированные (формализованные) и экспертные (мало формализованные, клинические).

К стандартизированным (формализованным) методам относятся тесты, анкеты, опросники и психофизиологические церемонии обследования.

Стандартизированность методик означает то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, и заканчивая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Стандартизированные (формализованные) методы — это методы психодиагностики, которые отличает регламентация церемонии обследования, способы обработки и интерпретации итогов, стандартизация, а также надежность и валидность методик [3, стр. 10].

Валидность — одно из главных психометрических свойств методики, обозначающее ее обоснованность и указывающее на степень соотношения получаемой информации диагностируемому психическому свойству [3, стр. 5]. В большем смысле валидность подключает сведения о поведении и психических явлениях, которые находятся в причинной зависимости от диагностируемого свойства. Отличают валидность конструктивную, внутреннюю, наружную, эмпирическую [3, стр. 5].

3 стр., 1377 слов

Формы и методы организации социально-культурной деятельности ...

... И. В. Социально-культурная деятельность : учеб.-метод. комплекс / И. В. Воробьева. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 106 с. 5. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога ... отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом ...

Надежность психодиагностической методики — качество методики, связанное с вероятностью получать с ее помощью достаточно стабильные итоги, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств [3, стр. 34]. С этими показателями связана и такая характеристика методик, как точность. Точность методики отражает ее способность узко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, проистекающие в ходе психодиагностического эксперимента.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы отдают очень драгоценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые нехорошо поддаются объективизации (к примеру субъективные переживания или личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика состояний, настроений и т.д.).

Вместе с тем следует иметь в типу, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) [3, стр. 31].

Они в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие большого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать воздействия случайных и побочных факторов на итоги обследования.

Малоформализованные диагностические средства, как считают многие психологи, не следует противопоставлять формализованным методикам. Как правило, они обоюдно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например, с биографическими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.).

С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения. Всеобщую классификацию психодиагностических методов можно представить в типе схемы [Приложение А].

2. Проблема и методы психодиагностики детей к школьному обучению

2.1 Проблема психологической готовности детей к школе

Психологическая готовность к обучению в школе — это многокомплексное явление, так как при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности [3, стр. 49].

По данным Е.Е. и Г.Г. Кравцовых, примерно треть семилетних первоклассников недостаточно готова к школе [4, 88]. С шестилетними детьми ситуация более сложнее. Среди них есть дети, которые готовы к школьному обучению, но их меньшинство.

Психологическая готовность к школе, которая связанна с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты совершенствования, требующие большей или меньшей коррекционной работы [Приложение Б].

5 стр., 2176 слов

Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе

... время видела основной критерий готовности ребенка к школьному обучению только в уровне его умственного развития, точнее, в запасе тех знаний, с которыми ребенок приходит в школу. Именно широта «круга представлений», ...

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считаю, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки, и перебивая один другого, делятся с учителем своими соображениями и тем что они ощущают. Они обыкновенно вникают в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину.

Имея завышенную самооценку, дети игнорируют замечания учителей и родителей, когда те выражают свое недовольство, жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или вообще учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто привлекает к себе проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к неуспешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к плохим оценкам. При интеллектуальной неготовности вероятны различные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.

Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим совершенствованием памяти, на фоне недостаточного развития восприятия и развития мышления. У таких детей речь развивается рано, но интенсивно. Они обладают сложными грамматическими конструкциями и богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение с взрослыми, дети недостаточно вникают в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с совершенно другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в совершенствовании мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с данными способами и некоторым иным особенностям, которые не дают успешно учиться в школе.

Коррекционная работа с этими детьми, по мнению Д. Б. Элькольна, требует возврата к типам деятельности, которые будут характерны для дошкольного возраста — игре, конструированию, рисованию, то есть тем, которые способствуют совершенствованию образного мышления [5, стр. 65].

Психологическая готовность к школе — это целостное образование [3, стр. 67]. Отставание в развитии одного из компонентов, влечет за собой отставание или искажение в развитии других компонентов. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают огромные трудности в учении.

По А. Л. Венгеру, существует много разных вариантов развития детей 6 — 7 лет с личностными особенностями. Эти варианты воздействуют на успешность в школьном обучении [2, стр. 57].

Вариантами, которые влияют на неуспешность в будущем школьном обучении, являются: тревожность, негативистическая демонстративность и уход реальности.

1.Тревожность.

Тревожность бывает ситуативной, но иногда может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном неудовольствии учебной работой ребенка со стороны учителя или родителей — обилие замечаний и упреков [6, стр. 40]. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо или неправильно. Такой же итог достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители периодически ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.

От нарастания тревожности, из-за связанной с ней низкой самооценкой, понижаются учебные достижения ребенка, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей — желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить свою инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, которые недовольны низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ними на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт ребенка. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это негативная реакция, всегда усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг возможно, изменив установки оценки и родителя и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание даже на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, понижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

2. Негативистическая демонстративность.

Демонстративность — это особенность личности, что связанна с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих [3, стр. 9]. Ребенок, который обладает этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения основной цели — обратить на себя внимание, получить одобрение. Если для ребенка с высокой тревожностью главная проблема — постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка — это недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования или задачи учителя. Не принимая учебные задания периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть нужными знаниями и способами действий, успешно учиться.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно является недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье ненужными, «недолюбленными». Бывает так, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно ему не нравится в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило, только избалованными детьми.

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются требуемого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, но все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», — извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его ругают.

Таким детям желательно отыскать возможность самореализации. Самым лучшим местом для проявления демонстративности, является сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят и другие типы художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое основное — это снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых — обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно меньше эмоционально делать замечания и ругать ребенка [9, стр. 134].

3. Уход от реальности.

Уход от реальности — это еще один вариант неблагоприятного развития ребенка. Это когда у детей демонстративность сочетается только с тревожностью. Такие дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но использовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся выполнять требования взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей тревожности такой же пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, чаще сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

Не добиваясь существенных успехов в развитии, такие дети так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и другим детям, они «витают в облаках».

В мечтах или разнообразных фантазиях ребенок получает большую вероятность стать основным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном или литературном творчестве. Но чаще всего в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми энергичности детей, проявление внимания к итогам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в общеизвестном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, обретает себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет возводить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в совершенствовании личности ребенка выступает преобладание ощущения «я должен» над мотивом «я хочу». К концу дошкольного возраста особенное значение приобретает мотивационная готовность к преподаванию в школе [9, стр. 54].

Один из важнейших итогов психического совершенствования в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И. Ю. Кулагина, выделяет два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта значимы как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его быстрейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений [5, стр. 335].

Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. Для этих групп составляются специальные развивающие программы.

Не ставится отдельной задачей научить детей считать, писать, произносить. Основная задача — это довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе.

Главный акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно на совершенствование познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого — пробудить у ребенка желание научится чему — то новому, а уже затем начинать работу по совершенствованию высших психологических функций.

2.2 Методы психологической диагностики будущих первоклассников

Процедура определения психологической готовности детей к школе бывает разной, все зависит от условий, в которых трудится психолог. Наиболее благоприятные условия — это обследование детей в детском саду в апреле или мае месяце. На доске объявлений в детском заведении заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога.

Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально — волевой и мотивационной сферой. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление уровня психического развития, наличия нужных навыков, умений, состояния мотивационного отношения к школьному обучению [5, стр. 59].

Чтобы составить всеобщее представление об уровне развития готовности ребенка к школьному обучению, можно применять ориентационный тест школьной зрелости Керна — Йирасика. Этот тест обладает рядом существенных достоинств:

1. Данный тест требует непродолжительного времени при его использовании;

2. Его можно использовать как для индивидуальных, так и для групповых обследований;

3. Тест имеет нормативы, разработанные на большой выборке;

4. Не требует особых средств и условий для своего проведения;

5. Дает возможность психологу — исследователю получить информацию о ребенке.

Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасика является модификацией теста А. Керна.

Тест состоит из трех заданий: [10, 128].

1. Рисование мужской фигуры по представлению. Это задание дает вероятность выявить зависимость между избирательной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, ориентировочную оценку всеобщего умственного развития.

2. Подражание письменным буквам.

3. Срисовывание группы точек.

Второе и третье задания связаны с уровнем совершенствования у ребенка способности к определенному поведению (он должен проявить волевое усилие, выполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение данного времени), что является значимой предпосылкой для успешного обучения в школе.

Рисунок мужчины необходимо выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия как и при срисовывании группы точек, соединённых в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листочки бумажки с представленными образцами выполнения второго и третьего задания. Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки.

После того, как субтесты выполнены, психолог собирает бланки и проводит первичную группировку их по итогам тестирования, отбирая детей с очень слабым, просто слабым, средним и сильным уровнем готовности к школьному обучению.

Полученные итоги характеризуют ребенка со стороны всеобщего психического совершенствования: развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т. Е. Характеризуют произвольность психической деятельности. Что же касается совершенствования социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, то эти свойства довольно четко диагностируются в опроснике Я. Йирасика.

Я. Йирасик ввел в данную методику дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы. При помощи данного опросника диагностируется развитие социальных качеств, связанных с всеобщей осведомленностью, совершенствованием мыслительных операций. После проведения опроса подсчитываются итоги по количеству баллов, набранных по отдельным вопросам [5, стр.56].

Таким образом, можно говорить, что методика Керна — Йирасика даёт предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.

В связи с выделением в психологической готовности детей разных видов отношений, которые воздействуют на совершенствование учебной деятельности, имеет смысл диагностировать детей, поступающих в школу, через показатели психического совершенствования, наиболее значимые для успешности обучения в школе.

Методика «Графический диктант» предложена Д. Б. Элькониным и направлена на выявление умения внимательно вслушиваться и точно выполнять указания взрослого, возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, умения безошибочно воспроизводить на листочке бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого [5, 74].

Для определения психологической готовности к школьному обучению нужно также определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

Отношение ребенка к учению наряду с иными психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, о ребенке нельзя говорить, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при двух признаках психологической готовности — познавательного и коммуникативного, разрешает принимать ребенка в школу при условии, что в течении нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения или навыки, которые связаны с освоением школьной программы. В данной методике ребенку предлагается ответить на вопросы. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов продолжать учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов [5, 59].

Наиболее распространенными и эффективными методиками диагностики готовности детей к школьному обучению являются следующие:

1. «Ориентационный тест школьной зрелости Керна — Йирасика», включающий в себя:

А) рисование мужской фигуры по представлению;

Б) подражание письменным буквам;

В) срисовывание группы точек;

Г) опросник Я. Йирасика.

2. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).

3. Опросник «Отношение ребенка к обучению в школе» [10, 146].

4. «Эталоны» О.М. Дьяченко. Эта методика нацеленна на диагностику уровня развития восприятия и содержит те задачи, которые требуют соотнесения формы предметов с заданными образцами, т.е. эталонами. Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону. психологическая диагностика обучение готовность

5. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», эта методика предназначается для детей, поступающих в школу, а также для оценки общей ориентировки в окружающем мире и для выяснения запаса их бытовых знаний.

В трудах Р. Е. Немова предлагается комплексное исследование ребенка-дошкольника, предполагающее составление итоговой, интегральной характеристики уровня психологического развития ребёнка-дошкольника [Приложение В], которая может существенно помочь в выявлении и коррекции интеллектуального и личностного развития будущего первоклассника.

Таким образом, мы убедились, что задача диагностирования ребенка, поступающего в школу — достаточно сложная и ответственная психологическая процедура, необходимая в современном обществе.

Заключение

В психолого-педагогической литературе уделяется много внимания вопросам о выявлении детей, не готовых к школьному обучению, имеющих проблемы со школьной адаптацией в первом классе, и проблема эта была и остается актуальной.

Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости.

Психологическая готовность к обучению — это понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все главные элементы.

Главными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.

Главной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу, является выявление особенностей его психологического и умственного развития, а затем психолого-педагогическая работа по коррекции сфер, где имеется отставание или незрелость.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, вероятность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию.

Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и вероятность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль воспитанника в ситуации школьного обучения.

На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости.

Все перечисленные составляющие школьной готовности значимы в развитии ребенка. При недостаточности развития какого — либо компонента и появляется потребность в психологической помощи ребенку.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются разные подходы:

— исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, нужных для обучения в школе.

— исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

— исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

— изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия последовательному выполнению. Это умение связывается со способностью овладения всеобщим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает.

Можно выделить следующие цели, которым необходимо воспоследовать при диагностике готовности к школе:

— определение особенностей психологического совершенствования детей с целью назначения собственного подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

— выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;

— распределение будущих первоклассников по классам, в соотношении с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

— отсрочка на один год начала обучения для детей, не готовых к школьному обучению (вероятно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы совершенствования, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Валидность

Это, одно из главных психометрических свойств методики, обозначающее ее обоснованность и указывающее на степень соотношения получаемой информации диагностируемому психическому свойству

2

Дезадаптация

Одно из определений отторжения от структур (групп, коллективов), большого общества, выпадение из его коммуникативных сетей

3

Дошкольный возраст

Период детства занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Ведущей деятельностью является игра, весьма важен для формирования личности ребенка

4

Методика

Совокупность методов обучения чему-либо и приемов выполнения чего-либо

5

Психодиагностика

это область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания собственных особенностей человека (группы людей)

6

Рефлексия

Размышление о своих чувствах, анализ своих переживаний, осмысление чего-либо

7

Самосознание

Полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе

8

Собеседование

Специальная беседа на учебные, научные, общественные и т.п. темы

9

Тест

Стандартное задание, применяемое с целью определения умственного развития, специальных способностей, склонностей человека и других сторон его личности

10

Умственное развитие

Количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем, представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы. Протекает весьма различно, в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка

11

Учебная деятельность

Один из основных (наряду с игрой и трудом) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний

12

Учебный процесс

Система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой — органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения направлен на достижение целей обучения и воспитания

Список литературы

Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие [Текст] / Г. С. Абрамова, — М., Академия, 2001г. — 320с.

Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков, — М., Олма-пресс, 2004г. — 672с

Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е. Е. Кравцова, — М., Педагогика, 1983.- 145 с

Кулагина И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина, — М., Сфера, 1991 — 237с.

Немов Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов, — М., Просвещение, т.3, 1995. — 640с

Размещено на