Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Контрольная работа
по дисциплине Основы психолнгвистики
Работу выполнила студентка 124 группы
Факультет: Коррекционной педагогики и специальной психологии
Специальность: Логопедия (ускор)
Жумашева К.В.
Работу проверил:Седов К.Ф
ЧАСТЬ № 1 ОБЩАЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКА
Психолингвистика как научная дисциплина
Психолингвистика-дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики, именно поэтому ее называют интегрированной дисциплиной. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Психолингвистика возникла для решения проблем, которые не могут быть решены ни в психологии, ни в лингвистике
Психолингвистика занимается:
— описанием речевых сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи
— изучением функций речевой деятельности в обществе
— исследованием связи между речевыми сообщениями и свойствами участников коммуникаций
— анализом языкового развития в связи с развитием личности.
Общая психолингвистика включает в себя несколько разделов: психолингвистика языкового сознания, психолингвистика дискурса, психолингвистика мышления и психолингвистика мозга (нейролингвистика)
ГЛАВА 1 Языковое сознание
Звук и смысл
Звуковое сознание— это слой сознания, который опирирует значимыми элементами конкретного национального языка (словами, словоформами, фразеологическими оборотами и т.п )
Фоносематика— раздел общей психолингвистики, который изучает соотношение звука и смысла в языковом сознании. В языковом сознании человека звуки небезразличны к смыслу. Значения, которые передают звуки в речи называются фонетическими значениями. Соотношение «звук-смысл» базируется на основе действия фундаментального закона человеческого восприятия- синестезии (соощущение).
В сознании человека есть потребность в соответствии между лексическим значением слова (содержанием) и его фонетическим значением (звуковой формой).
Такое соответствие присутствует в большом количестве слов любого национального языка. Можно констатировать соответствие между фонетическим и стилистическим значениями слов. Наиболее ярко законы фоносематики проявляются в художественной (особенно-стихотворной) речи.
Психологические подходы к исследованию языка и речи
... психолингвистов. Виды речевых процессов Исходя из того, что в психолингвистике и психологии речи принято различать ее производство и восприятие, речевые процессы ... Речь – динамическое и индивидуальное образование. Язык выражает психологию (ментальность) этноса, для которого он является родным. Речь – психологию отдельно взятого человека или определенной группы. Язык – первичен, речь – вторична. Язык ...
Слово в сознании человека
Слово (лексема) – единица лексического уровня языковой структуры
Слова в сознании связаны ассоциативными связями. Система смысловых ассоциаций отражает социальный опыт человека (национальность, профессия, возраст и т.п ).
Ассоциации бывают парадигматические, синтагматические и фразовые. В сознании слова группируются в ассоциативные (семантические) поля, которые имеют центр (где связи между словами более прочные) и периферия (где связи ослабляются).
Кроме связей по смыслу между словами в ассоциативных полях присутствуют и (гораздо более слабые) связи по фонетическому сходству. Система ассоциаций отражает структуру языкового сознания, под которым находятся концептосфера, представляющая глубинные слои когнитивного сознания. Она состоит из системы концептов- неязыковые ментальных построений (образов, схем, абстрактных моделей и т.п)
Словообразование в речевой деятельности
Новое слово в речевой деятельности возникает в том случае, когда говорящий понимает предназначение предмета или сущность явления, но не имеет готового синонима к их развернутому описанию. При этом в основу нового слова говорящий кладет важный (актуальный) для него признак. Употребляя производные слова, носитель языка не помнит их производное, мативационное значение в том случае, когда эти слова имеют прочные смысловые связи с определенным контекстом. В тех же случаях, когда производное слово не имеет устойчивых контекстуальных связей, на первый план выступает мотивирующая семантика, заложенная во внутренней форме слова.
Психолингвистический аспект грамматики
Информацию в речевой деятельности передают не только лексические значения, но и те грамматические связи и отношения, в которые вступают словоформы в предложениях и текстах. В языковом сознании человека присутствуют модели предложений, в которых на абстрактном уровне отражаются факты реальности. Разворачивание смысла в связном тексте идет от исходной информации (темы) к актуальной (реме).
Предложения в связном тесте образуют систему темарематических цепочек — тематических прогрессий.
ГЛАВА 2 Психолингвистика дискурса
Текст в речевой деятельности
Тест— это сообщение, информация о чем-либо, представленная средствами одного из национальных языков.
Термин дискус и текст, при таком понимании, следует рассматривать как родовое (более широкое) и видовое (более узкое) понятие. Иными словами в любом дискурсе можно выделить текстовую основу.
Тексты бывают разного объема; их основные характеристики связность (грамматическая оформленность), композиционная завершенность (когерентность).
Психолингвистика норма текстовости – оптимальная структура текста (дискурса), которая соответствует последовательности возникновения речевого произведения в языковом сознании. Целостные тексты могут быть сведены к ядерной формуле, представленной сочетанием ключевых слов. Иногда основной смысл текста содержится в подтексте.
Дискурс и текст. Речевая деятельность как одно из понятий функциональной ...
... человек как субъект речевой деятельности. Любое высказывание - самостоятельное предложение, реплика в диалоге или связный текст - соотносится с говорящим ... в качестве предмета анализа исторические изменения значений слов. Многие лингвисты отказывались принимать бихевиористскую трактовку ... процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка" [Леонтьев ...
Невербальные компоненты устного дискурса
Невербальные компоненты( интонация, жесты, мимика и т. п ) играют значительную роль в устной коммуникации. НВКК первичны в процессе порождения речи. В ходе понимания речи НВКК влияют на адресата высказывания на бессознательном уровне и позволяют выявит истинные намерения говорящего. По данным психолингвистики НВКК первичны в речевом онто- и филогенезе. НВКК могут успешно конкурировать с возможностями национального языка. Основные науки о НВКК: паралингвистика ( наука о звуковом сопровождении коммуникаций ) и кинесика ( наука о жестах).
Паралингвистика письменной речи
Невербальные компоненты присутствуют и в письменной речи. Наука о паралингвистических средствах письменного текста- метаграфемика- состоит из синграфемики ( изучает авторскую экспрессивную пунктуацию), супраграфемики ( исследует шрифтовое варьирование текста) и топографемики (рассматривает соотношение частей текста в пространстве).
Тексты, в которых сообщение на национальном языке сочетается с изображением, называется креолизованными. Основные функции изображения в письменной речи: аттракция ( привлечение внимания), информация, экспрессия ( выразительность), эстетическая функция( создание художественного образа)
ГЛАВА 3 Психолингвистика мышления
Краткая история проблемы
Наиболее значительный вклад в разработку проблем порождения и понимания речи принадлежит Л.С. Выготскому и Н.И Жинкину
Стадии порождения речи по Л.С. Выготскому: мотив, замысел (мысль), внутренняя речь( сжатый конспект будущего высказывания), звучащая речь. В ходе спонтанного речепорождения мысль «совершается» в слове( меняет свой облик).
Личностный смысл переходит в общепонятное значение.
Н.И Жинкин дополнил концепцию Выготского учением о УПК( универсальном предметном коде) – языке интеллекта, на котором происходит формирование замысла речи.
Формирование речевого высказывания
Полная модель формирования высказывания: 1.митив 2.коммуникативное намерение 3.замысел( мысль) 4.первичная сжатая запись будущего высказывания 5.разворачивание ключевых слов во внутренней речи в связный и целостный текст 6.формирование синтаксической схемы( схем) предложения (предложений) 7.отбор лексики 8.послоговая моторная реализация внешней речи
Порождение речи в разных коммуникативных условиях
В разных коммуникативных условиях говорящий использует неодинаковые модели порождения речи. Разговорное общение предполагает упрощение процесса формирования высказывания ( оно широко использует клише, штампы и т.п); письменная речь опирается только на грамматические возможности языка и требует от автора дополнительных умений по перекодировке устного текста в графически оформленный; устная публичная речь сочетает дефицит времени в ходе порождения дискурса и требования к правильному оформлению высказывания. В реальной речевой практике наблюдается перенесение моделей устного речепорождения в письменную речь и –наоборот.
4073-1 Развитие связной монологической речи у детей старшего ...
... говорящего; 2)продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические, используются термины «высказывание» и «текст». Высказывание - это и речевая деятельность, ... равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное ...
Понимание речи
Понимание представляет собой особый вид деятельности, основанной на встречной мыслительной активности адресата речи. Понимание не равно запоминания ( и воспроизведению) текста.
Важной составляющей понимания выступает декодирование высказывания, которое имеет следующие стадии: идентификация слов в речевом потоке, осмысление значений слов; приведение фразы к исходной форме; выделение ядерного смысла текста; соотнесение языковых значений с реальной действительностью( референция); выделение неявно выраженного смысла( подтекста).
Прогнозирование в речевой деятельности
В порождении и понимании высказывания значительную роль играет механизм предвосхищения( антиципатия), который может проявляться на уровне структуры языка и на уровне смысла.
Антиципатия непосредственно связана с универсальным психологическим феноменом- установкой( влияние предшествующего опыта на протекание психических процессов).
Совпадение установок говорящего и адресата речи улучшает качество взаимопонимания; несовпадение- затрудняет взаимопонимание.
Экспериментальное изучение проблемы «язык-мышление»
Речь и мышление— два самостоятельных познавательных процесса, которые в деятельности человека могут существовать независимо друг от друга. Так. Возможно мышление без речи( образное.безъязыковое) и речь без мышления( бессмысленная, эксплуатирующая возможности вербальной памяти).
В том случае, когда мышление использует ресурсы языка, мы имеем дело с вербальным ( дискурсивным) мышлением.
ГЛАВА 4 Психолингвистика мозга (нейролингвистика)
Структура языка и строение мозга
Нейролингвистика— область психолингвистики, изучающая механизмы центральной нервной системы( головного мозга, в первую очередь), ответственные за порождение и понимание речи.
Центр Брока отвечает за порождение речи( открыт в 1861 г); центр Вернике отвечает за понимание речи(открыт в 1874 г).
Центром речи локализованы в левом полушарии мозга. Они связаны с другими более древними центрами( Брока – с двигательным, Вернике— со слуховым).
Структура языка коррелирует со строением левого полушария: механизмы синтагматики( соединения) располагаются кпереди от центра Брока; механизмы парадигматики( выбор) – кзади от центра Вернике.
Речь и функциональная асимметрия мозга
В руководстве процессом коммуникации принимает участие не только левое, но и правое полушарие мозга, которое отвечает за интонационное оформление речи, понимание метафорического значения, организацию темарематической структуры высказывания, экспликацию ядерного смысла текста. Можно говорить о существовании в сознании человека право- и лево- полушарной грамматик.