53. Диагностика готовности ребенка к школе

Диагностика готовности ребенка к школе

(Н.Я.Кушнир).

Понятие «готовность к школе» в возрастной и педагогической психологии довольно распространено, что обусловлено несколь­кими вариантами вступления детей в школьную жизнь (с шести или семи лет), а также отбором дошкольников в гимназию, лицей, профильные и специализированные классы. В связи с этим возникла проблема разработки показателей, критериев го­товности ребенка к школе и, как следствие, диагностических методик, тестов, которые позволяют установить степень его го­товности, прогнозировать развитие в процессе обучения.

Нами определены два подхода к изучению этого вопроса (см. схему 2).

Первый подход можно назвать педагогическим, сог­ласно которому готовность к школе определяют по наличию у детей 6 — 7 лет учебных навыков (умение читать, считать, писать, рассказывать).

Однако использование для диагностики только предметных тестов, проверочных заданий, диагностических методик дает од­ностороннюю информацию о ребенке. Не решенными остаются вопросы, связанные с его актуальным и потенциальным психи­ческим развитием, соответствием психологическому возрасту, возможным отставанием или опережением. В связи с этим педагогический подход не имеет прогностической валидности: он не позволяет прогнозировать качество, темп, особенности усво­ения знаний конкретным ребенком в детском саду или начальной школе.

Психологический подход к проблеме готовности к школе нельзя назвать универсальным. Тем не менее при большом раз­нообразии диагностических средств, используемых психологами для определения готовности к школе, существует общее теоре­тическое представление, которое заключается в том, что готов­ность к школе — результат общего психического развития ре­бенка на протяжении его дошкольной жизни.

Психологами разработано множество специальных тестов, проб, методик для определения готовности детей к обучению в школе. Исследователи выделяют разные стороны психического развития в качестве самых важных показателей такой готовнос­ти.

3 стр., 1123 слов

Психофизиологические методики. Определения метода, методики, теста

... условий и основаны на психофизиологических особенностях человека: например, теппинг-тест. Малоформализированные методики ü методики наблюдения (наличие плана и критериев); ü опрос (интервью); ... другими; ü методики дополнения – завершение рассказа, картинки; ü методики катарсиса – игровая деятельность, например, у детей, когда моделируется аналог проблемной ситуации; ü методики изучения экспрессии ...

Обобщая эмпирические данные по проблеме психологичес­кой готовности в отечественной психологии, специалисты выде­ляют четыре параметра (аффективно-потребностная, произ­вольная, интеллектуальная и речевая готовность), на основе ко­торых создаются диагностические методики, разрабатываются задания, пробы и т. д.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Анализ диагностических средств изучения психологической готовности к школе шести-семилетних детей позволил выделить следующие параметры: уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной, речевой готовности, сформированное необходимых предпосылок учебной деятельности.

Одним из методов получения информации об уровне разви­тия детей 6 — 7 лет при приеме в шкоду может быть экспресс-диагностика, основная цель которой заключается в том, чтобы определить, какие дети нуждаются в проведении коррекцион-но-развивающей работы.

  • «Тест в картинках» помогает определить предпочитаемый вид деятельности
  • Методика «Нарисуй самого себя» помогает определить уровень сформированное образных представлений (групповой тест).
  • Тест «Кубики» помогает определить уровень наглядно-образного мышления
  • Методика «Классификация» помогает выявить уровень сформированности понятий посредством операции классификации
  • Методика «Третий подходящий» помогает определить уровень сформированности понятий
  • Тест «Правая — левая рука» выявляет способность ребенка к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других
  • Методика Пьерона—Рузера помогает определить уровень сформированности саморегуляции и обучаемости (групповой тест)

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕМИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

  1. Методика «Тест в картинках» помогает определить пред­почитаемый вид деятельности.
  2. Тест «Персонификация мотивов» выявляет наиболее зна­чимые мотивы для обучения в школе
  3. Методика «Выбери фигуру» помогает определить уровень сформированности наглядно-образного мышления
  4. Методики для определения уровня словесно-логического мышления

4.1. Классификация. Психолог говорит ребенку: «Из пяти слов выбери то, которое считаешь лишним»

4.2. Аналогии.

  1. Тест «Правая — левая рука» помогает определить спо­собность к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других людей
  2. «Тест Куглера» помогает определить уровень развития аналитико-синтетической деятельности
  3. Тест «Шифровка» Векслера помогает определить уровень развития саморегуляции, обучаемости (групповое тестирование)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ШЕСТИ СЕМИ ЛЕТ

10 стр., 4961 слов

Психологическая характеристика заданий теста по сериям

... мышления, которые наиболее и наименее развиты у испытуемого. Психологическая характеристика заданий теста по сериям Серия А Испытуемый должен дополнить недостающую часть изображения. ... отличающимися повышенной тревожностью, низким уровнем самооценки и притязаний, сниженной мотивацией достижения успеха. Независимо от выбранного варианта проведения методики, результаты, ответы испытуемого желательно ...

Задание 1 «Нарисуй кружочки» выявляет умение запоми­нать, руководствоваться инструкцией при выполнении задания.

Задание 2 «Графический диктант» выявляет умение следо­вать указаниям психолога, помогает самостоятельно решать пос­тавленную задачу

Задание 3 «Четыре правила» выявляет способность ребенка планировать свои действия согласно правилу, осуществлять са­моконтроль

Задание 4 «Кодирование» помогает определить уровень обу­чаемости, саморегуляции

Задание 5 «Палочка и крестик» помогает определить уровень саморегуляции

Задание 6 «Дорисуй фигуру» помогает определить уровень восприятия

Задание 7 «Найди слова» (тест Мюнстерберга) помогает оп­ределить уровень устойчивости и избирательности внимания

Задание 8 «Поиск образцов» помогает определить особен­ности избирательности внимания

Задание 9 «Узнавание фигур» (тест Бернштейна) помогает выявить особенности образной памяти

Задание 10 «Девять геометрических фигур» помогает опре­делить особенности образной памяти

Задание 11 «Парные связи» помогает определить уровень произвольного запоминания с использованием приема функци­ональных связей

Задание 12 «Пиктограмма» выявляет способность к ассоци­ативному зрительно-словесному запоминанию