ФБГОУ ВПО
ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Д.И. Менделеева
Кафедра теоретической и практической психологии
Алферова Е.И.
Методические рекомендации
Направление подготовки: 050100_62-09-1-2362 «Профессиональное обучение»
Профиль подготовки:
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Тобольск 2012
Печатается по решению
Кафедры теоретической и практической психологии ТГПИ им. Д.И. Менделеева
УДК 159.9
ББК 88.3
А 53
Алферова Е.И. Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Общая психология». Методические рекомендации. — Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012. – с. – 100 экз.
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам, изучающим курс «Общая психология», в подготовке к семинарским занятиям и выполнении самостоятельных работ. Они включают темы, планы семинарских занятий и самостоятельных работ, указания к выполнению практических заданий, тесты для самопроверки; список литературы, примерные вопросы для зачета по курсу.
Составитель: к. Псх. Н., доцент кафедры теоретической и практической психологии е.И. Алферова ___________
© Алферова Елена Ивановна, 2012
© ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012
Планы и методическсие рекомендации к подготовке и выполнению семинарских занятий Блок 1. Психология как наука Семинар № 1. Тема: Предмет психологии как науки (2 ч.).
- Предмет и объект психологии человека
- Отрасли психологии
- Категории психологии.
- Классификация методов психологии и их характеристика.
Литература
Методические указания по дисциплине «психология педагогического ...
... материалом. Раздел I . Основные положения психологии общения. Тема 1.1.Основные теоретические подходы к пониманию общения. Количество часов для самостоятельной работы: очно-заочная ф. обуч. – 3 ... эмотивная функции; функции понимания, установления отношений, оказания влияния (Л.А.Карпенко). Методические рекомендации по изучению темы · При изучении материала чрезвычайно важно ознакомится со ...
- Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002
- Ярошевский М.Г. Категориальный аппарат психологии. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 25 – 39.
- Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 39 – 50
Методические рекомендации:
По 1 вопросуобъяснить место психологии в системе современного научного человекознания по статье Б.Ф. Ломова.
По 2 вопросу составить схему отрасли психологии. Охарактеризовать такие отрасли, как: общая психология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология.
По 3 вопросудать определения основных категорий психологии (отражение, психика, сознание, деятельность, общение, образ, мотив, переживание, отношение, действие, индивид, личность):
Пример: Отражение— В широком смысле – всеобщее свойство материи (материальных объектов), состоящее в их способности реагировать, изменяться и сохранять след, отпечаток воздействия на них других материальных объектов. Отражение носит отпечаток взаимодействия. Отражение (психическое) – свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов в процессе активной деятельности.
По 4 вопросусоставить характеристику методов психологии (виды наблюдения, виды эксперимента, психодиагностические методы: опрос, анкетирование)
Решить тесты для самопроверки:
- Познание, осуществляемое людьми повседневной жизненной практике, называется познаниями
а) объективным;
б) научным;
в) философским;
г) обыденным.
- Высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий, называется
а) самосознание;
б) душа;
в) сознание;
г) психика.
- Сфера человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация и построение способов взаимодействия миром, называется
- логика;
- наука;
- методология;
- философия.
- Психология в переводе с древнегреческого означает
- наука о жизни;
- наука о душе;
- наука о сознании;
- разум и душа.
- Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психологических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях
- естественный эксперимент;
- беседа;
- наблюдение;
- интервью.
- Первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию создал
а) В.Вунд;
Клиническая психология.ВКБ детей и подростков
... свободным поведением и участием в играх, психологические исследования. Дети старшего дошкольного возраста рассматривают свое заболевание как ... оказывать врач (Свистунова Е.В., 2010). В своём исследовании Котова С.А. и Николаева Е.И (2010) выявили, ... к невротическим наслоениям. Основные составляющие ВКБ у детей: объективные проявления болезни, особенности эмоционального реагирования личности, ...
б) И. Сеченов;
в) У.Джемс;
г) И. Павлов.
- Многократные исследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени характеризуют метод
- лонгитюдный;
- поперечных срезов;
- эксперимент;
- конспект-анализ.
- Совокупность образов и ценных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде, называется
а) теорией;
б) гипотезой;
в) парадигмой;
г) методом.
- Эксперимент не бывает
а) исследовательским
б) лабораторным
в) формирующим
г) естественным
- Наблюдение называется включенным, если педагог….
а) включается в совместную деятельность с учащимися в процессе исследования
б) находится рядом с учащимися в процессе исследования
в) наблюдает за поведением ребёнка в целом
г) стремится выделить в поведении ребёнка определенные тенденции
- Наблюдение называется сплошным, если педагог….
а) наблюдает за поведением ребенка в течение всего дня
б) наблюдает за поведением ребенка в целом
в) стремится выделить в поведении ребенка определенные тенденции
г) наблюдает за поведением ребенка эпизодически
- Эксперимент был заимствован психологией из:
а) естествознания
б) теологии
в) философии
г) педагогики
- Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления социально-психологического фона называется:
а) контент-анализом
б) беседой
в) экспериментом
г) анализом продуктов деятельности
- Психологические особенности трудовой деятельности и профессиональных возможностей человека изучает …
а) юридическая психология
б) социальная психология
в) психология труда
г) медицинская психология
- Наблюдение наиболее часто применяется в педагогической психологии благодаря его…
а) доступности и отсутствию специального оборудования
б) отсутствию целенаправленной подготовки
в) доступности, простоте и возможности повторения исследования с теми же параметрами.
г) отсутствию какой-либо аппаратуры
- Метод исследования, предусматривающий устное, прямое или косвенное получение сведений, называется…..
а) беседой
б) экспериментом
в) наблюдением
г) тестированием
- Методы, не имеющие ограничений в применении относительно возрастных особенностей испытуемых, — …
а) наблюдение и эксперимент
б) эксперимент и тест
в) беседа и тест
г) тест и анкета
- В. Вунд к методам экспериментальной психологии относит:
а) социометрию
б) интроспекцию
в) анкетирование
г) проективные методы
- Метод, характеризуемый как краткое стандартизированное исследование – это
- анализ
- эксперимент
- наблюдение
- тестирование
- К группам методов исследования, выделенных Б.Г. Ананьевым, не относятся методы
- интерпретационные
- практические
- эмпирические
- организационные
- ________ — это способ организации познания предмета или явления действительности
- методология
- психология
- метод исследования
- методика
-
- Заочный опрос может осуществляться в процессе
- беседы
- анкетирования
- интервьюирования
- наблюдения
- Эксперимент, проводимый под контролем экспериментатора, но в естественных условиях, называется
- формирующим
- естественным
- психолого – педагогическим
- лабораторным
- Отечественная психология в качестве предмета своего изучения определяет
- психику
- деятельность
- сознание
- человека
- Для естественнонаучного подхода к изучению психологии человека характерным является …
а) заинтересованное отношение исследователя к объекту
б) понимание невозможности получить единственно верное знание об объекте
в) экспериментальная проверка гипотез
г) все ответы верны
- К эмпирическим методам исследования не относится ________ метод
- эксперимент
- лонгитюдный
- моделирование
- биографический
- Отличительной чертой отечественной психологии является использование категории
- активности
- сознания
- бессознательного
- деятельности
Семинар № 2. Структура личности и ее проявления (2 часа)
- Психологическое определение понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность»,субъект.
- Психологическая структура личности
- Относительное постоянство и устойчивость психических образований личности
- Человек как субъект общения и деятельности
Литература
- Петровский А.В. Быть личностью. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 155-161.
- А. Н. Леонтьев. Индивид и личность. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 140-146. — конспектирование
- С. Л. Рубинштейн. Направленность личности. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 152-154.
- В. Н. Мясищев. Проблема отношений человека. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 147-148 («К вопросу о видах отношений»)
- Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность// Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 161-168.
- Учебник по психологии
Методические рекомендации:
По 1 вопросу рассмотреть характеристику структуры личности (по С.Л. Рубинштейну, К.К.Платонову).
Дать характеристику ключевых понятий:
- Направленность личности (понятие, ее составляющие)
- Отношения личности
- Потребности личности
- Потребность в персонализации (А.В. Петровский)
По 3 вопросу рассмотреть аспект: «что изменяется в личности в процессе ее развития, а что остается постоянным (неизменным)». Какие факторы влияют на изменчивость характеристик личности? (см. статью И.С.Кона)
По 4 вопросу: в каких случаях о человеке говорят как о субъекте?
По 2 вопросу: сравните 2 структуры личности – С.Л. Рубинштейна и К.К. Платонова.
Какие стороны личности учитываются в каждой из этих структур?
Структура личности по с.Л. Рубинштейну
Направленность |
Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах личности, деятельности и поведения |
Знания, умения, навыки |
Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности |
Индивидуально-психологические особенности |
Проявляются в темпераменте, характере, способностях |
Структура личности по к.К. Платонову
Краткое название уровня |
Подструктура уровней |
Сочетание биологического и социального |
Основные связи с:
|
Специфические виды формирования |
Необходимые уровни сознания |
|||
отражением |
сознанием |
потребностями |
активностью |
|||||
Направленность |
Убеждение Мировоззрение Идеалы Склонности Интересы Желания |
Биологического почти нет |
Отношение к отраженному на основе опыта |
Осознание будущего |
Через отражение социальной нужды |
Через склонности и убеждения |
Воспитание |
Социально-психологический |
Опыт |
Привычки Умения, Знания, Навыки |
Больше социального |
Содержание форм отражения |
Необходимость осознания |
Через привычки |
Через волевые навыки |
Обучение |
Психолого-педагогический |
Психические процессы |
Воля, Чувства, Восприятие Мышление Ощущение Эмоции Память |
Больше социального |
Формы психического отражения |
Осознание настоящего |
Через нужду личности |
Через эмоции и волю |
Упражнения |
Индивидуально-психологический |
Биопсихические свойства |
Темперамент, Половые возрастные и др. обусловленные свойства |
Социального почти нет |
Механизмы психического отражения |
Только стиль осознания |
Через биологическую нужду |
Через силу и подвижность нервных процессов |
Тренировка (повторение) |
Психофизиологический нейропсихологический |
Решить тесты для подготовки к полусеместровой аттестации
1. Субъектом в психологии называется
- человек как обладатель социальных качеств;
- человек как единое природное существо, представитель вида Homo sapiens;
- индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности;
- испытуемый, принимающий участие в психологическом эксперименте.
2. Термин «личность» в психологии определяется как
- человек, достигший высокого уровня психической зрелости;
- психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью;
- сильный, волевой человек, достигший общественного признания
- социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении и характеризующее меру представленное общественных отношений в индивиде;
3. Из перечисленного: 1 Индивидуальность личности, 2)представленность личности в системе межличностных отношений, 3)анатомо-физиологические особенности, 4) запечатление личности в других людях, ее «вклад» в них, в структуру личности входят:
- 2,4;
- 1,2,4;
- 3,4;
- 1,3.
4. Уровнем притязаний называют
- желаемый уровень самооценки (образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой;
- степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью;
- оценку индивидом своих возможностей в напряженной ситуации;
- степень трудности цели, которую перед собой ставит субъект.
5. Когнитивный компонент образа «Я» — это
- самоуважение, самокритичность, себялюбие и т.д.;
- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;
- то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать своим собственным внутренним критериям успешности;
- представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.;
6. Понятие «интерес» в психологии означает
- процесс ознакомления с новой ситуацией;
- произвольный процесс, имеющий своей целью определенную степень ознакомления с объектом;
- непроизвольный процесс, имеющий своей целью определенную степень ознакомления с объектом;
- мотив, способствующий ориентации в какой-либо области, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности.
7. Понятие «убеждения» в психологии определяется как
- система мировоззрения личности, большая часть которой действует как бессознательные тенденции, акты,
- установки и т.д. — устойчивые, хорошо аргументированные позиции личности
- система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами,
- мировоззрением система идеалов, взглядов, позиций личности
8. Психологической защитой называется
- степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью;
- специфически ориентированное поведение, направленное на устранение того, что угрожает физической или психической целостности организма;
- психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению целей;
- специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
9. Идеальным «Я» обозначается
- стремление быть понятным, завоевать симпатии, уважение окружающих значимых людей или же желание остаться незамеченным, скрыть свои недостатки, уклониться от оценки и критики;
- то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;
- желание человека строить свое поведение в верхних пределах своих возможностей;
- то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать своим собственным внутренним критериям успешности.
10. Термин «отрицание» означает
- вид психологической защиты, при котором информация, тревожащая человека, не воспринимается;
- бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя;
- вид психологической защиты, при котором происходит обособление внутри сознания травмирующих человека факторов;
- активное выключение из сознания неприятной информации или неприятного мотива.
11. Креативностью обозначают
- врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей;
- общую способность к творчеству;
- специальную способность к творчеству;
- патологическую склонность вести себя необычно, не так как все.
12. Понятие «отчуждение» означает
- вид психологической защиты, при котором происходит обособление внутри сознания травмирующих человека факторов;
- бессознательный перенос на другое лицо, приписывание ему собственных чувств, желаний, переживаний, мыслей и т.д., в которых человек не может себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость;
- активное выключение из сознания неприятной информации или неприятного мотива;
- вид психологической защиты, в котором действия, направленные на недоступный объект, переносятся на действие с доступным объектом.
13. Желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, называется….
а) уровнем предпочтений
б) степенью адекватности
в) завышенной самооценкой
г) уровнем притязаний
14. Согласно основному закону психологии личность и психика развиваются в
- общении
- онтогенезе
- филогенезе
- деятельности
15. Категория в психологии, выражающая сущность внутреннего мира человека, называется…
а) субъективностью
б) личностью
в) индивидуальностью
г) индивидом
16. …..- деятельность человека, направлена на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями
а) воспитание
б) самовоспитание
в) самообразование
г) самообучение
17. Личность по С.К. Рубинштейну определяется как совокупность того, что
а) человек видит, слышит, осязает
б) человек хочет, что он может и что он есть
в)
г)
18. Совокупность мотивов личности, которые формируются и развиваются в течении всей её жизни, носит название
а) мотивационной направленности
б) регулятора поведения
в) мотивационной сферы
г) личностного смысла
19. Установите соответствие между основными теориями и механизмами развития
1. Теория психосексуального развития З.Фрейда
2. Аналитическая теория А.Адлера
3. Гуманистическая теория А.Маслоу
4. Деятельностная теория С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева
а) смена основных форм жизнедеятельности
б) общественное чувство
в) влечение, эмоции, полоролевое поведение
г) удовлетворение потребностей, согласно иерархической структуры
20. Личность – объект и субъект общественных отношений по мнению
- К.К. Платонова
- С.Л. Рубинштейна
- А.Н. Леонтьева
- А.Г. Ковалёва
21. Наиболее популярной моделью личности в деятельностном подходе является ______ модель:
- пятикомпонентная
- двухкомпонентная
- четырёхкомпонентная
- трёхкомпонентная
22. Концепция отношений человека была разработана в отечественной психологии …
- Г.М. Андреевой
- В.А. Ядовым
- Д.Н. Узнадзе
- В.М. Мясищевым
23. Всё, что побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами и мировоззрением, составляет содержание
- склонностей
- влечений
- интересов
- убеждений
24. Ведущим свойством личности признаётся
- мировоззрение
- направленность
- установка
- индивидуальность
25. Движущей силой активности человека выступают
мотивы
потребности
желания
цели
26. Аккуратность является характеристикой
- деятельности
- характера
- темперамента
- поведения
27. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, называется
- самосознанием
- представлением
- самоощущением
- самопрезентацией
28. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, составляет содержание
- способностей
- темперамента
- состояний
- направленности
29. Способ дифференциации объектов индивидом по их значимости называется
- ценностными ориентациями
- мировоззрением и мироощущением
- мотивами
- потребностями
30. Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении …
- локуса контроля
- самооценки
- темперамента
- познавательных процессов
31. Человек как представитель человеческого рода, имеющий телесное бытие, природные свойства, называется
- субъектом
- индивидом
- индивидуальностью
- личностью
32. Определение потребности как нужды было введено
- С.Л. Рубинштейном
- А.Н. Леонтьевым
- А.В. Петровским
- В.Н. Мясищевым
33. Генотипические особенности человека как представителя рода выражены понятием:
- индивидуальность
- индивид
- личность
- субъект деятельности
34. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний называется
- самооценкой
- самоконтролем
- саморазвитием
- рефлексией
Семинар № 3 Тема: Индивидуально-типологические особенности человека (2 часа)
- Свойства темперамента.
- Отличительные признаки темперамента от характера.
- Темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека.
- Общие и специальные способности
Литература:
- Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002.
- Теплов Б.М. Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 269-274.
- Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 286-292.
Методические рекомендации.
Конспектирование статей – обязательно!
Для ответа на первый вопроснеобходимо ознакомиться со статьями № 2, 3.
Во втором вопросенеобходимо выделить:
- отличительные признаки характера;
- становление волевой регуляции и её значение для формирования характера;
- роль темперамента в формировании характера.
В третьем вопросе: что пониманиется под индивидуальным стилем деятельности? Какое значение оказывают свойства темперамента на формирование индивидуального стиля деятельности?
В четвёртом вопросе, используя литературу, дать характеристику общих и специальных способностей, привести примеры
Решите психологические задачи:
1) Ниже приводится перечень различных психологических свойств личности и высказывания о профессиях летчика-испытателя и учителя1.
- требуется указать, какие свойства характеризуют способности, необходимые для каждой из этих профессий.
- какие свойства являются стержневыми?
Свойства психики: яркость воображения и речи, наблюдательность, наглядно-действенное мышление, двигательная память, скорость движений, выдержка, умение владеть собой, не теряться в напряженной обстановке, умение быстро принимать решение, прочность запоминания, техническая наблюдательность, отзывчивость, организаторские способности, эмоциональность.
О профессии летчика-испытателя. Постоянный риск во время работы. Работа с приборами. Здесь нужна тончайшая наблюдательность за условиями работы приборов. Обязан все запомнить, все заметить, чтобы потом рассказать все со множеством деталей конструкторам на земле. Требуется мобилизация воли, знаний, нервов в один комок. Требуется готовность к самому худшему – аварийному варианту. Ждать терпеливо, когда сработают приборы. Вмешиваться не имеешь право. Только наблюдаешь, только оцениваешь. Порой случается непредвиденное. И сразу мысль: «Что? Как бороться?». И даются только мгновения, чтобы принять решение, чтобы парировать неожиданность. Это напряженная, огромная по времени работа исчисляется секундами.
О профессии учителя. Самых «неисправимых», «трудновоспитуемых» учеников направляли в класс учителя П.Я. Ему быстро удавалось их обезоружить.
С проницательностью следователя он разбирался в побудительных причинах этих поступков, в помыслах и стремлениях каждого. П.Я. умел зажечь своих учеников идеей служения народу, ответственности за судьбы людей.
Он учил этому всем своим поведением. А его уроки по истории! Как ярко, красочно, захватывающе он рассказывал о подвигах героев, с какой неумолимой логикой он подводил к вскрытию движущих сил развития событий! По выражению глаз, лица он определял, как учащиеся реагируют на события, как они их понимают. П.Я. всегда поощрял самостоятельные поступки учеников и искренне радовался их успехам.
Семинарское занятие № 4. Тема: Человек как субъект деятельности и общения
- Человек как субъект деятельности и общения.
- Общая структура деятельности. Мотивация деятельности.
- Общение: функции, виды, роль восприятия в процессе общения.
Литература
- Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 93 – 100. (конспектирование)
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 108-117 (конспектирование).
- Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002 или А. В. Петровский. Введение в психологию. М., — Академия. 1995. Гл. 11. С. 280-309.
- А. А. Бодалёв. Восприятие человека человеком. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 117-123. (конспектирование)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Ж. Годфруа. Что такое психология: в 2 т. М., «Мир», 1996. Т. 1. С. 371-377.
Методические рекомендации:
Конспектирование выделенных статей – обязательно!
При рассмотрении первого вопросаотработать проблемы:
- сущность категорий «деятельность», «общение»;
- дать характеристику видов деятельности: игровая, учебная, трудовая
При рассмотрении второго вопросапо статье А.А. Леонтьева раскрыть: характеристику компонентов структуры деятельности: действие, мотив, цель, действие, операция, внутренняя деятельность.
При рассмотрении третьего вопроса: кратко раскрыть стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную; в конспекте статьи А.А.Бодалева раскройте понятие «механизм обратной связи». Приведите примеры.
Необходимо знать значение следующих терминов: деятельность, действие, операция, мотив, цель, внутренняя деятельность, общение, обратная связь, установка.
Тестовые задания для самопроверки
To, ради чего совершается действие, является а) мотивом; б) образом; в) потребностью; г) целью. |
К компонентам предметного содержания деятельности А.Н. Леонтьев относил … а) мотив б) действия в) установку г) операции |
Нужда в чем-либо называется а) мотивом; б) квазимотивом; в) потребностью; г) квазипотребностью. |
Способ выполнения действий называется а) деятельностью; б) квазидействием; в) под действием; г) операцией. |
Навык и умение — это примеры развитых тренировками а) знаний; б) вторичных автоматизмов; в) действий; г) деятельностей. |
Главный мотив деятельности называется… а) доминирующим б) мотивом-стимулом в) направленным г) ведущим |
Существуют три формы освоения действия – это…. а) навыки, умение, привычки б) навыки, приемы, привычки в) навыки, умения, способы г) операция, умения, привычки |
Коммуникативный аспект общения связан с … а) межличностным взаимодействием б) эмоциональным взаимодействием в) манипуляцией г) передачей и приемом информации |
Интерактивная сторона общения состоит в: а) в восприятии и познании партнера по общению; б) в обмене информацией между партнерами по общению; в) в установлении контакта между людьми; г) в организации взаимодействия между общающимися индивидами |
Перцептивная сторона общения состоит: а) в обмене информацией между партнерами по общению; б) в организации взаимодействия между общающимися индивидами; в) в познании понимании людьми друг друга; г) в планировании общей деятельности. |
Осознаваемый результат, достижение которого направлена деятельность, называется…. а) целью б) задачей в) мотивом г) потребностью |
Опредмеченная потребность переходит в новый «статус», а именно в а) предвосхищение; б) гомеостаз; в) цель; г) мотив. |
- К вербальным средствам общения относится:
а) жесты; в) мимика;
б) речь; г) система «контакта глаз».
- Коммуникативный барьер – это …….. на пути адекватной передачи информации между партнерами, информация при этом ….. или…. изначальный смысл.
- Форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений управлять и использовать называется:
а) императив; в) коммуникация;
б) манипуляция; г) диалог.
- Императивное общение предполагает:
а) равноправное субъект-субъектное общение
б) скрытное воздействие на партнера с целью достижения свои намерений
в) официальное распространение информации
г) авторитарную форму воздействия с партнером.
- Вид общения, который происходит с целью достижения договорённости между людьми, не состоящими в близких межличностных отношениях, называют:
а) референтным; в) опосредованным;
б) деловым; г) ролевым.
- Тип общения, связанный со скрытым воздействием на партнёра по общению, называют:
а) коммуникативное; в) диалогическое;
б) императивное; г) манипулятивное.
- Коммуникативный аспект общения связан с …
а) межличностным взаимодействием в) манипуляцией
б) эмоциональным взаимодействием г) передачей и приёмом информации
- Структурными компонентами общения выступают:
а) коммуникативный; в) восприятия партнёра;
б) когнитивный; г) нормативный.
- К функциям общения НЕ относится…
а) объединения в) дихотомическая
б) формирования и развития г) прагматическая
- Жесты, мимика и пантомимика – это средства общения…..
а) оптико-кинетические в) паралингвистические
б) пространственно- временные г) экстралингвистические
- Приятные и неприятные запахи окружающей среды, относящиеся к невербальным средствам общения, называются
а) визуальными в) тактильными
б) ольфакторными г) акустическим
- Жесты, мимика и пантомимика не являются _____________ средствами общения:
а) оптико-кинетическими в) визуальными
б) кинетическими г) паралингвистическими
Семинарское занятие № 5. Тема: Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение и восприятие
- Физиологическая основа ощущений.
- Виды ощущений.
- Характеристика общих закономерностей ощущений: чувствительность и её измерение. Пороги чувствительности. Адаптация органов чувств.
- Характеристика восприятия и его свойств;
- Виды восприятия.
- Виды восприятий. Восприятие пространства. Восприятие движения и времени.
Литература:
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 177 – 255.
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.
- Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002
- Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
Статьи:
- Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. / Лекции по психологии. – СПб: СОЮЗ, 1999. С. 3 – 27.
- Скороходова О.И. Как я представляю окружающий мир. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 180 – 183.
- Коффка К. Восприятие: введение в гештельттеорию. / Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М. 1975. – С. 96 – 114.
Методические рекомендации:
Проблема ощущений изучается в философии, анатомии и физиологии. Для психологии ощущения имеют, прежде всего, качественные характеристики и рассматриваются как исходная форма отражения действительности, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Ощущения выступают как образ, несущий информацию, как сигнал, запускающий действия в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности человека. Поэтому ощущения не только источник познания окружающего мира, но и регулятор действий человека. В ощущении тесно переплетены познавательные и эмоциональные элементы отражения. Ощущение всегда имеет чувственный тон. Высокий уровень чувствительности складывается прижизненно и обеспечивает богатство субъективного отражения мира индивидом. Чувствительность – это черта индивидуальности, имеющая биолого – историческую природу, тесно связанную с жизненным путём личности.
Выделяют следующие виды ощущений:
Таблица 1.
Виды ощущений (По характеру отражения) |
||
ЭКСТЕРОЦЕПТИВНЫЕ |
ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ |
ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ |
Отражают свойства и явления внешней среды
|
Отражают состояние внутренних органов
|
Отражают информацию о движении и положении нашего тела
|
Зрительные Слуховые Обонятельные Осязательные (тактильные и температурные) Вкусовые Вибрационные Кинестетические Равновесия и ускорения Болевые |
От внутренних органов (желудок, кишечник, мочевой пузырь, почки и пр.)
|
От мышц и связок конечностей, мышц спины и шеи, температурные живота и груди, горла, сердца, печени
|
Таблица 2.
Виды ощущений (По характеру рецепторов)
|
||||||
Зрительные
|
Осязатель- ные
|
Обонятель- ные
|
Слуховые
|
Вкусовые
|
Кинетичес- кие
|
Органичес- кие
|
- Ответить на вопросы семинара.
- При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): анализатор, рецептор, аккомодация, ощущение, порог чувствительности, адаптация органов чувств, сенсибилизация, синестезия, восприятие.
- Законспектируйте статьи к семинару.
- При ответе на вопрос № 3 заполните таблицу «Свойства восприятия»:
№ |
Свойства восприятия |
Определение свойств восприятия |
1 |
Объем восприятия |
|
2 |
Константность восприятия |
|
3 |
Целостность восприятия |
|
4 |
Предметность |
|
5 |
Категориальность |
|
- При ответе на вопрос № 5 заполните таблицу № 2 «Законы восприятия»:
№ |
Законы восприятия |
Определение законов восприятия |
1 |
Закон фигуры и фона |
|
2 |
Закон транспозиции |
|
3 |
Закон близости |
|
4 |
Закон константности |
|
Объясните:Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
- Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
- После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30°С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.
- После слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной.
- А.Н. Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т. е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.
Объясните это явление:
Семинар № 6. Познавательная сфера личности. Память. (2 часа)
- Роль памяти в жизни человека.
- Виды и условия эффективности запоминания. Связь памяти с мышлением;
- Условия сохранения информации;
- Виды и уровни воспроизведения
- Личностные проявления памяти.
Литература:
- Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 194-201.
- Смирнов А.А. Типы памяти. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. 3-е изд-е. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: «Academia». 2005. с. 145-147.
- Смирнов А.А. Роль понимания и запоминания // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 388-395
Дополнительная литература:
- Выготский.Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. Т.2.М.,1982.
Методические рекомендации:
При рассмотрении 1 вопроса отработать проблемы: определение памяти; память в системе психических явлений; виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно – логическая.
При рассмотрении 2 вопроса рассмотреть: процесс запоминания как:
- импринтинг
- непроизвольное запоминание
- заучивание
В 3 вопросе описать условия, способствующие и препятствующие запоминанию и сохранению информации.
При рассмотрении 4 вопроса проработать проблемы: виды воспроизведения; уровни воспроизведения; факторы, способствующие успешному припоминанию.
При рассмотрении 5 вопроса обратить внимание на такие характеристики памяти, как: скорость запоминания и забывания; объём, прочность, точность памяти; типы памяти;
Необходимо знать значение следующих терминов: память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, эйдетическая память, импринтинг, произвольное и непроизвольное запоминание, оперативная память, мнемотехника, узнавание, припоминание, запредельное торможение, реминисценция.
Семинарское занятие № 7. Тема: Мышление как процесс познавательной деятельности (2 часа)
- Определение и структура мышления. Функции мышления и его виды.
- Мыслительные операции.
- Этапы формирования умственных действий по Гальперину (интериоризация).
- Психологическая характеристика интеллекта.
Литература:
- Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 7.
- Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М. – Изд-во Моск. ун-та. 1981. с. 71 – 77.
- Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 201-208.
- Айзенк. Интеллект //журнал «Вопросы психологии». – 1995, № 1.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий / Хрестоматия по общей психологии. МГУ, 1981.
Методические рекомендации:
Конспектирование статей – обязательно!
При рассмотрении 1 вопроса в конспекте должно быть отражено: понятие, определение, компоненты структуры мышления. Выделить функции мышления; выписать характеристику видов мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, теоретическое, эвристическое мышление, творческое мышление.
Во 2 вопросе по статье С.Л. Рубинштейна выписать характеристику мыслительных операций.
В 3 вопросе законспектировать статью П.Я Гальперина по этапам формирования умственных действий.
При рассмотрении 4 вопроса рассмотреть подходы и характеристику интеллекта.
Необходимо знать значение следующих терминов: мышление, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, проблемная ситуация, задача, наглядно – действенное мышление, наглядно – образное мышление, отвлечённое мышление, эвристическое мышление, творческое мышление.
Семинарское занятие № 8. Тема. Эмоционально-волевые процессы (2 часа)
- Физиологические основы эмоций и чувств.
- Классификация эмоций.
- Эмоциональные состояния и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности:
А) Настроение;
Б) Аффекты;
В) Стресс и фрустрация
- Связь чувств с направленностью личности. Классификация чувств.
- Произвольность и волевые состояния.
- Влияние эмоциональных состояний на познавательную деятельность человека.
Литература:
- Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 9.
- Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций (ксерокопия).
- Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств (ксерокопия).
- Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе. Ж. Вопросы психологии. 1994. № 1.
- Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно — познавательной деятельности школьников. Ж. Вопросы психологии. 1989. № 6.
- Левитов В.Д. Воспитание эмоций (ксерокопия).
Методические указания:
В 1 вопросе рассмотреть проблему: Роль коры и подкорковых центров в образовании и протекании эмоций и чувств (привести примеры);
Во 2 вопросе составить классификацию эмоций (можно в виде таблицы).
В 3 вопросе дать общую характеристику эмоциональных состояний человека. настроение; аффекты; стресс и фрустрация. Проанализировать связь эмоций с потребностями личности.
В 4 вопросе проанализировать связь чувств с направленностью личности. Какие чувства называются высшими?
Тестовые задания для самопроверки
Имя Симонова соотносится в теориях эмоций с подходом а) информационным б) когнитивно-аффективным в) периферическим г) интеллектуализма |
В психологии эмоций вся совокупность феноменов, относящихся к эмоциям, называется эмоциональной а) сферой б) операцией в) плоскостью г) категориальностью |
Из всех трёх типов агрессии наибольшей осознанностью и импульсивностью обладает агрессия а) экспрессивная б) враждебная в) инструментальная г) динамическая |
Попытка упорядочить известные классы эмоций на шкале была предпринята а) Вудвортсом б) Мэрфи в) Шлосбергом г) Дарвином |
В концепции Рубинштейна относительно устойчивые личностные установки относятся к категории чувств а) безобразных, абстрактных б) предметных в) органических г) обобщённых |
Импульсивный, тормозной, генерализованный – это разновидности а) эмоционального стресса б) агрессии в) заключительной фазы аффекта г) фрустрации |
Термин, в основе которого лежит значение со смыслом «нападать», — это а) гнев б) агрессия в) тревожность г) фрустрация |
Эмоции как средство свёрнутого опознания значимости будущей ситуации выполняют функцию а) прогностическую б) эвристическую в) интеллектуальную г) экспрессивную |
Эволюционно закрепившийся готовый стереотипный способ по разрешению биологически предусмотренных внештатных ситуаций, — это а) аффект б) комплекс неполноценности в) мотив г) эмоция |
Эмоции как средство опознания значимости будущей ситуации выполняют функцию а) оценочную б) прогностическую в) синтезирующую г) эвристическую |
Эмоции по уровню значимости и иерархии психических инстанций подразделяются на: а) нормальные перверсные б) высшие и низшие в) яркие и приглушённые г) атрофированные, системные и гипертрофированные |
Дистресс – это стресс, который а) поддерживает и защищает гомеостаз б) оказывает двоякое, противоположное по результатам воздействие в) оказывает дезорганизующее воздействие г) является сложным полизависимым |
Связь интеллекта и аффекта носит характер а) взаимоисключения б) взаимообратного перехода в) рядоположенности г) взаимодополнения |
Агрессия, по сравнению с гневом, изменяется а) линейно, соразмерно б) так же в) более интенсивно г) менее интенсивно |
Эмоции пронизывают все а) поступки б) операции в) процессы памяти г) процессы восприятия |
Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние называется….. а) аффектом б) стрессом в) страстью г) фрустрацией |
Семинарское занятие № 9. Тема. Психология малой группы
- Типология социальных групп.
- Групповые феномены: феномен группового давления; феномен конформизма; феномен групповой сплочённости.
- Стадии и уровни развития социальной группы.
- Виды межличностных отношений в группе и их изучение.
- Стили руководства
Основные понятия: группы: социальная, большая, малая, формальная, неформальная, референтная, условная, диффузная, ассоциация, корпорация, коллектив, композиция группы, структура группы, групповое давление, конформизм, нонконформизм, сплочённость; страта, взаимодействие, конгруэнция, обратная связь, совместная деятельность, внушение, убеждение, индивидуализм, альтруизм, коллектив, деятельностное опосредование, ценностные ориентации группы, ценностно-ориентационное единство, виды межличностных отношений, социометрия, социометрический статус, эмоциональные предпочтения и отвержения.. лидер, руководитель, императивное общение, манипулятивное общение, диалогическое общение.
Литература:
- Андриенко Е.В. Социальная психология. — М. «ACADEMIA», 2004. Гл. 7
- Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Гл. 9 – 10.1., 11.3 — 11.5.
- Хрестоматия по социальной психологии. Составитель Бостанджиева Т.М., Тобольск. 2004.
- Робер М.А., Тильман Ф. Понятие и классификация групп в социальной психологии.
- Келли Г. Две функции референтных групп.
Методические рекомендации
Е.И. Алферова
Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Психологии человека»
Технический редактор:
Компьютерная верстка: Нагипова З.А.
Лицензия на издательскую деятельность лр №040287 от июля 1997года
Отпечатано с оригинал-макета. Подписано в печать .2012
Формат . Усл. печ. л. 2,8. Тираж 100 экз. Заказ № _________
Отпечатано в минитипографии
Тобольской государственной социально педагогической академии,
626150, Г. Тобольск, ул. Знаменского, 58.
1Сборник задач по общей психологии. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. В.С.Мерлина. — М.: «Просвещение», 1974. С. 190-191