Пси-пед-сопровождение- опыт работы-Ярославль

Создание условий для организации психолого-педагогического сопровождения развития детей в дошкольных образовательных учреждениях Ярославского муниципального района

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

  • защиту прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
  • квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
  • реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;
  • психологическую помощь семьям детей «группы риска».

Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Сеть дошкольных образовательных учреждений нашего района представлена 14 детскими садами, детским домом с двумя дошкольными группами и 23 дошкольными группами в 10 основных и средних общеобразовательных школах, 7 группами в начальной школе детском саду. Для обеспечения потребностей родителей в дошкольных образовательных услугах в районе функционируют ДОУ:

девять детских садов комбинированного вида (№ 5,8,15,16,20, 21,27,36,42);

один детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников (№1);

два детских сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития (№18,26);

шесть детских садов (№ 2,4,19,22,24,30).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста и условия, необходимые для успешного развития музыкально - творческих способностей. Особое внимание отводится пению – как виду музыкально-творческой деятельности. Во ...

Детские сады посещают 1573 ребенка, из них муниципальные ДОУ — 1082 ребенка, ведомственный детский сад — 20 детей. В общеобразовательных школах 455 детей дошкольного возраста, в детском доме 16 дошкольников.

Анализ сети дошкольных образовательных учреждений в районе позволяет сделать вывод о том, что детские сады обладают большими адаптивными возможностями и могут чутко реагировать на изменение общественных запросов, так как способны удовлетворить разнообразные потребности семей из разных социальных слоев, в том числе и тех семей, где воспитываются «особые дети».

По статистическим данным за 2005 год 25% детей имеют уровень развития соответствующий возрастной норме, 13,7% воспитанников ДОУ имеют высокий уровень развития, условно их можно назвать «одаренные дети», 5,6% дошкольников, посещающих детские сады района, имеют задержку психического развития (по действующей международной классификации болезней это называется «смешанное в речевом развитии специфическое расстройство психического развития»), 25% детей имеют проблемы речевого развития, 8,8% детей — отклонения в физическом развитии, 0,2% — это дети-инвалиды, 21,7% состоят на диспансерном учете, 20,8% с первой группой здоровья, 64,5% со второй группой здоровья, 14.7% с третьей группой здоровья.

Проведя анализ состояния физического и психического здоровья воспитанников ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания условий для организации качественного дошкольного образования для детей с индивидуальными потребностями в связи с чем приступили к разработке модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детских садах нашего района.

Хочу обратить внимание на то, что проблема индивидуального сопровождения дошкольников представляет сейчас наибольшую значимость для личностного развития дошкольников и состоит в следующем: в детских садах отсутствуют необходимые условия, обеспечивающие равные права на качественное дошкольное образование, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Мы определили характерные проблемы нашего района, которые необходимо решать в настоящее время:

1. Ухудшение здоровья детей:

изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка.

2. Неготовность детей к поступлению в детский сад.

3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада.

4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.

некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;

ослабление духовных связей между родителями и детьми и кризисное состояние семейных отношений;

отторжение детей из семьи, ведущее к «социальному сиротству» и росту бродяжничества.

5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения:

отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности;

24 стр., 11713 слов

Развитие лидерских качеств у воспитанников детского дома как ...

... социализироваться в обществе. Объект исследования: особенности социализации воспитанников детского дома. Предмет исследования: развитие лидерских качеств у детей детского дома, как условие социализации. Цель ... по проблеме особенности развития лидерских качеств у воспитанников детского дома, как условие социализации. 2. Выявить уровень развития лидерских качеств у детей экспериментальной группы. 3. ...

недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого- педагогического сопровождения;

педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей;

усложнение образовательных программ без учета возможностей детей.

6. Низкая квалификация педагогических кадров:

недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы эффективно оказывать необходимую помощь детям и их родителям в полном объеме;

7. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.

Решение проблемы психолого-педагогического сопровождения мы видим в следующем:

1. Создание адаптивных детских садов.

2. Интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях массового ДОУ.

Решение проблемы начали с того, что открыли 12 групп ЧБД в (ДОУ № 5,8,11,15,16,18,20,21,27,30,36,42), 1 логопедическую группу (ДОУ № 5), оборудовали 10 логопедических пунктов: (ДОУ № 1,8,11,15,16,18,26,27,36,42) и 3 кабинета психологов в (ДОУ № 5, 18,27), для детей с высоким уровнем развития организовали кружковую работу (в детских садах № 1, 8, 16, 26, 36, 42 функционируют 16 кружков экологического воспитания, физического и художественно-эстетического развития).

В нашем понимании адаптивное дошкольное образовательное учреждение — это массовый детский сад, сохранивший лучшие традиции отечественного дошкольного образования и взявший на себя дополнительные функции педагогической поддержки ребенка, развития его личностных способностей, оказания ему психологической помощи.

Интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ — это обеспечение каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступной и полезной формы интеграции.

Это лишь первый и второй этапы нашей деятельности.

Третий этап — это создание модели психолого-педагогического сопровождения. Ребенок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

В штатное расписание пяти детских садов были введены дополнительные ставки педагогов-психологов: ДОУ № 5 «Гнездышко» Военный городок п.Туношна, ДОУ№ 11 «Росинка» Лесная Поляна, ДОУ № 18 «Теремок» п.Туношна, ДОУ № 27 «Светлячок» п.Щедрино, ДОУ № 42 «Родничок» п.Ивняки.

Перед педагогами-психологами были поставлены следующие задачи:

Проектировать и планировать систему воздействия на ребенка, ее содержательные и дидактические компоненты.

Участвовать в ВОП.

Прогнозировать, результаты воздействия на детей.

Предвидеть конечный продукт развития, достижений ребенка, новообразований его психического развития.

В деятельности педагогов-психологов в детских садах района выделили следующие направления:

1. Психолого-педагогическое обследование детей: (осеннее, весеннее, в течение года по заявкам) во всех возрастных группах;

изучение динамики психического развития детей и специально развиваемых качеств личности ребенка;

6 стр., 2825 слов

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

... садах которые на наш взгляд будут способствовать повышению эффективности руководства сенсорному развитию детей Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. ...

индивидуальные или групповые психологические занятия с детьми для решения индивидуальных задач;

участие воспитателей, родителей в психологических занятиях.

2.Составление плана (по данным психологического обследования) и проведение психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми с недостатками в развитии психических функций, со сложностями в межличностных взаимоотношениях, а так же с эмоционально неблагополучными детьми.

3. Психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами):

информирование, консультирование взрослых по вопросам психологического развития детей;

проведение для взрослых специальных практикумов, лекций, семинаров, тренингов, соответствующих тематике и целям психологических занятий.

4.Психологизация родителей:

консультирование родителей и работа с ними;

совместная работа детского сада с родителями детей «группы риска».

5. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума, которая предполагает:

равноправное сотрудничество и личную ответственность участников образовательного процесса;

использование профессионального и личностного потенциала взрослых в сопровождении ребенка дошкольника в процессе обучения, воспитания и развития; — индивидуальное и групповое консультирование;

совместную деятельность разнопрофильных специалистов.

Мы считаем, что для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей, родителей на разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников.

Четвертый этап — это создание условий для сопровождения дошкольников в массовых ДОУ, в процессе которого воспитатели детских садов смогут оказывать необходимую и достаточную поддержку ребенку. Мы рассматриваем ее как деятельность, направленную на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.

На наш взгляд, идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.

Пятый этап в решении проблемы индивидуального сопровождения развития ребенка в ДОУ мы видим в повышении квалификации управленческих и педагогических кадров через курсовую подготовку и организацию работы с руководителями детских садов.

С заведующими ДОУ начали работу по следующему направлению:

«Создание модели психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в сельском детском саду».

Данное направление будет прорабатываться в течение нескольких лет.

Первым шагом в реализации данного направления явилась проработка нормативно-правовой документации, позволяющей решать вопросы нормативного и правового обеспечения:

Закон РФ «Об образовании».

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

17 стр., 8180 слов

Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой ...

... и оказывает особое влияние на развитие личности ребенка в целом. Исходя из актуальности данной проблемы, целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной ...

Инструктивно-методическое письмо № 03-51-ин/23-03 от 15.01.2002 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».

Методическое письмо Минобразования от 24.04.1995 № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации».

Методические рекомендации МО РФ «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений» № 27/901-6 от 27.03.2000 г.

Методические рекомендации МО РФ от 27.06.2003 № 23-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».

Министерство образования и науки Самарской области «Организация и содержание обучения ребенка с отклонениями в развитии, интегрированного в дошкольное образовательное учреждение» Самара 2004.

Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции (14-16 марта 2001 г.) «Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка» Санкт-Петербург 2001.

Вторым шагом явилось планирование предстоящей деятельности.

Руководители детских садов провели теоретическое исследование изучаемой проблемы, познакомились с достижениями педагогики и психологии, определили конкретную цель предстоящей работы: «Создание в детских садах района условий для индивидуального развития дошкольников» и сформулировали основные задачи предстоящей деятельности:

Сформировать понятийный аппарат управленца по данному направлению.

Разработать методические рекомендации по сопровождению дошкольников.

Организовать работу ПМПк в детском саду.

Обеспечить интеграцию специалистов в вопросах обеспечения сопровождения дошкольников.

Третьим шагом стало определение основных форм работы с управленческими кадрами:

Психолого-педагогические семинары с использованием интерактивных методов обучения»: «Индивидуальный и дифференцированный подход к детям по результатам психолого-педагогической диагностики и систематических наблюдений за детьми», «Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка», «Обеспечение индивидуального сопровождения дошкольников в сельском детском саду», «Деятельность ДОУ по организации работы с родителями (социально-неблагополучные семьи)», «Интеграция семейного и общественного воспитания», «Использование индивидуальных программ развития детей в ДОУ (из опыта работы)».

На семинарах рассматривались вопросы научно-теоретической подготовки, совершенствовались знания в области развивающих и личностно-ориентированных технологий, таким образом, последовательно раскрывалась выбранная тема. При подготовке к мероприятиям предлагались вопросы-задания для обсуждения. Использовались разнообразные методы работы: лекции, дискуссии, диалоги, защита разработок, и проектов.

Работа временных творческих групп, с использованием индивидуальных консультаций, обзорами методической литературы по интересующей тематике.

Самообразование руководителей и педагогических работников.

Большая роль была отведена в нашей деятельности практическому применению теории, апробации ее на практике, а так же анализу того, какую практическую помощь оказывают рекомендации с семинаров. Руководители ДОУ проводили работу в своих педагогических коллективах и своевременно оказывали методическую помощь педагогам.

21 стр., 10006 слов

Процесс развития устной речи глухих дошкольников

... оказываются непреодолимыми. Без специальной последовательной работы устная речь глухих дошкольников не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Поэтому необходимо создавать благоприятные ...

В основу проектируемой модели сопровождения были положены следующие принципы:

Гуманизация — предполагающая веру в возможности ребенка.

Системный подход — основанный на понимании человека как целостной системы.

Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.

Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Мы выделили основные направления психолого-педагогического сопровождения:

Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.

Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания.

Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.

Развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов.

Затем определили задачи психолого-педагогического сопровождения:

Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.

Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детских садах представляет из себя следующую деятельность:

1. Организация работы ПМПк.

В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. В детских садах организована работа ПМПк, разработано Положение по ПМПк.

При поступлении ребенка в ДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.

Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: заведующая, родители, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться.

Заслушиваются воспитатели дошкольной группы, медицинские работники.

Озвучивается информация, полученная из бесед с родителями.

Представляются результаты диагностики нервно-психического развития детей.

Заслушиваются результаты эпизодического контроля заведующей и старшего воспитателя.

Проводится психолого-педагогический анализ состояния дел, определяются конкретные трудности и причины, вызывавшие эти затруднения.

3 стр., 1184 слов

Вальце М. Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками ...

... Сущность психологического сопровождения детей и подростков группы риска состоит в использовании потенциала воздействия всех реалий, определяющих существование и развитие человека. Источник: Вальце М. Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками ...

Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребенком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, подсказать комплекс мероприятий в домашних условиях.

Консилиум позволяет решать вопросы с родителями о консультации других специалистов, вырабатывать общую педагогическую стратегию обучения и воспитания каждого ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений.

2. Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.

3. Осуществление моноторинга результативности психолого-педагогической деятельности.

4. Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка).

Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребенка заносятся в карту медицинского наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребенка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребенка.

По окончании курса реабилитационных и оздоровительных мероприятий оцениваются результаты реализации индивидуальной программы на очередном консилиуме.

Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции.

Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:

Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования.

Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.

Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка. Ответ на вопрос: Что мы делаем дальше?

Подводя итог сказанному, можно зафиксировать промежуточные результаты нашей работы:

у руководителей детских садов сформированы представления по следующим темам: «интеграция содержания образования, интеграция специалистов», «интегрированные занятия, комплексные занятия», «карта индивидуального развития», «психолого-педагогическое сопровождение», «индивидуальный и дифференцированный подход в работе с детьми»;

5 стр., 2322 слов

Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка ...

... т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития; • принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать ...

руководители ДОУ отмечают, что их работа в новых условиях стала более осмысленной и целенаправленной. Они реально увидели и перспективу преодоления тех трудностей, с которыми сталкиваются в процессе организации сопровождения дошкольников, и реальные возможности нового педагогического подхода;

разработаны примерные карты индивидуального развития дошкольников;

разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;

разработана анкета для родителей «Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей»;

принята за основу «Индивидуальная характеристика выпускника дошкольного образовательного учреждения», утвержденная управлением образования г. Ярославля;

разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей;

рассмотрены различные варианты отклонений в развитии и поведении у детей дошкольного возраста с выявлением причин и разработкой конкретных рекомендаций.

организована работа ПМПк, подготовлена необходимая документация.

Говорить о каких-либо реальных результатах, мы пока не считаем возможным, однако рассматриваем нашу работу, как важный вклад в разработку содержания, методов и организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников.

Предлагаемая нами модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.