Создание условий для организации психолого-педагогического сопровождения развития детей в дошкольных образовательных учреждениях Ярославского муниципального района
Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
- защиту прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
- реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;
- психологическую помощь семьям детей «группы риска».
Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.
Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Сеть дошкольных образовательных учреждений нашего района представлена 14 детскими садами, детским домом с двумя дошкольными группами и 23 дошкольными группами в 10 основных и средних общеобразовательных школах, 7 группами в начальной школе детском саду. Для обеспечения потребностей родителей в дошкольных образовательных услугах в районе функционируют ДОУ:
девять детских садов комбинированного вида (№ 5,8,15,16,20, 21,27,36,42);
один детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников (№1);
два детских сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития (№18,26);
шесть детских садов (№ 2,4,19,22,24,30).
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... их реализацией; Обозначенные противоречия позволили определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально- ... на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний ...
Детские сады посещают 1573 ребенка, из них муниципальные ДОУ — 1082 ребенка, ведомственный детский сад — 20 детей. В общеобразовательных школах 455 детей дошкольного возраста, в детском доме 16 дошкольников.
Анализ сети дошкольных образовательных учреждений в районе позволяет сделать вывод о том, что детские сады обладают большими адаптивными возможностями и могут чутко реагировать на изменение общественных запросов, так как способны удовлетворить разнообразные потребности семей из разных социальных слоев, в том числе и тех семей, где воспитываются «особые дети».
По статистическим данным за 2005 год 25% детей имеют уровень развития соответствующий возрастной норме, 13,7% воспитанников ДОУ имеют высокий уровень развития, условно их можно назвать «одаренные дети», 5,6% дошкольников, посещающих детские сады района, имеют задержку психического развития (по действующей международной классификации болезней это называется «смешанное в речевом развитии специфическое расстройство психического развития»), 25% детей имеют проблемы речевого развития, 8,8% детей — отклонения в физическом развитии, 0,2% — это дети-инвалиды, 21,7% состоят на диспансерном учете, 20,8% с первой группой здоровья, 64,5% со второй группой здоровья, 14.7% с третьей группой здоровья.
Проведя анализ состояния физического и психического здоровья воспитанников ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания условий для организации качественного дошкольного образования для детей с индивидуальными потребностями в связи с чем приступили к разработке модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детских садах нашего района.
Хочу обратить внимание на то, что проблема индивидуального сопровождения дошкольников представляет сейчас наибольшую значимость для личностного развития дошкольников и состоит в следующем: в детских садах отсутствуют необходимые условия, обеспечивающие равные права на качественное дошкольное образование, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Мы определили характерные проблемы нашего района, которые необходимо решать в настоящее время:
1. Ухудшение здоровья детей:
изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка.
2. Неготовность детей к поступлению в детский сад.
3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада.
4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.
некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;
ослабление духовных связей между родителями и детьми и кризисное состояние семейных отношений;
отторжение детей из семьи, ведущее к «социальному сиротству» и росту бродяжничества.
Методические рекомендации по организации и сопровождению педагогической ...
... руководителю практики, администрации и преподавателям, может участвовать в работе педагогического совета, пользоваться библиотекой, кабинетами, учебно-методическими пособиями образовательного ... данного семестра. 3. Функции руководителей педагогической практики Факультетский руководитель педагогической практики: - осуществляет совместно с руководителем педагогической практики университета и органами ...
5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения:
отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности;
недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого- педагогического сопровождения;
педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей;
усложнение образовательных программ без учета возможностей детей.
6. Низкая квалификация педагогических кадров:
недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы эффективно оказывать необходимую помощь детям и их родителям в полном объеме;
7. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.
Решение проблемы психолого-педагогического сопровождения мы видим в следующем:
1. Создание адаптивных детских садов.
2. Интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях массового ДОУ.
Решение проблемы начали с того, что открыли 12 групп ЧБД в (ДОУ № 5,8,11,15,16,18,20,21,27,30,36,42), 1 логопедическую группу (ДОУ № 5), оборудовали 10 логопедических пунктов: (ДОУ № 1,8,11,15,16,18,26,27,36,42) и 3 кабинета психологов в (ДОУ № 5, 18,27), для детей с высоким уровнем развития организовали кружковую работу (в детских садах № 1, 8, 16, 26, 36, 42 функционируют 16 кружков экологического воспитания, физического и художественно-эстетического развития).
В нашем понимании адаптивное дошкольное образовательное учреждение — это массовый детский сад, сохранивший лучшие традиции отечественного дошкольного образования и взявший на себя дополнительные функции педагогической поддержки ребенка, развития его личностных способностей, оказания ему психологической помощи.
Интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ — это обеспечение каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступной и полезной формы интеграции.
Это лишь первый и второй этапы нашей деятельности.
Третий этап — это создание модели психолого-педагогического сопровождения. Ребенок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.
В штатное расписание пяти детских садов были введены дополнительные ставки педагогов-психологов: ДОУ № 5 «Гнездышко» Военный городок п.Туношна, ДОУ№ 11 «Росинка» Лесная Поляна, ДОУ № 18 «Теремок» п.Туношна, ДОУ № 27 «Светлячок» п.Щедрино, ДОУ № 42 «Родничок» п.Ивняки.
Перед педагогами-психологами были поставлены следующие задачи:
Проектировать и планировать систему воздействия на ребенка, ее содержательные и дидактические компоненты.
Участвовать в ВОП.
Прогнозировать, результаты воздействия на детей.
Предвидеть конечный продукт развития, достижений ребенка, новообразований его психического развития.
В деятельности педагогов-психологов в детских садах района выделили следующие направления:
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка — в ваших руках
... Очень важным является то, какое участие принимают родители в психическом развитии ребенка. Опыт работы в психолого-медико-педагогических консультациях показывает, что часто даже самые заботливые ... В одних случаях родители чрезмерно увлекаются общим развитием детей (чтением книг, посещением выставок, музеев, театров). Такие дети при психолого-педагогическом обследовании дают хорошие показатели в ...
1. Психолого-педагогическое обследование детей: (осеннее, весеннее, в течение года по заявкам) во всех возрастных группах;
изучение динамики психического развития детей и специально развиваемых качеств личности ребенка;
индивидуальные или групповые психологические занятия с детьми для решения индивидуальных задач;
участие воспитателей, родителей в психологических занятиях.
2.Составление плана (по данным психологического обследования) и проведение психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми с недостатками в развитии психических функций, со сложностями в межличностных взаимоотношениях, а так же с эмоционально неблагополучными детьми.
3. Психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами):
информирование, консультирование взрослых по вопросам психологического развития детей;
проведение для взрослых специальных практикумов, лекций, семинаров, тренингов, соответствующих тематике и целям психологических занятий.
4.Психологизация родителей:
консультирование родителей и работа с ними;
совместная работа детского сада с родителями детей «группы риска».
5. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума, которая предполагает:
равноправное сотрудничество и личную ответственность участников образовательного процесса;
использование профессионального и личностного потенциала взрослых в сопровождении ребенка дошкольника в процессе обучения, воспитания и развития; — индивидуальное и групповое консультирование;
совместную деятельность разнопрофильных специалистов.
Мы считаем, что для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей, родителей на разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников.
Четвертый этап — это создание условий для сопровождения дошкольников в массовых ДОУ, в процессе которого воспитатели детских садов смогут оказывать необходимую и достаточную поддержку ребенку. Мы рассматриваем ее как деятельность, направленную на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.
Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.
На наш взгляд, идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.
Пятый этап в решении проблемы индивидуального сопровождения развития ребенка в ДОУ мы видим в повышении квалификации управленческих и педагогических кадров через курсовую подготовку и организацию работы с руководителями детских садов.
С заведующими ДОУ начали работу по следующему направлению:
«Создание модели психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в сельском детском саду».
Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой ...
... и оказывает особое влияние на развитие личности ребенка в целом. Исходя из актуальности данной проблемы, целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной ...
Данное направление будет прорабатываться в течение нескольких лет.
Первым шагом в реализации данного направления явилась проработка нормативно-правовой документации, позволяющей решать вопросы нормативного и правового обеспечения:
Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
Инструктивно-методическое письмо № 03-51-ин/23-03 от 15.01.2002 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».
Методическое письмо Минобразования от 24.04.1995 № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации».
Методические рекомендации МО РФ «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений» № 27/901-6 от 27.03.2000 г.
Методические рекомендации МО РФ от 27.06.2003 № 23-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
Министерство образования и науки Самарской области «Организация и содержание обучения ребенка с отклонениями в развитии, интегрированного в дошкольное образовательное учреждение» Самара 2004.
Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции (14-16 марта 2001 г.) «Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка» Санкт-Петербург 2001.
Вторым шагом явилось планирование предстоящей деятельности.
Руководители детских садов провели теоретическое исследование изучаемой проблемы, познакомились с достижениями педагогики и психологии, определили конкретную цель предстоящей работы: «Создание в детских садах района условий для индивидуального развития дошкольников» и сформулировали основные задачи предстоящей деятельности:
Сформировать понятийный аппарат управленца по данному направлению.
Разработать методические рекомендации по сопровождению дошкольников.
Организовать работу ПМПк в детском саду.
Обеспечить интеграцию специалистов в вопросах обеспечения сопровождения дошкольников.
Третьим шагом стало определение основных форм работы с управленческими кадрами:
Психолого-педагогические семинары с использованием интерактивных методов обучения»: «Индивидуальный и дифференцированный подход к детям по результатам психолого-педагогической диагностики и систематических наблюдений за детьми», «Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка», «Обеспечение индивидуального сопровождения дошкольников в сельском детском саду», «Деятельность ДОУ по организации работы с родителями (социально-неблагополучные семьи)», «Интеграция семейного и общественного воспитания», «Использование индивидуальных программ развития детей в ДОУ (из опыта работы)».
На семинарах рассматривались вопросы научно-теоретической подготовки, совершенствовались знания в области развивающих и личностно-ориентированных технологий, таким образом, последовательно раскрывалась выбранная тема. При подготовке к мероприятиям предлагались вопросы-задания для обсуждения. Использовались разнообразные методы работы: лекции, дискуссии, диалоги, защита разработок, и проектов.
Процесс развития устной речи глухих дошкольников
... последовательной работы устная речь глухих дошкольников не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Поэтому необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития устной ...
Работа временных творческих групп, с использованием индивидуальных консультаций, обзорами методической литературы по интересующей тематике.
Самообразование руководителей и педагогических работников.
Большая роль была отведена в нашей деятельности практическому применению теории, апробации ее на практике, а так же анализу того, какую практическую помощь оказывают рекомендации с семинаров. Руководители ДОУ проводили работу в своих педагогических коллективах и своевременно оказывали методическую помощь педагогам.
В основу проектируемой модели сопровождения были положены следующие принципы:
Гуманизация — предполагающая веру в возможности ребенка.
Системный подход — основанный на понимании человека как целостной системы.
Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.
Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Мы выделили основные направления психолого-педагогического сопровождения:
Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания.
Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.
Развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов.
Затем определили задачи психолого-педагогического сопровождения:
Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.
Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детских садах представляет из себя следующую деятельность:
1. Организация работы ПМПк.
В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. В детских садах организована работа ПМПк, разработано Положение по ПМПк.
При поступлении ребенка в ДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.
Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: заведующая, родители, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться.
Заслушиваются воспитатели дошкольной группы, медицинские работники.
Положение (образец) о психолого-медико-педагогической комиссии
... и особенностям развития детей; - участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры населения. Раздел 3.Организация работы и состав пмпк 3.1. Организация работы пмпк 3.1.1. ...
Озвучивается информация, полученная из бесед с родителями.
Представляются результаты диагностики нервно-психического развития детей.
Заслушиваются результаты эпизодического контроля заведующей и старшего воспитателя.
Проводится психолого-педагогический анализ состояния дел, определяются конкретные трудности и причины, вызывавшие эти затруднения.
Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребенком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, подсказать комплекс мероприятий в домашних условиях.
Консилиум позволяет решать вопросы с родителями о консультации других специалистов, вырабатывать общую педагогическую стратегию обучения и воспитания каждого ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений.
2. Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.
3. Осуществление моноторинга результативности психолого-педагогической деятельности.
4. Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка).
Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребенка заносятся в карту медицинского наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребенка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребенка.
По окончании курса реабилитационных и оздоровительных мероприятий оцениваются результаты реализации индивидуальной программы на очередном консилиуме.
Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции.
Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:
Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования.
Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка. Ответ на вопрос: Что мы делаем дальше?
Подводя итог сказанному, можно зафиксировать промежуточные результаты нашей работы:
Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического ...
... Психолого-педагогическое сопровождение опирается на личностные приоритеты в профессиональном становлении специалистов в сфере физической культуры и спорта, которые способствуют всестороннему профессиональному развитию будущего специалиста. ... следует выявлять в процессе работы для определения оптимальных форм сопровождения. Организационные направления идеи сопровождения . В организационных вопросах ...
у руководителей детских садов сформированы представления по следующим темам: «интеграция содержания образования, интеграция специалистов», «интегрированные занятия, комплексные занятия», «карта индивидуального развития», «психолого-педагогическое сопровождение», «индивидуальный и дифференцированный подход в работе с детьми»;
руководители ДОУ отмечают, что их работа в новых условиях стала более осмысленной и целенаправленной. Они реально увидели и перспективу преодоления тех трудностей, с которыми сталкиваются в процессе организации сопровождения дошкольников, и реальные возможности нового педагогического подхода;
разработаны примерные карты индивидуального развития дошкольников;
разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;
разработана анкета для родителей «Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей»;
принята за основу «Индивидуальная характеристика выпускника дошкольного образовательного учреждения», утвержденная управлением образования г. Ярославля;
разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей;
рассмотрены различные варианты отклонений в развитии и поведении у детей дошкольного возраста с выявлением причин и разработкой конкретных рекомендаций.
организована работа ПМПк, подготовлена необходимая документация.
Говорить о каких-либо реальных результатах, мы пока не считаем возможным, однако рассматриваем нашу работу, как важный вклад в разработку содержания, методов и организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников.
Предлагаемая нами модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.