Процесс доказывания

§ 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

ПРОЦЕССА ДОКАЗЫВАНИЯ

Отыскание носителей информации, с помощью которых могут

быть получены сведения о событии, собирание этих сведений,

их процессуальное закрепление, проверка и оценка в целях до-

стоверного установления обстоятельств, имеющих значение для

разрешения уголовного дела, представляют содержание процесса

доказывания по уголовному делу.

Доказывание в уголовном процессе обычно определяют как

разновидность процесса познания. Такая гносеологическая ха-

рактеристика означает, что познание в уголовном судопроизвод-

стве подчинено общим гносеологическим закономерностям и, как

любая область познавательной деятельности, осуществляется по

законам материалистической теории отражения. Несомненно,

следственная и судебная деятельность носит исследовательский,

познавательный характер. Вместе с тем понятия доказывания и

познания не полностью совпадают друг с другом.

Познание — это получение истинного представления о чем-

либо, приобретение знаний. Каждый шаг практической деятель-

ности связан с определенными знаниями о событиях, процессах

и явлениях объективного мира. В этом смысле знания служат

исходным пунктом, средством и целью всякой деятельности. Ту

же роль играют знания в уголовном судопроизводстве. Таким

образом, познавательные элементы органически вплетены в уго-

ловно-процессуальную деятельность и познание здесь как бы

совпадает с доказыванием.

Чтобы увидеть несовпадение между указанными понятиями,

нужно обратиться к характеру достигаемых при этом знаний.

В сущности рассматриваемый вопрос является производным от

вопроса, что такое истинность и достоверность, различаются ли

и чем именно истинное и достоверное знание. В процессуаль-

ной литературе в ряде случаев не проводилось различия между

1 ≪Мы вправе отождествить понятия достоверность и истинность, —

писал М. С. Строгович. — Достоверный — это то же самое, что истинный,

12 стр., 5826 слов

Понятие и значение процесса доказывания

... уголовно-процессуальной деятельности и создавала гарантии достоверности полученных сведений. Поэтому процесс доказывания имеет не только познавательный, но и удостоверительный характер. Удостоверительная сторона познания ... в деле, о фактах, основанных на доказательствах. Достижение верного знания судом опосредуется исследованием судебных доказательств, которыми являются фактические данные (сведения ...

достоверность — это значит истинность≫ (≪Материальная истина и

287

Но при кажущейся идентичности истинное и достоверное,

совпадая в главном, имеют и немаловажные отличия. Как истин-

ное, так и достоверное знание в равной степени правильно,

адекватно отражает действительность. Но при этом истинность

характеризует отношение нашего знания к отражаемому

объекту, их соответствие друг другу, а достоверность, кроме

того, обоснованность нашего знания и сознание этой обоснован-

ности. Догадка, предположение, гипотеза могут быть истинны,

т. е. соответствовать действительности, но лишь будучи обосно-

ваны, доказаны, они превратятся в достоверное знание.

Можно познавать и быть обладателем истинного знания ≪для

себя≫, не заботясь о передаче и использовании этого знания дру-

гими, не стремясь обосновать, подтвердить, удостоверить, т. е.

сделать его достоверным для всех1.

Однако общественная практика во многих случаях требует

надлежаще удостоверенного знания. В процессуальной же дея-

тельности наличие оснований, аргументов, доводов, подтверж-

дающих и позволяющих проверить правильность наших знаний

и выводов, является обязательным правилом. Проверяемость —

отличительная черта знаний, используемых в уголовном судо-

производстве.

Удостоверение, подтверждение, обоснование правильности ка-

ких-либо мыслей или решений при помощи доводов, аргументов,

фактов и есть д о к, а з ы в, а н и е в широком смысле. Для

решения задач уголовного судопроизводства необходимы не

только истинные, но и достоверные знания о предмете рассле-

дования и судебного разбирательства. Доказывание придает зна-

ниям характер достоверности.

В. И. Ленин указывал, что для установления истины нельзя

ограничиваться заявлениями и утверждениями; необходимо ≪са-

мому проверять факты и документы, самому разбирать, есть ли

показания свидетелей и достоверны ли эти показания≫ 2.

17 стр., 8354 слов

Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста

... ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. Подбор материала для дидактических ... расширением и углублением знаний об окружающем мире. В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают ... работы в детском саду: а) обогащение словаря б) уточнение словаря в) активизация словаря г) устранение нелитературных слов, перевод ...

Индивидуальное познание может удовлетвориться доказыва-

нием ≪для себя≫, но, чтобы стать общим достоянием, получен-

судебные доказательства в советском уголовном процессе≫, М., 1955,

стр. 99—100).

О несовпадении понятий истинного и достоверного см. ≪Фи-

лософская энциклопедия≫, т. 2, стр. 56; П. В. Таванец, О структуре

доказательства, ≪Вопросы философии≫ 1956 г. № 6; ≪Логика научного ис-

следования≫, М., 1965, стр. 177. 1 Уместно заметить, что этимологически ≪достоверный≫ сложилось из

слов ≪достойный, верный≫ (≪Краткий этимологический словарь≫, М., 1961,

стр. 96).

В русском языке достоверный толкуется как удостоверенный,

доказанный: ≪Удостовериться — убедиться в достоверности чего-либо на

основании каких-либо данных≫, ≪удостоверить — доказать что-либо кому-

либо≫ (≪Словарь русского языка≫, М., 1961, т. IV, стр. 642, см. также

≪Толковый словарь русского языка≫ под ред. Д. Н. Ушакова, М., 1940,

т. II, стр. 563).

2 В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 23, стр. 67.

288

ные знания должны быть надлежащим образом обоснованы и

документированы. В судебном доказывании познание сопровож-

дается специальной деятельностью, удостоверяющей правиль-

ность полученных знаний и принятых решений.

Не только столкновение интересов и точек зрения, но и сама

возможность такого столкновения вызывает потребность в дока-

зывании. Доказательство рождается из спора, утверждал фран-

цузский психолог Пиаже. Это не совсем точно. Бывает спор без

доказательств и доказательства без спора. Можно доказывать,

когда никакого спора нет, как это нередко происходит в про-

цессе расследования. Можно спорить с одним, а доказывать

другому. Рассматривая психологию доказывания и возражая

Пиаже, П. П. Блонский справедливо замечает: ≪Хотя в судебном

процессе имеет место спор обвинителя и защищающегося, но до-

9 стр., 4355 слов

Как доказываем (процесс доказывания)

... разрешить дело по существу, невозможно достичь цели гражданского процесса.   Познание определялось как деятельность суда, направленная на отыскание истины, а доказывание - как деятельность сторон, направленная ...

казательства приводят спорящие не друг другу, а судье, с кото-

рым в сущности ни у кого из них нет спора≫. Доказывают не

только в тех случаях, когда наталкиваются на возражения, на от-

ношение к нашим положениям как к неверным. ≪У судьи… обыч-

но нет заранее убеждения, что наши положения неверны. Но нет

и обратного — заранее авансированного полного доверия. Цель до-

казательства — признание данного положения истинным: дока-

зывают тому, с чьей стороны такого признания добиваются…≫ 1.

Таким образом, говоря о доказывании, всегда имеют в виду

адресат, к которому обращен этот процесс и которому надлежит

доказать то или иное положение. В уголовном судопроизводстве

адресатом доказывания является не только субъект познания

(соответствующие процессуальные инстанции), но и общество

в целом.

Расследование, как и весь процесс установления истины по

уголовному делу, имеет две стороны. Во-первых, добывается ин-

формация об обстоятельствах расследуемого события. В этом

смысле деятельность носит познавательный характер. Во-вторых,

установленные обстоятельства дела подтверждаются, документи-

руются, удостоверяются в установленной законом форме. В этом

смысле эта деятельность носит удостоверительный характер.

Законодатель детально регламентировал обе стороны этого

процесса, уделив должное внимание средствам документирова-

ния процессуальной деятельности и запечатления собранных по

делу доказательств (ст.ст. 102, 141, 142, 151, 160, 166, 176, 182,

184, 186 УПК РСФСР).

Соответственно сказанному доказывание

в уголовном процессе имеет познавательную и удостоверительную

стороны.

Доказывание, как познавательный и удостоверительный

процесс в судопроизводстве, в отличие от других областей

1 П. П. Блонский, Психология доказывания и ее особенности у

детей, ≪Вопросы психологии≫ 1964 г. № 3, стр. 42.

10 Зак. 331 289

8 стр., 3552 слов

Дела о признании завещания недействительным

... лишь на нарушение субъективной стороны завещания. Субъективная сторона. Доказывание по делам о недействительности сделок, совершенных ... . Далее для полноценного рассмотрения дела необходимо определить предмет доказывания. Судебное доказывание - разновидность познания, протекающая в специфической процессуальной ... нужно определить, является ли истец надлежащей стороной в процессе, т.е. указать те факты, ...

человеческой практики детальнейшим образом регламентировано

юридическими нормами.

Уголовно-процессуальный порядок доказывания (использова-

ние лишь предусмотренных законом источников сведений, обя-

зательная процедура получения и запечатления знаний, строго

определенная форма и т. д.), отражая гносеологические и психо-

логические закономерности и достижения общественной прак-

тики, является оптимальным, т. е. наиболее эффективным и

целесообразным для решения задач уголовного судопроизводства.

Этот процессуальный порядок способствует достижению истин-

ного и достоверного знания, обеспечивает правильность прини-

маемых решений, их общественное признание и должный воспи-

тательный эффект1.

Доказывание не исчерпывает всех путей познания в уголов-

ном судопроизводстве. Некоторые относящиеся к делу знания

могут быть получены и непроцессуальным путем, из непроцес-

суальных источников, запечатлены в непроцессуальной форме

в виде так называемой ориентирующей информации. Речь идет об

информации, добываемой в результате оперативно-розыскной дея-

тельности органов дознания, сообщений прессы и представителей

общественности, поисковых мероприятий, проводимых в порядке

подготовки процессуальных действий (опрос, наблюдение, обо-

зрение предметов, помещений, участков местности и т. п.).

Эта

познавательная деятельность, предшествуя доказыванию или

протекая параллельно с ним, играет вспомогательную, обеспечи-

вающую роль.

Непроцессуальная информация позволяет правильно выбрать

направление расследования, указывает источники и средства по-

лучения нужных знаний об обстоятельствах исследуемого собы-

тия процессуальным путем, который содержит надежные гаран-

тии достижения истины.

Непроцессуальные формы познания не содержат столь на-

дежных гарантий достоверности, и потому сведения, полученные

из таких источников, всегда рассматриваются как предваритель-

ные, ориентирующие. Они не входят в доказательственный ма-

териал и не могут служить основанием для юридически значи-

12 стр., 5540 слов

Психологические принципы духовно-нравственного познания

... достижении благодатного состояния восприятия истины, составляющие процесса познания меняют свой статус. Святоотеческая традиция свидетельствует ... бытие (Дионисий Ареопагит). Динамическая функция символа состоит в сближении в явлении материального, духовного ... усилия субъекта познания. Характер включенности человека в познание в гуманистическом учении ограничивается актуализацией лишь его ...

мых решений по делу, за исключением начала производства по

делу (п. 6 ст. 108 УПК РСФСР) и производства отдельных след-

ственных действий (ч. 2 ст. 122, ст. 168 и др. УПК РСФСР) 2.

1 ≪В расследовании преступлений… доказывание имеет коммуникатив-

ный характер, обеспечивая получение достоверного знания о событии

преступления судом, участниками процесса и иными лицами≫

(И. М. Л у з г и н, Расследование как процесс познания. Автореферат док-

торской диссертации, М., 1968, стр. 9—10).

2 См. ≪Научно-практический комментарий УПК РСФСР≫, М., 1970,

стр. 159, 228.

290

Как известно, всякое познание, в том числе в уголовном су-

допроизводстве, осуществляется чувственным, эмпирическим

(непосредственным) и рациональным, логическим (опосредство-

ванным) путем. При всей кардинальной важности первой сту-

пени познания эмпирическое знание ограничено потому, что,

во-первых, ограничены естественные возможности органов

чувств и, во-вторых, они способны отобразить лишь внешние

качества и стороны событий, простейшие отношения между ве-

щами и явлениями.

Опосредствованное познание представляет собой основанное

на чувственном материале проникновение человеческой мысли

в сущность явлений, недоступную простому наблюдению. ≪По-

знание, — учит В. И. Ленин, — есть отражение человеком при-

роды. Но это не простое, не непосредственное, не цельное отра-

жение, а процесс ряда абстракций, формирования, образования

понятий, законов…≫ 1.

Диалектическое взаимопроникновение разума и чувств состоит

в том, что даже самые элементарные познавательные акты прак-

тически невозможны без мышления, а самые абстрактные мы-

слительные процессы насыщены чувственными элементами, ис-

ходят из них. И чувства, и разум принадлежат к единому це-

лому — человеческому познанию, они не существуют друг без

друга, неразрывно связаны между собой. Поэтому принципиально

5 стр., 2187 слов

Управление процессом познания обучающихся — ведущая профессиональная компетентность педагога

... эффективной. Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, обучающее взаимодействие, психические познавательные процессы, управление процессом познания учащихся. Системно-деятельностный подход, являясь методологической основой ФГОС, многое ... , на что и как конкретно следует влиять педагогу в процессе познания школьником учебного материала, как сделать познавательную деятельность обучающихся более ...

неправильно представлять процесс познания в виде раздельных,

разновременных и сменяющих друг друга стадий: чувственной

и рациональной2.

Нельзя согласиться с безоговорочным отнесением каких-то

познавательных действий в уголовном судопроизводстве только

к живому созерцанию, а каких-то — к абстрактному мышлению.

Неточность подобного представления состоит в том, что оно

позволяет считать, будто в одних случаях следователь и судья

не мыслят, а лишь накапливают наблюдения и будто в иных

случаях возможны ≪сугубо рациональные≫ формы познания, ли-

шенные чувственной информации. Представляется, что неточ-

ным является утверждение А. А. Старченко, который писал,

что в судебном познании непосредственное наблюдение отдель-

ных фактических обстоятельств и логические выводы и оценки

не должны совмещаться в одном лице3. Речь может идти лишь

о недопустимости совмещения в одном лице различных процес-

суальных функций, а не различных познавательных форм, свой-

ственных любому процессу познания.

1 В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 29, стр. 163—164. 2 Такая упрощенная трактовка соотношения чувственного и рацио-

нального в расследовании дается, например, И. И. Малхазовым (см. ≪Уго-

ловный процесс РСФСР≫, Воронеж, 1968, стр. 88—90).

3 А. А. Старченко, Логика в судебном исследовании, М., 1958,

стр. 13.

10* 291

Всякое познание является единством непосредственного и

опосредствованного. В философской литературе отмечается, что

чистое чувственное познание как самостоятельный этап имеет

место только в истории человечества и в какой-то степени в про-

цессе становления мышления ребенка. У современного взрослого

человека мышление и чувство перестали быть последовательно

сменяющими друг друга этапами. Они являются неразрывно свя-

занными моментами единого процесса познания 1.

Сказанное, конечно, не означает невозможности аналитически

вычленить эти две стороны в процессе познания. Необходимость

такого выделения, обусловлена тем, что преобладание чувствен-

ных или рациональных элементов служит основой для класси-

фикации источников наших знаний, различия в методах их про-

верки и оценки.

Различие чувственного и рационального отражается не только

в познавательной, но и в удостоверительной стороне доказыва-

ния. Соответственно различают эмпирическое и рациональное

доказывание2.

Первый вид доказывания имеет место в том случае, когда

для удостоверения определенного положения достаточно непо-

средственно воспринять предмет и предъявить его другим лицам,

тем самым подтвердив справедливость доказываемой мысли. Так

можно, например, доказывать наличие или отсутствие дефектов

в одежде, осмотрев и предъявив эту одежду.

Рациональное, логическое доказывание имеет место тогда,

когда объект мысли недоступен восприятию, когда получение зна-

ний и их удостоверение происходят при посредстве других пред-

метов и сведений о них. Тот же факт — наличие дефектов в

одежде — может быть установлен и удостоверен документом

мастерской о приеме одежды в ремонт, показаниями мастера

и т. п.

Далеко не всегда эмпирическое и логическое доказывания

взаимозаменяемы. Область применения первого значительно уже,

чем второго. Обычно это объясняют тем, что событие преступле-

ния как таковое к моменту расследования и судебного разби-

рательства находится в прошлом и лишь в силу этого недоступно

непосредственному восприятию. Надо отметить также, что пре-

ступление как предмет познания имеет сложный и многосто-

ронний фактический состав и ни один очевидец не может со-

зерцать всех его элементов в совокупности (приготовительных

действий, сговора участников, субъективной стороны, причинной

связи между действием и результатом, причин и условий, спо-

1 См. Б. Кедров, Единство диалектики, логики и теории познания,

М., 1963, стр. 174—175, 177—178, 182.

2 См. В. Ф. Асмус, Учение логики о доказательстве и опровержении,

М., 1954, стр. 49−52,

292

собствовавших совершению преступления, и т. д.).

Все это в

совокупности устанавливается, доказывается при посредстве дру-

гих фактов, а последние — через информацию о них. В указан-

ном смысле доказывание в уголовном судопроизводстве есть опо-

средствованный процесс.

Но если путь непосредственного наблюдения в уголовно-про-

цессуальном доказывании исключен применительно к преступле-

нию в целом, то вовсе не исключен в отношении отдельных фраг-

ментов этого события, применительно к некоторым фактическим

обстоятельствам, которые сохраняются в своей относительной

неизменности и бывают доступны для непосредственного вос-

приятия.

Если имело место материальное отражение (изменение со-

стояния объектов и т. п.), то возможно эмпирическое доказыва-

ние отдельных фактов, хотя преобладающей формой является

доказывание рациональное, опосредствованное.

В предыдущем изложении уже указывалось на отличие дока-

зательства и доказывания в уголовном процессе от соответствую-

щих понятий, употребляемых в логике. Для того, чтобы полно

охарактеризовать процесс расследования, необходимо отметить

не только известную общность одноименных логических и про-

цессуальных понятий, но и их особенности и различия.

Строго говоря, классической логике вообще не известен тер-

мин ≪доказывание≫. В ней обычно пользуются понятием ≪дока-

зательство≫, которым обозначают установление истинности ка-

кого-либо суждения путем его выведения из других суждений,

считающихся истинными. Иначе говоря, логическим доказатель-

ством называют процесс обоснования какого-либо положения,

само рассуждение, т. е. мыслительный процесс. То, чем обосно-

вывается определенная мысль, именуется не доказательством, а

аргументом. О несовпадении логического понятия аргумента с

процессуальным понятием доказательства уже упоминалось.

Здесь же необходимо отметить, что если в логике получение

какого-либо знания путем вывода из других суждений является

системой чисто умственных операций, то доказывание в уголов-

ном процессе не исчерпывается работой мысли, а состоит

в системе реальных практических действий следователя, проку-

рора, суда и иных участников процесса.

Рассматривая отличие логического доказательства и судеб-

ного доказывания, А. И. Трусов замечает, что логика имеет

дело лишь с мыслительным материалом и мыслительными про-

цессами, тогда как в судебном доказывании оперируют не только

мыслями, но прежде всего фактами1. Сказанное, однако, не от-

личает уголовно-процессуальное доказывание, ибо, как признает

1 А. И. Трусов, Основы теории судебных доказательств, М., 1960.

293

сам А. И. Трусов, этот процесс оперирования фактами неизбежно

принимает в нашей голове форму логического мыслительного про-

цесса. В этом, собственно, и состоит универсальное значение за-

конов логического мышления для всех отраслей знания.

Существо же вопроса состоит в том, что логика оперирует

лишь готовыми знаниями, понятиями, отвлекаясь от источников

этих знаний, их отыскания, запечатления, удостоверения, доку-

ментирования и практической проверки, т. е. всего того, что

также составляет содержание процесса судебного доказывания.

Доказывание в уголовном судопроизводстве — это не чисто

логическая, познавательная, а прежде всего практическая деятель-

ность, регламентированная законом; мыслительная работа только

одна сторона этого процесса, органически вплетенная в него. Она

объективируется, отражается в следственных и судебных дей-

ствиях (проведение допросов, осмотров, назначение экспертиз

и т. п.), в решениях по делу.

Поэтому судебное доказывание нельзя сводить к умственной

деятельности, к мыслительному процессу1.

Другую крайность представляет взгляд, согласно которому

умственные процессы не входят в уголовно-процессуальное до-

казывание. Если первая точка зрения сводится, по существу,

к отождествлению логического доказательства с процессуальным

доказыванием, то вторая — к их резкому противопоставлению.

Рассмотрим доводы, лежащие в основе такого суждения2.

Его сторонники исходят из того, что доказывание в уголов-

ном процессе регулируется правовыми нормами, а мышление —

объективными закономерностями, которые не могут быть пред-

метом правового регулирования. Отсюда сторонники рассматри-

ваемой точки зрения заключают, что доказательственное право

определяет порядок процессуальной деятельности, а не мысли-

тельные процессы ее участников и, следовательно, что мышление

не включается в уголовно-процессуальное доказывание.

Несомненно, нельзя отождествлять объективные закономер-

ности природы, общества и мышления с законодательными ак-

тами, но сила и жизненность правовых норм определяется тем,

насколько они отвечают объективным закономерностям3.

1 В другом месте упомянутой работы А. И. Трусов правильно отметил,

что судебное доказывание ≪обязательно включает в их сложном взаимо-

действии моменты как чувственного и рационального познания (умствен-

ной, логической деятельности), так и практической деятельности, практики

(непосредственный и косвенный опыт), включает производство различных

следственных и судебных действий≫ (стр. 8 4).

.

2 Наиболее полно они изложены С. Д. Курылевым в работе ≪Доказы-

вание и его место в процессе судебного познания≫ (≪Труды Иркутского

государственного университета≫, т. XIII, 1955).

3 Точная характеристика соотношения объективных и юридических

законов дана К. Марксом: ≪…Общество, — говорил он, -- основывается не

294

Доказательственное право не устанавливает, не отменяет, не

изменяет законов мышления, а, опираясь на объективно суще-

ствующие закономерности, отражая их в процессуальных нормах,

предписывает такой порядок исследования, который заставляет

действовать и мыслить в точном соответствии с гносеологическими

и психологическими закономерностями.

Разве, указывая обстоятельства, подлежащие доказыванию,

закон не определяет конкретный объект познания, предмет

мысли? Разве, устанавливая содержание, источники и порядок

получения доказательств, принципы оценки доказательств, осно-

вания для тех или иных решений и т. д., закон не вмешивается

в интеллектуальную сферу следователя, судьи, не направляет

его мысль по правильному пути, не заставляет его наилучшим

образом выражать и фиксировать свои мысли?

Достаточно обратиться к тексту норм, определяющих содер-

жание обвинительного заключения или приговора, вопросы, под-

лежащие разрешению прокурором при направлении дела в суд

или судом при вынесении приговора, и последовательность их

разрешения (ст.ст. 201, 212, 303, 306, 314 УПК РСФСР), чтобы

увидеть неразрывную связь реальных и мыслительных действий

в процессе доказывания, его внешнего и внутреннего плана.

Законодатель, естественно, не стремится детально регламен-

тировать мыслительный процесс. Доказательственному праву не

требуется излагать общие для всех законы логики, равно как и

психологические закономерности, которые так или иначе нахо-

дят отражение в нормах уголовного процесса. Процессуальные

нормы воплощают эти закономерности в трансформированном

виде применительно к специфике следственной и судебной дея-

тельности.

Чтобы избежать явных противоречий, сторонники рассматри-

ваемой точки зрения вынуждены исключить оценку доказа-

тельств из уголовно-процессуального доказывания. Оценка до-

казательств, несомненно, мыслительный процесс. Однако утверж-

дение, что это — ≪самостоятельная процессуальная категория,

находящаяся вне границ понятия процессуального доказывания≫,

не спасает положения. Во-первых, потому, что в действитель-

ности оценка доказательств, как известно, один из наиболее де-

тально разработанных вопросов доказательственного права. Во-

вторых, и в гносеологическом и в процессуальном аспектах она

неразрывно связана с собиранием и проверкой доказательств.

В-третьих, признав оценку ≪самостоятельной процессуальной ка-

тегорией≫, т. е. признав тем самым, что доказательственное право

на законе. Это — фантазия юристов. Наоборот, закон должен основываться

на обществе, он должен быть выражением его общих, вытекающих из

данного материального способа производства интересов и потребностей…≫

(К. М, а р к с и Ф. Э н г е л ь с, Соч., т, 6, стр. 259).

295

регулирует мыслительный процесс, авторы вступают в противо-

речие со своим исходным тезисом.

Выделение оценки доказательств из уголовно-процессуального

доказывания несостоятельно еще и потому, что оценка представ-

ляет собой суждения и выводы, которые объективируются во

внешнем плане деятельности, выражаются в соответствующих

действиях и процессуальных актах (обвинительном заключении,

постановлении, определении, приговоре) именно как результат

собирания и проверки доказательств 1.

Но что останется от доказывания ≪за вычетом≫ оценки дока-

зательств? ≪Собирание и представление доказательств≫, — заяв-

ляют сторонники этой точки зрения. Следовательно, в собирании

и представлении доказательств, по их мнению, не воплощается

мыслительная, познавательная деятельность.

С точки зрения доказательственного права далеко не безраз-

лично, как будет мыслить следователь или судья при собирании

и проверке доказательств (от этого зависят их поступки и ре-

шения, успех их деятельности), и поэтому закон насыщен пра-

вилами, которые регулируют не только внешнюю сторону деятель-

ности — поступки, но и внутреннюю — порядок, цели и условия

мыслительной деятельности.

Всеобщность гносеологических закономерностей давно уже

поставила перед юристами вопрос о соотношении судебного и

научного познания. Можно ли считать, что деятельность орга-

нов следствия и суда по установлению истины, т. е. исследова-

ние, в котором широко используются научные методы и средства,

данные правовых, естественных и других наук, является научно-

исследовательской? Буржуазные-ученые, отвечая на этот вопрос,

всячески подчеркивали отличие судебного и научного исследо-

вания.

Между тем истина, т. е. правильное отражение действитель-

ности, одинакова во всех областях науки и практики, как одина-

ковы основные процессы познания. Отличие познания в научной

и практической деятельности весьма относительно, оно состоит

главным образом в непосредственных целях и объектах познания,

которые обусловлены общественным разделением труда.

Наука, в особенности теоретическая, имеет своим предметом

преимущественно общие закономерности явлений и процессов,

хотя в известной мере описывает и конкретные факты, явления

1 Интересная попытка развернутой характеристики этого аспекта ито-

говых процессуальных документов предпринята в статье Ю. В. Манаева

и В. А. Лещенко ≪Обвинительное заключение. Значение и отражение в

нем данных, входящих в предмет доказывания по уголовному делу≫

(≪Труды Высшей следственной школы МВД СССР≫, Волгоград, 1970,

стр. 63—79).

Надо только отметить, что речь идет о данных, относящихся

к предмету доказывания; входят же в него не доказательства, а установ-

ленные с их помощью обстоятельства.

296

(физические явления, исторические события, памятники архи-

тектуры др.).

Практика же применяет эти общие закономерности,

оперируя конкретными явлениями и процессами, и вместе с тем

Процесс доказывания — Стр 2

создает фактический базис для последующих теоретических обо-

бщений науки, ставит перед последней свои задачи. В практи-

ческой деятельности получение знаний является средством реше-

ния конкретных практических (производственных, организацион-

ных, административных, педагогических и др.) задач, стоящих

перед данными лицами. Относительность противопоставления

научной и практической деятельности в сфере уголовного судо-

производства можно показать, рассмотрев деятельность учрежде-

ний судебной экспертизы.

Обслуживая уголовный процесс, производя по поручению сле-

дователя сложные эксперименты, применяя и уточняя специаль-

ную научную методику для того, чтобы ответить на поставлен-

ный вопрос, эксперт является практиком, и его деятельность не

носит характера научно-исследовательской. Однако, предприни-

мая теоретическую разработку, цель которой усовершенствовать

какую-либо методику исследования вещественных доказательств

для последующего обслуживания следственных органов и суда,

эксперт становится научным работником. Деятельность его при-

обретает черты научного исследования.

Представляется не вполне точным мнение, что отличие су-

дебного исследования от научного состоит в предмете исследо-

вания, что последнее всегда направлено на познание общих зако-

номерностей, а не единичных событий, как это имеет место на

следствии и в суде1. Единичные события могут быть и предме-

том научного исследования2.

Относительность критериев разграничения научной, теорети-

ческой деятельности и практики вообще, диалектическая связь

между познанием в этих двух сферах полностью относятся и

к взаимоотношению науки (теории доказательств, равно тактики,

техники, методики расследования) и практической деятельности

следователя, судьи.

Своеобразие расследования и судебного разбирательства в

отличие от других областей науки и практики определяется его

целями, задачами, которые решаются в уголовном судопроизвод-

стве. Этому соответствуют и особые условия, в которых протека-

ет познавательная деятельность, строго определенный процес-

суальный ее порядок.

Марксистская теория познания не знает принципиальных раз-

личий в закономерностях и механизмах научного и практического

1 См. Р. С. Б е л к и н, Сущность экспериментального метода исследо-

вания, М., 1961, стр. 12—13.

2 На возможность такого совпадения правильно указывал А. А. Пионт-

ковский (см. ≪Советская криминалистика на службе следствия≫ 1955 г.

№ 6).

297

мышления. ≪Интеллект у человека один и едины основные меха-

низмы мышления≫, — пишет известный советский психолог

Б. М. Теплов1.

Различие между ними не в том, что один вид мышления свя-

зан, а другой не связан с практикой, а в том, что характер этой

связи различен. И научное, и практическое мышление связано с

практикой, но во втором случае связь эта имеет более непосред-

ственный характер. Практическое мышление непосредственно

вплетено в практическую деятельность и подвергается непрерыв-

ному испытанию практикой, тогда как теоретическое мышление,

основанное на практике, подвергается практической проверке

главным образом в своих конечных результатах.

Что же касается трудности и сложности мыслительных про-

цессов, замечает Б. М. Теплов, то, если уж проводить сравнение,

придется признать, что с точки зрения многообразия, внутренней

противоречивости решаемых задач и жесткости условий, в кото-

рых протекает работа интеллекта, первые места должны занять

высшие формы практической деятельности. К их числу, несом-

ненно, относится деятельность следователя, прокурора, судьи.

Из предыдущего изложения видно, что доказывание пред-

ставляет длящийся процесс, проходящий ряд последовательных

этапов и состоящий из различных действий и операций, относя-

щихся как к области мышления, так и к практической деятель-

ности.

Суммируя все сказанное, мы можем определить доказывание

как осуществляемую в процессуальных формах деятельность ор-

ганов расследования, прокурора и суда с участием других субъ-

ектов процессуальной деятельности по собиранию, закреплению,

проверке и оценке фактических данных, необходимых для уста-

новления истины по уголовному делу и решения задач уголов-

ного судопроизводства.

По своему содержанию процесс доказывания слагается из ря-

да элементов, органически связанных между собой, а именно: со-

бирания доказательств, их закрепления, проверки и оценки2.

В процессуальной литературе элементы доказывания иногда

называют этапами. Такое наименование представляется неудач-

ным, ибо наводит на мысль о чередовании этапов, предполагает

разрыв их во времени. Между тем процесс доказывания — это

единый и неразрывный процесс познания, в котором указанные

1 Б. М. Теплов, Проблемы индивидуальных различий, М., 1961,

стр. 253. См. также С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии, М.,

1945, стр. 345. 2 Приведенной схемы содержания процесса доказывания придержи-

ваются все советские юристы, исследовавшие проблему доказывания. Не-

значительные различия в этой схеме, допускаемые отдельными процес-

суалистами, не имеют, на наш взгляд, принципиального значения,

298

элементы повторяются. Говорить о собирании, фиксации, про-

верке и оценке доказательств как этапах не следует еще и пото-

му, что под этапами доказывания правильней и целесообразней

понимать различные, следующие один за другим моменты уста-

новления истины, характеризуемые различной степенью выяс-

ненности доказываемых по делу обстоятельств. Например, оче-

видно, что степень выяснения обстоятельств, подлежащих ус-

тановлению по делу, будет совершенно различной в момент

возбуждения уголовного дела и предъявления обвинения, в

момент окончания предварительного следствия и вынесения при-

говора.

Смена одного этапа доказывания другим характеризуется из-

менением его задач и форм, определяемых той стадией уголов-

ного процесса, на которой доказывание осуществляется1.

Так, в стадии возбуждения уголовного дела цель доказыва-

ния — установить наличие или отсутствие оснований для ведения

судопроизводства. Основное значение стадии предварительного

расследования с точки зрения задач доказывания состоит в том,

чтобы обнаружить и процессуально закрепить доказательства,

сделать на их основе вывод о том, какое именно деяние имело

место и кто его совершил, и, таким образом, обеспечить все усло-

вия для окончательного разрешения дела судом или — при нали-

чии законных предпосылок — прекратить дело.

В стадии судебного разбирательства происходит новое иссле-

дование собранных на предварительном следствии и дополни-

тельно представленных или истребованных доказательств, осу-

ществляемое судом в условиях гласности при активном участии

заинтересованных в исходе дела лиц, завершающееся конста-

тацией от имени государства определенных фактических обстоя-

тельств и актом применения норм материального права.

Между предварительным расследованием и судебным разби-

рательством лежит стадия предания суду, в которой решается

вопрос о достаточности оснований для рассмотрения уголовного

дела в судебном заседании.

Дополнительные гарантии установления истины должны

быть применены, если хотя бы один из участников процесса

обжаловал (опротестовал) приговор в кассационном порядке.

В исключительных случаях выяснению истины по делу может

способствовать пересмотр приговора в порядке надзора или по

вновь открывшимся обстоятельствам.

1 Подробный анализ этих задач и форм дан в работах: В. Д. Ар-

с е н ь е в, Доказывание фактических обстоятельств дела в отдельных ста-

диях советского уголовного процесса, Иркутск, 1969; Л. М. К, а р н е е в, а ,

Г. М. М и н ь к о в с к и й, Особенности пределов доказывания при принятии

некоторых процессуальных решений в стадии предварительного следствия,

Вопросы борьбы с преступностью≫, вып. 4, М., 1966, стр. 83—109.

299

При таком понимании этапов доказывания все элементы, сос-

тавляющие содержание процесса доказывания, выступают в един-

стве и взаимодействии как в отношении отдельного доказыва-

емого факта, отдельного обстоятельства, входящего в предмет

доказывания, так и в отношении совокупности их, когда прини-

маются решения, влекущие определенные юридические послед-

ствия 1.

Рассмотрим более подробно элементы процесса доказывания.

Понятием собирания доказательств охватывается их поиск

(розыск), обнаружение и получение (извлечение) содержащейся

в них информации органом расследования и судом.

При собирании доказательств в уголовном процессе не могут

быть использованы произвольно избранные способа. Эти способы

прямо указывает закон, относя к ним: вызов нужных лиц для

допросов или для дачи заключения в качестве эксперта, произ-

водство осмотров, обысков и других предусмотренных Уголовно-

процессуальным кодексом следственных действий, требование от

учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и гра-

ждан представления предметов и документов, могущих установить

необходимые по делу фактические данные, требование произ-

водства ревизий (ст. 70 УПК РСФСР).

Но прежде чем допросить свидетеля или осмотреть вещест-

венное доказательство, нужно выявить его, так как без обнару-

жения носителя информации о фактических данных не могут

быть получены сведения о фактах. Подобно этому, прежде чем

требовать представления предметов и документов, нужно знать,

каковы они, у кого они наводятся и т. д. При этом важное зна-

чение приобретает оперативно-розыскная деятельность органов

дознания, которым следователь в соответствии со ст. 127 УПК

вправе давать поручения и требовать содействия в раскрытии

преступления. Уголовно-процессуальный закон четко определил

место оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и преду-

преждении преступлений как вспомогательной по отношению

к процессу доказывания. Сведения, почерпнутые в результате

оперативно-розыскных мер, используются органом дознания или

следователем для поиска доказательств, но не как доказатель-

ства.

Установив конкретных носителей информации о существен-

ных обстоятельствах дела, орган расследования и суд принимают

1 Следует отметить, что на каждом этапе отдельные элементы доказы-

вания выступают на первый план. Так, при составлении обвинительного

заключения или вынесении приговора преобладающей становится оценка

доказательств, хотя и в этом случае нетрудно усмотреть переплетение ее

с таким элементом доказывания, как проверка доказательств; на первых

этапах больший удельный вес могут иметь такие элементы, как собирание

и закрепление доказательств.

300

меры к получению имеющейся информации: допрашивают сви-

детелей, потерпевших, экспертов, подозреваемых и обвиняемых,

осматривают предметы, изучают документы и т. п.

Чтобы полученная информация имела доказательственное

значение, добытые сведения должны быть облечены в установ-

ленную законом процессуальную форму.

В зависимости от способа получения сведений о фактах пос-

ледние закрепляются путем составления протоколов, а также

вынесения постановлений (определений) о приобщении к делу

вещественных доказательств.

В числе способов закрепления доказательств закон предусмат-

ривает не только письменную форму, являющуюся основной, но

и фотографирование, звукозапись, киносъемку, составление пла-

нов и схем, изготовление слепков и оттисков следов.

Регламентация законом порядка производства действий по

собиранию и закреплению доказательств гарантирует, с одной

стороны, достоверность передачи добытых сведений, а с другой —

обеспечивает сохранность доказательств и возможность их ис-

пользования и проверки при доказывании на последующих стади-

ях уголовного процесса 1. Нарушение требований закона в этой

части может привести к утрате доказательственного значения

полученных данных.

Выводы по уголовному делу могут быть основаны только на

проверенных доказательствах. Поэтому все собранные доказа-

тельства, из какого бы источника они ни были получены, долж-

ны тщательно, всесторонне проверяться лицом, производящим

дознание, следователем, прокурором и судом (ст. 70 УПК РСФСР)2.

Доказательства проверяются путем их анализа и сравнитель-

ного исследования; путем производства следственных действий

как для отыскания новых доказательств, так и для подтверждения

или опровержения имеющихся.

Так, при анализе фактических данных, установленных, напри-

мер, показаниями свидетеля, выясняется, правильно ли он вос-

принял наблюдаемый факт и достаточно ли полно и верно со-

общил о нем на допросе, не было ли субъективных и объективных

факторов, которые могли бы этому помешать. Убедившись в от-

сутствии или наличии таких помех, орган расследования и суд

затем анализируют, насколько показания свидетеля по своему

1 Установленные законом правила проведения следственных действий,

направленных на обнаружение и закрепление доказательств, служат

также гарантией защиты прав и законных интересов участников процесса

доказывания.

2 С учетом характера проверки доказательств как самостоятельного

элемента процесса доказывания ст. 49 УПК Эстонской ССР (соответствует

ст. 70 УПК РСФСР) названа ≪Собирание, представление и проверка дока-

зательств≫.

301

содержанию последовательны, нет ли противоречий между его

отдельными утверждениями.

При сравнении нескольких доказательств выясняется, в какой

мере отдельные доказательства согласуются между собой. Такого

рода проверка может производиться в самых различных формах.

Так, могут сравниваться фактические данные, полученные от

разных, хотя и однородных, носителей информации.

Например, показания свидетеля об определенном факте срав-

ниваются с показаниями об этом же факте других свидетелей

или же с показаниями, которые составляют продолжение прове-

ряемых показаний первого (один свидетель наблюдал начало со-

бытия, а другой — его конец).

Проверка доказательств осуществляется как на предваритель-

ном следствии, так и в судебном разбирательстве.

В каждой последующей стадии процесса объем проверки рас-

ширяется, так как не только вновь проверяются собранные дока-

зательства, но контролируется и правильность предшествующей

проверки.

Цель проверки доказательств — выяснить доброкачественность

собранного по делу материала. Тем самым создаются предпо-

сылки для определения значения каждого доказательства в от-

дельности и всей их совокупности, что составляет существо оцен-

ки доказательств. Оценка доказательств представляет собой

определение достоверности и значения каждого доказательства

и всех их в совокупности с тем, чтобы на этой основе сделать

вывод о фактической картине исследуемого события1.

В соответствии с законом окончательная оценка доказательств

производится путем всестороннего, полного и объективного рас-

смотрения всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 71

УПК РСФСР).

Подлинное значение и место каждого доказатель-

ства не может быть определено иначе как в целостной системе

всех доказательств, собранных по делу.

В. И. Ленин писал: ≪Отдельное бытие (предмет, явление…)

есть (лишь) одна сторона идеи (истины).

Для истины нужны

еще другие стороны действительности, которые тоже лишь ка-

жутся самостоятельными и отдельными… Лишь в их сово-

купности… и в их отношении… реализуется истина≫ 2.

Если собранными доказательствами установлены факты, кото-

рые действительно являются составными частями события пре-

ступления, то совокупность доказательств, положенная в основу

вывода о доказанности отдельного обстоятельства по делу, а так-

же события преступления в целом, должна исключать всякие

иные объяснения и выводы. Оценивая совокупность доказательств,

нужно иметь в виду, что их взаимосвязь должна образовать

1 Об оценке доказательств см. § 1 гл. VII.

2 В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 29, стр. 178.

302

систему. Каждое отдельное доказательство, сохраняя своеобразие

как часть этой системы, в то же время может быть объяснено

лишь с учетом отражения в нем целого, т. е. события, составля-

ющего предмет доказывания.

Рассмотрев содержание процесса доказывания, нетрудно за-

метить, что проверка и оценка касаются всех сторон и этапов

доказывания.

Так, при собирании доказательств прежде всего проверяется

качество носителей и источников фактических данных; этим эле-

ментам уделяется особое внимание и при закреплении доказа-

тельств. Далее следователь и суд как бы отвлекаются от тех

признаков доказательства, которые связаны с его происхожде-

нием. Внимание переносится на оперирование фактическими дан-

ными — содержанием доказательств. Когда доказательства уже

проверены и содержащиеся в них сведения признаны достовер-

ными, следователь и суд исходят из того, что факты, о которых

говорится в соответствующих сообщениях, имели место в действи-

тельности. Задачей, доказывания становится установление связей

между ними и предметом доказывания. Вот почему условно мож-

но сказать, что в процессе логического построения выводов мы

оперируем фактами (а не сведениями).

Здесь на первый план

выступает реальное содержание фактических данных, т. е. именно

то, ради чего и существуют доказывание и доказательства.

Трудности процесса доказывания обусловлены, в частности,

тем, что в ходе его всегда имеют место некоторые потери инфор-

мации, возникают помехи. Эти потери происходят уже при соби-

рании доказательств. Вполне понятно, что собрать и закрепить

все следы преступления, которые в действительности имели место,

практически невозможно. Многие из этих следов не сохранились;

выявление других затруднительно или не дает надежных резуль-

татов.

Известная утрата информации происходит и при получении

сведений от конкретных лиц (свидетелей, обвиняемых и др.) и

при исследовании предметов. Ведь факты преступления отделены

от сознания следователя (суда) восприятиями очевидцев совер-

шенного (свидетеля, потерпевшего и т. д.).

Как при этом воспри-

ятии, так и при передаче известных свидетелю данных возможны

утечка≫ и искажение информации, а также появление лжеин-

формации. Это объясняется как недостатками человеческой пси-

хики, так и влиянием внешних условий. Нельзя забывать и о

прямом стремлении некоторых лиц исказить известные им дан-

ные.

Некоторой неполнотой могут обладать и сведения, получаемые

при исследовании вещественных доказательств. Дело в том, что,

во-первых, фактические обстоятельства преступления запечатле-

ваются в материальных следах лишь частично, во-вторых,

в этих следах не всегда отражаются существенные признаки, по

303

которым можно сделать вывод о характере отражаемого события;

в-третьих, физические и химические свойства объектов, особые

условия следообразования и воздействие внешних факторов (ат-

мосферные явления и др.) приводят со временем к образованию

в следах признаков, чуждых отражаемому предмету (событию),

и к исчезновению или искажению признаков, существенных для

Данного предмета (события).

Прежде чем зафиксировать материальные следы преступле-

ния или показания лица в соответствующем протоколе, следова-

тель и судьи должны воспринять эти сведения и хотя бы предпо-

ложительно понять их значение для дела. При этом, конечно,

возможны утрата и искажение информации, обусловленные ошиб-

ками восприятия и особенно неверным объяснением полученных

сведений.

Однако все эти соображения вовсе не означают, что необхо-

димые для решения дела сведения не могут быть установлены

достоверно.

Процесс накопления информации о событии преступления на-

чинается за пределами уголовного судопроизводства, поэтому ес-

тественно, что следователь и суд не в состоянии обеспечить для

него наиболее благоприятные условия. Однако процесс передачи

сведений от носителей информации к следователю и суду контро-

лируется ими и происходит на основе закона. Путем тщатель-

ного соблюдения требований закона, предъявляемых к собиранию

доказательств, следователь и суд могут управлять этими процес-

сами таким образом, чтобы информация о преступлении переда-

валась достаточно полно и без существенных искажений. Дости-

жению этих целей служат процессуальные правила проведения

допросов, осмотров, экспертиз и других следственных действий.__

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector