Продолжение практической подготовки учителей-логопедов происходит при прохождении педагогической практики в должности учителя-логопеда логопедического пункта общеобразовательной школы. До выхода на практику студенты изучают раздел “Логопедии” “Нарушения письменной речи”, ряд технологий и практикумов логопедической работы, которые позволяют сформировать у студентов представления о причинах, проявлениях и структуре нарушений устной и письменной речи детей младшего школьного возраста, необходимых для организации и проведения коррекционной логопедической и профилактической работы с учащимися общеобразовательной школы.
Для успешного прохождения педагогической практики студенты должны знать:
-
- историю становления и современное развитие отечественной и зарубежной практики обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями речи;
- требования к организации, содержанию и проведению коррекционной логопедической работы в общеобразовательной школе;
- особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста с нарушениями речи;
- функциональные обязанности учителя-логопеда общеобразовательной школы;
- психолого-педагогические методы изучения детей младшего школьного возраста с нарушениями речи с опорой на детские виды деятельности;
- педагогические принципы и методы обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями речи;
- разнообразные наглядно-дидактические и технические средства для организации логопедической работы с детьми младшего школьного возраста, учитывающие их психического развития, компенсаторные и возрастные возможности;
- формы и средства консультативной помощи учителям начальных классов родителям учащихся общеобразовательной школы.
Студенты должны уметь:
- применять дифференцированно методы психолого-педагогического изучения детей младшего школьного возраста с нарушениями речи;
- формулировать логопедическое заключение о состоянии устной и письменной учащихся начальных классов общеобразовательной школы;
- применять на практике теоретические и практические методы развития детей младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи;
- учитывать индивидуальные и типологические особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста;
- подбирать дифференцированные методы для коррекционно-развивающей работы с детьми в зависимости структуры и тяжести речевого нарушения;
- подбирать к занятиям специальный наглядно-дидактический материал, соответствующий возрастным и психологическим возможностям детей;
- применять полученные знания в работе с родителями учащихся общеобразовательной школы;
- анализировать современную общую и специальную литературу и использовать ее для совершенствования своих знаний, умений и навыков.
Целью педагогической практики является закрепление теоретических знаний и формирование практических умений при организации и планировании логопедической работы с учащимися младших классов общеобразовательной школы, имеющими нарушения устной и письменной речи.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться от ... происходит благодаря изменению социальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Это необычайно ...
Задачи педагогической практики:
Углубление теоретических знаний студентов по разделу “Нарушения письменной речи” курса “Логопедия”, логопедическим технологиям и практикумам.
Ознакомление с направлениями и задачами коррекционной и профилактической работы логопедической работы общеобразовательной школы.
Формирование умения работать с медицинской и педагогической документацией.
Знакомство с обязательной и дополнительной документацией учителя-логопеда школы.
Закрепление умения вести медико-педагогическую документацию.
Закрепление навыков проведения обследования детей с нарушениями речи.
Знакомство с формами и содержанием коррекционной логопедической работы в группах детей с разными речевыми нарушениями устной и письменной речи.
Формирование умения планировать индивидуальную и фронтальную коррекционную работу.
Формирование умения проводить работу с родителями учащихся младших классов с нарушениями устной и письменной речи.
Формирование умения анализировать уроки учителя начальных классов и задания учителя-логопеда, проводить самоанализ занятий.
Организация работы студентов
- Педагогическая практика проводится на логопедических пунктах общеобразовательных школ. Продолжительность практики 5 недель в 7 семестре.
- Студенты работают в соответствии с расписанием рабочего дня учителя-логопеда и индивидуальными планами по 6 часов ежедневно: 4 часа отводится на занятия с детьми, 2 часа – на подготовку к занятиям, выполнение задания практики, работу в методическом кабинете учителя-логопеда, оформление документации.
- В начале практики составляется график работы студента, изменения которого согласуется с учителем-логопедом.
- В период практики каждый студент ежедневно проводит групповые и индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения чтения и письма.
Содержание практики
В период практики студенты выполняют следующие задания:
Проведение обследования обследование устной и письменной речи двух учащихся 1 или 2 класса, принятых на логопедический пункт или стоящих на очереди для зачисления на логопедический пункт школы, заполнение речевой карты.
Проведение обследования письменной речи учащихся 2го или 3го класса, анализ встречающихся ошибок.
теоретически обосновать и разработать содержание работы учителя-логопеда ...
... выбор темы исследования. Цель исследования – теоретически обосновать и разработать содержание работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста ... исправлении недостатков звукопроизношения, развитии речи в целом и формировании процессов чтения и письма. Достаточно полно разработан этот вопрос в практике дошкольной логопедии. Создана ...
Планирование и проведение индивидуальных занятий с детьми по преодолению нарушений устной речи.
Знакомство с перспективными планами работы учителя-логопеда, анализ планов работы с группами детей с различными речевыми нарушениями.
Планирование и проведение подгрупповых занятий с детьми по преодолению нарушений письменной речи.
Подготовка и проведение консультации для родителей учащихся начальной школы по проблемам нарушения устной и письменной речи по согласованной с учителем-логопедом теме. Консультация может быть стендовой.
Методическая работа в логопедическом кабинете. Подготовка методического материала для обследования и индивидуальной работы (карточки, дидактические игры и т.д.) по согласованию с учителем-логопедом.
Характер и организация деятельности студентов
На 1 неделе практики проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с целями и задачами практики, ее организацией и сроками выполнения заданий на каждом этапе практики. Им сообщаются условия работы логопедического пункта при общеобразовательной школе, расписание работы логопеда, время встречи с родителями. Проводятся распределение студентов на логопедические пункты. В течение первой недели в школе студенты изучают документацию, посещают и анализируют занятия учителя-логопеда, составляют перспективные планы прохождения практики, готовят методический и дидактический материал к занятиям.
В течение 2-3 недели практики студенты проводят обследование устной и письменной речи учащихся, проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми согласно расписанию работы логопедического пункта, присутствуют на занятиях других практикантов и анализируют эти занятия, посещают уроки по учебным предметам в тех классах, где обучаются дети, с которыми проводится индивидуальная работа.
В течение 4-5 недели студенты продолжают проводить индивидуальные и фронтальные занятия с детьми, проводят консультации с родителями и учителями, оформляют необходимую отчетную документацию, участвуют в круглом столе по итогам практики.
По окончании практики проводится итоговая конференция, к которой студенты всех групп готовят творческие отчеты. В течение недели после окончания практики студенты предоставляют групповому руководителю следующую отчетную документацию, на основании которой выставляется итоговая оценка за практику:
- заверенный руководителем школы отзыв о работе группы студентов в период практики с анализом их деятельности, отношения к работе и указанием предполагаемых оценок;
- дневник практики с оценками за разные виды педагогической деятельности, заверенный учителем-логопедом и руководителем школы;
- отчет о прохождении педагогической практики;
- анализ системы логопедической работы в школе с приложением методических материалов: вариантов тематических планов учителя-логопеда, календарных планов индивидуальных и фронтальных занятий, вариантов речевых карт и других материалов,
- речевые карты с указанием логопедического заключения на обследованных в период практики детей и речевая характеристика и приложением письменных работ (могут быть копии) с указанием логопедического заключения;
- анализ письменных работ одного класса с приложением письменных работ (диктант, списывание, самостоятельное письмо);
- планы индивидуальных занятий и анализ результатов индивидуальной работы с детьми;
- планы двух зачетных групповых занятий и самоанализ результатов их проведения;
- дидактический материал, подготовленный в период практики для обеспечения индивидуальных и фронтальных занятий;
- текст консультации для родителей или учителей начальных классов (могут быть представлены газеты, плакаты, стенды, подготовленные для родителей или педагогического коллектива).
По желанию практиканта отчетная документация может быть дополнена видеоматериалами.
Приложение 1
Требования к дневнику дневника педагогической практики
и образец оформления
1 страница
Дневник педагогической практики
Студента ___ курса ИНПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова __________________________
Школа №_____________________ класс__________________________________
Групповой руководитель практики _______________________________________
Директор школы_______________________________________________________
Учитель-логопед школы_________________________________________________
Сроки педагогической практики__________________________________________
2 страница
Список детей, с которыми проводится индивидуальная и групповая работа: класс, возраст, логопедическое заключение.
Последующие страницы
Ежедневные записи студента обо всех видах выполняемой в период практики деятельности: диагностико-аналитической, коррекционно-развивающей, образовательной, воспитательной, культурно-просветительской.
Примерный образец ведения дневника логопедической практики
Дата |
Содержание занятия |
Анализ занятия |
Подпись учителя-логопеда |
|
13.09.2012 |
Установочная конференция
|
|
|
|
17.09.2012 |
Знакомство со школой, составом и документацией групп |
|
|
|
18.09.2012 |
Просмотр и анализ занятия |
|
|
|
19.09.2012 |
Просмотр индивидуального занятия по постановке звука [С] |
|
|
Практиканты начинают вести дневник с установочной конференции по педпрактике, вначале в университете, а затем в школе.
Можно выделить несколько основных направлений, по которым практиканты делают записи в дневнике:
- анализ деятельности учителя-логопеда и учащихся;
- самоанализ уроков и воспитательных занятий, их положительные и отрицательные стороны;
- наблюдение за проведением уроков и воспитательных занятий, их положительные и отрицательные стороны и др.;
- наблюдение и анализ посещаемых уроков (занятий) других практикантов.
В дневнике содержится список учащихся с указанием их успеваемости, индивидуальных особенностей, расписание звонков в школе, расписание уроков в данном классе, расписание уроков (занятий) студента.
Приложение 2
Требования к построению коррекционных занятий (уроков)
Занятия строятся с учетом требований как общей, так и специальной педагогики.
- Определяется тема и цель занятия.
- Определяется оборудование к занятию.
- Определяются основные задания.
- Выделяется обучающий этап и этапы последовательного закрепления материала.
- Обеспечивается постепенное усложнение заданий.
- Четкая организация от начала до конца.
- Включение в занятие разнообразных игровых и дидактических упражнений, способствующих повышению эмоциональной и умственной активности школьника.
- При отборе программного материала принимаются во внимание зона ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности, умственной активности и целеустремленности.
Приложение 3 Примерная схема конспекта индивидуального занятия
Дата
Тема и цель занятия
Содержание занятия
Характер и условия выполнения заданий
Причины затруднений
Перспективы.
Примерная схема конспекта фронтального занятия (урока)
Тема:
Цель занятия: отражает то, чему необходимо научить на данном занятии
Задачи: последовательно отражают действия, необходимые для достижения цели
Оборудование: перечисляется оборудование.
План занятия (основные этапы занятия).
Перечисляются:
- организационные моменты
- методические приемы
- игры
- подведение итогов и т.д.
Ход занятия раскрывает каждый пункт плана, отражает методику проведения занятия.
Итог занятия. Задание для самостоятельной работы.
Приложение 4
Схема анализа фронтального логопедического занятия в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
- Тема занятия, его место в системе занятий по данной теме.
- Цель занятия, логопедические и коррекционно-педагогические задачи.
- Соответствие содержания занятия требованиям к периоду обучения, возрасту детей, уровню общего, речевого, языкового развития.
- Структура занятия. Последовательность и взаимосвязь отдельных этапов. Вариативность методических приемов, доступность. Форма общения с детьми. Направленность каждого раздела на развитие и коррекцию речевой деятельности и других психических функций детей.
- Использование индивидуального подхода к детям.
- Полнота раскрытия темы, степень достижения цели, понимание материала детьми, качество занятий, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.
- Наглядно-дидактическое оформление занятия: оборудование занятия, его соответствие содержанию занятий, выбранным методам и приемам; виды наглядности, игр, дидактического материала, технической оснащенности.
- Деятельность детей на занятии, смена видов деятельности, активность детей, степень речевой активности, познавательный интерес.
- Оформление материала и проведение занятия в едином сюжете. Использование на занятии различных игровых ситуаций.
- Методы и приемы обучения, их разнообразие, взаимосвязь, обоснованность, приемы привлечения внимания, обеспечение эмоциональности и интереса, приемы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-опорную), методика использования оборудования; сочетание индивидуальной и фронтальной работы; воспитательные моменты; применение специальных методических приемов; контроль за речью детей; выявление и исправление допущенных ошибок; адекватность требований речевым возможностям и личностным особенностям детей; доступность и четкость формулировок вопросов (наводящие и подсказывающие вопросы) и т.д.
- Речь логопеда: правильность, доступность, логичность, образность, эмоциональность, краткость, интонационная выразительность, дикция, сила голоса, темп, ритм. Манера поведения логопеда: владение собой, детским коллективом, отношение к детям и т.д.
- Характеристика практиканта-логопеда. Контакт с детьми, умение организовать занятия, повышать активность, интерес, внимание детей; умение находить правильный подход в решении нестандартных ситуаций на занятии, педагогический такт, владение современными коррекционными технологиями. Результаты занятия. Выполнение плана, достижение цели, эффективность использования приемов; взаимосвязь занятия с предшествующими и последующими. Анализ причин отступлений от намеченного хода занятия.
- Заключение о коррекционной результативности занятия.
Приложение 5
Диктанты для выявления нарушений письма у учащихся 1-3(4)классов
1 класс
(на выбор в зависимости от возможностей детей)
Диктант слов различной структуры
Лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть, куст, щука,, улица, бант, аист, ящик, насмешка, глазок, природа.
Клён
У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки и зёрна.
Кот
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Миша часто играл с котом. Они были друзья.
2 класс
Птицы
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита Птицы спасут урожай
Кто как зиму встретил
Летучие мыши забрались в дупло. Ёж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и починила гнездо. Лисица в норе себе из листьев постель сделала.
3 класс
Ночью в лесу
Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только лёгкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упала с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.
Заяц
К зиме заяц в новой шубке. Летняя серая шерсть у зайца вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно различить зайца на снегу. Нет у зайчика норы, нет запасов. Страшны зайцу не морозы и вьюга, а охотники, волки, лисицы и совы. Спасает его от различных врагов светлая шкурка да бойкие прыжки.
Приложение 6
Примерная схема отчета студента о педагогической практике
В отчете студент указывает учреждение, где проходил практику, сроки практики. Отчет включает:
1. Краткая характеристика практики.
2. Объем и содержание работы:
- количество проведенных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий (уроков);
- участие в разборе открытых занятий;
- подготовка дидактического материала;
- краткая характеристика детей, с которыми проводилась индивидуальная работа;
- оценка умения составлять психолого-логопедическое обоснование;
- работа с родителями.
3. Выводы. Предложения по совершенствованию организации и проведения практики.
Приложение 7
Схема самоанализа занятий (уроков)
- Общие сведения о группе (подгруппе), тема, цели, структура.
- Обоснование темы занятия (урока).
- Анализ содержания занятия: соответствие программным требованиям, теме, целям, возрасту и возможностям детей, связь с предыдущим материалом, научная достоверность, связь с жизнью. Оптимальность объема материала, отсутствие перегрузки.
- Реализация целей в ходе занятия.
- Характер усвоения материала детьми: полнота, осмысленность, глубина, систематичность.
- Анализ методов, их соответствие поставленным цели задачам, обоснованность выбора, степень реализации.
- Анализ приемов, их соответствие поставленным цели задачам, обоснованность выбора, степень реализации.
- Анализ удачных эпизодов занятия.
- Анализ неудачных моментов на занятии (уроке).
Почему возникли? Что способствовало их возникновению? Удалось ли их преодолеть?
- Выводы и общий итог занятия.
Приложение 8
Примерные темы консультации для родителей детей младшего школьного возраста
- Почему ребенку трудно учиться.
- Как помочь первокласснику привыкнуть к школе.
- Почему ребенок не может научиться читать.
- Почему ребенок не может научиться писать.
- Трудности в обучении чтению и письму часто болеющих детей.
- Кому нужен логопед?
- Проблемы речевого развития леворуких детей.
- Чем поможет логопед ученикам начальных классов.
- Преодолеваем трудности обучения чтению.
- Преодолеваем трудности обучения письму.
- Нужно ли учить детей писать красиво.
- Как заниматься с ребенком дома.
- Учение должно быть интересным.
- “Страшные” и “нестрашные” ошибки.
- Заикающийся ребенок в школе и дома.