Программа междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_________________(Демчик Е.В.)

«___» __________________________ 2012 г.

«История»

(Уровень подготовки — магистратура) по программе «Исторические исследования в современном научном познании»

Направление подготовки 30 600.68 История

Форма обучения очная

Факультет Исторический

Кафедра отечественной истории

всеобщей истории и международных отношений

археологии, этнографии и музеологии

Барнаул

2012

При разработке рабочей программы в основу положены:

1) ФГОС ВПО по направлению подготовки 30 600 «История», утвержденный Министерством образования и науки РФ 21 декабря 2009 г., приказ № 772.

2) Учебный план по направлению подготовки «История» (уровень подготовки — магистратура) по программе «Исторические исследования в современном научном познании», одобренный Ученым советом ГОУ ВПО «АлтГУ» от «26» января 2011 г., протокол № 7.

Разработчики:

декан, зав. кафедрой

отечественной истории

_____________________

(подпись)

Е.В. Демчик

профессор кафедры

отечественной истории

____________________

(подпись)

В.А. Скубневский

профессор кафедры

отечественной истории

_____________________

(подпись)

Ю.М. Гончаров

доцент кафедры

всеобщей истории и международных отношений

_____________________

(подпись)

Ю.М. Бетмакаев

профессор

кафедры археологии, этнографии и музеологии

_____________________

(подпись)

А.А. Тишкин

профессор

кафедры археологии, этнографии и музеологии

_____________________

(подпись)

С.В. Цыб

профессор кафедры

отечественной истории

_____________________

(подпись)

В.Н. Разгон

доцент кафедры документоведения, архивоведения и исторической информатики

_____________________

(подпись)

Н.И. Кругова

Рабочая программа одобрена на заседании Ученого совета исторического факультета

30 августа 2012 г. (протокол № 1).

Председатель Ученого совета Е.В. Демчик

1. Введение (пояснительная записка)

Целью государственного междисциплинарного экзамена в магистратуре по направлению «История» является контроль и оценка способностей обучающихся к научному анализу исторических процессов и событий на основе современной методологии и методик, применяемых в историческом познании.

Для освоения объема содержания экзамена необходимы знания, умения и навыки, формируемые следующими изученными дисциплинами:

1. История и методология исторической науки.

2. Междисциплинарные подходы в современной исторической науке.

3. Актуальные проблемы исторических исследований.

Программа государственного экзамена предусматривает включение основных тем и проблем, охватывающих методологию, историю и современные актуальные проблемы исторического знания. Усвоение ее направлено на выявление и оценку у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

— способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

— способность порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);

— способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);

— способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-3);

— способность применять современные методы и методики исследования (ПК-5);

— способность к инновационной деятельности; умением ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);

— способность к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-8);

— способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ПК-9);

— способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ПК-11);

— способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-12);

— знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (ПК-13);

— способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);

— умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-17).

На подготовку и проведение государственного экзамена отводится 6 кредитов.

Содержание государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки «история»

Раздел I

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Тема 1. Роль традиции в развитии исторической науки

Достижения дореволюционной отечественной исторической науки в изучении античности и средневековья. Изучение Востока и становление исторического востоковедения. Выдающиеся историки и их ученики.

Тема 2. Пути развития методологии изучения истории после Октябрьской революции 1917 г.

Прекращение преподавания истории в школах. Закрытие исторических факультетов. Деятельность М.Н. Покровского. «Дело Платонова». Перемещение АН в Москву.

Выработка новых «марксистско-ленинских» подходов к изучению истории европейской античности, средневековья, новой истории и истории стран Востока. Главенство теории по отношению к конкретно-историческим исследованиям как главный методологический постулат советской исторической науки. Новые лица в исторической науке и историки, продолжавшие дело своих учителей.

Тема 3. Роль дискуссии в развитии исторической науки. Возможности формирования новых подходов в исторической науке

Дискуссия об АСП, о проблемах генезиса феодализма, о патриархально-феодальных отношениях, по проблеме формирования наций.

Идеологический контроль и возможности формирования новых подходов в исторической науке. Проблема присутствия советской исторической науки в пространстве мировой исторической науки. Новые методы научного исследования.

Тема 4. Периодизация как теоретический раздел истории

Определение периодизации. Связь периодизации с хронологией. Основные понятия, характеризующие время (эра, эпоха, период, век, время, этап, стадия, фаза, веха, событие, момент), и их соотношение. Периодизация как процедура структурирования истории и систематизация знаний. Социальная и политическая значимость периодизации. Критерии и реальные закономерности для периодизационных и культурно-хронологических схем. Периодизация как отражение уровня развития исторической науки. Европоцентризм в истории.

Тема 5. Периодизация в исторической науке: европейский опыт и некоторые методологические проблемы

Древние попытки построения исторической хронологии (Шумер, Ассирия, Вавилон, Египет, Греция).

Упорядочение событий античными историками и философами. Библейские концепции периодизации (пророк Даниил, Августин Блаженный).

Жан Боден и его принцип деления истории на древнюю, среднюю и новую. Формирование исторического сознания в эпоху Возрождения. Рождество Христово — демаркационная линия в истории. Деятельность гуманистов в области создания светской истории. Использование понятия «античность». Выработка понятия «средней» истории. Х. Келлер и утверждение современного представления о периоде «Средних веков». Условия для создания трехчастной периодизации истории. Проблемы установления хронологических рамок Средневековья. Деление Средневековья на раннее, развитое и позднее. Место Средневековья в современной системе исторических знаний. Новое и новейшее время, процесс установления их хронологических границ. Употребление понятий «история Нового времени» и «новая история» в современной науке.

Другие подходы к периодизации Всемирной истории. Идея общественного прогресса (А. Тюрго) и прогрессивные концепции в истории. Идеи циклического кругооборота и линейного развития (Дж. Вико).

Концепция деления истории по Гегелю. О. Конт и его стадии развития общества. Экономические и «биологические» подходы при членении Всемирной истории. «Схема трех веков». «Эволюционная» схема истории. Взгляды К. Маркса на последовательность этапов истории. Новые подходы в построении периодизации в XX в. (О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, К. Ясперс и др.).

Тема 6. Обзор современных подходов к структурированию Всемирной истории

Формирование и традиции при структурировании истории в зарубежной науке. Вильям Макнил и Вильям Грин — два фундаментальных подхода к периодизации Всемирной истории. Д. Уилкинсон, А.Г. Франк, Б. Гиллс и Дж. Модельски — структурирование единой мировой системы. Структура исторического времени пространства: подход Иммануила Валлерстайна. Другие вложенные периодизации: модели Маршалла Ходжсона и Питера Стернза.

Специфика подходов к структурированию истории в отечественной науке. Методика и методология периодизации под идеологическим влиянием. Модель пяти формаций. Значение работ Л.Н. Гумилева. Опыт периодизации в «Истории Древнего мира» (1989).

Концепция хода исторического процесс И.М. Дьяконова. Современная археологическая периодизация. Шесть фаз нелинейного развития обществ Н.С. Розова. Характеристика системы структурирования истории: эпоха-период-время-культура-этап.

Тема 7. Сущность и значение научной интерпретации исторических фактов

Понятие научной интерпретации фактов исторической науки. Актуальность обращения к проблеме проведения интерпретационного процесса в исторической науке. Обзор теоретико-методологических разработок в области интерпретации информации исторических источников. Зависимость достоверности итоговых научно-исторических выводов от выбора правильных направлений интерпретационных действий. Необходимость приобретения навыков самостоятельного осуществления интерпретации фактов прошедшей истории.

Искажения принципов научной интерпретации исторических фактов в «новой хронологии». История появления «новой хронологии», характеристика личности и научных заслуг ее основателя А.Т. Фоменко. Причины и обстоятельства роста популярности «новой хронологии» во второй половине 80-х — 90-х гг. ХХ в. Отношение исторической науки к разработкам А.Т. Фоменко, «потеря темпа» в дискуссии о правомерности принципов интерпретации «новой хронологии». Критический анализ интерпретационных принципов и приемов «новой хронологии».

Тема 8. Интерпретация исторических фактов событий российской истории

Интерпретация исторических фактов монгольского нашествия на русские земли. Изложение традиционных интерпретационных схем монгольского нашествия в отечественной историографии XVIII — ХХ вв. Существование «темных» моментов и присутствие неологизмов в традиционном взгляде историков на монгольское нашествие. Новая интерпретация событий вторжения Батыя, предложенная Ю.В. Кривошеевым, ее фактические и методологические основания. Сравнение новой версии с традиционными взглядами на монгольское нашествие.

Изложение традиционных интерпретационных схем правления Ивана IV в отечественной историографии XVIII — ХХ вв., их внутренняя противоречивость и несоответствие определенной части исторических фактов. Появление новой целевой установки в объяснении причин резких изменений во внутренней политике царя Ивана (В.В. Кобрин).

Создание новой интерпретационной схемы опричного террора (А.Л. Юрганов), ее сильные и сомнительные стороны. Проблема реакции научного сообщества на появление новой версии правления Ивана Грозного.

Интерпретация исторических фактов событий российской истории конца XVIII — начала XIX в. Сословная обусловленность появления традиционных оценок правления императора Павла I, их изложение и научно-историческая оценка. Новый подход к оценке правления Павла, основанный на тщательной реконструкции биографии и личных качеств императора (Н.Я. Эйдельман).

Системное объяснение «нелепостей» правления Павла и их соединение с общим ходом российской политической и социальной истории XVIII -го столетия. Вывод о закономерности павловского периода в историческом развитии России.

Тема 9. Междисциплинарные подходы в современной исторической науке

Междисциплинарность как методологический принцип научного исследования. Междисциплинарность в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук XX-начала XXI в. Применение междисциплинарных методов для обработки информации исторических источников. Роль междисциплинарности в формировании исторической теории.

Тема 10. Междисциплинарное взаимодействие

в историко-антропологических исследованиях

Влияние социальной и культурной антропологии на развитие исторических исследований. Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в исследованиях по исторической антропологии. История ментальностей. Микроистория. История повседневности. Историко-политическая антропология. Историко-религиозная антропология. Военно-историческая антропология.

Тема 11. Социальная история в ракурсе междисциплинарного знания

Использование концепций и методов социологии в исторической науке. Теории и методы социальной психологии в историческом исследовании. Социоструктурный и социокультурный подходы. Новые объекты исследования: локальная история, история семьи, женская история и др. Микроисторические исследования.

Тема 12. Экономическая история как поле междисциплинарного взаимодействия

Роль экономической теории в исторических исследованиях. Клиометрия и моделирование экономических процессов. «Континентальная школа» в изучении экономической истории. Применение статистическо-математических методов в изучении экономической истории. Социокультурный подход к изучению экономических явлений и процессов.

Раздел II

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Часть 1. Актуальные проблемы археологии и этнологии

Тема 1. Накопление сведений по древней и средневековой истории Сибири

Процесс освоения Сибири. Бугровщичество. Сибирская коллекция Петра I. Научные экспедиции XVIII—XIX вв. Деятельность Д.Г. Мессершмидта, Г. Ф. Миллера, И.Г. Гмелина и др. Археологические данные как основа деления дорусской истории Сибири. П.С. Паллас и его разработки. Роль местных краеведов и любителей старины (П.К. Фролов, Г. И. Спасский, С.И. Гуляев и др.).

Путешественники и их описания. Э.Г. Муральт и различные эпохи образованности Чуди. Исследования В.В. Радлова и его схема развития народов Алтая. Г. Н. Потанин и Н.М. Ядринцев. Создание и результаты работы «Общества любителей исследования Алтая». Взгляды Н.С. Гуляева на периодизацию. Изыскания и открытия А.В. Адрианова.

Культурно-хронологические схемы изучения Сибири, разработанные в 1920—1930-х гг. Концепция С.А. Теплоухова. Предложения С.В. Киселева. Деятельность музеев и других учреждений. Процесс накопления археологических сведений. Новые методологические установки советской археологии.

Современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. Послевоенные раскопки археологических памятников и создание предпосылок для новых концепций. «Древняя история Южной Сибири» С.В. Киселева. Разработка М.П. Грязновым культурно-хронологической схемы для истории племен Верхнего Приобья. Вклад Д.Г. Савинова в формирование современных представлений на динамику южно-сибирских и западно-сибирских культур раннего железного века и средневековья. Современная культурно-хронологическая схема истории развития древних и средневековых народов Алтая. Ее методическая, методологическая и практическая оценка.

Тема 2. Историческая этнология и проблема этнической идентичности в современной исторической науке

Проблема национального характера. История исследований национального характера. Исследования Ф. Боаса, Р. Бенедикт, М. Мид. Влияние психоанализа на этнологические исследования. Зарубежная культурная антропология (этнология).

Учение о культуре в современной этнологии. Становление культурной антропологии. «Исторические» школы: эволюционизм (Э.Б. Тайлор, Дж. Фрэзер), исторический партикуляризм (А.Л. Крёбер, М. Мид), диффузионизм (Ф. Гребнер, В. Шмидт, Г. Э. Смит, У. Перри).

Неисторические школы «культурной антропологии»: функционализм (Б. Малиновский, Р. Бенедикт), структурализм (А.Р. Радклиф-Браун, К. Леви-Строс) и неоэволюционизм (Дж. Стьюард, Л. Уайт).

Отечественная историография в области исторической этнологии, национального самосознания, межкультурной коммуникации. Г. Г. Шпет, М.М. Бахтин, Л.З. Копелев, Г. Д. Гачев, Я. В. Чеснов, С. В. Лурье и др.

Общая характеристика процессов становления национального сознания. Стадии развития культуры (концепция В.М. Межуева).

Самоидентификация этнических общностей на ранних этапах истории. Гентильное и этническое самосознание. Формирование этнического самосознания у раннесредневековых этносов. Взаимозависимость восприятия прошлого и этнической идентичности. Кросскультурные связи. Аккультурация, ассимиляция и транскультурация. Проблема «чужеродности» культуры и этноцентризм. Инкультурация и социализация. Принципы взаимодействия культур в международных отношениях.

Часть 2. Актуальные проблемы изучения всеобщей истории. «История идей»

Тема 1. Проблема «чужого» в науке: основные понятия и термины

Проблема «чужого» в современной науке. Понятия «этнический стереотип», «этническое предубеждение», «этноцентризм», «этнический образ», «национальный имидж». Авто- и гетеростереотипы. Структурообразующие компоненты «этнического образа» и «национального имиджа». Исторический, территориальный, соматический, хозяйственно-культурный, политико-идеологический, социально-экономический факторы. Этническая психология и имагология («image studies»).

Имагология и имиджелогия. Имагология как часть «истории идей» (интеллектуальной истории").

Зарубежная имагология. Возникновение «имагологии» в рамках сравнительного литературоведения во Франции в середине XX в. Ж. М. Карре и М. Ф. Гийар. Дискуссия о науч-ной принадлежности имагологии между американской и французской школами. Критика французской школы Р. Уэллеком. Немецкая и бельгийская школы имагологии. Х. Дизеринк и Дж. Леерсен. Изучение проблемы европейско-российских отношений и взаимовосприятий в Лувенском университете (Бельгия).

Современная отечественная историография проблемы взаимовосприятия России и Запада.

Тема 2. Проблема восприятия «варваров» в античной традиции

Особенности античной этнографии, ее основные тенденции. Эволюция античной этнографической традиции и понятия «варвар» — от негативных оценок к идеализации. Негативные стереотипы Восточной Европы и населявших ее варваров. Греческая и римская традиции. Стереотипы описания варваров у Овидия, влияние этих стереотипов на последующую традицию. Идеализация северных варваров в античной традиции. Античная этнографическая роман-тика: этнографические утопии, сказки, романы. Понятие «идеализация». Формирование образа «благородного дикаря».

Историографические концепции проблемы образа варваров. Социально-утопические трактовка феномена романтизации дикарей. Постановка проблемы идеализации варваров немецким историком А. Ризе. Работы по истории античного национального сознания К. Трюдингера и Ю. Йютнера. Концепции Э. Роде, Б. Гатца, статьи Г. Вернера, Г. Дёрри и др. Концепция примитивизма (А. О. Лавджой и Дж. Боас).

Отечественная историография проблемы: работы Д. П. Каллистова, И. В. Куклиной, С. А. Тахтаджяна, Н. С. Широковой, М. В. Скржинской и др.

Тема 3. Проблема взаимовосприятия народов Запада и Древней Руси в Средние века и в раннее Новое время (IX-XVII вв.)

Раннесредневековая традиция о народах Восточной Европы. Византийская традиция. Влияние античной традиции на описание народов Восточной Европы в позднесредневековой латинской традиции. Основные тенденции восприятия Руси и русских в европейской литературной традиции XI — начала XIII вв. Восприятие народов Древней Руси как «варваров». Образ Руси и русских в послании краковского епископа Матвея Бернарду Клервоскому. Русь как «иной мир». Образ Руси в хронике Титмара Мерзебургского. Причины формирования различных образов Руси.

Особенности восприятия католической Европы на Руси в IX — первой половины XIII вв. «Хождение игумена Даниила», «Слово Феодосия Печерского», «Наставление митрополита Иоанна». Влияние византийских тенденций в отношении к католикам на русскую литературную традицию. «Открытие» Московии западноевропейцами и формирование ее образа в европейской литературной традиции. «Сказания иностранцев о России» (так называемые в русской историографической традиции) как важный имагологический и исторический источник. Позитивные и негативные стереотипы описания России и русских в ранней «Россике».

Культурные связи Московской Руси с Западом. Посещение русскими западноевропейских стран. Первые русские источники о Западе. Образ Запада в русских источниках. Европейская Россика XVI—XVII вв. (Р. Ченслер, К. Адамс, Дж. Уилкинс; С. Коллинс,, Дж. Турбервиль, М. Фоскарино, Ф. Тьеполо, Р. Барберини, А. Гваньини, Ф. Руджиери, А. Поссевино, Дж. Тедальди, Дж. Паоло Компании, Г. Штаден, Ж. Маржерет).

«Дипломатическая Россика»: описание Московии второй половины XVI—XVII вв. представителями иностранных посольств. Стереотипы описания русских и России в «энциклопедиче-ском» сочинении о России XVII в. А. Олеария.

Россия XVIII века глазами европейцев: эволюция восприятия. Образ Петра I и петровской России у западных современников. X. Гассман, Ю. Юль, И. Г. Фоккеродт, Ч. Уитворт, Х. Ф. Вебер, Г. Ф. Бассевич, К. де Бруин. Образ России в сочинениях Просветителей: различные мнения (Ф. М. А. Вольтер, Ш. Л. Монтескьё, И. Г. Гердер, Г. Лейбниц и др.).

Особенности европейской Россики XVIII в. (К. К. Рюльер, Л. Ф. Сегюр, герцог Лирийский, Дж. Маккартни, П. С. Паллас).

Тема 4. Особенности восприятия России и русских в европейской литературной традиции и общественном мнении XIX — начала XX вв.

Французские сочинения о России XIX в.: тенденции восприятия России. А. Де Кюстин, О. де Бальзак, А. Дюма, Т. Готье. Стереотипы восприятия России в книге Кюстина. Различные оценки книги Кюстина в России и на Западе. «Анти-Кюстины» (А. Ферье де Турет, Дюэ и др.).

Французский взгляд на Россию конца XIX в. (А. Леруа-Болье).

Две тенденции восприятия России в Германии (русофилия и русофобия).

А. фон Гакстгаузен о России. Эволюция англо-русского восприятия в XIX — начале XX в. Изменение образа России в Англии в эпоху наполеоновских войн. Различные тенденции в британском общественном мнении в отношении к России в конце XIX — начале XX вв. Эволюция «образа врага» в «образ союзника» в начале XX в. «Англофилия и англофобия.

Особенности взаимовосприятия американцев и русских в XIX — начале XX в. Тенденции восприятия России в Америке во второй половине XIX в. — начала XX в. А.В. Павловская о восприятии России американцами второй половины XIX в. Русская Америка и русские в истории Америки. Влияние культурных контактов на формирование благоприятных взаимных образов русских и американцев. Различные тенденции в восприятии Америки в России. Пушкин и другие русские писатели XIX в. об Америке. Разные тенденции восприятия Америки в русском обществе.

Тема 5. Возникновение Холодной войны как конфликта больших идентичностей

Понятия «большая идентичность», «Запад» и «Восток» в современных общественных науках. Основные версии происхождения Холодной войны в историографии. Идеологическая идентичность: большевизм и либерализм. Советская внешняя политика 1930-х гг.- середины 1940-х гг.: от революционного к имперскому проекту. Атлантизм и проект Pax Americana. Страны Оси и «Большая тройка» в годы Второй мировой войны. Геополитическая ситуация в Европе в 1945 г. Атомная бомба и возникновение Холодной войны. Советизация Восточной Европы и «план Маршалла». Германский вопрос и происхождение Холодной войны.

Пространственные границы больших идентичностей в период Холодной войны. Европейский «театр военных действий» как центр глобального конфликта на рубеже 1940−1950-х гг. Глобализация конфликта Запад-Восток и ослабление конфронтации в центре Холодной войны в период разрядки. Деколонизация и расширение конфликтного пространства. Идеология и геополитика в политике сверхдержав в региональных конфликтах. Идентификация участников Холодной войны. Сверхдержава как идентичность. Асимметричность мощи и влияния сверхдержав. Доллар и рубль в международной финансовой системе. Сверхдержавы и их коалиции. Атлантическая и европейская идентичность. Отношения внутри ОВД: гегемония СССР и кризисы идентичности в 1950—1980-е гг. Сверхдержавы и КНР.

Роль исторической личности в формировании больших идентичностей в годы Холодной войны. Личностное измерение больших идентичностей в Холодной войны. Международная повестка американских и советских лидеров в ключевые моменты Холодной войны. Менталитет, психология и культура лидеров. М.С. Горбачев и перемены в советском мышлении и внешней политике. Дуэли лидеров и «фактор третьего».

Политическая и неполитическая идентичности Запада и Востока. Холодная война как конфликт политических и социально-экономических систем. Технологические перемены после 1945 г. «Информационная революция» и отставание советской системы. Асинхронность развития СССР и США: индустриальное и постиндустриальное развитие сверхдержав в свете современных теорий. Теория конвергенции о советском и американском обществах. Глобализация, европейская интеграция и три центра мировой экономики. Деколонизация, отношения Север-Юг и эрозия биполярной идентичности.

Ядерная идентичность в истории Холодной войны. «Ядерный клуб» и проблема предотвращения распространения ядерного оружия. Осознание близости интересов Востока и Запада в области нераспространения оружия массового уничтожения и выживания всего человечества.

Пропаганда и культурная экспансия в Холодной Войне. Особенности пропагандистской войны. «Белая», «серая» и «черная» пропаганда. Дезинформация и психологическая война. «Культурная Холодная война». Радиоголоса, пресса и кинематограф в американо-советском противостоянии. Преимущества «образа жизни» в пропагандистских кампаниях Востока и Запада. Вербовка союзников в Третьем мире. Кризис идентичности Востока и окончание Холодной войны. Дискуссия о «конце истории» и «столкновении цивилизаций». Запад и новые вызовы в постконфронтационной эпохе.

Часть 3. Актуальные проблемы отечественной истории

Тема 1. Модернизационные процессы и социальное развитие семьи в России периода империи (XVIII — начало XX в.)

Взаимосвязь развития семьи и общества. Основные понятия по истории семьи. Попытки теоретического осмысления семьи как социального института с точки зрения различных концепций (эволюционизма, исторического материализма, функционализма, культурных циклов).

Основные тенденции социального развития семьи. Взаимосвязь семейной организации и политической системы общества. Русская семья накануне реформ Петра. «Домострой» как отражение семейных отношений горожан. Влияние законодательных и культурных преобразований XVIII в. на семью. Изменение способов заключения брака. Новая система воспитания. Формирование нового типа внутрисемейных отношений. Семья и государство. Отношения в семье и крестьянской общине и их взаимосвязь. Роль традиций в регулировании семейных отношений. Принципы внутрисемейных отношений: принудительный коллективизм и централизм. Иерархичность семейных отношений. Экономика крестьянской семьи. Формы семьи и их изменения, семейные разделы. Жизненный цикл крестьянской семьи. Социализация детей.

Распространение новых взглядов на семью и женщину в XIX в. Демократизация внутрисемейных отношений. Развитие образования и изменение отношения к детям. Формирование нового типа внутрисемейных отношений. Критика семейного права и традиционных семейных отношений со стороны интеллигенции.

Тема 2. Формирование территории и национальный состав населения Российской империи в XIX в.

Терминология. Понятие «колония», «окраина», «диаспоры». Рост территории России в конце XVIII — XIX вв. 3 раздела Польши, присоединение Финляндии, территорий Дальнего Востока. «Усмирение Кавказа». Присоединение Средней Азии. Национальный состав населения Российской империи. Диаспоры (немецкая, еврейская и др.).

Миграционные потоки, состав населения больших городов.

Тема 3. Управление и социально-экономическое развитие национальных окраин. Национально-освободительное движение.

Региональные особенности управления национальных окраин. Две тенденции: 1) сохранение особенностей управления окраинами, особого статуса (Финляндия, Польша в период правления Александра I), 2) унификация управления, политика русификации. Неравномерность экономического развития национальных окраин: более развитые (Финляндия, Польша, Прибалтика, Украина) и отсталые в экономическом отношении (Закавказье, Средняя Азия, Казахстан).

Теория формирования национальных элит. Национально-освободительное движение. Польский вопрос во внутренней политике России. Восстания 1830−1831 и 1863−1864 гг.

Тема 4. Историография проблемы «Россия — многонациональная империя»

Дореволюционная официальная историография. Идеализация национальной политики царской России. Дореволюционная демократическая историография (А.А. Корнилов и др.).

Национальный вопрос в программах революционных организаций (декабристы, революционеры — демократы 50 — 60-х гг., народники 70-х гг., социал-демократы).

Эмигрантская историография (А.Ф. Керенский, С.Г. Пушкарев).

Советская историография. Современная историография (Б.Н. Миронов, А.Н. Боханов и др.).

Тема 5. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России

Кризис имперской идентичности. Изменения в национальной и конфессиональной политике. Русификация. Кризис системы управления империей. Революционная смута 1917 г. как следствие кризиса империи. Территориальный распад Российской империи.

Тема 6. Вопросы индустриализации России 2-й пол. XIX — начала XX в. В отечественной историографии

Дореволюционная историография. Дворянско-либеральная экономическая мысль. (В.П. Безобразов).

Буржуазное экономическое направление (Ю.Э. Янсон, А.И. Чупров).

Д.И. Менделеев. М.М. Ковалевский. Экономические воззрения народников на индустриализацию (В.П. Воронцов).

С.-д. историография (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

Советская историография. Дискуссия о промышленном перевороте в России (труды С.Г. Струмилина, В.К. Яцунского, П.Г. Рындзюнского, Н.М. Дружинина, А.М. Соловьевой).

Теория многоукладности (Тарновский).

Вопросы индустриализации России 2-й половины XIX — начала XX в. в современной историографии. Освещение уровня промышленного развития России 2-й пол. XIX — начала XX в. Вопросы социальной структуры общества и формирования классов.

Тема 7. Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению.

Проблема аграрного кризиса. Основные положения столыпинского аграрного законодательства. Влияние реформы на развитие сельскохозяйственного производства и аграрных отношений. Столыпинская аграрная реформа и общинный менталитет российского крестьянства. Оценка в современной историографии целей, итогов и значения реформы.

Тема 8. Предпосылки революционного кризиса 1917 года: современные трактовки

Социально-экономические, политические и ментальные предпосылки революции. Революционные события 1917 г. как следствие кризиса империи. Проблема альтернатив Октябрьской революции 1917 г.

Тема 9. Теория модернизации и история России хх — начала ххi вв.

Модернизационная парадигма мировой истории и Россия. Условия, тип, особенности и этапы российской модернизации: оценки современной историографии. Дореволюционная, большевистская и постсоветская модернизации: прерывность и непрерывность (оценки современной историографии).

Тема 10. Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти.

От революционной атаки на мировой капитал к политике мирного сосуществования. Военный коммунизм и нэп как способы социалистического строительства. Основные идеи В.И. Ленина о путях, сроках и методах построения социализма. Дискуссии о возможности построения социализма в СССР, источниках и приоритетных направлениях развития экономики, о роли частного капитала и товарно-денежных отношений в социалистическом строительстве. Взгляды Л. Троцкого и Е. Преображенского. Платформы «новой» и «объединенной» оппозиций. Бухаринская альтернатива. Сталинский вариант ускоренной модернизации.

Тема 11. Социалистическая индустриализация: модернизационный прорыв и его особенности.

Курс на ускоренную индустриализацию и «бешеные» темпы экономического роста. Официальные и реальные итоги выполнения плана первой пятилетки. Сталинский неонэп. Формирование военно-промышленного комплекса. Причины, этапы, методы, источники, итоги, «цена» и последствия социалистической индустриализации. Соотношение преобразований в СССР и модернизационных процессов в мире.

Тема 12. Развитие впк и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны

Внешнеполитические вызовы и особенности советской послевоенной конверсии. Военно-промышленный комплекс как основа советской экономики. «Догнать и перегнать Америку»: коммунистические лозунги и экстенсивный характер развития. Реформы А.Н. Косыгина. Природные ресурсы как фактор экономического развития. Экономика СССР середины 1980-х гг. в контексте мировых экономических процессов.

Тема 13. Мировой экономический кризис и Россия: исторический шанс модернизационного перехода.

Причины современного мирового экономического кризиса. Особенности кризисных процессов в российской экономике. Борьба с кризисом. Лозунги: социализм и популизм. Исторические прецеденты и пути выхода из кризиса. Завершение модернизационного перехода в России как возможность и последствие преодоления кризиса.

Основная литература

Дугин, А.Г. Геополитика: учеб. пособие для вузов / А. Г. Дугин. — М.: Гаудеамус, 2011. — 583с. — (gaudeamus)

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А. Н. Сахарова. — М.: Проспект, 2012. — 768с.

История России с древних времен до наших дней: учебник / [В. А. Веременко и др.]; под ред. Н. Д. Козлова. — М.: Проспект, 2011. — 704с.

История России. Вторая половина XIX в.: сб. документов и материалов для практ. занятий: учеб. пособие/ АлтГУ; [сост. В. А. Скубневский]. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012. — 128с.

Дополнительная литература

Ахиезер, А. История России: конец или новое начало?/ А. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко; Фонд «Либеральная миссия». 2-е изд., испр. и доп. — М., 2008. — 464 с.

Ачкасов, В. А Мировая политика и международные отношения: учеб. для вузов/ В. А. Ачкасов, С. А. Ланцов. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 480с.

Балашов, В.А. Историография отечественной истории (1917-начало 90-х гг.): учеб. пособие / В. А. Балашов, В. А. Юрченко. — Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1994. — 192 с.

Барг, М.А. Категории и методы исторической науки/ М. А. Барг; АН СССР, Институт всеобщей истории. — М.: Наука, 1984. — 342 с.

Волкогонов, Д.А. Триумф и трагедия: политический портрет И. В. Сталина: в 2 кн./ Д. А. Волкогонов. — М.: Изд-во Агентства печати Новости. — Кн. 1: , ч. 1. — 1989. — 301с.; Кн. 2: , ч. 1. — 1989. -- 424с.

Гаджиев, К.С. Введение в геополитику: учеб. для вузов / К. С. Гаджиев.- 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Логос, 2001. — 432с. — (Учебник для XXI века)

Гончаров, В.Н. Россия, Ленин и современный мир: [монография] / В. Н. Гончаров, В. Н. Филиппов. — Барнаул: [Изд-во БГПУ], 1996. — 463с.

Денежная реформа, 1921−1924 гг.: создание твердой валюты: документы и материалы/ сост.: Л. Н. Доброхотов, В. Н. Колодежный, В. С. Пушкарев. — М.: РОССПЭН, 2008. — 863 с.

Дневник Алтайской школы политических исследований/ Алт. шк. полит. исслед.; [редкол.: Ю. Г. Чернышов (отв. ред.) и др.]. — Барнаул: Изд-во АлтГУ. — N 27. Сентябрь 2011 г.: Современная Россия и мир: альтернативы развития (Разрешение межгосударственных конфликтов: актуальный опыт истории и современность): сб. науч. ст. — 2011. — 246с.

Документ. Архив. История. Современность: сб. науч. тр/ УрГУ; [редкол.: А. В. Черноухов (гл. ред.) и др.]. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ. — Вып. 3: / [отв. за вып. Л. Н. Мазур]. — 2003. — 328 с.

Древняя Русь в свете зарубежных источников: учеб. пособие для вузов / под ред. Е. А. Мельниковой. — М.: Логос, 2003. — 606 с.

За рамками тоталитаризма. Сравнительные исследования сталинизма и нацизма: [пер. с англ.] / Гос. архив Рос. Федерации [и др.]; [под ред. М. Гейера, Ш. Фицпатрик]. — М.: РОССПЭН, 2011. — 679с.

Ильюхов, А. А. Как платили большевики. Политика советской власти в сфере оплаты труда в 1917—1941 гг./ Александр Ильюхов; Гос. архив Рос. Федерации. — М., 2010. — 415 с.

История международных отношений в Европе и Америке (1918−1945 гг.): учеб. пособие / А. Е. Глушков; ред. Ю. Г. Чернышов; АлтГУ, Кафедра всеобщей истории и международных отношений. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008. — 323с.

История новейшего времени стран Европы и Америки, 1945−2000: учеб. для вузов / под ред. Е. Ф. Языкова. — М.: Простор, 2002. — 480 с.

Киссинджер, Г. Дипломатия / Г. Киссинджер; пер. В. В. Львова; науч. ред. А. А. Сидоров. — М.: НИЦ ЛАДОМИР, 1997. — 848 с.

Козлов, В.П. Тайны фальсификации: Анализ подделок исторических источников ХVIII-ХIХ веков: пособие для вузов / В. П. Козлов. — М.: АО Аспект-Пресс, 1994. — 272 с. — (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»)

Козлов, В.П. Российская археография конца XVIII-первой четверти XIX века / В. П. Козлов. — М.: Изд-во РГГУ, 1999. — 416 с.

Коломийцев, В.Ф. Методология истории (от источника к исследованию) / В. Ф. Коломийцев. — М.: РОССПЭН, 2001. — 191с.

Лурье, С.В. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов / С. В. Лурье. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1998. — 448 с.

Междисциплинарный синтез в истории и социальные теории: теория, историография и практика конкретных исследований / РАН, Ин-т всеобщей истории, ТГУ; под ред. Б. Г. Могильницкого, И. Ю. Николаевой, Л. П. Репиной. — М.: ИВИ РАН, 2004. — 168 с.

Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства: В 2 т./ Б. Н. Миронов. — 2-е изд., испр. — СПб.: [Изд-во Дмитрий Буланин]. — Т. 1. — 2000. — 548 с.

Одиссей: Человек в истории, 1998: личность и общество: проблемы самоидентификации / отв. ред. А. Я. Гуревич. — М.: Наука, 1999. — 399 с.

Отечественная история, XX век: учеб. пособие / А. А. Анашкин [и др.]; ред. В. Н. Разгон; АлтГУ.- [2-е изд., испр.]. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006. — 324 с.

Проблемы источниковедения истории Сибири: сб. науч. ст. / АГУ; редкол.: А. А. Храмков (отв. ред.), Л. И. Боженко, В. Н. Разгон, В. А. Скубневский. — Барнаул: Изд-во АГУ, 1992. — 187 с.

Савельева, И.М. История и время: в поисках утраченного / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. — М.: Яз. рус. культуры, 1997. — 800с. — (Studia Historica)

Современное историческое сибиреведение XVII — начала XX вв. / [отв. ред. Ю. М. Гончаров, В. Н. Шайдуров]. — СПб.: [Изд-во Невского ин-та яз. и культуры]. — Вып. 3: [Cборник научных трудов]: к 65-летию проф. В. А. Скубневского. — 2010. — 204с.

Соколов, А. К. Курс советской истории, 1941−1991: [учеб. пособие для вузов] / А. К. Соколов, В. С. Тяжельникова; под ред. А. К. Соколова. — М.: Высш. шк., 1999. — 414с.

Социальная история: ежегодник, 2007 / РАН, Институт всеобщей истории, Центр социальной истории, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (Москва), Исторический факультет, Центр экономической истории, РАН, Институт российской истории, Центр изучения новейшей истории России и политологии; ред. И. Ю. Новиченко. — М.: РОССПЭН, 2008. — 367с.

Тишкин, А.А. Алтай в монгольское время (по материалам археологических памятников): монография / А. А. Тишкин; АлтГУ. — Барнаул: [Азбука], 2009. — 208с.

Хаустов, В. Сталин, НКВД и репрессии, 1936−1938 гг.: [монография] / Владимир Хрустов, Леннарт Самуэльсон; Гос. архив Рос. Федерации [и др.]. — М.: РОССПЭН, 2010. — 432с.

Хлевнюк, О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество / О. В. Хлевнюк. — М.: Республика, 1992. — 270с.

Цыб. С.В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет"/ С. В. Цыб.- Изд. 2-е, испр. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. — 320с.

Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г.: энциклопедия: в 2 т. / РАН, Научный совет по проблемам российской и мировой экономической истории; ред. Ю. А. Петров. — М.: РОССПЭН. — Т.1: А-М. — 2008. — 1470с.

Экономическая история Сибири ХХ — начала ХХI века: материалы 2 Всерос. науч. конф., 27−28 июня 2009 г., Барнаул / АлтГУ, Ист. фак., Центр экон. истории; [под ред. Е. В. Демчик]. — Барнаул: Акад. развлечений, 2009. — 408с.

Экономическая история: ежегодник, 2010 / МГУ, Центр экон. истории Ист. фак., РАН, Ин-т рос. истории, РАН, Науч. совет РАН по пробл. рос. и мировой экон. истории; [редкол.: Л. И. Бородкин (отв. ред.) и др.]. — М.: РОССПЭН, 2010. — 631с.

Эрлих, А. Дискуссии об индустриализации в СССР, 1924−1928: [пер. с англ.] / Александр Эрлих; АНХ при Правительстве Рос. Федерации. — М.: Дело, 2010. — 248с. — (Экономическая история в прошлом и настоящем)

Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:

Библиотека по истории античности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://xlegio.enjoy.ru/

Библ-ка эл. ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова [Электронный ресурс] Режим доступа:

Вестник древней истории [Электронный ресурс] Режим доступа: ttp://vdi.igh.ru/

Журнал «Отечественная история» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://annales.info/sbo/contens/oi.htm

Историк.ру [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.istorik.ru/library/index.htm

Институт археологии РАН. Издания / Российская археология [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.archaeolog.ru/?id=22

Исторические источники на русском языке в Интернете (Коллекция ссылок Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm

Исторический архив [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rosspen.su/ru/archive/

Исторический журнал «History Illustrated [Электронный ресурс] Режим доступа:

«Исторический журнал — научные исследования» [Электронный ресурс] Режим доступа:

История Сибири: материалы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://siberiahistory.narod.ru/

Мир истории. Российский электронный журнал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.historia.ru/

Наше наследие. Историко-культурный журнал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nasledie-rus.ru/

Новая и новейшая история [Электронный ресурс] Режим доступа:

Первоисточники по истории Востока [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vostlit.narod.ru/

Первоисточники по истории Средневековья [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.thietmar.narod.ru/

Центр антиковедения Санкт-Петербургского Государственного университета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://centant.spbu.ru/

Электронный фонд Российской национальной библиотеки [Электронный ресурс]. Режим доступа:

Перечень контрольных вопросов

  1. Роль традиции в развитии исторической науки. Успехи позитивистской исторической науки России в изучении зарубежной и отечественной истории и начало методологических поисков российских историков в начале ХХ в.
  2. Пути и методы воздействия идеологии на историческую науку в советский период. Проблема возможностей развития и обновления исторической науки в условиях идеологического контроля.
  3. Междиспиплинарные подходы в историко-антропологических исследованиях.
  4. Социальная история в ракурсе междисциплинарности.
  5. Междисциплинарные подходы в изучении экономической истории.
  6. Проблемы периодизации в истории зарубежной и отечественной исторической науки.
  7. Сущность и значение научной интерпретации исторических фактов. Интерпретация исторических фактов событий российской истории.
  8. Проблема взаимовосприятия народов Запада и Древней Руси в Средние века и в раннее Новое время (IX-XVII вв.).

    Особенности восприятия России и русских в европейской традиции и общественном мнении XIX — начала XX вв.

  9. Историческая этнология и проблема этнической идентичности в современной исторической науке.
  10. Возникновение Холодной войны как конфликта больших идентичностей.
  11. Основные тенденции социального развития семьи в России периода империи.
  12. Формирование территории и национальный состав населения Российской империи в XIX в.
  13. Управление и социально-экономическое развитие национальных окраин. Национально-освободительное движение.
  14. Историография проблемы «Россия — многонациональная империя».
  15. Предпосылки революционного кризиса 1917 года: современные трактовки.
  16. Столыпинская аграрная реформа: современные подходы к изучению.
  17. Модернизационные процессы и кризис имперской государственности в России.
  18. Большевистский дискурс российской модернизации: выбор стратегии и тактики экономических преобразований в первое десятилетие советской власти.
  19. Социалистическая индустриализация: модернизационный прорыв и его особенности.
  20. Развитие ВПК и попытки модернизации советской экономики в условиях «холодной» войны.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector