Программа исследования.
«Изменение семейных ценностей в современном Российском обществе»
Актуальность темы исследования:
Специфику ценностных изменений общества необходимо рассматривать в контексте особенностей изменений составляющих его социальных групп, в том числе и семьи.
Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, одновременно выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. При этом семья, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом социума, развивается вместе с ним. Семья, таким образом, находится в движении, меняется не только под воздействием внешних условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия, противоречивости
Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности. Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен проявлением кризисных тенденций в функционировании современной семьи, затрагивающих все сферы ее жизнедеятельности. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Возможно, эти процессы не свидетельствуют о его упадке, как считают некоторые исследователи, это скорее трансформация семейных ценностей, требующая серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.
Кроме того, актуальность исследования института семьи обусловлена кардинальными изменениями всего российского общества, которые затронули его основы и традиционные устои.
Постановка проблемы:
С одной стороны, тенденции изменение современного общества, связанные с увеличением степени свободы личности, расширением возможностей выбора занятий и способов деятельности, повышением значимости образования и творческой самореализации, приводят к распространению ценностных ориентаций, направленных на повышение квалификационного уровня и достижение соответствующего профессионального, материального и социального статуса.
Семья в современном обществе
... работе является семья в современном обществе. Предмет курсовой работы: причины и пути решения проблем современной семьи. 1.1.Понятия «брак» и « семья». Господствующие в обществе ценностные стандарты и ... с социальной и культурной системами, определить функции семьи в обществе. Большинство современных эмпирических исследований анализирует семью в качестве малой группы. Актуальность темы. Трансформация ...
С другой стороны, в настоящих условиях общественного развития существуют проблемы изменений в уровне и качестве жизни, в социальной инфраструктуре, которые вызывают усиление социальной дифференциации. В такой ситуации именно семья противостоит социальной напряженности, является для личности консолидирующим центром. Семья для человека остается сферой удовлетворения потребностей в общении и эмоциональном контакте, признании и самореализации. В связи с этим сохраняется социальная и личностная значимость семейных ценностей, связанных с развитием семьи.
По критерию цивилизационной принадлежности ценностные ориентации семьи классифицируются на традиционные, современные и постсовременные. Вторая типология основана на роли ценностных ориентаций в обеспечении функционирования семьи как целостной системы и включает:
внутрисемейные ценностные ориентации, связанные с ценностями родства, родительства, супружества;
внесемейные ценностные ориентации, предполагающие ценности личностного саморазвития, профессионального роста и достижения на этой основе высокого социального и материального статуса.
Ценностные ориентации представляют собой достаточно стабильные, но в то же время подверженные изменениям, образования, т.е. для любого социума характерен процесс изменение ценностных ориентаций. Основным источником этих изменений при переходе от традиционного к современному обществу стало распространение индустриального способа производства, а от современного к постсовременному — постиндустриального. Смена технологических способов производства, последовательно развертывающаяся в ходе общественного развития, характеризуется глубокими и качественными изменениеми не
только в экономической, но и в социальной структуре общества, и, соответственно, в структуре его ценностных ориентаций.
Итак, тенденции изменение семьи и ее ценностных ориентаций коррелируют с выводами теорий постиндустриализма и постмодернизма, согласно которым в историческом контексте фиксируется изменение сущности общества от доиндустриального (традиционного) к индустриальному (современному) и от индустриального (современного) к постиндустриальному (постсовременному).
В то же время, в соответствии с используемым нами критерием цивилизационной принадлежности, следует выделить такой тип ценностных ориентаций, который остается неизменным при любых социальных изменениех. Это общечеловеческие ценностные ориентации. Исследования показывают, что одной из важнейших общечеловеческих ценностей является семья.
Со второй половины XIX в. в большинстве индустриально развитых стран широкое распространение получила детоцентристская семья, которой присуще возвышение роли частной жизни, интимности и ценности детей. Центральное место в ценностях детоцентристской семьи занимают ориентации на родительство — принятие социальных ролей матери и отца, а также рождение определенного числа детей. Данные ценностные ориентации проявляются в том, что осознанно проводится позитивный, не только количественный (планирование зачатия), но и качественный принцип детоцентризма. Родители осуществляют по преимуществу культурную инвестицию в детей (частные дошкольные группы, престижные учебные заведения, музыкальные, языковые и прочие кружки), питая надежду на осуществление нереализованных ими ценностей и потребностей.
Семья как фактор развития ребенка
... двух глав, заключения, литературы. Глава 1. Типология современной семьи. Характеристика современной семьи. Семья-это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны ... человеческого рода. Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов ...
В то же время детоцентристская семья претерпевает значительные изменения, которые связаны с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. Наиболее распространенной в эпоху постиндустриализма (вторая половина XX — начало XXI вв) становится супружеская семья.
Супружеская семья — наименее стереотипизированное образование. Главная ее особенность состоит в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для родительско-детских и родственных отношений. В индивидуальных представлениях о семье начинает преобладать ориентированность на сексуальное партнерство, товарищество, на длительное сожительство партнеров (супружество) и совместное ведение домашних дел. Другими словами, отношения свойства, являясь основой семейной жизнедеятельности в постиндустриальном обществе, конституируют характер ценностных ориентаций постсовременной семьи, которые в основном сводятся к ориентациям на супружество, включая ориентацию как на сам брачный статус, так и на брачного партнера.
Таким образом, в ходе общественного развития наблюдается переход от патриархальной (традиционной) семьи с преобладанием ценностных ориентаций на родство к детоцентристской (современной) семье с доминированием ценностных ориентаций на родительство, а от детоцентристской — к супружеской (постсовременной) семье, в которой наиболее значимыми являются ценностные ориентации на взаимодействие с брачным партнером.
Степень научной разработанности темы: Семейные ценности, являясь комплексным феноменом, изучаются различными социальными науками: философией, психологией, социологией.
С точки зрения научного знания данная тема разработана достаточно.
Крайне важными для формирования социологического знания по этой проблеме представляются теоретические исследования:
Зарубежных и российских авторов. Это, в первую очередь,
Теории диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов), жизненных ценностей (Н.И. Лапин).
В философии сформировались два основных подхода к пониманию ценностей — объективно-абсолютистский (И. Кант, В. Виндельбанд и Г. Риккерт) и субъективно-релятивистский (Р.Б. Перри, Дж. Дьюи).
В психологии ценностные ориентации, их детерминанты изучались такими зарубежными учеными, как Г. Олпорт, Р. Лапьер, М. Дефлер, Ф.Р. Уэстай, Э. Шпрангер, В. Франкл. Отечественные психологи, прежде всего Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, Е.Ф. Рыбалко в своих работах применяют категорию «ценностная ориентация» для обозначения эмоционального компонента психики людей.
В социологической науке категории «ценность» и «ценностная ориентация» исследовались в той или иной степени представителями разных направлений. В классической социологии роль ценностей в жизнедеятельности общества рассмотрена в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма и в понимающей социологии М. Вебера.
СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ЛИДЕРСТВО.Характеристика семей .Семейные роли
... возникла необходимость осуществить по-новому осмысление положения семьи в нашем обществе, включая лидерство в семье. Цель исследования - теоретический анализ лидерства и семейных ролей. Для достижения поставленной цели необходимо ...
В дальнейшем концепции ценности разрабатывались в рамках феноменологической социологии (У. Томас, Ф. Знанецкий), бихевиоризма (Ч. Моррис), теории социального действия (К. Клакхон), структурного функционализма (Т. Парсонс)
Методами исследования в работе являются: методы системного и сравнительного анализа, количественные (анкетный опрос, методы описательной статистики) способы сбора и обработки данных.
Объект исследования: Современная семья в российском обществе в г. Екатеринбурге.
Предмет исследования: Семейные ценности современной семьи.
Целью данной курсовой работы является выявить основные семейные ценности.
Исследовательские задачи:
1).
Выяснить, какие семейные ценности являются главными для супругов.
2).
Выявить факторы, влияющие на семейные ценности.
3).
Узнать, у обоих супругов, какие мотивы и установки, опосредуют их семейные ценности
4).
Выяснить какие предпосылки повлияли на формирование семейных ценностей.
5).
Выяснить как супруги относятся к своим обязаностям.
6).
Выяснить как форма организации семьи является преобладающей для современных семей
7).
Рассмотреть семью и семейные ценности, как объект социологического изучения.
8).
Выяснить, в чем именно проявляется трансформация семейных ценностей.
Ключевые понятия:
Семья́ —этооснованное на кровном родстве, браке-объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.Семья -этобазовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками:
- союзом мужчины и женщины;
- добровольностью вступления в брак;
- члены семьи связаны общностью быта];
- вступлением в брачные отношения;
- стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей].
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем.Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.
Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.
Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.
К ценностям могут относиться:
- Здоровье
- Любовь, семья, дети, дом
- Близкие, друзья, общение
- Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы
- Материальное благополучие
- Духовные ценности, духовный рост, религия
- Досуг — удовольствия, хобби, развлечения
- Творческая самореализация
- Самообразование
- Социальный статус и положение в обществе
- Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)
- Стабильность
Супруги — Муж и жена. Супруги — (правовое положение) — лица, состоящие в надлежаще оформленномбраке. По российскому праву супруги полностью равноправны; при регистрациибрака могут сохранить добрачные фамилии либо избрать общую — по фамилииодного из них; имеют равные права на имущество, нажитое во времябрака.Супруги обязаны материально поддерживать друг друга, в ряде случаев — ипосле расторжения брака.
ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него — то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических. Ценностные представления, однако, не могут быть полностью сведены к ценностным ориентациям, даже с учетом всех возможных несовпадений между ними и истинными ценностями личности. Уже поверхностный феноменологический анализ позволяет увидеть, что в сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями (ЦО) присутствуют и другие самые различные ценностные представления. Назовем наиболее существенные из них, не претендуя при этом не полноту классификации.
Современная семья
Поскольку нас интересует Современная семья в российском обществе в г. Екатеринбурге., то вполне закономерно говорить, что именно семьи будут являться основными источниками искомой информации. Семьи, характеризуются высоким уровнем доступности, так как имеется большое семей проживающих в г. Екатеринбурге, мы обладаем возможностью исследовать их. Нас интересуют супруги в возрасте от 18 до 60 лет
Отбор единиц в выборочную совокупность будут происходить при помощи квотной выборки. При построение групп будет использоваться неслучайный отбор.
Исследовательская стратегия:
Исходя из поставленных задач, логичнее выбрать качественную исследовательскую стратегию.
Гипотеза-основание: современныя семья является в основном семьей, вкоторой преобладает современный тип семьи: супружеская семья.
Гипотеза следствие:
- Чаще всего оба супруга сходятся во мнениях, что для них является главным для семьи.
- Чаще всего среди разных семей одни и тежи семейные ценности являются домонирующими.
- Чаще всего среди женщин и мужчин существует мнение, что оба супруга являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения
- Большинство женщин, считают что обеспечивать семью должны мужчины.
- Чаще всего для супругов примером, образцом для подражания, является семья их родителей.
- Чаще всего для супругов являются
- По большей части молодые семьи не хотят иметь детей, связи с тем что хотять сначала, обеспечить семью: жильем и беспечивать свою семью материально.
- Чаще всего ценности основанные на эмоциях являются доминирующими: любовь, Поддержка, забота, взаимопонимание и т.д.
Эмпирическая интерпретация основных понятий:
Семья
- пол
- возраст
- форма брака
- разнополая семья
- состав семьи
- места человека в семье
- проживание семьи
Це́нность
типы ценностей
система ценностей
Семейные ценности
представления о семье
семейные цели,
способы организации жизнедеятельности
взаимодействия в семье
Супруги
оформленный брак
равноправие
совместно нажитое имущество
моральная и материальная поддержка
Выборка квотная неслучайная. Выделение квот будет происходить по возрасту. Будут , рассмотрены по 10 человек из групп, где возраст составляет: от 18 до 28; от 29 до 39; от 40 и более лет.
Мы проводим массовый, индивидуальный, стандартизированный однократный оперативный, очный опрос в виде анкеты, состоящей из закрытых, полузакрытых, открытых вопросов и семантического дифференциала.
Инструкция для интервьюера
Интервьюер, помните, что нас интересуют семьи проживающие в г. Екатеринбурге, в возрасте от 18 до 60 лет. Также необходимо отбирать респондентов по группам (квотам) в зависимости от их возраста. Всего должно быть опрошено 30 человек. В каждой из групп должно быть по 10 человек и это количество не должно быть превышено.
Возраст |
Количество человек |
18-28 |
10 |
29-39 |
10 |
40 и более |
10 |
|
Интервьюер, озвучьте что выбранные респондентом варианты обводяться в кружок; некоторые записовается цифрами в таблицу, попросите респондента отвечать на вопросы, так что бы он отмечал те ответы, что первыми приходят ему в голову. Пожалуйста, запомните, что вариант «затрудняюсь ответить» не озвучивается.
Результаты опроса должны быть представлены в день его проведения.
Обращение к респонденту
Уважаемый участник исследования!
Кафедра теории и истории социологии Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина проводит социологическое исследование с целью изучения мнения жителей Екатеринбурга на тему «Семейные ценности современной семьи» Предлагаем Вам принять участие в анкетировании.
Просим Вас внимательно прочитать вопросы и отметить те варианты ответов, с которыми Вы согласны. Опрос проводится анонимно. Результаты будут использованы исключительно при подсчете статистических данных.
Заранее благодарим Вас за участие!
Макет анкеты
Блок № 1. Определения состояния нынешнего здоровья студентов на основе их ней оценки здоровья, самочувствия, наличия или отсутствия хронических заболеваний и т.д.;
Блок № 2. Определение факторов влияющих на самосохранительное поведение.
Блок №3. Определение мотивов и установок, влияющих на самосохранительное поведение.
Блок №4. Определение наличия или отсутствия вредных привычек, оказывающих влияние на здоровье, и определяющие положительное, либо отрицательное самосохранительное поведение.
Блок №5. Определение отношение студентов к системе здравоохранения.
Блок №6. Определение влияния пропаганды «Здорового образа жизни», как одной из установок самосохранительное поведение студентов.