Гендерный аспект ценностных ориентаций

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Раздел 1. Теоретические основы ценностных ориентаций
    • 1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций в психологии
    • 1.2 Виды ценностных ориентаций и их социальная обусловленность
  • Раздел 2. Современные проблемы ценностных ориентаций старших школьников: гендерный аспект
    • 2.1 Гендерные различия старшеклассников
    • 2.2 Ценностные ориентации современных старшеклассников
  • Выводы
  • Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы. Старший школьный возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Это связанно с появление на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного морального опыта, формирование мировоззрения и ценностной картины мира. А так же, становление самосознания как нового и главного вида психологической деятельности.

В ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия. Особо настораживает складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентаций людей, вытеснения традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижение общественно политической активности, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм.

Но совершенно по-особому происходящие изменения влияют на тех, кто еще только стоит на пороге взрослой жизни. Часто, не имея достаточного опыта, моральных убеждений, не умея различать жизненные ценности от мнимых, искусственных, они, закрепляют в своем сознании и поведении, негативные тенденции общественного развития.

При этом необходим учет половой принадлежности испытуемых, исходя из различия поло-ролевых функций мужчин и женщин. В сфере отношений между полами происходит размывание границ между женскими и мужскими ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. Мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости и терпимости.

27 стр., 13090 слов

Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы

... Ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течении жизни человека. Вопрос динамики ценностных ориентаций ... Т.С. Конструирование положительного педагогического опыта по формированию ценностных ориентаций школьников// Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. ...

Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой. В связи с этим быстро встает проблема изучения ценностных ориентаций мальчиков и девочек в старшем школьном возрасте.

Проблема ценностных ориентаций личности (в том числе старших школьников) все больше привлекает к себе внимание ученых, поскольку система личностных и общественных ценностей человека отражает его потребности и установки, влияющие на формирование жизненных целей, определение способов их достижения, а также построение собственной профессиональной модели деятельности в социуме. Данный психологический феномен изучался, как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. Значительный вклад в исследование ценностных ориентаций внесли: Анцыферова Л.И., Архипова И.В., Бендас Т.В., Бобнева М.И., Братусь Б.С., Будинайте Г.Л., Василюк Ф.Е., Выготский Л., Галажинский Э.В., Головаха Е.И., Головей Л.А., Гончарова Т.Н., Додонов Б.И., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ильин Е.П., Ильин Е.П., Козлов А.А., Кон И.С., Крайг Г., Криводонова Ю.Е., Кузнецова И.К., Леонтьев Д.А., Марцинковская Т.Д., Мухина В.С., Наумова И.Ф., Непомнящая Н.И., Парсонс Т., Попова И.В., Смирнов Л.М., Собкин В.С., Тугаринов В.П., Харламенкова Н.Е., Шакуров Р.Х. и другие.

Итак, цель курсовой работы — исследовать гендерный аспект ценностных ориентаций старших школьников.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

1) определить понятие ценностей и ценностных ориентаций в психологии,

2) рассмотреть виды ценностных ориентаций и выяснить их социальную обусловленность,

3) проанализировать гендерные различия старшеклассников,

10 стр., 4908 слов

Ценностные ориентации студентов, занимающихся творческими видами деятельности (на примере Творческого центра ДВФУ)

... 1 Цель, методы и методики исследования ценность ориентация юношеский личность Целью эмпирического исследования является изучение и сравнение ценностных ориентаций у студентов, занимающихся и не ... , самоконтроль, образованность. Заключение В данной курсовой работе были рассмотрены теории и определения понятий ценности и ценностных ориентаций, характеристики юношеского периода и свойственные этому ...

4) охарактеризовать ценностные ориентации современных старшеклассников.

Объектом исследования в курсовой работе выступают ценностные ориентации личности.

Предметом исследования в курсовой работе являются гендерный аспект ценностных ориентаций старших школьников.

В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение полученных знаний, логический, исторический, сравнительный, категориальный, индукции и дедукции и др.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух разделов, четырех подразделов, выводов и списка использованной литературы.

Раздел 1. Теоретические основы ценностных ориентаций

1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций в психологии

При изучении личностных ценностей с наибольшей частотой используются следующие понятия: ценности, личностные ценности, ценностные ориентации. Самое широкое из вышеперечисленных — это понятие «ценности», поскольку может обозначать ценности общественные (объективные) и личностные (субъективные).

Для большинства справочных изданий, предназначенных для толкования психологических понятий, характерно трактовать ценности как объекты, явления, их свойства, абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталоны должного, качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым, а также важность, значение. Признавая объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, марксистская философия рассматривала ценность как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые выступают в качестве единого совокупного субъекта [22, c.123].

В работах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна показана доминирующая роль базовых ценностей в организации активности человека. При раскрытии ядерной составляющей структуры личности они выделяли ценности, разделяемые людьми, особенно при описании высшего уровня мотивационно-смысловой регуляции. Б.Г. Ананьев отмечал, что психологическое исследование мотивации поведения личности невозможно без социолого-философского (аксиологического) и социально-психологического изучения самих ценностей. А.А. Бодалев подчеркивал, что человек как личность в своем целеполагании и в своем повседневном поведении всегда выступает как выразитель общечеловеческих ценностей. Л.И. Божович утверждала, что устойчивость личностное качество приобретает в том случае, когда стремление к его обладанию включается в систему ценностей субъекта, т. е. опосредуется самыми высокими формами его мотивации. С.Л. Рубинштейн рассматривал ценность как значимость для человека чего-то в мире и считал, что только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — функцию ориентира поведения.

6 стр., 2643 слов

Ценностно-смысловые ориентации студентов- психологов на завершающем этапе обучения в контексте профессионального становления

... прямом ранжировании ценностей и позволяет изучить систему ценностных ориентаций. Она включает терминальные ценности («ценности-цели») и инструментальные ценности («ценности-средства»). ... личности, служат эталоном для оценки большинства жизненных ситуаций [1]. В работе рассмотрены два компонента ценностносмысловой сферы - ценностные ориентации и смысло-жизненные ориентации. Формирование ценностей ...

Говоря о проблеме ценностей в социальной психологии, Г.М. Андреева отмечает различную значимость разных целей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества, и выделяет ценности общества (ценности, общие для всех общественных групп, такие, как добро, зло, счастье и т.п.) и ценности различных социальных групп (возникают при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например таких, как труд, образование, культура).

Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений [22, c.123].

Среди многообразия дефиниций понятия «ценность» условно можно выделить несколько групп. К первой группе относятся понятия, авторы которых рассматривают ценности как мнение, представление или убеждение. Представителем данного направления можно назвать М. Рокича, который рассматривает ценности как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения.

9 стр., 4163 слов

Ценностные ориентации современных подростков

... определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Ценности во многом определяют мировоззрение человека. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей ...

Ко второй группе определений относятся те из дефиниций, авторы которых определяют ценности (или ценностные ориентации) как разновидность или подобие социальных установок (отношений) или интересов (М. Вебер, А.Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе).

Д.Н. Узнадзе трактовал установку как фиксированную в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты. По мнению А.Г. Здравомыслова, ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры. М. Вебер трактовал ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса [22, c.124].

Следующую группу дефиниций в отношении понятия «ценности» объединяет применение родственных понятий, таких как потребности и мотив (Г.Г. Дилигенский, Б.И. Додонов, Ф.Е. Василюк).

Г.Г. Дилигенский поднимает одну из сложных проблем мотивации лидеров, в том числе политических, и роли в ней их убеждений, ценностей, политических целей.

Б.И. Додонов рассматривает проблему эмоций в своеобразном ракурсе — с точки зрения теории ценностей. Он выдвигает и обосновывает положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях, показывает, что человек проявляется как личность прежде всего в активной, мировозренчески и эмоционально направленной деятельности. Б.И. Додонов выделил такие виды ценностных ориентаций человека, как простые ценностные ориентации, определяемые устойчивыми потребностями, гаснущие ценностные ориентации, определяемые временными программами-потребностями, и проникающие ценностные ориентации — наиболее важный вид ценностных ориентаций, по оценке автора. Именно они в своей соподчиненности и скоординированности друг с другом образуют тот ведущий компонент в структуре личности, который характеризуется как ее направленность. Проникающие ориентации — ориентации людей на определенные переживания, придающие дополнительную ценность вызывающим их объектам и деятельностям [14, c. 52].

Ф.Е. Василюк проблему ценностей видит сквозь призму теории психологического переживания, в которой ценностное сознание является психологическим «органом» измерения значимости мотивов, поскольку «ценность — единственная мера сопоставления мотивов» [8, с. 47]. Однако ценность — не любое знаемое содержание сознания, способное стать мотивом, а только то, которое, став реальным мотивом, ведет к росту и совершенствованию личности.

5 стр., 2188 слов

Направленность и иерархия ценностных ориентаций в юношеском возрасте (анализ гендерных различий)

... В отличие от ценностей, ценностные ориентации - особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное отражение в психике и сознании человека или социальной группы ценностей общества на конкретном этапе ... процесс, но именно юношеский возраст рассматривается как период интенсивного формирования ценностных ориентации личности. Именно в юности появляются необходимые для их формирования и ...

Отдельно можно выделить группу дефиниций, рассматривающих понятие «ценности» как смыслы (Э.В. Галажинский, Д.А. Леонтьев, А.В. Серый, М.С. Яницкий, В. Франкл, Р.Х. Шакуров).

Предпринятая Д.А. Леонтьевым многомерная реконструкция междисциплинарного понятия «ценности» позволила ему выделить формы существования ценностей: общественные идеалы (ценностные системы социальных общностей, в которые индивид может быть включенным одновременно); предметно воплощенные ценности (ценностные идеалы реализуются лишь посредством человеческой деятельности, их воплощением может выступать либо сам процесс деятельности — деяние, либо объективированный продукт деятельности — произведение); личностные ценности (предметное воплощение осуществляется только посредством целенаправленной деятельности людей, ориентированной на эти ценности) [26, c.134].

Д.А. Леонтьев отмечает, что разнообразие определений понятия «ценность» и различных направлений изучения проблемы ценностей объясняется ее двойственным характером. Ценность понимается и как атрибут какого-либо предмета, и как сам этот предмет, соответственно «объекты имеют ценность», с одной стороны, и «объекты являются ценностью», с другой стороны [28, c.26].

В этом же ракурсе В.А. Лабунская трактует понятие «ценность» как особое системное качество предметов и явлений, выделяя в нем две стороны: атрибут ценностности, заключенный в сущности объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных предметов, независимо от субъективных оценок людей; значимость (ценность предмета, события, идеи и т.д.) для конкретного индивида в виде переживания ценности, а также рационального постижения его в процессе решения «задач на ценность» или сложного процесса принятия и освоения ценностей.

По мнению Р.Х. Шакурова, ценности выступают одним из модусов понятия «значение» и выражают меру ограничения или свободного протекания жизнедеятельности субъекта, организма, личности в целом, выполняют жизнеутверждающую и мотивирующую функции. Ценность объектов вырастает из эмоциональных реакций, а их ценные свойства познаются в результате специфического ценностного взаимодействия с объектом [41, c. 20].

17 стр., 8252 слов

Волевые процессы личности человека 2

... зависит нравственный характер и нравственная ценность личности человека. И, конечно, всякому понятно, что для человека важно, во 1-х, ... хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, ... против”. Волевой акт осознается. Это личностное “я хочу” или “я не хочу”. Человек необязательно осознает совершаемые им действия. ...

В рамках изучения проблемы уровней самореализации человека в качестве детерминант, инспирирующих реальный процесс самореализации и задающих его направленность и селективность, Э.В. Галажинский выделяет смыслы и ценности. Им было показано, что терминальные ценности обусловливают направленность самореализации как в плане выбора жизненных сфер, наиболее адекватных для этого, так и в плане воплощения представлений человека о своих возможностях. Противоречие между образом жизни и образом мира постоянно воспроизводится, обусловливая динамику смыслов и ценностей, вызывая побуждение к реализации возможностей и обеспечивая тем самым импульс самодвижения системы [10, c. 57].

Исходя из понимания человека как особой пространственно-временной организации, а его многомерного мира — как основания для становления различных уровней сознания, последовательно надстраивающихся друг над другом в ходе онтогенеза, В.Е. Клочко и Э.В. Галажинский рассматривают смыслы и ценности как то, что обеспечивает человеку предметность, реальность и действительность его бытия. Наличие ценностных и смысловых измерений превращает предметный мир человека в действительность — расширяющееся, устойчивое (благодаря ценностным координатам) пространство жизни и развития, которое, в свою очередь, понимается как способ сохранения жизни через акты ее осуществления.

Присвоенные индивидом общечеловеческие ценности в отечественной психологии обозначаются понятием «личностные ценности». Д.А. Леонтьев определяет личностные ценности как «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Согласно автору они ассимилируются в структуру личности и в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Через потребности человек переживает свои отношения с миром «один на один», через ценности он переживает свою принадлежность к социальному целому; в своих потребностях человек всегда одинок, в ценностях, напротив, он всегда не один. Если потребности представляют в структуре мотивации живое, динамичное, ситуативно изменчивое, то ценности — стабильное, «вечное», не зависящее от внешних обстоятельств, абсолютное.

Рядом авторов в контексте рассматриваемых ими проблем соотносятся между собой ценности общечеловеческие и личностные (Б.С. Братусь, Г.В. Будинайте и Т.В. Корнилова, А.В. Кирьякова, Н.Е. Харламенкова).

А.В. Кирьякова общечеловеческие ценности рассматривает как социальную доминанту, определить которые означало вычленить те идеи, принципы и содержание ценностей, которые во все времена общественного развития были для личности главными, определяющими ее интересы, убеждения, идеалы — поведение в целом.

Подчеркивая важность утверждения общекультурных ценностей, Г.В. Будинайте и Т.В. Корнилова считают, что личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился [7, c. 102].

Исследуя проблему самоутверждения личности, Н.Е. Харламенкова видит сущность ценности «Я» «в способности человека овладеть своим внутренним миром путем его структурирования по критерию значимости в зависимости от возможностей среды, которые она предоставляет для апробирования степени приписываемой Я ценности» [40, с. 157].

Б.С. Братусь считает, что любая ценность, прежде чем стать «общечеловеческой», была «частночеловеческой» (личностной ценностью), возникла в определенной культуре. Личностные ценности он понимает как осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни, являющиеся основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, определяющие главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни — к миру, к другим людям, к самому себе [6, c. 173].

Ценностные ориентации в психологических словарях рассматриваются как важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд).

Ценностные ориентации нередко трактуются как социальные ценности, которые вкладываются в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, регулирующим, детерминирующим ее мотивацию и, следовательно, поведение. С другой стороны, именно формирование ценностных ориентаций нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения [33, c. 24].

Ценностные ориентации личности Е.И. Головаха рассматривает в рамках исследования проблемы жизненных перспектив. Планируя свое будущее, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ценностные ориентации выполняют регулятивную функцию, являясь, по сути, регуляторами жизнедеятельности человека. При условии отсутствия реализации жизненных целей и планов наличие ценностных регуляторов обеспечивает устойчивость личности в момент «кризиса нереализованности». При условии достижения человеком намеченных жизненных целей и планов ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей, и, следовательно, создаются предпосылки для согласования жизненных целей в соответствии с приоритетами, определяемыми иерархией ценностных ориентаций. Ценностные ориентации, жизненные цели и планы, согласно Е.И. Головаха, составляют ядро жизненной перспективы [11, c.138].

Заслуживает пристального внимания рассмотрение личностных ценностей сквозь призму смысловых структур личности. Д.А. Леонтьев выделяет шесть разновидностей смысловых структур личности: личностный смысл и смысловая установка; мотив, смысловая диспозиция и смысловой конструкт; личностные ценности. Они выступают функционально различными элементами смысловой сферы личности и отнесены им к трем уровням организации смысловой сферы личности:

— уровню структур, непосредственно включенных в регуляцию процессов деятельности и психического отражения (личностный смысл и смысловая установка);

— уровню смыслообразующих структур, участие которых в регуляторных процессах опосредовано порождаемыми ими структурами первого уровня (мотив, смысловая диспозиция и смысловой конструкт);

— высшему уровню смысловых структур, являющихся неизменными и устойчивыми в масштабе жизни субъекта источниками смыслообразования, автономными по отношению к конкретным ситуациям взаимодействия субъекта с миром (личностные ценности).

При этом личностные ценности представляют собой высший уровень систем смысловой регуляции и выступают смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам [27, c.35].

Анализ строения личности с позиций целостного подхода позволил Н.И. Непомнящей выделить важнейшую обобщенную форму фиксации личностного опыта — ценностность. Н.И. Непомнящая подчеркивает тот факт, что ценностность обладает большей обобщенностью, чем соответствующие ей потребности, мотивы, интересы, так как отражает наиболее общие для данного человека отношения к миру. Не исключая сочетания у одного и того же человека нескольких ценностей, Н.И. Непомнящая видит возможным выделение из множества ценностей основной, ведущей, или сочетание тех или иных ценностей и обозначает ее как ценностность. Она рассматривает ее как личностное основание, центральный компонент психологической структуры личности, характеризующий сферу действительности, наиболее значимую для субъекта, через которую он выделяет содержание представления о своем «Я». Соответственно выделяются две взаимосвязанных стороны ценностности: объективно-содержательная (характеризует то содержание, ту сферу действительности, которая является наиболее значимой для субъекта) и субъективно-личностная (отражает особенности представления о себе, своем «Я», что обозначается как «Я-образ») [32, c. 68].

Как отмечает В.В. Знаков, междисциплинарная проблема ценностей занимает особое место в психологии человеческого бытия, в рамках которой исследуются проблемы «вершинной психологии» (смысла жизни, свободы, духовности, гуманизма), экзистенциальные проблемы (одиночества, осмысленности или абсурдности бытия, отношения субъекта к жизни и смерти), проблемы понимания субъектом мира и себя в мире. «Психология человеческого бытия, — пишет В.В. Знаков, — основана не на субъектно-деятельностном, а на субъектном подходе в психологии … Это означает признание того, что в формировании психики большую роль играют не деятельностные по своей природе, но очень ценностно-значимые для субъекта феномены: общение, переживание, созерцание, постижение …» [16, с. 86].

Л.М. Смирнов, характеризуя ценности и определяя место ценности в структуре личности, отмечает, что базовые ценности следует отличать от других диспозиций человека, также участвующих в регуляции активности, например, от социальных норм. Отличие ценности от социальных норм, по оценке Л.М. Смирнова, состоит в том, что социальные нормы — это явление договорное и внешнее для личности, в то время как индивидуальные ценности являются делом сугубо личным и внутренним. Исходя из разделяемых ценностей, люди принимают или отвергают социальные нормы. Кроме того, индивидуальные и тем более надындивидуальные ценности не связаны жестко с какой-то специфической ситуацией, а, наоборот, переносимы на многие ситуации, тогда как нормы сугубо ситуативны [37, c.223].

Ценностные ориентации представляют собой, по оценке В.Г. Алексеевой, наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор, а следовательно, и всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей, форму функционирования ценностей, форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения человека.

Т. Парсонс применил структурно-функциональный подход в построении теории социального действия, в которой рассматривал как составляющие социального действия такие подсистемы, как социальные, культурные, личностные и поведенческие. Структурными компонентами социальной системы являются: нормы, ценности, коллективы, роли, где ценности занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальными системами функции по сохранению и воспроизведению образца. Ценности, по Т. Парсонсу, есть представления о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств [34, c.178].

Взаимоотношения между подсистемами действия носят характер взаимопроникновения, поэтому ценностная система пронизывает каждую из подсистем. При ориентации человека как представителя социальной системы на социокультурные ценности происходит взаимодействие и взаимообмен ценностно-нормативного содержания этих двух подсистем посредством институционализации (узаконения обществом в процессе легитимизации) и интернализации (внутреннего принятия личностью в процессе социализации).

1.2 Виды ценностных ориентаций и их социальная обусловленность

С точки зрения Л.И. Анцыферовой, направленность личности на определенные ценности — ценностные ориентации — формирует общество [1, c.426]. Необходимо подчеркнуть, что социально-психологический подход к определению ценностей заключается не в рассмотрении ценностной системы общества как внешней, по отношению к человеку, совокупности норм и правил, а в анализе социально обусловленного характера принятия ценностей личностью.

Как отмечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [24, c. 373].

Таким образом, развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер.

Представление о системе ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [42, c. 94].

Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки: ценности — это понятия или убеждения; ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению; ценности имеют надситуативный характер; ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий; ценности упорядочены по относительной важности [43, c. 553].

Ценностные ориентиры выступают как часть мировоззренческого фундамента, на котором впоследствии человек строит свою жизнь в обществе, то есть они являются детерминантой способов и уровней социализации. Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира [31, c. 125].

Очевидно, что объектом направленности человека могут выступать различные ценности. Н.А. Бердяев, полагая, что установка иерархии ценностных ориентации является трансцендентной функцией сознания человека, в качестве таких объектов выделяет духовные, социальные и материальные ценности [4, c. 141].

В.П. Тугаринов также делит ценности на три категории:

1) духовные (образование, наука, искусство);

2) общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость);

3) материальные (техника и материальные блага, которые могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями) [39, c. 87].

Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей — общественные идеалы, предметные ценности и личностные ценности [25, c.6].

Кроме того, индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Возможна группировка ценностей, объединенных в блоки по различным основаниям и представляющих собой своего рода полярные ценностные системы [24, c. 376].

В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются:

— конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) — абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество);

— ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) — ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь);

— индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) — ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других);

— активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) — пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость) [2, c. 185].

Среди инструментальных ценностей Д.А. Леонтьев выделяет следующие дихотомии:

1) этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) — ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) — ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность);

2) индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) — конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) — альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов);

3) ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) — ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов);

4) интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) — ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость) [25, c. 9].

гендерный личностный ценностный старшеклассник

Раздел 2. Современные проблемы ценностных ориентаций старших школьников: гендерный аспект

2.1 Гендерные различия старшеклассников

Школьная юность завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Дифференциация половых признаков (телесных, поведенческих и характерологических) и ролей, а также оценка своего соответствия подразумеваемым (и часто нереалистическим) эталонам маскулинности и фемининности составляет один из основных стержней юношеского сознания и самосознания. Поэтому именно в старшем школьном возрасте происходит активное экспериментирование с усвоенными ранее моделями поведения мужчины и женщины.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т.е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек.

Осознание себя как личности определенного пола происходит в процессе взаимодействия со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Хотя гормональные изменения в период созревания подготавливают ролевое поведение, его специфически мужская или женская формы ни в коем случае не являются простым следствием этих физиологических преобразований. Гораздо важнее влияние воспитания и принятое в данном обществе представление о половой роли мужчины и женщины.

Социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин, называются социальными половыми ролями, а поведение, реализующее эти нормативные ожидания или ориентированное на них, — полоролевым поведением. Автономным аспектом дифференциации половых ролей являются соционормативные представления (чем отличаются или должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим физическим, социальным и психическим качествам) — социально-психологические стереотипы маскулинности и фемининности. Такие стереотипы существуют как на высших уровнях культуры, в рамках религиозных или философских систем, осмысливающих природу половых различий (половой символизм), так и в повседневном обыденном сознании (стереотипы обыденного сознания).

В нашей стране, как отмечают многие исследователи, с одной стороны, половые роли несколько сдвинуты в сторону феминизации мужчин, с другой — происходит некоторое стирание различий между полами, обусловленное одним видом одежды, равными возможностями в профессиональном образовании и пр. Однако конкретный результат половой идентификации прежде всего зависит от непосредственной социальной ситуации развития. В неполных семьях этот процесс протекает сложнее, чем в гармоничных семьях.

Полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных факторов. Физическая и гормональная зрелость закладывает его основы, психосоциальные обстоятельства задают образцы и условия сексуального созревания, когнитивное и эмоциональное развитие определяет ритм процесса, обеспечивая механизмы переработки информации. Специфическое для данного пола поведение складывается уже с самого раннего детства, когда важными его моделями служат родители и другие референтные личности [21, c. 537].

Юноши и девушки окончательно осознают и начинают сознательно регулировать проявления своей половой роли. Как отмечают Д.П. Аузубель, Д. Кирк, для юношеского возраста характерны повышение восприимчивости к социальной обстановке и отношениям между людьми и усиление субъективной значимости полоролевых стереотипов социальных ролей.

Полоролевое поведение в период юности отличается следующими признаками:

1) рост интереса к другому полу;

2) все большее использование форм поведения, прямо или косвенно связанных с половой ролью. Непосредственно связаны с ней различные виды психосексуальной деятельности, а косвенно — вторичные ролевые атрибуты;

3) опережающее устойчивое и более персонифицированное усвоение половой роли девушками. Это связывают, как правило, с более сильным и непрерывным влиянием на них матерей по сравнению с отцовским влиянием на юношей [30, c. 292].

На освоение половой роли сильно влияют социальное происхождение и семейное положение. Семья важна как источник родительского примера для подражания и влияния со стороны братьев и сестер. Открытость и согласованность поведения родителей решающим образом сказываются на усвоении детьми половой роли.

Более сложной в современном индустриальном мире считается половая идентификация девушек. Половая идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Представление о «природной» сущности фемининности покоится на трех кажущихся универсальными предпосылках:

1) биологической зависимости женского организма от осуществления физиологических функций, связанных с продолжением рода (беременность, рождение и выкармливание детей);

2) социальной зависимости женщин от а) их вынужденной связи с детьми в период кормления грудью и б) связанной с этим преимущественной локализации женской деятельности в домашнем хозяйстве;

3) психологической зависимости, возникающей вследствие идентификации девушек с конкретными женщинами, за деятельностью которых они наблюдают.

Определение юности как периода, во время которого дается «психосоциальный мораторий», ориентируется прежде всего на типичные (профессионально направленные) мужские биографии: юность рассматривается как время подготовки к квалифицированной работе, которая в дальнейшем позволит создать собственную семью. Специфический женский ход взросления обычно не рассматривается.

Во всех культурах роли мужчины и женщины неодинаковы (что вытекает из особенностей их функции при продолжении рода) и в основном соответствуют сложившимся полоролевым стереотипам. Мужчины, как правило, пользуются большей властью и уважением, их сексуальное поведение считается более активным и менее регламентированным. Важнейший аспект женской роли — привязанность к семье и домашнему хозяйству. Проявления этих особенностей сильно различаются в зависимости от социального слоя и могут подчеркиваться, усиливаться и дополняться общественными взглядами на социальные роли.

Сталкиваясь с традиционными моделями половой стратификации, где мужчинам отводится ведущая, главенствующая роль, а женщины выглядят зависимыми, подчиненными, люди подчас не замечают стоящей за этим более тонкой дифференциации публичной и домашней сфер. В патриархальных обществах публичная сфера, как правило, составляет привилегию мужчин, участие женщин в ней строго ограничивается, что создает впечатление их полного бесправия. Но такое впечатление иной раз ошибочно, поскольку в другой, домашней сфере бытия право принятия решений столь же монопольно принадлежит женщинам, и мужчины не могут в них вторгаться.

В последние десятилетия центральное значение семьи и домашнего хозяйства в развитых странах для женщины утратило абсолютный характер. Работа ради заработка, по крайней мере, в какой-то определенный период, стала считаться естественной составляющей в жизни женщины, в то время как ее «семейная фаза» сократилась, в том числе и вследствие уменьшения числа детей. Однако, хотя девушки и планируют профессиональную деятельность как обязательный этап своей жизни, их шансы на получение образования и работы ниже, чем у юношей. Кроме того, двойственная ориентация (на профессию и на семью) требует уравновешивания обеих тенденций в повседневной жизни и в планах на будущее. Психологически это ведет к колебаниям между двумя противоположностями, чреватыми внешними и внутренними конфликтами: эмоциональность, готовность помочь, способность к сопереживанию и т.д. сталкиваются со стремлением к успеху, конкуренцией и т.п. Часто девушки недостаточно подготовлены к разрешению этого конфликта.

В современной ситуации половая идентификация части юношей также затруднена из-за дискредитации мужской роли. Большое количество мужчин в нашей стране не способны из-за сложной социальной ситуации материально обеспечить свою семью, что приводит к отрицательной идентификации с половой ролью своих отцов, и юноши вынуждены обращаться к культурным образцам, представленным прежде всего телевидением. Такой процесс ведет к изменению полоролевых стереотипов общества [29, c. 318].

Отношения полов являются взаимосвязанными. Пока власть женщин невелика, мужчины меньше боятся женской сексуальности; по мере роста женского влияния их озабоченность возрастает. Именно эмансипация женщин вызывает у современных мужчин, воспитанных в духе традиционной идеологии мужского верховенства («machismo»), чувство демаскулинизации.

В исследовании И.К.Кузнецовой было показано, что юноши и девушки по-разному представляют себе, какими должны быть современные девушка и юноша. Большие различия в оценках наблюдаются по личностным качествам, которые образуют и конкретизируют понятие «женственность»: доверчивость, заботливость, ласковость, милосердность, нежность, уступчивость. Для юношей в целом характерна тенденция к высокой оценке в девушках традиционно женских качеств. Современные девушки, не акцентируя этих качеств в своем облике, обнаруживают тенденцию к нивелировке полоролевых и общечеловеческих качеств. Юноши выше, чем девушки, оценивают те качества личности, которые традиционно считаются мужскими. Из полоролевых качеств юноши самые высокие баллы дали таким качествам, как воля, смелость, сила характера, самообладание. Девушки выше ценили великодушие, надежность, ответственность, т.е. именно те качества, которые проявляются прежде всего по отношению к другим людям, в частности, по отношению к девушке. В целом, девушки в большей степени ориентированы на общечеловеческие качества [23, c. 165].

Период взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода. Взрослость является предметом исследования специальной отрасли возрастной психологии — акмеологии, внутри которой уже существует несколько взглядов на данный период, в том числе и взгляд на взрослость, как возрастное понятие, не связанное с понятием «зрелость».

Внутри периода взрослости выделяются подпериоды: ранняя взрослость, средняя и поздняя взрослость. Границы периодов взрослости не имеют четко очерченных рамок, так например, период ранней взрослости рассматривается: от 21 года до 25 лет — (Bromley D., 1966); 17-25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (Erikson E., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг., 2006).

Таким образом, существуют заметные расхождения во взглядах на установление границ периодов. А.А. Реан отмечает, что данная ситуация обусловлена тем, что субъективное самоощущение и объективные показатели расцвета сил человека определяются не столько хронологическим возрастом, сколько различными факторами: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности [36, c. 370].

В связи с этим в современной психологии развития всё в большей степени утверждается точка зрения Г. Крайг, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, поскольку главная особенность развития во взрослости — минимальная зависимость его от хронологического возраста, в гораздо большей степени изменения мышления, поведения и личности взрослого человека определяются обстоятельствами жизни человека — его целями, установками, опытом, родом занятий [21, c. 542].

Исследование, проведенное Л.А. Головей, показало, что на профессиональное самоопределение, общее перспективное планирование жизни существенное влияние оказывают пол и индивидуально-психологические особенности. Так, у юношей на профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем больше определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень уверенности в профессиональном выборе [12, c. 188].

У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерны большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение органически входит и формируется в русле общей жизненной перспективы. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами, уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей большое влияние на планирование ближайшей перспективы оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля.

На перспективное планирование жизни молодежи независимо от пола влияют, в первую очередь, уровень сформированности самоконтроля и характеристики социальной смелости. У юношей в такое планирование активно вовлечены также интеллектуальные показатели.

Профессиональные и жизненные планы имеют большое значение для выбора профессии. Исследование готовности к профессиональному выбору показало, что у 75% юношей отсутствует четкий профессиональный план, и они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Сформированный профессиональный план имеют юноши с более высоким уровнем интеллектуального развития, наиболее успешные в учебе, морально нормативные и добросовестные, в то же время для них характерна более высокая тревожность. Анализ индивидуальных особенностей старших школьников и студентов с адекватным и неадекватным профессиональным выбором показал, что у учащихся с адекватным выбором профессии количество правильных самооценок в 3-4 раза больше.

При сравнительном анализе этих групп обнаружены достоверные различия между ними по показателям вербального интеллекта, по уровню конструктивных способностей, по уровню общей самооценки, по эмоциональной зрелости личности и по уровню самоконтроля Нужно отметить, что дифференциально-психологические характеристики, устанавливающие различия в психической жизни юношей и девушек и типологические различия в силе «Я», не очень велики. В отношении умственных способностей, познавательных возможностей их нет совсем. Большие различия существуют в эмоциональных реакциях и самосознании: девушки более чувствительны к мнениям о них, более ранимы, более откликаемые на критику, насмешки. Девушки более склонны к рефлексии, они более субъективны в своих оценках, чем юноши. В одинаковой степени в это время усваиваются половые роли и вырабатываются соответствующие индивидуальные стили поведения и общения. Юноши более объективно относятся к неприятностям, менее тревожны, реже испытывают страх.

В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е.П. Ильиным и В.Г. Пинигиным (2001) на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени — по интенсивности, еще в меньшей степени — по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости [17, c. 69].

По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины (J. Sidman, 1969).

И.В. Грошев (1997) выявил некоторые половые различия в эмоциональных качествах, связанных с эмпатией у студентов-медиков.У студенток-медиков все эмпатийные характеристики выражены больше, чем у студентов-медиков.

Молодость и сложившийся веками уклад жизни берут свое, поэтому ведущими ценностями как у юношей, так и у девушек остаются «здоровье», «настоящая дружба» и «семейная жизнь» (последняя имеет больший вес у девушек).

Кроме того, для юношей ведущей ценностью является «свобода действий и поведения», а для девушек — «уверенность в себе». Любимая работа и приятное времяпрепровождение имеют одинаковую значимость, но значительно уступают вышеназванным ценностям (Ч.А. Шакеева, 1996).

Настораживает то, что, по данным этого автора, на последних местах находятся такие ценности, как чувство долга, чистая совесть, развитие своих способностей. Не вселяют оптимизма и данные А.И. Пенькова: у молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет, имеющих в основном высшее образование или обучающихся в вузе, наименее значимыми оказались такие ценности, как развитие себя (познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и личностных качеств) и креативность (реализация своих творческих возможностей, стремление изменить окружающую действительность) [18, c. 159].

2.2 Ценностные ориентации современных старшеклассников

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).

Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении. Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности [9, c. 427].

Под обособлением А.В. Мудрик понимает внутреннее выделение себя личностью из общности, к которой она принадлежит в следствие достижения ею определенного уровня самосознания. Как вне процесса общения невозможно усвоение общественного опыта, так без процесса обособления невозможно личностное присвоение этого опыта. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ей ощущение собственной защищенности, сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя, осознать свою индивидуальность.

И.С. Кон считает главным психологическим приобретением ранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно связано с обособлением личности и переживается старшеклассниками как ценность. Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию [20, c. 183].

В старшем школьном возрасте в процессе общения, старшеклассник попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Появляется необходимость рассмотреть и оценить допустимые альтернативы — главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций и своих жизненных взглядов. Все же ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и действий окружающих.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.

Далее приведем результаты исследований ценностных ориентаций современных старшеклассников различных ученых.

М.И. Бобнева и Е.Д. Дорофеев отмечают, что за последнее десятилетие в структуре жизненных приоритетов старшеклассников произошел переход от направленности на самоутверждение (независимость, мудрость) и альтруистические ценности (любовь, чуткость) к направленности на социальную ответственность (семью и собственно ответственность), экономическую активность и прагматические ценности (материальную обеспеченность, предприимчивость, смелость в отстаивании взглядов) [5, c.62].

По мнению А.Л. Журавлева специально следует выделить те ценности, значимость которых однонаправленно изменялась для старших школьников в 1994-2001 гг., а в период экономического роста в 2003-2006 гг. стала возвращаться к степени значимости, характерной для середины 1990-х годов. В ценностном сознании старшеклассников зафиксировано возвращение более высокой значимости этических ценностей (счастья других, самоконтроля, воспитанности), мудрости и жизнерадостности. При этом несколько снизился приоритет ценностей деловой и экономической активности (работы, ответственности, материальной обеспеченности, эффективности в делах) и ценности красоты [15, c. 228].

В условиях после острого социально-экономического кризиса (после 1992-93 гг. — «срез» 1994 г. и после 1998 г. — «срез» 1999 г.) в структуре ценностных ориентаций старших школьников, возрастает значимость первого комплекса ценностей, в который входит группа волевых ценностей: твердой воли (с 3-го места она переместилась на 2-е), терпимости (с 15-го на 4-е место) и уверенности в себе (с 9-го на 6-е место).

Более значимым становится здоровье (1-е место).

Кроме того, в условиях экономической дестабилизации более важную роль в иерархии ценностных приоритетов старших школьников приобретают познавательные ценности: образованность (1-е место) и собственно познание (с 18-го на 12-е место).

В периоды после острых социально-экономических кризисов в ценностном сознании старших школьников формируется и второй комплекс ценностей.

Во-первых, снижается значимость ориентаций личности на самореализацию: свободу (с 4-го места она резко уходит на 9-е), активную жизнь (с 12-го на 15-е место), творчество (с 16-го места перемещается на 17-е) и широту взглядов (с 13-го на 16-е место).

Во-вторых, теряет приоритет ценность активного проведения досуга: общения с друзьями (со 2-го места перемещается на 4-е) и развлечений (с 11-го на 15-е место).

В-третьих, обнаруживается снижение рангового «веса» высокого материального благосостояния: богатство как терминальная ценность с 8-ой ранговой позиции передвигается на 10-ю, как инструментальная ценность — с 5-й на 11-ю строчку, собственность как терминальная ценность с 17-го места перемещается на 18-е и как инструментальная ценность — с 15-го на 18-е место [38, c. 19].

Оценивая в целом выявленные тенденции, можно говорить о том, что в условиях экономического кризиса в обществе происходит замещение характерной для данной возрастной группы направленности на общение, активную жизнь и самореализацию (свободу и творчество) ориентацией на получение образования, поддержание «жизненного тонуса» (здоровье, уверенность в себе) и волевую самоорганизацию, свойственной более старшим возрастным группам людей.

Следует отметить, что структура ценностных ориентаций студентов по сравнению со старшеклассниками в условиях экономической дестабилизации в обществе оказалась менее динамичной. Этот факт можно объяснить тем, что структура их ценностных приоритетов является в большей степени сформированной и, соответственно, более устойчивой, по сравнению с иерархией ценностных ориентаций учащихся старших классов [35, c. 15].

Т.Н. Гончарова с целью определения иерархии ценностей современных старшеклассников применила методику Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах». Результаты проведенного Т.Н. Гончаровой психодиагностического исследования ценностных ориентаций старшеклассников представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Результаты психодиагностического исследования значимости ценности и доступности жизненных сфер [13, c. 43]

Ценностные ориентации

% выраженность

% выраженность

Активная, деятельная жизнь

46%

51%

Здоровье

59%

57%

Интересная работа

54%

47%

Красота природы и искусства

32%

34%

Любовь

59%

50%

Материально — обеспеченная жизнь

64%

52%

Наличие хороших и верных друзей

77%

69%

Уверенность в себе

63%

59%

Познание

51%

56%

Свобода

66%

57%

Счастливая семейная жизнь

61%

52%

Творчество

34%

32%

Анализ полученных данных показывает, что самые высокие показатели ценности и доступности жизненных сфер выявлены по ценности наличие хороших и верных друзей, что составило 77%. Известно, что для ранней юности характерна повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов (в частности, в отличие от предшествующего — подросткового — периода, для которого характерны более активные, но менее эмоционально насыщенные отношения со сверстниками), расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

Высокие показатели выявлены и по ценности свобода — 66%, что свойственно юношескому возрасту. Это говорит о стремлении испытуемых к независимости от других людей, что характерно для данного возраста. Испытуемые считают, что самое важное в жизни — это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Старшеклассники хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность.

Третье место значимых ценностей для старшеклассников является материально — обеспеченная жизнь (64%), это свидетельствует о том, что юноши и девушки придают важное значение факторам материального благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких учащихся часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки в глазах окружающих.

Важнейшие социально-значимые ценности, такие как творчество (34%), красота природы и искусства (32%) отвергаются большинством старшеклассников как значимые. Возможно, это объясняется тем, что понятие творчества для современных старшеклассников размыто, оно утратило свое значение как создание чего-то нового, нестереотипного, поскольку в обществе очень низок престиж науки, искусства и культуры.

По-видимому, это определяется еще и прагматизмом современной общественной жизни, в которой ценятся, прежде всего, вещи, имеющие непосредственный смысл, приносящие выгоду и результат. Думается, что определенную роль в этом играет и организация эстетического воспитания в современной школе и современном обществе.

Анализ полученных данных показал, что самые высокие показатели по доступности жизненных сфер, так же как и по ценности жизненных сфер, выявлены по ценности наличие хороших и верных друзей (69%).

Высокие показатели выявлены и по ценности уверенность в себе — 66%. Ассертивность — уверенность в себе — именно то личностное качество, которое позволяет старшекласснику, принимая и уважая себя, находить способы удовлетворения своих потребностей, при этом, не нанося вред другим людям.

На третьем месте по доступности стоит ценность познание (56%).

Это возможно объяснить тем, что на данный момент испытуемые обучаются в школе, которая полностью удовлетворяет их потребность в познании.

Низкие показатели, так же как и по значимости жизненных сфер, выявлены по ценностям красота природы и искусства (34%) и творчество (32%).

Т.о. в целом по группе испытуемых констатируется отсутствие значимой фрустрации или экзистенциального вакуума по ведущим потребностям. Возможно, это объясняется отсутствием значимого внутриличностного конфликта в данной сфере и внутреннего напряжения, связанного с переживанием невозможности достижения желаемого в обозримом будущем [13, c. 46].

А.А. Козлов По результатам экспериментально-психологического исследования структуры ценностных ориентаций старших школьников разного пола делает следующие выводы:

1. В системе терминальных ценностей юношей наиболее высокий ранг значимости имеют здоровье, наличие хороших и верных друзей и активная деятельная жизнь, уверенность в себе. Такие ценности, как красота природы и искусства, интересная работа, а также счастье других, занимают в их иерархии последние места.

2. Групповая иерархия терминальных ценностей девушек характеризовалась большей значимостью конкретных жизненных ценностей — интересной работы, здоровья, материально обеспеченной жизни, дружбы; незначимыми оказались ценности развития и продуктивной жизни, познания и творчества, поставленного ими на последнее место.

3. Групповая иерархия инструментальных ценностей (т.е. ценностей-средств) юношей характеризуется большей ориентацией на ценности внутренние качества личности, воспитанность, жизнерадостность, ответственность и честность при низкой значимости таких ценностей, как непримиримость с недостатками в себе и других, высокие запросы.

4. Групповая иерархия инструментальных ценностей (т.е. ценностей-средств) девочек характеризуется большей ориентацией на ценности: честность, воспитанность, ответственность. При низкой значимости таких ценностей, как терпимость, эффективность в делах, высокие запросы.

5. При контент-анализе были получены следующие результаты: для юношей характерны ценности терминального характера, так как, характеризующих и относящихся их к терминальным ценностям больше по числу, чем инструментальных. Так же можно сделать вывод о том, что для мальчиков характерно проявление терминальных ценностей в сфере здоровья, как и в сфере взаимоотношений. Для девушек характерно выбор ценностей терминального характера в таких сферах как здоровье, мудрость, наличие верных друзей, но эти ценности выражены в меньшей степени, чем у юношей. Инструментальные ценности у юношей и девушек различны у юношей в своих сочинениях слов, характеризующих и относящихся к этим ценностям больше по числу, чем у девушек [19, c. 78].

В работе «Ценностные ориентации в структуре личностного потенциала современных старшеклассников» И.В. Архипова исследует ценностные ориентации современных старшеклассников с точки зрения возможности формирования самодетерминирующейся личности. Ценностные ориентации рассматриваются как платформа, основание для вышеуказанной возможности [2, c. 183].

В исследовании, проведенном И.В. Архиповой, использовалась методика изучения особенностей формирования ценностных ориентаций, которая представляет собой модификацию известного теста М. Рокича, адаптированную А. Гоштаутасом, М.А. Семеновым, В.А. Ядовым. Одной из целей являлось определение характерных тенденций в структуре ценностных ориентаций современных старшеклассников.

В списке терминальных ценностей были получены следующие результаты: приоритетными стали «здоровье», «любовь», «друзья»; высокие ранги приобрели «уверенность в себе», «счастливая семейная жизнь», «активная деятельная жизнь»; средние позиции (ядро) занимают «материальная обеспеченность», «свобода как независимость в суждениях и оценках» и «свобода как независимость в поступках и действиях», «познание», «интересная работа» и «общественное признание». То есть выделяются ценности, имеющие ярко выраженную индивидуальную окраску и активную направленность.

В списке инструментальных ценностей получено: высокие ранговые значения имеют «образованность», «честность», «ответственность», «твердая воля», а также «жизнерадостность»; ядро структуры образуют «самоконтроль», «рационализм», «терпимость», «чуткость», «широта взглядов», а также «смелость в отстаивании своего мнения» [2, c. 185].

И.В. Архипова, подводя итоги исследования, делает некоторые выводы о характерных тенденциях в структуре ценностей современных старшеклассников:

1. Выражен приоритет конкретных, личностно окрашенных и активно проявляемых ценностей, направленных как на межличностные отношения, так и на реализацию индивидуальных интересов. Кроме того, высокозначимыми являются интеллектуальные ценности и ценности профессиональной самореализации с учетом этических норм. Выражены индивидуальные ценности и ценности межличностного общения, а также конформистские в сочетании с непосредственно эмоциональным мироощущением.

2. Ядро иерархической структуры составляют ценности профессиональной самореализации. Они индивидуальны и активно проявляются в сочетании с интеллектуальными, альтруистическими и ценностями принятия других. Кроме того, ценности профессиональной самореализации, межличностного общения на основе непосредственно-эмоционального восприятия тоже составляют основу ценностных предпочтений.

3. В соответствии с возрастными особенностями старшеклассников отвергаются абстрактные и пассивные ценности, ценности самоутверждения и конформизма также занимают низшие позиции [2, c. 187].

Умение определить свои цели, найти самого себя и свое место в жизни является очень важным показателем личностной зрелости и определяет основу успешной социализации. Так, на основании результатов проведенного исследования можно сделать предположение, что в ближайшее время в социум будет вливаться молодежь, жаждущая профессионально самореализоваться, используя для этого индивидуальные и межличностные ресурсы общения. Вечные общечеловеческие ценности любви и дружбы на основе этики и непосредственно-эмоционального мироощущения определяют оптимистические черты обобщенного портрета молодого современника. Даже с учетом того, что это всего лишь стартовая позиция в социализации, и время внесет соответствующие коррективы, можно сделать вывод о существовании перспектив в развитии нашего общества.

Выводы

Итак, подводя итог, можно сделать следующие выводы

1. Ценностные ориентации — это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

2. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения.

3. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности. Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций.

4. В ходе проведенного теоретического осмысления подходов к пониманию сущности понятия «ценностные ориентации» в психологических науках мы выяснили, что понятие «ценности» обозначает как общественные (общечеловеческие, объективные), так и личностные (частночеловеческие, субъективные, ценностные ориентации) ценности, указывая на двойственную природу ценностей. Ценности включены в структуру личности человека, являясь при этом ее ядром. Переход общественных ценностей в личностные зависит от индивидуальных интересов и потребностей человека и предполагает свободный выбор формы функционирования ценностей, которые определяют поведение и жизненные перспективы. Использование исследователями понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности» часто синонимично, а в отношении понятия «ценности» зависит от контекста.

5. Индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Возможна группировка ценностей, объединенных в блоки по различным основаниям и представляющих собой своего рода полярные ценностные системы. В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются:

— конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) — абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество);

— ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) — ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь);

— индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) — ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других);

— активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) — пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Среди инструментальных ценностей выделяют следующие дихотомии:

— этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) — ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) — ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность);

— индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) — конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) — альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов);

— ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) — ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов);

— интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) — ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

6. Научные исследования показывают, что в системе терминальных ценностей юношей наиболее высокий ранг значимости имеют здоровье, наличие хороших и верных друзей и активная деятельная жизнь, уверенность в себе. Групповая иерархия терминальных ценностей девушек характеризуется большей значимостью конкретных жизненных ценностей — интересной работы, здоровья, материально обеспеченной жизни, дружбы; незначимыми оказались ценности развития и продуктивной жизни, познания и творчества, поставленного ими на последнее место. Групповая иерархия инструментальных ценностей юношей характеризуется большей ориентацией на ценности внутренние качества личности, воспитанность, жизнерадостность, ответственность и честность при низкой значимости таких ценностей, как непримиримость с недостатками в себе и других, высокие запросы. Групповая иерархия инструментальных ценностей девочек характеризуется большей ориентацией на ценности: честность, воспитанность, ответственность. При низкой значимости таких ценностей, как терпимость, эффективность в делах, высокие запросы. Так же можно сделать вывод о том, что для мальчиков характерно проявление терминальных ценностей в сфере здоровья, как и в сфере взаимоотношений. Для девушек характерно выбор ценностей терминального характера в таких сферах как здоровье, мудрость, наличие верных друзей, но эти ценности выражены в меньшей степени, чем у юношей.

Список использованной литературы

1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. // Человек в системе наук. — М., 1989. — С. 426-433.

2. Архипова И.В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения. // Социально-экономические явления и процессы. — 2010. — №5. — С. 183-188.

3. Бендас Т.В. Гендерная психология. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.

4. Бердяев Н.А. Судьба России. — М.: Философское общество СССР, 1990. — 246 с.

5. Бобнева М.И., Дорофеев Е.Д. Ценностное сознание личности в период преобразования общества. — М.: Изд-во ИП РАН, 1997. — 271 с.

6. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 301 с.

7. Будинайте Г.Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова. // Вопросы психологии. — 1993. — № 5. — С. 99-105.

8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 247 с.

9. Выготский Л. Психология развития человека. — М.: Смысл, 2005. — 1136 с.

10. Галажинский Э.В. Проблема уровней самореализации человека: ценностно-смысловой контекст. // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. — М.: Ин-т психологии РАН, 2008. — С. 52-63.

11. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2002. — С.136-142.

12. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в период юности и взрослости: дис. д-ра психол. наук. — СПб., 1996. — 526 с.

13. Гончарова Т.Н. Ценностные ориентации современных старшеклассников. // Психология, социология и педагогика. — 2012. — №6. — С.41-47.

14. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.

15. Журавлев А.Л. Динамика ценностных ориентаций старших школьников в условиях социально-экономических изменений. // Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — С.226-231.

16. Знаков В.В. Ценности как проблема психологии человеческого бытия. // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. — М.: Ин-т психологии РАН, 2008. — С.82-90.

17. Ильин Е.П., Пинигин В.Г. Структура эмоциональности как свойства личности. // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — Вып. 5. — С.66-71.

18. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2003 — 366 с.

19. Козлов А.А., Гришина Е.А., Ильинский И.М. Ценностные ориентации молодежи. // Молодежь России: тенденции, перспективы. — М.: Молодая гвардия, 1993. — С.72-79.

20. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Издательство «Просвещение», 1989. — 352 с.

21. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.

22. Криводонова Ю.Е., Нугаева О.Г. Психологическая сущность и соотнесение понятий «ценности» и «ценностные ориентации». // Специальное образование. — 2012. — №2. — С.122-128.

23. Кузнецова И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определённого пола в юношеском возрасте. — М.: Педагогика, 1987. — 238 с.

24. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб., 2000. — С. 372-377.

25. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М.: «Смысл», 1992. — 17 с.

26. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — 2-е изд., испр. — М.: Смысл, 2003. — 242 с.

27. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. // Психологическое обозрение. — 1998. — №1. — С.31-37.

28. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. // Вопросы философии. — 1996. — №5. — С. 25-29.

29. Марцинковская Т.Д. Психология развития. 3-е изд. — М.: Академия, 2007 — 528 с.

30. Мухина В.С. Возрастная психология. 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.

31. Наумова И.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. — М.: Наука, 1988. — 200 с.

32. Непомнящая Н.И. Ценностность как личностное основание: типы. Диагностика. Формирование. — НПО МОДЭК, 2000. — 236 с.

33. Непомнящая Н.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности. // Вопросы психологии. — 2006. — №1. — С. 22-30.

34. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева под ред. М.С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 328 с.

35. Попова И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформ 1990-1993 гг. Автореф. дис. … канд. социол. наук. — М., 1994. — 26 с.

36. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реана А.А. — СПб.: 2002 — 656 с.

37. Смирнов Л. М. Уровень ценности в структуре личности. // Мир психологии. — 2007. — №4. — С. 220-229.

38. Собкин В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: Автореф. докт. дис. — М., 1997. — 31 с.

39. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. — Л., 1968. — 124 с.

40. Харламенкова Н.Е. Сущность и механизмы ценности Я. // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей; отв. ред. В. В. Знаков, Г.В. Залевский. — М.: Ин-т психологии РАН, 2008. — С.152-161.

41. Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления. // Вопросы психологии. — 2003. — №5. — С.18-33.

42. Rokeach M. The nature of human values. — N.Y., Free Press, 1973. — 260 р.

43. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values. // Journal of Personality and Social Psychology. — 1987. — Vol. 58. — №5. — P. 550-562.

Размещено на