Профориентационная работа в школе

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых ЗУНов, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «ргоfessio» – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация – умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация – система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация – целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

27 стр., 13077 слов

Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками

... потребностей, мотивов и целей, а также определить мотивы выбора профессии; -- описать структуру профориентационного консультирования и профессиональной диагностики; -- исследовать влияние профориентационного консультирования на выбор подростками профессии. ... кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности. Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет ...

Профориентация в личностном смысле – длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях – общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

— сформировать положительное отношение к труду;

— научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

— научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

— научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

— Профессиональная информация.

— Профессиональное воспитание.

— Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

12 стр., 5797 слов

Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека

... важные качества, позволяющие человеку соответствовать требованиям выбранной профессии; и охарактеризовать психофизиологию сознания в профессиональной деятельности человека. Работа состоит из введения, ... психиатрии сознанием называется способность человека ориентироваться во времени, месте, окружающих лицах и собственной личности. Ряд патологических состояний сопровождается нарушениями ...

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия «ценностные ориентации» следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.

Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности. Склонности – это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту.

Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности.

По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т. д.

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.

Учет особенностей темперамента (быстрота и точность реакции, правильность ориентировки в экстремальных условиях) в профориентационной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора «человек-дело», для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, летчика и т.д.

Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

Что конкретно делается в школе по профориентации учащихся?

— формирование положительного отношения учащихся к труду;

— проведение спецкурса «Мои профессиональные намерения»;

— осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);

— изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;

— выявление структуры интересов и склонностей учащихся;

— проведение профконсультаций школьников;

— осуществление психофизиологической диагностики способностей;

— выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показаниям;

— проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;

— проведение экскурсий на предприятия, в организации.

Программа по профориентации «Мои профессиональные намерения» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

Цели:

— оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся;

— открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;

— помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Задачи:

— формирование актуального для подростков «информационного поля»;

— обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

— формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

Программа рассчитана на 9 занятий, в объеме 11-16 часов (уроков).

Классный руководитель, может проводить занятия в форме классных часов, психолог – в форме групповой психокоррекционной работы во внеурочное время.

Этапы проведения:

1) Ознакомительно-ориентировочный (занятия с 1-го по 2-е).

2) Проективный, коррекционный (занятия с 3-го по 6-е).

3) Основной, развивающий (занятия с 7-го по 10-е).

Работа осуществляется с помощью игровых методов, методов моделирования; использования диагностических методик, методов групповой работы, таких как дискуссия и «генерация идей» («мозговой штурм»).

Введено простейшее релаксационное упражнение «Полное дыхание».

Тематический план

П/п Тема Количество часов
Ориентировочное 1-2
Классификация профессий
Выбор и моделирование
Темперамент и выбор профессии 1-2
Интересы и выбор профессии 1-2
Склонности и профессиональная направленность
Профессиональный тип личности
Деловая игра «Кадровый вопрос» 1-2
Как достичь успеха в профессии
Поддержка друзей

 

Вводимая в школах система профильного обучения поставила перед педагогами и руководителями образования задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением. Успешное ее решение позволит преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение дают возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника в период перехода из ученичества во взрослость.

Переход школ страны на профильное обучение связан с интенсивным повышением квалификации учителей, с пересмотром опыта профориентационной работы и ее обновлением. Следует отметить, что прежние достижения в профессиональной ориентации школьников могут быть успешно перенесены в практику профильного обучения при создании и реализации курсов по выбору.

Во-первых, профильное обучение, как в недавнем прошлом школьная профориентация, содействует процессу самоопределения старшеклассников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе и освоении основ знаний по профессии.

Во-вторых, профильное обучение, откликаясь на потребности и склонности учащихся, корректирует направленность их интересов, ориентирует молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов и ограничений их развития и применения.

В-третьих, профильное обучение стимулирует активность молодых людей в плане ориентации на рынке труда с учетом изменения спроса на специалистов различного профиля и прогноза их конкуренции за рабочие места.

В-четвертых, профильное обучение, как и профессиональная ориентация, является экономически выгодным вложением государственных финансовых средств в образование и профильную квалификацию граждан.

Таким образом, предпрофильное и профильное обучение в старших классах представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающей профессиональную индивидуализацию их образования. В связи с этим повышается ответственность школьных преподавателей за качество предметного обучении и его эффективность. Обязанностью учителей становится создание в рамках допрофессиональной подготовки и профильного предметного обучения условий для максимального раскрытия интересом и склонностей учащихся, прогнозирования успешной реализации после школьных жизненных планов выпускников.

Модель профильного обучения основывается на сочетании базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов.

Особую трудность на этапе внедрения профильного обучения представляет разработка элективных курсов. Они призваны выполнять две важнейшие функции.

Первая состоит в том, чтобы поддерживать содержательное изучение основных предметов на заданном профилем высоком уровне, углублять и усиливать прикладной аспект школьных знаний.

Вторая функция элективных курсов носит ярко выраженную профориентационную направленность. На этом построена почти вся система предпрофильной подготовки школьников.

Элективные курсы профориентационного плана наиболее востребованы в современной школе, так как благодаря им будут такие непростые задачи, как:

— получение непротиворечивых данных о склонностях и возможностях школьников и разделение их по профилям обучения;

— обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов;

— дополнительная поддержка некоторых групп учащихся (проблема трудоустройства инвалидов, выбор девушками деловой карьеры, освоение юношами спортивных классов основ охранной деятельности, преодоление тревожными школьниками ситуаций конкуренции на экзамене или поступлении на работу и др.);

— выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями и общественностью микрорайона, города, региона.

Совершенно понятно, что учебные занятия профориентационных курсов профильной подготовки чрезвычайно многообразны по методам их проведения. Важно, чтобы профориентационная составляющая присутствовала также и в элективных курсах по профильным предметам. Тем самым будут созданы условия для применения знаний по предмету для решения вопросов профессионального и жизненного самоопределения выпускников.

План психологических мероприятий по улучшению профориентации в старших классах.

1. Лекции и беседы с родителями и учащимися на тему: «Развитие способностей и психических процессов».

2. Анкетирование и тестирование старшеклассников по определению склонности учащихся к различным типам профессий.

3. Занятия по самопознанию личности.

4. Тренинг по улучшению психологического климата в коллективе.

5. Социально-психологический тренинг «Приручи свой гнев».

Тест Уровня Сотрудничества В Классе (ТУСоВКа).

5-9 классы.

Во всяком «живом» взаимодействии в большей степени проявляются те характеристики взаимодействия, какие ценности (потребности) имеются у его участников. При осуществлении полноценного сотрудничества субъекты ориентируются в равной мере на творчество, диалог, рефлексию. Соответственно для организации сотрудничества необходимо обеспечить условия для реализации субъектами этих трех ценностей вместе.

Творчески – реализуя свои способности «с избытком», выявляя в объекте взаимодействия новые стороны и отношения, тем содействуя реализации способностей другим субъектом.

Диалогически – ориентируясь на потребности другой стороны в данном объекте, обращаясь к субъекту как к целостности, имеющей право на другие потребности (неожидаемые), тем обнаруживая и свои собственные потребности.

Рефлексивно – соотнося свои способности и потребности с общими целями, тем отображая и корректируя взаимодействие в целом.

Доминирование только одной – двух ценностей во взаимодействии деформирует сотрудничество и ведет к тупикам в развитии взаимоотношений субъектов (к конфликтам и др.) Влияя на эти характеристики можно активно приближать любое взаимодействие к сотрудничеству.

Важно: опрос проводит завуч или психолог.

Методика.

Инструкция классу. Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс (+), в случае несогласия – минус (-).

Можно два-три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю». Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно.

Список утверждений.

1.Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.

2.Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.

3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.

4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.

5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.

6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.

7. Классному руководителю с нами интересно.

8. Если классный руководитель предлагает нам, что делать, он учитывает наши мнения.

9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.

10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.

11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.

12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.

13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.

14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.

15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.

16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.

17. Дело идет намного лучше, когда с нами классный руководитель.

18. При затруднениях мы свободно обращаемся к классному руководителю.

19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.

20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.

 

КЛЮЧ, обработка и интерпретация результатов.

Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от №1 до №10 (и аналогично от №11 до №20) это следующие шкалы:

(1) — ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.

(2) — ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.

(3) — ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.

(4) — ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.

(5) — ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.

(6) — ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.

(7) — оценка креативности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.

(8) — оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера , авторитетного взрослого, способного понять и помочь.

(9) — оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.

(10) — откровенность. Оценка достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений №10 и №20, где 1 балл засчитывается за каждый (-) ответ. За каждый (?) ответ засчитывается 0,5 балла.

Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100%. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически.

Важно: подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.

Для простоты анализа

— низкими считаются результаты ниже 60%,

— нормальными – в интервале 60-80%,

— высокими – в интервале 80-100%.

Особо интерпретируются результаты шкалы №10: при значениях ниже 50% результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50-60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.