Стресс — это нарушение покоя, возникающее внутри нас как реакция на определенную ситуацию или деятельность, как внешнюю, так и внутреннюю.
Профессиональный стресс —
это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.
КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ:
1. Информационный стресс. При информационных перегрузках, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать решение в условиях жестких временных ограничений, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров.
2. Эмоциональный стресс человек переживает еще более остро, чем стресс информационный, поскольку он разрушает его глубинные установки и ценности — то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких.
3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами в общении, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования.
3 стадии развития стресса:
стадия тревоги — возникает при первом появлении стрессора; сначала снижается уровень резистентности организма, затем мобилизуются резервы, включается механизм саморегуляции. Тревога утихает, активность нормализуется. Большинство стрессов разрешается на этой стадии.
стадия резистентности — наступает в случае продолжительного воздействия стрессора. Адаптационные резервы расходуются в соответствии с напряжением функциональных систем
стадия истощения — отражает нарушение деятельности механизмов регуляции и борьбы организма с чрезмерно длительным воздействием стрессора
Причины, признаки и последствия профессионального стресса.
Рост интереса к профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные последствия влияют не только на психическое и физическое здоровье отдельного работника, но и на организационную среду и эффективность организации в целом. Профессиональный стресс – этомногоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакции субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.
Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
... они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. ...
Можно выделить различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности:
Рабочий стресс, возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места;
Профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности;
Организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации.
Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях.
Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные. Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации и т.д., следствием которых является развитие психической напряженности и стресса. Чаще всего непосредственные причины связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности. Главная причина возникновения стресса связана с индивидуальными особенностями человека: психологическими, физиологическими, профессиональными. Практически любой аспект трудовой и профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы. Дополнительные факторы жизни человека могут также оказать влияние на возникновение или усугубление стресса. К этой категории можно отнести рост безработицы, преступность, экономические, политические, военные кризисы – то есть глобальные факторы, влияющие на стресс; и личностные факторы такие, как: финансовые или юридические проблемы, семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, потеря близких, снижение трудоспособности и др.
Основные стрессоры.
В качестве стрессоров – факторов, влияющих на возникновение состояние стресса,- выступают жизненные ситуации, события, которые можно систематизировать по интенсивности негативного воздействия и времени, требуемому на адаптацию. В соответствии с этим различают:
Повседневные сложности, неприятности, трудности. Время на адаптацию к ним составляет от нескольких минут до нескольких часов.
Критические жизненные, травматические события.Время на адаптацию – от нескольких недель до нескольких месяцев.
Хронические стрессоры. Могут длиться годами.
В соответствии с выделенными видами профессиональных стрессов, стрессогенные факторы трудовой деятельностиможно классифицировать следующим образом:
Организация автоматизированного рабочего места работника делопроизводства
... психологическими особенностями человека, которые связаны с влиянием факторов среды на производительность работника. Организация рабочего пространства имеет огромное влияние на качество и ... Термин "делопроизводство" характеризует совокупность работ по документированию управленческой деятельности учреждений и по организации в них документов. Понятием "документ" определяется информация, записанная ...
I.Производственные, касающиеся условий труда и организации рабочего места:
перегрузки;
однообразная работа;
микроклимат рабочего помещения (шум, вибрация, освещенность);
интерьер, дизайн помещения;
организация индивидуального рабочего места;
неудобный график работы, сверхурочные;
безопасность труда.
II Факторы, связанные с профессией:
понимание целей деятельности (ясность, противоречивость, реальность);
профессиональный опыт, уровень знаний;
профессиональная подготовка, переподготовка;
возможность проявления творческих способностей
ролевой статус;
психологический климат в коллективе (взаимоотношения с коллегами, клиентами, межличностные конфликты);
социальная ответственность;
обратная связь о результатах деятельности;
III Структурные:
управление организацией (централизация, возможность участия в управлении сотрудников);
соотношение структуры и функции, целей организации;
нарушение субординации, неправильно выстроенная иерархия;
специализация и разделение труда;
кадровая политика, продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное);
межличностные отношения с руководством, конфликты;
IV Личностные:
нравственная зрелость и устойчивость;
целеустремленность и дисциплинированность, аккуратность;
удовлетворенность ожиданий и результатов деятельности (соотнесение ожиданий и целей);
фрустрация (невозможность удовлетворения) потребностей;
особенности личности (эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность, склонность к риску, и т.д.);
особенности психического состояния (наличие утомления);
особенности физиологического состояния (наличие острых и хронических заболеваний, биологические ритмы, вредные привычки, возрастные изменения).
Профессиональные стрессоры
Профессиональный стресс возрастает, когда неясны цели работы, когда выдвигаются противоречивые требования, когда работы слишком много или слишком мало, когда работники в лучшем случае могут оказывать незначительное влияние на принятие решений и несут ответственность за профессиональное развитие других людей.
Недостаточное участие
Одним из факторов modus operandi организации и рабочего места, связанным со стрессом, является степень участия. Восприятие работниками степени своего участия в процессе принятия решений, уровне консультаций, получаемых по поводу проблем организации, и вовлеченности в формирование норм и правил поведения связано с удовлетворенностью работой, ощущением угрозы на работе и самооценкой. Другие отмечают, что неучастие связано в целом с плохим физическим здоровьем, злоупотреблением алкоголем с целью забыться, депрессиями, неудовлетворенностью жизнью, низкой мотивацией к работе, намерением покинуть место работы и прогулами.
Ролевые проблемы
Влияние психологической совместимости на эффективность работы организации
... в семье членов коллектива, оказывает неблагоприятное и дестабилизирующее влияние на эффективность работы организации, выражающееся в повышенной конфликтности участников коллектива, неудовлетворенности трудом в коллективе, ... совместимой команде влияют и на решение других задач. Так, английские исследователи стресса отмечают, что «теплая» атмосфера в коллективе — это мощнейший антистрессовый фактор, ...
Четкое понимание своей роли в организации и ощущение, что вы «играете роль», очень важны для поддержания минимального уровня стресса. У работников, которым не хватает этих ощущений, может возникнуть множество ролевых проблем.
Ролевая перегрузка
Когда требования настолько высоки, что работник чувствует, что не может справиться, развивается стресс. Вы можете себе представить, каково это, когда нужно сделать очень много за слишком короткое время.
Ролевая недостаточность
Когда работникам не хватает сноровки, образования, навыков или опыта для работы, они испытывают стресс. Несоответствие возможностей и способностей работника и ожиданий организации создают дисгармонию и неудовлетворенность.
Двусмысленность роли
Другой возможный источник стресса — ситуация, при которой не прояснены детали работы. Работники должны знать о возможностях продвижения, приоритетах организации и о том, что от них ожидается.
Ролевой конфликт
Иногда работники попадают «между львом и крокодилом». Два начальника ставят перед ним разные цели. Работник может столкнуться с противоречащими требованиями. Это дилемма из разряда «сделаешь — плохо, не сделаешь — тоже плохо». Подобная ситуация — также фактор профессионального стресса.
Неудовлетворенность работой
Факторами, обычно связанными с неудовлетворенностью работой, являются за работок и условия работы (например, шум, плохое освещение, плохая вентиляция, слишком много сотрудников в одном помещении и т. д.).
Однако высокая зарплата и хорошие условия труда еще не гарантируют удовлетворенность работой. На данный показатель оказывает влияние и группа факторов, которая называется мотивационными факторами. В число этих факторов входит степень сложности заданий, объем работы, хорошо оцененной по выполнении, отношения между сотрудниками и степень побуждения взять на себя большую ответственность. К несчастью, во многих объединениях при заключении контрактов эти факторы игнорируется. На самом деле большинство из них трудно документально зафиксировать. Однако они достаточно важны, чтобы попытаться это сделать.
Рабочая среда
Некоторые рабочие места характеризуются постоянной суетой, что является источником стресса. Опасные задания или распорядок работы, токсические вещества, высокий уровень шума, пыль, переохлаждение, неприятные запахи и другие факторы стресса могут привести к появлению болезни.
Признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса, делятся на три основные категории:
Физические.К ним относятся: хроническая усталость, слабость, нарушения сна и дыхания, холодные конечности, повышенная потливость или сухость кожных покровов, аллергические реакции, склонность к частым простудным заболеваниям, изменения аппетита (постоянное чувство голода или полная потеря аппетита), резкие изменения веса, устойчивые нарушения кровяного давления и сердечного ритма, появление болей различного характера. Эти признаки могут быть вначале незначительными раздражителями, но, усиливаясь со временем, привести под воздействием стресса к серьезным заболеваниям.
Эмоциональныепризнаки проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, ощущении потери контроля над собой и ситуацией; в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности, необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам.
Лекция 1: Социальная работа как профессиональная деятельность
... Понятие субъекта социальной работы весьма многопланово, и оно будет анализироваться далее. Становление профессиональной социальной работы в нашей стране ... ее объектам. Появляются группы понятий, отображающие наличие различных уровней связей, форм, видов поддержки со стороны не ... присмотре, руководстве, решение его проблем осуществляется попечением и трудом других людей. В связи с этим утвердилось ...
Поведенческие признаки стресса относятся к особенностям взаимодействия человека с окружающим миром: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, постоянное откладывание дел на потом, злоупотребление алкоголем, курением, лекарственными препаратами, невнимание к внешнему виду, навязчивые движения и т.д.
Таким образом, можно увидеть, что стресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.
К негативным последствиям стресса можно отнести:
Снижение трудоспособности, ухудшение показателей работы (качественных и количественных);
Снижение адаптационных возможностей организма;
Деформации личности: переживания одиночества, опустошения, депрессии, хронической усталости и выгорания.
Физиологические проблемы, болезни адаптации (сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка, гипертония, болезни органов дыхания, особенно бронхиальная астма).
Стресс является главным фактором, влияющим на появление или обострение многих заболеваний.
Психодиагностика стресса.
Ключевая роль в процессе управления стрессами принадлежит контролю за их уровнем, построенному на отслеживании характерных признаков стресса. Хотя стресс проявляется внешне на телесном и поведенческом уровне, часто бывает невозможно только по внешним признакам определить наличие стрессового состояния, так как напряжение у некоторых людей даже в критические моменты может быть не выраженным.
Изменения в результате стресса проявляются во всех сферах психики. Так, в эмоциональной сфере возникает чувство тревоги, обостренное восприятие значимости происходящего. В когнитивной – восприятие угрозы, оценка ситуации как неопределенной, осознание опасности ситуации. В мотивационной – резкая мобилизация или полная демобилизация всех сил и ресурсов. В поведенческой сфере – изменение привычных темпов и ритма деятельности, появление «зажатости» в движениях. Все эти изменения имеют нечто общее: для всех них характерно изменение интенсивности процессов данной сферы в сторону уменьшения или увеличения.
Контроль и оценку стресса можно провести с помощью различных тестов, опросников, одним из которых может являться тест по «инвентаризации симптомов стресса».
Для эффективного управления предприятием или фирмой, необходимо учитывать такое явление, как организационный стресс, то есть психическое напряжение, связанное с выполнением профессиональных обязанностей в структуре организации. Для оценки и измерения стрессоустойчивости к организационному стрессу, связанному с умением общаться, адекватно реагировать и оценивать ситуацию и т.д., можно воспользоваться шкалой организационного стресса Мак-Лина. Чем меньше суммарный показатель организационного стресса, тем выше устойчивость к нему, а чем он выше, тем сильнее предрасположенность к переживанию дистресса и различным синдромам, возникающим вследствие стрессовой ситуации таким, как синдром профессионального выгорания.
Группа как основа социальной организации.Эффективность работы рабочих групп
... предусматривающее реальных контактов между ее членами, например, по профессиональному (инженеры, юристы), возрастному (подростки и юноши), по ... 5,с.98]. В курсовой работе рассмотрены рабочие группы, их виды и этапы формирования, эффективность работы в группах. Цель исследования: ... способствовать его развитию. 4. По уровню организации различают группы низкого и высокого уровня развития. · К группам ...
Теоретические подходы к проблеме профессионального стресса.
В современной науке не существует единого подхода в выделении факторов, провоцирующих возникновение профессионального стресса.
Одним из наиболее простых подходов является «витаминная» модель П. Б. Ворра (Warr’s vitamin model).
Автор предполагает, что существует связь между девятью признаками окружающей среды и психологическим благополучием (здоровьем) работника. К признакам окружающей среды Ворр относит [цит. по: Брайт, Джонс, 2003] следующие:
1) возможность лично контролировать действия или события, возможность принимать решения;
2) возможность использовать имеющиеся у работника навыки и приобретать новые;
3) требования, предъявляемые к работнику;
4) возможность делать выбор в рабочей обстановке;
5) ясность обстановки (обратная связь, которую работник получает в ответ на свои действия; степень предсказуемости действий других людей и обстоятельств; ролевая определенность);
6) возможность межличностных контактов (социальная поддержка, помощь в достижении многих рабочих целей);
7) наличие денег, уровень материального стимулирования работника;
8) безопасность труда и условия труда;
9) положение работника в социальной группе. Высокий психологический статус обеспечивает работнику уважение со стороны коллег, что позитивно влияет на психическое здоровье.
Ворр предполагает, что точно так же, как недостаток витаминов в организме приводит к болезням, недостаток каждого из девяти факторов рабочей обстановки вызывает ухудшение психического здоровья.
Модель взаимного соответствия индивидуума и среды (the person-environment fit model) — подход, имеющий наибольшую популярность в США. Данная модель основана на предположении, что особую опасность для человека имеют ситуации, когда работа предъявляет ему требования, не соответствующие его способностям, а также когда существуют расхождения между потребностями человека и уровнем вознаграждения, получаемого им за его труд.
Модель Р. Карасека, основанная на требованиях, предъявляемых работой, и контроле над ней (Karasek’s derfland — control model) [Karasek, 1979]. Данная модель оказала огромное влияние на исследование профессионального стресса в Европе и Австралии. Для построения своей модели Карасек выделил два аспекта работы — требования, предъявляемые работой (объем работы, скорость, с которой работа должна быть выполнена, требования к работнику), и контроль над рабочей ситуацией.
Согласно данной модели, максимально высокое физическое и психологическое напряжение возникает при сочетании высоких требований со стороны рабочей ситуации и низкого уровня контроля над ней. Однако каждый фактор должен быть в определенных границах. Высокий уровень контроля над рабочей ситуацией так же плох, как и низкий.
Рабочая программа 57
... Диагностика педагогических способностей. Определение уровня развития педагогических способностей: объективность ... рабочей программы Знакомство с образцом разработанных рабочих программ по психологическим дисциплинам. Определение особенностей содержания рабочей ... Льюис Дэвид Стресс-менеджер: Как сэкономить 10 ... работа студентов, решение тестов и контрольных заданий. Текущий контроль: контрольные работы, ...
Международная организация труда (International Labor Organization) оценила убытки в результате стресса в двести биллионов долларов ежегодно. Сюда входит оплата больничных, стоимость госпитализаций и амбулаторное лечение, а также издержки из-за снижения производительности труда. Выросли также за траты на профессиональное усовершенствование.
Уровень стресса постоянно растет. В 1983 году 55% людей еженедельно сталкивались со стрессом. В 1992 году уже каждый третий испытывал стресс ежедневно или несколько раз в неделю, что на 20% больше, чем десять лет назад. Позже, в 1996 году уже 75% людей ежедневно испытывали стресс . Из всего стресса, которому подвергаются американцы, по результатам исследования 78% жалоб на стресс из-за работы, и только 35% получают удовольствие и удовлетворение от собственной работы, а у половины обследованных за последние десять лет уровень стресса значительно возрос. Признавая тот факт, что профессиональный стресс свойствен не только американцам, Всемирная Организация Здравоохранения называет его «болезнью двадцать первого века», потому что этот вид стресса встречается в любой профессии мира и принял размеры «глобальной эпидемии» .
Такой ужасающий рост профессионального стресса спровоцирован разными факторами, не последним из которых является технический прогресс. Хотя американцам и нравится то, что они везде достижимы для всех — у них есть сотовые телефоны, телефоны в машинах, факсы, лаптопы и переносные компьютеры, электронные адреса и пейджеры, сам факт того, что они «всегда на телефоне», яв ляется сильным стрессором. Размеры этой проблемы стали очевидны после ис следования Гэллапа, согласно которому работники в среднем получают 190 по сланий в день: по телефону, электронной почте, голосовой почте, обыкновенной почте, факсу, кроме того, есть еще и записки, послания на автоответчик, пейджер, сотовый телефон и т. д..
Последствия стресса, связанного с работой, привлекли к бизнесу большое внимание. Например, компании предлагают своим работникам гибкий график, позволяющий им самим составлять свое расписание, учитывая приоритеты и стиль жизни. Это помогает при наборе сотрудников, так как 80% молодых людей в возрасте от 20 до 39 лет говорят, что гибкий график позволяет им больше времени проводить с семьей, что гораздо важнее работы и высокого заработка .
К тому же все больше и больше компаний предлагают программы по уходу за детьми, чтобы снизить стресс, связанный с длительным отсутствием родитель ского надзора за детьми по причине работы. Одной из таких организаций являет ся Chase Manhattan Bank. Работники этого банка могут обеспечить двадцать дней бесплатного присмотра за ребенком в год. Анализ показал, что это сэкономило банку 825 000 долларов в 1996 году. Настоящая экономия стала возможной по причине того, что родителям не приходилось пропускать работу из-за необходимости беспокоиться о состоянии ребенка в рабочее время. Это позволяло им лучше сконцентрироваться на задании; они также стали меньше болеть из-за снижения стресса, вызванного беспокойством за благополучие ребенка. Другими примерами таких организаций могут быть Hewlett-Packard в Санта-Розе, штат Калифорния, и Target в Миннеаполисе. Большинство подобных школ — это местные школы с учителями, пособиями и расписанием, связанные с компанией, которая арендует землю, строит школы, поддерживает их и оплачивает расходы.
Особенности работы социального работника в учреждении интернатного ...
... разработанность проблемы определили тему нашего исследования - Особенности работы социального работника в учреждении интернатного типа для детей сирот. ... семейных отношений. Разрушение системы ценностей резкое падение уровня жизни большей части населения прогрессирующее ослабление этических ... для детей от младенческого возраста до 00 лет лишившихся попечения родителей. Различают интернаты для детей ...
Американская группа поддержки банков (American Bankers Insurance Group) от крыла свою школу в Майами в 1987 году. Компании это обошлось в 140 000 дол ларов. Однако говорят, что компания экономит 475 000 долларов в год, потому что значительно снижается количество прогулов и текучесть рабочей силы. Для родителей, чьи дети посещали эти школы, оборот денег составил 6%, а для всей компании — 13,3% .
Есть и другие мероприятия, позволяющие работникам снизить уровень профессионального стресса. Например, в некоторых компаниях предлагается бесплатный массаж на рабочем месте, разделение труда для снижения нагрузки, бесплатная мобильная связь несколько дней в неделю в часы пик. Уникальный подход используется на Техасском заводе в Далласе. Техасский завод предлагает услуги консьержей, чтобы устраивать дни рождения для детей. Работники оплачивают вечеринку, но услуги консьержей оплачивает завод. Около 1500 работников воспользовались услугами в течение первого месяца после их появления. Теперь такая программа существует на многих других больших предприятиях.
Дж. С. Пеннейс Плано (J. С. Penney’s Piano), штат Техас, дает работникам с собой готовую еду, чтобы им не приходилось готовить дома после работы. Другие организации обеспечивают своим сотрудникам скидки на оборудование для домашнего компьютера или программы по уходу за родителями, бабушками и дедушками, за которых отвечают работники. Также образовалась ассоциация из двадцати двух крупнейших корпораций в Америке — включая IBM, Lucent tech nologies, Xerox, AT&T, Hewlett-Packard, Deloitte и Mobil где предлагается уход за детьми и стариками в семьях сотрудников.
Профессии с высоким уровнем стресса
Исследователь Роберт Карасек и его коллеги, изучая профессиональный стресс, выявили профессии, где уровень стресса очень высок, возможность принятия решений крайне низка, а требования к работникам очень высоки. Примеры психологических требований: быстрая работа и ее большой объем. Ниже перечислены виды деятельности с наиболее высоким и наименее низким уровнем стресса.
Максимальный уровень стресса: электрик, фальшивомонетчик, кассир, электронщик, повар.
Минимальный уровень стресса: архитектор, дантист, лесник, терапевт, сборщик дета лей.
Является ли ваша профессия той, где от вас ожидают, что вы будете полностью выкладываться, но практически не позволяют принимать решений о том, каким образом вы будете это делать? Если это так, то, возможно, вам стоит задуматься, хотите ли вы испытывать стресс и напряжение, которые может повлечь за собой эта работа