42
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г. Р. ДЕРЖАВИНА
Р.С. ЧЕРКАСОВА
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ПСИХОЛОГА
Методологические и методические аспекты
профессиональной деятельности психолога
Учебное пособие
Тамбов 2010
УДК15(075.8)
ББК 88 я 73
В 24
Автор-составитель кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии Р.С.Черкасова (Апенок)
Научный редактор заслуженный работник высшей школы РФ кандидат психологических наук профессор В.Н.Косырев
Введение в профессию психолога. Учебно-методический комплекс/ Р.С.Черкасова (Апенок); М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина». Тамбов, издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010. 46 с,
Настоящий лекционный курс является вводным в системе работы по подготовке студентов-психологов и в значительной степени влияет на формирование профессионального мировоззрения будущего специалиста. Студенты получают первоначальное представление о специфике психологии как науки и как профессии, о методах психологического исследования и о практическом применении психологических знаний. Задачи курса: познакомить студентов с основными теоретическими и практически проблемами психологической науки, акцентировать внимание на методологических аспектах деятельности психолога, дать представление о методах психологического исследования, пробудить и углубить интерес к психологии и предмету ее изучения, способствовать рациональной адаптации будущих специалистов. Пособие также может быть полезным для широкого круга читателей, интересующихся психологией.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
II. Психология наука о сознании
... синдрома эмоционального выгорания или профессиональных деформаций. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Этапы развития психологии как науки I. Психология- наука о душе Психология зародилась в недрах философии, и первые представления ... всё непонятное в жизни человека. Основателем психологии по праву считают Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). II. Психология наука о сознании Начиная с ХVII века в ...
Лекция 1. Понятие о психике.
История развития знаний о психике
Психика в свете современных представлений
Единство соматопсихической организации человека.
Использованная литература
Контрольные вопросы
Лекция 2. Понятийный аппарат науки. Специфика научного знания.
Основные научные понятия и их взаимосвязь.
Специфика научного знания.
Место психологии в системе наук.
Междисциплинарные исследования и их роль в развитии психологии. Использованная литература
Контрольные вопросы
Лекция 3. Предмет и объект психологии как науки. Специфичность психического отражения
Предмет и объект современной психологии.
Специфичность психического отражения.
Использованная литература
Контрольные вопросы
Лекция 4. Методы психологического познания
Непосредственное и опосредованное познание. Понятие о рефлексии и интроспекции.
Современные методы психологического исследования.
Использованная литература
Контрольные вопросы
Лекция 5. Психология как область практического использования
Способы психологической помощи клиенту
Модели психологической помощи
Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов.
Методы психологической коррекции и психотерапии
Использованная литература
Контрольные вопросы
ВВЕДЕНИЕ
Итак, вы приступаете к изучению психологии, этой таинственной науки, которая касается каждого человека и каждый в той или иной степени считает себя психологом.
Психология имеет недолгую историю, но давнее прошлое. Как самостоятельная наука она сформировалась в конце X1X века; но корни психологических взглядов на человека уходят далеко в прошлое, когда психология развивалась, как принято говорить, в недрах других наук, в основном, в русле философии. Правильнее было бы говорить о том, что в древности существовало синкретичное (нерасчлененное) знание, и психологические представления наряду с другими существовали как часть этого знания.
Что же изучает психология? Это слово в переводе с греческого обозначает «наука о душе». Название «психика» происходит от греческого слова psyche – душа, дыхание, бабочка. Это олицетворение человеческой души и дыхания. Психею изображали в виде пара и испарений, позднее – в виде бабочки или девушки с крыльями бабочки. Душа покидала тело после его смерти. Понятие «душа» рождается у пифагорейцев – последователей древнегреческого философа, математика, музыканта и мистика Пифагора. Предполагается, что Пифагор написал сочинение «О душе», которое не сохранилось. Душа считалась бессмертной, но погребённой в теле, как в гробнице, и освобождающейся после смерти тела.
Исправительная психология (пенитенциарная). Лекция 10
... тенденций - воспитательная работа с осужденными стремление перевоспитать осужденных, изменить отношение человека к миру, людям, закону и тд. Чаще всего это достигается привлечением заключенных к вере ... 7-ой темы будем отвечать. Посмотреть дополнительный материал по допросам, по мнемической помощи, посмотреть виды допросов (шахматный, перекрестный), экспертизы, посмотреть Парфюмера (причины это ...
Термин «психология» введён немцем Христианом Вольфом в Х1Х веке. В конце Х1Х века появились и первые специалисты, называвшие себя психологами.
Психология – это наука о закономерностях развития психики вообще и одновременно она является наукой об особенностях развития психики конкретного человека в реальных обстоятельствах его жизни. Основные проблемы психологии как относительно молодой, развивающейся науки – вопрос о предмете и методах психологии, о соотношении теории и практики и вопрос о специфике и сущности психического.
Известно, что в современной психологии нет единой картины человека. Изучая психику человека, исследователь — теоретик обычно сужает круг изучаемых проблем, или, как принято выражаться, определяет предмет своего исследования. Это привело к формированию нескольких классических психологических направлений, и в каждом из них выработан свой подход к исследованию человека и выработаны методы помощи ему. Это приводит к тому, что человеческая психика изучается как бы по частям, с одной из сторон.
В ситуации оказания психологической помощи человек воспринимается специалистом-психологом в его целостности. Психолог-практик объективно нуждается в комплексном подходе к человеку. Развитие практической психологии постепенно привело к осознанию необходимости целостного (холистического) подхода к человеку вообще и к психологическим его особенностям в частности, что обусловило взаимодействие пограничных наук и появление новых областей знания. Целостный подход к человеку предъявляет особые требования к научной компетентности психолога — практика. Кроме того, в ситуации психологической помощи успех воздействия определяется потенциалом личных возможностей специалиста. Поэтому говорят, что главным инструментом психолога-практика является его личность.
Существует два мира – мир физический и мир психический. В сущности, они едины и взаимосвязаны, но мы зачастую не замечаем этого единства и этой взаимосвязи. Наше тело также подчиняется физическим законам и, следовательно, является физическим телом. Психика человека обладает одной особенностью: она не поддаётся наблюдению со стороны. Это обстоятельство во все времена вызывало споры о том, является ли наше познание мира и человека правильным, адекватным, существует ли вообще «душа» (психика), материальна она или нет, возможна ли как самостоятельная дисциплина наука, изучающая то, что мы не воспринимаем непосредственно с помощью органов чувств. И если это нечто всё-таки существует, то каковы его отношения с телом, что в их существовании общего и чем они отличаются? Не менее важным является вопрос о том, как изучать психическую реальность, какими должны быть методы исследования психического. Эти и другие вопросы до сих пор окончательно не решены. Да и не существует в науке окончательных решений. Всё сказанное выше свидетельствует о том, что психическая реальность – самая сложная из всех существующих, и наука психология – одна их самых интересных, сложных и перспективных наук. Впрочем, автор данного пособия судит об этом пристрастно. Вопрос о том, так ли это на самом деле, читателю предстоит решить самостоятельно.
Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки
... миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. На втором этапе развития психологии как науки сначала ... Ломов выдвинул главные категории психологии: отражение, деятельность, личность, общение, понятия «социальное» и «биологическое». Выявление связей социальных и природных свойств человека — еще одна задача психологии. С областью явлений, ...
ЛЕКЦИЯ 1. ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ
- История развития знаний о психике
- Психика в свете современных представлений
- Единство соматопсихической организации человека.
История развития знаний о психике
В древности понятие «душа» связывалось с дыханием. Душа – это то, что одушевляет тело, делает его живым. С уходом души из тела наступает смерть. Существование души в древности было несомненным, хотя до нас не дошли конкретные сведения, что же это такое. Неразделённость души и тела, характерная для древнегреческих представлений о психике, выражалась в том, что тело пронизано дыханием. Впоследствии эта слитность как идея человеческой природы утратилась.
В греческой мифологии Психея – супруга Эрота, бога любви. Миф о любви Эрота и Психеи дошёл до нас в пересказе древнеримского писателя Апулея (около 124 г. до н.э.).
У одной царской четы было три дочери, младшая из которых отличалась неземной красотой. Разгневанная немыслимой красотой простой смертной девушки, Афродита велела своему сыну Эроту ранить сердце Психеи стрелой любви к самому отвратительному мужчине на свете. Когда отец спросил у Дельфийского оракула, как найти жениха для своей дочери, оракул велел ему отвести Психею в свадебном платье на высокую скалу, и там за ней придёт чудовищный чешуйчатый дракон. Когда Эрот увидел Психею, он был пленён её красотой и забрал её в свои чертоги. Он взял слово с Психеи, что она никогда не будет пытаться увидеть его лицо. Между тем сёстры пришли на скалу оплакивать Психею. Она попросила мужа о свидании с ними, но он пригрозил ей серьёзными испытаниями. Однако Психея встретилась с сёстрами. Эрот покинул Психею, т.к. она раскрыла тайну сёстрам. Психея бросилась в реку, но река вынесла её на берег. Мать Эрота Афродита наказала Психею и дала ей три невыполнимых задания, с которыми она справляется с помощью сил природы. Однако Психея снова нарушила запрет и открыла баночку с волшебной мазью, в которой оказался «стихийный подземный сон». Она заснула вечным сном. Тем временем Эрот пустился на поиски Психеи. Увидев Психею, он снял с неё сон, пробудил её и велел отнести баночку с мазью Афродите, а сам бросился к своему отцу Зевсу с просьбой не разлучать его с Психеей. Зевс даровал Психее бессмертие.
Вопросы о смертности или бессмертии души, о субстанциональности души, о разновидностях душ, об уровнях души, о связи души и тела, о её свойствах и проявлениях значительный период времени были предметом размышлений философов Древней Греции. Уже в древних источниках прослеживаются две линии развития представлений о психике: философская и естественнонаучная.
Восточные мыслители иначе представляли себе ту реальность, которую мы называем психической реальностью. На Востоке (в Индии, Китае, Тибете) не существовало понятия о душе. Человек представлялся состоящим из нескольких (чаще из семи) тел, или оболочек. Первая, самая грубая, воспринимаемая органами чувств человека оболочка называлась физическим телом, вторая, придающая форму физическому телу, — эфирно-энергетическим телом. Третья и четвёртая оболочка соответственно носили название астрального тела (тело чувств) и ментального тела (тело мыслей).
Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики
... навозные шарики. Многие перепончатокрылые и некоторые двукрылые откладывают яйца в тела других животных (преимущественно насекомых). Своеобразие этой формы запасания корма позволило ... поведение Комфортное поведение объединяет поведенческие акты, направленные на уход за телом. Комфортное поведение является неотъемлемой частью жизнедеятельности здорового животного. Нарушение комфортного поведения ...
Всё вместе это называлось низшими принципами человека. К высшим принципам относились тело высших эмоций, тело высших мыслей и монада, или высшая индивидуальность человека. В большинстве учений Древнего Востока все эти оболочки представлялись материальными телами, которые различались лишь тонкостью субстанции и уровнем осознанности.
В Древней Руси считали, что личность человека – Собь (Особа) – состоит из трёх частей (Ядер Сознания).
Нижняя часть – Нижний Дом (Живот, Медное Царство) символизировал, по-видимому, морфологическую и физиологическую индивидуальность человека; Средний Дом (Сердце, Серебрянное Царство) был символом чувственного и эмоционального начала; Верхний Дом ( Безмолвная София, Золотое Царство) – рациональное и разумное начало. В русской традиции считается, что в человеке имеется Божественная сущность, замутнённая во время жизни множеством личин. К человеческой личности относились как к набору личин, от которых человеку надо помочь очиститься, вместо того чтобы его воспитывать. И чем больше по мере чистки будет уходить мутность, тем больше будет проявляться Божественная Сущность. Проявлениями личности (Соби) считались все формы поведения, включая болезни, индивидуальные особенности человека и само человеческое тело. Очевидно, что телесное и душевное начало в человеке не разделялись. В Древней Руси существовали также особые способы помощи человеку, основанные на представлениях о личности.
В Западной Европе XV1 — XV11 веков Рене Декарт и его последователи стали говорить не о душе, а о сознании как предмете психологии. Зигмунд Фрейд в начале XX века выдвинул концепцию бессознательного психического. В середине XX века предметом психологии было провозглашено поведение человека как реакция на внешние раздражители. В это время происходит бурное развитие различных направлений психологии, каждое из которых выдвигает свой предмет исследования, свою систему понятий и свою концепцию психической реальности. Это привело к непониманию в среде психологов и получило название открытого кризиса в психологии.
Психика в свете современных представлений
Отечественная психология XX века развивалась в значительной степени автономно и выработала своё понимание объекта и предмета психологии. Объектом исследования является психика – особая форма отражения мира, присущая высокоорганизованным существам, Предмет исследования на разных этапах развития отечественной психологической науки формулировался по-разному. В настоящее время традиционным в отечественной психологии является представление о психике как о функции мозга, которая заключается в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ – это субъективное отражение объективной действительности, целостное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, её информационная модель, используемая для регуляции жизнедеятельности.
Психические явления как отражение действительности
... красивые женщины). Восприятие, его основные свойства и закономерности Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных ... ориентировочно является "рефлекс", или "рефлекс что такое?". (На неожиданный сигнал человек сразу реагирует, срабатывает рефлекс).2. Произвольное внимание - это целенаправленная сосредоточенность сознания ...
Вся материя обладает свойством отражения, т. е. способностью отвечать на воздействия. Отражение условно делят на пассивное и активное отражение. Формы отражения зависят от форм существования материи. В неживой природе отражение может выступать в виде механического (след ноги на песке, выветривание), физического (зеркальное отражение, земное притяжение) или химического (растворение вещества в воде) взаимодействия тел или вещества. Живой материи присущи биологические формы отражения, а на определённом этапе её развития возникает психика как высшая форма отражения. Свойства психического отражения: оно активно воздействует на среду, дает приблизительно правильную копию действительности и отражает явления действительности не только в момент их непосредственного воздействия, но и после него. Вместе с тем отражение обладает чертами, которые присуще ему на всех уровнях отражения материи – от неживой природы до человеческого общества. Отражение является продуктом взаимодействия и его результатом. Но если взаимодействие предполагает как прямой, так и обратное воздействие, то отражение представляет собой такое соотношение между сторонами взаимодействия, при котором одна из сторон так отвечает на воздействие другой, что особенности последней воспроизводятся в ней. Отражение — способность материи воспроизводить особенности одного предмета в особенностях другого. Отражение как процесс включает в себя три составляющих – отражаемое, отражающее и отображение (образ, результат отражения), между которыми существуют определённые отношения. Отражаемое обладает активностью. Ведь для того, чтобы быть воспроизведённым, отражаемое должно вступить во взаимодействие с отражающим, т.е. воздействовать на него. В процессе отражения оно воспроизводится «внутри» отражающего, закрепляясь в его внутренней структуре, изменяя его и принимая форму отображения (образа).
Функция отражающего состоит в том, чтобы более или менее адекватно воспроизвести особенности отражаемого. Активность отражающего существенно отличается от активности отражаемого. Чтобы быть отражающим, предмет должен быть способен воспринимать внешнее воздействие и преобразовывать, трансформировать его. Отображение, образ является результатом отражения, т.е. тем новым и относительно самостоятельным явлением, которого ранее в реальной действительности не существовало.
Высшей формой психического отражения является сознание человека. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует своё поведение. Эмпирически сознание проявляется как поток чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте. Оно характеризуется, согласно А.В. Петровскому, тем, что, во-первых, представляет собой совокупность знаний о мире, во-вторых, оно является способностью индивида различать субъект и объект (см. лекцию 2), в-третьих, предполагает возможность целеполагающей деятельности. Специфических методов изучения сознания не существует в связи с особой сложностью его предмета. Понятие психики шире, чем понятие сознания, т.к. психика включает в себя сферу бессознательного (подсознания и надсознания). Бессознательное – форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к нему субъекта не разделяются. Отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта, поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль поведения. Другими словами, бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных раздражителями, в которых субъект не отдаёт себе отчёта. Проявления бессознательного – эмоциональное заражение, сопереживание, интуиция, сновидения, привычные действия, субсенсорные (неосознаваемые) раздражения, гипноз. Сознание и бессознательное считают разными ступенями психики, однако между ними существуют многочисленные связи. Чаще всего – это вытеснение в подсознание (например, забывание негативных переживаний) и доведение до сознания (осознание).
Психология человека в Исламе
... кровной мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя ... 15 Список литературы:............................................................................. 16 Введение. Тема представленной работы – “Психология человека в Исламе”. Ислам - многогранная и мудрая религия, со своими, ...
Большой вклад в проблему бессознательного внёс Зигмунд Фрейд и его последователи.
Единство соматопсихической организации человека.
Ещё Аристотель в своём трактате «О душе» писал о том, что душа и тело взаимосвязаны. Современные исследователи также приходят к выводу, что «…и соматическое, и психическое в человеке определяется действием многих общих социальных и биологических факторов» (17, 10).
И.Акинщикова, отмечая невозможность отдельного самостоятельного развития тела и психики, пишет: «…каждому качественному этапу развития сомы [тела] соответствует определённый этап в развитии психики, и это правомерно как для фило-, так и для онтогенеза живых систем» (8, с. 3-4).
Многие патологические состояния обусловливаются психическими особенностями и проблемами психологического плана, и наоборот, соматические заболевания приводят к психологическим нарушениям. Подобные взаимосвязи изучает наука психосоматика – область междисциплинарных исследований (философии, физиологии, медицины и др. наук), направленных на изучение взаимосвязи сомы (тела) и психики. Термин «психосоматика» введён в 1918г. (И. Хайрот).
Задолго до возникновения внимания к этой проблеме в науке она существовала как область обыденной психологии. Мыслители обнаружили связь между особенностями строения тела человека и особенностями его психики. Они заметили, что самочувствие или душевное состояние человека влияет на его тело, и наоборот. Эту зависимость использовали на практике представители религии, медицины и педагогики. Каждая из этих наук решала свои задачи воздействия на человека, вырабатывала особую технику влияния на него. Например, и в религии, в педагогике, и в медицине есть такие способы воздействия на тело человека, как позы – поза для осуществления религиозных обрядов, поза во время урока, повторяющиеся движения в лечебной физкультуре. В современной медицине выделяется ряд психосоматических заболеваний, например, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, туберкулёз лёгких, сахарный диабет, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, в лечении которых необходимо участие психолога. Немецкий врач Теппервайн выражает уверенность, что за каждой болезнью скрывается психологическая проблема. В.В. Николаева считает, что в настоящее время особого внимания требует изучение отношений между психикой и телом у нормально развивающегося человека. Представляет также интерес изучение патологического развития личности, например, личность преступника, во взаимосвязи с его телесностью.
Социология семьи как наука. Концептуальные подходы к исследованию семьи
... отношений между полами (Х. Хартман, США). В отечественной науке отсутствие в течение длительного времени исследований проблем семьи как института воспроизводства населения также было ... отношений в семье как малой социальной группе. Теоретической основой микросоциологических исследований семьи выступают символический интеракционизм, теория обмена, этнометодология, психоанализ и социометрия. ...
Американский психолог А. Лоуэн пишет: «Идея о том, что мыслительные процессы принадлежат к одной области, так называемой психологии, а физические процессы – к другой, так называемой медицине органов, не согласуется с моделью принципиальной целостности человеческой личности. Такой взгляд – результат отделения духа от тела и ограничение его сферой сознания… Единственным способом справиться с этим нарушением целостности человека является возвращение психики в тело человека. Здесь было её первоначальное место. Единство тела и духа выражено в греческом корне -psyhein — что означает дыхание. Целостный взгляд на человеческий организм привёл бы к признанию того, что тело пронизано духом, который оживляет психику и контролирует его работу» (5; 215).
ЛИТЕРАТУРА
- Акинщикова Г.И. К вопросу о психофизической проблеме //Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека. Пермь, 1982, с.3-5.
- Антропогенетика, антропология и спорт // Материалы второго Всесоюзного сипмозиума. Винница, 1980. 426 с.
- Аристотель. Соч. в 4 томах. Том 1. О душе. М.: 1975.
- Гуревич П.С. Философия: учебник для психологов. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 1128 с.
- Лоуэн А. Психология тела. М., 1997.
- 4. Немов Р.С. Психология: учебник для вузов. В 2 книгах. Книга 1. М., Просвещение,1994. 576 с.
- Николаева В.В.Влияние хронической болезни на психику. М.: 1987.
- Общая психология: в 7 томах. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 352 с.
- Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1995.496 с.
- Пугач Г.В. Познавательная активность человека: сущность, природные и социальные предпосылки. М.: Изд-во Политической литературы, 1985.96 с.
- Теппервайн К. О чём хочет сказать твоя болезнь. Язык симптомов. М., 1996.
- Соловьёв А. Гуляй, душа! / Свет, 1999,№ 4, с. 64-66.
- Якунин В.А. История психологии: учебное пособие. СПб., Издательство Михайлова В.А., 1988. 376 с.
Контрольные вопросы
1.Что такое душа в представлении мыслителей древности?
2.Как менялись представления о предмете психологии в Западной Европе?
3.Что являлось предметом психологии в отечественной психологической науке?
4. Что такое психическое отражение?
5. Что называют психическим образом?
6. Назовите свойства психического отражения.
7. Что такое сознание и бессознательное?
8. Назовите характеристики сознания.
9. Что такое психосоматика?
Лекция 2. Специфика научного знания. Понятийный аппарат науки.
Основные научные понятия и их взаимосвязь.
Специфика научного знания.
Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.
Междисциплинарные исследования и их роль в развитии психологии
Основные научные понятия и их взаимосвязь.
Понятийный аппарат науки — это основа всякого знания. Научные понятия представляют собой слова, имеющие определённое значение и специфический для данной науки смысл, понятный всем профессионалам в данной области. Понятийный аппарат науки представляет собой систему понятий, отражающую характер их взаимосвязи. Рассмотрим основные научные понятия, с которыми имеет дело как студент, так и маститый учёный в любой области научного знания.
Методы психолого-педагогических исследований
... Учение о научном методе познания (совр. словарь иностранных слов). Совокупность методов, применяемых в науке (совр. словарь иностранных слов). Обычно под методом научных исследований понимают определённый путь ... опираясь на достигнутое. Анализ педагогической литературы в научном исследовании выполняет такие функции как: 1. выявление ценностей науки, ее достижений и недостатков, ошибок и пробелов; 2. ...
Наука – вид деятельности, направленный на добывание новых знаний о мире, их систематизация, классификация и обобщение. Наука имеет дело с фактами. Факт — это нечто свершившееся. Факты называют воздухом науки, её строительным материалом. Необходимо отличать факт от мнения о нём, факт и его объяснение.
Непосредственная цель любой научной дисциплины – познание нового, т.е. открытие существующих в мире закономерностей. Познание нового осуществляется с помощью методов научного исследования. Метод – путь, способ познания. В каждой науке имеются свои методы исследования. Следовательно, методы научного познания – это способы получения новых знаний. Существует крылатое выражение, подчёркивающее значение методов познания: «Результаты – это памятники, методы – это орудие».
Закономерность, или закон – устойчивые связи между явлениями действительности, повторяющиеся в однотипных объектах и сходных условиях. Закономерности позволяют объяснить происходящие в мире события и действовать в соответствии с ними. Связи между явлениями действительности бывают явными и скрытыми. Законы входят в состав теорий.
Теория – целостное представление об определённой области действительности, внутренне непротиворечивая сумма знаний о некотором фрагменте реальной действительности. Теория представляет собой высшую форму научного знания.
Углубленному изучению какого-либо явления предшествует выдвижение гипотезы (предположения, объяснения).
Гипотеза – предварительная попытка – объяснить причины существования связей между явлениями и механизмов их взаимодействия. При выдвижении гипотезы исходят из имеющихся, доступных изучению фактов и теорий. Гипотезы бывают описательными и объяснительными. Наибольшую ценность представляют объяснительные гипотезы, т.к. они затрагивают вопрос о причинах существования связей.
VVEDENIE_2_ChAST_Word — Стр 2
В научном исследовании выделяют также познавательную проблему — противоречие между имеющимися и потребными знаниями, которое должно быть разрешено в процессе научного исследования.
В самом общем виде научное исследование имеет следующую последовательность: подготовительный этап (постановка проблемы и её изучение – сбор фактов, изучение литературы, выдвижение гипотезы), основной этап (выбор методов и проведение исследования, анализ и интерпретация данных исследования), заключительный этап (выводы и рекомендации).
Как видим, процесс научного познания имеет определённую последовательность и устоявшуюся структуру.
Потребность в познании – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Существует несколько разных способов удовлетворения этой потребности: различают научное познание, обыденное познание, художественное познание, философское познание, религиозное знание. Рассмотрим отличия научного познания от других его видов.
Обыденное познание осуществляется в рамках повседневной жизни и базируется на эмпирическом обобщении (когда обобщаются непосредственно наблюдаемые факты и явления).
В научном познании используется теоретическое обобщение, опирающееся на скрытые существенные связи, выходящие за рамки непосредственных наблюдений. Это первое отличие обыденного познания от научного. Второе отличие заключается в том, что житейский опыт индивидуален, единичен, а наука стремится к универсальности и обобщениям. Третье отличие состоит в том, чт обыденное познание добывается для практики, а в научном познании знание представляет самостоятельную ценность. Наконец, четвёртое отличие в том, что в обыденном познании не используются специальные методы, тогда как всякая наука имеет свои методы исследования.
Художественное познание образное, конкретное знание о мире, добываемое средствами искусства, а научное познание –абстрактное, обобщённое знание(1); в художественном познании значителен элемент субъективности, тогда как научное познание стремится к объективности (2); художественное познание имеет индивидуальный, уникальный характер, наука является плодом коллективного труда и стремится к универсальности (3).
Философское познание имеет абстрактный характер и оперирует категориями с наиболее широким объёмом понятий, научное знание более конкретно и имеет более обобщённый характер(1);в философии значительна доля доопытного (априорного) знания, научное знание добыто в основном опытным путём, это апостериорное знание (2); философия имеет межнаучный характер, являясь методологией науки вообще, научное знание имеет конкретнонаучное значение(3).
Религиозное знание основывается на и опыте непосредственного общения с Природой, Богом и на вере, научное знание – знание, основанное на фактах, оно носит опосредованный характер (1); в религиозном познании много необъяснённого и необъяснимого и в целом она не стремится к объяснению происходящего, тогда как главная цель науки- объяснение, разрешение противоречий (2); в религии велика роль догм – застывших, неизменных положений, любая научная теория со временем устаревает и входит в состав более общей теории, при этом главная цель науки – поиск нового знания (3); в религии велика роль внешней обрядовости, в науке минимум внешних ритуалов (4).
Таким образом, наука – это область человеческой деятельности, занятая созданием системы знаний о человеке, природе и обществе (2).
Наука – это особенное отношение к миру, нацеленное на сущее как таковое. (Хайдеггер).
Современное научное знание представлено совокупностью естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, распавшихся на множество отраслей. Это многообразие отраслей в настоящее время затрудняет формирование целостной картины мира и человека и скрепляется, по мнению Хайдеггера, только необходимостью обучения новых научных кадров и сохраняет своё значение в силу практической значимости отраслей.
Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.
Психология как самостоятельная наука выделилась из конгломерата других наук довольно поздно, в конце X1X века. Долгое время она подпитывалась философскими идеями, так что до сих пор ряд проблем являются общими для философии и психологии, например, проблема свободы воли, соотношение индивидуального, особенного и единичного. С развитием естественных наук психология всё в большей степени испытывает их влияние. Ещё в X1X веке И.М.Сеченов полемизировал с К.Д. Кавелиным по поводу того, кто должен развивать психологию – философы или естествоиспытатели. В XX веке психологов волнуют вопросы соотношения биологического и социального в психике человека, различия в психике человека и животных, проблема взаимосвязи соматического и психического. Возникает ряд пограничных проблем с биологией, генетикой, морфологией, позднее с экологией, которые стимулируют развитие таких отраслей психологии, как зоопсихология, психогенетика, психосоматика и другие. Психология испытывает также влияние социальных наук, таких, как этика, социология, политология и др. Так, в первой половине ХХ века исследователи пытались решить вопрос о том, является психология биологической или социальной наукой, какова роль биологических и социальных факторов в формировании психологических признаков, какова доля наследственных и средовых влияний в их развитии.
Отечественный философ Б.М.Кедров представил классификацию наук в виде треугольника, вершину которого составляют естественные науки, нижние углы – общественные и философские науки, две стороны треугольника символизируют технические науки и математика, а психология расположена в центре и испытывает влияние всех наук. Швейцарский психолог Ж. Пиаже считает, что связи психологии с другими науками должны быть двусторонними, т.к. психология, несомненно, вносит свой вклад в развитие других наук.
В результате взаимодействия с другими науками психология разделилась на ряд отраслей. Отрасли психологии, считает Е.Е.Соколова, могут быть объединены в систему, фундаментом которой являются общая психология и история психологии, которые занимаются наиолее общими вопросами психологической науки. Эти отрасли могут быть названы фундаментальными, в отличие от прикладных, которые имеют целью решения более конкретных психологических проблем (возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, психология личности и т.д.).
Фундаментальные и прикладные отрасли отличаются более или менее тесной связью с практикой, т.е. решают разные задачи. Задачи психологов-исследователей также могут быть разделены на теоретические (построение психологической концепции или обоснование определённой психологической категории), методологические (разработка способов исследования) и эмпирические (методики и организация исследования ).
Отрасли психологии принято делить на три группы по разным основаниям классификации. Так, по характеру деятельности выделяют психологию труда, педагогическую психологию, инженерную психологию, медицинскую психологию, космическую психологию, юридическую психологию , психолингвистику, психологию управления и др. По принципу развития выделяют возрастную психологию, психологию развития, акмеологию, геронтопсихологию, сурдопсихологию тифлопсихологию, зоопсихологию, олигофренопсихологию, по принципу отношения личности и общества – психологию личности, социальную психологию, семейную психологию, политическую психологию и др.
Междисциплинарные исследования и их роль в
развитии психологии
Психологию достаточно долго не признавали как самостоятельную, «взрослую» науку, что связано с тем, что психические явления недоступны для восприятия органами чувств человека. В качестве самостоятельной науки её отрицали философы (Иммануил Кант), а физиологи в ХХ веке по указанию Сталина пытались представить психологию как одну из ветвей физиологии. Опасность «отмены» психологии в нашей стране существовала вплоть до 1962 года. Психология же «по молодости лет» охотно шла на контакты с другими науками, что представляло обоюдную выгоду и для психологии, и для представителей других областей знания. Известно, что открытия чаще всего происходят на стыке наук. Сравнение данных разных наук о человеке приводит к целостному пониманию законов его развития. Роль психологии в интеграции представлений о человеке является особенной, ведь в человеке есть все уровни организации материи (В.В.Орлов,1974).
Для современной науки характерно сосуществование двух тенденций в развитии – стремление к интеграции научных знаний и интерес к их дифференциации, углубленному анализу в пределах одной научной дисциплины, одного исследования. Интегративный подход отражает реальные связи, существующие в природе и обществе. Развитие знаний о человеке привело к дифференциации и специализации наук, что сыграло свою роль в углублении знаний о человеке. Тем не менее накопленные новые факты не поддаются объяснению с точки зрения какой-либо одной науки о человеке, отдельно взятой. Расчленение науки о человеке, насколько необходимое, настолько и вынужденное, условное, может способствовать раскрытию основных закономерностей ее развития. Естественно, что дифференциация науки сопровождается стремлением к её интеграции, синтезу. Это касается как психологических концепций, так и практики психологической помощи. Интегративный подход к теоретическому изучению человека особенно характерен для отечественной науки (1).
До того, как психология утвердилась в статусе самостоятельной науки, появились специалисты, называющие себя психологами, в числе исследователей психологических проблем встречались имена философов, врачей, педагогов, юристов, естествоиспытателей, священников, историков, экономистов и др. В настоящее время наблюдается очередной всплеск интереса к психологии специалистов из других областей. Так, кандидат экономических наук Б.Исхаков пытается объяснить психологические проблемы, используя математические уравнения Шреддингера (1).
В.Ю. Тихоплав и Т.С.Тихоплав рассматривают психологические феномены в связи с новейшими достижениями теоретической и экспериментальной физики и биологии(3).
Таким образом, психологические знания обогащаются фактами, накопленными в других областях науки о человеке, прослеживаются связи, которые невозможно обнаружить в пределах одной науки, растёт число отраслей психологии. В результате психология не только испытывает влияние со стороны других, более «старших» наук, но и оказывает на них всё большее влияние. Возрастает статус психологии как науки, расширяются её возможности и перспективы.
ЛИТЕРАТУРА
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки. Л.: Вестник ЛГУ, 1962, № 23.
- Гуревич П.С. Философия: учебник для психологов. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 1128 с.
- Исхаков Б. Где обитает мысль? //Молодой коммунист, 1989, № 10, с. 58-63.
- Общая психология: в 7 томах. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 352 с.
- Орлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь,1974. 211 с.
- Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: 1998.
- Тихоплав В.Ю., Типоплав Т.С. Физика веры. М.: Аст-Астрель, СПб.: Издательство «Весь». 2005. 246 с.
Контрольные вопросы
1. Что такое наука?
2. Какова цель науки?
3.Что такое метод исследования?
4. Что такое закономерность?
5. Что такое теория?
6. Что такое гипотеза?
7. Что такое познавательная проблема?
8. Какова последовательность научного исследования?
9. Назовите отличия научного познания от философского познания.
10. Назовите отличия научного познания от художественного познания.
11. Назовите отличия научного познания от обыденного познания.
12. Назовите отличия научного познания от религиозного знания.
13. Когда появилась психология как самостоятельная наука?
14. Какие отрасли психологии вы знаете?
15. Назовите основания классификации отраслей психологии.
16. Какова роль междисциплинарных исследований в развитии науки?
17. Каковы основные тенденции современной науки?
ЛЕКЦИЯ 3. Предмет и объект психологии как науки.
Предмет и объект современной психологии
Специфичность психического отражения
Всякая наука считается таковой, если она определила свой предмет и методы его исследования. Основным методом изучения души была интроспекция (самонаблюдение).
Но человек, наблюдающий за собственными переживаниями, мыслями и действиями, должен чётко осознавать, что он делает. Однако постепенно исследователи приходили к выводу, что в психике присутствует, кроме сознательного, и бессознательное, неосознаваемое начало, которое самонаблюдению не поддаётся. В период расцвета естественных наук для изучения психических явлений стали использовать внешнее наблюдение за психическими проявлениями людей и эксперимент. Внедрение эксперимента для изучения психических проявлений связано с именем Вильгельма Вундта, хотя он не был первым исследователем, который это сделал. В 1879 году Вундт открыл первую психологическую лабораторию, затем кафедру психологии, начал издавать первый психологический журнал. Его ученики, приезжающие в лабораторию из разных стран, стали называть себя психологами, а психология приобрела статус самостоятельной науки. Предмет психологии, как уже говорилось несколько раз претерпевал изменения, что связано с непохожестью психических явлений на те проявления физического мира, которые доступны для восприятия органами чувств человека. В связи со спецификой психических явлений психология долго не выделялась в самостоятельную науку. Современные исследователи имеют дело с объектом познания и предметом познания. Объект познания — та сторона реальности, на изучение которой направлена наука; предмет познания – это то, что конкретно изучается, т.е. представление о том, какими сторонами представлен в науке изучаемый объект. Выделяют также субъект познания: это тот, кто познаёт.
Итак, объект изучения психологии – это психика, или психические явления. Они делятся на три большие группы – психические процессы, психические состояния и психические свойства, или образования. Первая группа включает познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение) и эмоционально-волевые процессы ( эмоции, чувства, воля).
Существует несколько классификаций психических состояний, в частности, выделяют благоприятные и неблагоприятные психические состояния. К благоприятным состояниям относятся состояния удовлетворённости, уверенности, эмоционального подъёма, вдохновения, к неблагоприятным — стресс, перенапряжение, раздражение, апатия, депрессия, разочарование и др. К группе психических свойств личности относят темперамент, характер, способности, направленность личности. Современные исследователи приходят в выводу, что предмет психологии- самый трудный и загадочный из всего того, что есть в мире, т. к. наука психология одна из самых сложных наук вообще. Широко известны слова А. Эйнштейна о том, что решение физических проблем – это детская игра по сравнению с научно — психологическим исследованием детской игры (5).
Представители каждого направления психологии выдвигали свой предмет исследования. Предмет практической психологии — индивидуальность, неповторимость личности конкретного человека.
Специфичность психического отражения.
Психика как особая форма отражения мира характеризуется, во- первых, тем, что субъект и объект познания сливаются. Существует выражение, что человек — это часть природы, познающая самоё себя. Во-вторых, фундаментальное свойство психических явлений — их непосредственная представленность субъекту. Мы осознаём с большей или меньшей ясностью свои психические проявления. В третьих, особенность психических явлений в том, что они в своей основе недоступны непосредственному наблюдению со стороны. Нельзя увидеть непосредственно память, нельзя потрогать эмоции или воображение. Психическая реальность становится доступной для наблюдателя через свои косвенные проявления (рисунок, музыку, поступок, поведение, движение, мимику, жест).
Становится понятным, почему именно интроспекция долгое время была единственным методом изучения психических явлений. Введение в психологию методов естественных наук привело к бурному развитию естественнонаучной психологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Институт практической психологии, 1996.150 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: МГУ, 1988. 320 с.
Контрольные вопросы
1. Кто внедрил эксперимент в психологию?
2. Дайте определение объекта и предмета познания.
3. Что такое субъект познания?
4. Что является объектом современной психологии?
5. Каков предмет практической психологии?
6. В чём специфика психического отражения?
Лекция 4. Методы психологического познания
Классификация методов исследования
Непосредственное и опосредованное познание. Понятие о рефлексии и интроспекции.
Современные методы психологического исследования.
Классификация методов исследования
Как уже упоминалось, метод исследования представляет собой путь, способ познания той реальности, которая интересует данную науку.
В психологии существует несколько классификаций методов исследования. Например, И.Б. Гриншпун предлагает разделить все методы, которыми пользуется психология, на следующие группы: методы психологического исследования (эксперимент, наблюдение, беседа, психодиагностическое исследование), методы психологической диагностики (тестирование, в том числе с помощью проективных тестов, опрос ) и многочисленные методы психологической коррекции и психотерапии, выработанных в рамках поведенческого, когнитивного, психоаналитического, экзистенциально-гуманистического, телесно ориентированного, трансперсонального направления или в рамках психосинтеза.
Б.Г.Ананьев в рамках возрастной и педагогической психологии предлагает четыре группы методов исследования. Первую группу составляют организационные методы, включающие сравнительный (трансверзальный): продольный (лонгитюдный) и комплексный, являющийся совмещением обоих подходов. Ко второй группе относятся эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, психодиагностические методы, метод анализа продуктов деятельности, биографический, близнецовый, метод создания экспериментальных ситуаций, метод анализа продуктов деятельности и другие. Третью группу составляют методы обработки данных – количественный и качественный, четвёртая группа представлена интерпретационными методами, к которым относятся генетический и структурный методы.
Непосредственное и опосредованное познание. Понятие о рефлексии и интроспекции
Все методы исследования психики существуют в рамках опосредованного познания, т.к. психическая реальность непосредственному наблюдению со стороны не поддаётся.
Первым из известных нам методов познания психической реальности был метод интроспекции (от латинского интро – внутрь, спекцио — смотрю), служивший для изучения души и сознания и считавшийся ранее непосредственным способом восприятия психологических феноменов, открытых непосредственно субъекту познания. Одно из направлений психологии – интроспективная психология – выдвигала точку зрения, что психические явления познаются принципиально иным способом, чем физические. Идеи интроспекции как особого метода познания были обоснованы Рене Декартом, который говорил о непосредственном познании собственной душевной жизни, и Джоном Локком, выдвинувшим концепцию двух типов опыта: внутреннего, или рефлексии, который даёт нам знания о деятельности нашего разума, и внешнего, или ощущения, который даёт нам знания о внешнем мире. С понятием интроспекции связано понятие рефлексии — познания человеком своих психических проявлений через осознание того, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия – знание того, как другой понимает рефлексирующего индивида, своеобразный процесс зеркального отражения людьми друг друга, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнёра по общению, причём в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого партнёра.
Современные методы психологического исследования
Основными методами психологического исследования считают наблюдение, эксперимент, беседу и психодиагностические методы.
Наблюдением в психологии называют целенаправленное, систематическое, планомерное восприятие явлений психической жизни. Достоинством метода является то, что деятельность наблюдаемого протекает в естественных условиях, его недостатками – то, что данные наблюдения невозможно проверить, повторить и создать нужные условия для протекания психических процессов.
Эксперимент – наиболее часто используемый метод исследования. Существуют разные виды экспериментов, основными из которых являются естественный и лабораторный. Лабораторный эксперимент — такой вид эскпериментального исследования, при котором испытуемый знает, что он подвергается изучению. Классические особенности лабораторного эксперимента, являющиеся его достоинствами, заключаются в его повторяемости, возможности варьирования условий эксперимента и создания нужных условий для протекания психических процессов. Недостатками метода является то, что испытуемый знает о проведении исследования и может изменить свои характеристики, а также то, что данный вид исследования требует специального времени и специальных условий проведения. Естественный эксперимент соединяет в себе достоинства лабораторного эксперимента и наблюдения: он протекает в естественных условиях, но при необходимости можно изменить, варьировать или повторить условия эксперимента. Введён в психологию отечественным исследователем А.Ф.Лазурским.
Беседа – метод получения информации на основе словесной коммуникации. Существуют разные виды беседы – от строгой инструкции в эксперименте до свободного общения в консультировании и психотерапии. Разновидностью беседы является метод интервью. Положительными сторонами метода являются непринуждённость, свобода общения, её недостатком – невозможность повторения условий беседы в работе с тем же человеком. Требованиями к методу беседы являются составление предварительного плана, соответствующего её целям и запись результатов.
К психодиагностическим методам относятся тестирование и опрос.
Тест представляет собой стандартизированное испытание, цель которого – установить наличие ( отсутствие) или уровень развития уже известных психических особенностей. Существуют разные виды тестов: тесты определения способностей (определяется уровень развития качества), тесты успешности (определяется степень готовности или уровень обученности), проективные тесты (выявляется наличие определённых психических свойств), тесты достижений (предназначенные для оценки уровня овладения учебным материалом), проективные тесты (предполагающие реакцию на неопределённую ситуацию), клинические тесты, применяемые в патопсихологии, и другие.
Опросники представляют собой методики, состоящие из ряда вопросов. Предназначены для выявления наличия у человека определённых личностных черт (личностные опросники) или направленные на выявление информации об обследуемом, непосредственно не отражающей его личностные особенности (опросники- анкеты, биографические опросники, опросники установок и др.) Опросники перед применением подвергаются проверке на большом количестве испытуемых (стандартизации) и проверке на точность измерения исследуемого свойства (валидизации).
Литература
1.Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Институт практической психологии, 1996.150с.
2. Психологический словарь. Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
3. Психологический словарь. Под ред. В.В.Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
Контрольные вопросы
- Классификафия методов психологического исследования по И.Б.Гриншпун.
- Классификация методов психологического исследования по Б.Г.Ананьеву.
- Понятие об интроспекции и рефлексии.
4. Охарактеризуйте основные методы психологического исследования
Лекция 5. Психология как область практического использования
Способы психологической помощи клиенту
Модели психологической помощи
Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов.
Методы психологической коррекции и психотерапии
Психология есть область производства информации и одновременно — область производства полезных действий определенного рода. Эти области взаимосвязаны. Знание теории и практики, владение навыками экспериментально-исследовательской работы необходимо всем психологам — и теоретикам, и практикам. Для теоретика продукт это новые факты, раскрытие содержания новых феноменов, систематизация понятий, разработка концепций. Человек при этом рассматривается как объект экспериментального исследования, характеристики которого следует подвергнуть анализу. Психологом–практиком человек рассматривается как целостный предмет внимания и заботы, ради которого мобилизуются различные ресурсы науки. Поэтому цель взаимодействия психолога с клиентом заключается в том, чтобы оказать ему психологическую помощь в определенной жизненной ситуации. Существуют различные способы оказания помощи клиенту.
Способы оказания психологической помощи клиенту
Существует несколько традиционных способов оказания психологической помощи клиенту: психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия .
Психодиагностика. Включает проведение психологического исследования, обработку и анализ данных, постановку психологического диагноза и выработку рекомендаций. Особенность этого вида помощи в том, что психолог несёт ответственность за достоверность информации и корректность её сообщения клиенту. Клиент же сам вырабатывает отношение к этой информации и решает вопрос о её использовании.
Психологическая коррекция. Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению (корректированию) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют некоторой «оптимальной модели». Представляет собой организованное воздействие на клиента с целью изменения его характеристик в соответствии с возрастной или официальной нормой развития. Содержание психологической помощи заключается в том, что для клиента разрабатывается индивидуальная программа усвоения какого-либо вида деятельности. Психолог работает с такими понятиями, как возрастная норма и индивидуальный темп усвоения материала. Часто возникают вопросы об этике психологического вмешательства и об уровне знаний о норме. Психолог несёт ответственность за правильность разработанной программы, клиент – за точность выполнения рекомендаций психолога.
VVEDENIE_2_ChAST_Word — Стр 3
Психологическое консультирование (консультативная беседа, или консультативное интервью) направлено на оказание помощи в решении проблем и на личностное развитие клиента. Роль психолога заключается в том, что он помогает человеку принять решение в трудной ситуации. Он также может, при желании клиента, научить его решать возникающие проблемы самостоятельно. При этом психолог-консультант исходит из того, что клиент лучше, чем кто-либо другой, представляет ситуацию и способен при определённых условиях самостоятельно с ней справиться. Ответственность при этом распределяется между психологом и клиентом.
Психотерапия. Предполагает активное вмешательство в психику человека, воздействие на его личность. Клиент психотерапевта — это человек, нуждающийся в реконструкции его личности, находящийся в пограничном состоянии или больной человек. Психотерапевтическое вмешательство осуществляется часто на фоне медикаментозного лечения. Ответственность за результаты лечения несёт психотерапевт. Часто возникает вопрос об этике и безопасности вмешательства в психику человека, особенно если используются нетрадиционные способы терапии. В любом случае психотерапевт не должен исходить из того, что он является единственным «держателем истины». Граница между необходимостью оказания психотерапевтической помощи и манипулированием психикой клиента очень тонка и требует высокой квалификации и развитого чувства ответственности
Модели школьной психологической службы
В настоящее время существуют две классификации школьной психологической службы: Г.А. Абрамовой и В.В. Столина. Они могут быть экстаполированы и на другие службы.
Г.А. Абрамова выделяет две модели школьной психологической помощи, первую из которых она назвала «модель скорой помощи».
Она предполагает работу группы психологов при районном или городском управлении образования, при центрах психологической помощи и т. д. Психологи организуют выездные мероприятия или приглашают учителей, родителей и школьников в свою организацию. Они читают курсы лекций проводят консультации и диагностику психического развития, организуют семинары, дают рекомендации проблемам психического развития.
Эта модель работает на решение актуальных задач. Её положительной стороной является широкий охват пользователей; существенными отрицательными сторонами является отсутствие глубины и необходимой связи с практикой школы.
Вторую модель, выделяемую Г.А.Абрамовой, можно назвать стационарной моделью. Она в большей степени отвечает современным запросам практики и предполагает деятельность практического психолога непосредственно в школе (или в другом учреждении).
Это позволяет ему более основательно вникнуть в ситуацию, вступить в контакт с людьми, более глубоко понять проблемы людей, но при этом он не в состоянии охватить большое количество людей. Для полноценного развития школьной психологической службы, считает Г.А. Абрамова, целесообразно сочетание обеих моделей.
В.В. Столин выделяет пять моделей психологической помощи: педагогическую, медицинскую, социальную, диагностическую, психотерапевтическую.
Педагогическая модель основывается на гипотезе недостаточной компетентности педагогов, родителей и представителей администрации и предполагает оказание им помощи. Лицом, в отношении которого осуществляется и планируется воздействие, является ребёнок. Вместе с родителями и учителями психолог анализирует ситуацию и разрабатывает систему мер, направленную на её изменение. Психолог при этом выступает в роли специалиста, которому лучше консультируемого известны проблемы клиента.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных или педагогических трудностей лежат болезни, болезненные состояния, особенности личности педагога, ребёнка или родителей. Она направлена на оказание помощи участникам педагогического процесса, у которых есть болезненные состояния, т.е. на их реабилитацию, а также на адаптацию здоровых его участников к особенностям проблемных или больных.
Диагностическая модель предполагает дефицит специальных знаний у родителей, педагогов, представителей администрации. Это мешает им принять правильное решение. Помощь оказывается в виде формулирования диагностического заключения, или рекомендаций. Объектом диагностики чаще являются трудные подростки, дети с проблемами в развитии, с трудностями в учёбе.
Социальная модель основывается на предположении, что семейные и другие жизненные трудности — результат неблагоприятных обстоятельств. Помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций предполагает вмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов (служба знакомств, служба занятости, детские приюты).
Психотерапевтическая модель психологической помощи предполагает, что причинами трудностей клиента являются межличностные или внутриличостные проблемы. Они рассматриваются не как болезненные проявления, а как закономерные, хотя и негативные, следствия развития личности и малой группы. Данная модель предполагает анализ ситуации и формулировку заключения, которая позволяет помочь в её разрешении. Специалист пытается усилить внутренние ресурсы личности и малой группы, необходимые им для того, чтобы самим справиться с возникшими трудностями.
Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов.
Долгое время психология была теоретической и экспериментально-прикладной наукой. В настоящее время всё больше психологов стремятся получить доступ к практическим методам помощи человеку. И это понятно, т.к. главнейшей задачей науки психологии является помощь людям в решении их проблем. Общеизвестно, что главным инструментом психолога является его личность, что немаловажно помнить будущим психологам.
Особенностью подготовки студентов-психологов является то, что на уровне житейской психологии каждый в той или иной степени является знатоком внутреннего мира человека. Опыт самопознания и общения, с одной стороны, помогает в овладении отдельными сторонами деятельности психолога. С другой стороны, этот опыт может оказаться помехой в осознании специфики работы психолога и требований к нему. Оптимальным вариантом является воспитание будущих психологов в профессиональной среде или в семье потомственных психологов. При этом приобретаются не только знания, но и личностные качества, необходимые психологу.
Профессия психолога, как никакая другая, предполагает взаимовлияние личностных характеристик и особенностей деятельности. Важно учитывать не только эти характеристики, но и их изменение под влиянием учебной и профессиональной деятельности. Многие исследователи отмечают, что через некоторое время после начала обучения у студентов появляется новый личностный симптомокомплекс, обусловливающий успешность адаптации. Чем раньше такой профессионально-личностный симптомокомплекс появляется, тем лучше. Это касается любой профессии, но профессии психолога – особо. Значительную роль в этом играют мотивация и связанные с ней особенности саморегуляции деятельности.
Уровень сформированности системы осознанной сихической саморегуляции оказывает влияние на процесс профессионального самоопределения и на успешность адаптации в вузе. Личностные особенности, проявляющиеся в автономности или заисимости как типологическом стиле саморегуляции, выступают и как особенности профессионального самоопределения и профессиональной адаптации .
Студенты с автономным стилем саморегуляции деятельности более осознанно подходят к выбору профессии, более полно соотносят свои возможности, интересы, способности, знания и умения с требованиями общества. Лица с зависимым стилем саморегуляции деятельности ориентированы на внешние факторы (советы родителей, средства массовой информации, случайные обстоятельства и др.) при выборе профессии и обучаются менее успешно.
Методы психологической коррекции и психотерапии
Как неоднократно было показано крупнейшими методологами психологической науки, любой психотерапевтический приём имеет своей основой определённую теоретическую концепцию человека. И задачи психологической помощи, и её конкретные приёмы существенно отличаются друг от друга в зависимости от того, какая именно теория лежит в их основе.
Методы психологической коррекции и психотерапии многообразны. Выбор их зависит от того, к какой школе принадлежит психолог. Однако в последние два десятилетия границы между способами помощи человеку стираются. Используются приёмы и методы, возникшие в недрах разных теоретических направлений, разные теоретические подходы, хотя основной подход — один. Критерием выбора этих способов является эффективность помощи конкретному человеку. Тем не менее эти подходы условно можно классифицировать соответственно специфике основных методов исследования (2).
Поведенческий подход.
В рамках поведенческого подхода психологическая коррекция и психотерапия связываются с необходимостью формирования у клиента оптимальных поведенческих навыков, т.к. считается, что психологические проблемы обусловлены неадаптивным поведением. Методы, используемые в рамках поведенческого подхода, условно делятся на три группы: методы контробусловливания, оперантные методы, социобихевиоральные методы.
Методы контробусловливания предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и замену её новой. Практикуются такие приёмы, как сочетание приятного для клиента воздействия с неприятной для него ситуацией или наоборот, сочетание неприятного воздействия с ситуацией, доставляющей удовольствие (при избавлении от неприятных привычек).
В основе оперантных методов лежит система наград, которые получает клиент за «правильное» поведение. Вариантом такого подхода является ормирование желательного поведения на основе самоконтроля и самонаград.
Терапия с использованием социобихевиоральных методов основывается на предъявлении психологом оптималго поведения, которому клиент должен следовать.
Деятельностный подход, сформировавшийся в отечественной психологической школе, предполагает коррекцию за счёт организации специального обучения, в ходе которой подвергающийся коррекции человек владевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активностью. Во многих случаях практикуется первоначальное овладение действием во внешнем плане и последующий перенос во внутренний план (интериоризация), например, переход от счёта предметов к счёту в уме.
Психоаналитический подход Общая направленность терапии – помочь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счёт их проработки предполагается возможность контроля и частичного овладения поведением. Конкретные методы психоаналитической работы различны. Для З. Фрейда основным был катарсический метод (от греческого «катарсис», т.е. «очищение»).
Пациент заново переживает травматические события детства и и может отреагировать те чувства, которые были подавлены м послужили причиной личностных проблем. Он использовал также метод толкования сновидений и и метд свободных ассоциаций. Понимание причин болезненных проявлений и установление их связи с настоящим моментом оказываются возможными благодаря тому, что психоаналитик даёт объяснение этим связям, стимулируя отреагирование чувств пациентом. Фрейд создал теорию и практику лечения неврозов. Суть её в том, что до сознания пациента доводятся истинные причины его переживаний и состояний. Травмогенный, но неосознаваемый конфликт вновь переживается пациентом в ослабленной форме, достижимой для рационального анализа. Для К.Юнга основным выступал «метод активного воображения», предполагавший возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного. Он ввёл в психоаналитическую практику новую технику анализа, используя не свободные, а направленные ассоциации. Это позволяло точнее истолковать полученные ответы. В основе терапии Альфреда Адлера лежит представление о том, что психотерапия – это совместные усилия терапевта и клиента, в которых поддержка терапевта помогает клиенту развить чувство кооперации и общественное чувство. Терапевт создаёт атмосферу заботы, поддержки и чувство кооперации, которые клиент недополучил от своих родителей.
Бихевиористская (поведенческая) терапия. Целью бихевиористски ориентированной психотерапии является обучение приспособительным умениям, полезным при столкновении с теми или иными жизненными ситуациями. У клиента с помощью тренинга формируются конкретные поведенческие реакции, направленные на решение определённых задач. Обучение на методе поощрения и наказания. Терапевт поведенческого направления не занимается внутренними состояниями или историей клиента, он занимается актуальным поведением.
Гуманистическая терапия. Основная задача терапии — установить отношения между терапевтом и клиентом, способствующим принятию другого и самопринятию (Карл Роджерс).
Терапевт должен обладать определёнными личностными качествами, чтобы помочь клиенту в саморазвитии. Гуманистически ориентированный терапевт должен обрести подлинность, т.е. быть собой, а не играть роль терапевта, вести себя по-своему, уметь выражать возникающие чувства и отношения. Он должен установить с клиентом достаточно тёплые отношения, избегать оценок и советов, что позволяет человеку быть таким, какой он есть. Абрахам Маслоу, другой крупный представитель данного направления, считал, что работа с клиентом эффективна прежде всего потому, что она предполагает инимные и доверительные отношения между людьми. Маслоу предлагает «модель помощи даоса» — помощи без вмешательства. Вместе с тем он рассматривает психотерапию как способ удовлетворения фундаментальных потребностей в любви и уважении.
Телесная терапия исходит из того, что психическая и телесная природа человека едины, и всё, что происходит в психическом мире, отражается в состояниях тела человека. Работая с накопившимися в теле напряжениями, можно привести его к расслаблению, освобождению связанной энергии и тем самым решить психологические проблемы индивида, не занимаясь глубинным анализом. Основатель метода Вильгельм Райх. Основные приёмы связаны с двигательными и голосовыми упражнениями, с массажем и дыханием, с напряжением и расслаблением определённых мышечных групп. Основная цель терапии, согласно Александру Лоуэну, — возвращение человека к его первичной природе, т.е. к состоянию искреннего удовольствия, свободы телодвижений, раскрепощению тела.
Гештальттерапия состоит в том, чтобы сосредоточиться на сознавании того, что переживается в настоящем, а не исследовать прошлое в поисках воспоминаний о травме или незаконченной ситуации. При этом фрагменты незаконченных ситуаций из прошлого неизбежно всплывают как часть этого опыта в настоящем. Тогда клиенту предлагается вновь их проиграть, пережить, чтобы завершить их в настоящем. Методики гештальттерапии направляют клиента на воссоздание сторон проблемы и на установление диалога между ними. Часто «организуется» диалог между психологическими частями личности, которые находятся в конфликте. Наиболее важно обратить внимание клиента на актуальные чувства, которые он переживает здесь и теперь, и телесные проявления его состояния, чем достигается расширение зоны осознания. Терапевт служит своеобразным зеркалом для клиента, позволяя ему лучше увидеть себя и свою позицию в проблемной ситуации.
Психосинтез. Это направление связано с именем его основателя Роберто Ассаджиоли. Представление о личности в психосинтезе отличается от психоаналитического, хотя частично с ним соотносится. В процессе работы клиент узнаёт о различных составляющих своей личности и учится отличать их от самого себя (моё, но не я) при помощи специальных процедур. Цель психосинтеза – стремление к совершенству, личностному и духовному росту. Психосинтез стремится соединить сознание и бессознательное, логику и интуицию. Психотерапевт здесь лицо факультативное. Отсутствие посредников между сознанием человека и его духовной сущностью делает процесс роста глубоко интимным полностью индивидуализированным.
Групповая психотерапия и психологическая коррекция.
На самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, которые способствовали выживанию и развитию. У древних людей и молитва, и веселье имели групповой характер; многие греческие философы использовали групповую форму для поиска истины;
средневековые монахи объединялись в религиозные ордены для очищения души и постижения божественной истины (7).
В ХХ веке на базе существующих в психологии теоретических подходов создаются группы с целью развития личностного потенциала каждого из участников. Термин групповая психотерапия ввёл основатель психодрамы Я.Морено (1932 г.).
Этот термин использовался им для обозначения метода объединения людей в обществе в новые группы на основе личных предпочтений. Морено также принадлежит приоритет в создании первой профессиональной организации групповых психотерапевтов в1940 г.
Хотя очевидно, что каждому участнику группы уделяется меньше внимания, чем при индивидуальном подходе, групповая форма работы имеет ряд преимуществ. Эмоциональные реакции, происходящие в искусственно созданной группе, могут закрепляться и переноситься в обыденную жизнь. Преимущество группы — возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих схожие проблемы или переживания. В процессе группового взаимодействия происходит принятие ценностей и потребностей других, в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, получающим помощь и помогающим, пользующимся доверием и доверяющим. В поддерживающей и контролирующей обстановке человек может обучиться новым умениям, может найти пути разрешения привычных конфликтов. Группа может облегчить процесс самоисследования и рефлексии. Когда самораскрытие и самоизменение поощряются другими, то усиливается уверенность в себе. Существуют разные виды групп, различающихся целями, степенью активности членов группы и методологическими подходами к процессу терапии.
ЛИТЕРАТУРА
- Абрамова Г.А. Введение в практическую психологию. М., 1990.
- Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Институт практической психологии, 1996.
- Климов Е.А. Психология профессионала. — М., 1996.
- Общая психология: в 7 томах. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 352 с.
- Линде Н.Д. Психотерапия в социальной работе. М.: 1992. 68 с.
- Овсянникова В.В. Динамика «Образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии.1981. № 5.С. 133-137.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М.:1990.
- Петренко В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии, 1986,№ 3, с. 133.
Контрольные вопросы
- Назовите способы психологической помощи клиенту.
- Какие модели психологической помощи вы знаете?
- Как особенности саморегуляции деятельности влияют на процесс самоопределения?
- Перечислите методы психологической коррекции и психотерапии.