Музыкальное воспитание ребенка раннего возраста в семье

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ ГБПОУ « КУДЫМКАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Музыкальное воспитание ребенка раннего возраста в семье

Овчинникова

Специальность: 44.02.01.-

Дошкольное образование

Курс: 4, группа 405

Форма обучения: очная

2015

Содержание

Введение 3

1. Возрастные особенности детей раннего возраста 6

1.1 Психологические особенности детей раннего возраста 6

1.2 Характеристика музыкальных способностей детей раннего возраста 10

2. Музыкальное воспитание в семье 15

2.1 Влияние музыкального воспитания на развитие ребенка 15

2.2 Рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию детей раннего возраста 21

Заключение 36

Литература и источники 38

Приложение 40

Введение

Раннее детство — основа общего развития ребёнка. Этот возраст называют периодом «накопления» информации. Психологи Л.Запорожец и Н.Поддьяков утверждают, что именно в раннем возрасте особенно бурно происходит умственное развитие человека, именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей, в том числе и в сфере музыки [10,с.45].

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них» В.Г. Белинский [14,с.11].

Известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональная отзывчивость, которые уже проявляются в первых же месяцах жизни ребёнка. В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздаётся весёлая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляются движения, т.е. малыш способен эмоционально откликаться на весёлую или спокойную музыку.

Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения, поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.

4 стр., 1800 слов

Развитие способности к концентрации внимания у студентов ВУЗа ...

... 1. Рассмотреть сущность и содержание понятия способности к концентрации внимания. 2. Определить возрастные особенности старшего юношеского возраста, которые взаимосвязаны с развитием способности к концентрации внимания. 3. Провести теоретический ...

Известный фольклорист Г.М. Науменко писал: «…ребёнок усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним, и какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем. Становится понятным, почему дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, с которыми играли, исполняя попевки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением…»[9,с.34].

Семейное воспитание не всегда бывает «качественным», так как одни родители не умеют способствовать развитию своих детей, другие не хотят делать этого, а третьи не могут развивать ребёнка в силу каких-либо жизненных обстоятельств, другие просто не придают этому должного значения.

Одним из основных принципов Федерального Государственного Образовательного Стандарта (далее ФГОС) дошкольного образования является сотрудничество с семьёй. Стандарт направлен на решение ряда задач, одной из которых является: «обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей», а в целях эффективной реализации основной образовательной Программы дошкольного образования должны быть созданы условия для: «консультативной поддержки родителей по вопросам образования» [15,с.4].

Актуальность данной темы в том, что создание пособия для родителей по музыкальному воспитанию детей раннего возраста поможет в решении задач ФГОС дошкольного образования, а также помогут родителям обеспечить успешное развитие ребёнка в музыкальном плане, т.к. ранний возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Цель: составить пособие для родителей по музыкальному воспитанию ребенка раннего возраста в семье.

Объект исследования: дошкольное музыкальное воспитание.

Предмет исследования: музыкальное воспитание в семье детей раннего возраста.

Задачи:

1. Раскрыть психологические особенности детей раннего возраста.

2. Изучить методический материал о музыкальных способностях детей раннего возраста.

3. Проанализировать литературные источники, раскрывающие проблему влияния музыки на всестороннее развитие ребёнка.

4. Составить сборник с рекомендациями для родителей по музыкальному воспитанию ребенка раннего возраста.

5. Подготовить диск с музыкальным материалом по данной теме.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе раскрыты психологические особенности детей раннего возраста, а также описаны музыкальные способности, характерные для детей данного возраста.

Вторая глава содержит материал, раскрывающий проблему влияния музыкального воспитания на развитие ребенка, а также рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию детей раннего возраста.

Приложение содержит наглядный материал, рекомендуемый песенный и инструментальный репертуар, музыкально-дидактические игры, CD диск с музыкальным материалом.

22 стр., 10633 слов

Основные тенденции развития в подростковом возрасте и ранней юности

... зависимости. Также он разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие ... амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков: -чрезмерная активность может привести к изнурению, -безумная ...

При написании дипломной работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, сравнение.

Изучено 12 литературных и 4 интернет источника.

1. Возрастные особенности детей раннего возраста

1.1 Психологические особенности детей раннего возраста

Раннее детство – основа общего развития ребёнка. Б.П. Никитин утверждал: «Трудно поверить, но уже первый год жизни ребёнка – «этап запуска» всех возможностей, развития всех способностей» [10,с.76].

Ранний детский возраст — это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации [7,с.112].

Важным приобретением раннего возраста является овладение ребёнком речью, к двум годам активный словарь ребёнка насчитывает 200-300 слов, к концу раннего возраста составляет в среднем 1000 слов. Развитие речи связано с развитием мышления, оно в этом возрасте наглядно-действенное, и развивается на основе действия с предметами. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и быстрее приобщаться к человеческой культуре. В период раннего детства ребёнок проделывает 90% работы по усвоению языка.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам — например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.

Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними. Таким образом, дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать.

Постепенно к трём годам малыш становится более умелым и самостоятельным. Он умеет пользоваться многими предметами (ложкой, чашкой, карандашом, игрушками).

Он познаёт назначение предметов (на кровати спят, за столом едят).

Создаются первичные представления о явлениях природы и жизни животных. Он различает и называет многих животных, ягоды, овощи [10,с.53].

Важнейшим механизмом развития ребёнка в этом возрастном периоде является подражание. Малыш подражает взрослому в способах действия, в речи, а позже и в оценках. Постепенно появляются ролевые игры, когда дети, играя, выполняют ту или иную роль – мамы, папы, врача и т.д. и хотя дети этого возраста могут играть самостоятельно, они нуждаются и во внимании, в поддержке и помощи взрослого. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать.

13 стр., 6122 слов

Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста ...

... сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребёнка. Кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становится кривляние, манерность, искусственная натянутость ... понимать учебный материал. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте, как убедительно доказывает педагог-психолог А. Люблинская, - это совершенствование воссоздающего ...

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорных эталонов — вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.).

Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов.

Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества).

Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства — тождества и различия, осуществлять классификацию [7,с.118].

К двум годам дети могут различать и называть до 4-х цветов, подбирать предметы по цвету.

Нервная система ребёнка обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают от длительного действия одного и того же раздражителя…

Заключение

Чем раньше музыка войдёт в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займёт место в его душе, заложит первоначальные основы общей культуры будущего человека.

На втором году жизни у ребенка развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. Ребенок пытается подпевать взрослому, повторяя за ним окончания слов и музыкальных фраз песни. Голоса их звучат ещё слабо. Начинают развиваться движения под музыку, могут выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.).

Внимание неустойчиво, поэтому дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 мин. Знают 3-4 детских музыкальных инструмента.

На третьем году жизни наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Развиваются музыкально-сенсорные способности, дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике. Появляются протяжные певческие интонации, могут вместе с взрослым спеть короткие песенки, попевки. Совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, участвуют в музыкальных сюжетных играх, связывают свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке. Заметны творческие проявления, расширяются представления детей о музыкальных инструментах.

Музыкальное воспитание влияет на развитие личности ребенка. Музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, тесно связана с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности, способствует развитию памяти, воображения, словарного запаса, оказывает влияние на физическое развитие ребёнка.

4 стр., 1516 слов

Теоретические аспекты развития активного словаря детей старшего ...

... методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. ... «Музыкальные занятия как средство развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования – установить влияние музыкальных занятий на развитие музыкального словаря детей старшего ...

Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Музыка может воздействовать на ребенка на самых ранних этапах, основными задачами музыкального воспитания детей раннего возраста в семье является обогащение духовного мира ребенка музыкальными впечатлениями, зарождение и развитие интереса к музыке, развитие музыкальных и творческих способностей, а также общее развитие ребёнка, через музыкальную деятельность.

Решение этих задач будет возможным, если в семье будет звучать не только развлекательная музыка, а произведения классического и народного жанра, будет организована совместная музыкальная деятельность, в которой родители будут обучать своих детей элементарным музыкально-ритмическим, танцевальным движениям, играть на детских музыкальных инструментах, петь песенки, играть в музыкальные игры, использовать для обучения своего ребёнка возможности ИКТ.

Рекомендации по музыкальному воспитанию в семье ребёнка раннего возраста, помогут родителям в музыкальном воспитании своего ребёнка, будут способствовать развитию его музыкальных способностей, формированию духовности, пониманию прекрасного.

Литература и источники

1. Гогоберидзе, А. Г. Образовательная область «Музыка». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 256 с.

2. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии: учебно-методическое пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 428 с.

3. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н. Доронова, – М. Академия, 2002. – 65с.

4. Зверева, О. Л., Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / О. Л Зверева, А. Н. Ганичева.– М.: Академия, 2000. – 267 с.

5. Караоке для детей. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 12.12.2014).

6. Как караоке поможет развить личность вашего ребёнка [Электронный ресурс]. URL: journal/kak-karaoke-pomozhet-razvit-lichnost-vashego-rebyenka/ (дата обращения: 21.04.2015).

7. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / С. А Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 256 с.

8. Котырло, В.К., Ладывир, С.А. Детский сад и семья / В.К. Котырло, С.А Ладывир. – М.: Мозайка-Синтез, 1998. – 59 с.

9. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 188 с.

12 стр., 5628 слов

Физкультурные праздники как средство гармонического развития ...

» Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2006. - С.6. «Значение физической культуры в школьный ... Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Академия, 2004. - С.169. Массовость и всеобщность физической ...

10. Маркова, Т.А. Запорожец, А.В. Основы дошкольной педагогики / Т.А Маркова, А.В Запорожец. – М.: Академия, 1998. – 168 с.

11. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. – Ярославль, академия развития, 1997. – 98 с.

12. Музыкальное воспитание детей в семье [Электронный ресурс]. URL: detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/10/21/muzykalnoe-vospitanie-detey-v-seme-konsultatsiya. (21.04.2015) .

13. Психологические особенности детей раннего возраста от 1 до 3 лет [Электронный ресурс]. URL: (21.04.2015).

14. Радынова, О.П., Катинене, А.И., Палавандишвили, М.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова, А.И Катинене, М.П. Палавандишвили. — М, Академия, 2000. – 240 с.

15. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва

16. Юдина, Е.Е., Егошина, В.Л. Первые шаги к творчеству / Е.Е Юдина, В.Л. Егошина //Дошкольное воспитание, 1991.-№ 8.- С. 8-9.