Проект кружка ВИА
ВГМХА им. Н.В. Верещагина.
Студенческий кружок ВИА академии призван содействовать гармоничному развитию личности, стимулировать самодеятельное студенческое творчество и инициативу, повышать качество организации досуга и отдыха студентов.
В основе проекта систематизирован опыт создания студенческих творческих коллективов в ВУЗах СССР и России, на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на музыкальных акустических и электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры и аккомпанированию.
Проект состоит из 5 основных разделов:
— краткое описание;
— цели и задачи;
— метод реализации;
— план занятий;
— смета.
- Краткое описание.
Количественный состав групп обучающихся: от 3 до 8 человек. Наличие материально — технической базы, просторного звукоизолирующего помещения, соблюдение техники безопасности и комплекса воспитательных мер позволяет создать при академии свой вокально-инструментальный ансамбль, который обеспечит конкурентноспособность музыкального коллектива на рынке воспитательно-образовательных услуг и дальнейшее развитие творческой личности студентов. Проект имеет четкую художественно-эстетическую направленность, в процессе рассмотрения и утверждения может быть дополнен и расширен. Интерес студентов к деятельности ВИА позволит привлечь их к занятиям в кружке, заполнить активным содержанием их свободное время, развить их творческие способности и самодисциплину, чувства коллективизма и ответственности.
Актуальность: Кружок ВИА должен обеспечить формирование высоконравственной, духовно богатой личности студентов академии.
- Цели и задачи кружка.
2.1. Задачи: Наполнение активным содержанием свободного времени студентов; развитие творческой личности, имеющей навыки самореализации и самовыражения в социуме.
2.2. Цели: Приобщение студентов к основам мировой музыкальной культуры; развитие музыкально — эстетического вкуса; развитие самостоятельного музыкального творчества; расширение музыкального кругозора; развитие потребности в разумном проведении своего свободного времени; развитие коммуникативных умений и навыков общения.
3. Метод реализации.
Развитие личности донаучн. период
... указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно ... к необходимости научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности воспитания, следования всеобщим законам ... арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями; 6) 18-20 лет проходят эфебию, т.е. ...
3.1. Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, слушание музыкальных произведений и композиций, наглядный показ, творческие мастерские, мастер-классы, практические и репетиционные занятия, концертные выступления.
4.План занятий.
4.1. Учебно-тематический план.
Проект рассчитан на всех желающих – студентов академии. Первый год обучения составляет 200 часов (по 6 академических часов в неделю).
Второй год предполагает профессиональное овладение музыкальными инструментами и вокально-ансамблевыми навыками, и составляет 200 часов (по 6 академических часов в неделю).
Срок реализации проекта — 2 года. Оптимальным вариантом преподавания курса программы «Вокально-инструментальный ансамбль» является привлечение к руководству кружком педагога, имеющего музыкальное образование. Программа занятий каждого года обучения составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями молодых людей и девушек. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой реализации студентами своих творческих способностей.
I год обучения
№ |
Содержание и виды занятий |
Кол-во часов |
Теория |
практика |
1. 2. 3. 4.
5. 6.
7. 8.
9.
|
Индивидуальные занятия на инструменте. Постановка голоса. Основы музыкальной грамоты и гармонии. Творческие часы (включая беседы, слушание музыки) Групповые занятия на инструментах. Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, мастер- классы). Вокально- ансамблевая работа. Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование). Работа с электроаппаратурой |
28 18 28 30
28 16
26 16
10 |
14 9 16 15
14 8
6 10
6 |
14 9 12 15
14 8
20 6
4 |
Итого: 200 часов \ в год.
II год обучения.
№ |
Содержание и виды занятий |
Кол-во часов |
теория |
Практика |
1. 2.
3.
4. 5. 6. 7.
|
Вокально-ансамблевая работа. Творческие часы, Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления, участие в концертах, беседы, слушание). Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация, аккомпанирование). Основы музыкальной грамоты. Работа с электроаппаратурой. Звукооператорская деятельность. Индивидуальная работа со студентами.
|
30 40
42
24 22 22 20 |
8 17
17
11 11 6 9
|
22 23
25
13 11 16 11
|
Итого: 200 ч \ в год
4.2. Содержание программы.
I год обучения.
1. Индивидуальные занятия на инструменте.
1.1. Шестиструнная гитара.
Теоретические сведения: теоретические сведения основ музыкальной грамоты; знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук, звукоизвлечение, строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.
Практическая работа: аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки (баррэ, арпеджио, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.
1.2. Электрогитара.
Теоретические сведения: основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения аккордов); правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение, возможности электрогитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие партии электрогитары.
Практические сведения: функции бас — гитары, ритм — гитары в ансамбле; виды игры на гитарах (бас и ритм — гитарах); аккордовые и гаммаобразные упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле; подбор по слуху отрывков музыкальных композиций и фрагментов песен; импровизация и элементы джаза.
1.3.Ударные инструменты.
Теоретические сведения: знакомство с инструментом, устройство, уход за инструментом; основы музыкальной грамоты; нотация для ударных инструментов. Посадка, постановка рук при игре. Устройство и расположение инструмента на концертных выступлениях; возможности инструмента (партии для малого, большого барабана, хетта); координация рук и ног; правила эксплуатации инструмента.
Практические занятия: упражнения для развития рук, координации движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары); упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением); ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг, синкопа); принципы игры на ударных инструментах; упражнения для подбора по слуху ритмических рисунков. Игра совместно с инструментами ансамбля; солирующие партии ударных инструментов в музыкальных композициях; подбор по слуху ритмических рисунков; импровизация, создание упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)">собственного стиля игры на инструменте.
1.4. Клавишные инструменты.
Теоретические сведения: основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры на клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных инструментов.
Теоретические сведения: роль клавишного инструмента в ансамбле; возможности и обоснование приемов переключения; приемы игры в разных стилях; джазовые импровизации; основы ансамблевой игры.
Практические занятия: приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения; упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте; упражнения для подбора по слуху, исполнение простых по композиции песен, мелодий; создание собственного стиля игры (элементы импровизации, джаза); развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского мастерства.
2. Постановка голоса.
Теоретические сведения: основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки звука; особенности вокального пения в ансамбле.
Практическая работа: певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном. Правила работы в ансамбле (с микрофоном); приемы двухголосия; джазовые импровизации.
3. Основы музыкальной грамоты.
Теоретические сведения: устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечений и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха; практические занятия: упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
4. Групповые занятия на инструментах.
Теоретические сведения: основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.
Практические сведения: ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.
5.Творческие часы. Концертная деятельность.
Теоретические сведения: основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене; понятие об ансамбле, принципы исполнительского мастерства; рефераты, дискуссии, диспуты, беседы.
Практические занятия: участие в мероприятиях академии, праздниках, творческие встречи с группами других ВУЗов.
6. Вокально-ансамблевая работа.
Теоретические сведения: основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности академии; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с вокалистами (использование элементов джаза); понятие о музыкальных стилях и направлениях современности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле.
Практическая работа: подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных произведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки, импровизация, самостоятельное творчество.
7. Ансамблевая работа.
Теоретические сведения: функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов;
работа с монитором; аранжировка и импровизация.
Практическая работа: работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады.
8. Работа с электроаппаратурой.
Уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях школы; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.
II год обучения.
1. Вокально-ансамблевая работа.
Теоретические сведения: основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности академии; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного стиля исполнения, аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с вокалистами ( использование элементов джаза); понятие о музыкальных стилях и направлениях современности; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле.
Практическая работа: подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов; гармония, подбор по слуху музыкальных произведений; создание и игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки, импровизация.
2. Творческие часы. Концертные выступления.
Теоретические сведения: основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры в условиях академии.
Практическая работа: участие в мероприятиях академии, городских культурных мероприятиях; проведение творческих часов, совместно с группами первого года обучения; творческие отчеты и вечера группы второго года обучения; концертные выступления; участие в мастер- классах.
3. Ансамблевая работа.
Теоретические сведения: функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов;
работа с монитором; аранжировка и импровизация.
Практическая работа: работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады.
4. Основы музыкальной грамоты.
Теоретические сведения: устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;
подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечений и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха;
Практические занятия: упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
5. Концертная (творческая) деятельность.
Теоретические сведения: основы исполнительского мастерства; диспуты, дискуссии; беседы, слушание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.
Практические занятия: музыкальное оформление различных мероприятий, дискотек; участие в городских и областных мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчеты, практические занятия, совместно с учащимися 2 и 3 года обучения; участие в мастер — классах; гастрольная деятельность ВИА в окружном масштабе.
6. Работа с электроаппаратурой.
Уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях академии; настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.
7. Звукооператорская деятельность.
Теоретические сведения: выстраивание инструментов ансамбля по камертону; работа звукооператора, роль, его участие в проведении концертных номеров; звукозаписывающие устройства (строение, принцип звукозаписи); баланс звука; акустика зала.; устройство пульта, значение верхних и нижних частот монитора; усилительная аппаратура: строение, роль, мощность, возможности.
Практические навыки: звукобаланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале); регулирование звука на мониторе (выстраивание частот); звукозапись инструментов (минусовка); запись фонограмм ансамблевой игры; звукооператорская деятельность во время мероприятий академии.
8. Индивидуальная работа.
Теоретические сведения: солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы музыкальной грамоты; аранжировка и импровизация на инструментах; основы построения секстаккордов и септаккордов; хроматические гаммы; вариации на заданные темы; основы джазового исполнения.
Практическая работа: исполнение ранее изученных произведений с вариациями и собственной аранжировкой; подбор по слуху музыкальных произведений; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; записи произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы); участие и проведение мастер-классов; проведение собственных творческих вечеров; гастрольная деятельность ВИА в окружном масштабе.
Материально — техническое оснащение кружка ВИА.
Материально — техническое оснащение кружка ВИА должно соответствовать определенным нормам и требованиям. Инструменты ансамбля необходимо подбирать хорошего качества, соответственно с современными запросами общества. Оснащение вокально-инструментального ансамбля может быть следующее:
— акустическая гитара (2-4 шт.);
— электрогитары (бас и ритм, соло- гитара);
— ударная установка (бас — бочка, хетт, малый барабан, альтовый барабан, тарелки);
— клавишные: синтезатор — рабочая станция; фортепьяно.
— микрофоны(4 шт.);
— микшерный пульт,
— усилитель,
— колонки (мощностью не менее 150 Вт),
— монитор,
— наушники,
— стереомагнитофон,
— гитарный процессор,
— звукоисказитель для электрогитары,
— стойки для микрофонов (3 шт.),
— библиотека музыкальной литературы для студентов и педагога.
Группа первого года обучения может включать в себя от 8 до 15 человек. На втором году обучения состав ансамбля не должен превышать 5-8 человек, в зависимости от наличия инструментов и солистов группы. Аудитория проведения занятий должна быть звукоизолирующей, инструменты тщательно настроены, их звучание умеренное. Ансамблевая и концертная деятельность на третьем, четвертом и пятом году занятия в кружке является ведущей. Творческие и конкурсные выступления включают в себя репетиционные часы (до трех часов в неделю, соответственно учебно-тематическому планированию).
Проверкой эффективности усвоения программы являются творческие отчеты, публичные выступления, участие в мастер- классах, гастрольная деятельность. Правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту коллектива и определяет его лицо.
Смета:
- Синтезатор Yamaha PSR-S750 = 59000 руб.
- Тарелки (3шт.) =
- Бас-гитара =
- Ритм-соло гитара =
- Гитарный усилитель (100кВт) =