Ценности — это
общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, они составляют основу нравственных принципов.
важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Это свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей, общества в целом. С помощью этого понятия характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности. (Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003.)
Выделяют следующие типы аксиологических концепций по вопросу о природе ценностей: объективно — идеалистические, субъективно-идеалистические, натуралистические, трансценденталистские. социологические, диалектико-материалистические [Сластенин В.А., Чижаков Г.И.].
Объективно-идеалистические теории (неокантиантство, неотомизм, интуитивизм) трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени.
Субъективно-идеалистические теории (логический позитивизм, эмоти-визм, лингвистический анализ в этике, аффективно-волевая теория ценности У.Урбана, Д. Пролла, Л. Льюиса) рассматривают ценность как явление сознания, видят в ней проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам.
Натуралистические теории ценности (теория интереса, эволюционная этика, этика космической теологии) понимают под ценностью выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом.
Трансцендентализм трактует ценность как идеал, имеющий самостоятельную сферу существования, к которой человек может приобщиться (единство, истина, благо — основные трансцеденталии).
Социологические концепции утверждают относительность ценностей в зависимости от социальных общностей (М. Вебер, Э. Дюркгейм, У. Томас, Ф. Знанецкий).
Социальные ценности оказывают воздействие на поведение человека и помогают ему воздействовать на социальную среду.
Сторонники диалектического материализма рассматривают систему ценностей с позиций исторического, экономического, социального развития общества.
Часть первая. Основополагающие социологические теории общества
... описание перспектив развития социологии. Часть первая. Основополагающие социологические теории общества. «Теория», в переводе с греческого означает «наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение». ... на развитие общества; взаимоотношений между людьми, принадлежащими разным национальностям; неравенства в обществе; связи психологии и социологии и многих других. Социологические теории возникли с ...
В аксиологии с позиций источника ценности рассматривают следующие основные типы учений о ценностях [239, с.8-9]:
— аксиологический психологизм (В.Вундт, Ф.Бретано, А.Мейнонг) в качестве источника ценностей рассматривает субъективный мир человека. Ценностью является то, что значимо для человека;
— аксиологический нормативизм (М.Вебер, В.Дильтей, О.Шпенглер) рассматривает в качестве источника ценностей социокультурную жизнедеятельность множества людей. Ценности здесь — нормы, правила, оценки, принятые социокультурным большинством;
— аксиологический трансцендентализм (Г.Лотце, В.Виндельбанд, Г.Риккерт) считает источником ценностей некие взаимосвязанные идеальные сущности, ориентирующие людей на достижение высших целей;
— аксиологический онтологизм (Н.Гартман, М.Шелер, М.Хайдеггер) считает в качестве источника ценности сверхчувственную и сверхрациональную интуицию, с помощью которой бытие познается как ценность.
В целом можно выделить два подхода к пониманию ценностей
А. Ценности как элементы смысловой сферы человека.
Данный подход является общим методологическим основанием для многих отечественных и зарубежных концепций ценностей
Большинство авторов связывают понятия ценности и смысла. В концепции М. М. Бахтина понятие культурной ценности соотносится с понятием «культурные смыслы». Ценности, по определению П. А. Сорокина, — это смысл, который вкладывают люди в одни и те же материальные предметы или духовные явления. Он выделил четыре универсальные ценности: знание; любовь и воля к производительному труду; семья; религиозное отношение к жизни. Осмысленность ценностей, по словам В. Франкла, придает им объективный универсальный характер. Он понимал под ценностями личности «универсалии смысла», т. е. смыслы, присущие большинству членов сообщества, всему человечеству на протяжении его исторического развития. Человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности { Франкл, 1990, Карпушина Л.В.}.
В частности, Г.Олпорт рассматривал ценности как смысловые образования. Он считал, что все стремления человека найти порядок и смысл в жизни определяются ценностями. Ученый также полагал, что созревание личности — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления [278]. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Г.Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется устойчивостью определенных черт.
Главной отличительной чертой теории личности Г.Олпорта является положение о том, что ценности представляют собой существенную часть личности. Однако следует заметить, что в характеристиках самих ценностей автор использует разные понятия: привлекательность, социальная установка, заинтересованность. Все эти понятия очень близки к понятию ценность, но имеют и свои содержательные особенности.
Б. Ценностей личности как убеждения.
Довольно часто встречается в трудах советских и современных российских ученых. Большинство исследований ценностей личности в отечественной психологии основываются на концепции М. Рокича: авторы используют как теоретическую основу, так и методику эмпирического исследования.
Ценностная ориентация. Ценностные ориентации студентов. Их влияние ...
... изучения ценностных ориентаций рассматривается практически во всех крупных направлениях психологии и с ростом количества исследований можно отметить и возрастание в них значимости ценностей как системообразующего компонента личности человека. Так, ...
М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [цит. по 21, с. 126]. По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:
• истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;
• влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;
• общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
• все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
• ценности организованы в системы [285].
Понятие ценностные ориентации
В психологии ценности рассматриваются с помощью понятие «ценностные ориентации» было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между понятиями «ценности» и «ценностные ориентации» до сих пор отсутствует. В отечественной социальной психологии личности понятие «ценностная ориентация» практически тождественно понятию личностной ценности и используется обычно при соотнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере, тогда как «личностные ценности» рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности [21]. Характер системы ценностных ориентации определяется одновременно индивидуальным и социальным опытом, что находит в дальнейшем свое отражение в их двойном функциональном значении: 1) ценностные ориентации являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, становясь частью сознания; 2) ценностные ориентации выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению целей связаны с ценностями личности, усвоенными в ходе социализации и ставшими неотъемлемой частью ее личносгной структуры [268].
На современном этапе разработки проблемы сложилось пять основных точек зрения на определение понятия «ценностные ориентации»:
1) отношение личности к: а) жизненным ценностям; б) объектам окружающей действительности;
2) стремление, интерес личности к жизненным ценностям;
3) направленность личности на ценности;
4) представление личности о жизненных ценностях;
5) установка личности на жизненные ценности [81].
Функции ценностей
Ценностные ориентации, по мнению А.И.Донцова, направляют и корректируют процесс целеполагания человека. Система ценностных ориентации определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим внутренним его источником и механизмом [цит. по 277, с.25].
Журавлева Н.А. указывается наличие таких функций ценностей как: 1) ориентационная функция, 2) мотивационная, 3) функция целеполагания, 4) оценочная функция, 5) интеграционная функция, 6) нормативная, 7) социокультурная [81].
Ценностные ориентации, по мнению автора, проявляют свою ориентационную функцию в том, что помогают человеку ориентироваться в социальном пространстве: помогают определить плохое или хорошее, существенное и несущественное и т.д.
исследование взаимосвязи самооценки как одной из составляющей ...
... представитель данного общества присваивает эти ценности и в результате формируется его же собственная (личная) ценностная ориентация. И мы считаем, что ценностная система личности - это отражение в ... его сознании уже существующих общественных ценностей, но в несколько изменненом виде, ...
Мотивационная функция ценностных ориентации связана с поведением человека, с регулированием поступков, с фиксированием интересов на наиболее важных видах деятельности.
Ценности способствуют фиксированию перспективы деятельности благодаря своей функции целеполагания.
Ценность в соответствии с данной концепцией является критерием или стандартом для выбора личностью, группой, общностью определенного предмета или отношения из имеющихся в данных общественных условиях альтернатив, то есть выполняют оценочную функцию.
Консолидация людей происходит также благодаря ценностям. Совпадение ценностей обеспечивает сплоченность группе. Совместно разделяемые функции лежат в основе организационной культуры предприятия (интеграционная функция ценностей).
Нормативная функция ценностей, наряду с социальными нормами позволяет человеку интериоризировать основные социальные ценности и руководствоваться ими в своем поведении.
И, наконец, социокультурная функция ценностей заключается в том влиянии, которое оказывают ценности на различные стороны социокультурной жизни (науку, искусство и т.д.).
Ценности и культура
На определение структуры ценностей большое влияние оказывает то, какого культурологического подхода придерживается автор — культурного универсализма или релятивизма. Универсализм настаивает на существовании общечеловеческих ценностей, т. е. тех ценностей, которые присущи любому человеку вне зависимости от его культурной и социальной принадлежности. Релятивизм говорит об относительности системы ценностей, о том, что система ценностей—это чисто социокультурное, а не общечеловеческое образование. Г. Триандис выделяет «эмические» и «этические» ценности («эмик»- и «этик»-подходы).
Эмические ценности носят конкретный социокультурный характер. Этические — представляют собой универсальные метаценности, присущие любому типу и стадии развития культуры.
Другой методологической основой в исследовании ценностей, в основном в культурологическом аспекте, является концепция Ш.Шварца и У.Билски, которые дают аналогичное М.Рокичу концептуальное определение ценностей и их формальные признаки:
• ценности — это понятия или убеждения;
• ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;
• ценности имеют надситуативный характер;
• ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий; ценности упорядочены по относительной важности [289].
Они выдвинули гипотезу о наличии ограниченного числа «универсальных мотивационных типов» — «доменов», различающихся между собой типом цели, или доминирующей ценностью. Каждому домену соответствует та или иная ведущая терминальная ценность (по: Яницкий, 2000).
С.Шварц провел кросс-культурное исследование 66 ценностей как «руководящих принципов жизни» в 20 странах мира и с помощью статистики выделил 10 наиболее универсальных доменов ценностей: 1) самостоятельность; 2) стимуляция; 3) гедонизм; 4) достижения; 5) власть; 6) безопасность; 7) конформизм; 8) традиции; 9) щедрость; 10) универсализм. Он исходил из идеи о том, что основные человеческие ценности свойственны всем культурам, так как они связаны с универсальными человеческими потребностями как осознанные цели. По его мнению, культурные варианты решения этих проблем располагаются вдоль полярных осей: 1) консерватизм — автономия; 2) иерархия — равноправие; 3) гармония — мастерство (по: Лебедева, 2000).
Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...
... тем самым имеет большое социальное значение. Особую важность при работе с данной категорией семей приобретает психосоциальная практика, целью которой является первичная психологическая помощь и социальная поддержка семей в адаптации ...
Согласно мнению западных ученых, ценности равноправия и автономности важны для поддержания демократии, поскольку являются ценностной и моральной базой социальной ответственности. Ценностной основой свободного предпринимательства являются ценности мастерства и автономности {Почебут, 2005}. Соответственно приоритет ценностей автономности, равноправия и мастерства свойствен современному западному обществу с развитыми рыночными отношениями (по: Лебедева, 2000).
Доминирование ценностей консерватизма, иерархии и гармонии присуще традиционным обществам коллективистического типа. Когда в 1992 г. С.Шварц проводил небольшое исследование в Санкт-Петербурге, он выявил, что Россия по таким осям ценностей, как «равноправие», «мастерство» и «интеллектуальная и аффективная стимуляция», занимает последнее место в ряду стран Западной и Восточной Европы. По осям ценностей «консерватизм», «иерархия» и «гармония» — первое. В начале 1990-х годов население России представляло собой традиционную коллективистическую общность, не готовую с точки зрения ее ценностей к переходу на рыночные отношения [Там же].
Эти десять типов располагаются на двух биполярных осях: открытость к изменениям — консерватизм, акцент на себе — акцент на других. Эта классификация также отражает социальный характер ценностей, а также как и многие предыдущие классификации показывает сложную взаимосвязь между ценностями в структуре личности. Данная классификация была предложена для выделения универсальных для всех народов ценностей и определения степени сходства и различия в ценностных структурах личностей разных народов в социально конкретных обстоятельствах. Социально — конкретные обстоятельства обусловлены множеством факторов, среди которых основным будет являться та социально-экономическая ситуация, в которой существует общество в данное время. Именно она оказывает сильнейшее воздействие на группы и личность, причем группа в данной ситуации транслирует ценности общества на личность, как указывают некоторые исследователи. Автор настаивает, что ценности индивидуального являются универсальными для всех людей и во всех культурах. Различия могут проявляться в уровне выраженности той или иной ценности.
Ценности и развитие общества (Дальше см. инглхарт)
Проблема профессиональных Ценностей в социальной работе
В профессиональном контексте философия предстает как система убеждений и отношений, идеалов, стремлений и целей, ценностей и норм, нравственных правил поведения или принципов. Она позволяет понять смысл и придать реальность существования миру и человеческой субъективности, истории и развитию. Этот смысл проявляется в виде идей, разумных объяснений, которые сами по себе становятся предметом обоснования. Философия — это также вопрос ценностей и суждений об этих ценностях, поиск оснований для действия и осознанного выбора мировоззрения.
Каждая профессия характеризуется с подобной точки зрения системой убеждений и коллективного знания, при помощи которого эти убеждения становятся профессиональными принципами. В американской традиции такую систему принято называть философией профессии. Философию социальной работы образует совокупность логических схем анализа социальной практики, убеждений и идеалов, задающих отправные точки профессиональной деятельности. В отличие от традиционных подходов к методологической рефлексии в науке, философия в этом смысле предстает как более широкое понятие, поскольку включает не только модели и нормы построения профессионального знания, описания и оценки реальности, но также и систему нравственно-оценочных суждений. Эти суждения становятся профессиональными нормами, этическими принципами и ценностями. Профессиональная философия лежит в самой сердцевине профессии и является неотъемлемой частью ее субкультуры.
Социальные конфликты в современном обществе и их изучение социологией
... людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, ... является периодом наибольших колебаний участников. Не случайно сторонники открытых конфликтов проводят работу по поддержанию боевого духа участников, убеждая их идти до конца. Именно ...
В этом контексте социальные проблемы должны рассматриваться как проблемы выбора нравственных критериев оценки социальных фактов: отклонения, аморальные поступки, противозаконные и деструктивные действия, так же как и добродетель, зависят от точки отсчета, определяемой социумом. Социальное функционирование и социальная деятельность — это механизм адаптации к ценностным требованиям внутри системы социальных отношений. Ч. Франкель утверждает, что сама идея благосостояния не может быть ценностно нейтральной и неизбежно построена на нравственном выборе и «…суждениях, касающихся одобряемых целей человеческой жизни: даже самая локальная концепция благосостояния несет на себе отпечаток ценностей» [268]. В общем это становится очевидным даже на уровне дефиниций термина «социальное благосостояние», которое рассматривается через призму организации усилий общества с целью обеспечить минимальные жизненные стандарты, содействовать всеобщему благосостоянию и способствовать удовлетворению потребностей людей, связанных с их социальным функционированием и социальными отношениями [247].
Необходимо также отметить, что процесс оказания помощи, по признанию большинства исследователей и практиков, почти всегда призван помочь клиентам сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность. Например, в сфере реабилитационной работы с заключенными социальные работники помогают преступникам и правонарушителям стать личностью, признающей и выполняющей нормы общества [268]. Несмотря на то, что социальный работник может утверждать, что он не навязывает своих ценностей клиентам, беседа с клиентом в социальной работе полна нормативных и предписывающих утверждений, моральных суждений, которые должны помогать клиентам в выборе правильного поведения и решения их проблем. Как отмечает П. Тэйлор, «…правильно это или нет, но социальные работники невольно внушают клиентам, что нуклеарная семья должна быть независимой от расширенной семьи, что семейная жизнь должна быть более центрирована на детях, чем на родителях, и т.д.» [430]. Поэтому общение социальных работников с клиентами — это в значительной степени «этический дискурс», диалог о дóлжном, возможном и желательном.
Признание ценностной сущности социального обеспечения и усилий по оказанию помощи привело к расширению осознания и концептуальному прояснению, большей ясности и честности в понимании того, что же действительно происходит в процессе организации социальной помощи и социального вмешательства. Но это же сделало явными серьезные противоречия и конфликты в системе нравственных и этических установок, которые социальные работники вынуждены разрешать в повседневной работе.
Контрольная работа по Философии
... т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже ... на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно ... добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате обобщения ...
Эволюция ценностей социальной работы
Можно выделить три этапа формирования ценностных представлений о ценностных основаниях социальной работы: 1. конфессиональный; 2. первичной профессионализации (ценностно-нейтральный); 3. рефлексивный (самоопределение в системе профессиональных ценностей)
1. Предыстория возникновения социальной работы как профессиональной практики связана с благотворительным движение и деятельностью филантропических организаций. Эти организации традиционно были связаны с церковью. Практически вся филантропическая деятельность направлялась стремлением к реализации духовных заповедей основных религиозных конфессий и конгрегаций. Двольно часто благотворительность была формой миссионерской деятельности, когда вместе с помощью, .нуждающихся стремились приобщить к ценностям религиозного мировоззрения.
Первые социальные работники, занимавшиеся благотворительностью на начальных этапах становления профессии, были склонны возлагать вину за бедность и нищету на дефекты нравственного сознания (например, лень), присущие бедным, и полагали, таким образом, что они нуждаются, в первую очередь, в моральном перевоспитании. Но работая с бедными на постоянной основе, сотрудники благотворительных объединений постепенно обретали идентичность новой профессиональной группы, сохраняя тесную связь с христианскими убеждениями и традициями моральной проповеди.
2. В первой половине 20 века, когда начинается формирование научных основ профессии, проблемы ценностной регуляции социальной помощи находились на периферии профессиональной рефлексии [233; 252; 270]. Идеальной моделью построения профессиональной практики для социальных работников оставалась классическая рациональность научного познания, свободная от ценностных диспозиций. Социальные работники были убеждены, что опираются на систему самоочевидно истинных ценностей и могут оставаться этически нейтральными, соблюдая объективность профессиональной позиции в работе с клиентами. Кроме того, социальные работники под влиянием успехов поведенческих наук в США, которые, как казалось, сумели поставить науки о человеке на прочный естественнонаучный фундамент, стремились руководствоваться оценочными критериями, доступными количественной верификации, и избегать неопределенности субъективных мнений и морально-этических дилемм. Неясной оставалась и сущность профессиональных фактов и ценностей и, следовательно, природа социальной практики и возможность ее познания как таковой. Это препятствовало развитию профессионально-этической рефлексии и методологии познания в социальной работе и тем самым построению эффективной, жизнеспособной теории и практики социальной помощи.
Частично такое стремление к построению безоценочной в морально-этическом плане практики, ориентированной на идеалы научности, было своего рода реакцией на патерналистский морализм, характерный для пионеров социальной работы и филантропов из обществ благотворительности.
Исследование зависимости личностных особенностей социального ...
... являюсь сотрудником Краевого геронтологического центра. По ходу работы мной наблюдается присутствие синдрома профессионального выгорания у многих социальных работников данного центра. Происходит снижение интереса и ... являя собой личностную отстраненность, проникая в установки, принципы и систему ценностей личности, искажает интегративный компонент личностной зрелости, меняя позитивное отношение к ...
3. Во второй половине XX века, профессиональная система ценностных ориентаций и этических принципов деятельности социальных работников стала предметом широкого обсуждения в профессиональном сообществе. Эта дискуссия показала, что любая модель социальной работы, включающая в себя реальную практику социальной помощи и консультирования, обязана сознательно определить свою ценностную позицию в контексте всех основных общечеловеческих и конкретно исторических ценностей — добра, пользы, свободы, ответственности и т. д. Причем речь должна идти даже не столько о человеческой позиции социального работника и не о ценностной рефлексии уже сделанного, сколько о том, что ценностная установка должна стать имманентной самому процессу социальной помощи.
Современные подходы к пониманию ценностей социальной работы
Как отмечают ряд исследователей, возникновение социальной работы обозначило фундаментальную смену идеологической парадигмы, произошедшую в общественном сознании в США в XIX—XX вв., — религиозное служение Богу сменилось секуляризированным служением человеку. Социальная работа стала своего рода гуманизмом в действии. Социальной работе было предназначено гуманизировать урбанизированное, технологическое массовое общество и его институты [331].
Сама идея социальной работы символизировала собой компромисс между индивидуалистическими и общественными ценностными ориентациями, выражающимися в дихотомии эгоцентризма и альтруизма, конкуренции и сотрудничества, принципа опоры только на себя и принципа взаимопомощи, индивидуальной свободы и социального контроля.
Это нашло свое отражение в дуалистичности профессиональных ценностей социальной работы. Посредническая миссия социальной работы сделала неуместным однополярный этический ригоризм «или-или». Поэтому система профессиональных ценностных ориентаций начала строиться по принципу «и то — и то» [209]. Такой подход учитывает взаимозависимость и взаимообусловленность благосостояния личности и общества, свободы и ответственности, прав и обязанностей. Здесь взаимосвязаны ценности самореализации личности, коллектива и общества. Личностная автономия рассматривается как необходимое условие социальной включенности и ответственности. Как отмечает Г. Хамильтон, такой «общественный индивидуализм» можно считать основой профессиональных ориентаций социальных работников [295, p. 44].
Подобное положение дел заставляет социального работника в каждом конкретном случае искать баланс, меру взаимной непротиворечивости между личным и социальным, идеальным и реальным, дóлжным, возможным и желательным. Социальная работа в этом понимании становится инструментом демократического общества в том смысле, что она стремится согласовать и примирить часто противоречивые интересы государства, общества, социальных групп и личности.
Одним из факторов обращения социальных работников в США к методологии социального познания в 50-х годах XX в. был сформировавшийся запрос на концептуальную определенность и ясность в отношении основных категорий социальной работы, однозначность критериев достоверности и различий в оценке фактов, теорий, ценностей и норм социальной работы. Ценности репрезентируют образы мира, каким он должен быть, а также способы действий людей в нем. Следовательно, ценности передают отношение к желаемым целям и конечным состояниям, которые, как полагают, в идеале определяют удовлетворение основных человеческих потребностей и работают на коллективное или личное благо [409, c. 65]. Эти потребности связаны со стремлением индивидов и групп к выживанию и самосохранению, получению признания, безопасности, сохранению индивидуальности и личной идентичности, принадлежности, чувства собственного достоинства, самоуважения, материального достатка, достижению успеха и самореализации. Неотъемлемые ценности собственного достоинства и уважения личности связаны с потребностью в самоуважении, уникальность личности — с потребностью в обособлении, материальный достаток и гарантии дохода — с потребностью в выживании, конфиденциальность — с потребностью в уединении, сочувствие и переживание — с потребностью в принадлежности и любви и т. д.
Социальный работник: личность и профессия
... педагогические условия и тенденции профессионально-личностного развития специалиста социальной работы. Глава I. Теоретико-методологические основы развития личности и деятельности социального работника .1 Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики и особенности Улучшение ...
По мнению Д. Ли, во всех или почти во всех обществах всё, что рассматривается как «хорошее» и «дóлжное», социально по природе. Личность развивается и проходит становление через расширение социальной связнности, соучастия и обмена с социальным окружением. Любовь, уважение к себе и признание ценности собственной личности означает уважение и признание ценности другого [325].
Ценностные ориентации имеют важнейшее значение для функционирования индивидуума и общества. Ценности — это способы отношения к миру и к людям. Следовательно, они представляют связь между оценивающим и оцениваемым объектом.
М. Памфри предложил провести определенную дифференциацию между разными уровнями системы ценностей человека и определить их соответствие установкам социальной работы [382].
Первый уровень — это уровень таких предельных и абстрактных ценностей, как демократия, правосудие, равноправие, свобода, мир, социальный прогресс, самодетерминация, самореализация. Очевидно, что социальные работники разделяют веру в достоинство, потенциал и способность к самосовершенствованию индивидуума и общества.
Второй уровень — средний. Это уровень промежуточных ценностей: успех в жизни, хорошая семья, коллектив, способствующий личностному и профессиональному росту и развитию, хорошее сообщество и территория проживания.
Третий уровень состоит из инструментальных, или операциональных, ценностей, которые относятся к поведенческим характеристикам хорошей социальной организации, хорошего государственного управления, хорошего профессионала. Хороший профессионал, например, отличается надежностью, честностью, самодисциплиной.
Таким образом, ценностная система координат в социальной работе становится краеугольным камнем в построении любой осмысленной практики. Только в такой системе социальные факты обретают смысл, и только так социальные действия оформляются в целенаправленную деятельность. Социальный работник не может занимать позицию внешнего наблюдателя, руководствуясь классическими принципами научной объективности. Он всегда включен в ситуацию взаимодействия. Эффективность социальной работы зависит именно от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения. Ключевые для социальной работы понятия и категории — например, социальное благосостояние, социальное функционирование — несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархии общественных ценностей. Улучшение социального функционирования — это развитие того, что соответствует социальной норме.
Важнейшей характеристикой социальной работы является ее гуманистическая направленность. Приоритет здесь имеют ценности уважения личности, ее автономии и личного достоинства, вера в возможность самореализации личности, непрерывность развития, целостность и осознанность человеческого опыта. Но это совсем не исключает, а даже предполагает социальную ответственность, социальную справедливость и равенство. В основе этических принципов социальной работы лежит идея взаимопомощи как условия полноценного существования общества. Гуманистическая направленность предполагает утверждение права личности на свободное волеизъявление и нравственный экзистенциальный выбор жизненного пути.
Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт, это [270, с. 531]:
1. Твердая вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждого индивида.
2. Вера в несомненное право человека иметь собственное мнение и убеждения, свободно их выражать и воплощать в жизнь в той степени, в которой это не ущемляет прав других людей.
3. Неотъемлемое и неотчуждаемое право каждого человека делать свой выбор и действовать на его основе в рамках меняющегося и развивающегося, но при этом стабильного общества.
Взаимодействий ценностных систем социального работника и клиента
Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты принимают систему профессиональных ценностных ориентаций социального работника. Социальный работник, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностные предпосылки и ориентации, свое понимание проблем и даже профессиональный язык. По сути, социальный работник предлагает человеку осознать себя, свое психологическое пространство с точки зрения мотивационных процессов (в том числе и неосознаваемых), эмоциональных проблем, а также таких понятий, как вина, тревожность, конфликт. В свою очередь он должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, его культуры и субкультуры, уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем социального работника и клиента.
Имманентная морально-этическая природа процесса помощи проявляется в том, как клиент побуждается к принятию идеологической системы социальной работы, определяющей, как его проблема может быть интерпретирована и разрешена с точки зрения социальных и профессиональных норм. Это может быть сделано (или не сделано) в такой форме, которая фактически навяжет клиенту те ценности, из которых исходит социальный работник. Постановка индивида или группы на позицию клиента означает начало нормированного взаимодействия с социальным работником, в ходе которого проситель становится клиентом. По сути, это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений и в некоторых случаях, профессионального языка социальной работы. Возможно также такое развитие событий, когда клиент скорее обращается в новую веру, чем включается в открытое договорное и осознанное общение. Но здесь надо иметь в виду, что различия взглядов и точек зрения социального работника и клиента могут оказаться слишком значительными и потребовать слишком большую плату за принятие нового образа себя и мира. В этом случае процесс работы обречен на провал [409, c. 84—85].
С точки зрения взаимодействия ценностных систем интересны наблюдения, сделанные С. Халлеком относительно взаимодействия социальных работников с подростками. С его точки зрения, многие случаи бунтарства подростков можно соотнести с тем фактом, что именно в этот период жизни они начинают осознавать, что значимые в их жизни взрослые постоянно лгут. Это особенно касается подростков в специальных учреждениях, таких, например, как интернаты, исправительные учреждения и т. д. Работая с проблемными подростками, социальный работник должен постоянно иметь в виду один вопрос: возможно ли передать убеждения, ценности или нравственные установки подросткам, если сам не до конца в них веришь? Очень часто взрослые (и социальные работники в том числе) пытаются транслировать ценности и убеждения, которые сами не разделяют. Такая ложь иногда рефлексируется, но чаще даже не осознается профессионалами, работающими с подростками. C. Халлек выделяет наиболее часто встречающиеся виды профессиональной лжи социальных работников [292].
1. Ложь особой нравственности взрослых. Взрослые обладают более высокими морально-нравственными качествами, так как не делают предосудительных вещей или, по крайней мере, не демонстрируют свои пороки. На самом деле, взрослые просто более умело скрывают свои негативные качества.
2. Ложь о необходимости принять помощь от профессионала, поскольку «…мы это делаем для твоего же блага. Мы просто хотим тебе помочь». Социальный работник не должен притворяться, что действует только на основе симпатии и чувства долга. Он всегда представляет определенный социальный заказ, который чаще всего в отношении подростка подразумевает необходимость сделать его поведение социально приемлемым.
3. Ложь конфиденциальности. «Расскажи мне, что случилось, это останется между нами». Социальный работник не имеет право скрывать значимую информацию от людей и организаций, вовлеченных в процесс работы. Профессионально честным будет прямо сказать подростку о том, кто кроме социального работника сможет получить доступ к материалам и информации, полученной в ходе работы и общения с ним.
4. Ложь вознаграждения за конформность. «Сделай, это в твоих же интересах. Тебе станет проще жить». То что требуют от подростка, часто отвечает интересам общества, но может противоречить его личностным потребностям и запросам.
5. Ложь отказа от ограничений. «Ты сможешь все, если захочешь». Многие подростки могут иметь ограниченный потенциал. Убеждая их, что все возможно, социальный работник может подтолкнуть их к постановке заведомо не реалистичных целей и амбиций.
6. «Доверься мне, и все будет хорошо. Я буду всегда тебе помогать». Подросток должен знать и понимать, что контакт с социальным работником ограничен рамками профессиональных функций. Социальный работник не может стать другом и предложить подлинную эмоциональную близость.
7. «Мне нравишься ты, но не твое поведение». Это базовый принцип гуманистического подхода в воспитании, суть которого заключается в том, что оценивать в категориях «нравится — не нравится» можно только поведение, но не личность — она всегда вне-ценна и не может быть предметом оценочных суждений. Ребенок и подросток должен чувствовать безусловное принятие со стороны взрослых. Но реальность такова, что, работая с подростками, трудно не испытывать в определенных ситуациях гнев, раздражение, обиду и злость. В этих ситуациях социальный работник, считая, то испытывать такие эмоции по отношению к подростку есть признак профессиональной некомпетентности, несоответствия высоким гуманистическим идеалам профессии, может стремиться подавить или неосознанно рационализировать их и переносить свои чувства на другие объекты (например, родителей подростка).
Профессионально честным в этой ситуации будет дать понять подростку валентность, знак своих эмоций, в пределах возможностей профессиональной этики и отрефлексировать их. Гнев тоже может быть частью терапевтической и педагогической ситуации и поводом для интенсификации и углубления взаимодействия.
Социальные работники предлагают людям помощь в связи со сложными нравственными вопросами и затруднениями, переплетенными с социально-экономическими реалиями их жизни и деятельности в обществе. Они выступают трансляторами норм, но одновременно и их реформаторами, расширяя границы общественной толерантности в отношении тех, кто не вписывается в стандарты поведения и тем, кто просто «иной». Но сами они постоянно выносят ценностные суждения, оценивают поведение и социальные ситуации в соответствии с правилами и нормами, установленными социумом. Их диагностические выводы часто звучат как этические суждения, оценивающие личность, поведение, отношения. Очевидно, социальных работников нужно учить делать такие суждения эксплицитно и брать за это ответственность.
Социальный работник такой же человек, как и его клиенты, поэтому он также может быть субъективным в своих отношениях и оценках. Ранее мы говорили, что социальные работники должны уметь справляться со многими неизбежными ролевыми конфликтами. Многие из этих ролевых конфликтов могут быть интерпретированы как ценностные диллемы и противоречия.
Одним из центральных противоречий такого рода для социального работника является необходимость одновременно быть инструментом социального контроля и социального изменения. Социальный контроль направлен на сохранение существующего социального порядка, соблюдение законов, норм, правил общежития, регламентирующих поведение человека в социуме. Социальный контроль может принимать формы принуждения или даже юридического преследования лиц, нарушающих права других людей. Социальные изменения есть функция социальных систем, связанная с реорганизацией существующей структуры. Социальные изменения рассматриваются как механизм реформирования социальных институтов с целью сделать их более адекватным потребностям людей и общества в целом. Поэтому социальный работник в реальной практике может сталкиваться с ситуациями, в которых он как представитель социальной структуры должен контролировать соблюдение какой-либо нормы клиентом (например, распорядка в закрытом учреждении интернатного типа для детей с поведенческими проблемами), понимая что реально их проблемы может решить только модификация всей системы.
Другой центральный ценностный конфликт представляет давняя дилемма в области социального обеспечения. Социальным работникам необходимо связать воедино многие, часто противоречивые, требования, возложенные на него профессией. И здесь социальный работник часто сталкивается с трудно разрешимыми противоречиями между интересами личности и общества. Социальным работникам приходится искать баланс между поощрением самореализации и самодетерминации и ограничением свободы личности в контексте личностной и социальной ответственности; между терпимостью, и даже снисходительностью, и принуждением; между формальным долгом перед бюрократической системой и потребностью клиента в той или иной помощи; между правами детей и родителей, мужа и жены. Одна из старых дилемм, стоящих перед социальной работой, — как облегчить тяготы социально депривированных групп населения, но при этом избежать социального иждивенчества, оказывать помощь, не забывая принципов опоры на самого себя, базовых для общественной этики США. Как отмечается, здесь существует опасность разрушительных для процесса социальной работы необоснованных и часто утопических обещаний, которые имеют следствием хроническую деморализующую зависимость от государственных субсидий [371].