Проблема мотивации. Исследования мотивации

Проблема мотивации. Исследования мотивации.

Эхххх… понеслась.

Лекции:

Мотивация – родовое понятие для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение человека на жизненно важные явления и предметы, определяющих пристрастность и целенаправленность психического отражения. Мотив – продукт отражения потребности. Потребность, приобретая личностный смысл, становится мотивом -> потребность многозначна, а мотив однозначен. Мотив формируется не только из потребности, но и из идеалов, влечений, стремлений, чувств, традиций, установок и тд. Потребность побуждает к поведению, а мотивы — к деятельности.

Мотивация – совокупность мотивов, образующих ядро личности.

Характеристики мотивов:

  1. Сила
  2. Устойчивость .

Усилителем мотива является воля, волевое усилие, другие мотивы, неудачи и успехи.

Характеристики мотивации:

  1. Сила
  2. Устойчивость
  3. Множественность (несколько схожих мотивов)
  4. Структурность и иерархичность.

Мотивационная сфера определяется для каждого человека, отличается по структуре, содержанию и иерархии и влияет на поведение человека. В мотивах всегда отражается отношение.

Е. П. Ильин : «Мотивация – процессы детерминации активности человека, формирующих побуждение к действию.»

Годфруа: «Мотив – это соображения, по которым субъект должен действовать.»

Хекхаузен: «Мотив – конструкт мышления». Хекхаузен выделяет условия для формирования мотивации: 1. Развитие сознания. 2. Развитие ведущей деятельности, так как здесь возникает конфликт между новыми потребностями и старыми возможностями.

Согласно схеме Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний, идеалами и условиями деятельности. С учётом этих факторов происходит притятие решения.

Е. П. Ильин выделил функции мотивов:

1. Побуждающая. Связана с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии.

2. Стимулирующая. Связана с продолжением побудительности и осуществлением намерения.

3. Регулятивная. Центральная в процессе мотивации.

4. Управляющая. Включает планирование действия.

5. Организующая. Деятельность мысленно организуется, но внешне не проявляется.

6. Структурирующая. Подчёркивается важность конечного результата, которая приводит к анализу ситуации.

7. Контролирующая. Осуществляется через механизм коррекции. Эта функция близка к смыслообразующей по Леонтьеву.

2 стр., 880 слов

Мотивация поведения: потребности и мотивы

... сферы. Тема исследования: «Мотивация поведения: потребности и мотивы». Цель исследования: изучить такие компоненты мотивационной сферы человека, как потребности и мотивы. Объект исследования: мотивационная сфера человека. Предмет исследования: потребности и мотивы как основные компоненты ...

8. Отражательная. Отражение в сознании человека потребностей и целей, средств их достижения.

9. Объяснительная. Сознательное формирование личностного источника поведения.

10. Защитная. Защитные мотивы, подменяющие истинные мотивы ложными.

Основные теории мотивации (По лекциям и семинарам):

  1. Тория установки Узнадзе.

Узнадзе установил наличие определённых психических состояний, неосознанных, но влияющих на деятельность. Установка – готовность человека к совершению определённой деятельности в сложившейся ситуации. Установка – ступень в развитии психики, которая призвана служить предпосылкой сознательных переживаний. Установка – фактор, содержащий в себе первичную связь потребности с объективной ситуацией. Мотивация в теории рассматривается как предпосылка волевого поведения. В основу учения об установках положена идея о том, что потребность является источником активности. Потребность и ситуация её удовлетворения создаёт основу для установки.

Поведение может быть направлено на удовлетворение актуальной возможной потребности. В этом поведении имеется момент переживания акта решения. Акту решения предшествует процесс поиска решения (это мотивация).

Смысл мотива – отыскивается именно то действие, которое соответствует основной закреплённой установки личности. Когда такая разновидность поведения найдена, поведение переживается по-новому. Связующим звеном между осознанным и неосознанным психическим состоянием является уровень объективации.

  1. Концепция Леонтьева.

Рассматривалось отношение мотива и сознания. Смыслообразующий мотив как раз формируется в ходе осознания. Он ещё не вызывает деятельности. Деятельность вызывает реальнодействующий мотив. Мотив соответствует деятельности, цели соответствует действия, а операции соответствуют условиям. Соответственно между деятельностью и действием складывается отношение как между мотивом и целью. Одно и то же действие может служить различной мотивации. Осознание опосредуется языковыми обозначениями, появляется смысл и значение. Леонтьев вводит термин «личностный смысл», с помощью которого возможна интерпретация мотивов. Функция мотива – оценка жизненного значения для субъекта обстоятельств и действий. Мотивы могут сдвигаться на цели. Механизм сдвига нужно рассматривать с точки зрения смысла и значения. Сдвиг происходит по мере осознания, когда результат более значим, чем мотив.

В активности нет смыслообразующего мотива. Тут простая бихевиоральная схема (С- Р).

А человеческая деятельность строится следующим образом:

  1. Потребность и её опредмечивание.
  2. При помощи осознания из рефлексивного слоя сознания берутся смыслы.
  3. Появляется смыслообразующим мотив.
  4. Появляется цель. Цель- идеальный образ.
  5. Смыслообразующим мотив вызывает деятельность, регулируемую реальнодействующим мотивом.
  1. Биологические теории. Теории инстинктов. (Из Хекхаузена)

Джеймс: «Инстинкт – способность производить определённые действия без предварительного плана и обучения». Человеческое сознание есть результат развития нервной системы, которая усложнилась на столько, что может управлять сама собой.

5 стр., 2423 слов

Тема 1. Теории поведения человека в организации

Психологические теории поведения человека в организации 1. Бихевиоризм ... Финские психологи В. Микконен и Э. Кескинен, изучая деятельность водителей, выяснили, что она определяется внутренней информационной ... мотивы чтобы оправдать свой поступок. Истинные причины от сознания скрыты, но именно они правят поведением. Анализом этих сил и занялись Фрейд и его последователи. Согласно Фрейду поведение ...

При этом обязательно нужен раздражитель. Вундт сближает понятие инстинкта с побуждением и целенаправленным поведением.

Привычка – автоматически протекающее действие, которое сначала управлялось сознательно. Мак-Дауголл считал, что инстинкты врождены, они обладают побудительной и управляющей функцией, они содержать процесс переработки информации, эмоциоанльного возбуждения и готовности к моторному действию.

Лоренц каждому инстинкту приписывал свою энергию, которая постоянно обновляется. Лоренц утверждал, что некоторые инстинкты вообще не требуют ключевого раздражителя.

Тинберген: «инстинкт – иерархически организованный нервный механизм, который восприимчив к некоторым импульсам как внешней так и внутренней природы.»

  1. Теоретико-личностная разработка. (Из Хекхаузена)

Вроом: действия и их результат имеют определённые последствия, которые выступают для субъекта как обладающие большей или меньшей привлекательностью. Именно последствия предвосхищают и мотивируют деятельность. Согласно этой теории, необходимо выявить индивидуальные валентности субъективно возможных последствий.

Фрейд: существуют два врожденных инстинкта –смерти и жизни. Используя метод свободных ассоциаций, Фрейд установил симптомы мотивационных установок. Мотив – психическая энергия организма. Поведение человека основывается на бессознательных влечениях. Согласно Фрейду, «психический аппарат должен прежде всего справиться с внутренними раздражителями, которые возникают в самом организме. Потребности той или иной части организма постоянно порождают энергию». Фрейдовская теория дала толчок для развития редукционной теории влечения, согласно которой человеческое поведение обусловлено стремлением достигнуть гомеостаза.

Продолжая психоаналитическую тенденцию, Мюррей разработал свою теорию, согласно которой у человека существует определённы набор потребностей,побуждаемые ситуацией. которые могут быть диагностированы с помощью опросника. (ТАТ).

Левин стремился объяснить поведение исходя из актуального поля психологических сил. Эти силы —векторы – исходят из внешних объектов. Левиным была разработана теория, согласно которой мотивация была представлена как скопление центральных и периферических сил. Мотивы в данной теории самостоятельные образования.

Мак-Клеланд и Аткинсон выделили мотив достижения, реализующийся в действии. Мотивация рассматривается как воссоздание некоторого уже пережитого ранее изменения в вызывающей аффект ситуации. Аткинсоном была разработана модель «выбора риска». Ожидание – субъективная вероятность успеха. Это конкретизация теории ожидаемой ценности.

Хайдер: «теория когнитивного баланса». Отношения между предметами представляют собой уравновешанные или неуравновешанные конфигурации. Поведение человека определяется стремлением сделать систему уравновешенной.

Фестингер: «теория когнитивного диссонанса». Мотив порождается стремлением вернуть баланс системы, согласовать элементы. (Девочки, я думаю, вы про диссонанс знаете)

Вайнер ввел понятие атрибуции мотивации. Выделил следующую схему процесса атрибуции: событие — аффект, зависящий от результата – каузальная атрибуция – психологический последствия – поведение. Вайнер выделил три измерения последствий атрибуции: локус причинности(внутренний или внешний), стабильность причины во времени, контролируемость.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... мотивы, т.е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки. Поведение как акт состоит из нескольких этапов: формирование потребности развитие мотивации, выражающейся в мотивационном возбуждении развитие вегетативных реакций, ... потребности, мораль, нравственность, социально-детерминированную агрессию и др. Мотивация согласно принятым в психологии толкованиям представляет собой побуждение к ...

Штерн: центральным в его теории являются свойства, которые он подразделял на движущие и инструментальные. Первые обладают мотивационным характером.

Психологи-гуманисты изучали мотивацию неразрывно от личности. Так Маслоу разработал свою иерархическую модель.

Кеттел среди выведеных им характеристик выделял три, которые носят мотивационный характер – установка, эмоциональная оценка и влечение.

  1. Теоретико-ассоциативное направление.

Психология научения Торндайка: Введено различие между механизмами, которые активизируются, а потом определяют протекание поведения, и силами, которые приводят механизм в действие. Толмен: научение представляет когнитивные карты, «готовность средств для цели». Чтобы выученное проявилось в поведении необходимы драйвы и объекты.

Халл – основоположник теории влечения. Он различал потребность и влечение. Потребность – специфическое состояние, связанное с недостатком чего-либо в организме. Это сосотояние вызывает неспецифические влечения, которые активизируют поведение. Халл постулировал два компонента – мотивационный (энергетическая функция), ассоциативный (связь раздражителя и реакции).

Браун: поведение определяется привычкой и потребностями. Источником поведения выступают первичные и вторичные потребности, которые могут вступать в конфликт, порождая фрустрацию. Есть одно общее влечение, но много источников его питающих. Потребности образуются, когда определённые стимулы связаны с состоянием страха.

Психология активации Павлова: Павлов подчёркивал роль ориентировочной реакции в формировании условного рефлекса. Возбуждение выполняет функцию активации поведения.

Скиннер делил поведение на два типа: смена реакции и смена раздражителя.

4 принципа психологии активации:

  1. Ориентация на данные нейрофизиологии и теории мозговой деятельности.
  2. Общие положения об активации и поведении.
  3. Большое значение эмоций и аффектов.
  4. Выявление характеристик объекта, которые активируют поведение.

Даффи: поведение можно описать через его направленность и интенсивность. Стимулы и реакции опосредуются процессами познания. При определённой мотивации необходимо определить активацию и её направление.

Классификация мотивов:

По установкам личности (Л. И. Божович):

  1. Личностные, эгоистические
  1. Общественно значимые.

По Выготскому:

  1. Однозначные
  2. Многозначные (несколько мотиваторов)

По видам активности:

  1. Мотив общения
  2. Мотив игры
  3. Мотив учения
  4. Мотив профессиональной деятельности
  5. Мотив спортивной деятельности

По временным характеристикам:

  1. Ситуативные
  2. Кратковременные
  3. Устойчивые

По функциям (Головаха):

3 стр., 1170 слов

Мотивы поведения личности

... возможности и осуществлять действия по удовлетворению потребности.[2, с.103] Рассматривая мотив, как некий побудитель поведения и деятельности, необходимо выделить три его функции: побуждающую, направляющую и регулирующую. ... неудачи. Список литературы 1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976 2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- М., 1986. – 348 с. 3. Сагайдак С.С. ...

  1. Реальнодействующие неосознаваемые мотивы с побуждающей функцией.
  2. Реальнодействующие осознанные мотивы с объяснительной функцией.
  3. «Понимаемые мотивы»

По источнику возникновения:

  1. Широкие социальные мотивы
  2. Деятельностные мотивы
  3. Поощерительные мотивы.

По силе:

  1. Сильные
  2. Умеренные
  3. Слабые

По Леонтьеву:

  1. Смыслообразующие
  2. Реальнодейсвующие