2. Присхождение и развитие психики

ТЕМА: Происхождение и развитие психики.

1. Проблема происхождения психики. Объективный критерий психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева.

2. Развитие психики в филогенезе.

3. Общественно-историческая природа психики человека. Отличие психики животных от психики человека.

Понятия: психика, ощущение, поведение.

1.Чтобы понять природу психики нужно ответить на вопрос когда и почему она возникла и как развивалась. На этот счет существует ряд теорий и предположений. Наиболее обоснованной и получившей дальнейшее развитие является гипотеза развития Ψ вфилогенезеА.Н.Леонтьева- К.Э.Фабри. В основе данной теории лежит принцип развития психики в деятельности, единства психики и деятельности. Активность может служить объективным критерием психического отражения. Простейшая форма реагирования на окружающую среду у организма, это раздражимость, которая присуща всем живым существам и является фундаментальным свойством всякой живой материи. Раздражимость — это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия определенным комплексом функциональных и структурных изменений. Возникновение психики связывают с переходом к новой форме реагирования –чувствительности, как способности реагировать на биологически нейтральные воздействия. При этом впервые появляется субъективный аспект отражения, который выражается во внутреннем переживании,ощущении. Например, паук реагирует на вибрацию паутины.

Что создает необходимость возникновения психики? Усложнение условий жизни приводит к совершенствованию регулятивных механизмов, обеспечивающих наиболее эффективную адаптацию организма к изменяющимся условиям среды. ( Гиппенрейтер, 88, с.168; А.Н.Л.).

2.Развитие и совершенствование регулятивных механизмов включает в себя три аспекта:

1.Идет развитие психических форм отражения от непосредственного отражения к опережающему отражению;

2.Совершенствуются и формы реагирования от тропизмов и безусловных рефлексов к интеллектуальным формам поведения и сознательной жизнедеятельности;

3.Идет развитие и совершенствование органа психики — мозга.

7 стр., 3079 слов

Закономерности роста и развития детского организма

... протекают процессы роста и развития; в процессах роста и развития детей и подростков наблюдаются половые различия; процессы роста и развития происходят неравномерно и каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности. 2. Закономерности роста и развития детского организма Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его ...

Психическое отражение не оставалось неизменным в ходе эволюции, а само претерпевало качественные изменения и преобразования. Выделяют следующие стадии развития психики животных:

Стадия элементарной сенсорной психики. Основная форма отражения – ощущение. Это стадия на которой отражаются отдельные свойства среды. На этой стадии находятся инфузории, простейшие одноклеточные и некоторые многоклеточные

(губки,кишечнополостные, низшие черви).

Стадия перцептивной психики. Форма отражения – восприятие. Она характеризуется способностью отражения вещей, предметов внешней объективной действительности. На данной стадии развития психики находятся рыбы и другие низшие позвоночные, а также насекомые.

Стадия интеллекта. Для нее характерны элементарные формы мышления. Появляется способность отражать ситуацию, связи между объектами. В практической деятельности выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, подготовительная фаза, создаются и используются примитивных орудий. обнаруживаются и учитываются причинно-следственные связи. На этой стадии находятся высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающиеся), обезьяны.

В тесной связи со стадиями развития психики идет развитие нервной системы и поведения животных. Простейшие животные реагируют на биологически значимые факторы своеобразными движениями, которые называют тропизмами. Дальнейшая эволюция форм реагирования или более точно поведения проходит путь от безусловных и условных рефлексов, к инстинктам, навыкам и интеллектуальным формам поведения.

3.На протяжении эволюции животного мира развитие психики шло по биологическим законам эволюции. Высший уровень развития психики возникает только у человека и связан с самого начала с трудом и общественными отношениями.

Сознание- высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сознание как качественно новая форма психического отражения возникает вместе с особенностями человеческой жизнедеятельности, которая приобретает сложное строение.

Животные зависимы от окружающего мира, и поведение их определяется чисто биологическими закономерностями. В основе поведения животных лежит биологическое влечение или потребность. Человек же в процессе становления труда и общественных отношений приобретает свободу. У него возникают социальные по своей природе потребности. И он в своем поведении руководствуется не только конкретной ситуацией, но и более отдаленными перспективами. В ходе развития человечества идет обретение свободы от биологических потребностей и человек вступает на дорогу выбора жизненного пути. Возникновение сознания тесно связано с возникновением языка, с помощью которого передаются знания и культура прошлых поколений, возможно общение с другими людьми.

В своей жизнедеятельности человек более активен, чем адаптивен, а это значит, что сознание активно и избирательно. Оно отражает явления в определенной системе, способно вскрыть закономерности в действительности и, опираясь на них, преобразовать действительность, предвосхищать течение событий.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с воспитанием и обучением (произвольное). Рациональные формы освоения действительности Память - способ существования психики ... Положительные и отрицательныеэмоции, стенические (повышающие активность) и астенические. Чувство – отражение в сознании отношений человека к действительности (моральные, интеллектуальные, эстетические). Аффект ...

Задания

Перечислите биологические предпосылки возникновения сознания

Выделите отличительные признаки психики животных от психики человека

Прочитайте описание эксперимента, определите форму психического отражения и поведения животного

  1. Проанализируйте данные эксперимента. Сделайте вывод о характерных особенностях интеллектуальной формы поведения.

Пищевую приманку укладывали на столе среди ряда горящих свечей. Обезьяна сначала попробовала сразу схватить приманку, на несколько раз обжигалась. После ряда проб и ошибок она принялась гасить огонь разными предметами: молотком, лучинкой, гвоздем.

Приведите другие примеры экспериментов с высшими животными, выделите признаки интеллектуального поведения. ( Практикум по общей психологии. /Под ред. А.И.Щербакова,1990. с.51)