Причины возникновения конфликтов.

Типы конфликтов и причины их возникновения.

Структура конфликта.

Принципы и стратегии разрешения конфликтов.

1. Конфликтов невозможно избежать ни в какой сфере деятельности — производственной, управленческой, предпринимательской и др. Поэтому управленцу важно знать, что представляет собой конфликт как социально-психологичес­кое явление, какова его природа, причины возникновения»; какой должна быть стратегия поведения в конфликтной ситуации и т.п.

В последнее десятилетие проблемами конфликта актив­но занимаются представители многих научных дисциплин: военных наук, искусствоведения, психологии, социологии, социобиологии, философии. Лидирующее положение среди них занимает психология.

В 50-60-х годах XX века начала складываться новая междисциплинарная область знания, которая получила название «Конфликтология».

Конфликтология — это наука о закономерностях воз­никновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регу­лирования.

Слово конфликтзаимствовано из латинского языка (conflictus — столкно­вение).

Под конфликтом понимается столкновение сторон, имеющих противоположные цели, интересы, взгляды; се­рьезные разногласия, острый спор, приводящий к борьбе.

Ученые утверждают, что конфликты могут носить раз­рушительный и созидательный характер. В результате раз­решения конфликта возможны разные последствия: исчез­новение всех участников конфликта, их деградация, потеря основных позиций; победа одной стороны и уничтожение другой; объединение участников и на этой основе появление новой, более адаптированной структуры.

Один из основоположников конфликтологии, американ­ский социолог Льюис Козер, акцентировал внимание на воз­можных позитивных функциях конфликта (концепция «позитивно-функционального конфликта»).

Задача конф­ликтологии виделась ему не в том, чтобы устранить конф­ликты, а в том, чтобы найти способы уменьшения их раз­рушительного эффекта, в использовании их энергии в со­зидательных целях, для обеспечения общественного поряд­ка и устойчивости системы социальных отношений.

Назовем некоторые положительные эффекты трансфор­мации социальной энергии конфликта:

1. Возбуждается информационная активность конфлик­тующих сторон. Разворачивается взаимопознавательный процесс. Накапливается информация о ситуации, об оппо­нентах, их возможностях, ресурсах, ценностных ориентациях и т.д.

4 стр., 1877 слов

Причины возникновения конфликтов 2

Он позволяет определить причины возникновения конфликтов, вскрыть движущие силы их развития. Объективные факторы возникновения конфликтов. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырёх групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и ...

2. Активизируется рационализаторская, модернизаторская, инновационная, научно-исследовательская деятель­ность.

3. Усиливаются адаптационные процессы, более актив­но происходит приспособление к новым социально-эконо­мическим, общественно-политическим, производственно-тех­нологическим условиям и т.п.

Типология конфликтов.

В научной, справочной и мето­дической литературе описываются разнообразные класси­фикации конфликтов на основе их существенных призна­ков. Одним из таких признаков является характер субъек­та конфликта. В качестве субъекта может выступать от­дельное лицо, два или несколько лиц, группа лиц, организации, государства и т.д. По этому основанию выделяют конфликты внутриличностные и социальные. В названном учебнике представлена также классифика­ция конфликтов на основе потребностей субъектов взаи­модействия: ресурсные, статусно-ролевые и конфликты из-за идей, норм и принципов.

Конфликты могут быть конструктивнымии деструк­тивными. Конструктивные конфликты, как правило, зат­рагивают принципиальные стороны жизнедеятельности орга­низации, их разрешение помогает вывести организационную структуру на новый, более эффективный уровень развития. Конструктивный характер конфликт будет носить только в том случае, если оппоненты не выйдут за рамки деловых отношений. Деструктивные конфликты возникают, когда стороны не придерживаются нравственно-этических норм поведения, стремятся психологически подавить партнера, дискредитируют и унижают его в глазах окружающих, при­бегают к взаимным оскорблениям. Решение проблемы в такой ситуации становится невозможным,

По характеру отношений подчиненности между участ­никами различают два основных типа конфликтов: «по вертикали» (люди находятся в подчинении друг к другу) и «по горизонтали» (люди не находятся в подчинении друг к другу; сотрудники одного статуса).

По этому признаку некоторые авторы называют также смешанные конфлик­ты, в которых представлены и те, и другие отношения; кон­фликты «по диагонали» (оппоненты находятся в отно­шениях косвенной подчиненности).

В зависимости от количества времени протекания конф­ликты делятся на кратковременные, длительные, затяжные.

Так как конфликты происходят в разных сферах жиз­недеятельности людей, их классифицируют на семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические, со­циальные и др.

Причины возникновения конфликтов.

Вопрос о причи­нах возникновения конфликтов является чрезвычайно сложным и недостаточно изученным.

Известно, что в нашей стране проблема конфликта была долгие годы запретной для многих наук, в том числе и общественных. Официальная идеология, рассматривавшая вопросы развития общества через борьбу противоположно­стей, постепенно превращалась в апологетическую теорию бесконфликтного движения по пути к коммунизму.

Политические режимы ряда поколений видели в конф­ликтах лишь досадные примеры недостаточной полноты своего политического господства. В литературе периоди­чески появлялись работы, посвященные анализу искусст­воведческих, семейных, трудовых конфликтов, построенные

на произведениях литературы и искусства, конкретно-со­циологическом материале и не предполагающие широких обобщений.

За публикациями, содержащими теоретический анализ социальных и политических конфликтов, осуществлялся жесткий государственный контроль. Исследования, осво­божденные от идеологического догматизма, появились толь­ко в начале 90-х годов1.

9 стр., 4136 слов

Организация социального патронажа

... специалиста по социальной работе по организации социального патронажа зависит от: Знания направлений, видов и функций социального патронажа; Знания принципов социального патронажа; Владения технологией социального патронажа. ... реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в ...

В последнее десятилетие возникла новая парадигма ис­следования конфликта — адисциплинарный подход, или структурная теория конфликта. Учение данного направле­ния исходит из того, что все люди и группы имеют ряд универсальных социальных потребностей, которые в прин­ципе неустранимы. Глобальными источниками и причи­нами конфликтов они считают недостатки общественного устройства и несовершенство правовой системы. Невозмож­ность удовлетворить потребности существования в рамках действующих социальных институтов становится главной причиной различных конфликтов и нестабильности в об­ществе.

Поэтому при разрешении конфликтов необходимо тща­тельно анализировать степень удовлетворения потребнос­тей существования отдельных лиц или социальных групп, а также недостатки функционирования социальных инсти­тутов. Сдерживание или частичное урегулирование конф­ликтов без структурных изменений институциональной системы общества не является продуктивным.

Анализ многочисленных конкретных конфликтов в раз­личных областях трудовой, общественной и личной жизни позволил ученым выделить и описать наиболее распрост­раненные причины возникновения конфликтных ситуаций.

Прежде всего, авторы выделяют причины, которые выз­ваны объективными обстоятельствами. К ним относят: ес­тественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности; слабая разработанность и использова­ние в России нормативных процедур разрешения соци­альных противоречий; недостаток и несправедливое рас­пределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; сам образ жизни россиян, связанный с материальной неустроенностью и ра­дикальными масштабными быстрыми переменами и др.

В книге описываются также организационно-управлен­ческие, социально-психологические и личностные причи­ны конфликтов, носящие объективно-субъективный харак­тер. Приведем названную классификацию.

Организационно-управленческие причины конфликтовсвязаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.

Структурно-организационные причины. Несоответ­ствие структуры организации решаемым задачам (ошибки допущены при проектировании структуры организации; задачи и деятельность организации не­прерывно меняются).

Функционально-организационные причины. Не отла­жены функциональные связи организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками.

Личностно-функционалъные причины. Неполное со­ответствие работника по профессиональным, нрав­ственным и другим качествам требованиям занимае­мой должности.

Ситуативно-управленческие причины. Ошибки, до­пущенные руководителями и подчиненными в про­цессе решения управленческих и других задач.

Организационно-управленческие факторы, по данным исследования производственных конфликтов, являются при­чиной 67% конфликтов в трудовых коллективах.

Социально-психологические причины конфликтовобус­ловлены непосредственным взаимодействием людей, вклю­чением их в социальные группы.

Потери и искажение информации в процессе межлич­ностной и групповой коммуникации. Значительная часть информации содержится на уровне бессознатель­ного и словами вообще не выражается; часть инфор­мации теряется из-за ограниченности словарного за­паса конкретного человека; часть информации утаи­вается говорящим и т.п.

8 стр., 3728 слов

3. Основные стороны жизнедеятельности человека:

... ситуации называют экстремальными. Чрезвычайная ситуация – нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, ... уровень напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека, повышенный уровень статического электричества, повышенный уровень электромаг­нитных излучений, ...

Несбалансированное ролевое взаимодействие людей. Партнер А считает себя старшим, а партнера Б — млад­шим; партнер Б в свою очередь старшим считает себя, а партнера А — младшим.

Разный подход к оценке одних и тех же сложных событий. Партнеры по взаимодействию нередко под­ходят к проблеме с разных сторон; люди болезненно относятся к точкам зрения, которые отличаются от их собственной.

Выбор разных способов оценки результатов деятель­ности. Оценивая деятельность других, люди чаще ори­ентируются на идеал, норму, на тех, кто выполнил ана­логичную работу отлично; свои же результаты работ­ник обычно оценивает по сделанному, сравнивая их с началом деятельности, с теми, кто выполнил подоб­ную работу хуже.

Внутригрупповой фаворитизм. Предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп.

Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми.Ограниченная способность к децентрации, т.е. из­менению собственной позиции в результате сопостав­ления ее с позициями других людей.

Желание получить от окружающих больше, чем от­давать им.

Стремление к власти.

Психологическая несовместимость людей.

Личностные причины конфликтоввызваны индивиду­ально-психологическими особенностями участников взаи­модействия.

Субъективная оценка поведения партнера как недо­пустимого. В процессе взаимодействия у человека су­ществует определенный диапазон вариантов ожи­даемого поведения со стороны партнера — желатель­ное, допустимое, нежелательное, недопустимое; если поведение партнера оценивается как недопустимое, возникает конфликт. В конкретной ситуации чело­век должен понимать или чувствовать, какое поведе­ние с его стороны партнер может посчитать недопус­тимым и учитывать это в начале взаимодействия.

Низкая конфликтоустойчивость. Человек не обла­дает достаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия.

Плохо развитая способность к эмпатии, т.е. пони­манию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствованию.

Неадекватный уровень притязаний. Завышенная са­мооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих; следствием заниженной само­оценки является повышенная тревожность, неуверен­ность в своих силах, стремление избежать ответствен­ности и т.д.

Некоторые психологические особенности характера личности. Агрессивность; некоммуникабельность; демонстративность, т.е. стремление быть в центре вни­мания; раздражительность; пренебрежение интереса­ми окружающих и др.

2.Конфликт представляет собой сложную взаимосвязанную систему и динамически разви­вающийся процесс. В каждом конфликте выделяются та­кие составляющие, как предмет конфликта, его участники, условия протекания, мотивы сторон, их цели и позиции.

Предмет конфликта— это то противоречие, ради раз­решения которого стороны вступили в противоборство, про­блема, которая служит основой конфликта.

5 стр., 2322 слов

Внутриорганизационные конфликты виды, участники, причины, способы разрешения

... По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные. Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие ... поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно- ...

Участниками конфликтаназываются все лица (част­ные, официальные, юридические), имеющие отношение к конфликту, его развитию и разрешению. Среди них выде­ляются основные участники,т.е. главные противоборству­ющие лица, стороны, которые активно выступают друг про­тив друга. Чаще всего их называют оппонентами (лат. opponens — возражающий).

Важную роль в конфликте играют так называемые груп­пы поддержки,субъекты, которые стоят за оппонентами. Это могут быть руководители или подчиненные оппонен­тов, коллеги по работе, друзья, лица, связанные с ними ка­кими-либо обязательствами, и т.п. Наличие таких групп в значительной степени определяет широту конфликта и его исход.

К другим участникамотносят лиц, оказывающих эпи­зодическое влияние на ход конфликта.

Условия протекания конфликта— это микро- и макро­среда, в которой развивается конфликт, социальное окру­жение его участников, существенно влияющее на понима­ние содержательной стороны конфликта, его целей и мо­тивов.

Мотивы сторон— побудительные причины, поводы к вступлению в конфликт. Нередко мотивы, которые декларируются участниками, не совпадают с действительными, не всегда осознаваемыми, а порой и скрываемыми. Поэто­му различают мотивы явные и скрытые.

Цели сторон— то, чего добиваются конфликтующие субъекты, предмет стремления оппонентов. Различают стра­тегические и тактические цели.

Позиции участников конфликта— это отношение оп­понентов к конфликтной ситуации, проявляющееся в пове­дении и поступках.

Динамика конфликта.

Конфликты, несмотря на их раз­нообразие и специфические особенности, обычно развива­ются по определенной схеме, имеют общие этапы протека­ния.

Исследователи выделяют три основных периода развертывания конфликта: предконфликтный, открытый и послеконфликтный.

Предконфликтный периодвключает этапы: возникно­вение проблемной ситуации; осознание ее субъектами вза­имодействия; попытки сторон разрешить эту ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны и т.д.); возникновение предконфликтной ситуации.

Открытый периодпредставляет собой собственно конф­ликт, конфликтное взаимодействие. Он начинается с ин­цидента, первого столкновения сторон. Если у одного из оппонентов достаточно сил, чтобы решить вопрос в свою пользу, то конфликт может закончиться, инцидент счита­ется исчерпанным. Однако чаще всего первый инцидент сменяется вторым, третьим и т.д., происходит разрастание конфликта. Последовательность развития конфликта та­кова:

— идет постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, накопления опыта борьбы;

— увеличивается количество проблемных ситуаций;

— повышается конфликтная активность участников, ха­рактер конфликта ужесточается, в конфликт вовле­каются новые силы;

— нарастает эмоциональная напряженность конфликт­ного взаимодействия, которая оказывает как моби­лизующее, так и дезорганизующее влияние на пове­дение участников конфликта;

— оппоненты переходят от аргументов к претензиям и личным выпадам;

— адекватное восприятие оппонента вытесняется доми­нирующим образом врага (все, что исходит от оппо­нента-врага, плохо, враг несет ответственность за все происходящее, он преследует нечестные цели, его глав­ная задача — нанести вред и Т.п.);

1 стр., 466 слов

Проблемы женского спорта

... "маскулинность". Подчеркивая важность вышесказанного, можно говорить о том, что сложности в решении многих проблем женского спорта связаны с узкой трактовкой полученных результатов исследования спортсменок. А между ... аспекты: а) бурная эмансипация женского спорта в конце уходящего века, б) гендарные конфликты в современном спорте. Понятия о половом диморфизме. Данное повествование необходимо начать с ...

— затрагиваются более важные интересы другой сторо­ны, происходит их поляризация;

— применяются насильственные и агрессивные действия;

— первоначальный предмет разногласий перестает иг­рать какую-либо роль, конфликт становится незави­симым от вызвавших его причин;

— расширяются временные и пространственные грани­цы конфликта и т.д.

Постепенно разрастание конфликта заканчивается ослаб­лением борьбы, снижением ее интенсивности. Изменяется отношение к проблемной ситуации и к конфликту в це­лом. Стороны начинают осознавать, что используемые ме­тоды не дают результата. Этот этап конфликта называется сбалансированным противодействием.

Последний этап открытого периода конфликта — завер­шение, прекращение конфликта. Наиболее распространен­ными формами завершения конфликта считаются следую­щие: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный периодсостоит в частичной или полной нормализации отношений оппонентов преодолениинегативных оценок, установлении доверия, налаживания продуктивного сотрудничества.

3.Существуют принципы разрешения конфликтов:

1. Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания / противоречия (следует отделить повод от причины конфликта, / определить его деловую основу, уяснить истинные мотивы конф­ликта).

2. Разрешение конфликта с учетом его целей (необходимо оп­ределить целевую направленность разногласий оппонентов, про­вести грань между особенностями межличностного и делового взаимодействия).

3. Разрешение конфликта на основе учета эмоционального со­стояния сторон (нужна разъяснительная беседа в спокойной, не­принужденной обстановке).

Нижеприведенные правила позволяют противодействовать возникновению серьезных конфликтов:

• признавать друг друга;

• слушать, не перебивая;

• демонстрировать понимание роли другого;

• выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует;

• четко формулировать предмет обсуждения;

• устанавливать общие точки зрения;

• выяснить, что вас разъединяет;

• после этого снова описать содержание конфликта;

• искать общее решение.

Отметим наиболее серьезные ошибки, которые могут воз­никнуть в ходе обсуждения конфликта:

• партнер выдвигает в качестве ошибки другого собствен­ный промах;

• партнер не раскрывает полностью свои мотивы;

• партнер уходит в оборону;

• партнер прикрывается поддержкой вышестоящего началь­ства;

• поведение партнера диктуется исключительно тактичес­кими соображениями;

• партнер укрывается за «производственной необходимос­тью»,

• партнер использует служебное положение;

• партнер использует знание самых уязвимых мест оппонента;

• партнер припоминает старые обиды;

• выявляются победитель и побежденный.

Многовековой опыт участия людей в различных конфликтах и их разрешении, бесчисленные наблюдения за конфликтующими сторонами, специальные научные исследования и обобщения позволили ученым выделить основные стратегии поведения при конфликте.

13 стр., 6047 слов

Конфликт как педагогическая проблема

... как самостоятельной области исследований науки об образовании. Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое ... влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине ... (разного уровня руководством в системе образования), с одной стороны, и учителями (преподавателями) - с другой; между администрацией ...

Следует иметь в виду, что разрешение конкретных кон­фликтов требует использования различных стилей поведе­ния, поэтому важно владеть технологиями всех стратегий и, в зависимости от обстоятельств, применять наиболее пред­почтительные .

Ниже приводится краткая характеристика основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Соперничество (конкуренция).Это стратегия открытой борьбы за свои интересы, навязывания другой стороне соб­ственной точки зрения, выгодного для себя решения в ущерб позиции оппонента. Этот стиль считается эффективным в том случае, если человек обладает властью и определенны­ми волевыми качествами.

Назовем примеры случаев, когда рекомендуется исполь­зовать эту модель поведения:

— исход очень важен для вас, и вы делаете большую став­ку на свое решение возникшей проблемы; — вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и что вам нечего терять;

— вы находитесь в критической ситуации, которая тре­бует мгновенного реагирования;

— вы не можете дать понять группе людей, что находи­тесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой;

— вы должны принять непопулярное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно пол­номочий для выбора этого шага.

К недостаткам этой стратегии относится подавление инициативы противоположной стороны, возможность повторения всплеска конфронтации, ухудшение взаимоот­ношений с окружающими.

Сотрудничество.Данная стратегия направлена на по­иск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. По мнению специалистов, это самый трудный стиль поведе­ния, однако именно он позволяет выработать наиболее эф­фективное решение в сложных конфликтных ситуациях. Такой стиль требует от участников конфликта выдержки, самообладания, уважительного отношения друг к другу. Этот стиль побуждает людей к открытому обсуждению их нужд, желаний, интересов. Все это требует определенного време­ни и терпения. Стратегию сотрудничества целесообразно использовать в следующих ситуациях:

решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться;

— у вас тесные, длительные и взаимозависимые отно­шения с другой стороной;

— у вас есть время поработать над возникающей пробле­мой (это хороший подход к разрешению конфликтов на почве долгосрочных проектов);

— и вы, и другой человек осведомлены в проблеме, и же­лания обеих сторон известны;

— вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой реше­ния;

14 стр., 6630 слов

Использование компетентностного подхода к обучению как средства ...

... сущность и определить структуру умения у младших школьников решать проблемы во взаимоотношениях людей. 2. Выявить особенности процесса формирования  у учащихся начальных классов ... соответствуют её ценностям,  стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны. Отношения в группах по мере их превращения в коллективы  закономерно  изменяются.  ...

— вы оба способны изложить суть своих интересов и выс­лушать друг друга;

— обе вовлеченные в конфликт стороны обладают рав­ной властью или хотят игнорировать разницу в поло­жении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Компромисс.Это стратегия урегулирования разногла­сий через взаимные уступки. Суть данной стратегии зак­лючается в том, что стороны частично выполняют свои желания, а частично — желания оппонента. Компромисс нередко является удачным отступлением или последней возможностью прийти к какому-либо решению. Стиль ком­промисса в некоторой степени напоминает сотрудничество, однако отличается от него более поверхностным характе­ром, так как не требует глубокого осмысления нужд и ин­тересов другой стороны.

На компромисс приходится соглашаться, когда, к при­меру, вы и другой человек хотите одного и того же, но по­нимаете, что одновременно это для вас невыполнимо (за­нять одну и ту же должность, получить один и тот же ка­бинет и т.п.).

Сотрудничество позволяет выработать долгосрочные вза­имовыгодные решения, а в результате компромисса может быть найден лишь временный подходящий вариант. Не­редко через какое-то время обнаруживается неудовлетво­ренность принятыми решениями. Возобновление конфликта в измененном виде становится неизбежным.

Перечислим типичные ситуации, в которых стратегия компромисса является самой эффективной:

— обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

— вы обладаете достаточным авторитетом для приня­тия решения и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее;

— решение необходимо принять быстро и у вас есть до­статочно власти для этого;

— вы хотите получить решение быстро, потому что у вае k нет времени или потому что это более экономичный ж эффективный путь;

— вас может устроить временное решение;

— вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;

— другие подходы к решению проблемы оказались не­эффективными;

— удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную в начале цель;

— компромисс позволяет вам сохранить взаимоотноше­ния, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

Избегание (уклонение). Суть названной стратегии зак­лючается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем. Обычно к этому стилю прибегают, когда нет необходимости отстаивать свои права, когда стороны не сотрудничают для выработки решения проблемы, а сама проблема не являет­ся столь важной, чтобы тратить на нее силы. Такой стиль также уместен, если оппонент обладает большой властью или человек чувствует себя неправым, поэтому у него нет оснований бороться за собственную позицию.

Стиль уклонения может быть полезным при общении с трудным, конфликтным человеком. Иногда целесообразно уклониться от решения конфликта, чтобы собрать необхо­димую информацию, лучше разобраться в проблеме. Стиль избегания нельзя считать бегством от проблемы или ухо­дом от ответственности. Нередко это является достаточной конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Впол­не возможно, что конфликт разрешится сам собой. А если нет, то временная отсрочка позволит хорошо подготовить­ся к его обсуждению.

2 стр., 844 слов

Юмор и стили реакции личности на критическую ситуацию

... в наиболее напряженных и глобальных по своему индивидуальному значению ситуациях. Четвертую подгруппу, участвующую и в комментариях, и в создании ... А.А. Основы психолингвистики, М., Смысл, 2003 Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха, М., Лабиринт, 2002 Солдатова Г.У. ... принадлежности – «горжусь, что русские умеют смеяться в любой ситуации»). Следует также учесть, что по В.Я. Проппу черный (циничный) ...

Стиль уклонения обычно применяется в приведенных ниже типичных ситуациях:

— напряженность слишком велика, и вы ощущаете не­обходимость ослабления накала;

— исход не очень важен для вас, и вы считаете, что ре­шение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;

— у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;

— вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;

— вы хотите выиграть время, может быть, для того, что­бы получить дополнительную информацию или что­бы заручиться чьей-либо поддержкой;

— ситуация очень сложная, и вы чувствуете, что разре­шение конфликта потребует слишком многого от вас;

— у вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;

— вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему;

— пытаться решить проблему немедленно опасно, по­скольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

Приспособление.Так называется стратегия сглажива­ния противоречий за счет собственных интересов. Человек жертвует своими интересами в пользу оппонента, уступая ему и жалея его.

Этот стиль целесообразно использовать, когда исход дела важен для другого человека и не очень существенен для вас. Обычно так поступают, когда не очень рассчитывают на положительное для себя решение проблемы и собствен­ный вклад в дело не велик, т.е. уступая в чем-то, теряют мало. Если приходится уступать в важном для себя, то возникает чувство неудовлетворенности и обиды. В такой ситуации стиль приспособления нежелателен.

Стратегия приспособления дает возможность выиграть время, добиться отсрочки в решении проблемы, этим он напоминает стиль уклонения. Но у этих стилей поведения^ есть и существенное различие. Применяя стратегию при­способления, вы действуете вместе с другим человеком, со­глашаетесь делать то, что хочет он. При стратегии укло­нения проблема просто отбрасывается, интересы другой стороны никак не учитываются.

Приведем наиболее характерные ситуации, в которых желательно использовать стратегию приспособления:

— вас не особенно волнует случившееся;

— вы хотите сохранить мир и добрые отношения с дру­гими людьми;

— вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;

— вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас;

— вы понимаете, что правда не на вашей стороне;

— у вас мало власти или шансов победить;

— вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая, что он совершает ошибку.