3. Основные стороны жизнедеятельности человека:

1. Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

— идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

— защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

— ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

— создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

2. Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни.

— безопасность в бытовой среде;

— безопасность в производственной сфере;

— безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);

— безопасность в окружающей природной среде;

— чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

4. Опасность , опасная ситуация

Опасность – воздействие на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов.

Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией.

По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные.

Какая-то часть опасных и вредных факторов, — преимущественно это относится к производственной, а в какой-то мере и к другим средам обитания, — обычно имеет внешне определенные, пространственные области проявления, которые называются опасными зонами. Они характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая.

В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в такой опасной ситуации, когда физические и психологические нагрузки достигают таких пределов, при которых индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Такие ситуации называют экстремальными.

Чрезвычайная ситуация – нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, а так же массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским или материальным потерям.

5. Риск

Риск — количественная оценка опасности — отношение числа тех или иных нежелательных последствий (неблагоприятных) к их возможному числу за определенный период времени.

7 стр., 3084 слов

Негативные факторы в системе ‘человек — среда обитания’

... Негативные факторы в системе "человек-среда обитания" Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее ...

Приемлемый риск — сочетает в себе технический, экономический, социальный, политический риски, представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и экономическими возможностями ее достижения при снижении индивидуального технического и экологического риска, необходимо оценить каким в результате окажется социальный риск.

6. Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.

В составе окружающей среды выделяют:

Природная среда (Биосфера) — область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы).

Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов — разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.

Техногенная среда (Техносфера) — среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям.

Бытовая среда — это вся сумма факторов, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие разделы науки, как коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростов.

Производственная среда — это совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе трудовой деятельности.

Безопасность в природной среде — это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерности взаимодействия организмов с окружающей средой.

7. Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является аксиома о потенциальной опасности. Действие этой аксиомы распространяется на систему «человек – среда обитания».

Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии), кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие или результат неизбежно сопровождаются возникновением новых негативных факторов.

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей.

8. Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.

выделяют четыре группы опас­ных и вредных факторов

Физические: движущиеся части машин и механизмов и сами машины, острые кромки предметов, нахождение на высоте, пе­регретые или переохлажденные поверхности, способные вы­звать термический или холодовый ожог, повышенная запылен­ность воздуха, повышенная или пониженная температура возду­ха, повышенный уровень шума, повышенный уровень вибрации, повышенный уровень инфразвуковых колебаний, повышенный уровень ультразвука, повышенное или пониженное барометриче­ское давление и его резкое изменение, повышенная или пони­женная влажность воздуха, повышенная или пониженная под­вижность воздуха, повышенная или пониженная ионизация воздуха, повышенный уровень ионизирующих излучений, опасный уровень напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека, повышенный уровень статического электричества, повышенный уровень электромаг­нитных излучений, повышенная напряженность электрического поля, повышенная напряженность магнитного поля, отсутствие или недостаток естественного света, недостаточная освещен­ность, повышенная яркость света, пониженная контрастность, прямая и отраженная блесткость, повышенная пульсация свето­вого потока, повышенный уровень ультрафиолетовой радиации, повышенный уровень инфракрасного (теплового) излучения.

11 стр., 5178 слов

Оздоравливающие свойства природной среды и гигиенические факторы, ...

... повысить управляемость педагогическим процессом. .1 Метеорологические факторы Метеорологические факторы составляют ту группу факторов, познав закономерности воздействия которых можно определить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физических упражнений. Человек ...

Химические факторы: различные химические вещества, ко­торые объединяются в следующие подгруппы:

• по характеру воздействия на организм человека — общеток­сические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию;

• по пути проникания в организм человека — действующие через дыхательные пути, действующие через пищеварительную систему, действующие через кожный покров.

Биологические факторы: биологические объекты, воздей­ствие которых на работающих вызывает травмы или заболевания, микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, гри­бы, простейшие) и макроорганизмы (растения и животные).

Био­логический фактор в зависимости от вида тоже может быть опас­ным или вредным.

Психофизиологические факторы по характеру действия подразделяются на следующие подгруппы: физические перегруз­ки, нервно-психические перегрузки. Физические перегрузки под­разделяются на статические, динамические и гиподинамию. Нервно-психические перегрузки в свою очередь подразделяются на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, эмоциональные перегрузки и монотонность труда.

9. Реактивность

Способность организма отвечать на воздейств. факторов окр. среды называется реактивностью. Реактивность — свойство организма как целого отвечать изменениями жизнедеят. на воздействия окр. среды. Реактивность обеспеч. защитно-компенсаторными сис-ми и механизмами, решающая роль в осуществлении которых принадлежит нервной системе.

10. Строение и функции нервной системы

Нервная система выполняет следующие важные функции:

— осущеествление взаимодействия организма с окр. средой, обеспечение приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды;

— объединяет органы и системы тела в единое целое и согласует их деятельность;

— на высшем этапе развития нервная система осущ. психич. деятельность на основе физиологических процессов ощущения, восприятия и мышления. Нервная система условно делится на две части: соматическая, управляющая мускулатурой скелета и некотых внутренних органов (язык, гортань, глотка); вегетативная — иннервирующая все мышцы кожи, сосуды. Структурной и функциональной единицей нервной системы является нейрон — нервная клетка. Нервные клетки, которыми снабжены все органы и ткани организма, имеют несколько коротких, ветвящихся отростков — дендритов, по которым импульсы поступают в тело клетки, и один длинный отросток — аксон, по которому импульсы идут от тела клетки.

7 стр., 3314 слов

Глава 2. Психофизиологические закономерности взаимодействия организма ...

... 1. Схема действия абиотических факторов среды на живой организм На организм человека одновременно влияют многочисленные факторы среды. Эта закономерность получила название взаимодействия ... что деятельность организма определяется воздействием на него окружающей среды. Элементы окружающей среды, оказывающие определенное воздействие на организм, называются факторами среды. Они подразделяются ...

Нервы представляют собой скопление нервных волокон, идущих от нервных клеток спинного и головного мозга или узлов. Они осущесталяют связь между центральной нервной системой и отдельными органами и клетками организма. Нервы, проводящие возбуждение из центральной нервной системы к рабочим органам, называются нисходящими, центробежными или двигательными. Нервы, передающие возбуждение от разных органов и участков тела в головной и спинной мозг, называются восходящими. Рецепторы — специализир. нервные клетки, обладающие избирательной чувствительностью к воздействию опред. факторов. Рецепторы могут быть в виде простых нервных окончаний, иметь форму волосков, пластинок. Часть рецепторов предназначены для восприятия факторов окр. среды, другая часть воспринимает изменения внутр. среды организма.Функции нервной сис-мы осуществляются по механизму рефлекса.

11. Рефлексы

Рефлексы — ответные реакции организма на изменения в окружающей или внутренней средах; проявляются возникновением или прекращением какой-либо деятельности организма, сокращением пли расслаблением мышц, сужением или расширением сосудов и т.д.

Принято делить все рефлексы на условные и безусловные. Живой организм появляется на свет с набором врожденных рефлексов. Например, у новорожденного сосательные движения возникают в тот момент, когда что-то коснется его рта, будь то грудь матери, соска-пустышка или палец. Врожденные рефлексы отличаются большим постоянством: в ответ на одно и тоже раздражение независимо от остальных условий происходит строго определенная реакция. И.П. Павлов назвал такие рефлексы безусловными.

С течением времени на базе безусловных рефлексов строится более сложное поведение: сосательные движения, например, возникают уже только на подкрепляемые пищей раздражения. Ребенок привыкает к определенным часам кормления, и соответствующая количеству и характеру пищи слюна начинает выделяться уже не только после, но и до попадания пищи в рот. Каждый знает, что у взрослого человека слюноотделение может возникать уже при одном только виде или запахе пищи. Достаточно увидеть кусок лимона или даже мысленно представить себе как его режут, и во рту появляется обильная слюна. Такого рода рефлексы приобретаются в процессе индивидуального опыта каждого отдельного животного или человека, они полностью зависят от специфических для каждого условий существования. Эти рефлексы И.П. Павлов назвал условными.

12. Строение рефлекторной дуги

В основе всякого рефлекса лежит деятельность системы соединенных друг с другом нейронов, образующ. т.н. рефлекторную дугу.Простая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов, один из которых связан с какой-нибудь чувствительной поверхностью, например, с кожей, а другой — с мышцей или железой. Несмотря на сложность строения, в любой рефлекторной дуге выделяются три главных элемента:

— рецептор, трансформирующий энергию раздражения в нервн. процесс, связ. с афферентным нейроном;

— центр. нервн. сис-ма (различные ее уровни от спинного до головного мозга), где осуществляется преобразование возбуждения в ответную реакцию и переключение его с центростремительных на центробежные волокна;

13 стр., 6332 слов

Система командной деятельности в организации и управление командами

... их развития; · Выявить пути совершенствования командной деятельности на предприятии. Предметом дипломной работы является система командной деятельности в организации и управление командами. Теоретической ... аспекты командной деятельности на предприятии 1.1 Сущность понятия командная деятельность С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями. ...

— эфферентный нейрон, осуществляющий ответную реакцию (двигательную или секреторную).

13. Функции коры головного мозга

Большие полушария — это филогенетически наиболее молодой отдел ЦНС, развивающийся из конечного мозга. Кора — это поверхностный слой серого вещества больших полушарий, который состоит из нервных клеток с их отростками и промежуточной ткани (нейроглия, кровеносные и лимфатические сосуды).

Функции коры БП.

1. сенсорная — отвечает за восприятие сигналов из окружающей среды и внутренней среды, их обработка, ибо каждый анализатор имеет корковую часть.

2. условно-рефлекторная — отвечает за осуществление условных рефлексов.

3. психическая — отвечает за возникновение ощущений, восприятий, за способность к мыслительной деятельности, абстрактное мышление и запоминание, осознание сигналов из окружающей среды, осознание личностью взаимоотношения с окружением, является структурной основой осознания и интеллекта, за психические свойства личности : интересы, темперамент, характер и т. д.

14. Анализаторы

Анализаторы — это функциональные системы, обеспечивающие анализ (различение) раздражителей, действующих на организм, преобразующие полученные раздражения в биологически целесообразную ответную реакцию. В их структуре можно выделить следующие звенья:

— периферический отдел — рецепторы органов чувств;

— проводниковый отдел — нервные пути, по которым возбуждение передается в кору больших полушарий головного мозга;

— центральный отдел — участок коры головного мозга, преобразующий полученное раздражение в определенное ощущение

Основной характеристикой анализатора является чувствительность, которая характеризуется величиной порога ощущения.

Бывают зрительтный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный.

Пример: Кожный

периферический отдел: рецепторы кожи -тепловые, холодовые, болевые, тактильные

Проводниковый отдел: чувствительные нервы, передаю­щие возбуждение в ЦНС, проводя­щие пути спин­ного и головного мозга

Центральный отдел: участок коры головного мозга в темен­ной доле/

15. Торможение

Виды торможения деятельности ЦНС

Торможение – активный процесс, возникающий при действии раздражителей на ткань, проявляется в подавлении другого возбуждения, функционального отправления ткани нет.

Торможение может развиваться только в форме локального ответа.

Выделяют два типа торможения:

1) первичное. Для его возникновения необходимо наличие специальных тормозных нейронов. Торможение возникает первично без предшествующего возбуждения под воздействием тормозного медиатора. Различают два вида первичного торможения:

а) пресинаптическое в аксо-аксональном синапсе;

б) постсинаптическое в аксодендрическом синапсе.

2) вторичное. Не требует специальных тормозных структур, возникает в результате изменения функциональной активности обычных возбудимых структур, всегда связано с процессом возбуждения. Виды вторичного торможения:

а) запредельное, возникающее при большом потоке информации, поступающей в клетку. Поток информации лежит за пределами работоспособности нейрона;

б) пессимальное, возникающее при высокой частоте раздражения;

10 стр., 4925 слов

Психологическая теория деятельности в трудах С.Л.Рубинштейна и А.С.Леонтьева

... способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию деятельности); П.Я Гальперин (поэтапное формирование умственных действий и ... выделения его существенных при­знаков(н-р: клеточка организма) Обобщениетесно связано с абстракцией. При обобщениипредметы и ... (например: понятие «человек» входят признаки орудие труда, труд, речь, это признаки, отличающие его от животных). ...

в) парабиотическое, возникающее при сильно и длительно действующем раздражении;

г) торможение вслед за возбуждением, возникающее вследствие снижения функционального состояния нейронов после возбуждения;

д) торможение по принципу отрицательной индукции;

е) торможение условных рефлексов.

Процессы возбуждения и торможения тесно связаны между собой, протекают одновременно и являются различными проявлениями единого процесса. Очаги возбуждения и торможения подвижны, охватывают большие или меньшие области нейронных популяций и могут быть более или менее выраженными. Возбуждение непременно сменяется торможением, и наоборот, т. е. между торможением и возбуждением существуют индукционные отношения.

Торможение лежит в основе координации движений, обеспечивает защиту центральных нейронов от перевозбуждения. Торможение в ЦНС может возникать при одновременном поступлении в спинной мозг нервных импульсов различной силы с нескольких раздражителей. Более сильное раздражение тормозит рефлексы, которые должны были наступать в ответ на более слабые.

16. Иммунитет

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, а так же агентам и веществам, обладающим чужеродными для организма, антигенными свойствами.

Иммунные реакции носят защитный, приспособительный характер и направлены на освобождение организма от чужеродных антигенов, поступающих в него извне и нарушающих постоянство его внутренней среды. Защитные по своей природе, реакции иммунитета, в силу тех или иных причин могут быть извращены и направлены на некоторые собственные, нормальные, неизмененные компоненты клеток и тканей, в результате чего возникают аутоиммунные болезни. Иммунные реакции могут быть причиной повышенной чувствительности организма к некоторым антигенам — аллергия, анафилаксия.

Различают следующие виды иммунитета: врожденный и приобретенный.

Врожденный, видовой, наследственный или естественный иммунитет — это невосприимчивость одного вида животных или человека к заболеваниям другого вида.

Приобретенный иммунитет может быть естественным и искусственным. В свою очередь, различают активно и пассивно приобретенный естественный и искусственный иммунитет.

Активно приобретенный естественный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания. Это наиболее прочный, продолжительный иммунитет, который поддерживается иногда всю жизнь. Активно приобретенный искусственный иммунитет возникает в результате вакцинации живыми ослабленными или убитыми вакцинами (микробными препаратами).

Пассивно приобретенный естественный иммунитет -это иммунитет плода или новорожденного, который получает антитела от матери через плаценту или с грудным молоком.

Пассивно приобретенный искусственный иммунитет создают путем введения в организм иммуноглобулинов, полученных от активно иммунизированных людей или животных. Такой иммунитет устанавливается быстро — через несколько часов после введения иммунной сыворотки или иммуноглобулина и сохраняется непродолжительное время в течение 3—4 недель, т. к. организм стремится освободиться от чужеродной сыворотки.

Все виды иммунитета, связанные с образованием антител, носят название специфического, т. к. антитела действуют только против определенного вида микроорганизмов или токсинов.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... индивидуально-психологическиеособенности личности, обеспечивающие успех в деятельности: природные (биологически обусловленные); специфические человеческие ... а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное ... заинтересованность (сильный интерес к профессиональному труду, фактор профессиональной пригодности); творческое вдохновение ...

К неспецифическим защитным механизмам относятся кожа и слизистые оболочки, которые практически непроницаемы для микробов, лизоцим (бактерицидное вещество кожи и слизистых оболочек), реакция воспаления, бактерицидные свойства крови тканевой жидкости, реакции фагоцитоза.

17. Задачи физиологии

Физиология труда — это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих.

Основными задачами физиологии труда являются:

— изучение физиологических закономерностей трудовой деятельности;

— исследование физиологических параметров организма при различных видах работ;

— разработка практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости, сохранение здоровья и высокой работоспособности в течение продолжительного времени.

В процессе трудовой деятельности человеку приходится выполнять различные виды работ. Исторически сложилось деление на физический и умственный труд, которое с физиологической точки зрения условно. Никакая мышечная деятельность невозможна без участия центральной нервной системы, как регулирующей и координирующей все процессы в организме, в то же время нет такой умственной работы, при которой отсутствует мышечная деятельность. Различие трудовых процессов проявляется лишь в преобладании деятельности мышечной системы или центральной нервной системы.

В ходе трудового процесса активизируются различные физиологические системы. Если преобладают физические усилия, то прежде всего активизируется мышечная система и система так называемого вегетативного обеспечения мышечной деятельности (кровообращение, дыхание); при интенсивной физической работе возрастает уровень обменных процессов, количество потребляемого в минуту кислорода, минутный объем и частота дыхания, число сердечных сокращений и т. д.

18. Переутомление

Утомление — это снижение работоспособности, наступающее в процессе работы. Если в работе преобладает умственное напряжение, утомление характеризуется снижением внимания, продуктивности умственного труда, увеличением количества допускаемых ошибок, утомлением анализаторов. Если преобладают в работе физические усилия, утомление проявляется в снижении мышечной силы.

Утомление может накапливаться изо дня в день и перерасти в переутомление. Утомление, временное состояние органа или целого организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки. У человека различают физическое и психическое утомление.

Переутомление — это патологическое состояние, болезнь, которая не исчезает после обычного отдыха, требует специального лечения.

Критериями напряженности труда являются: напряжение внимания (число производственно-важных объектов наблюдения, длительность сосредоточенного наблюдения в процентах от общего времени смены, плотность сигналов или сообщений в среднем в 1 час), эмоциональное напряжение, напряжение анализаторов, объем оперативной памяти, интеллектуальное напряжение, монотонность работы.

18 стр., 8655 слов

Проблема комплексного восстановления физической работоспособности ...

... них. 1. В работающем организме наряду с процессами истощения происходят процессы восстановления. Причем процесс восстановления происходит не только после работы, но, главное, уже в процессе деятельности. 2. Израсходованные ресурсы восстанавливаются ...

19. Как изменяется работоспособность во времени

Под работоспособностью понимают потенциальную возможность человека выполнять на-протяжении заданного времени и с достаточной эффективностью работу определенного объема и качества. Под влиянием множества факторов работоспособность

изменяется во времени и условно подразделяется на следующие фазы:

1 фаза — фаза врабатываемости, в этот период повышается активность центральной нервной системы, возрастает уровень обменных процессов, усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы, что приводит к нарастанию работоспособности;

2 фаза — фаза относительно устойчивой работоспособности, в этот период отмечается оптимальный уровень функционирования ЦНС, эффективность труда максимальная;

3 фаза —- фаза снижения работоспособности, связанная с развитием утомления.

Продолжительность каждой из этих фаз зависит как от индивидуальных особенностей ЦНС, так и от условий среды, в которых совершается работа, от вида и характера деятельности, от эмоционального и физического состояния организма. Понимание процессов изменения работоспособности позволяет предупредить или отдалить наступление утомления. Основной задачей является продление второй фазы, оно может быть достигнуто целым комплексом мероприятий, среди которых наиболее эффективными являются смена видов деятельности, производственная гимнастика, перерывы в работе и так далее, то есть все мероприятия, направленные на предупреждение утомления.

20.Понятие о тяжести и напряженности труда

Понятие тяжесть чаще всего относят к работам, при выполнении которых преобладают мышечные усилия. Критериями тяжести труда при динамической нагрузке являются: мощность внешней механической работы, максимальная величина поднимаемых вручную грузов, величина ручного грузооборота за смену, частота шагов в одну минуту, наклоны туловища свыше 50° в Гмин, при работе стоя; при статической нагрузке тяжесть труда оценивают по величине статической нагрузки в кГ/с при удержании усилия одной рукой, двумя руками, с участием мышц корпуса и ног, времени пребывания в вынужденной позе.

Понятие напряженность труда чаще относят к работам с преобладанием нервно-эмоционального напряжения. Критериями напряженности труда являются: напряжение внимания (число производственно-важных объектов наблюдения, длительность сосредоточенного наблюдения в процентах от общего времени смены, плотность сигналов или сообщений в среднем в 1 час), эмоциональное напряжение, напряжение анализаторов, объем оперативной памяти, интеллектуальное напряжение, монотонность работы.

21.Понятие динамический стереотип

В основе любого трудового действия лежит целевая установка, на базе которой в центральной нервной системе создастся определенная программа действий, реализующаяся в системно организованном поведенческом акте. Такие запрограммированные действия носят название динамического стереотипа. Сущность динамического стереотипа заключается в том, что в ЦНС формируются длительно текущие нервные процессы, соответствующие пространственным, временным и порядковым особенностям воздействия на организм внешних и внутренних раздражителей. При этом обеспечивается точность и своевременность реакции организма на привычные раздражители, что особенно важно в формировании различных трудовых навыков. Наличие динамического стереотипа исключает излишние действия в процессе выполнения работы, «экономит» энергию и отдаляет наступление утомления. Кроме того динамический стереотип обеспечивает приспособление организма к меняющимся условиям трудовой деятельности.

3 стр., 1202 слов

Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...

... процесс проявления в человеческой деятельности. Ощущение - самый элементарный, изначальный познавательный процесс. Ощущения - это первичная форма отражения человеком окружающей действительности. Они связывают организм ... (см. рис. 4). 1. Теоретические аспекты психических процессов как форма человеческой деятельности Психические процессы взаимосвязаны. Так, ощущение возбуждает внимание и мышление, ...

В процессе трудового действия в ЦНС поступает информация о ходе выполнения программы, на основании которой возможны текущие поправки к действиям. Точность программирования и успешность выполнения программы зависят от опыта и количества предшествующих повторений этого действия, то есть автоматизма или навыков.В ходе трудового процесса активизируются различные физиологические системы. Если преобладают физические усилия, то прежде всего активизируется мышечная система и система так называемого вегетативного обеспечения мышечной деятельности (кровообращение, дыхание); при интенсивной физической работе возрастает уровень обменных процессов, количество потребляемого в минуту кислорода, минутный объем и частота дыхания, число сердечных сокращений и т. д.

22. Эргономика. Для каких целей служат ее разработки

Эргономика — научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью оптимизации орудий и условий труда и повышения эффективности трудовой деятельности и сохранения здоровья работающих.

Основным объектом эргономики является сложная система «человек-машина», в которой ведущая роль принадлежит человеку. Эргономика тесно связана с инженерной психологией, которая рассматривает требования, предъявляемые к психическим особенностям человека, проявляемым при его взаимодействии с техническими средствами.

Эргономика осуществляет системный подход к трудовым процессам и оперирует эргономическими показателями: гигиеническими, антропометрическими, физиологическими, психофизиологическими, эстетическими.

Эргономическая биомеханика на основе антропометрических признаков (размеры тела, конечностей, головы, кистей, стопы, угла вращения в суставах, досягаемости руки) дает рекомендации по организации рабочего места, конструированию инструмента и оснастки.

Требования технической эстетики реализуются с помощью дизайна (художественного конструирования оборудования), его цветового оформления, оформления графических средств информации, конструирования спецодежды и обуви. При этом создаются условия для оптимальн. зрительных нагрузок, гармонии в эмоциональном содержании трудовых процессов, обеспечивается наименьшая травмоопасность и минимальные вредные психологические воздействия трудового процесса.

23. Природные явления и стихийные бедствия

К стихийным бедствиям, связанным с геологическими природными явлениями, относятся землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, снежные лавины, обвалы, осадки земной поверхности в результате карстовых явлений.

Землетрясения – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Оползень– скользящее смещение вниз по уклону под действием сил тяжести масс грунта, формирующих склоны холмов, гор, речные, озерные и морские террасы.

Сели– кратковременные бурые паводки на горных реках, имеющие характер грязекаменных потоков. Причинами селей могут быть землетрясения, обильные снегопады, ливни, интенсивное таяние снега.

Лавина– это снежный обвал, масса снега, падающая или сползающая с горных склонов под влиянием какого—либо воздействия и увлекающая на своем пути новые массы снега. Одной из побудительных причин лавины может быть землетрясение.

ЧС метеорологического характера.

Ураган – это циклон, у которого давление в центре очень низкое, а ветры достигают большой и разрушительной силы. Скорость ветра может достигать 25 км/ч. Иногда ураганы на суше называют бурей, а на море – штормом, тайфуном.

Буря – это ветер, скорость которого меньше скорости урагана. Однако она довольно высока и достигает 15–20 м/с.

Пыльные бури– это атмосферные возмущения, при которых в воздух вздымается большое количество пыли, перенесенной на значительные расстояния.

Смерч– это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и затем распространяющийся в виде темного рукава или хобота по направлению к поверхности суши или моря.

Природные пожары.

Биологические ЧС.

Зоной биологического заражения называют территорию, в пределах которой возможно заражение. К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.

Эпидемия– широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Пандемия– необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара.

Космические ЧС.

Космос– один из элементов, влияющих на земную жизнь.

24. Микроклимат

Микроклимат — искусственно создаваемые климатические условия в закрытых помещениях (напр., в жилище) для защиты от неблагоприятных внешних воздействий и создания зоны комфорта. Зона комфорта — оптимальное для организма человека сочетание температуры, влажности, скорости движения воздуха и воздействия лучистого тепла (напр., в состоянии покоя или при выполнении легкой физической работы: температура зимой 18-22 °С, летом 23-25 °С; скорость движения воздуха зимой 0,15, летом 0,2-0,4 м/с; относительная влажность 40-60%).

Микроклимат, оказывая непосредственное воздействие на один из важнейших физиологических процессов — терморегуляцию, имеет огромное значение для поддержания комфортного состояния организма.

Терморегуляция — это совокупность процессов, обеспечивающих равновесие между теплопродукцией и теплоотдачей, благодаря которому температура тела человека остается постоянной.

Поддержание микроклимата осуществляются разными способами:

Вентиляция — организованный и регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения отработанного воздуха и подачу на его место свежего.

Аэрация — организованная естественная вентиляция помещений через фрамуги, форточки, окна.

Механическая вентиляция — это такая вентиляция, при которой воздух подается (приточная) или удаляется (вытяжная) с помощью специальных устройств —компрессоров, насосов и др. Различают вентиляцию общеобменную (для всего помещения) и местную (для определенных рабочих мест).

При механической вентиляции воздух может предварительно проходить через систему фильтров, очищаться, а в удаляемом воздухе могут улавливаться вредные примеси. Недостатком механической вентиляции является создаваемый ею шум. Кондиционирование — искусственная автоматическая обработка воздуха с целью поддержания оптим. микроклиматич. условий независимо от характера технологич. процесса и условий внешней среды. .