Презентация на тему: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Казантинова Г.М.

1

Цель: ознакомить студентов с психофизиологическими изменениями, развивающимися в процессе учёбы в организме и использовать эти знания вЗповышенииА ДуровняА ЧинтеллектаИ: и успеваемости в учебном процессе.

1.ПОКАЗАТЬ РОЛЬ ВЕДУЩИХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

2.ОЗНАКОМИТЬ С ОСНОВНЫМИ ФАКТОРАМИ ОБУЧЕНИЯ И РЕАКЦИЙ НА НИХ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТА.

3.ОТМЕТИТЬ ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТА.

4.ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ВЛИЯНИИ НА НЕЁ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ.

5.ПОКАЗАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ.

2

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНАЯ НАГРУЗКА ПАДАЕТ НА ГОЛОВНОЙ МОЗГ.

Составляя всего 2-2,5% от общей массы тела, головной мозг интенсивно потребляет кислород(20-25% всего используемого организмом), что обеспечивает высокую работоспособность

.

УМСТВЕННАЯ РАБОТА СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ, ПОКАЗАТЕЛЯМИ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ВЕГЕТАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПОВЫШЕНИЕ ТОНУСА МУСКУЛАТУРЫ, ИЗМЕНЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА, МОРФОЛОГИЧЕСКОГО И БИОХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА КРОВИ.

5 стр., 2401 слов

Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения

... возросла в связи с изменением структуры образования и методов обучения. Вопросами развития творческого мышления ... тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и “я”. История и даже ... стала мало уделять внимания творческому потенциалу студентов, хотя это очень важно. Поэтому в ... и дать им определения. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым ...

4

Во время умственной работы большую нагрузку испытывает и сердечно-сосудистаясистема.

Так, исследования показали, что при относительно спокойной умственной работе частота сердечных сокращений у студентов в среднем составляет 77 уд. в минуту. При средней степени напряжённости она достигает 83 уд. в минуту, а при высокой – 93 уд. в мин.

Изменяются и другие гемодинамические показатели: артериальное давление, систолический и минутный объёмы крови.

5

Факторы, влияющие на

психофизиологическое состояние студента

Объективные: среда жизнедеятельности и

общественного труда студента, возраст, пол, состояние здоровья, общая учебная нагрузка, отдых.

Субъективные: знания у студента,

профессиональные способности, мотивация учения, работоспособность, нервно-психическаяустойчивость, психофизиологические возможности, личностные качества, способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

6

ФАКТОРЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТА

1.Продолжительный рабочий день.

2.Нарушение отдыха.

3.Сокращение времени пребывания на свежем воздухе.

4.Плохая организация учебного труда.

5.Большой объём информации.

6.Нерегулярное питание.

7.Перегрузка аппарата зрения.

8.Отрицательное влияние вынужденной («сидячей») позы.

9.Дефицит двигательной активности.

7

УРОВНИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ

Дидактический

СоциальнопсихологическийПрофессиональный

8

Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную

деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Физиологического характера

состояние здоровья, функциональное состояние

органов, систем);

Физического характера

санитарно-гигиеническиеусловия рабочего места: освещённость, температура, влажность, уровень

шума и др.

Психического характера

самочувствие, настроение, мотивация.

Презентация на тему: ПЕРИОДЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА

ПЕРИОДЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА

Первый

врабатывания

Второй

оптимальной (устойчивой) работоспособности

Третий

полной компенсации

Четвертый

неустойчивой компенсации

Пятый и

прогрессивное снижение работоспособности

шестой

 

 

11

Утомление – это функциональное состояние, временно возникшее под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящее к снижению её эффективности.

Усталость – субъективное ощущение утомления.

12

Характеристика степени утомления при

умственном труде

Объект

У т о м л е н и е

 

наблюдения

незначительное значительное

резкое

Внимание

Поза

Движения

Редкие

Рассеянное, частые

Ослабленное.

 

отвлечения.

отвлечения.

Реакции на

новые

 

 

раздражители

 

 

 

отсутствуют.

 

Непостоянная.

Частая смена позы, Стремление

 

 

Потягивание

ног, облокачивания,

положить

голову

выпрямление

поддерживание

на

стол,

туловища.

головы руками.

вытянуться,

 

 

 

 

отклонившись

на

 

 

спинку стула.

 

Точные.

Неуверенные,

Суетливые

 

 

 

замедленные.

движения

рук

и

 

 

пальцев,

 

 

 

 

ухудшение

 

 

почерка.

13

 

СРЕДСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПРИ УМСТВЕННОЙ РАБОТЕ

Рациональное чередование труда и отдыха

Физические упражнения

«Малые формы» физической культуры

Плановые занятия физкультурой на кафедре, а также спортом в различных секцияхПсихическая саморегуляция

14

Важным моментом эффективности трудового процесса и сохранения здоровья студента является чередование труда и отдыха. И.М. Сеченовым установлена роль активного отдыха – контрастная смена умственного труда физическим.

15

Исключительную роль в сохранении и повышении умственной работоспособности играют физические упражнения.

Импульсы, идущие от напряжённой мускулатуры в ЦНС, стимулируют деятельность головного мозга, помогают поддерживать нужный тонус организма

Физические упражнения применяются в малых формах (физкультурные паузы и физкультурные минутки) и

Плановых занятиях физической культурой на кафедре, а также

 

спортом в различных секциях

16

В целях регуляции психоэмоционального и функционального состояния студентов можно использовать:

дыхательные упражнения (способствуют

повышению насыщения крови кислородом, а через неё

– мышц, тканей, органов);

циклические упражнения, выполняемые с

умеренной нагрузкой (ЧСС 120-140уд. в мин).

Среди них особенно эффективны ходьба, бег, плавание, пешеходные и велосипедные прогулки.

утренняя гимнастика, позволяющая студенту более эффективно входить вучебно-трудовойдень

17

В арсенале средств повышения работоспособности студента определённое место занимаютсредства психической стимуляции.

18

Средства психической стимуляции

19

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ

20