Презентация на тему: Мышление 3

Мышление

Советская школа изучения мыслительной деятельности

1. Понимание мышления в концепциях советских психологов (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, С.Л. Выготского).

2. Основные мыслительные действия.

Мышление раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано;

Мышление отражает мир в его существенных связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве.

Мышление как обобщенное

отражение действительности.

Всякое мышление совершается в обобщениях. «Мышление, это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному» Рубинштейн СЛ. (Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. T.1. С. 361.)

Сергей Леонидович Рубинштейн

(1889−1960)

Один из создателей деятельностного подхода в психологии

Рубинштейн С.Л. «О мышлении и путях его познания», 1958

Деятельностный подход

состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической.

С.Л. Рубинштейн

сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма;

11 стр., 5355 слов

Психологии личности и общей психологии С.Т.Джанерьян

... - С.15-22. 6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. 7. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 1970. ... способности, самосознание. Пермь, 1990. - С.27-58. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - С.122- ... экстраверсии и интроверсии по К.Юнгу. Основные психические функции : мышление, ощущение, чувство и интуиция. Сочетание эго-направленности и ведущей ...

разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»);

создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А.В.Брушлинский, К. А. Абульхановой-Славскойи др.).

Мышление это

«Процесс, деятельность, которая развертывается как процесс, совершающийся в специфических для него формах взаимодействия, совершаемых субъектом действий и объекта, который преобразуясь этими действиями, в свою очередь обуславливает дальнейшее движение мысли». С.Л. Рубинштейн

«Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется» Рубинштейн С.Л.

Презентация на тему: Мышление как процесс включает в себя анализ, синтез, обобщение, абстракцию

Мышление как процесс включает в себя анализ, синтез, обобщение, абстракцию.

Составляющими мыслительной активности является и деятельность, и процесс.

Опора на культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его

опосредствованность.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... анализа и синтеза. Пробующие действия, по его мнению, представляют собой внешнюю форму мышления, процесс исследования проблемной ситуации. С. ... объектов по определенным признакам. Поэтому исследователи генезиса мышления Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Б. Инельдер изучали ... операторной) и допонятийной (по Л. С. Выготскому, комплексной) группировками. Л. С. Выготский писал: «Отношение общего к частному, т. ...

В процессе мышления субъект использует различного рода средства,

вырабатываемые человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, образы и представления, модели, схемы, символы, знаки, язык.

«Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях» (С.Л. Рубинштейн)

Мышление есть некоторое проявление активности субъекта, т. е. оно не только направлено на отражение внешнего мира, но и является выражением определенной активности субъекта.

Мышление развертывается во времени, включает в себя некоторые фазы, или этапы, у него есть начало, середина, завершение.

Лев Семенович Выготский (18 961 934)

основатель культурноисторической школы в психологии

Л.С. Выготский «Мышление и речь»

Культурно-историческаяконцепция (Выготский Л.С.)

необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический(результат исторического развития общества), слитые в развитии психики…

Главное различие между низшими и высшими психическими функциями состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

24 стр., 11908 слов

Влияние мышления на развитие восприятия у детей дошкольного возраста

... . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МЫШЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 1.1 Изучение развития восприятия в отечественной и зарубежной психологии Выготский Л.С. считает, что ... восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта ...

Исследуя речевое мышление, Л.С. Выготский по-новомурешает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга.

Презентация на тему: Речевое мышление

Речевое мышление

«представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму общественно-историческуюи потому отличающуюся в основном целым рядом специфических свойств и закономерностей, которые не могут быть открыты в натуральных формах мышления и речи» (Л.С. Выготский «Мышление и речь»)

Л.С. Выготский

сделал вывод, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство,или знак.

Мышление и речь (Выготский)

Согласно Выготскому, генетические корни мышления и речи различны.

Так, например, эксперименты Кёлера, обнаружившие способности шимпанзе к решению сложных задач, показали, что человекоподобный интеллект и экспрессивная речь (отсутствующая у обезьян) функционируют независимо.

12 стр., 5547 слов

Познавательные процессы: мышление, речь

... того единства, которое мы называем речевым мышлением». С точки зрения Л.С. Выготского, первоначально мышление и речь выполняли различные функции и развивались относительно самостоятельно ... . В филогенезе и онтогенезе мышления и речи отчетливо выделяется доречевая ...

Отношение мышления и речи как в фило-,так и в онтогенезе — величина переменная. Существует доречевая стадия в развитии интеллекта и доинтеллектуальная — в развитии речи. Лишь потом мышление и речь пересекаются и сливаются.

Связь мышления и речи

«Происходит встреча, в которой увязываются две вещи: интеллект животного благодаря языку „оречвляется“, находит свою новую форму; а речь, благодаря этим предметным знаниям получает свою предметную отнесенность. При встрече этих двух линий происходит интеллектуализация речи и оречвление интеллекта» (А.Н. Леонтьев цитата по Л.С.Выготскому)

Пример задачи

В шкафу, слева направо, стоит собрание сочинений ученого; первый том этого собрания имеет 300 страниц; второй том — 200 страниц. В шкафу завелся книжный червь, который прогрыз оба тома; Сколько всего страниц прогрыз червь?

Л.С.Выготский

Развивал идею что речь и мышление, речевые и мыслительные процессы не совпадают между собой. Они образуют две группы.

1. Мышление и речь имеют разные генетические корни (линии развития мышления и речи в их предпроцессах идут независимо. Речь была предметно не отнесена);

Речевая реакция у животных есть реакция воздействия на особь, но воздействие говорящего.

Сигнальная функция речи у животных.

Человеческая речь есть процесс осуществляемый с помощью языка, то есть с помощью системы значений, которые вырабатываются в процессе исторического опыта, и затем усваивается.

Появление человека и образование человеческого общества (труда) приводит к скрещиванию линий развития коммуникации (речевого познания) и развития познания, т. е. интеллекта. Общение и познание завязываются в узел.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... ); юность, помимо указанных качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А ... это время у детей еще не развивается речь, и был противником ее раннего развития. Второй период – с двух до 12 лет ...

Возник предмет общения, то о чем можно сказать! (Энгельс)

Презентация на тему: Возникающее в результате слияния речевое мышление — не природная, а общественноисторическая форма поведения

Возникающее в результате слияния речевое мышление — не природная, а общественноисторическая форма поведения.

Оно обладает специфическими (по сравнению с природными формами мышления и речи) свойствами. С возникновением речевого мышления биологический тип развития сменяется общественно-историческим.

2.Аргумент в онтогенетическом развитии:

дивергентность развития речи и мыслей у ребенка;

Речь ребенка начинается с одного слова и идет к грамматически развитым единицам, к высказываниям.

Развитая внутренняя сторона речи и сжатая до одного слова внешняя сторона речи ребенка.

Затем речь начинает расчленяться и усложняться. Мысль сначала глобальна, а потом начинает расчленяться в соответствии с расчленением речи.

У ребенка линии мысли и речь не совпадают между собой.

Как связаны между собой мышление и речь?

Развитие высших психических процессов происходит в порядке интериоризации, т. е. происходит движение от внешнего действия (материального) к внутреннему умственному.

Рекомендуемая литература:

А.Н. Леонтьев «Лекции по общей психологии», 2007 г.

2 стр., 801 слов

Психология развития. Что такое психический процесс. Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства

... : внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, ... и т. п.) человек становится неполноценным. Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность - это соединение внутренних и внешних поведенческих действий ... действии. Все психические процессы взаимосвязаны между собой, и представляют единое целое. При отсутствии какого либо из психических процессов (речи, мышления ...

Л.С.Выготский «Мышление и речь», Т.2, С.295−361,1982 г.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903−1979)

ученик Л.С. Выготского

занимался проблемами сознания и деятельности

А.Н.Леонтьев

«Деятельность, Сознание, Личность».

А.Н.Леонтьев

отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.

Мышление это

Процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление специфицируется своей опосредствованностью в отличии от непосредственности чувственного восприятия

процесс, с помощью которого мы можем судить о том, что скрыто от нашего чувственного восприятия (А.Н. Леонтьев)

Обобщенность и опосредствованность мышления

Связь мышления с действием и речью

Презентация на тему: Становление мышления человека происходит в процессе общения людей друг с другом

Становление мышления человека происходит в процессе общения людей друг с другом.

Связь мышления и речи наиболее выражена в значениях или понятиях

Понятие представляет собой основное содержание мышления, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью.

Понятие это

опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии существенных связей и отношений объективного мира, способа его возникновения и развития.

Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить, что у понятия существует особого рода «наглядность» — опосредованная: модельная, схематичная, знаковая и т. п.

Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия — сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема.

Мышление это

это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире;

для изучения конкретных психологических механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.

Основные мыслительные действия

Сравнение

Абстракция

Классификация

Обобщение

Анализ

«Восхождение от абстрактного к конкретному»

Сравнение

Позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.

Затем эти сходные признаки абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом.

Абстракция

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную

классификацию

Анализ

Познание сложных, системных объектов.

Обнаружение простой связи (отношения), выступающего в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений.

Презентация на тему: Обобщение

Обобщение

Мыслительное сведение к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта.

«Восхождение от абстрактного к

конкретному»

Определение способа выведения частных проявлений системного объекта из его всеобщего (существенного) основания, из определенного исходного отношения в системе.

Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляется методом «восхождения от

абстрактного к конкретному".

При этом осуществляется еще один вид содержательного обобщения, состоящий не в сведении частного к некоторой исходной связи (что было характерно для первого вида обобщения),

а в выведении частного из этой связи, в прослеживании происхождения из всеобщего.

Все эти действия могут воспроизводиться человеком при его ориентации не только на содержание, но и на форму получения соответствующих знаний о системном объекте. Это требует рефлексии человека на его собственный способ получения этих знаний, и специального планирования.

Таким образом, основными действиями теоретического мышления являются анализ, «восхождение» от абстрактного к конкретному, рефлексия и планирование.

Брушлинский Андрей Владимирович

(1933−2002)

Мышление всегда субъективно, даже когда оно правильно и адекватно отражает внешний мир.

«Мышление, — это всегда искание и открытие существенно нового» (А.В. Брушлинский)

Предвосхищение искомого в ходе процесса мышления относится к числу высших уровней познавательной деятельности человека.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector