Презентация на тему: Мышление 3

Мышление

Советская школа изучения мыслительной деятельности

1. Понимание мышления в концепциях советских психологов (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, С.Л. Выготского).

2. Основные мыслительные действия.

Мышление раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано;

Мышление отражает мир в его существенных связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве.

Мышление как обобщенное

отражение действительности.

Всякое мышление совершается в обобщениях. «Мышление, это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному» Рубинштейн СЛ. (Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. T.1. С. 361.)

Сергей Леонидович Рубинштейн

(1889−1960)

Один из создателей деятельностного подхода в психологии

Рубинштейн С.Л. «О мышлении и путях его познания», 1958

Деятельностный подход

состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической.

С.Л. Рубинштейн

сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма;

11 стр., 5355 слов

Психологии личности и общей психологии С.Т.Джанерьян

... - С.15-22. 6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. 7. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 1970. ... способности, самосознание. Пермь, 1990. - С.27-58. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - С.122- ... экстраверсии и интроверсии по К.Юнгу. Основные психические функции : мышление, ощущение, чувство и интуиция. Сочетание эго-направленности и ведущей ...

разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»);

создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А.В.Брушлинский, К. А. Абульхановой-Славскойи др.).

Мышление это

«Процесс, деятельность, которая развертывается как процесс, совершающийся в специфических для него формах взаимодействия, совершаемых субъектом действий и объекта, который преобразуясь этими действиями, в свою очередь обуславливает дальнейшее движение мысли». С.Л. Рубинштейн

«Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется» Рубинштейн С.Л.

Презентация на тему: Мышление как процесс включает в себя анализ, синтез, обобщение, абстракцию

Мышление как процесс включает в себя анализ, синтез, обобщение, абстракцию.

Составляющими мыслительной активности является и деятельность, и процесс.

Опора на культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его

опосредствованность.

15 стр., 7121 слов

Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения окружающего мира

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Факультет педагогики и психологии Курсовая работа «Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения окружающего мира» Выполнила: студентка III курса Ибрагимова Л.Р. Проверил: Ганиева Г. ...

В процессе мышления субъект использует различного рода средства,

вырабатываемые человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, образы и представления, модели, схемы, символы, знаки, язык.

«Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях» (С.Л. Рубинштейн)

Мышление есть некоторое проявление активности субъекта, т. е. оно не только направлено на отражение внешнего мира, но и является выражением определенной активности субъекта.

Мышление развертывается во времени, включает в себя некоторые фазы, или этапы, у него есть начало, середина, завершение.

Лев Семенович Выготский (18 961 934)

основатель культурноисторической школы в психологии

Л.С. Выготский «Мышление и речь»

Культурно-историческаяконцепция (Выготский Л.С.)

необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический(результат исторического развития общества), слитые в развитии психики…

19 стр., 9421 слов

Теория высших психических функций Л.С. Выготского и развитие воображения

... содержится узел того единства, которое Выготский называл речевым мышлением. К мышлению и речи Выготский применяет тот же мыслительный прием, ... в неразрывной связи с речью. Выготский считал, что слово относится и к речи, и к мышлению. Оно - живая клеточка ... знак. Мышление и речь «Орудие и знак в развитии ребенка» - так называется одна из работ Выготского Выготский Л.С. Психология развития человека ...

Главное различие между низшими и высшими психическими функциями состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

Исследуя речевое мышление, Л.С. Выготский по-новомурешает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга.

Презентация на тему: Речевое мышление

Речевое мышление

«представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму общественно-историческуюи потому отличающуюся в основном целым рядом специфических свойств и закономерностей, которые не могут быть открыты в натуральных формах мышления и речи» (Л.С. Выготский «Мышление и речь»)

Л.С. Выготский

сделал вывод, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство,или знак.

Мышление и речь (Выготский)

Согласно Выготскому, генетические корни мышления и речи различны.

Так, например, эксперименты Кёлера, обнаружившие способности шимпанзе к решению сложных задач, показали, что человекоподобный интеллект и экспрессивная речь (отсутствующая у обезьян) функционируют независимо.

19 стр., 9046 слов

Лексическая сторона речи, ее развитие

... друг другом, но кроме того развитие речи по мере взросления ребёнка напрямую связано с развитием его мышления. Сам процесс познания мира ... , - Т.II, - М.: Школа, 1995 - 245 с. .Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с ... иерархию понятий. По мнению Л.С. Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего ...

Отношение мышления и речи как в фило-,так и в онтогенезе — величина переменная. Существует доречевая стадия в развитии интеллекта и доинтеллектуальная — в развитии речи. Лишь потом мышление и речь пересекаются и сливаются.

Связь мышления и речи

«Происходит встреча, в которой увязываются две вещи: интеллект животного благодаря языку „оречвляется“, находит свою новую форму; а речь, благодаря этим предметным знаниям получает свою предметную отнесенность. При встрече этих двух линий происходит интеллектуализация речи и оречвление интеллекта» (А.Н. Леонтьев цитата по Л.С.Выготскому)

Пример задачи

В шкафу, слева направо, стоит собрание сочинений ученого; первый том этого собрания имеет 300 страниц; второй том — 200 страниц. В шкафу завелся книжный червь, который прогрыз оба тома; Сколько всего страниц прогрыз червь?

Л.С.Выготский

Развивал идею что речь и мышление, речевые и мыслительные процессы не совпадают между собой. Они образуют две группы.

1. Мышление и речь имеют разные генетические корни (линии развития мышления и речи в их предпроцессах идут независимо. Речь была предметно не отнесена);

Речевая реакция у животных есть реакция воздействия на особь, но воздействие говорящего.

Сигнальная функция речи у животных.

24 стр., 11908 слов

Влияние мышления на развитие восприятия у детей дошкольного возраста

52 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Российский Государственный Социальный Университет Курский институт социального образования (филиал) РГСУ Факультет «Социальной работы, педагогики и психологии» Направление подготовки (030300.62) - «Психология» Курсовая работа По дисциплине Общая психология На тему Влияние мышления на развитие восприятия у детей дошкольного возраста Выполнила: студентка Арсени ...

Человеческая речь есть процесс осуществляемый с помощью языка, то есть с помощью системы значений, которые вырабатываются в процессе исторического опыта, и затем усваивается.

Появление человека и образование человеческого общества (труда) приводит к скрещиванию линий развития коммуникации (речевого познания) и развития познания, т. е. интеллекта. Общение и познание завязываются в узел.

Возник предмет общения, то о чем можно сказать! (Энгельс)

Презентация на тему: Возникающее в результате слияния речевое мышление — не природная, а общественноисторическая форма поведения

Возникающее в результате слияния речевое мышление — не природная, а общественноисторическая форма поведения.

Оно обладает специфическими (по сравнению с природными формами мышления и речи) свойствами. С возникновением речевого мышления биологический тип развития сменяется общественно-историческим.

2.Аргумент в онтогенетическом развитии:

дивергентность развития речи и мыслей у ребенка;

Речь ребенка начинается с одного слова и идет к грамматически развитым единицам, к высказываниям.

Развитая внутренняя сторона речи и сжатая до одного слова внешняя сторона речи ребенка.

Затем речь начинает расчленяться и усложняться. Мысль сначала глобальна, а потом начинает расчленяться в соответствии с расчленением речи.

22 стр., 10771 слов

Формирование позитивного мышления как программа развития личности (на примере студентов КПИ)

... Семенов И. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии. – М: Воронеж: МОДЭК, 2000. - с.64 Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М:Издательство ЛКИ- ... для пед. ин-тов]. – М: Лабиринт, 1976. - с.175 Леонтьев А.Н. «Лекции по общей психологии» - М., 2007. - с.511 ... Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М: Лабиринт, 1977. - с ...

У ребенка линии мысли и речь не совпадают между собой.

Как связаны между собой мышление и речь?

Развитие высших психических процессов происходит в порядке интериоризации, т. е. происходит движение от внешнего действия (материального) к внутреннему умственному.

Рекомендуемая литература:

А.Н. Леонтьев «Лекции по общей психологии», 2007 г.

Л.С.Выготский «Мышление и речь», Т.2, С.295−361,1982 г.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903−1979)

ученик Л.С. Выготского

занимался проблемами сознания и деятельности

А.Н.Леонтьев

«Деятельность, Сознание, Личность».

А.Н.Леонтьев

отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.

Мышление это

Процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление специфицируется своей опосредствованностью в отличии от непосредственности чувственного восприятия

процесс, с помощью которого мы можем судить о том, что скрыто от нашего чувственного восприятия (А.Н. Леонтьев)

Обобщенность и опосредствованность мышления

Связь мышления с действием и речью

Презентация на тему: Становление мышления человека происходит в процессе общения людей друг с другом

Становление мышления человека происходит в процессе общения людей друг с другом.

Связь мышления и речи наиболее выражена в значениях или понятиях

Понятие представляет собой основное содержание мышления, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью.

Понятие это

опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии существенных связей и отношений объективного мира, способа его возникновения и развития.

Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить, что у понятия существует особого рода «наглядность» — опосредованная: модельная, схематичная, знаковая и т. п.

Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия — сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема.

Мышление это

это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире;

для изучения конкретных психологических механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.

Основные мыслительные действия

Сравнение

Абстракция

Классификация

Обобщение

Анализ

«Восхождение от абстрактного к конкретному»

Сравнение

Позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.

Затем эти сходные признаки абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом.

Абстракция

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную

классификацию

Анализ

Познание сложных, системных объектов.

Обнаружение простой связи (отношения), выступающего в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений.

Презентация на тему: Обобщение

Обобщение

Мыслительное сведение к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта.

«Восхождение от абстрактного к

конкретному»

Определение способа выведения частных проявлений системного объекта из его всеобщего (существенного) основания, из определенного исходного отношения в системе.

Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляется методом «восхождения от

абстрактного к конкретному".

При этом осуществляется еще один вид содержательного обобщения, состоящий не в сведении частного к некоторой исходной связи (что было характерно для первого вида обобщения),

а в выведении частного из этой связи, в прослеживании происхождения из всеобщего.

Все эти действия могут воспроизводиться человеком при его ориентации не только на содержание, но и на форму получения соответствующих знаний о системном объекте. Это требует рефлексии человека на его собственный способ получения этих знаний, и специального планирования.

Таким образом, основными действиями теоретического мышления являются анализ, «восхождение» от абстрактного к конкретному, рефлексия и планирование.

Брушлинский Андрей Владимирович

(1933−2002)

Мышление всегда субъективно, даже когда оно правильно и адекватно отражает внешний мир.

«Мышление, — это всегда искание и открытие существенно нового» (А.В. Брушлинский)

Предвосхищение искомого в ходе процесса мышления относится к числу высших уровней познавательной деятельности человека.