Презентация на тему: Мышление 3

Мышление

Советская школа изучения мыслительной деятельности

1. Понимание мышления в концепциях советских психологов (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, С.Л. Выготского).

2. Основные мыслительные действия.

Мышление раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано;

Мышление отражает мир в его существенных связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве.

Мышление как обобщенное

отражение действительности.

Всякое мышление совершается в обобщениях. «Мышление, это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному» Рубинштейн СЛ. (Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. T.1. С.361.)

Сергей Леонидович Рубинштейн

(1889-1960)

Один из создателей деятельностного подхода в психологии

Рубинштейн С.Л. «О мышлении и путях его познания», 1958

Деятельностный подход

состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической.

С.Л. Рубинштейн

сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма;

разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»);

8 стр., 3692 слов

Психология деятельности спортсмена

... социально-психологических явлений в спортивном коллективе.     ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Психология деятельности спортсмена   Деятельность спортсменов носит соревновательный характер и по своей сути направлена ...

создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А.В.Брушлинский, К. А. Абульхановой-Славскойи др.).

Мышление это

«Процесс, деятельность, которая развертывается как процесс, совершающийся в специфических для него формах взаимодействия, совершаемых субъектом действий и объекта, который преобразуясь этими действиями, в свою очередь обуславливает дальнейшее движение мысли». С.Л. Рубинштейн

«Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется» Рубинштейн С.Л.

Презентация на тему: Мышление как процесс включает в себя анализ, синтез, обобщение, абстракцию

Мышление как процесс включает в себя анализ, синтез, обобщение, абстракцию.

Составляющими мыслительной активности является и деятельность, и процесс.

Опора на культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его

опосредствованность.

В процессе мышления субъект использует различного рода средства,

вырабатываемые человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, образы и представления, модели, схемы, символы, знаки, язык.

«Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях» (С.Л. Рубинштейн)

Мышление есть некоторое проявление активности субъекта, т.е. оно не только направлено на отражение внешнего мира, но и является выражением определенной активности субъекта.

Мышление развертывается во времени, включает в себя некоторые фазы, или этапы, у него есть начало, середина, завершение.

Лев Семенович Выготский (18961934)

основатель культурноисторической школы в психологии

Л.С. Выготский «Мышление и речь»

8 стр., 3995 слов

Взаимосвязь развития абстрактного мышления и речи младших школьников

... активно задействуется процесс мышления.  Мышление и речь тесно взаимосвязаны, так как мышление опирается на речь в процессе своего развития, то есть мышление развивается через речь и с помощью речи. Одной ... что нашло отражение в психологической литературе. Проблемой мышления занимались такие учёные как Блонский П.П., Брушлинский, Выготский Л.С., Лурия А.Р.,Рубинштейн, Тихомирова Л.Ф., Юлов В.Ф. ...

Культурно-историческаяконцепция (Выготский Л.С.)

необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический(результат исторического развития общества), слитые в развитии психики…

Главное различие между низшими и высшими психическими функциями состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

Исследуя речевое мышление, Л.С. Выготский по-новомурешает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга.

Презентация на тему: Речевое мышление

Речевое мышление

«представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму общественно-историческуюи потому отличающуюся в основном целым рядом специфических свойств и закономерностей, которые не могут быть открыты в натуральных формах мышления и речи» (Л.С. Выготский «Мышление и речь» )

Л.С. Выготский

сделал вывод, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство,или знак.

Мышление и речь (Выготский)

Согласно Выготскому, генетические корни мышления и речи различны.

Так, например, эксперименты Кёлера, обнаружившие способности шимпанзе к решению сложных задач, показали, что человекоподобный интеллект и экспрессивная речь (отсутствующая у обезьян) функционируют независимо.

Отношение мышления и речи как в фило-,так и в онтогенезе — величина переменная. Существует доречевая стадия в развитии интеллекта и доинтеллектуальная — в развитии речи. Лишь потом мышление и речь пересекаются и сливаются.

Связь мышления и речи

«Происходит встреча, в которой увязываются две вещи: интеллект животного благодаря языку «оречвляется», находит свою новую форму; а речь, благодаря этим предметным знаниям получает свою предметную отнесенность. При встрече этих двух линий происходит интеллектуализация речи и оречвление интеллекта» (А.Н. Леонтьев цитата по Л.С.Выготскому)

24 стр., 11908 слов

Влияние мышления на развитие восприятия у детей дошкольного возраста

... ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МЫШЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 1.1 Изучение развития восприятия в отечественной и зарубежной психологии Выготский Л.С. считает, что в окружающем ... восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность ...

Пример задачи

В шкафу, слева направо, стоит собрание сочинений ученого; первый том этого собрания имеет 300 страниц; второй том – 200 страниц. В шкафу завелся книжный червь, который прогрыз оба тома; Сколько всего страниц прогрыз червь?

Л.С.Выготский

Развивал идею что речь и мышление, речевые и мыслительные процессы не совпадают между собой. Они образуют две группы.

1. Мышление и речь имеют разные генетические корни (линии развития мышления и речи в их предпроцессах идут независимо. Речь была предметно не отнесена);

Речевая реакция у животных есть реакция воздействия на особь, но воздействие говорящего.

Сигнальная функция речи у животных.

Человеческая речь есть процесс осуществляемый с помощью языка, то есть с помощью системы значений, которые вырабатываются в процессе исторического опыта, и затем усваивается.

Появление человека и образование человеческого общества (труда) приводит к скрещиванию линий развития коммуникации (речевого познания) и развития познания, т.е. интеллекта. Общение и познание завязываются в узел.

Возник предмет общения, то о чем можно сказать! (Энгельс)

Презентация на тему: Возникающее в результате слияния речевое мышление — не природная, а общественноисторическая форма поведения

Возникающее в результате слияния речевое мышление — не природная, а общественноисторическая форма поведения.

Оно обладает специфическими (по сравнению с природными формами мышления и речи) свойствами. С возникновением речевого мышления биологический тип развития сменяется общественно-историческим.

2.Аргумент в онтогенетическом развитии:

дивергентность развития речи и мыслей у ребенка;

Речь ребенка начинается с одного слова и идет к грамматически развитым единицам, к высказываниям.

Развитая внутренняя сторона речи и сжатая до одного слова внешняя сторона речи ребенка.

Затем речь начинает расчленяться и усложняться. Мысль сначала глобальна, а потом начинает расчленяться в соответствии с расчленением речи.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... Психологические проблемы подростков 5. Юношеский возраст и ранняя взрослость Особенности развития психики в возрасте 16-21 г. Психологические проблемы профессионального самоопределения ... комментариев. Памятка субъектам образовательного процесса. Компактное, практико-ориентированное изложение ключевых закономерностей развития в определенном возрасте или путей решения той или иной психологической ...

У ребенка линии мысли и речь не совпадают между собой.

Как связаны между собой мышление и речь?

Развитие высших психических процессов происходит в порядке интериоризации, т.е. происходит движение от внешнего действия (материального) к внутреннему умственному.

Рекомендуемая литература:

А.Н. Леонтьев «Лекции по общей психологии», 2007г.

Л.С.Выготский «Мышление и речь», Т.2, С.295-361,1982г.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)

ученик Л.С. Выготского

занимался проблемами сознания и деятельности

А.Н.Леонтьев

«Деятельность, Сознание, Личность».

А.Н.Леонтьев

отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.

Мышление это

Процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление специфицируется своей опосредствованностью в отличии от непосредственности чувственного восприятия

процесс, с помощью которого мы можем судить о том, что скрыто от нашего чувственного восприятия (А.Н. Леонтьев)

Обобщенность и опосредствованность мышления

Связь мышления с действием и речью

Презентация на тему: Становление мышления человека происходит в процессе общения людей друг с другом

Становление мышления человека происходит в процессе общения людей друг с другом.

Связь мышления и речи наиболее выражена в значениях или понятиях

Понятие представляет собой основное содержание мышления, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Понятие это

опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии существенных связей и отношений объективного мира, способа его возникновения и развития.

Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить, что у понятия существует особого рода «наглядность» — опосредованная: модельная, схематичная, знаковая и т.п.

Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия — сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема.

Мышление это

это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире;

для изучения конкретных психологических механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.

Основные мыслительные действия

Сравнение

Абстракция

Классификация

Обобщение

Анализ

«Восхождение от абстрактного к конкретному»

Сравнение

Позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.

Затем эти сходные признаки абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом.

Абстракция

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную

классификацию

Анализ

Познание сложных, системных объектов.

Обнаружение простой связи (отношения) , выступающего в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений.

Презентация на тему: Обобщение

Обобщение

Мыслительное сведение к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта.

«Восхождение от абстрактного к

конкретному»

6 стр., 2800 слов

Психолого-педагогические основы математического мышления

... конкретным содержанием. В зависимости от связи между чувственными и отвлеченными элементами различают три вида мышления, ... синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. ... мышления. Все математические понятия как раз и представляют собой абстрактные ... отношения и закономерности связей и отношений между этими свойствами и сторонами. Тем самым с помощью мышления человек познаёт общие свойства и отношения, ...

Определение способа выведения частных проявлений системного объекта из его всеобщего (существенного) основания, из определенного исходного отношения в системе.

Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляется методом «восхождения от

абстрактного к конкретному».

При этом осуществляется еще один вид содержательного обобщения, состоящий не в сведении частного к некоторой исходной связи (что было характерно для первого вида обобщения),

а в выведении частного из этой связи, в прослеживании происхождения из всеобщего.

Все эти действия могут воспроизводиться человеком при его ориентации не только на содержание, но и на форму получения соответствующих знаний о системном объекте. Это требует рефлексии человека на его собственный способ получения этих знаний, и специального планирования.

Таким образом, основными действиями теоретического мышления являются анализ, «восхождение» от абстрактного к конкретному, рефлексия и планирование.

Брушлинский Андрей Владимирович

(1933-2002)

Мышление всегда субъективно, даже когда оно правильно и адекватно отражает внешний мир.

«Мышление, — это всегда искание и открытие существенно нового» (А.В. Брушлинский)

Предвосхищение искомого в ходе процесса мышления относится к числу высших уровней познавательной деятельности человека.