Мышление
Советская школа изучения мыслительной деятельности
1. Понимание мышления в концепциях советских психологов (С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, С.Л. Выготского).
2. Основные мыслительные действия.
Мышление раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано;
Мышление отражает мир в его существенных связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.
Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве.
Мышление как обобщенное
отражение действительности.
Всякое мышление совершается в обобщениях. «Мышление, это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному» Рубинштейн СЛ. (Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. T.1. С.361.)
Сергей Леонидович Рубинштейн
Один из создателей деятельностного подхода в психологии
Рубинштейн С.Л. «О мышлении и путях его познания», 1958
Деятельностный подход
состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической.
С.Л. Рубинштейн
сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма;
разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»);
Психология деятельности спортсмена
... -психологических явлений в спортивном коллективе. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Психология деятельности спортсмена Деятельность спортсменов носит соревновательный характер и по своей сути направлена ...
создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А.В.Брушлинский, К. А.
Мышление это
«Процесс, деятельность, которая развертывается как процесс, совершающийся в специфических для него формах взаимодействия, совершаемых субъектом действий и объекта, который преобразуясь этими действиями, в свою очередь обуславливает дальнейшее движение мысли». С.Л. Рубинштейн
«Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется» Рубинштейн С.Л.
Презентация на тему: Мышление как процесс включает в себя анализ, синтез, обобщение, абстракцию
Мышление как процесс включает в себя анализ, синтез, обобщение, абстракцию.
Составляющими мыслительной активности является и деятельность, и процесс.
Опора на культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его
опосредствованность.
В процессе мышления субъект использует различного рода средства,
вырабатываемые человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, образы и представления, модели, схемы, символы, знаки, язык.
«Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях» (С.Л. Рубинштейн)
Мышление есть некоторое проявление активности субъекта, т.е. оно не только направлено на отражение внешнего мира, но и является выражением определенной активности субъекта.
Мышление развертывается во времени, включает в себя некоторые фазы, или этапы, у него есть начало, середина, завершение.
Лев Семенович Выготский (18961934)
основатель культурноисторической школы в психологии
Л.С. Выготский «Мышление и речь»
Взаимосвязь развития абстрактного мышления и речи младших школьников
... активно задействуется процесс мышления. Мышление и речь тесно взаимосвязаны, так как мышление опирается на речь в процессе своего развития, то есть мышление развивается через речь и с помощью речи. Одной из ... что нашло отражение в психологической литературе. Проблемой мышления занимались такие учёные как Блонский П.П., Брушлинский, Выготский Л.С., Лурия А.Р.,Рубинштейн, Тихомирова Л.Ф., Юлов ...
Культурно-историческая концепция (Выготский Л.С.)
необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный,
Главное различие между низшими и высшими психическими функциями состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.
Исследуя речевое мышление, Л.С. Выготский
Презентация на тему: Речевое мышление
Речевое мышление
«представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму
Л.С. Выготский
сделал вывод, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено —
Мышление и речь (Выготский)
Согласно Выготскому, генетические корни мышления и речи различны.
Так, например, эксперименты Кёлера, обнаружившие способности шимпанзе к решению сложных задач, показали, что человекоподобный интеллект и экспрессивная речь (отсутствующая у обезьян) функционируют независимо.
Отношение мышления и речи как в
Связь мышления и речи
«Происходит встреча, в которой увязываются две вещи: интеллект животного благодаря языку «оречвляется», находит свою новую форму; а речь, благодаря этим предметным знаниям получает свою предметную отнесенность. При встрече этих двух линий происходит интеллектуализация речи и оречвление интеллекта» (А.Н. Леонтьев цитата по Л.С.Выготскому)
Влияние мышления на развитие восприятия у детей дошкольного возраста
... ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МЫШЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 1.1 Изучение развития восприятия в отечественной и зарубежной психологии Выготский Л.С. считает, что в окружающем ... восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность ...
Пример задачи
В шкафу, слева направо, стоит собрание сочинений ученого; первый том этого собрания имеет 300 страниц; второй том – 200 страниц. В шкафу завелся книжный червь, который прогрыз оба тома; Сколько всего страниц прогрыз червь?
Л.С.Выготский
Развивал идею что речь и мышление, речевые и мыслительные процессы не совпадают между собой. Они образуют две группы.
1. Мышление и речь имеют разные генетические корни (линии развития мышления и речи в их предпроцессах идут независимо. Речь была предметно не отнесена);
Речевая реакция у животных есть реакция воздействия на особь, но воздействие говорящего.
Сигнальная функция речи у животных.
Человеческая речь есть процесс осуществляемый с помощью языка, то есть с помощью системы значений, которые вырабатываются в процессе исторического опыта, и затем усваивается.
Появление человека и образование человеческого общества (труда) приводит к скрещиванию линий развития коммуникации (речевого познания) и развития познания, т.е. интеллекта. Общение и познание завязываются в узел.
Возник предмет общения, то о чем можно сказать! (Энгельс)
Презентация на тему: Возникающее в результате слияния речевое мышление — не природная, а общественноисторическая форма поведения
Возникающее в результате слияния речевое мышление — не природная, а общественноисторическая форма поведения.
Оно обладает специфическими (по сравнению с природными формами мышления и речи) свойствами. С возникновением речевого мышления биологический тип развития сменяется
2.Аргумент в онтогенетическом развитии:
дивергентность развития речи и мыслей у ребенка;
Речь ребенка начинается с одного слова и идет к грамматически развитым единицам, к высказываниям.
Развитая внутренняя сторона речи и сжатая до одного слова внешняя сторона речи ребенка.
Затем речь начинает расчленяться и усложняться. Мысль сначала глобальна, а потом начинает расчленяться в соответствии с расчленением речи.
Задания по психологии развития человека
... Психологические проблемы подростков 5. Юношеский возраст и ранняя взрослость Особенности развития психики в возрасте 16-21 г. Психологические проблемы профессионального самоопределения ... комментариев. Памятка субъектам образовательного процесса. Компактное, практико-ориентированное изложение ключевых закономерностей развития в определенном возрасте или путей решения той или иной психологической ...
У ребенка линии мысли и речь не совпадают между собой.
Как связаны между собой мышление и речь?
Развитие высших психических процессов происходит в порядке интериоризации, т.е. происходит движение от внешнего действия (материального) к внутреннему умственному.
Рекомендуемая литература:
А.Н. Леонтьев «Лекции по общей психологии», 2007г.
Л.С.Выготский «Мышление и речь», Т.2,
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)
ученик Л.С. Выготского
занимался проблемами сознания и деятельности
А.Н.Леонтьев
«Деятельность, Сознание, Личность».
А.Н.Леонтьев
отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.
Мышление это
Процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление специфицируется своей опосредствованностью в отличии от непосредственности чувственного восприятия
процесс, с помощью которого мы можем судить о том, что скрыто от нашего чувственного восприятия (А.Н. Леонтьев)
Обобщенность и опосредствованность мышления
Связь мышления с действием и речью
Презентация на тему: Становление мышления человека происходит в процессе общения людей друг с другом
Становление мышления человека происходит в процессе общения людей друг с другом.
Связь мышления и речи наиболее выражена в значениях или понятиях
Понятие представляет собой основное содержание мышления, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Понятие это
опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии существенных связей и отношений объективного мира, способа его возникновения и развития.
Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить, что у понятия существует особого рода «наглядность» — опосредованная: модельная, схематичная, знаковая и т.п.
Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия — сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема.
Мышление это
это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире;
для изучения конкретных психологических механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.
Основные мыслительные действия
Сравнение
Абстракция
Классификация
Обобщение
Анализ
«Восхождение от абстрактного к конкретному»
Сравнение
Позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.
Затем эти сходные признаки абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом.
Абстракция
Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную
классификацию
Анализ
Познание сложных, системных объектов.
Обнаружение простой связи (отношения) , выступающего в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений.
Презентация на тему: Обобщение
Обобщение
Мыслительное сведение к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта.
«Восхождение от абстрактного к
конкретному»
Психолого-педагогические основы математического мышления
... конкретным содержанием. В зависимости от связи между чувственными и отвлеченными элементами различают три вида мышления, ... сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Сравнение - это ... мышления. Все математические понятия как раз и представляют собой абстрактные ... отношения и закономерности связей и отношений между этими свойствами и сторонами. Тем самым с помощью мышления ...
Определение способа выведения частных проявлений системного объекта из его всеобщего (существенного) основания, из определенного исходного отношения в системе.
Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляется методом «восхождения от
абстрактного к конкретному».
При этом осуществляется еще один вид содержательного обобщения, состоящий не в сведении частного к некоторой исходной связи (что было характерно для первого вида обобщения),
а в выведении частного из этой связи, в прослеживании происхождения из всеобщего.
Все эти действия могут воспроизводиться человеком при его ориентации не только на содержание, но и на форму получения соответствующих знаний о системном объекте. Это требует рефлексии человека на его собственный способ получения этих знаний, и специального планирования.
Таким образом, основными действиями теоретического мышления являются анализ, «восхождение» от абстрактного к конкретному, рефлексия и планирование.
Брушлинский Андрей Владимирович
Мышление всегда субъективно, даже когда оно правильно и адекватно отражает внешний мир.
«Мышление, — это всегда искание и открытие существенно нового» (А.В. Брушлинский)
Предвосхищение искомого в ходе процесса мышления относится к числу высших уровней познавательной деятельности человека.