Дисциплина «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Вопросы:
Вопрос 1. Предмет педагогики как науки
Вопрос 2. Основные категории педагогики
Вопрос 3. Зарождение образования
Вопрос 4. Развитие образования в эпоху Средневековья, Нового времени
(Возрождения), Просвещения в Западной Европе.
Вопрос 5. Развитие образования в России
период
Вопрос 1. Предмет педагогики как науки
Педагогика — наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах его воспитания, образования и обучения.
Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовке подрастающего поколения к жизни и деятельности
Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе развития человека, на основе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением.
Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания,
обучения.
Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.
Предмет педагогики —
воспитательные отношения, обеспечивающие развитиечеловека.
Образование и педагогика за рубежом в начале ХХ века
... в качественно иной подготовке. Потребность обновления образования и педагогики становилась все более актуальной. Пересмотр педагогических установок, перестройка образования выросли в важную национальную проблему ведущих ... ребенка к учителю: помоги мне это сделать самому ключевой в педагогике Монтессори. Основой обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте Монтессори считала сенсорное ...
Задачи педагогики
Научное обоснование развития систем
образования, содержания обучения и воспитания
Исследование сущности, структуры, функций
педагогического процесса
Выявление закономерностей и формулирование
принципов процесса обучения и воспитания людей
Разработка эффективных форм организации
педагогического процесса и методов его осуществления
Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей
Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его
профессионального мастерства
Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и
внедрения опыта обучения и воспитания
Вопрос 2. Основные категории педагогики.
Основные категории педагогики
В период становления педагогики как науки были определены три
фундаментальные категории (основные понятия педагогики) —
воспитание, обучение, образование.
Воспитание как понятие педагогики —
целенаправленное создание социальных условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением
Развитие человека — это непрерывный,
необратимый и закономерный процесс изменения его качеств и свойств, становления его личности под воздействием различных факторов. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц и т. д.), психическое (эмоций, интеллекта, способностей, характера и т. п.), духовное (всего внутреннего мира человека) и социальное (человека как членаобщества).
Обучение — познавательный процесс, осуществляющийся в специально созданных условиях при взаимодействии обучающего (учителя) и обучаемого (ученика), в результате чего достигается образование и происходит общее развитие личности.
Представляет собой процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений при взаимодействии педагога и учащихся.
Как процесс, обучение включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого
осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, иучение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление,
Наблюдение — ведущий метод экологического воспитания и ...
... процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста; анализ и систематизация опыта экологической практики в дошкольном учреждении. наблюдение экологическое образование ... преобладающему в этом возрасте. В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации ... Демонстрирует качества личности. Готов видеть в людях положительное, подражать им. Формируется характер, особенно ...
преобразование и использование
Образование — процесс и результат усвоения определенного уровня общечеловеческой культуры в виде системы знаний, навыков, умений, отношений путем воспитания и обучения. Данный процесс осуществляется в специально организованной системе внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Такаяобразовательная система включает в себя
Все образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования, которая и
обеспечивает управление развитием человека
Самовоспитание — это процесс усвоения
человеком опыта предшествующих поколений посредством собственных внутренних факторов, обеспечивающих развитие. Он представляет собой целенаправленную, активную личную деятельность людей, способствующую формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.
Самообразование — это целеустремленная
работа человека по расширению и углублению своихзнаний, совершенствованию имеющихся и
приобретению новых навыков и умений.
Презентация на тему: Вопрос 3. — Зарождение образования
Вопрос 3. — Зарождение образования
I период – педагогические знания донаучного периода
Первые педагогические теории и практические модели обучения и воспитания появились благодаря анализу путей эффективности процесса передачи накопленных знаний.
Систему таких знаний относят к народной педагогике, основой которой являются семейное и общественное воспитание, народное творчество, народная мудрость, нашедшая отражение в афоризмах,крылатых словах, заповедях, сказках, пословицах и поговорках, традициях и обычаях народа.
II период – возникновение теоретических педагогических концепций для построения системы светского образования.
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)— один из крупнейших философов своего времени Ближайшим учеником Сократа был Платон (427 – 347
гг. до н.э.)
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), писал трактаты по философии, физике, биологии, этике, политике, истории, искусству, Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знаний
Вопрос 2. Развитие образования в эпоху Средневековья, Нового времени (Возрождения),
Просвещения в Западной Европе
Педагогика мрачного Средневековья
Педагогика мрачного Средневековья (XIV—XVI вв.) характеризуется двумя основными признаками:
В эпоху перехода от Средневековья к Новому времениогромный вклад в развитие педагогики внес
великий чешский гуманист, философ, историк,
выдающийся общественный деятель Ян Амос Коменский
ученого связывают возникновение в педагогике целостной теории обучения и воспитания.
Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от прошлых воззрений, должен был не
отвращать детей от занятий, а возбуждать в них радость, превращая процесс познания в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам наук без
скуки, окрика и побоев. Школа, по Коменскому,— дом радости. Его дидактика построена на принципе
целесообразности и природосообразности. Его
девиз: никакого насилия надчеловеком!
Вопрос 3. Развитие образования
вРоссии период
Втот же период
призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающемупринуждение, отстаивал идею развитияличности как центральную в педагогике.
Целью воспитания Ушинский считал — формирование активной и творческой личности, подготовку человека к труду. Не отрицая положительной роли религии в формировании общественной морали, он выступал в то же время за независимость науки и школы от церкви.
Вальдорфская педагогика — оригинальное направление образования и воспитания, созданное в Германии Рудольфом Штейнером
участвовать в них как гражданин.
Педология — наука о ребенке, включающая данные анатомии и физиологии детства, педагогики и психологии. Педология возникла в США в конце XIX — начале XX в. Ее основателем был Стенли Холл
Место педагогики в человекознании
Другие отрасли науки
Психология
Физиология Педагогика
Философия и социология
Экономические
науки
Науки о трудовой |
Политология |
|
деятельности |
||
|
||
Этнология |
Исторические |
|
|
науки |
|
|
Методологические основы педагогики |