Предмет, задачи и методы коррекционной психологии

Предмет, задачи и методы коррекционной психологии

Предмет коррекционной психологии.

Предметом специальной психологии является исследование различных форм и сторон развития психики в неблагоприятных условиях. Иначе говоря, ее интересует как протекает психическое развитие в самых разных патогенных ситуациях и как могут изменяться, в зависимости от многообразных параметров этих условий различные характеристики психогенеза. Так же можно говорить о внешних неблагоприятных факторах, например, тяжелые психотравмирующие ситуации жизни, воспитание вне семьи, несоответствующий возрасту ребенка образ жизни, требования и ожидания со стороны взрослых.

Современные представления о предмете специальной психологии.

Со временем трансформации подвергается и предмет разных разделов специальной психологии. Помимо внутренней модификации традиционных отраслей специальной психологии (тифло-, сурдо- и олигофренопсихологии) можно наблюдать формирование ее новых направлений, таких как психология детей с задержкой психического развития, психология лиц с патологией опорно-двигательного аппарата. Закладываются основы логопсихологии, психологии детей, выросших в условиях материнской депривации, реабилитационной психологии. Современная специальная психология представляет собой сложно дифференцированную и динамично развивающуюся отрасль психологической науки. Кроме того, по уровню практической востребованности специальная психология на современном этапе является одним из лидеров среди прочих прикладных направлений.

Разграничение предметных областей с другими отраслями психологии (нейропсихология, патопсихология, медицинская психология и пр.).

Несмотря на то, что объектом изучения вышеперечисленных наук является ребенок с нарушениями в развитии, а предметом — его развитие личности в затрудненных условиях, разница в дифиниции предмета все таки имеется. Специальная психология имеет реабилитационный и компенсаторный аспект развития личности в неблагоприятных условиях развития личности. Медицинская психология рассматривает как болезнь отразилась на развитии ребенка, нейропсихология – как мозговые процессы влияют на развитие ребенка.

Можно сказать, что в начале XX в. они составляли единую научную дисциплину, которую иногда обозначали термином «патологическая психология». Неко­торые авторы и сегодня отождествляют их. Подобная точка зрения не вполне верна, хотя между специальной и медицин­ской психологией существует много общего. Основной про­блемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний. Предметное содержание специальной психологии связано с разными вариантами отклоняющегося психического разви­тия, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц. Другое существенное отличие состоит в том, что медицинская психология рассматривает человека в клини­ческом контексте, в процессе лечения. В специальной пси­хологии иной контекст — социальный, то есть обучение, вос­питание, профессиональное самоопределение. Разные кон­тексты связаны с разной направленностью приложения психологических знаний. Медицинская психология обслу­живает сферу здравоохранения, специальная — сферу коррекционного образования. Указанные отличия не отрицают существования областей и зон взаимодействия между двумя науками.

15 стр., 7496 слов

Основные этапы развития психологии, основные направления развития ...

... мотивом ученых, разрабатывавших психологические концепции в Новое время. Этапы развития психологии Развитие психологии в период античности Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до ... а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, ...

Межпредметные связи коррекционной психологии.

Научное изучение предмета всегда обращено к отдельной, конкретной особенности этого предмета. Сам же предмет обладает множеством таких сторон, которые в свою очередь становятся предметами изучения других наук. Чтобы увидеть предмет во всей его целостности, необходимо сопоставить данные из различных наук. Эти связи называются межпредметными. Специальная психология имеет связь со многими науками: это и психиатрия, и мед. психология, возрастная, семейная, общая, педагогическая, клиническая психология, мед. генетика, психопатология, невропатология, офтальмология, социология, педагогика. Связь с коррекционной педагогикой: методы и содержание специального обучения должны основываться на знании особенностей психического развития этих детей, т.е. специальная психология выступает для коррекционной педагогики как теоретическая база. И на оборот, практика и результат обучения – проверка правильности представлений о психогенезе нарушения. Связь с медицинской психологией: при одном и том же предмете, он рассматривается с разных точек зрения. МП – в клиническом аспекте, в процессе лечения. Т.е как влияет болезнь на развитие психики ребенка и роль психики в процессе лечения. СП – в социальном контексте, те. Обучении, воспитании, профориентации. Как развивается, обучается личность в сложных для нее условиях, причем, эти условия не всегда болезнь, а иногда социальные факторы или отличия от большинства.

Специальная психология обладает обширны­ми межпредметными связями, которые имеют отчетливую тенденцию к дальнейшему росту.

Тесные связи также существуют между специальной и ме­дицинской или клинической психологией. На первоначаль­ных этапах становления их предметное содержание не всегда было четко разделено. Особенно тесные связи у специальной психологии устанавливаются с одним из наиболее разработанных разде­лов медицинской психологии — нейропсихологией. После­дняя, занимается изучением нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Как известно, для многих детей с отклонениями в развитии характерно на­личие резидуальных органических патологий мозга. Имен­но поэтому использование основных принципов и методов нейропсихологии при изучении этих детей оказалось весьма продуктивным и перспективным.

3 стр., 1289 слов

Психологическая готовность к школьному обучению. Раскройте психолого-педагогическое ...

... школе. Педагогическая готовность к школьному обучению. Педагогическая готовность к школеопределяется уров­нем владения специальными знаниями, умениями и на­выками, необходимыми для обучения в школе. Это навы­ки ... обеспечить достаточно успешного включения ре­бенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приеме в школу хороший уро­вень педагогической готовности, далеко ...

Круг межпредметных связей специальной психологии в действительности весьма широк и не ограничивается обозна­ченными выше. Мы могли бы также сослаться на инженер­ные науки, занимающиеся проектированием технических при­способлений и приборов для инвалидов; на социологию, общую педагогику, философию, этнографию и пр.

Коррекционная психология и система специального образования.

Специальная психология возникла как теоретическая база специального образования. Для правильного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, необходимо знание особенностей их развития, поведения, обучения. Этим и занялась специальная психология. Т.е. специальная психология – это теория, а специальное образование – это практическое применение в обучении полученных данных.

Само возникновение специальной психологии связано с практикой обучения и воспи­тания детей с отклонениями в развитии. Очевидным является тот факт, что методы и содержание специального обучения и воспитания должны основываться на знании особенностей психического развития детей с ограниченными возможностя­ми. В этом состоит, прежде всего, связь специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии. В данном случае специальная психология выступает в качестве одного из элементов теоретической базы коррекционной педагоги­ки. С другой стороны, практика обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии является важным средством про­верки точности и надежности психологических представле­ний. Взаимодействие специальной психологии и педагогики способствует содержательному обогащению обеих наук; за последнее десятилетие оно существенно видоизменилось.

Процесс обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии долгие годы был жестко регламентирован едиными программами, учебными планами, стандартами и т. п. К на­стоящему времени появилось множество оригинальных на­правлений в этой области, существенно расширилось педаго­гическое пространство и свобода педагогического экспери­ментирования. В нынешних условиях специальная психология получила уникальную возможность сравнительного изучения своеобразия развития особого ребенка в разных условиях вос­питания и обучения, начиная от традиционного и кончая раз­личными формами интегрированного обучения. Подобные сравнительные исследования могут существенно обогатить представления о феноменах отклоняющегося развития, они сами и их результаты выступают в качестве экспертных оценок, определяющих, какие из педагогических технологий облада­ют большим развивающим и коррекционным потенциалом

Основные задачи коррекционной психологии. (исследовательские)

8 стр., 3747 слов

Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР)

... застревает на каком – либо уравне развития и необходимы специальные условия чтобы процесс развития продолжался в гармоничном состоянии. В ... служат фундаментом для формирования более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если ... процессов редукции и обновления выступает в двигательном развитии детей 1ого года жизни. У новорожденных имеются первичные ...

Исследование нескольких групп закономерностей.

1.Основные и общие, т.е. закономерности, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных условиях.

2.Модально-неспецифические, свойственные всем группам детей с нарушением в развитии независимо от характера основного нарушения.

3.Модально-специфические, свойственные одной группе детей с нарушениями.

4.Установление зависимости характера психического развития от силы и выраженности патогенного фактора.

Теоретические задачи.

Разработка научных основ для методов содержания обучения разных групп детей с отклонениями в развитии.

Прикладные задачи. Коррекционная, реабилитационная и психопрофилактическая работа с детьми.

Отрасли коррекционной психологии.

Традиционно к отраслям специальной психологии относят ее разделы, занимающиеся психологией слепых, глухих, умственно отсталых (тифло-, сурдо-, олигофренопсихология).

В последнее время появляются новые отрасли: психология детей с ЗПР, с нарушениями ОДА, одаренных детей. В связи с политической напряженностью и угрозами террактов, появляется отрасль специальной психологии – психология детей беженцев, детей заложников, детей пострадавщих от террактов. Особенность СП, мгновенная реакция на окружающую обстановку, где нарушается нормальное развитие людей, детей в частности.

Связь коррекционной психологии с другими науками (общая и возрастная психология, невропатология, психопатология, гигиена, офтальмология и пр.)

Кроме того, нелишне напомнить, что специальная психо­логия исторически формировалась в процессе непрерывного взаимодействия с другими науками. Так, являясь частью пси­хологической науки, специальная психология, прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями и в особеннос­ти с общей, возрастной и педагогической. Знания, накоплен­ные ими, выступают в качестве теоретической базы для специальной психологии, ибо развитие психики в условиях сенсорных, речевых, двигательных и других нарушений под­чиняется общим законам функционирования и генеза созна­ния. С другой стороны, общепсихологические представления существенно обогащаются за счет клинико-психологических исследований, проводимых в рамках специальной психоло­гии. Многие закономерности в норме легко могут ускользнуть от взгляда исследователя либо крайне трудны для изучения в искусственных условиях. Случаи патологии являются, по об­разному выражению И. П. Павлова, «жестоким эксперимен­том природы», дающим уникальную возможность проверить степень универсальности законов, открытых и описанных ра­нее. Это особенно важно, если учесть, что структура психики не может быть реально разложена на составляющие ее компо­ненты, это осуществимо лишь теоретически. И в этом смысле значение клинико-психологических исследований уникаль­но: порой тот или иной закон обнаруживает себя лишь тогда, когда он нарушается, что дает возможность его описать и изу­чить. Не случайно практически все крупные представители психологической науки уделяли значительное внимание кли­ническому материалу

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ... эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...

Специальная психология также контактирует с рядом клинико-биологических наук: нейрофизиологией, невропатоло­гией, детской психиатрией, офтальмологией, оториноларин­гологией, медицинской генетикой и др. Знания о структурно-функциональных основах организации психической дея­тельности углубляют представления о природе нарушений психического развития. Многочисленные психические и не­рвные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в раз­витии. Именно поэтому клинические сведения из перечислен­ных дисциплин так важны для построения теории специаль­ной психологии. Сказанное, безусловно, не означает отожде­ствление клинического и психологического подходов, ибо клинициста (врача) прежде всего, интересуют симптомы и син­дромы заболевания как внешние проявления внутреннего па­тофизиологического процесса. Психолог же, по справедливо­му мнению В. В. Лебединского, за клиническими симптома­ми ищет механизмы нарушений нормальной психической деятельности или психологические реакции на эти симпто­мы. Таким образом, клинический и психологический анали­зы обращены к разным уровням изучаемого явления — физи­ологическому и психологическому, каждый из которых при всем их единстве обладает выраженной спецификой, собствен­ными закономерностями и несводим к другому.

Соотношение клинического и психологического анализов часто напоминает известный психологический феномен по­очередной смены фигуры и фона, последовательно превраща­ющихся друг в друга. Например, детская психиатрия занима­ется не просто психическими заболеваниями, их этиологией, патогенезом и т. д., но прежде всего тем, как они протекают и проявляют себя в зависимости от возрастного фактора. Здесь болезнь выступает в роли фигуры, а возраст в роли фона. Спе­циальная психология интересуется тем, как психическое за­болевание и его последствия (равно как и другие соматичес­кие расстройства) влияют на процесс возрастного развития психики. В этом случае процесс возрастного развития пред­ставлен в виде фигуры, а болезнь и ее последствия в роли фона

Особенности отражательных и регуляторных функций психики при тотальных или парциальных нарушениях зрения и слуха, интеллекта, речи, движений и пр.

Основной особенностью всех видов дизонтогенеза является ограничение, т.е. депривация одной или нескольких функций психики. Эту функцию отражения и регуляции берут на себя другие сенсорные и исполнительные системы. Это сопровождается повышением нагрузки на все компоненты. Примером может служить нарушение работы зрительного анализатора, получаемая информация идет через слуховой, тактильный канал. Задача интеллектуальной деятельности, на основе ранее усвоенного опыта придать этой информации зрительную модальность. Все это возможно только при условии коррекционных, реабилитационных, абилитационных мероприятий, проводимых с этим ребенком. Сложность для ребенка может заключаться в оперировании пока еще непонятными ему понятиями, символами.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, ... к понятийным ее формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоци­онально-волевой, потребностной сферы. Одним ... Они выявля­ются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности1. В связи с ...

Характеристика объекта исследования коррекционной психологии.

До недавнего времени считалось, что объектом специальной психологии является ребенок с нарушениями в развитии. На современном этапе развития психологии, возросшей ее роли в участии в окружающей жизни представления об объекте значительно расширились. Это могут бвть дети без нарушения в развитии, но перенесшие психотравму. примером может служить печальные события в Беслане. Одними из первых туда поехали специальные психологи. Так же можно рассматривать объектом детей с одаренностью. Гипертрофированное развитие способностей, как и недоразвитие делает этих детей особенным. Объектами специальной психологии становятся не только дети, но и взрослые, по какой-то причине потерявшие зрение, слух, подвижность и т.д.

Предмет и методы специальной психологии.

Специальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенно­сти психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых, психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), пси­хология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также на­чавшие развиваться позднее психология детей с недостатками речи, психология детей с ЗПР, психоло­гия слепоглухих и еще более молодая — психология лиц с недо­статками опорно-двигательного аппарата.

Специальная психология, в свою очередь, входит как важная составная часть в дефектологию — интегративную научную об­ласть, охватывающую проблемы разностороннего изучения, вос­питания, образования, подготовки детей и взрослых с нарушени­ями физического и умственного развития к труду и самостоятель­ной жизни в обществе.

Специальная психология связана с такими областями психо­логии, как детская, возрастная и педагогическая психология, пси­хофизиология и нейропсихология. Она соприкасается с рядом разде­лов общей психологии.

Важно четко отграничить специальную психологию от близких к ней патопсихологии и клинической психологии.

Патопсихология изучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных психическими или соматическими заболеваниями, в то время как специальная психология имеет дело с устойчивыми аномальными состояниями, вызванными не текущим болезненным процессом, а отда­ленными последствиями каких-то органических повреждений или нарушений формирования психических функций в результате край­не неблагоприятных социальных условий.

Клиническая психология, как и патопсихология, имеет дело с психологической проблематикой, связанной с текущими заболе­ваниями. Она занимается психологическими аспектами профилак­тики заболеваний, диагностикой психических болезней и вызван­ных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, психологической коррекцией, способствующей выздо­ровлению, психологическими аспектами работы медицинского персонала, вопросами экспертизы и социально-трудовой реаби­литации больных.

В задачи специальной психологии входит: изучение закономер­ностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в раз­ных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обуче­ния; создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; разработка средств психологической кор­рекции недостатков развития; психологическое обоснование со­держания и методов обучения и воспитания в системе специаль­ных образовательных учреждений; психологическая оценка эф­фективности содержания и методов обучения детей с недостатка­ми развития в разных условиях; психологическое изучение соци­альной адаптации лиц с недостатками; психологическая коррек­ция дезадаптации.

2 стр., 546 слов

История становления и развития психологии управления как науки

... системно моральные факторы в виде налаживания доверительных отношений. Значительный вклад в развитие административной и бюрократической психологии внес (Макс Вебер, Фаель. ) Макс Вебер пытаясь настроит идеальную модель ... воли начальника. С 30-х годов исследования психологии труда и управления было свёрнуто и за политических событий. Развитие науки началось с 1960 года, основными направлениями ...

В настоящее время наиболее актуальной задачей является раз­работка диагностических методик, поскольку эта область остается слабо освещенной.

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, спе­циальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются индивидуальный и груп­повой лабораторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения, и др.), анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий эксперимент, используются также условно-рефлекторные методики.

Каждая из методик применяется в определенных целях и с уче­том особенностей объекта изучения.

Так, экспериментально-психологические методики, использу­емые в индивидуальном или групповом лабораторном психологи­ческом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует применения обследуемым опреде­ленных операций или действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.

Практически всякое задание, независимо от его основной на­правленности при обследовании ребенка, в большей или мень­шей мере позволяет видеть его интеллектуальные возможности, так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания осуществить определен­ные действия. Чем сложнее инструкция, тем большим должно быть участие мыслительных процессов в ее понимании (независимо от степени сложности самого задания).

Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки раз­вития. Уже из этого следует, что каждая экспериментально-пси­хологическая методика имеет ограничения, связанные с особен­ностями конкретного недостатка развития, а также определенные возрастные границы своего применения. Так, например, анкети­рование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нор­мально развивающимися это возможно раньше.

Особое значение при изучении детей с недостатками разви­тия приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих де­тей применение экспериментальных методик в раннем и дош­кольном возрасте часто не дает значимых результатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческих прояв­лений может дать очень многое. Тщательное наблюдение за пове­дением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для по­нимания характера трудностей ребенка при выполнении им раз­личных заданий.

10 стр., 4875 слов

Особенности психологической работы по коррекции эмоционального ...

... программой ДОУ. В группе компенсирующей направленности осуществляется квалифицированная коррекция недостатков в речевом развитии детей и дошкольное образование в соответствии с образовательной программой ДОУ. ... школе; консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей. Содержание деятельности на практике включает выполнение заданий: составить индивидуальный план своей деятельности на ...

Требует специальной разработки метод анкетирования родите­лей, воспитателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребенка в раннем возрасте, когда наиболее значимые данные могут быть получены не исследователем в короткие перио­ды специально организованных наблюдений, а теми, кто видит ребенка ежедневно на протяжении многих часов, кто наблюдает динамику его развития в течение длительного периода времени.

Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, дан­ные, полученные при изучении какой-то определенной группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопостав­ляться с результатами выполнения точно таких же заданий груп­пой нормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях в специальной психологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.

Особенно продуктивны исследования, в которых одно и то же психическое явление изучается с привлечением детей разных ка­тегорий. Такие исследования позволяют более четко видеть спе­цифические особенности детей каждой категории и особенно важ­ны как для диагностики нарушений развития, так и для опреде­ления своеобразия коррекционно-педагогических воздействий, необходимых для успешного обучения этих детей.

Важную методологическую проблему специальной психологии составляет разработка и применение невербальных психологиче­ских методик. Поскольку у нескольких категорий детей с отклоне­ниями развития имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняющие понимание ими словесных инструкций и ответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно вы­явить уровень умственного развития этих детей, используя сло­весные задания.

Невербальные задания, решение которых может быть выраже­но в форме практических действий, позволяют обойти эти труд­ности и получить представление, например, об интеллектуальных возможностях ребенка или об особенностях восприятия.

Прямо противоположная ситуация имеет место при изучении детей с глубокими недостатками зрения. Применение зрительно воспринимаемых заданий становится невозможным. Часть зада­ний наглядного характера может быть представлена в рельефной форме, воспринимаемой осязательно. Однако не все методики могут быть преобразованы таким путем. Поэтому гораздо большее значение, чем при исследовании лиц с нормальным зрением, приобретают вербальные задания и особый их подбор с учетом своеобразия речи незрячих.