Предмет, задачи и методы коррекционной психологии
Предмет коррекционной психологии.
Предметом специальной психологии является исследование различных форм и сторон развития психики в неблагоприятных условиях. Иначе говоря, ее интересует как протекает психическое развитие в самых разных патогенных ситуациях и как могут изменяться, в зависимости от многообразных параметров этих условий различные характеристики психогенеза. Так же можно говорить о внешних неблагоприятных факторах, например, тяжелые психотравмирующие ситуации жизни, воспитание вне семьи, несоответствующий возрасту ребенка образ жизни, требования и ожидания со стороны взрослых.
Современные представления о предмете специальной психологии.
Со временем трансформации подвергается и предмет разных разделов специальной психологии. Помимо внутренней модификации традиционных отраслей специальной психологии (тифло-, сурдо- и олигофренопсихологии) можно наблюдать формирование ее новых направлений, таких как психология детей с задержкой психического развития, психология лиц с патологией опорно-двигательного аппарата. Закладываются основы логопсихологии, психологии детей, выросших в условиях материнской депривации, реабилитационной психологии. Современная специальная психология представляет собой сложно дифференцированную и динамично развивающуюся отрасль психологической науки. Кроме того, по уровню практической востребованности специальная психология на современном этапе является одним из лидеров среди прочих прикладных направлений.
Разграничение предметных областей с другими отраслями психологии (нейропсихология, патопсихология, медицинская психология и пр.).
Несмотря на то, что объектом изучения вышеперечисленных наук является ребенок с нарушениями в развитии, а предметом — его развитие личности в затрудненных условиях, разница в дифиниции предмета все таки имеется. Специальная психология имеет реабилитационный и компенсаторный аспект развития личности в неблагоприятных условиях развития личности. Медицинская психология рассматривает как болезнь отразилась на развитии ребенка, нейропсихология – как мозговые процессы влияют на развитие ребенка.
Можно сказать, что в начале XX в. они составляли единую научную дисциплину, которую иногда обозначали термином «патологическая психология». Некоторые авторы и сегодня отождествляют их. Подобная точка зрения не вполне верна, хотя между специальной и медицинской психологией существует много общего. Основной проблемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний. Предметное содержание специальной психологии связано с разными вариантами отклоняющегося психического развития, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц. Другое существенное отличие состоит в том, что медицинская психология рассматривает человека в клиническом контексте, в процессе лечения. В специальной психологии иной контекст — социальный, то есть обучение, воспитание, профессиональное самоопределение. Разные контексты связаны с разной направленностью приложения психологических знаний. Медицинская психология обслуживает сферу здравоохранения, специальная — сферу коррекционного образования. Указанные отличия не отрицают существования областей и зон взаимодействия между двумя науками.
Основные этапы развития психологии, основные направления развития ...
... мотивом ученых, разрабатывавших психологические концепции в Новое время. Этапы развития психологии Развитие психологии в период античности Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до ... а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, ...
Межпредметные связи коррекционной психологии.
Научное изучение предмета всегда обращено к отдельной, конкретной особенности этого предмета. Сам же предмет обладает множеством таких сторон, которые в свою очередь становятся предметами изучения других наук. Чтобы увидеть предмет во всей его целостности, необходимо сопоставить данные из различных наук. Эти связи называются межпредметными. Специальная психология имеет связь со многими науками: это и психиатрия, и мед. психология, возрастная, семейная, общая, педагогическая, клиническая психология, мед. генетика, психопатология, невропатология, офтальмология, социология, педагогика. Связь с коррекционной педагогикой: методы и содержание специального обучения должны основываться на знании особенностей психического развития этих детей, т.е. специальная психология выступает для коррекционной педагогики как теоретическая база. И на оборот, практика и результат обучения – проверка правильности представлений о психогенезе нарушения. Связь с медицинской психологией: при одном и том же предмете, он рассматривается с разных точек зрения. МП – в клиническом аспекте, в процессе лечения. Т.е как влияет болезнь на развитие психики ребенка и роль психики в процессе лечения. СП – в социальном контексте, те. Обучении, воспитании, профориентации. Как развивается, обучается личность в сложных для нее условиях, причем, эти условия не всегда болезнь, а иногда социальные факторы или отличия от большинства.
Специальная психология обладает обширными межпредметными связями, которые имеют отчетливую тенденцию к дальнейшему росту.
Тесные связи также существуют между специальной и медицинской или клинической психологией. На первоначальных этапах становления их предметное содержание не всегда было четко разделено. Особенно тесные связи у специальной психологии устанавливаются с одним из наиболее разработанных разделов медицинской психологии — нейропсихологией. Последняя, занимается изучением нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Как известно, для многих детей с отклонениями в развитии характерно наличие резидуальных органических патологий мозга. Именно поэтому использование основных принципов и методов нейропсихологии при изучении этих детей оказалось весьма продуктивным и перспективным.
Психологическая готовность к школьному обучению. Раскройте психолого-педагогическое ...
... школе. Педагогическая готовность к школьному обучению. Педагогическая готовность к школеопределяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки ... обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приеме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко ...
Круг межпредметных связей специальной психологии в действительности весьма широк и не ограничивается обозначенными выше. Мы могли бы также сослаться на инженерные науки, занимающиеся проектированием технических приспособлений и приборов для инвалидов; на социологию, общую педагогику, философию, этнографию и пр.
Коррекционная психология и система специального образования.
Специальная психология возникла как теоретическая база специального образования. Для правильного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, необходимо знание особенностей их развития, поведения, обучения. Этим и занялась специальная психология. Т.е. специальная психология – это теория, а специальное образование – это практическое применение в обучении полученных данных.
Само возникновение специальной психологии связано с практикой обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Очевидным является тот факт, что методы и содержание специального обучения и воспитания должны основываться на знании особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями. В этом состоит, прежде всего, связь специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии. В данном случае специальная психология выступает в качестве одного из элементов теоретической базы коррекционной педагогики. С другой стороны, практика обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии является важным средством проверки точности и надежности психологических представлений. Взаимодействие специальной психологии и педагогики способствует содержательному обогащению обеих наук; за последнее десятилетие оно существенно видоизменилось.
Процесс обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии долгие годы был жестко регламентирован едиными программами, учебными планами, стандартами и т. п. К настоящему времени появилось множество оригинальных направлений в этой области, существенно расширилось педагогическое пространство и свобода педагогического экспериментирования. В нынешних условиях специальная психология получила уникальную возможность сравнительного изучения своеобразия развития особого ребенка в разных условиях воспитания и обучения, начиная от традиционного и кончая различными формами интегрированного обучения. Подобные сравнительные исследования могут существенно обогатить представления о феноменах отклоняющегося развития, они сами и их результаты выступают в качестве экспертных оценок, определяющих, какие из педагогических технологий обладают большим развивающим и коррекционным потенциалом
Основные задачи коррекционной психологии. (исследовательские)
Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР)
... застревает на каком – либо уравне развития и необходимы специальные условия чтобы процесс развития продолжался в гармоничном состоянии. В ... служат фундаментом для формирования более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если ... процессов редукции и обновления выступает в двигательном развитии детей 1ого года жизни. У новорожденных имеются первичные ...
Исследование нескольких групп закономерностей.
1.Основные и общие, т.е. закономерности, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных условиях.
2.Модально-неспецифические, свойственные всем группам детей с нарушением в развитии независимо от характера основного нарушения.
3.Модально-специфические, свойственные одной группе детей с нарушениями.
4.Установление зависимости характера психического развития от силы и выраженности патогенного фактора.
Теоретические задачи.
Разработка научных основ для методов содержания обучения разных групп детей с отклонениями в развитии.
Прикладные задачи. Коррекционная, реабилитационная и психопрофилактическая работа с детьми.
Отрасли коррекционной психологии.
Традиционно к отраслям специальной психологии относят ее разделы, занимающиеся психологией слепых, глухих, умственно отсталых (тифло-, сурдо-, олигофренопсихология).
В последнее время появляются новые отрасли: психология детей с ЗПР, с нарушениями ОДА, одаренных детей. В связи с политической напряженностью и угрозами террактов, появляется отрасль специальной психологии – психология детей беженцев, детей заложников, детей пострадавщих от террактов. Особенность СП, мгновенная реакция на окружающую обстановку, где нарушается нормальное развитие людей, детей в частности.
Связь коррекционной психологии с другими науками (общая и возрастная психология, невропатология, психопатология, гигиена, офтальмология и пр.)
Кроме того, нелишне напомнить, что специальная психология исторически формировалась в процессе непрерывного взаимодействия с другими науками. Так, являясь частью психологической науки, специальная психология, прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями и в особенности с общей, возрастной и педагогической. Знания, накопленные ими, выступают в качестве теоретической базы для специальной психологии, ибо развитие психики в условиях сенсорных, речевых, двигательных и других нарушений подчиняется общим законам функционирования и генеза сознания. С другой стороны, общепсихологические представления существенно обогащаются за счет клинико-психологических исследований, проводимых в рамках специальной психологии. Многие закономерности в норме легко могут ускользнуть от взгляда исследователя либо крайне трудны для изучения в искусственных условиях. Случаи патологии являются, по образному выражению И. П. Павлова, «жестоким экспериментом природы», дающим уникальную возможность проверить степень универсальности законов, открытых и описанных ранее. Это особенно важно, если учесть, что структура психики не может быть реально разложена на составляющие ее компоненты, это осуществимо лишь теоретически. И в этом смысле значение клинико-психологических исследований уникально: порой тот или иной закон обнаруживает себя лишь тогда, когда он нарушается, что дает возможность его описать и изучить. Не случайно практически все крупные представители психологической науки уделяли значительное внимание клиническому материалу
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ... эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...
Специальная психология также контактирует с рядом клинико-биологических наук: нейрофизиологией, невропатологией, детской психиатрией, офтальмологией, оториноларингологией, медицинской генетикой и др. Знания о структурно-функциональных основах организации психической деятельности углубляют представления о природе нарушений психического развития. Многочисленные психические и нервные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в развитии. Именно поэтому клинические сведения из перечисленных дисциплин так важны для построения теории специальной психологии. Сказанное, безусловно, не означает отождествление клинического и психологического подходов, ибо клинициста (врача) прежде всего, интересуют симптомы и синдромы заболевания как внешние проявления внутреннего патофизиологического процесса. Психолог же, по справедливому мнению В. В. Лебединского, за клиническими симптомами ищет механизмы нарушений нормальной психической деятельности или психологические реакции на эти симптомы. Таким образом, клинический и психологический анализы обращены к разным уровням изучаемого явления — физиологическому и психологическому, каждый из которых при всем их единстве обладает выраженной спецификой, собственными закономерностями и несводим к другому.
Соотношение клинического и психологического анализов часто напоминает известный психологический феномен поочередной смены фигуры и фона, последовательно превращающихся друг в друга. Например, детская психиатрия занимается не просто психическими заболеваниями, их этиологией, патогенезом и т. д., но прежде всего тем, как они протекают и проявляют себя в зависимости от возрастного фактора. Здесь болезнь выступает в роли фигуры, а возраст в роли фона. Специальная психология интересуется тем, как психическое заболевание и его последствия (равно как и другие соматические расстройства) влияют на процесс возрастного развития психики. В этом случае процесс возрастного развития представлен в виде фигуры, а болезнь и ее последствия в роли фона
Особенности отражательных и регуляторных функций психики при тотальных или парциальных нарушениях зрения и слуха, интеллекта, речи, движений и пр.
Основной особенностью всех видов дизонтогенеза является ограничение, т.е. депривация одной или нескольких функций психики. Эту функцию отражения и регуляции берут на себя другие сенсорные и исполнительные системы. Это сопровождается повышением нагрузки на все компоненты. Примером может служить нарушение работы зрительного анализатора, получаемая информация идет через слуховой, тактильный канал. Задача интеллектуальной деятельности, на основе ранее усвоенного опыта придать этой информации зрительную модальность. Все это возможно только при условии коррекционных, реабилитационных, абилитационных мероприятий, проводимых с этим ребенком. Сложность для ребенка может заключаться в оперировании пока еще непонятными ему понятиями, символами.
Принцип развития в психологии 2
... в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, ... к понятийным ее формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоционально-волевой, потребностной сферы. Одним ... Они выявляются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности1. В связи с ...
Характеристика объекта исследования коррекционной психологии.
До недавнего времени считалось, что объектом специальной психологии является ребенок с нарушениями в развитии. На современном этапе развития психологии, возросшей ее роли в участии в окружающей жизни представления об объекте значительно расширились. Это могут бвть дети без нарушения в развитии, но перенесшие психотравму. примером может служить печальные события в Беслане. Одними из первых туда поехали специальные психологи. Так же можно рассматривать объектом детей с одаренностью. Гипертрофированное развитие способностей, как и недоразвитие делает этих детей особенным. Объектами специальной психологии становятся не только дети, но и взрослые, по какой-то причине потерявшие зрение, слух, подвижность и т.д.
Предмет и методы специальной психологии.
Специальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых, психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также начавшие развиваться позднее психология детей с недостатками речи, психология детей с ЗПР, психология слепоглухих и еще более молодая — психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.
Специальная психология, в свою очередь, входит как важная составная часть в дефектологию — интегративную научную область, охватывающую проблемы разностороннего изучения, воспитания, образования, подготовки детей и взрослых с нарушениями физического и умственного развития к труду и самостоятельной жизни в обществе.
Специальная психология связана с такими областями психологии, как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология и нейропсихология. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии.
Важно четко отграничить специальную психологию от близких к ней патопсихологии и клинической психологии.
Патопсихология изучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных психическими или соматическими заболеваниями, в то время как специальная психология имеет дело с устойчивыми аномальными состояниями, вызванными не текущим болезненным процессом, а отдаленными последствиями каких-то органических повреждений или нарушений формирования психических функций в результате крайне неблагоприятных социальных условий.
Клиническая психология, как и патопсихология, имеет дело с психологической проблематикой, связанной с текущими заболеваниями. Она занимается психологическими аспектами профилактики заболеваний, диагностикой психических болезней и вызванных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, психологической коррекцией, способствующей выздоровлению, психологическими аспектами работы медицинского персонала, вопросами экспертизы и социально-трудовой реабилитации больных.
В задачи специальной психологии входит: изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения; создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; разработка средств психологической коррекции недостатков развития; психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений; психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях; психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками; психологическая коррекция дезадаптации.
История становления и развития психологии управления как науки
... системно моральные факторы в виде налаживания доверительных отношений. Значительный вклад в развитие административной и бюрократической психологии внес (Макс Вебер, Фаель. ) Макс Вебер пытаясь настроит идеальную модель ... воли начальника. С 30-х годов исследования психологии труда и управления было свёрнуто и за политических событий. Развитие науки началось с 1960 года, основными направлениями ...
В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик, поскольку эта область остается слабо освещенной.
В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения, и др.), анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий эксперимент, используются также условно-рефлекторные методики.
Каждая из методик применяется в определенных целях и с учетом особенностей объекта изучения.
Так, экспериментально-психологические методики, используемые в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует применения обследуемым определенных операций или действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.
Практически всякое задание, независимо от его основной направленности при обследовании ребенка, в большей или меньшей мере позволяет видеть его интеллектуальные возможности, так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания осуществить определенные действия. Чем сложнее инструкция, тем большим должно быть участие мыслительных процессов в ее понимании (независимо от степени сложности самого задания).
Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития. Уже из этого следует, что каждая экспериментально-психологическая методика имеет ограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а также определенные возрастные границы своего применения. Так, например, анкетирование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нормально развивающимися это возможно раньше.
Особое значение при изучении детей с недостатками развития приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих детей применение экспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не дает значимых результатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческих проявлений может дать очень многое. Тщательное наблюдение за поведением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для понимания характера трудностей ребенка при выполнении им различных заданий.
Особенности психологической работы по коррекции эмоционального ...
... программой ДОУ. В группе компенсирующей направленности осуществляется квалифицированная коррекция недостатков в речевом развитии детей и дошкольное образование в соответствии с образовательной программой ДОУ. ... школе; консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей. Содержание деятельности на практике включает выполнение заданий: составить индивидуальный план своей деятельности на ...
Требует специальной разработки метод анкетирования родителей, воспитателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребенка в раннем возрасте, когда наиболее значимые данные могут быть получены не исследователем в короткие периоды специально организованных наблюдений, а теми, кто видит ребенка ежедневно на протяжении многих часов, кто наблюдает динамику его развития в течение длительного периода времени.
Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, данные, полученные при изучении какой-то определенной группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группой нормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях в специальной психологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.
Особенно продуктивны исследования, в которых одно и то же психическое явление изучается с привлечением детей разных категорий. Такие исследования позволяют более четко видеть специфические особенности детей каждой категории и особенно важны как для диагностики нарушений развития, так и для определения своеобразия коррекционно-педагогических воздействий, необходимых для успешного обучения этих детей.
Важную методологическую проблему специальной психологии составляет разработка и применение невербальных психологических методик. Поскольку у нескольких категорий детей с отклонениями развития имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняющие понимание ими словесных инструкций и ответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровень умственного развития этих детей, используя словесные задания.
Невербальные задания, решение которых может быть выражено в форме практических действий, позволяют обойти эти трудности и получить представление, например, об интеллектуальных возможностях ребенка или об особенностях восприятия.
Прямо противоположная ситуация имеет место при изучении детей с глубокими недостатками зрения. Применение зрительно воспринимаемых заданий становится невозможным. Часть заданий наглядного характера может быть представлена в рельефной форме, воспринимаемой осязательно. Однако не все методики могут быть преобразованы таким путем. Поэтому гораздо большее значение, чем при исследовании лиц с нормальным зрением, приобретают вербальные задания и особый их подбор с учетом своеобразия речи незрячих.